Этико-философские системы Древней Индии

СОДЕРЖАНИЕ: Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды. Брахманизм и возникшие на его основе философские школы (даршаны). Сущность, структура и функции морали, ее воспитательные задачи. Поведение и сознание человека во всех без исключения сферах общественной жизни.

Минский Государственный Высший Радиотехнический Колледж

Контрольная работа №1

по дисциплине «Этика и эстетика»

Вариант № 0

Помазанко А.К.

гр.94381

Минск 2009


1. Этико-философские системы Древней Индии

Окончательно они оформились в середине 1 тыс. до н.э., хотя возникли значительно раньше. По своему отношению к ведическому канону они разделяются на две группы. Ортодоксальные системы, опирающиеся на Веды, представляет брахманизм и возникшие на его основе философские школы (даршаны): веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным направлениям относятся буддизм, джайнизм, локаята - чарвака. Брахманизм (Брахма. - верховное божество Древней Индии, имя которого означает благочестивая жизнь, благоговение представляет мир как соединение духовной субстанции (Брахма) с материальным началом, в результате чего образуется все сущее. Ближе всего к Брахме находятся боги и полубоги - асуры, за ними следуют четыре касты человеческого общества: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), рабы, слуги (шудры). Еще ниже находятся животные, духи умерших и т.д. Для каждой из каст предусмотрена совокупность правил поведения (дхарма), которыми определяется нравственная ценность всякого существа. Индивидуальная душа бессмертна, она переходит из одного тела в другое (сансара) соответственно накопленной за время жизни положительной либо отрицательной карме (принцип посмертного воздаяния). Всякое нарушение кастовых норм оценивается негативно. Нравственным идеалом является безропотное выполнение общественных обязанностей, даже самых неприятных, и постоянное профессиональное совершенствование, что дает надежду на более высокое рождение в будущей жизни. Несчастья, которые иногда постигают высокоморальных людей, объясняются как результат отрицательной кармы, накопленной ими в прошлой жизни. Несколько по-иному строится этика буддизма, возникшего в Индии VI в. до н. э., а позднее переместившегося в Китай, Японию и другие страны. Согласно учению Будды (Сиддхартха Гаутама, живший в 563-483 до н.э.) всякое пребывание в несовершенной телесной оболочке негативно, поэтому истинный просветленный праведник стремится к нирване - высшему блаженству, связанному с полной остановкой круговорота телесных перерождений и слиянием с духовным первоначалом мироздания. Достичь нирваны можно уже в этой жизни, усвоив четыре благородные истины:

1) жизнь в телесной оболочке есть страдание;

2) источник страдания - желания;

3) чтобы избежать страданий и новых физических рождений следует избавиться от желаний;

4) средство избавления от желаний - прохождение восмиричного пути спасении.

Суть последнего состоит в осознании четырех истин и реализации их через полное самоотречение и отрешенность от внешнего мира.

Восьмеричный путь включает в себя:

1) правильное понимание;

2) правильное стремление;

3) правильную мысль;

4) правильную речь;

5) правильное действие;

6) правильный образ жизни;

7) правильныe усилия;

8) правильную концентрацию.

Нравственным идеалом является мудрец - архат, безучастный ко всему, полностью погруженный в медитацию, а также благочестивый монах - бодхисатва, самоотверженно проповедующий истины буддизма среди других людей.

Похожим образом раскрывается и этика джайнизма, в основу которой положен принцип ахимсы - непричинения вреда живому. Материалистическое направление локаята-чарвака в этике развивало идеи крайнего гедонизма, призывало стремиться к наслаждениям, однако не приобрело широкой популярности.

Каждая из неортодоксальных школ по-своему стремится снять социальную напряженность, возникшую в Индии в середине 1 тыс. до н.э. и угрожавшую устоявшейся кастовой системе. Уводя человека от общественной жизни, давая ему другие нравственные ориентиры, они периодически приобретают актуальность и в более поздние эпохи, в частности, в наше время.

2. Сущность, структура и функции морали

мораль этический индия

Мораль - это слово пришло из Франции, а во Францию - из Древнего Рима, но понятие о морали, т.е. о правилах поведения человека среди других людей, существовало задолго до того, как появилось это слово. Пояснение в словаре В.Даля: «правила для воли, совести». Но можно сказать еще проще: мораль - это общепризнанное понятие о том, что такое хорошо и что такое плохо. Правда, надо уточнить: когда и кем признано… Нравы общества и понятие о нравственном поведении, мораль формируются в конкретных исторических условиях.

Наша современная мораль предполагает, что к детям надо относится бережно, ласково, а уж тем более - к детям больным или имеющим какой-нибудь физический недостаток. Позорно, просто подло сказать “хромой” мальчику, который хромает, или “очкарик” тому, кто вынужден носить очки. Это общепризнано. В транспортной толкучке даже пожилой человек, как бы он ни устал, уступит место больному ребенку. Таковы нравы сегодняшнего общества, таковы моральные нормы (то есть, проявляя заботу о больном ребенке, человек не совершает какой-то исключительный по доброте поступок, а ведет себя нормально, естественно, как должно). Но всегда ли эти нормы были таковыми? Нет. Например, согласно закону Ликурга, по которому древняя Спарта жила не одно столетие, дети подвергались специальному осмотру, и, если у ребенка обнаруживался физический недостаток, который мешал впоследствии стать полноценным воином, его убивали, сбрасывая в Апофеты - глубокую расщелину в горах Тайгета.

По книгам и фильмам мы знаем о подвиге царя Леонида и предводимых им 300 спартанцев, которые все до единого погибли, преграждая дорогу захватчикам-персам возле Фермопил. Благодарные потомки увековечили их подвиг в мраморе, начертав на нем, что воины погибли, «честно исполнив закон». Но тот же закон разрешал убивать детей, не считая это чем-то зазорным.

Еще пример.

Застрелить человека - преступление, убийство. Но в годы войны снайпер не только стреляет по врагу, но и ведет счет погибшим от его руки. В этой ситуации один человек (снайпер) как бы выносит другому человеку (солдату-врагу) приговор и сам приводит его в исполнение. Мораль войны разрешает ему выступать в роли обвинителя, судьи и исполнителя приговора, что совершенно невозможно в условиях мирного времени. Здесь действуют другие нормы отношений между людьми. Приговор преступнику может вынести только суд, а любой самосуд, каким бы справедливым ни был, наказуем.

Структура морали.

Мораль --- это результат размышлений людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках. К морали относятся определённые принципы, идеалы, нормы, которые направляют, регулируют поведение людей. Например принципы гуманизма ( человечность, милосердие, справедливость), нормы ( не убивай, не воруй, не лги ) правила ( не делай другому того, чего не желаешь себе ; почитай старших ; не завидуй и не посягай на чужое). Мораль противостоит злой нравственности примером которой могут служить такие суждения :,,Человек человеку --- волк,,,, с волками жить --- по волчьи выть,,,, своя рубашка ближе к телу,, У морали доброе сердце, в ней всегда проявляется забота не только о себе, но и о других. Полной противоположностью является аморальность и безнравственность поступков и убеждений, которые эгоистичны, себялюбивы, всегда утверждают свою исключительность : только я, только для себя, а остальное ---- гори всё синим пламенем, мне всё до лампочки. Подобные убеждения рождаются у людей, которые утверждают:,, я лучше всех и важней,,,, наша нация лучше всех, ,, наша страна лучше всех,, и т.д. Самое страшное последствие подобных аморальных суждений в том, что они ведут к разрушению, вражде, разделяют людей, толкают их на гибельный путь. Вот мы и подобрались к понятию,, Зла,,. С помощью понятий,, Добра,,,, Зла,,,, Совести,,,, Долга,, этика изучает мораль и излагает своё содержание.,, Зло,, --- это нарушение морали. Это понятие выражает всё то, что заслуживает осуждения, презрения, и обязательно должно быть преодолено человеком, обществом.,, Зло,,находится там где человека обижают, унижают, оскарбляют, где к человеку относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Для порядочных людей, зло означает, когда счастье одних достигается за счёт несчастия других. Зло --- это всё то, что губит душу, способствует нравственной деградации ( разрушению ) личности. Понятие зла охватывает все отрицательные явления : подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство. Зло делиться на большое и малое. К большому относится общественное зло ( эксплуатация,захватнические войны, преследование инакомыслящих и инаковерующих людей ). Где царит зло большое, имеет место зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, нравы, в психологию людей. Хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей ( даже своих родственников ). Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников, когда живут на нечестно заработанные средства --- всё это есть моральное зло.

Всё что противоположно злу, есть добро. В его понятии выражается Всё самое светлое, надежды, желания --- стремление к человечности и гуманизму. Под добром понимается всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности человека, совершенствованию общества. Говоря об улучшении жизни имеется ввиду каждый человек, т. к. гуманная мораль утверждает : нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Итак добро и зло служат ориентиром при освоении огромного морального мира.Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. Но каждому человеку суждено вырабатывать свою личную моральную позицию, самому делать свой выбор. При этом каждый человек ориентируется, выбирая свой моральный путь, свою линию поведения, на общечеловеческие, абсолютные, моральные ценности и идеалы, т.к. они являются вечными и духовными.

Слово,, идеал,, произошло от греческого,, идея,,, что значит понятие, представление. Когда мы говорим,, идеальный,, мы имеем ввиду самое лучшее, совершенное во всех отношениях. Моральный идеал ---- это всё самое лучшее, что выработано моралью. Его можно сформулировать кратко и чётко : это всеобщее единение людей. Именно духовное единство служит высшим моральным образцом, на который ориентируются люди в своём стремлении к совершенству, которое достигается только через соблюдение принципов и норм морали. Вот, как отзывается Платон об идеале:

,, … это высшее благо трудно ухватить логически, но в общих чертах можем определить его тремя моментами : истина, добро и красота.,,

У Аристотеля имелась своя точка зрения :,, … высшее благо --- это разумная деятельность души, это равновесие между страстями и разумом, которое достигается через морально-этические качества. С помощью разума человек способен охватить мир, но при этом нужно ещё устранить животное начало в себе.

Вторым ориентиром для выработки моральных позиций человека являются ценности, которых великое множество. У каждого человека складываются свои ценности, под которыми принято понимать те идеи, принципы деятельности или же предметы, которые людям особенно дороги, полезны и необходимы для жизни. Человек выстраивает для себя как бы,, пирамиду ценностей,,. При определении линии своего поведения человек ориентируется на неё, выбирает чему отдать предпочтение по сравнению с другими ценностями.

Ценности бывают: малозначительные, относительные, живущие короткое время, но существуют ценности особо значимые---главные человеческие, живущие вечно и одинаково важные для всех людей ---- это человеческая жизнь, свобода, семья, Родина, истина, вера, справедливость и т.д. В долгой истории человечества существовало много разных ценностей и идеалов. На исторической арене сменяли друг друга разные личности, народы, государства, классы, цивилизации. Но из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные правила, ставшие общечеловеческими духовными ценностями, которые помогали и помогают человеку выбирать линию своего поведения. Люди всегда осуждали подлость,предательство, жестокость, воровство, ложь, клевету. Но ценили доброту, честность, самообладание, скромность. Самой высшей моральной ценностью является любовь к ближнему человеку. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас своими интересами. В этом и проявляется любовь.

Функции морали.

Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.

Оценивающая : все поступки, всю общественную жизнь ( экономику, политику, культуру ) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если поступки полезные людям, способствуют улучшению жизни, свободному развитию --- это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают --- зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения ( поступки людей, поведение ), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению словами понятиями : честь --- бесчестие, порядочность --- низость, подлость и т.д., при этом выражает свою моральную оценку, либо порицает, либо хвалит, либо критикует.

Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается, как добро, то к нему надо стремиться, если зло, то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.

Регулирующая : Мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни --- в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличии от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается во многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения ( или напротив требуют их изменения ) в самой общей форме, в отличии от более детализированных, традиционно-обычных, организационно-административных и технических норм.

Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть бездушным винтиком в государственной машине и не рабом общественных отношений. В нужных случаях становиться борцом, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Воспитательная : мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей ( родителей, учителей, общественного мнения ), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание --- умственное, физическое, эстетическое --- и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов т.е. способность человека заботиться о других также, как и о себе. Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Мораль учит делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо другим людям. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.


Список используемой литературы:

1. Большая Советская Энциклопедия т. 16

2. Аксёнов Г.П. Личность есть драгоценнейшая … 1990 г.

3. Бондаренко Ю.А. У истоков современной морали. 1991г.

4. Ватин И.В.Верещагин В.Ю.и др. Основы философии в вопросах и ответах 2002г.

5. Боголюбов Л.Н. Введение в обществознание. 2000 г.

Скачать архив с текстом документа