Современный рынок, структура и принципы
СОДЕРЖАНИЕ: Рынок как синтетическая категория, его основные характеристики и особенности. Место товарной формы производства в существовании и организации современного рынка, ее структура и главные компоненты. Виды рынка и закономерности его функционирования.Современный рынок, структура и принципы
Введение
Функционирование экономической системы товарного хозяйства (производства) нуждается в адекватной форме организации. Ею является рынок. Это означает, что товарное хозяйство и рынок – органически взаимосвязаны, но не тождественные социально-экономические явления (соответственно категории). Если сущностью товарного хозяйства является вещевой способ связи (отношений) между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ как товаров, то сущностью рынка является форма организации этих отношений. Органическая сущность товарного хозяйства и рынка заключается прежде всего в том, что именно экономические законы, присущие товарному хозяйству, являются основой его рыночной организации. Под этим углом зрения следует рассматривать сущность рынка, его структуру, механизмы функционирования, конкуренцию, монополию ценообразования в различных моделях рынка, функционирование субъектов хозяйственной деятельности на уровне микроэкономики (предприятий, фирм).
1. Рынок и его основные особенности
Рынок – синтетическая категория, посредством которой определяются разнообразные по содержанию и параметрами явления. Исторически слово «рынок» характеризовало определенное место, где продавались и покупали товары. Как правило, это была торговая площадь в центре города или специально оборудованное помещение, где встречались продавцы (владельцы товара) и покупатели (владельцы денег). Здесь в итоге достигнутой договоренности устанавливались цены на товар, который в обмен на деньги переходил в руки покупателя.
В результате развития средств связи необходимость определенного физического места встреч для взаимодействия продавцов и покупателей становится несущественным. Участники товарно-денежных отношений получают возможность контактировать и решать свои проблемы иным образом. «При наличии современных средств связи и транспорта, – пишет Ф. Котлер, – купец может вечером дать рекламу товара по телевидению, собрать сотни заказов по телефону и уже на следующий день разослать товары почтой, не вступая в физический контакт с покупателем» [1, c. 55]
Именно поэтому сегодня экономисты под термином «рынок» понимают любую упорядоченную структуру, которая обеспечивает нормальное взаимодействие продавцов и покупателей. Так, авторы известного учебника пишут, что рынок – это институт или механизм, что сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.
Это – узкое толкование категории «рынок». В широком понимании рынок означает определенный способ организации экономической жизни, характерными признаками которого является: самостоятельность участников экономического процесса; коммерческий характер их взаимодействия; соперничество (конкуренция) хозяйствующих субъектов; формирование экономических пропорций под влиянием динамики цен и конкурентной борьбы; цены, которые складываются на основании спроса и предложения. Общественное хозяйство, которое слагается на этих принципах, называют рыночной экономикой, ее антиподом является командная экономика, в которой деятельность хозяйствующих субъектов централизованно регулируется государством, народнохозяйственные пропорции формируются на базе директивных планов, а цены устанавливаются административным путем. Рынок представляет собой сложный механизм выявления и согласования экономических интересов. Именно этим и занимаются торговые и финансовые посредники. Они изучают состояние дел с предложением и спросом тех или иных товаров, динамику цен, устанавливают деловые контакты, прогнозируют рыночную ситуацию также. Их деятельность считается крайне необходимой и высоко ценится обществом. Наоборот, в условиях командной экономики посредническая деятельность рассматривается как второстепенная, а то и совсем нежелательная. Это обуславливается тем, что здесь всеохватывающим регулятором общественной жизни выступает государственный аппарат. Посредник, который обеспечивает независимое функционирование хозяйств, своей деятельностью противостоит госаппарату, угрожая самому его существованию. [2, с. 159–160]
Общим фундаментом существования, функционирования и развития рынка является товарная форма производства, основу которой составляет общественное разделение труда, экономическое отделение производителей, открытость материально и экономически обособленных хозяйственных единиц.
Общественное разделение труда. Оно предусматривает специализацию производителей по изготовлению определенного продукта или предоставлению услуги. В его системе сам труд приобретает общественный характер. Специализированное производство является производственным звеном, материально отделенным от других звеньев (например, выпекание хлеба отделено от выплавки стали, учитывая специфичность оборудования, квалификацию работников и особенности технологического процесса). Углубление деления труда предопределяет появление новых отраслей и рост потребностей и средств их удовлетворения, усиление взаимосвязи между производителями, которая осуществляется через обмен продуктами труда, которые удовлетворяют потребности людей.
Продукты труда становятся товарами лишь при условии, что их производят на обмен или продажу самостоятельные, независимые, экономически обособленные производители.
Экономическое отделение производителей является следствием неоднородности труда, принадлежности производителям материальных благ, относительно свободного владения, использования и распоряжения ими. Каждое благо удовлетворяет определенную потребность людей через его присвоение. Отношение человека – носителя потребности к благу, которым она удовлетворяется, опосредствованное другим человеком – владельцем этого блага. Производство как процесс реализации потребностей и интересов является в то же время процессом создания благ и их перехода в собственность (принадлежность) носителя потребностей. Первичное присвоение (присвоение факторов производства) опосредствуется трудовыми, технико-экономическими отношениями, и его результатом является создание производителем новых благ как «своих». Вторичное присвоение (присвоение продуктов труда) при товарном производстве осуществляется через обмен продуктами труда как товарами или через их куплю-продажу – обращение. Следовательно, товарный обмен и товарное обращение является отчуждением собственного товара и присвоением чужого, то есть переходом принадлежности, владения, распоряжение и использования от покупателя к продавцу и, наоборот, от продавца к покупателю. [3, с. 359]
Развитой рыночный обмен предусматривает наличие товарно-денежных экономических отношений, которые свидетельствуют о специализации и выделении хозяйственной деятельности, опосредуют обмен товаров. В частности, с появлением денег возникает товарное обращение как товарный обмен, которое осуществляется посредством денег на основах взаимооплаты, эквивалентности и взаимного согласия участников процесса.
Обмен товаров предусматривает наличие двух субъектов: владельца товара как блага – продавца, который предлагает его на продажу, и человека, который нуждается в этом благе (товаре) – покупателя. Объемы благ и потребностей на рынке обусловливаются спросом – платежеспособной потребностью, то есть количеством товара, которое потребитель готов купить за определенную цену, и предложением – количеством товаров, которое производители доставили на рынок и готовы продать за определенную цену.
Выделение деятельности из обмена товаров ознаменовало появление торговли – деятельности людей относительно осуществления товарного обмена и актов купли-продажи, которая охватывает все формы товарного обращения. Люди, которые работают в сфере торговли, предоставляют торговые услуги, то есть выступают как посредники для людей, которые осуществляют куплю-продажу товаров. Эти операции не создают продукта, они лишь удовлетворяют общественные потребности в реализации товаров. Торговые услуги как экономические отношения возникают в результате отделения торговой деятельности как от производителей товаров (получают услугу по реализации своих товаров, быстрого и экономического возмещения расходов на их производство), так и от потребителей (получают услугу, связанную с удовлетворением платежеспособного спроса).
Необходимым условием функционирования и развития рынка является конкурентная среда, которая базируется на свободном ценообразовании, предусматривает разнообразие форм собственности, свободу выбора товара как одну из форм экономической свободы, невозможность монополизации рынка государством или частной компанией. Все эти условия функционирования и развития рынка следует обеспечивать соответствующей правовой базой.
Существенным для развития рынка является наличие резервов роста экономики, мобильность ресурсов, согласованное функционирование инфраструктуры рынка, которые стимулируют движение товарных и денежных потоков, циркуляция информации. Функционирование и развитие рынка обусловливаются и определенными ограничениями. Ими в первую очередь является уровень расходов в сфере обмена, то есть трансакцийные расходов – расходов, связанных с продажей товаров, поиском информации о рынках и условиях движения товаров (цены и тому подобное), определением условий и оформлением торговых соглашений, выявлением качества товаров, разработкой систем стандартов и др. [3, с. 362–363]
2. Рынок как составляющая механизма хозяйствования, его функции
Посредством рынка обеспечивается действенность стимулирования труда, заинтересованность предприятий, их работников в поисках оптимальных пропорций потребления и накопления, в обновлении и наращивании рациональной структуры производственного потенциала, формировании эффективной профессионально-квалификационной структуры совокупного работника. В условиях рыночной экономики предприимчивость производителя в сочетании с высокой организованностью и дисциплиной становится объективной необходимостью и потребностью, ибо без этого немыслима состязательность с другими производителями.
Формирование рыночного механизма хозяйствования, нормальное его функционирование органически связаны с обновлением собственности на средства производства, многообразием ее форм, обеспечивающих самостоятельность и экономическую ответственность хозяйствующих объектов, развитием здоровой конкуренции, преодолением монополизма и т.п. Рыночная экономика означает полную перестройку всех элементов хозяйственного механизма, в своей совокупности обеспечивающих ориентацию общественного производства.
Управление рыночной экономикой предполагает изучение и практическое использование функций рынка. Общей, всеобъемлющей и потому главной функцией рынка является обеспечение эффективной взаимосвязи и взаимозависимости между производством и потреблением. С одной стороны, рынок весьма чутко и оперативно реагирует на любые изменения в производстве, а с другой, – оказывает действенное влияние на производство через расширение или сужение спроса, изменение цен и т.п. Производитель не может не изучать конъюнктуру рынка; он просто вынужден приспосабливаться к ней на основе маркетинговых исследований.
Спрос и предложение представляют собой единый механизм функционирования рынка; они органически взаимосвязаны между собой, хотя в количественном соотношении и не совпадают друг с другом. Спрос и предложение являются объективными экономическими категориями, внутренне присущими рыночной экономике. В форме спроса и предложения в условиях товарного хозяйства проявляется взаимосвязь производства и потребления.
Рынок находится под прямым воздействием производства как исходного звена всей экономической системы. Производство – единственная сфера, где создаются продукты (услуги), становящиеся объектом рыночных сделок. Процесс изготовления товаров – это одновременно и процесс формирования потенциальных доходов всех агентов товарного хозяйства.
В силу обратных экономических связей рынок выполняет многообразные функции:
является своеобразным механизмом интегрированного взаимодействия производства и потребления в общем процессе активного обмена продуктами (услугами);
ему принадлежит особая роль в контроле за конечными результатами производства. Нужна продукция обществу или же без нее можно обойтись;
через рыночной обмен осуществляется реализация экономических интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей.
Предложение товаров зависит от объема и структуры производства, величины накопленных ранее товарных запасов, а также от того, какая часть произведенного продукта будет направлена на рынок. Товарное предложение на внутреннем рынке обычно меньше текущего производства, так как последнее должно обеспечить наряду с потребностями рынка нужды внерыночного потребления, увеличение государственных резервов и т.д. Различие между товарным предложением и массой произведенных товаров заключается в том, что их структуры могут не совпадать. Спрос и предложение товаров всегда связаны с уровнем цен на них. Платежеспособный спрос зависит от уровня цен на товары и размера денежных доходов населения. Чем ниже цены на товары и больше денежные доходы населения, тем выше платежеспособный спрос.
Спрос на предметы потребления подвержен значительным колебаниям в зависимости от самых различных факторов – экономических, исторических, национальных и т.д. Все факторы, влияющие на динамику спроса, не могут быть точно измерены и выражены количественными показателями, но учесть и выявить основные тенденции движения спроса возможно.
Соотношение спроса и предложения на внутреннем рынке регулируется двумя способами: прямым и косвенным. Суть прямого регулирования рыночного равновесия заключается в том, чтобы поднять производство до уровня, позволяющего удовлетворять платежеспособные потребности данного периода. Косвенные методы регулирования рыночного равновесия осуществляются путем приведения в соответствие спроса и предложения посредством изменения цен
Экономический механизм регулирования, содержащий конкретные средства, формы и технологии, регламентированные нормативными правовыми документами, является составной и неотъемлемой частью цельного механизма управления народным хозяйством. Механизм функционирования рынка базируется не только на законе спроса и предложения, но и других экономических законах,
Органическое единство государственного планирования и управления и саморегулирования рынка обеспечивает формирование наиболее эффективных основных направлений и пропорций национального хозяйства, подчинение производства общественным целям и удовлетворению общественных потребностей, осуществление социального равенства и справедливости в распределении доходов. Эффективное функционирование рынка – непременное условие повышения жизненного уровня населения. Вместе с тем рынок развивается противоречиво, одним из проявлений которого является резкая дифференциация доходов. [4, с. 190–193]
3. Характер и структура рынка
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
а) тесная связь между ее элементами;
б) определенная устойчивость этих связей;
в) целостность, совокупность данных элементов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:
Первый – по объектам:
рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
рынок рабочей силы;
рынок средств производства;
рынок ценных бумаг, валюты;
рынок научно-технических разработок, патентов;
рынок информации;
рынок средств обращения;
рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);
рынок лицензий и др.
Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.
Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. Рынок рабочей силы в принципе всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнений. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.
Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в котором объектом рыночных отношений являются капиталовложения.
Рынок ценных бумаг до недавнего времени в России был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.
Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер. В крайне ограниченной форме валютный рынок охватывал только сферу внешнеэкономических отношений. Нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и аукционному курсу.
Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что, несомненно, должно привести к ускорению научно-технического прогресса.
Рынок информационных продуктов – это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.
Рынок лицензий – это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, представляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченную патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем
организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии. Второй критерий – по субъектам:
рынок покупателей;
рынок продавцов;
рынок государственных учреждений,
рынок промежуточных продавцов – посредников.
На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.
Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, как бы «с колес», так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден. Торговля работает по принципу: «Бери, что дают!» Таков был наш рынок.
Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
Третий критерий – по географическому положению:
местный (локальный) рынок;
региональный рынок;
национальный рынок;
мировой рынок.
Мировой рынок – это не только совокупность национальных рынков различных государств, экономические связи между которыми определены международной торговлей (в том числе торговля лицензиями, услугами, международное перемещение капиталов и т.д.), но и их качественно новый уровень
Четвертый критерий – по уровню насыщения:
равновесный рынок;
дефицитный рынок;
избыточный рынок.
Пятый критерий – по степени зрелости:
неразвитый рынок;
развитый рынок;
формирующийся рынок.
Шестой критерий – по степени ограниченности конкуренции:
свободный рынок;
монополистический рынок;
олигополистический рынок;
смешанный рынок.
Седьмой критерий – по соответствию действующему законодательству:
легальный рынок;
нелегальный («черный» и «серый») рынок.
Восьмой критерий – по отраслям:
автомобильный рынок;
компьютерный рынок и т.д.
Девятый критерий – по характеру продаж:
оптовый рынок;
розничный рынок.
Десятый критерий – с учетом ассортимента товаров:
замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
насыщенный рынок, на котором множество сходных товаров многих производителей;
рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
В зарубежных странах выделяют также аукционы, долгосрочные контракты, телефонно-телексный рынок, разовые сделки, биржевую торговлю.
Тендеры (торги) – это распространенная форма торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов на товар с определенными технико-экономическими характеристиками с помощью тендерных комитетов, в которые входят технические и коммерческие эксперты, представители администрации, покупатели, принявшие решение о размещении заказов через торги, и другие участники. [5.с. 93–96]
Заключение
Рынок, будучи способным обеспечивать высокую экономическую эффективность производства, нуждается в государственном и общественном регулировании прежде всего с точки зрения упреждения таких негативных явлений, как инфляция, безработица, чрезмерная имущественная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство, осуществляя макроэкономическую политику, должно содействовать формированию среды, благоприятной для предпринимательской деятельности, в первую очередь на направлениях, соответствующих общественным интересам.
Государство должно способствовать развитию рынка путем осуществления его регулирования с помощью экономических рычагов и стимулов реализации антимонопольных мер, обеспечивая при этом социальную защищенность всех членов общества.
Сглаживание негативных явлений в развитии рынка должно осуществляться путем совершенствования механизма регулирования без ущерба для хозяйственно-предпринимательской деятельности на основе всех допустимых форм собственности с использованием цен, налогов кредитов, запретительных и поощрительных мер. В целом современный рынок может эффективно регулироваться путем воздействия на него через бюджет и налоговую систему, денежную и кредитную политику, валютное и таможенное законодательства, создавая условия для конкуренции и предпринимательства.
Литература
1. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: 2006. – 322 с.
2. Політекономія. За заг. ред. Ю.В.Ніколенка. К.: ЦУЛ, 2007. – 412 с.
3. Політична економія. За ред. д.е.н., проф. В.О. Рибалкіна, д.е.н, проф. В.Г. Бодрова. К.: Академвидав, 2007. – 672 с.
4. Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика). Под ред. Д.В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-книга» ИНТЕЛ-Синтез, 2003. – 400 с.
5. Экономическая теория (политэкономия). Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: ИНФРА – М, 2007. – 560 с.