Эпизод «Телемская обитель» в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Утопия» Т. Мора
СОДЕРЖАНИЕ: Переклички романа Рабле с Утопией. Утопия и Телемское аббатство. Идеальное общественное устройство Мора предполагает всеобщее равенство и совместный труд. Рабле же создает общество людей, прекрасных физически и духовно.МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра зарубежной журналистики и литературы
РЕФЕРАТ
Эпизод «Телемская обитель»
в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
и «Утопия» Томаса Мора
Выполнила:
Преподаватель:
Ванникова Н.И.
Москва, 2005
Все гуманисты мечтали о счастье человеческом, все они ломали голову над тем, почему люди живут плохо, грязно, эгоистично, почему непостижимый хаос царит на земле? С. Артамонов[1]
Вступление
В литературе эпохи Возрождения получил особенное развитие жанр утопии - произведений, изображающих вымышленную картину идеального устройства общества. Конечно, мифы о далеких прекрасных странах существовали с древнейших времен. В античной литературе мы видим их у Гомера, Гесиода, Овидия. В средневековой – в ирландских сагах, рыцарских романах. Однако именно в эпоху Возрождения они выросли в отдельный литературный жанр. Это связано прежде всего с особенностями ренессансного мироощущения. В философии, в науке, в этических, политических и эстетических учениях этого периода главным объектом внимания оказывается человек, а не божество, стоящее над ним, как это было раньше. Если для средневековья была характерна идея загробного блаженства, теперь на первый план выходят попытки моделирования более совершенных форм мироустройства, а эпоха Великих географических открытий порождает надежду, что где-то на неведомых европейцам землях жизнь людей уже достигла абсолютного совершенства. На этой почве среди других известных произведений появился знаменитый роман Томаса Мора под следующим заглавием: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Этот роман не только дал название литературному жанру (слово «утопия» возникло из слияния двух греческих слов: «u» - «не» и «topos» - «место», то есть «место, которого нет»), но и, наряду с «Городом Солнца» Томазо Кампанеллы, заложил основу для всех будущих социальных утопий.
Роман Мора вызвал неоднозначные отклики. Одним из наиболее ярких «ответов» на него литературоведы называют эпизод «Телемская обитель» в знаменитом романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Несмотря на некоторые сходные черты в изображении идеального устройства общества, этот эпизод противопоставлен принципам «Утопии».
«Утопия» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель»
в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Переклички романа Рабле с «Утопией»
По мнению известного литературоведа Э. Ауэрбаха, Рабле «из всех современников более всего был обязан» Томасу Мору[2] . В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» действительно много перекличек с «Утопией».
Во-первых, нельзя не вспомнить, что страну великанов Рабле поначалу также называет Утопией. Кроме того, эта неведомая страна, как и у Мора, лежит где-то далеко на Востоке.
Есть и другие сходные элементы. Так, М.М. Бахтин считает сцену военного совета Пикрохола ответом Рабле на аналогичную же сцену в «Утопии» Томаса Мора, где претензии на мировую монархию и агрессивность приписываются Франциску I. Рабле же переадресовал эти обвинения Карлу V[3] .
Утопия и Телемское аббатство
Однако интереснее всего сравнить «Утопию» с изображением Телемского аббатства в первой (хронологически – второй) части романа Рабле «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэсенции», вышедшей на 16 лет позже книги Мора (1516 и 1532 г. соответственно).
Большая часть романа Томаса Мора представляет собой описание общественного устройства далекого острова Утопия глазами путешественника Рафаила Гитлодея. В этой стране все равны, не существует частной собственности, богатства принадлежат всем гражданам. Утопийцы живут в одинаковых домах, носят одинаковую одежду, одновременно питаются в общественных столовых. Раз в десять лет их дома перераспределяются по жребию, так как даже в одинаковых жилищах есть солнечная и теневая сторона, а кроме того, человек, много лет проживший в одном доме, начинает считать его своим, что противоречит идее общественной собственности. Все на острове равны и трудятся на благо общества, равномерно распределяя между собой все материальные блага. Политическая система Утопии отлажена идеально: во главе государства стоит небольшое число выборных правителей, не обладающих никакими привилегиями. Их главная задача – организация общественного производства. Утопийцы ведут плановое хозяйство, и их экономика не знает кризисов.
Описание Телемской обители в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» также представляет собой своеобразную утопию.
Как Мор противопоставляет свой вымышленный остров современной Англии, так Рабле создает аббатство, принципиально отличающееся от привычных монастырей. Брат Жан после окончания войны получил от короля аббатство Телем. В переводе с греческого это значит «желанная». Там он так устроил жизнь людей так, что о ней поистине можно говорить как о жизни желанной. Для Телемской обители была отведена живописная область, само здание было «стократ пышнее Бониве, Шамбора и Шантильи». Сама же жизнь телемитов «была подчинена не законам, не уставам и не правилам, а их собственной доброй воле и хотению... Их устав состоял только из одного правила: делай что хочешь...» Красивые молодые мужчины и женщины, жившие там, «пили, ели, трудились, спали когда заблагорассудится», беспрепятственно общались друг с другом, проводили время в приятных развлечениях. Все они были образованны, знали иностранные языки, умели играть на музыкальных инструментах. Телемиты счастливы, доброжелательны друг к другу и прекрасны как физически, так и духовно. Они живут в мире и согласии, вместе делая то, что предлагает кто-нибудь один. Каждый житель может покинуть аббатство в любой момент.Два идеальных государства, созданные писателями одной эпохи, в корне противоположны друг другу. Жизнь утопийцев жестко регламентирована: практически все моменты их жизни, включая браки, отдых и т.д. оговорено специальными законами. Во всем проповедуется умеренность желаний, отказ от собственных удовольствий в пользу общего блага.
У Рабле же все не так просто. Многие литературоведы отмечают, что «Рабле определенно противопоставляет жесткой регламентации всего жизненного уклада, характерной для идеального государства Мора» принцип Телемского аббатства «делай что хочешь»[4] . Однако нельзя упускать из виду строки, следующие за девизом телемитов: «ибо людей свободных, происходящих от добрых родителей, просвещенных, вращающихся в порядочном обществе, сама природа наделяет инстинктом и побудительной силой, которые постоянно наставляют их на добрые дела и отвлекают от порока, и сила эта зовется у них честью». Таким образом, Рабле противопоставляет жесткому укладу утопийцев вовсе не вседозволенность, а руководящую силу чести благородных людей.
Совершенно по-разному проходит жизнь жителей двух идеальных миров. У Мора все на острове трудятся на благо общества. Причем эта система также жестко регламентирована. Так, все должны работать шесть часов в день. Поскольку сельский труд тяжелее, чем работа в городах, крестьян как таковых здесь нет, зато каждый горожанин в течение двух лет отбывает своеобразную сельскохозяйственную повинность. Вообще, отношения в между утопийцами завязаны на труде. Трудовые навыки передаются здесь из поколения в поколение, поэтому семья представляет собой не только группу людей, соединенных кровными узами, но и основную производственную единицу общества. Если человек чувствует, что питает склонность к другому ремеслу, он должен перейти в другую семью.
Что касается отдыха утопийцев, он предусмотрен писателем, однако представления о нем значительно отличаются от привычных. Так, главное телесное удовольствие - это осознание собственного здоровья. А духовное наслаждение состоит в «созерцании истины», а также «приятной памяти о хорошо прожитой жизни и несомненной надежде на будущее благо».
Рабле же видел корень зла в насилии над человеком. Он понимал свободу в широком гуманистическом плане: как возможность располагать собой, не подвергаться принуждению, действовать всегда и везде только сообразно своим желаниям. Писатель освобождает жителей своего идеального мира от экономической зависимости, дав им благосостояние, иначе говоря, свободу и в удовлетворении своих экономических нужд. Телемиты проводят время в приятных развлечениях, чтении, прогулках и т.д. В отличие от Утопии, где все равны, «рай» в Телемской обители остается «раем» для избранных. Молодым и красивым люди, живущие там, не приходится задумываться о деньгах, еде, одежде, ведь их постоянно окружает множество слуг, парикмахеров, ювелиров, портных и т.д.[5]Телемиты уделяют большое внимание своему внешнему виду. Например, тому, как они предпочитают одеваться, Рабле отводит целую главу. Сообща выбирая цвета и фасоны, они носят красивые платья, туфли, плащи, шляпы - все из дорогих материалов, отделанное узорами и вышивками. Любят они и украшения из золота и драгоценных камней.
У Мора же одежда жителей «отличается разве только у людей разного пола да еще у одиноких или женатых, а так по всему острову оно всегда одного покроя, приглядное на вид, удобное при движениях тела, предназначенное для ношения и в холод, и в жару». Довольно необычно автор решает проблему с драгоценностями. Из золота, к примеру, утопийцы делают ночные горшки и цепи для преступников, так золотые украшения здесь не предмет зависти, а символ позора. Драгоценные камни служат для забавы детям, и, как взрослая девушка постыдится играть в куклы, так и взрослым утопийцам неприлично украшать свою одежду алмазами или рубинами.
Необходимо отметить еще одно принципиальное различие. Рай в Телемской обители открыт для желающих. Молодые люди добровольно приходят туда и остаются, а при желании могут покинуть аббатство в любой момент. Совсем иначе обстоит дело с Утопией. Люди, родившиеся там, уже не могут выбрать себе иную судьбу. Они не только обязаны подчиняться законам острова, но и не могут никуда оттуда уехать. Чтобы посетить другой город, необходимо получить разрешение, в котором предписан день возвращения. Если же кто-то покинет страну «по собственной воле, без разрешения правителя, то пойманного подвергают великому позору: его возвращают как беглого и жестоко карают. Отважившийся сделать это вторично становится рабом».
Заключение
Итак, мы рассмотрели две знаменитые утопии эпохи Возрождения: «Утопию» Томаса Мора и эпизод «Телемская обитель» в романе Франсуа Рабле. В обоих произведениях даются картины идеального устройства общества, но при этом изображаемые миры по сути противоположны друг другу.
Роман Мора представляет собой основу для всех будущих социальных утопий. Все в описываемой им стране равны, все сообща трудятся во имя общего блага. У утопийцев нет денег, им чужда любовь к материальным ценностям. Нет у них и такого понятия как «частная собственность», все работающие люди имеют одинаковые права на созданное их трудом. Все стороны жизни утопийцев оговорены строгими законами.
Рабле создает в своем романе утопию совсем другого рода. Телемская обитель представляет собой противоположность привычным аббатствам. Там могут жить лишь молодые красивые люди хорошего происхождения, которые проводят время самым приятным образом: в беседах, чтении, игре на музыкальных инструментах и т.д. Однако их жизнь вовсе не предполагает вседозволенности – телемитами руководят не законы, а собственная честь и порядочность.
Таким образом, идеальное общественное устройство Мора предполагает всеобщее равенство и совместный труд, а также умеренность желаний и всеобщее удовлетворение существующим порядком вещей. Рабле же создает общество людей, прекрасных физически и духовно, а главное – живущих сообразно собственному разумению, свободных как от жестких законов, так и от необходимости бороться с нуждой.Библиография
- Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература, 1966.
- Ауэрбах Э. Мимесис. / Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1976.
- Бахтин М.М. Творчество Франуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990.
- Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?.. (Опыт «постмодернистской» интерпретации «Гаргантюа и Пантагрюэля») // Вопросы литературы. - М., 2000, № 5.
- Мор Т. Утопия. / Пер. с лат. Ю.М. Каган. – М.: Наука, 1978.
- Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия». // Вступ. статья к Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978.
- Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. / Пер. с фр. Н.М. Любимова. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Стаф И.К. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: хроника, роман, книга? // Вступ. статья к Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М.: НФ «Пушкинская библиотека», ООО «Издательство АСТ», 2003.
[1] Артамонов С. Франсуа Рабле и его роман. // Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. - М.: Художественная литература, 1966.
[2] Ауэрбах Э. Мимесис. Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1976. С. 272.
[3] См. Бахтин М.М. Творчество Франуса Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990. С. 493.
[4]
См. Осиновский И. Н. Томас Мор и его «Утопия». // Вступ. статья к Мор Т. Утопия. – М.: Наука, 1978.
С. 20.
[5] Подробнее см. Затонский Д. А был ли Франсуа Рабле ренессансным гуманистом?.. (Опыт постмодернистской интерпретации Гаргантюа и Пантагрюэля) // Вопросы литературы. - М., 2000, № 5. - С. 208-234.