Есть женщины в русских селеньях... (По произведениям Н. А. Некрасова)
СОДЕРЖАНИЕ: Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: Русские женщины, Орина, мать солдатская, Кому на Руси жить хорошо.Есть женщины в русских селеньях...
(По произведениям Н. А. Некрасова)
Я лиру посвятил народу своему.
Н. А. Некрасов
Во многих произведениях Н. А. Некрасова главными действующими лицами являются русские женщины. С исчерпывающей полнотой и ясностью, в образах и картинах, поражающих своей правдивостью и силой, отобразил Некрасов думы и чувства, труд и борьбу, каждодневные страдания и редкие радости русской женщины.
Постоянное внимание поэта к русским женщинам отразилось даже в названиях некрасовских стихотворений: Русские женщины, Орина, мать солдатская, Кому на Руси жить хорошо. Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена поэтом. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе. Особенно сильно волновала его судьба угнетенной крестьянки: Ты вся — воплощенный испуг, Ты вся — вековая истома! — говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке.
В стихотворении В деревне изображена старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру. Та же тема — горе матери-крестьянки — раскрыта в стихотворении Орина, мать солдатская. В основе стихотворения — не выдумка, а быль. Орина рассказывает про печаль свою великую: единственный ее сын, замученный солдатчиной, вернулся домой и умер: Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился... Богатырского сложения, Здоровенный был детинушка. В произведениях поэта возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом.
Именно такова Дарья, героиня поэмы Мороз, Красный нос, по духу — сестра некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она: Красотою дивила, была и ловка, и сильна, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, трудней которой вряд ли сыскать. Поэт не мог равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина, он говорит, обращаясь к крестьянке: Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Много стихотворений Некрасов посвятил жизни русской деревенской женщины.
Судьба крестьянки описана во многих отдельных эпизодах поэмы Кому на Руси жить хорошо, и целиком посвящена ей вся вторая часть. На примере судьбы Матрены Тимофеевны, героини второй части поэмы, поэтом показана типичная биография русской крестьянки. Радостной была ее жизнь только в раннем детстве и то потому, что ей счастье в девках выпало: у нее была хорошая, непьющая семья, — говорит Матрена. Но даже в этой заботливой, ласковой семье ей пришлось начать трудиться по пятому годку. Тяжелый труд, однако, не сломил ее: И добрая работница И петь-плясать охотница Я смолоду была... — говорит о себе Матрена. В соответствии с народным представлением о женской красоте Некрасов любовно рисует портрет женщины-труженицы: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осъми, Красива, волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. Счастья на ее долю выпало мало. Выйдя замуж, она попала с девичьей холи в ад. Издевательства мужниной родни, смерть любимого ребенка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда — вот как сложилась ее жизнь. Во мне, — говорит Матрена Тимофеевна, — нет косточки неломаной. Нет жилочки нетянутой. Многострадальной женщине-крестьянке нет счастья на Руси — к такому выводу приводит Некрасов читателя. Сама Матрена говорит: Не дело — между бабами счастливую искать.
Но мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила ее в бессловесную покорную рабыню. В ней зреет протест, она живет с гневом на сердце. Этот святой гнев — залог грядущего счастья русской женщины, в душе которой таятся сокровища добра, любви, верности, ума и благородства. В своих поэмах и стихотворениях
Некрасов показывал замечательные характеры русских женщин. Сопоставлял их судьбу с будущей жизнью, изображал тяжелый труд крестьянок на барщине. В его поэзии нашла свое отражение целая эпоха общественного развития. Некрасов явился поэтическим вождем поколения 60—70-х годов XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внес в литературу новые темы и образы. Его произведения, остаются актуальными и в наше время.