Эрнест Ренан
СОДЕРЖАНИЕ: Ренан Эрнест (1823—1892) — французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. — также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана.И. Эйгес
Ренан Эрнест (1823—1892) — французский семитолог, историк христианства, мыслитель. Р. — также автор «Drames philosophiques» (Четыре философские драмы, 1888). Презрение к народу и пристрастие к аристократии составляют одну из основ мировоззрения Ренана. Оно питается страхом социальной революции, внушенным еще событиями 1848 и с еще большей силой Коммуной 1871. Чувствуя отвращение к промышленной и торговой буржуазии, Ренан сам является представителем верхушки этой буржуазии, хотя и сохранившей еще культ разума, науки и искусства, вражду к церкви, но перед угрозой социальной революции смыкающейся со старой родовитой аристократией. Отсюда все противоречия в мировоззрении Р., получившие отражение и в его драмах.
Первая «философская драма» Р. — «Caliban» (Калибан, 1878) — является продолжением «Бури» Шекспира. Просперо, возвратившись в свое миланское герцогство, занимается лабораторно-научными изысканиями по овладению силами природы. Под главенством Калибана народ подымает восстание. Калибан становится герцогом. Свергнутому Просперо он все же предоставляет возможность отдаваться научной работе. Калибан — этот первобытный дикарь — с момента восстания произвольно превращается у Р. в олицетворение массы, которая по Ренану, подобно низшим расам пригодна только на то, чтобы служить расе высшей — аристократии. Однако у Р. Калибан оказывается лучшим правителем, чем Просперо, и народ имеет все основания предпочесть его последнему.
«L’eau de Jouvence» (Живая вода, 1880) — продолжение «Калибана» — в противоположность схематизму первой драмы отличается сложностью и даже запутанностью сюжета. Действие происходит в XIV веке. Аристократы пытаются склонить Просперо вернуть себе миланское герцогство и сообщают о своей работе вредителей, сознательно расстраивающих промышленность в герцогстве, и пр. Просперо отклоняет их предложения. Что же касается Калибана, то Ренан примиряется с ним, не переставая считать его представителем низшей части человечества. В предисловии к «Живой воде» Р. говорит, что сначала его драма была задумана так, что привела бы в восторг консерваторов, но что он, любя Просперо, не любит тех, кто мог бы помочь ему вернуть себе герцогство. «Калибан, под влиянием власти изменившийся к лучшему, мне больше нравится». «В сущности Калибан нам оказывает гораздо больше услуг, чем это мог бы сделать Просперо, восстановленный иезуитами и папскими зуавами. Правление Просперо было бы не возрождением, а тяжким гнетом». Характерно, что исчезнувший раньше Ариэль появляется снова; это значит, что воплощенное в этом образе идеальное начало не чуждо, по Р., и демократическому течению.
В «Le prtre de Nmi» (Священник из Неми, 1885) Ренан выражает свою «веру в конечное торжество религиозного и морального прогресса, несмотря на повторяющиеся победы глупости и зла». В последней драме Ренана «L’abbesse de Jouarre» (Жуарская аббатисса, 1886), хотя представлена борьба аристократии с демократией, но тема драмы совсем иная, именно — Р. хотел показать «пример искупления материнской любовью ошибки, допущенной против необходимости общественных правил».
Собственно художественные достоинства драм Р. невелики, выраженный в первых из них аристократический социальный идеал реакционен, но все же в драмах сохранились общие черты Ренана как крупного стилиста, мастера нюансов и красноречивого резонера.
К художественному наследию Р. относят также его «Souvenirs d’enfance et de jeunesse» (Воспоминания детства и юности, 1883), отдельные эпизоды которых имеют форму рассказов («Трепальщик льна»), и несомненно ряд глав его знаменитой «Жизни Иисуса» (1863), в которой автор часто сглаживал противоречия своих источников, исходя из соображений стройности и целостности образа Христа. Этот образ — не бога, а человека — проникнут психологизмом.
Список литературы
I. Собр. сочин., 12 тт., изд. Б. Фукса, Киев, 1902—1903 (т. V. Философские диалоги
т. VII. Философские драмы
т. X. Воспоминания детства и юности). Драмы Р. выходили и отдельными изданиями: Источник юности, перев. и вступ. ст. Ю. Спасского, М., 1909
Калибан, перев. М. А. Головкиной, М., 1906. Рассказы печатались в журналах: Бретонка — в «Сев. вестнике», 1890, VII
Трепальщик льна — в «Русском обозрении», 1893, V
Эмма Козилис — там же, 1893, VI
Жуарская игуменья — в «Вестнике иностранной литературы», 1895, VI.
II. Guilloux P., L’esprit de Renan, P., 1920
Kchler W., E. Renan, Gotha, 1921
Lasserre P., E. Renan et nous, Paris, 1923
Brunetire F., Pages sur E. Renan, P., 1924
Boulenger J., Е. Renan et ses critiques, P., 1928
Renard E., E. Renan. Les tapes de sa pense, P., 1929
Арсеньев К. К., Философская драма Ренана: Калибан — «Вестник Европы», 1879, I
Золя Э., Два литературные торжества. В. Гюго и Ренан, «Вестник Европы», 1879, V
Страхов Н., Ренан, в кн. автора «Борьба с Западом в нашей литературе», кн. I, СПБ, 1882
Бурже П., Очерки современной психологии, СПБ, 1888
Леметр Жюль, Литературные характеристики, «Русская мысль», 1888, IV
Пелисье Ж., Литературное движение в XIX ст., Москва, 1891
Слонимский Л. З., Эрнест Ренан, «Вестник Европы», 1892, XI, XII
Николаев Ю., Ренан как беллетрист, «Русское обозрение», 1893, VI
Слонимский Л., Философские драмы Ренана, «Вестник Европы», 1893, I
Годлевский Ф. С., Ренан. Его жизнь и научно-литературная деятельность, СПБ, 1895
Брандес Г., Э. Ренан, «Собр. сочин.», т. XII, Киев, 1903
Фаге Э., Э. Ренан, в кн. «Политические мыслители и моралисты первой трети XIX века», 3-я серия, Москва, 1910.
III. Girard H. et Moncel H., Bibliographie des uvres de Renan, P., 1923.