Современные тенденции развития предпринимательства в России и Иркутской области
СОДЕРЖАНИЕ: Место и роль малого предприятия в рыночной экономике. Зарубежный опыт развития предпринимательства. Общее состояние делового климата в России. Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области. Совершенствование сферы предпринимательства.СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
1.2 Зарубежный опыт развития предпринимательства
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общее состояние делового климата в России
2.2 Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Малый бизнес в большинстве стран пользуется поддержкой государства. Так, например, в нашей стране действует закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет меры по стимулированию развития малого предпринимательства. Развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
ГЛВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДППРИНЕМАТЕЛЬСТВА. ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ
1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике
«Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях» [5].
Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
- активизация структурной перестройки экономики;
- насыщение потребительского рынка товарами;
- преодоление отраслевого и регионального монополизма;
- расширение конкуренции;
- создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.
- укрепление экономической базы местных органов власти.
- Развитие сел, небольших городов
- Возрождение художественных промыслов.
Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 1998г. около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.
Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса (табл. 1.1.)
Таблица 1.1
Динамика отраслевой структуры малого и среднего бизнеса в России
Предприятия | 1.01.05г. | 1.01.06г. | 1.01.07г. | 1.01. 08г. | ||||
тыс. ед. | % | тыс. ед. | % | тыс. ед. | % | тыс.ед. | % | |
Всего | 896,9 | 100,0 | 877,3 | 100,0 | 828,0 | 100,0 | 866,0 | 100,0 |
В том числе: | ||||||||
промышленные | 127,2 | 14,2 | 128,5 | 14,7 | 129,3 | 15,6 | 137,2 | 15,8 |
строительные | 123,5 | 13,8 | 145,5 | 16,6 | 137,0 | 16,5 | 137,5 | 15,9 |
Торговли | 419,4 | 46,8 | 374,6 | 42,7 | 353,1 | 42,7 | 383,0 | 44,2 |
коммерческие | 51,9 | 5,8 | 42,4 | 4,8 | 35,0 | 4,2 | 36,8 | 4,3 |
Науки и научного обслуживания | 51,7 | 5,8 | 48,8 | 5,6 | 46,0 | 5,6 | 38,7 | 4,5 |
Других отраслей | 123,2 | 13,7 | 137,5 | 15,7 | 127,6 | 15,4 | 132,8 | 15,4 |
Как показывают данные, приведенные в таблице 1.1. наибольший удельный вес в отраслевой структуре малого бизнеса в России занимают предприятия торговли. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего исследуемого периода.
Каждый вложенный в малые предприятия рубль приносит 1,35 рубля прибыли, в то время как в целом по экономике – 0,73 рубля.
Конкуренция между индивидуалами и мелкими предприятиями носит достаточно жесткий характер и приводит к сокращению их «жизненного цикла». Однако в подавляющем большинстве случаев они не становятся банкротами. Предприниматели переключаются на производство новых видов товаров, на другие работы и услуги. Происходит гибкое изменение, расширение рынка, что обеспечивает динамизм всего хозяйства. Мелкие предприятия, «открывшие» новый вид товаров или услуг, начинают заполнять свой «сегмент», свою часть рынка, расширяет производство, и могут стать средними, а при благоприятных условиях – и крупными. Выделять малые предприятия из массы товаропроизводителей заставляет жесткая конкурентная борьба. Малые предприятия в условиях рыночной экономики не могут действовать наравне с крупными, особенно в годы становления. Ведь малый бизнес – это небольшие предприятия по численности работающих, по объему производства, величине имущества, вовлеченного в процесс производства. В процессе хозяйственной деятельности они неизбежно сталкиваются с рядом организационно –технических и коммерческих трудностей. Например, с дефицитом материально-технических ресурсов, высокими процентами на кредиты, относительно большими затратами на изучение рынка, на обеспечение себя необходимыми условиями, рекламу, подготовку и повышение квалификации кадров. Малые предприятия - это повышенный риск всей хозяйственной деятельности. Если крупные предприятия могут резко увеличить свои доходы просто за счет перехода на массовый выпуск продукции, то предприятиям малого бизнеса надо рассчитывать на оптимальную хозяйственную ориентацию, на узкие группы потребителей, находить выгодные формы взаимосвязи с крупными предприятиями. В таких условиях рыночных отношений предприятия малого бизнеса нуждаются в поддержке и защите со стороны государства как особый хозяйственный субъект.
Предпринимательство и предпринимательская деятельность – это инициативная и самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность в определенных пределах. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, при этом государство обеспечивает ему правовые гарантии и поддержку.
Для успешного ведения малого предпринимательского дела необходимо иметь качества, которые отличают предпринимателей-ремесленников, кооператоров, хозяев малых предприятий: «самостоятельность», «чувство свободы», «сам себе голова». При этом они подчеркивают свое отличие от менеджера-управленца, наемного распорядителя. Предприниматель ставит на карту свое собственное достояние, работает 12-14 часов в сутки, т. е. за двоих.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.
1.2 Зарубежный опыт развития предпринимательства
Малые и средние предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2\3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Например, малые и средние фирмы США производят 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности – 21%, строительстве- 80%, оптовой торговле-86%, сфере обслуживания- 81 %. На этих предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса.
Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных консервов. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.
Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства, дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Учитывая весомый вклад малого бизнеса в экономику государства, руководство страны пытается приложить максимум усилий к развитию данного сектора. Однако у России сегодня это получается не очень хорошо. Такой вывод можно сделать, руководствуясь статистическими данными, приведенными в таблице 1.2.
Таблица 1.2 Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах
Страны | Кол-во МСП (тыс.) | Кол-во МСП на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел.) | Доля МСП в общей численности занятых (%) | Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания | 2630 | 46 | 13.6 | 49 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37 | 18.5 | 46 | 50-52 |
Италия | 3920 | 68 | 16.8 | 73 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35 | 15.2 | 54 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45 | 68 | 72 | 63-67 |
США | 19300 | 74.2 | 70.2 | 54 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49.6 | 39.5 | 78 | 52-55 |
Россия | 844 | 5.65 | 8.3 | 13 | 10-11 |
Как видно из таблицы 1.2 Россия по состоянию малого и среднего бизнеса в стране находится на последнем месте по всем приведенным показателям. Это характеризует экономику страны не с самой лучшей стороны. Ведь вклад малых предприятий в ВВП, и другие основные показатели достаточно велик. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.
Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные особенности используемого опыта.
Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений. Поэтому со стороны государства малому и среднему предпринимательству необходим целый комплекс мер поддержки и системы развития этого сектора.
В нашей стране действует федеральный закон О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (принят 12.05.1995). В статье 6 данного закона говорится о том, что государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами
Сравнивая государственную политику в отношении малого предпринимательства в различных странах, непросто сделать ясные и четкие обобщения, поскольку в них слишком много непохожего в силу различных исторических традиций, особенностей социально-экономических структур, даже специфики государственной бюрократии. Эти обстоятельства определяют различия подходов к проблемам развития малого предпринимательства. Ярким примером может служить сравнительное рассмотрение политики государства в таких странах как, например, США и Япония.
Традиционные американские ценности индивидуальной предприимчивости и свободного рынка определили конкретные механизмы поддержки МБ в виде программ кредитно-финансового содействия, региональных программ и программ поддержки предпринимательства «социально ущемленных групп» населения.
Японская политика в отношении малого бизнеса является составной частью промышленной политики, направленной на повышение эффективности японской индустрии, представленной, прежде всего, промышленными гигантами. Малые высокоэффективные производства интегрируются при поддержке государства в вертикальные промышленные структуры, при этом региональные и социальные аспекты развития малого бизнеса остаются за рамками государственной политики.
При весьма заметной роли малого бизнеса в экономике обеих стран результатом являются различия в его отраслевой структуре. В США в целом преобладают малые предприятия в сфере услуг и розничной торговли, а в Японии очевиден перевес промышленных малых предприятий. В США на малый бизнес приходится 34,9% чистого дохода, а в Японии 56,6% всей продукции в обрабатывающей промышленности производят предприятия малого бизнеса.
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в нескольких направлениях, направленных на решение основных проблем малого бизнеса.
Если индивидуальные предприятия в основном развиваются за счет собственных средств, то для более крупных предприятий малого бизнеса необходимо финансирование, за счет привлечения внешних источников средств. В этом случае возникают определенные проблемы. На получение полноценного банковского кредита могут рассчитывать далеко не все малые предприятия. Для положительного решения чаще всего требуется успешное ведение бизнеса не менее полугода, а чаще всего 9 месяцев или год. Вложенный собственный капитал, прозрачность бизнеса, поставленный учет, перспективы развития, реальные источники погашения кредита. Если предприниматель может применить эти термины к своему бизнесу, тогда вероятность получения кредита высока. Таким образом, кредитуются в основном компании, успешно работающие на рынке, а для начинающих стоит порой непреодолимая проблема - отсутствие начального капитала. Отсюда следует, что одно из основных направлений поддержки малого бизнеса должно проходить в обеспечении предприимчивых людей финансированием в начальный период деятельности, что может быть обеспечено государством за счет принятия программ по поддержке малого бизнеса. Это позволит увеличить количество малых предприятий, что положительно скажется на экономике страны.
В настоящее время наблюдается положительная тенденция в данном направлении. Банковские требования к «малым» заемщикам постоянно снижаются. Многие уже не настаивают на открытии счетов и переводе оборотов фирмы в свой банк, не требуют бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Снижаются также минимальные размеры ссуд и ставки кредитования. Хотя, в ближайшей перспективе ставки кредитования заемщиков малого бизнеса вряд ли опустятся ниже 15-16%. Кредитование малого бизнеса предполагает определенный риск и высокие издержки, банки закладывают все это в процентную ставку. С другой стороны, рост конкуренции неизбежно ведет к снижению процента. Возможно, создание кредитного бюро или законодательные налоговые изменения, позволяющие легализоваться малому бизнесу, могли бы еще больше способствовать этому
Итак, одним из наиболее важных направлений государственной поддержки является льготное кредитование. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Общее состояние делового климата в России
Анализ состояния делового климата в России представлен на основе официальных данных Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП), который проводил опросы предпринимателей по всей России. Данные опубликованы на официальном сайте РСПП и являются официальным источником статистических данных, характеризующих тенденции развития бизнес среды в России.
Как видно из рис. 2.1., отражающего оценки предпринимателями основных параметров делового климата, большинство из них находятся в зоне неодобрения, за исключением основного вектора развития политической ситуации в стране и отношений, сложившихся внутри самого бизнес-сообщества, между предпринимателями.
Рис.2.1. Значения основных показателей делового климата
Рис.2.1. показывает, что наиболее выраженный признак неблагополучия российской деловой среды – ее неприспособленность для численного роста бизнес-сообщества, появления новых единиц предпринимательской деятельности. Только один из каждых пяти респондентов считает, что среда благоприятствует организации и ведению молодого бизнеса, по оценкам же большинства (63%) она не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц. Причем сложность создания предприятия с «чистого листа» даже уступает фактору конкуренции – противодействию, которое бизнес-среда оказывает появлению на рынке своего региона уже сложившихся компаний из других регионов.
Основные «проблемные зоны» делового климата в России связаны сегодня с противоречивым характером коммуникаций между бизнесом и внешней средой – обществом, властью.
Самым уязвимым звеном бизнеса является малый и средний бизнес. В современных рыночных условиях России, которые отличаются нестабильностью, жесткими условиями выхода на тот или иной сегмент рынка малый бизнес не может полноценно развиваться, выходить на международные рынки, и использовать весь свой потенциал на 100%.
При этом самому бизнесу от власти нужны сегодня не опека и преференции, а четкие и строго соблюдаемые «правила игры», которые позволяли бы ему работать эффективно и на законных основаниях (64%). На втором месте – создание инфраструктуры для бизнеса, далее поддержка приоритетных предприятий и секторов, регулирование доступа на российские рынки иностранных производителей (8-26%).
Одной из наиболее благополучно развивающихся компонент делового климата являются взаимоотношения внутри самого бизнес-сообщества. Здесь уже сформированы и успешно функционируют «внутрицеховой» общий язык, правила и нормы взаимодействия. И яркое тому подтверждение – уверенность подавляющего большинства предпринимателей (82%) в добросовестности своих партнеров по бизнесу.
В пользу высокого уровня развития коммуникаций внутри бизнес-сообщества говорит и оценка отношений между предпринимателями по критерию их партнерства и цивилизованности – соотношение позитивных и негативных суждений здесь составляет 50% к 13%.
Исходным для анализа состояния делового климата стал вопрос о том, насколько оптимистично представители предпринимательского сообщества оценивают развитие собственного бизнеса.
Этот вопрос аккумулирует в себе самые разные аспекты самооценки настроения предпринимателей – в зависимости от того, какие стороны развития бизнеса в настоящее время актуальны для предпринимателей (обретение устойчивой динамики, показатели доходности, освоение новых рынков и т.д.).
Результаты опроса, приведенные на рис 2.2. и в табл. 2.3. свидетельствуют в целом о высоком уровне оптимизма российских предпринимателей.
Рис. 2.2. Средняя оценка собственного бизнеса (по всем типам предприятий)
Таблица 2.1 Средние баллы оценки собственного бизнеса
Статус предприятия | Малые предприятия | Средние предприятия | Крупные предприятия |
Средний балл | 2,86 | 4,63 | 4,93 |
Как видно из рис.2.1. большинство (54%) дали положительные оценки успешности развития своего бизнеса (на уровне 5-7 баллов). Как неуспешный свой бизнес охарактеризовали только 15% опрошенных. Средний балл по 7-балльной шкале оценок составил по данному показателю 4,65, что заметно выше срединного значения (4 балла).
Оценки предпринимателями успешности собственного бизнеса различаются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий и от их статуса (величины).
Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.3. Наиболее оптимистично настроены владельцы и топ-менеджеры крупных предприятий, средний балл их оценок составляет 4,93.
Напротив, уровень оптимизма представителей малого бизнеса ниже – 2,86. Высокий уровень оптимизма в отношении развития собственного бизнеса, который демонстрируют российские предприниматели, не означает беспроблемности их деятельности.
Более того, в значительной мере этот оптимизм складывается не благодаря, а вопреки тем обстоятельствам, которые формируют основные условия и факторы предпринимательской активности.
По оценкам большинства предпринимателей, деловая среда, с которой они непосредственно взаимодействуют (в их регионе), не выполняет своей стимулирующей функции и является скорее препятствием для формирования новых бизнес-единиц.
В частности, 63% опрошенных на вопрос о том, легко или сложно в их регионе начать бизнес с нуля, дали негативные оценки (ниже 4 баллов по 7-балльной шкале), в том числе 21% выбрали однозначный ответ «очень сложно». На противоположном полюсе – 13% оптимистичных оценок. Обратим внимание, что даже близкие к срединным значениям ответы явно смещены к негативному полюсу (21% отметили 3 балла и только 8% указали на 5 баллов). Об этом свидетельствуют данные, приведенные на рис.2.3
Рис 2.3. Средняя оценка бизнеса деловой среды своего региона
Результаты опросов, представленные на рис 2.3 отражают фактическую ситуацию, сложившуюся сегодня в России. Предприниматели, принимавшие участие в опросах, не брали во внимание то, что сегодня государство делает для бизнеса.
Можно предположить, что такая ситуация возникла из – за того, что государственная поддержка бизнеса практически не ощущается.
Ведь данные, приведенные на рис 2.3 свидетельствуют о крайне низко степени благоприятности бизнес – среды в стране.
Несмотря на важность аспектов делового климата, складывающихся внутри делового сообщества и в отношениях бизнеса и общества, следует учитывать, что они во многом являются следствием и отражением той политики, которая реализуется в отношении экономики и бизнеса государством.
На рис. 1.4. приведены результаты опроса предпринимателей, в отношении государственной политики.
Рис 2.4. Средняя оценка государственной политики в сфере поддержки бизнеса
Как показывают приведенные данные на рис 2.4. меры государственной поддержки не работают достаточно эффективно. Следует отметить, что близость интегральных оценок (средних баллов) тех или иных сторон государственной политики к срединному значению (4 балла) формируется за счет достаточно широкого разброса мнений предпринимателей – от крайне негативных до сугубо позитивных. Другими словами, за общей «средней» оценкой государственной экономической политики скрывается отсутствие у предпринимателей единого, консолидированного мнения о ней, неоднородность суждений.
Наконец, самая неоднозначная составляющая деловой среды – размер рынка, величина потребительского спроса. Несмотря на многие признаки улучшения социально-экономической ситуации, в том числе рост доходов населения, тем не менее, ограниченные потребительские возможности вызывают серьезное беспокойство бизнес-сообщества – как фактор, ведущий к диспропорциям региональных рынков и, сдерживающий предпринимательскую активность. В ходе опроса было протестировано и состояние инфраструктуры, необходимой для ведения бизнеса. В целом можно отметить благополучное состояние большинства ее составляющих – из 14 тестируемых позиций 10 получили оценки выше среднего уровня (более 4 баллов по 7-балльной шкале).
Анализ полученных данных свидетельствует, что лучше всего дела обстоят с телекоммуникациями (их состояние получило среднюю оценку в 4,99 балла из 7 возможных), а также железными дорогами, банковской системой и страхованием (4,73-4,79 балла).
Таблица 2.2 Средняя оценка представителей бизнеса к состоянию бизнес среды в регионе
Статус предприятия | малые предприятия | средние предприятия | крупные предприятия |
Средний балл | 3,57 | 3,76 | 3,82 |
Приведенные данные в таблице 2.2 говорят о том, что лучше других работу власти по совершенствованию инфраструктуры для бизнеса оценивают представители крупного бизнеса, предприятий и организаций в сфере транспорта и связи. Напротив, наиболее критично настроены представители малого бизнеса, предприятий сферы обслуживания, услуг и торговли, где интегральный показатель принимает самые низкие значения (3,57 и 3,64 балла, соответственно).
Из приведенных данных видно, что оптимистическое отношение к основным проблемам развития бизнеса только у крупных компаний. Средние и малые предприниматели очень болезненно относятся к проблемам делового климата в России, развития бизнеса, экономики и каким либо другим факторам, непосредственно влияющим на их деятельность. Слабый сектор среднего и малого бизнеса свидетельствует лишь о неразвитости экономики страны. Однако потенциал у малого бизнеса в России очень велик. Причиной тому и то, что государство все - таки положило начало развитию, а не поддержке этого сектора; и увеличение численности человек, которые хотели бы открыть свой бизнес. Развитие малого предпринимательства положительно сказывается на развитие различных сфер экономики страны, но без государственной поддержки, малый бизнес может прийти в упадок. Проблемы малого бизнеса сегодня обсуждаются на всех уровнях власти. Государство, совместно с муниципальными властями разрабатывает множество целевых программ, и проектов, направленных на развитие сектора малого и среднего бизнеса. На протяжении последних 10-15 лет на разных уровнях очень много говорится о важности малого и среднего бизнеса для развития экономики России. К сожалению, реальных шагов, направленных на существенную поддержку недостаточно. На сегодня на предприятиях малого и среднего бизнеса в РФ задействовано около 17 млн. человек, при этом его доля в общенациональной экономике не превышает 10%. В 2004 году вопросы развития малого предпринимательства были переданы Минэкономразвития России. Динамика основных показателей развития малого предпринимательства к 2007 году в России сложилась следующим образом: 1) ежегодный прирост общей численности малых предприятий – на 5%, сейчас в России действует 1 млн. 30 тыс. малых компаний (ежегодный прирост – около 50 тысяч предприятий);
2) ежегодно увеличивается число занятых в малом бизнесе. Сейчас 9,5 млн. человек трудятся на данных предприятиях, что на 600 тысяч рабочих мест больше, чем в прошлом году. При этом темпы роста выше роста занятости в целом по экономике в 8 раз. Увеличивается постоянная занятость. (По сравнению с 2002 годом на 30% сократилось количество временных рабочих).
3) ежегодный рост инвестиций в основной капитал – не менее 30%, текущий год опережает предыдущий по темпам инвестирования на 40%. Это в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капитал по Российской Федерации.
4) вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт по сравнению с европейскими странами и США низок - не более 15%. Но после 1 января 2008 года – даты вступления в силу нового Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», можно будет правильно оценить место данного сектора в экономической жизни страны (в России учитываются компании с числом занятых до 100 человек, в ЕС и США – до 250 человек).
5) отраслевая структура сектора малых и средних компаний не может удовлетворять.
Торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство – на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли приходится менее 10 процентов. Предельно низкое количество малых предприятий в ЖКХ (1,4%), образовании (0,3%), здравоохранении (1,1%). Основными целями деятельности Правительства Российской Федерации до 2020 года в рассматриваемой сфере должны стать:
· рост числа предприятий, занятых в сфере услуг – до 30% (в 2 раза по сравнению с 2007 годом);
· увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, в 5 раз (с 2% в 2006 году до 10% к 2020 году);
· увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, в 5 раз (с 1% в 2006 году до 5% к 2020 г.).
2.2 Анализ тенденций развития предпринимательства в Иркутской области
В январе-июне 2008 года в Иркутской области сохранялась положительная динамика темпов экономического роста и социального развития, наметившаяся с начала года. Темпы роста основных экономических и социальных показателей по отношению к соответствующему периоду прошлого года составили:
· объем промышленного производства – 100,7%;
· объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» - 157,5%;
· агропромышленное производство – 103,2%;
· оборот розничной торговли – 111,0%;
· реальные денежные доходы населения – 107,3%.
Однако если сравнивать Иркутскую область с соседкой – Новосибирской, то у соседей дело обстоит намного лучше. На 1 июля 2007 года на территории Новосибирской области действовало 26914 малых предприятий. В этой сфере занято 150 тыс. работников. Суммарный оборот малых предприятий за первые 6 месяцев 2008 г. составил 105,38 млрд. руб. За тот же период объем инвестиций в основной капитал субъектов малого предпринимательства составил 4,37 млрд. руб. Новосибирская областьявляется лидером в Сибирском федеральном округе по количеству действующих малых и средних предприятий, по численности их работников и обороту. В масштабах Российской Федерации по количеству действующих малых предприятий Новосибирская область занимает 8 место, по обороту организаций - 12 место.
Рост объемов выпуска продукции малыми предприятиями в 2008 году относительно уровня 2007 года в 1,3 раза, а также увеличение численности занятых малых предприятий на 7,7% стали результатами согласованных действий областных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления по созданию условий и стимулированию развития малого бизнеса.
В 2008 году на территории Иркутской области действовало 10440 малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения области приходится 4,1 малых предприятий против 3,6 в 2007 году. По сравнению с 2007 годом наблюдается рост малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица на 13,8 и 16% соответственно.
На малых предприятиях работало на постоянной основе 78,6 тыс. человек. В области зарегистрировано 51,4 тыс. предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица. Общее количество занятых в малом предпринимательстве составило 130 тыс. человек или 17,2% от общего количества занятых в экономике области.
В 2008 году объем выпуска собственной продукции, работ, услуг малого предпринимательства достиг суммы 31 млрд. рублей (темп роста составил 136%). Об этом свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.1
Изначально сложившаяся отраслевая структура практически не меняется на протяжении многих лет, как в других регионах Сибирского федерального округа, так и в Иркутской области.
Таблица 2.1 Основные показатели, характеризующие состояние малого и среднего бизнеса в Иркутской области
Показатели | 2006 г. | 2007 г. |
Количество малых предприятий, ед. | 9175 | 10440 |
Количество работающих на малых предприятиях, чел. | 81789 | 78562 |
Количество предпринимателей без образования юридического лица, чел. | 44380 | 51452 |
Всего занято в малом бизнесе, чел. | 126169 | 130014 |
Доля занятых в МП в общем количестве занятых в экономике области, % | 16,5 | 17,2 |
Объем выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, тыс. руб. | 22790317,0 | 31000000,0 |
Доля малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг, % | 9,01 | 10,6 |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 4011 | 5480 |
Темп роста заработной платы, % | 113 | 137 |
Наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.
Малое предпринимательство Иркутской области сформировалось как самостоятельный сектор экономики. По многим показателям (количество малых предприятий, товарооборот, объем выпущенной продукции, товаров, услуг) наблюдался рост. Малый бизнес активно развивается в тех сферах деятельности, где крупный бизнес медленно реагирует на меняющийся спрос населения. Доказательством тому служит развитие малых предприятий по производству пластиковых изделий, мебели, пищевых продуктов, в сфере услуг. Но малые предприятия крайне неравномерно размещены по территории Иркутской области, основная часть (98%) функционируют в городах Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск, Усолье-Сибирское. Малые предприятия обеспечивают десятую часть рабочих мест и 11,2% оборота всех организаций. По этим показателям Иркутская область среди регионов Сибирского федерального округа находится в «золотой середине» - 5-6 место. Структурные изменения в предпринимательской среде. Увеличение доли малого предпринимательства в региональном валовом выпуске продукции, работ, услуг.
1. Упрощение территориального и ценового доступа действующих или потенциальных предпринимателей к консалтинговым и/или образовательным услугам.
2. Усиление роли общественных и профессиональных организаций и объединений предпринимателей.
3. Изменение отношения населения к предпринимательской деятельности.
Если в Иркутской области большую часть малых и средних предприятий занимают предприятия торговли, то в Новосибирской – предприятия научно исследовательского сектора. Характерной особенностью структуры малого и среднего бизнеса Новосибирской области является преобладание компаний, научно-технического, инновационного сектора в структуре экспортно-ориентированной экономики. По отдельным направлениям экспорта инновационные компании Новосибирской области занимают лидирующее положение в России. Например, они обеспечивают 60 % российского экспорта средств диагностики заболеваний (тест-систем), 70% экспорта искусственных кристаллов (в том числе - ювелирных), 10% экспорта лазерных систем и аксессуаров, 90% экспорта программных средств обеспечения виртуализации хостинга, 80% экспорта оптоэлектронных устройств для приборов ночного видения и т.д. Устойчиво развивающиеся инновационные компании Новосибирской области демонстрируют неплохие темпы роста производства - в среднем 20-25% в ИТ-секторе и 12-15% в других технологических кластерах.
В Иркутской области несколько другая направленность поддержки развития инфраструктуры малого бизнеса. Инструментом реализации поставленных задач является Программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006-2010 годы», в которой сформулирован комплекс логически связанных основных направлений поддержки малого предпринимательства и принципиальные способы действий, посредством которых предполагается достигнуть желаемых результатов, она является седьмой по счету программой с 1993 г. Предыдущие программы были направлены на становление инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационное обеспечение и обучение предпринимательства.
В регионе в целом была создана сеть территориальных агентств поддержки малого бизнеса в 17 основных муниципалитетах и блок опорной инфраструктуры поддержки в областном центре, в который вошли Фонд микрокредитования, Иркутское Агентство развития бизнеса, учебные центры «Байкал-линк» и Ангарская школа предпринимателей, Бухгалтерская служба и Центр защиты прав предпринимателей. Учитывая высокий ресурсно-сырьевой рейтинг и научно-производственный потенциал региона в целях развития инновационных малых предприятий в соответствии с программой Поддержка и развитие малого предпринимательства Иркутской области 2003 – 2005 гг.» создан Иркутский инновационный бизнес- инкубатор. Бизнес – инкубатор представляет собой нежилое здание общей площадью 1840м с офисными помещениями, оснащенными телефонной сетью и выходом в глобальные компьютерные сети, в том числе в Интернет. Произведено оборудование мебелью и оргтехникой 48 комнат полезной площадью 800м для размещения инкубируемых предприятий. Постановлением администрации области от 11.05.2006 г. N 70-па утверждено Положение об Иркутском инновационном бизнес – инкубаторе, проведен конкурс на размещение в бизнес – инкубаторе и в настоящий момент 21 СМП, осуществляющих инновационную деятельность, на условиях льготной аренды получили в инкубаторе офисные помещения, оснащенные оргтехникой и мебелью.
В 2006 году завершено строительство бизнес-инкубатора в наукограде Кольцово, который рассчитан на стартующий малый бизнес в инновационной сфере и предполагает создание более 200 рабочих мест. Из областного бюджета на создание бизнес-инкубатора выделено 33,8 млн. рублей.
Существенное влияние на развитие малого предпринимательства в сельских районах области оказала реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в части поддержки развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. По направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования» выдано 6582 кредита на общую сумму 830 млн. рублей. Создано 83 потребительских кооператива.
Основными барьерами выхода малого и среднего бизнеса на внешние рынки являются:
· низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции;
· высокие затраты предприятия для выхода на внешний рынок;
· отсутствие информации о зарубежных рынках и уровне спроса на ту или иную продукцию;
· высокие затраты предприятий для внедрения современных управленческих технологий, в частности систем менеджмента качества ISO;
· отсутствие информации о требованиях к сертификации и качеству продукции для продажи её на зарубежных рынках;
· низкая доступность инвестиционных ресурсов, отсутствие информации об источниках и возможностях привлечения иностранных инвестиций;
· ограниченные возможности для коммерциализации инновационных технологий и разработок;
· слабая правовая подготовка в области внешнеэкономической деятельности;
· отсутствие информации о проектах и программах содействия экспорту
· отсутствие возможности для продвижения своей продукции на зарубежных выставках-ярмарках.
· отсутствие доступа к источникам информации о благонадёжности иностранных партнёров;
Все вышеназванные причины, наряду с курсовыми валютными разницами и не очень благоприятной налоговой и тарифной экспортной политикой, значительно повышают риски предпринимательской деятельности и отталкивают потенциальных экспортеров от работы на внешних рынках.
Администрация Иркутской области уверена, что в результате целенаправленной совместной работы с инфраструктурой поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленной палатой Восточной Сибири по реализации вышеназванных мероприятий по поддержке экспорта в секторе малого бизнеса доля инновационной продукции в экспорте области может ощутимо возрасти. Для наиболее объективной оценки состояния экспортного потенциала среднего и малого бизнеса в нашем регионе, необходимо знать, как обстоит дело в других регионах.
В Новосибирской области для обеспечения конкурентоспособности инновационные компании получают те же условия взаимодействия с внешним миром, что имеют компании в технологически развитых странах. Сегодня практически любая научно-техническая инновация реализуется по принципу «конструктора» - имея новую идею, разработчик собирает новый продукт из «кубиков» - комплектующих, собираемых с глобального мирового технологического рынка. Но в условиях России, получение комплектующих из-за рубежа выливается в проблему длительностью, как минимум, три месяца.
Особые проблемы возникают у компаний биотехнологической специализации. Для оформления вывоза и ввоза биотехнологической продукции необходимо получать санкции (заключения) от Росздрава, что значительно удлиняет сроки таможенного оформления, требует дополнительных расходов на командировки и вынуждает компании прибегать к «серым» схемам экспортно-импортной деятельности. Также проблемой является транспортировка биотехнологической продукции. Российские транспортные компании не способны обеспечить технологические стандарты перевозки таких грузов (соблюдение температурных условий и скорости доставки).
Для компаний приборостроительного профиля характерна проблема значительных затрат, возникающих при сертификации их продукции за рубежом и создании собственных зарубежных сервисных центров.
Общей проблемой является несовершенство российского валютного законодательства. В целом Новосибирская область опережает Иркутскую по всем основным показателям развития малого бизнеса. Она имеет ряд преимуществ за счет грамотной региональной политики, направленной на развитие малого и среднего инновационного бизнеса. По этой причине и экспортный потенциал Новосибирской области значительно превышает потенциал Иркутской области.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СФЕРЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ИРКУТСКА
Проанализировав систему поддержки малого и среднего предпринимательства можно сделать ряд выводов:
1. В России малый бизнес не развит. Наша страна находится на последнем месте в сравнении с некоторыми странами ЕС и США по всем основным показателям.
2. Бизнес – сообщество чувствует себя сегодня в России не комфортно. Причиной тому недостаточно благоприятная деловая среда в стране.
3. Меры государственной поддержки недостаточны. Хотя на всех уровнях власти стараются исправить ситуацию, однако многие регионы не могут грамотно распорядиться выделенными финансовыми средствами, или их крайне мало, для решения той или иной проблемы.
4. В целом в России наблюдаются положительные тенденции, однако в других более развитых странах темпы роста развития данного сегмента протекают быстрее. В России тормозит этот процесс неразвитость инфраструктуры поддержки развития малого и среднего бизнеса.
Итак, основная проблема неразвитости малого и среднего бизнеса в городе и области – неразвитость инфраструктуры поддержки СМП. В частности – отсутствие объектов складской недвижимости, которые соответствуют современным требованиям по хранению, и их доступность для малых и средних предпринимателей.
Проанализировав состояние малого и среднего бизнеса в Иркутской области, нами были сделаны следующие выводы:
1. В целом, за последние 2 года в Иркутской области наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса, однако, если сравнить с аналогичными показателями Новосибирской области, Иркутская уступает ей по всем позициям.
2. Наибольшее число малых и средних предприятий Иркутской области занято в сфере торговли, а предприятия НИОКР занимают последнюю позицию в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса нашего региона. Новосибирская область, напротив, бросает все силы на развитие инноваций в регионе, отсюда и высокий экспортный потенциал
3. Сфера торговли в Иркутской области самая динамично развивающаяся, однако состояние инфраструктуры данного сегмента рынка оставляет желать лучшего. В первую очередь это касается складской недвижимости, качества товаров, процедуры проведения сертификации, и т.д. Ситуацию, характеризующую развитие малого предпринимательства в г Иркутске за 2003-2007 годы, можно оценить по показателям, представленным в таблице 2.2 (по данным Иркутскстата).
Общие данные, приведенные в таблице 3.1 свидетельствуют о позитивных тенденциях в развитии СМП. Так, объем выпуска продукции и выручка от ее реализации в 2007 году увеличилась в 2,4 и 4 раза соответственно. Наблюдается увеличение заработной платы более чем в 2 раза и превышает данный показатель по России.
Таблица 3.1 Основные показатели состояния СМП в г. Иркутске
Наименование показателей | Ед. изм. | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Число малых предприятий | Ед. | 3851 | 4456 | 4966 | 5447 | 7166 |
Число ИП (по данным ФНС) | Чел. | 27133 | 27893 | 22304 | 16360 | 15900 |
Число работающих на МП | Чел. | 40675 | 41408 | 36987 | 42391 | 43810 |
Объем выпуска продукции МП | Млн. руб. | 8746 | 12535 | 15894 | 12197 | 20662 |
Фонд ОТ | Млн. руб. | 849,3 | 1408 | 1554 | 1227 | 3062 |
Среднемесячная зарплата на МП | Руб. | 2327 | 2833 | 3583 | 4170 | 6180,7 |
Выручка от реализации на МП | Млн. руб. | 40969 | 40448 | 46921 | 40213 | 132159 |
Инвестиции в основной капитал МП | Млн. руб. | 72,3 | 91,2 | 294,3 | 161,5 | 301,3 |
Доля налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города. | % | 8,8 | 7,5 | 12,2 | 18,3 | 20,1 |
Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За периоды 2003-2007 годы в общем количестве малых и средних предприятий, предприятия розничной и оптовой торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 48 до 53%). Вторым по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (13-15%). Строительные организации составляют около 13%, предприятия обрабатывающего производства – 7%.
С 2003 года налоговые поступления от малых предприятий города Иркутска выросли в 2,3 раза. В 2007 году оценочно доходы в бюджет составили 20% от всех доходов, поступающих в бюджет города.
Наиболее острые проблемы, среди прочих являются следующие:
- Низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателя недостаточно навыков ведения бизнеса)
- Дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.
Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность.
Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.
В настоящее время в городе инфраструктура поддержки действует в различных направлениях, основными из которых можно назвать:
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.
- Проведение маркетинговых исследований.
- Информационное обеспечение.
- Консалтинговые услуги.
- Помощь в регистрации предприятий.
- Юридические услуги.
- Аудиторские услуги.
- Содействие в получении инвестиций и кредитов.
- Предоставление оборудования в лизинг.
- Сдача в аренду (на льготных условиях) помещений.
Однако существующих объектов инфраструктуры поддержки недостаточно для полного и комплексного удовлетворения потребностей предпринимателей, в том числе в обеспечении офисными и производственными площадями. Городские власти, конечно, содействуют развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства на столько, на сколько это максимально сегодня. В сфере совершенствования поддержки малого и среднего предпринимательства основными предложениями является улучшение условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске, способствующих устойчивому росту благосостояния граждан, формированию среднего класса, занятости и самозанятости населения, ускорению развития малого и среднего предпринимательства в г Иркутске. Оно предусматривает реализацию ряда мероприятий, представленных в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Перечень мероприятий поддержки развития МСП в г Иркутске.
Перечень мероприятий | Содержание мероприятий |
1 | 2 |
Нормативно-правовое обеспечение | - Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы развития МСП г Иркутска. - Разработка нормативно-правовых документов с целью совершенствования реализации мероприятий Программы развития МСП в г Иркутске. - Координация работы Советов по МСП при Комитетах по управлению округами г Иркутска. - Разработка программы «Развитие СМП в г Иркутске на 2013-2017 годы». - Взаимодействие со структурными подразделениями администрации Иркутской области по вопросам развития СМП. - Содействия созданию и развитию ассоциаций и объединений предпринимателей, в том числе отраслевых. |
Инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства |
- Оказание информационно-консультационных услуг для СМП по различным направлениям предпринимательской деятельности. - Участие в работе Иркутского областного бизнес-инкубатора. - Формирование и ведение реестра организаций, составляющих инфраструктуру поддержки СМП. - Содействие созданию и развитию сети объектов инфраструктуры поддержки СМП в г Иркутске. |
Обучение и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства. |
- Подготовка и проведение семинаров по актуальным вопросам предпринимательской деятельности. - Проведение тренингов для персонала СМП. - Проведение специализированных семинаров для учителей общеобразовательных средних школ г Иркутска, преподающих предметы, в которых содержатся сведения об основах предпринимательской деятельности. - Обучение СМП основам ведения предпринимательской деятельности. - Повышение квалификации муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки СМП и персонала инфраструктуры поддержки СМП. - Подготовка образовательного раздела сайта «Малый и средний бизнес города Иркутска». - Организация и проведение совместно с ОГУ ЦЗН г Иркутска мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность безработных граждан. - Реализация Координационной образовательной программы по подготовке кадров для предпринимательских структур г Иркутска на 2013-2017 годы. |
1 | 2 |
Информационно-методическое обеспечение и пропаганда предпринимательской деятельности |
- Подготовка информационных материалов для СМИ, освещающих вопросы развития СМП в г Иркутске и направленных на формирование позитивного образа предпринимателя. - Создание специализированной информационно-печатной продукции для СМП. - Распространение в муниципальных библиотеках, библиотеках школ и ВУЗов г Иркутска информационно-методологической литературы по вопросам развития СМП. - Участие администрации г Иркутска в региональных, межрегиональных и международных выставках и ярмарках по вопросам СМП. - Информационное наполнение сайта «Малый бизнес г Иркутска» в Интернете с сайта адм-ции г Иркутска по разделу «Развитие СМП». - Проведение информационно-рекламных акций. - Изготовление и распространение аудио, видео, печатных курсов обучения по основным аспектам ПД. |
Организация работы дискуссионных площадок и обмен опытом работы | - Развитие сотрудничества и партнерских связей с городами России, городами-побратимами и партнерами, по обмену опытом в сфере развития СМП. - Организация работы круглых столов по основным проблемам СМП. |
Организация проведения конкурсов | - Проведение конкурса среди журналистов на лучшую публикацию о СМП. - Проведение совместно со структурными подразделениями администрации конкурсов среди СМП по отраслевой направленности. - Организация и проведение конкурса «Лучший студенческий предпринимательский проект в г Иркутске» с выделением грантов - Привлечение СМП к участию в конкурсах «100 лучших товаров России», «Всероссийская марка. Знак качества 21 век» и местных конкурсах с целью продвижения иркутской символики. |
Инвестиционно-финансовая поддержка |
- Совместная работа с финансово-кредитными организациями города по развитию системы оказания финансово-кредитной системы СМП. - Субсидирование СМП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП по компенсации процентной ставки по привлеченным кредитам, займам, лизинговым платежам, затрат на арендные платежи, на разработку и экспертизу бизнес-планов, инвестиционных проектов, на прохождение сертификации по международным стандартам. - Создание и пополнение реестра инвестиционных проектов сферы СМП на территории г Иркутска. - Развитие системы микрокредитования СМП. - Имущественная поддержка СМП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки СМП. |
Сокращение административных барьеров в развитии СМП | - Оказание информационно-консультационных услуг для СМП по вопросам защиты прав предпринимателей. - Обеспечение работы «горячей линии» для предпринимателей. |
Расширение деловых возможностей и международное сотрудничество |
- Организационная и консультационная помощь СМП по участию в региональных, межрегиональных, международных в выставочно-ярмарочных мероприятиях. - Оказание содействия СМП по участию в проектах международных организаций по поддержке предпринимательства. - Субсидирование части затрат СМП, общественных орг-ций на участие в региональных, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, выставках, программах обмена опытом. |
При успешной реализации мероприятий, представленных в таблице 2.3 планируется достичь следующие социально-экономические показатели, характеризующие социальную и экономическую эффективность развития сектора малого и среднего предпринимательства в городе Иркутске:
- Увеличение количества малых предприятий на 1000 жителей до 15.
- Увеличение доли занятых на малых предприятиях до 21%.
- Увеличение среднемесячной заработной платы на малых предприятиях до 15000 рублей.
- Увеличение удельного веса инвестиций в основной капитал малых предприятий до 6%.
- Увеличение удельного веса малых предприятий материального производства (обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт, ЖКХ) в общей численности малых предприятий до 32%.
- Увеличение доли отгруженной малыми предприятиями продукции, выполненной работы, оказанных услуг малыми предприятиями до 48%.
- Увеличение доли налоговых поступлений от средних и малых предприятий до 23-25%
- Развитие самозанятости населения и сокращение безработицы, снижение социальной напряженности.
- Гармонизация общественных отношений через развитие социального партнерства между властью, предпринимателями и наемными работниками.
- Насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, обеспечение конкурентоспособности продукции местных предприятий.
- Укрепление социального статуса, повышение имиджа предпринимательства.
Как отмечалось выше – торговля и сфера услуг являются наиболее распространенными отраслями в сфере малого бизнеса: на них приходится более 72 % оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство – на втором месте (13,6 % и 7 %). На другие отрасли приходится менее 10 процентов по России, в Иркутской области и в областном центре сложилась аналогичная ситуация - наибольшую долю составляют предприятия торговли и общественного питания, что объясняется относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.
Тенденции развития этого сектора малого и среднего бизнеса, конечно, впечатляют (в сравнении с остальными), однако не следует выпускать из внимания проблемы, тормозящие развитие этого сектора. На наш взгляд, к таковым относится неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Функционирование предлагаемого проекта позволит местному бизнес-сообществу выйти на более современный уровень развития. У него появится возможность вести дела с мировыми производителями, получать опыт, учиться у более развитого бизнеса, представлять наш регион на международной арене. Кроме того, данный проект повышает и имидж и инвестиционную привлекательность территории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Малый бизнес, являющийся одним из важнейших секторов современной рыночной экономики сегодня в России не развит. Не для кого не секрет, что причиной тому неразвитость инфраструктуры поддержки и развития. Почти во всех регионах России уровень развития инфраструктуры крайне низок. Иркутская область – не исключение. Сектор малого и среднего бизнеса Иркутской области характеризуется, тем, что большая часть малых и средних предприятий (46%) заняты в сфере торговли. В России малый бизнес не развит. Наша страна находится на последнем месте в сравнении с некоторыми странами ЕС и США по всем основным показателям.
Бизнес-сообщество чувствует себя сегодня в России не комфортно. Причиной тому недостаточно благоприятная деловая среда в стране. Меры государственной поддержки недостаточны. Хотя на всех уровнях власти стараются исправить ситуацию, однако многие регионы не могут грамотно распорядиться выделенными финансовыми средствами, или их крайне мало, для решения той или иной проблемы. В целом в России наблюдаются положительные тенденции, однако в других более развитых странах темпы роста развития данного сегмента протекают быстрее. В России тормозит этот процесс неразвитость инфраструктуры поддержки развития малого и среднего бизнеса.
Особенно остро это ощущают на себе отдаленные регионы, в их числе и Иркутская область. В целом, за последние 2 года в Иркутской области наблюдается положительная динамика развития малого бизнеса, однако, если сравнить с аналогичными показателями Новосибирской области, Иркутская уступает ей по всем позициям.
Наибольшее число малых и средних предприятий Иркутской области занято в сфере торговли, а предприятия НИОКР занимают последнюю позицию в отраслевой структуре малого и среднего бизнеса нашего региона. Новосибирская область, напротив, бросает все силы на развитие инноваций в регионе, отсюда и высокий экспортный потенциал
Сфера торговли в Иркутской области самая динамично развивающаяся, однако состояние инфраструктуры данного сегмента рынка оставляет желать лучшего. В первую очередь это касается складской недвижимости, качества товаров, процедуры проведения сертификации, и т.д. Решить эту проблему в нашем регионе мы предлагаем по средствам реализации проекта строительства логистического центра, который будет заниматься сертификацией и экспертизой товаров, обращающихся на региональном рынке, а так же предоставлением качественных складских услуг. Проведенные нами исследования и расчеты проекта строительства логистического центра позволяют сделать следующие выводы:
1. Реализация проекта позволит повысить конкурентоспособность региона.
2. Функционирование предлагаемого проекта позволит местному бизнес-сообществу выйти на более современный уровень развития. У него появится возможность вести дела с мировыми производителями, получать опыт, учиться у более развитого бизнеса, представлять наш регион на международной арене. Это повлечет приток инвестиций в регион.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Закон “О стандартах государственных услуг»
2. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 года №679 “О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг”Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
3. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение. – Екатеринбург: Изд-во УГЭУ, 2001. – 310 с.
4. Антонов Г. Д., Колесников А. И. Формирование и управление развитием социально-производственного комплекса города // Стабилизация экономического развития Российской Федерации: сборник материалов 4 Международной научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2005. – 354 с.
5. Антонов Г. Д. Социально-производственный комплекс города: формирование и управление развитием. / Г. Д. Антонов, А. И. Колесников. // ЭКО. – 2006. – №3 С. 15-32
6. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 365 с.
7. Горшков В. А., Маркова В. Д. Стратегия диверсификации завода // Проблемы теории и практики управления. 2001. №5. С. 108
8. Занадворов В. С., Занадворова А. В. Экономика города. – М.: Магистр, 2003. – 272 с.
9. Информационная записка «Очаговый источник загрязнения окружающей среды высокотоксичным веществом в г. Свирске», ООО «Дельта-Плюс», 2003 г.
10. Ковалев В. В., Патров В. В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 179 с.
11. Концепция социально-экономического развития муниципального образования «город Свирск» до 2021 года.
12. Крылов Э. И., Власова В. М., Егорова М. Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.
13. Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.
14. Крючина Л. И. Тенденции и проблемы формирования системы моногородов России. / Л. И. Крючина, И. Д. Тургель. // ЧиновникЪ. – 2006. – № 40 С. 12-21
15. Любовный В. Я., Ром В. Я. Новые территориальные формы интеграции науки и производства. // Российские реформы: социальные аспекты. – М.: ЭКО. – 2003. – 320 с.
16. Отчет мэра муниципального образования «город Свирск» о работе администрации за I полугодие 2006 г.
17. Попов В. Г. Специфика социального развития и управления ЗАТО. / В. Г. Попов, К. И. Зубков, В. М. Копылов. // ЧиновникЪ. – 2006. – № 41 С. 34-39
18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник для техникумов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 315 с.
19. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.
20. Справка МЛУ «Больница города Свирска» от 03.04.2006 г.
21. Стоянова Е. Д. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2002. – 235 с.
22. Тургель И. Д. Моноспециализированный город: теория и практика стратегического управления социально-экономическим развитием. – Екатеринбург: Изд-во УрГГГА, 2001. – 259 с.
23. Форма статистической отчетности № 12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» за 2005 год.
24. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 234 с.
25. http://accum.ru