Современные тенденции развития экономики Китая, его место в МХ. Факторы экономического роста Кит
СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Экономика субъектов в МХ
Тема: Современные тенденции развития экономики Китая, его место в МХ. Факторы экономического роста Китая
Защитила с оценкой:
Ростов-на-Дону,
2011
Содержание
Введение
1. Основные черты модели развития Китая
1.1. Эволюция модели развития Китая
1.2. Опыт, приобретенный в ходе проведения реформирования.
2. Особенности экономического развития Китая на современном этапе.
2.1. Тенденции развития экономики Китая.
2.2. Проблемы развития экономики Китая.
2.3. Факторы экономического роста Китая.
3. Роль Китая в МХ
3.1. Внешнеэкономические связи Китая
3.2. Экономические отношения Китая с Россией
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Китай – одна из крупнейших держав мира. На его территории проживает свыше 21% населения мира. Хозяйство КНР характеризуется устойчиво высоким темпами развития.
Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей Китая является внешняя торговля. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2009гг. возросла в десять раз, и составляет около 8% (в 1978г. 0,75%).
По производству ряда товаров – угля, изделий текстильной промышленности, отдельных товаров народного потребления (холодильники, машины, велосипеды) Китай занимает первое место в мире, по производству электроэнергии – второе. Успехи в хозяйственном развитии во многом связаны с решением продовольственной проблемы. Это в свою очередь обеспечило значительное улучшение положения крестьян, особенно в южных провинциях страны, где реальные денежные доходы сельского населения сравнялись с доходами горожан. Элементом менталитета китайцев становится мысль о постепенном превращении Китая в ведущую экономическую державу XXI в.
Тема данной курсовой работы достаточно актуальна, т.к. Китай представляет сегодня мощную страну с большим развитием экономического потенциала и становится привлекательным партнёром для сотрудничества с другими странами.
Объектом исследования является становление экономического процесса Китая, а конкретно среди множества форм рассмотрена социально-экономическая сфера, внешнеэкономические отношения, финансовая система, а также проблемы перехода Китая к рыночной экономике.
Цель работы – рассмотреть экономику Китая в целом и ее современные тенденции развития, а также роль Китая в мировом хозяйстве.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. проанализирована эволюция модели развития Китая, и выявлены основные результаты реформирования;
2. рассмотрены основные тенденции и проблемы развития экономики Китая;
3. рассмотрены внешнеэкономические связи Китая, а также экономические отношения Китая с Россией
1. Основные черты модели развития Китая
1.1. Эволюция модели развития Китая
С точки зрения изменения экономической системы путь китайской реформы строился на постепенном переходе от плановой к рыночной экономике. Однако завершение перехода само по себе не решает всех проблем страны. Многое будет зависеть от того, какого именно типа рыночная экономика будет создана, какая именно модель экономического развития сформируется. В таблице 1 дана эволюция модели экономического развития Китая. Из неё следует, что экспорт сыграл большую роль в развитии национальной экономики Китая на всех этапах эволюции модели, особенно после перехода к политике «открытости» в 1978 г.
Таблица 1.
Эволюция модели экономического развития Китая
Первый этап |
|
Импортозамещающая модель догоняющего развития (Начальный этап индустриализации Китая (1950-60-е годы)) |
|
Основные Характеристики модели |
Влияние используемой модели на экономику Китая |
Данная модель основывается на теории меркантилизма, ориентируется на потребности внутреннего рынка и характеризуется политикой протекционизма в отношении отраслей национальной промышленности, зачастую государственной монополией внешней торговли, необратимостью национальной валюты. |
Ее реализация позволила создать основы самодостаточной экономики с развитием отраслей тяжелой промышленности. В первое время замещение импорта потребительских товаров сопровождалось диверсификацией структуры экономики, ростом само обеспечения, формированием собственных научно-технических кадров. Однако на естественные пределы данной модели, такие как условия протекционизма, отсутствие конкурентоспособности, недостаточный спрос на внутреннем рынке, низкая покупательная способность населения, рост закупок импортных техники, замкнутость национальной экономики становятся препятствием на пути экономического развития, поддержания международной конкурентоспособности и модернизации экономки. |
Второй этап |
|
Экспортоориентированная модель развития догоняющего типа (Этап проведения политики «реформы и открытости») |
|
Основные Характеристики модели |
Влияние используемой модели на экономику Китая |
Данная модель характеризуется преимущественной ориентацией отраслей промышленности на внешний рынок, открытостью экономики, высокой степенью ее либерализации, активным стимулированием экспорта, привлечением иностранного капитала к экспортному производству в целях достижения и поддержания высокой конкурентоспособности национальной экономики. |
Доходы от экспорта используются для модернизации и развития наиболее перспективных, «выгодных» в плане международного разделения труда отраслей[1] . Однако, поскольку в начале экономической реформы, продолжало бытовать мнение, что экспорт – это получение денег, а импорт – их выплата, складывалось ложное представление, что экспорт важнее импорта для развития китайской экономики. Экспорт рассматривался как средство для покрытия импорта. При таком неправильном представлении объем импорта, долгое время намеренно сокращался и не мог оказать положительного влияния на развитие экономики. Повысилась зависимость экономического роста от внешних факторов. |
Третий этап |
|
Сочетание элементов режима импортозамещения со стратегией экспортной ориентации (С 1990-х годов по 2000-е гг.) |
|
Основные Характеристики модели |
Влияние используемой модели на экономику Китая |
Мировой опыт свидетельствует, что рост импортозамещающих производств после заполнения внутреннего рынка вызывал вовлечение их продукции в экспорт. Наоборот, развитие для экспортных производств при соответствующей политике государства через какое-то время влекло за собой появление смежных импортозамещающих производств. Иными словами, после достижения национальной промышленностью определенной стадии развития при поддержке государства может происходить взаимодополняющий рост экспортно-ориентированных и импортозамещающих отраслей |
Сокращался импорт промышленных товаров народного потребления и расширялось внутреннее производство, параллельно за счет международной производственной кооперации рос как экспорт импортозамещающей продукции, так и импорт технологий, сырья, оборудования, необходимых для развития отечественной промышленности и производства конкурентоспособной продукции. Экспорт перестал рассматриваться как средство для покрытия импорта, его роль была расширена до источника развития национальной экономики и промышленности. |
Четвертый этап |
|
Модель, базирующаяся на расширении внутреннего спроса (Во время и после мирового финансового кризиса) |
|
Основные Характеристики модели |
Влияние используемой модели на экономику Китая |
В результате финансового кризиса экспорт Китая значительно сократился. В этой связи китайское правительство взяло курс на развитие внутреннего рынка, стремясь достичь эффекта «компенсации» или «замещения» внешнего спроса внутренним для поддержания темпов роста экономики. Этот тип модели можно охарактеризовать как структурно-балансовый. |
Восстановление объёмов экспорта в 2009 г. сопровождалось ростом доходов предприятий и оказало стимулирующее воздействие на внутренний спрос. Стал расширяться внутренний рынок, предприятия увеличили здесь долю продаж, сместив акценты в ценовой политике. Управление ценой в значительной степени стало замещаться управлением качеством. |
Для развития и стабилизации экономики была принята политика реформ и открытости (второй этап развития). Реформы были начаты в 1978 по инициативе крыла прагматиков в Коммунистической партии Китая (КПК), которое возглавлял Дэн Сяопин, и продолжаются по сей день. Реформаторы поставили перед собой цель создания прибавочной стоимости, достаточной для финансирования модернизации китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка» и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном. Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.
Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» — Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.
На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму, однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма. В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика — главный критерий истины.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что китайское правительство своей умной просчитанной политикой успешно справляется с проблемами страны и это видно по дальнейшему росту и стабильности в кризисный период, так как показатели экономики держатся на более стабильном уровне, чем в европейских странах и США
1.2. Опыт, приобретенный в ходе проведения реформирования.
Основной опыт, приобретенный Китаем в ходе более чем 20-летнего реформирования, сводится к следующим моментам.
1. Реформа, развитие и стабильность — неразрывные и взаимосвязанные факторы . Непременным фактором успешного развития является стабильность. С 1979 г. происходит неуклонная стабилизация социально-политической обстановки в стране. При этом основным приоритетом остается экономическое развитие. Конечно, в социально-политической системе Китая по-прежнему существует масса недостатков, однако нельзя жертвовать исключительно ради совершенства социально-политической системы экономическим развитием. Это тупиковое решение. Только достигнув зрелого уровня экономики, можно заняться реформированием и демократизацией общественно-политической жизни. Так развивались Япония, Южная Корея, остров Тайвань. Без экономического развития невозможна стабилизация социальных отношений, а потому невозможно усовершенствование социально-политической системы. Целью Китая является развитие, средством достижения — реформы. Развитие нуждается в стабильности, а для развития необходимы реформы.
2. От изоляционизма к политике «открытых дверей» . В первые 30 лет после создания КНР в силу особенностей международной обстановки и экономической блокады Китай был вынужден опираться исключительно на собственные силы, практически не контактируя с мировой экономикой.
В 1970-е гг. ситуация начала меняться. Внешнеэкономические отношения Китая динамично развиваются, и к концу XX в. доля внешней торговли занимает существенную часть от ВВП страны. Выход из состояния внешней изоляции стал первым толчком к динамичному экономическому развитию.
3. Необходимость поддержания сбалансированности и оптимизации производственной структуры . Опыт прошлого наглядно продемонстрировал, что достижение оптимальной экономической структуры крайне важно для гармонического развития государства. Самое главное — сбалансированность во всем: в сфере финансов, кредита, валютных отношениях, сдерживании инфляции и т.п.
4. Регулирование отношений между центром и регионами страны, а также между отдельными регионами . Китай обладает обширными территориями и многочисленным населением. Однако между различными регионами страны существует существенное различие в развитости производительных сил, наличии природных ресурсов. Поэтому важной проблемой реформирования остается оптимальная интеграция регионов в единое гармоничное целое.
2. Особенности экономического развития Китая на современном этапе
2.1. Тенденции развития экономики Китая.
Китайская экономика развивается темпами, значительно превышающими темпы роста ведущих экономик мира.
Если экономика Китая продолжит развиваться такими же темпами, то к концу 2011г. ее доля в мировом ВВП превысит 15%, в то время как в 2007г. она едва превышала 10%. Для реализации такого сценария достаточен рост ВВП КНР на уровне 10% в год, при условии что аналогичный показатель прочих стран будет увеличиваться медленнее.
Так, согласно прогнозу МВФ, рост ВВП Китая в 2010г. составит 10%, а в 2011г. - 9,7%. По оценкам Citigroup, увеличение показателя будет несколько меньшим: в 2010г. экономика КНР прибавит 9,8%, а в 2011г. - 9%. По мнению экспертов Bank of America - Merrill Lynch, китайский ВВП в текущем году повысится на 10,1%, а в 2011г. - на 8,8%.
По оценкам quote.rbc.ru, в структуре ВВП Китая, рассчитанного по расходам, преобладают инвестиции и внутреннее потребление. Так, инвестиции частных компаний в 2009г. составили 42,6% ВВП страны, а потребление домашних хозяйств - 41,32% ВВП.
Таким образом, с одной стороны, основанием для роста экономики Китая является увеличение населения страны (+0,665% в 2009г.) и повышение его уровня жизни, в том числе и за счет миграции из деревни в город (средний ежегодный прирост городского населения с 2005г. составил 2,7%). С другой стороны, доля инвестиций в структуре ВВП достаточно велика (третья в мире), и это указывает на высокую норму внутреннего сбережения. Иными словами, правительство Китая проводит целенаправленную политику перераспределения доходов экономики в сторону не текущего, а будущего потребления, что находит отражение в масштабных национальных инвестиционных проектах.
Подобный рост, по мнению ряда экспертов, таит в себе угрозы не только внутренние, но и внешние - для мировой экономики, поскольку интеграция КНР в глобальную экономику достаточно высока (доля суммы экспорта и импорта в 2009г. в ВВП страны составила 24%), а доля экономики Китая в мировом ВВП постоянно увеличивается.
Так, по мнению экспертов в китайской экономике и на финансовом рынке существуют несколько пузырей, каждый из которых несет риск дестабилизации и потери довольно хрупкого равновесия в политическом устройстве государства, которому для сохранения стабильности и статус-кво необходим рост ВВП на 8% в год. Именно столько требуется, чтобы абсорбировать прибывающих из внутренних регионов Китая мигрантов, не создавая при этом социальной напряженности.
Во-первых, как отмечает эксперт, курс национальной валюты КНР к доллару является очень низким, не отражая торговые условия Китая. По прогнозам 18 инвестбанков, опрошенных Bloomberg, уже в 2011г. юань будет стоить на 8-10% дороже и при этом все равно останется сильно недооцененным. Реальный курс юаня, рассчитанный по методике МВФ, значительно снизился на рубеже веков (с 300 пунктов в начале 1980-х гг. до 100 пунктов в 2004г.). И это еще заниженный показатель реального ослабления юаня, поскольку его привязка к доллару создавала иллюзию укрепления валюты в конце 1990-х гг. и во время острой фазы финансового кризиса 2008-2009гг.
Во-вторых, негативным фактором является избыток денежной массы, обусловленный огромными программами стимулирования экономики и необходимостью печатать юани для сохранения заниженного курса национальной валюты против валют основных торговых партнеров. В итоге денежная масса (агрегат M2) в Китае в конце 2009г. достигла 60,6 трлн юаней (около 8,8 трлн долл.), увеличившись на 28% относительно предыдущего года, тогда как, например, в США этот показатель составляет порядка 8,5 трлн долл. В то же время ВВП Китая и США равны порядка 4,3 трлн долл. и 14 трлн долл. соответственно. Таким образом, уровень монетизации китайской экономики в 3,5 раза выше, чем у проблемной американской, что несет в себе значительную угрозу выхода инфляции в стране из-под контроля.
В-третьих, проблемой является избыточное кредитование, особенно в секторе жилищного и инфраструктурного строительства. В итоге к концу 2009г. суммарный объем коммерческих кредитов в КНР составил 40 трлн юаней (5,85 трлн долл.), что на 32% выше, чем в конце 2008г. и в 20 раз больше уровня 1992г. При этом с 2000г. по 2008г. объемы кредитования в стране увеличивались приблизительно на 14% в год, что в целом совпадало с номинальным ростом экономики. Оптимисты могут возразить, что произошло достаточно сильное падение показателей просроченных кредитов (то есть улучшилось их качество), но, к сожалению, это может являться лишь следствием более частого использования методов креативного бухучета. Более того, суммарный долг всех экономических субъектов в Китае вырос в 2009г., по данным McKinsey, до 160% против 142% в Бразилии, 130% в Индии и 71% в России, а доля кредитов предприятиям подобралась к отметке 100%, превысив показатели большинства развитых стран (выше она только в Швейцарии и Великобритании).
В-четвертых, эксперт отмечает, что рост цен на недвижимость в КНР вновь начинает приближаться к 10% в год, что не так много по российским меркам, но в разы превышает инфляцию в стране.
В-пятых, проблемой для Китая является массовое увлечение населения фондовым рынком. Количество открытых брокерских счетов уже приближается к суммарному количеству населения России, еженедельно увеличиваясь на 300-350 тыс. В таких условиях локальный фондовый рынок, защищенный от глобальных игроков и имеющий ограничения по операциям с короткими позициями (шортам), характеризуется одним из самых высоких уровней переоцененности в мире, в которые заложены достаточно оптимистичные прогнозы роста прибылей. Более того, одни и те же китайские компании, имеющие листинг еще и в Гонконге, могут стоить в Шанхае в разы больше. Например, PetroChina на локальном рынке стоит на 70% больше, чем в Гонконге, а Aluminium Corporation of China - почти на 90%.
Наконец, проблема заключается в дисбалансе закупок и конечного потребления сырья в КНР. На финансовых рынках давно существует мнение, что именно китайский спрос на сырьевые товары является основанием для постоянного роста цен на них. Однако закупки сырья компаниями КНР зачастую выступают такой же спекулятивной игрой на повышение, как и сделки американских спекулянтов на фьючерсном рынке. Это связано с тем, что значительные ограничения на операции по финансовому балансу (сложность с вывозом капитала за рубеж) заставляют китайцев инвестировать в сырье под видом закупок для бизнеса. Более того, огромный прирост парка автомобилей в Китае (страна в 2009г. стала крупнейшим авторынком в мире) не сопровождается сколько-нибудь похожим увеличением потребления бензина, а ведь это было одним из основных факторов роста цен на нефть.
По мнению эксперта, для России китайский рост благотворен повышением спроса на нефть, металл и товары химической промышленности. Китайская продукция, оставаясь сравнительно дешевой, начала улучшаться в качестве, а значит, имеет потенциал спроса в России, что позитивно для торгового «ритейла». Интересными могут быть связи с КНР в области машиностроения и высоких технологий.
Однако Китай не способен в одиночку вытянуть мировую экономику из кризиса. Потребление населения страны составляет около 1 трлн долл., а американцев - 10 трлн долл. Надежды возлагаются на более широкий круг развивающих экономик. Это даже не BRIC, а еще и так называемая группа Next 11, включающая в себя такие страны, как Индонезия, Вьетнам, Мексика, Бангладеш, Египет, Иран, Нигерия, Пакистан, Турция, Филиппины и Южная Корея по мнению налитиков основой роста Китая в 2009г. стала реализация крупномасштабной программы поддержки экономики. Это не является дутым ростом. Программа включает строительство и развитие инфраструктурных проектов (мосты, дороги и т.п.), а металлургическом секторе - модернизацию старых производств, строительство новых, современных металлургических заводов. Для реализации этой программы Китай существенно увеличил объем производства стали - в 2009г. рост составил 13,5%. Для сравнения, выпуск стали вне Китая сократился в 2009г. на 22% относительно 2008г., а Россия снизила производство на 13,6%.
2.2. Проблемы развития экономики Китая.
Основные проблемы экономического развития Китая следующие:
· Есть еще сферы экономики, где реформирование осуществляется медленными темпами. Это относится к государственным предприятиям. С другой стороны, современное производство сталкивается с многочисленными трудностями, так как коммерческие предприятия еще недостаточно окрепли и недостаточно многочисленны.
· Высокие темпы роста при низкой экономической эффективности и низком качестве производимой продукции. ВВП на душу л населения остается сравнительно невысоким. Структура производства характеризуется отсталостью. Структура распределения — недостаточно рациональна, а научно-технический прогресс оказывает сравнительно небольшое воздействие на экономический рост.
· Внутренний рынок динамично расширяется. Но при этом существует жестокая конкуренция со стороны иностранных производителей. Китайские товары по своему качеству часто уступают иностранным. Некоторым национальным отраслям грозит опасность быть уничтоженными иностранным капиталом. В подобной ситуации вступление в мировую экономику очень непросто.
· При стремительном развитии экспорта и низкой эффективности отечественного производства китайская продукция остается недостаточно конкурентоспособной.
· Разрыв между восточными и западными регионами страны возрастает.
· Несмотря на увеличение масштабов экономики, безработица увеличивается, сокращается количество рабочих мест на государственных предприятиях, ускоряется миграция сельского населения в города, что порождает множество социальных проблем. Это обостряет проблему нестабильности общества.
· Увеличивается разрыв в доходах населения. Медленно растут доходы крестьян, что пагубно влияет на развитие сельского хозяйства и стабильности в деревне.
· Сохраняется относительно низкая покупательная способность населения, что тормозит темпы экономического роста.
· Не решены многие старые экологические проблемы, к которым постоянно добавляются все новые.
· Рынок китайской рабочей силы велик, но его качественные характеристики все еще оставляют желать лучшего.
· Неразвитыми остаются рынки: валютно-финансовый, недвижимости и квалифицированных кадров.
· Уровень образования весьма далек от идеала.
Проблемы использования иностранного капитала:
1) Процесс передачи передовых иностранных технологий при импорте иностранного капитала остается неудовлетворительным. В результате Китай теряет весомую часть своего внутреннего рынка, не приобретая взамен ожидаемых качественных технологий.
2) Структура прямых инвестиций совместных предприятий зачастую оказывается неприемлемой. Объем инвестиций в передовые отрасли остается низким. Как правило, прямые иностранные инвестиции идут в традиционные отрасли экономики, не способствуя развитию передовых отраслей.
3) Финансовому рынку Китая сложно противостоять давлению со стороны международного капитала. Количество вкладов в большинстве китайских банков остается весьма скромным. Поэтому сравнительно велики финансовые риски. При относительной неразвитости отечественного финансового рынка крупные перемещения иностранных инвестиций способны вызывать финансовые волнения и даже потрясения.
2.3. Факторы экономического роста Китая.
В 2010 году темпы роста ВВП Китая составили 10,3%. Таким образом, развитие китайской экономики вновь вернулось к прежним показателям после двухлетнего спада из-за негативного влияния мирового финансового кризиса (2008 год - 9,6%, 2009 год - 9,2%).
Среди ведущих факторов экономического подъема в данном контексте целесообразно выделить политику государства, грандиозные капиталовложения и, в частности, иностранные инвестиции. Государство в 1992 г. провозгласило стратегию экспортной ориентации экономики и приняло обширный комплекс мер для последовательной реализации этой стратегии. Выдающуюся роль здесь сыграли финансово-кредитная политика, сделавшая возможным использование средств банковской системы в качестве практически второго государственного бюджета, а также стимулирование притока в страну зарубежных инвестиций.
Высокие темпы экономического роста обеспечены за счет гигантских инвестиций в основной капитал. Грандиозная по размаху инвестиционная активность государства была подчинена концентрации сил и средств для создания и развития районов, ориентированных на привлечение иностранного капитала, организацию экспортного производства, расширение внешней торговли. В условиях еще только зарождающегося единого национального рынка сосредоточение внимания и всей мощи партийно-государственных структур на отдельных районах страны, способных в сравнительно короткие исторические сроки добиться масштабного роста экспортного производства, было закономерно.
Исходным пунктом в формировании районов экспортного производства и налаживании внешнеэкономических связей стало создание специальных анклавов в провинциях Гуандун и Фуцзянь. Затем возникли районы экономического кооперирования в дельте реки Чжуцзян (Жемчужная) в провинции Гуандун, в Фуцзянь, в дельте реки Чанцзян (Янцзы), где сложился экономический комплекс Шанхая, провинций Цзянсу и Чжэцзян. Началось развитие районов экономического кооперирования на побережье Бохайского залива. Здесь базовыми центрами стали производственные комплексы Пекина-Тяньцзиня, а также провинций Ляонин и Шаньдун.
Их создание потребовало огромных капиталовложений, и они были сделаны. Уже в 1995 г. в приморские районы экспортного производства было направлено более 56% всего объема инвестиций в основной капитал страны. Если принять во внимание, что инвестиции в стране увеличивались темпами, опережающими рост ВВП, то становится понятным, сколь упорно и целеустремленно осуществлялась стратегия экспортной ориентации. Объем инвестиций в 2010 г. инвестиции выросли до рекордных $105,7 млрд. Столь крупные капиталовложения на протяжении 20 лет являются беспрецедентными в истории КНР.
3. Роль Китая в МХ
3.1. Внешнеэкономические связи Китая
Один из главных элементов политики реформ в КНР — «открытая» внешнеэкономическая политика, которая рассматривается в качестве важнейшей предпосылки экономического развития страны[2] .
Переход к открытой политике в области внешнеэкономических связей привел к существенной корректировке концепции «опоры на собственные силы», которая в современной трактовке не только не исключает использование передовой зарубежной техники, технологии, опыта управления и организации производства, а также иностранных финансовых средств, а, наоборот, подразумевает активное использование этих факторов в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня народного хозяйства.
Выдвинутые задачи решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов.
Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля .
Внешняя торговля КНР характеризуется преобладанием промышленно развитых стран Запада, долю которых составляет около 58% внешнеторгового оборота КНР. Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг. Гонконг превратился в основную реэкспортную базу китайских товаров на рынки западных стран. Около 30% реэкспортируемых через Гонконг товаров направлялось в США, страны Западной Европы, Японию.
В механизме экономического роста Китая большую роль сыграла открытая внешнеэкономическая политика, которая идёт по линии отстаивания своих позиций в международном разделении труда. Основным элементом связей Китая является внешняя торговля, которая за годы реформ имела достаточно высокие темпы роста – около 16 % в год, при этом объём внешней торговли вырос более чем в 15 раз, с 20,6 млрд. долларов до 1154 млрд. долларов и соответственно Китай переместился по этому показателю с 32-го на одно из лидирующих мест в мире по этому показателю. Если в дореформенный доля экспорта в ВНП страны составляла 4 – 5%, то в середине 90-х годов – более 20%. Это очень высокий показатель для такого крупного государства, каким является Китай.
Рис. №1 Объем экспорта и импорта Китая
По обнародованным Главным таможенным управлением КНР данным, общий объем внешнеторгового оборота Китая достиг 2 трлн 972,76 млрд долл США, увеличившись на 34,7 % по сравнению с уровнем 2009 года. Можно сделать вывод, что внешняя торговля Китая уже вышла на докризисный уровень.
В декабре 2010 года импорт и экспорт Китая установили исторический рекорд, объем внешней торговли страны достиг 295,22 млрд долл США с увеличением на 21,4 проц. В том числе, экспорт составил 154,15 млрд долл США (прирост на 17,9%) , импорт – 141,07 млрд долл США (прирост на 25,6%).
Стоит отметить, что на протяжении реализации программы одиннадцатой пятилетки общий объем внешнего товарооборота Китая составил 11,7 трлн долл США, что в 1,56 раза больше показателя, зафиксированного в течение десятой пятилетки. Хотя под влиянием международного финансового кризиса объем экспорта и импорта 2009 года упали на 14%, но одиннадцатая пятилетка все равно определилась как период, когда внешняя торговля развивалась с опережающими темпами.
Рисунок №2 показывает структуру экспорта Китая: 14,7% от общего экспорта (87,1 млрд. долларов) приходится на офисное оборудование; 11,6% (68,5 млрд. долларов) – телекоммуникационное оборудование;10,4% (61,9 млрд. долларов) – бельё и одежда; 10,0% (59,5 млрд. долларов) – электромеханизмы; 5,6% (33,4 млрд. долларов) – текстиль и прочие статьи экспорта.
Рисунок № 3 показывает структуру импорта КНР, в котором 19,7% от общего объёма импорта (110,5 млрд. долларов) приходится на электромеханизмы; 7,9% (44,5 млрд. долларов) – на нефтепродукты; 5,9% (33,3 млрд. долларов) – на профессиональную и научную аппаратуру; 5,3% (29,6 млрд. долларов) – на офисное оборудование; 4,7% (26,3 млрд. долларов) – на прочие механизмы и пр.
Рис. №1: Основные статьи экспорта КНР
Рис. №2: Основные статьи импорта КНР
Лидирующую позицию в ряду торговых партнеров Китая в 2010 занимал Евросоюз. Торговля с ЕС за 12 месяцев увеличилась в объеме на 31,8%, достигнув 479,71 миллиарда долларов. Второе место занимают США, объем торговли с которыми в 2010 году увеличился на 29,2%, составив 385,34 миллиарда долларов. Торговля с Японией за год увеличилась на 30,2%, достигнув показателя в 297,77 миллиарда долларов.
Согласно данным таможни Китая, в 2010 году наблюдался быстрый рост двусторонней торговли с такими странами, как Россия, Индия, Бразилия, Австралия и странами АСЕАН. В частности, торговый оборот с Россией увеличился на 43,1% в сравнении с показателем 2009 года и достиг 55,45 миллиарда долларов.
Китай активно вступил во внешнюю торговлю и активно заполняет свободные сектора экономики стран-партнеров по внешней торговле, благодаря дешевой рабочей силе, инвестициям в нематериальные активы и переходя из производителя дешевой и некачественной повседневной продукции в одного из крупнейших производителей высокотехнологичной качественной продукции, конкурируя с такими гигантами как Япония, Южная Корея и США
Для активизации процесса экономического развития КНР важное значение придается привлечению иностранного капитала , общий объем которого за 1979-2009 гг. составил почти 1 трлн. $. Начиная с середины 90-х гг. КНР является одним из крупнейших в мире реципиентов (получателей) иностранного капитала.
Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР хорошо известны:
1. поддержание в стране высокого уровня социально-экономической и политической стабильности;
2. наличие емкого внутреннего рынка и дешевой рабочей силы;
3. проведение активной национальной инвестиционной политики;
4. постоянное совершенствование и либерализация юридической базы в направлении создания благоприятного режима для иностранных компаний.
Все это обусловливает высокую и устойчивую доходность, а также защиту инвестиций, благодаря чему 90% зарубежных инвесторов планируют дальнейшее расширение своей деятельности в КНР. Дополнительную динамику притоку иностранных инвестиций придают различные региональные и международные мероприятия, проводимые в КНР, среди которых особенно выделяются Олимпийские игры 2008 года в Пекине и Всемирная выставка Expo-2010 в Шанхае.
Привлечение и использование иностранного капитала в КНР регулируется специальным каталогом отраслей для иностранных инвестиций. Так, согласно каталогу, к категории поощряемых отраслей для зарубежных инвестиций в КНР относятся более 260 направлений: сельского, лесного хозяйства и животноводства, текстильной промышленности, энергетики, металлургии, нефтяной, нефтехимической, химической промышленности, машиностроения, электронной промышленности, производства строительных материалов, медицинского оборудования, аэрокосмической промышленности, микроэлектроники, новых видов материалов, био- и информационных технологий, защиты окружающей среды и др.
Отраслями, в которых запрещено размещение зарубежных инвестиций, в настоящее время являются: военная сфера, горнодобывающая сфера, плавка и обработка радиоактивных руд, строительство и эксплуатация электросетей, производство продукции с канцерогенным, тератогенным, мутагенным действием и производящей длительное органическое загрязнение, транспортные услуги, масс – медиа и СМИ, а также финансовый сектор (банковская деятельность, операции с ценными бумагами, учреждение бухгалтерских и трастовых компаний, страховых брокерских компаний) и отдельные сферы пищевой промышленности.
Кроме вышеперечисленных сферы деятельности, в которых ограничено использование иностранного капитала, являются: страхование, недвижимость, юридический консалтинг, табачная и фармацевтическая промышленность и телекоммуникационные услуги.
Свыше 70% реализованных инвестиций представляют собой кредиты и займы. При этом кредиты иностранных правительств, кредиты международных финансовых организаций предоставляются, как правило, на льготных условиях. Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется, в основном, вложениями в промышленный и обрабатывающий секторы экономики, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных предприятий, а также предприятий по глубокой переработке сырья.
Значительная доля кредитов, полученных от международных финансовых организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай вступил в 1980г. одновременно с вступлением в Международный валютный фонд. Сотрудничество с Мировым Банком включало в себя следующие основные программы: развитие топливно-энергетического комплекса (25% общего объема кредитования), развитие науки и образования (20%), развитие транспорта (20%), развитие сельского хозяйства (20%), финансирование мелких и средних промышленных предприятий (около 8%) и развитие банковско-кредитного сектора.
Большая роль в становлении фондового рынка КНР отводится Гонконгу (внутреннее название - Сянган), который, вернувшись с июня 1997г. под юрисдикцию КНР, получил статус Особого административного района. По объемам капитализации фондового рынка Гонконг занимает второе место в Азии, после Японии, также Гонконг является ведущим коммерческим и финансовым центром Юго – Восточной Азии и третьим мировым центром мира после Лондона и Нью-Йорка.
Еще один из важнейших элементов открытой внешнеэкономической политики Китая связан с прямыми иностранными инвестициями.
В первые годы осуществления открытой экономической политики, иностранные инвестиции направлялись в основном в сферу нематериального производства. В последнее время заметна тенденция активизации иностранных фирм в приоритетных отраслях промышленности КНР. В большинстве случаев сотрудничество с компаниями промышленно развитых стран способствует освоению производства принципиально новых для Китая видов промышленной продукции. Предприятия с участием иностранного капитала отличаются более высоким уровнем производительности труда и организации производства. Совместные предприятия в промышленности позволяют, только посредством улучшения организации труда, добиться увеличения производительности труда в 5-6 раз и таким образом приблизиться к мировым показателям.
Таблица №2
Объем прямых иностранных инвестиций, млрд. долл.США
Год |
Прямые иностранные инвестиции |
2001 |
48,8 |
2002 |
53,5 |
2003 |
65,6 |
2004 |
72,4 |
2005 |
60,3 |
2006 |
63 |
2007 |
71,1 |
2008 |
92,4 |
2009 |
90,3 |
Особую роль в области открытой внешнеэкономической политики играют административно-экономические образования с льготными режимами, созданные специально для стимулирования притока иностранных инвестиций:
• специальные экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);
• зоны экономического и технологического развития в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;
• зоны свободной торговли в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай и Шэньчжэнь.
• зоны приграничного экономического сотрудничества в гг. Дандун, Хэйхэ, Суйфэньхэ (пров.Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (АРВМ), Хуэйчунь (пров.Цзилинь), Инин, Боле, Тачэн (СУАР), Пинсян, Дунсин (ГЧАР), Жуйли, Вантин, Хэкоу (пров.Юньнань).
Помимо административно-экономических образований, особую роль с учетом особой приоритетности развития высоких технологий, в КНР придают технопаркам. Для открывающихся технопарков и совместных научно-исследовательских центров действуют преференциальные тарифы налогообложения, они освобождаются от уплаты импортных пошлин на ввозимое в КНР оборудование, налога с продаж при передаче технологий, в течение первых двух-трех лет работы пользуются бесплатными арендой помещений, телекоммуникационными и коммунальными услугами. Предусмотрено также первоочередное предоставление таким структурам кредитов от местных специальных фондов финансового содействия, а также других мер поддержки. Благодаря осуществляемым в КНР мерам поддержки научно-исследовательского сектора, в создании технопарков участвуют крупнейшие мировые компании, такие как, IBM, Thomson, Alcatel, Sumitomo, Samsung, Oracle, Philips, Olympus, Epson и др.
С учетом положительного опыта территориально-экономических образований с санкции центрального правительства КНР к настоящему моменту на территории Китая образованы более 200 зон льготного экономического режима. Функционирующим в их пределах местным и иностранным предприятиям и компаниям предоставляется льготный режим налогообложения, финансовые, таможенные и другие льготы. Так для предприятий с иностранным капиталом, доля которого в уставном фонде превышает 25%, предоставляются налоговые льготы при реинвестировании ими средств в проекты центральных и западных районов КНР. Если предприятие импортирует продукцию, оборудование и технологии которые не могут быть произведены в Китае, то импортеры освобождаются от уплаты импортных пошлин. Также в целях оказания содействия иностранным компаниям в реализации инвестиционных намерений в КНР при местных органах власти СЭЗ, ЗЭТР и других указанных льготных территориально-экономических образований действуют специальные консультационные агентства, которые оказывают различные услуги зарубежным предпринимателям по подбору китайских партнеров, юридической регистрации и т.п.
Отдельно необходимо отметить приморские районы КНР, на них приходится около 80% предприятий с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности режима для иностранных инвестиций.
Основными зарубежными инвесторами в КНР являются транснациональные корпорации, международные финансовые и банковские структуры, включая Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, а также зарубежная китайская диаспора. На международном уровне гарантии зарубежных инвесторов в КНР обеспечиваются межправительственными соглашениями по взаимной защите иностранных инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений с развитыми и развивающимися государствами мира.
3.2. Экономические отношения Китая с Россией
Экономическое развитие КНР и активное использование внешних факторов обусловили потребность в стабильном торгово-экономическом сотрудничестве с Россией.
Основные преимущества китайско-российского торгово-экономического сотрудничества.
1. между странами созданы благоприятные политические отношения и совершенный механизм сотрудничества. Так, в рамках формата регулярных встреч глав правительств создано 11 подкомиссий по ведущим отраслям и направлениям китайско-российского сотрудничества. Странами создан механизм консультаций по разнообразным направлениям сотрудничества, в таких сферах, как, например, инвестиции, по упорядочению торговли, по порядку разрешения торговых споров, а также – крайне важно – в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества.
2. существует взаимодополняемость в индустриальной структуре. Так, Россия имеет преимущества в энергетике, тяжелой промышленности и высоких технологий, а у Китая сегодня достигнут высокий уровень машиностроения, производства текстиля, бытовой техники и телекоммуникаций. Стороны, путем диверсифицированного сотрудничества и соединения своих преимуществ и развития торгово-экономического сотрудничества, способны совместно достигнуть новых позиций в международной и межрегиональной конкуренции.
3. большая емкость рынка. В 2009 г. ВВП Китая достиг 33,5 триллионов китайских юаней (рост на 8,7%), инвестиции в основной капитал составляют 22,5 триллионов китайских юаней (что означает рост на 30,1%,), а общий товарооборот достиг 2,2 триллионов долл.. А ВВП России в 2009 г. достиг 1,3 триллионов долл. Большая рыночная емкость двух стран является платформой для оборота товаров, ресурсов, технологий и финансовых средств.
4. важным преимуществом китайско-российского торгово-экономического сотрудничества является созданная для него эффективная законодательная база двух стран. Начиная с 1992 года по настоящее время правительства двух стран подписали Соглашение о торгово-экономических отношениях, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций и ряд других межправительственных соглашений, что заложило крепкую основу для двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
В 2009 г. двусторонняя торговля подверглась серьезным испытаниям, но ранее созданный фундамент сотрудничества двух стран оказался достаточно прочным. Например, улучшается торговая структура, объем импорта машиностроительной продукции Китая из России уже растет третий год подряд. Китай занял первое место среди импортеров России. Прямые инвестиции (вне финансов) Китая в Россию выросли на 73,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Беспрецедентный масштаб финансового сотрудничества наблюдается в двусторонних отношениях, быстро развивается торговое финансирование. Успешно продвигается реализация таких крупных проектов, как китайско-российский нефтепровод и АЭС «Тяньвань». Ряд проектов, таких как строительство в России цементных заводов, электростанции, жилых домов, автодорог и портов, запускается в порядке очереди. Товарооборот вырос на 63,9% и достиг 12 млрд. долл.
В 2009 г. объем инвестиции Китая в Россию составляли 9,7 млрд. долл., среди них 9,3млрд.долл.являются финансовыми инвестициями. У сторон существует большой потенциал в области инвестиции вне финансов. Так, сегодня российская сторона усилила работу по освоению Дальнего Востока и Сибири, Китай также реализует план возрождения старой промышленной базы своих северо-восточных провинций. В 2008 г. главы наших государств утвердили Программу сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая, а это принесет новые возможности для взаимных инвестиций и технико-экономического сотрудничества. В 2009 году во время визита Заместителя председателя Китая Си Диньпина в Россию, предприятия двух стран во Владивостоке и в Москве подписали более 20 соглашений и контрактов, касающихся сотрудничества в ряде областей – таких, как строительство электростанции, реконструкция морских портов, развитие сельского хозяйства и освоение минеральных ресурсов, сотрудничество в лесной и т.д.. Кроме того, китайская сторона желает развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке 2012 г. и зимней Олимпиады в Сочи 2014 г..
Российско-китайские отношения развиваются также в рамках многосторонних групп и организаций. Важнейшими из них являются ШОС (где Индия имеет статус наблюдателя) и БРИК. ШОС для России и Китая - важнейший механизм согласования интересов в Центральной Азии. Здесь интересы Россия и Китая полностью совпадают. И Москва и Пекин хотели бы, чтобы государства Центральной Азии были стабильными, сохраняли светские режимы и успешно развивали свою экономику.
Заключение
Стремительный экономический рост Китая, его ускоренная интеграция в мировую экономику и, как следствие, настоящее и будущее влияние на международные отношения сделали анализ роли КНР в мировой экономике в последние годы весьма актуальной темой.
В заключение, по проведенной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Начатые в 1978 г. реформы обеспечили Китаю экономический подъем и растущий авторитет на мировой авансцене. Тем самым были созданы условия для вовлечения страны в процесс глобализации, который стал важным фактором модернизации всех сторон жизнедеятельности китайского общества, включая его политическую систему.
2. Китайская экономика развивается темпами, значительно превышающими темпы роста ведущих экономик мира. Успехи экономического развития Китая выражаются в росте объемов промышленного производства и занятии ведущих позиций в мире по производству многих видов продукции. Китай является мировым лидером в производстве угля, стали, цемента, зерна, мяса, хлопка, находится на ведущих мировых позициях по добыче нефти, производству электроэнергии.
3. Среди ведущих факторов экономического роста Китая можно выделить политику государства, грандиозные капиталовложения и, в частности, иностранные инвестиции.
4. Китай уже много лет подряд является первым экспортером текстильных изделий, одежды, обуви, часов, велосипедов, швейных машин и других видов трудоемкой продукции. Основными торговыми партнерами Китая являются Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау».
5. Среди основных перспективных направлений торгово-экономического сотрудничества России и Китая можно выделить: во-первых, энергосотрудничество по-прежнему является основным, стороны должны расширять сотрудничество в этой сфере и поднимать его уровень, придерживаться диверсифицированного подхода, то есть развивать связи в области сжиженного природного газа, атомной энергетики, использования новых технологий и инвестиционного сотрудничества; во-вторых, сотрудничество в сфере высоких технологий и инноваций. В России создается инновационный центр «Сколково», России необходимо брать пример с Китая, создавать российско-китайские технопарки по физике, ядерным технологиям, медицине, биоинженерии, прикладной химии, новым материалам и др.; в-третьих, создание на двусторонней основе трансграничных зон свободной торговли, необходимо в рамках ШОС и Таможенного союза способствовать развитию региональной торговли.
Список используемой литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.:Экономистъ,2004
2. Аносова Л.А. Внешнеэкономическая стратегия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Экономика и управление. - 2008. - №5. - С.8-11.
3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 632.
4. Мамаева Н.Л. Современные историки КНР о республиканском периоде истории Китая (1912-1949). От старых стереотипов к новым подходам // Новая и новейшая история. – 2009. - № 6. – С.127-138.
5. Мировая экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ,2007. С. 860
6. Торгово-экономические сотрудничество России и КНР. Гатаганова Ф. // Мировая экономика и международные отношения. 2008. - №2. С.225-228.
7. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006.
8. http://www.rbc.ru/
9. http://pribaikal.ru/rus-china-item/article/4180.html
10. http://rus.ruvr.ru
[1] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.:Экономистъ,2004
[2] Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 632.