Этносоциология
СОДЕРЖАНИЕ: Этносоциальный организм как ядро этноса, мультиэтнические государства. Трансформационные процессы этнонационального развития: объединяющие и разделяющие. Этнонациональные конфликты в процессе этнического самоопределения: этноцентризм и гипертрофикация.Контрольная работа по социологии
Этносоциология
Пермь 2008г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы этносоциологии
Глава 2. Этнонациональные конфликты
Заключение
Список литературы
Введение
Предметом этносоциологии являются национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования.
В этнографической литературе под этносом (этнической общностью) понимается природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающая на основе единства природно-ландшафтных условий кровного родства, языка, особенностей, внешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуются наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое трансформируется в языках других народов, а самосознание развивается через антитезу Мы - они. Поэтому для этноса характерна комплиментарность, т.е. наличие симпатии или антипатии к другим этносам.
Этносоциальный организм, составляющий ядро этноса, обладает не только культурным, но также и территориальным, политическим, экономическим единством. На определенном этапе развития он преобразуется в нацию. [1]
Глава 1. Теоретические основы этносоциологии
Во многих государствах мира в настоящее время существует многоэтническое население. В век глобализации и быстрых социальных перемен все возрастающее число государств сталкиваются с большими преимуществами, которые дает этническое разнообразие и одновременно с серьезными проблемами, с которыми оно сопряжено.
На сегодня в мире насчитывается более 2 тысяч этносов, среди которых 96,2% составляют этнические общности численностью в 1 млн. и более человек. [9]
Этническое многообразие может значительно обогащать общество. Мультиэтнические государства часто представляют собой полные жизни динамические образования. Но государства могут также оказаться беспомощными перед лицом внутренних столкновений или внешней угрозы. Иногда общество, история которого на протяжении данного времени характеризовалось этнической терпимостью и интеграцией, быстро охватывают этнические конфликты - враждебные столкновения между различными этническими группами.
Этническая принадлежность связана с культурными обычаями и взглядами того или иного сообщества, которые отличают его от других сообществ людей. Особенность культуры, отличающие одни этнические группы от других, могут быть различными, но чаще всего это язык, история, предки, религия, стиль одежды.
Для многих этническая принадлежность является центральной для идентификации индивида или группы. Она может служить важной связующей нитью с прошлым и часто сохраняется благодаря осуществлению культурных традиций. Этническая принадлежность изменчива и может приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам.
Трансформационные процессы этнонационального развития и взаимодействия могут дифференцировать на объединяющие и разделяющие.
Объединяющие подразделяются:
Консолидация - представляет собой сплочение нескольких самостоятельных родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый новый, более крупный этнос. Именно такой характер имело слияние нескольких восточных племен в единую древнерусскую народность Х - XII вв.
Ассимиляция - растворение одного этноса или части в другом, обычно более многочисленном, в результате чего утрачиваются некоторые исконные этнические особенности и приобретаются новые, свойственные более мощному этносу. Такой процесс интенсивно протекает в Италии, Германии, Швеции, Дании и др. .
Кооперация - сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время осуществляют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сферах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом (польско-белорусское, белорусско-литовское).
К трансформационным этническим процессам разделительного типа относиться:
Этническое доминирование - проявляется в стремлении возвысить свой этнос при одновременном ущемлении интересов и прав других этнических групп, в период становления государственной независимости, становиться характерной чертой общественно-политической жизни в Узбекистане, Таджикистане и др. .
Этнодискриминация - ограничение или лишение прав определенной группе граждан по признаку национальной принадлежности, отчетливо проявилось в последние годы в Эстонии, Латвии, Молдове.
Этноприоритетный национализм - ориентировано на различное выставление, превозношение своего этноса, придание приоритетной значимости этому этносу, его языку, культуре, традициям. Нашел распространенные формы в Грузии, Азербайджане, Армении, Чечне.
Все виды трансформаций осложняющих нормальное этническое развитие, рано или поздно приводит к обострению межэтнической неприязни, к возникновению этнонациональных конфликтов. [2]
На территории современной России живут представители более ста наций, народностей и этнических групп. В начале XX века они обладали различной исходной базой - от жизни в условиях примитивной организации хозяйства до капиталистических экономических отношений. Соответственно большим был разрыв в уровне культуры. Разнообразие обычаев, традиций дополнялось серьезными различиями в приобщении к достижениям человеческой цивилизации.
При анализе методов решения национального вопроса исследователи часто ограничивались анализом показателей экономического и социального развития наций и народностей, мало обращали внимание на те аспекты национальных отношений, которые связаны с восприятием людьми объективной реальности, с противоречиями в национальном самосознании.
Прежде всего, исследователи отмечают значение культуры, накопленных ею ценностей для развития и укрепления национального самосознания. Разнообразие и неповторимость национальных культур, учет их специфических особенностей, признание самобытности культуры (но не исключительности) одних народов и подлинное уважение к духовным ценностям других народов - этот духовно-нравственный компонент национальных отношений приобрел в настоящее время исключительное значение, ибо в нем проявляются как общечеловеческие.
Национальная культура проявляет себя в таких явлениях и процессах, как деятельность массовых (библиотеки, клубы, кино) и специализированных учреждений (театры, музеи, художественные выставки, филармонии и т.д.). Как показывают социологические исследования, развитие таких форм национальной культуры и их влияние на национальное самосознание протекают своеобразно. Попытки замкнуться только в рамках отдельной национальной культуры приводят лишь к обеднению духовной жизни, к замкнутости и даже деградации.
Глава 2. Этнонациональные конфликты
Говоря об этносоциологии, следует выделить феномен, раскрывающий специфику проявления национального в любом гражданском обществе и степень возрастания его влияния на жизнь каждой многонациональной страны. При определенных условиях именно в сфере сознания (а впоследствии и в поведении) возникает возможность появления национализма и шовинизма, представляющих по своей сути деформацию политического и духовного компонента национальных отношений, что порождает одно из обличий этнического эгоизма - стремление обеспечить привилегии своему народу за счет других.
Каждый этнос, многочисленный или малочисленный стремится сохранить себя, свои исторические традиции и опыт, самобытную культуру. Чаще всего эти процессы в его комплексном сознании и представлении связаны с созданием независимого национального государства (курды) не территории своего компактного проживания или его восстановление (палестинцы), а также стоят перед проблемой объединения двух государств одной этнической общности (Вьетнам, Корея). [5], [9]
Этнонациональные конфликты способны приобрести особенно обостренные формы проявления в том случае, если этнообщность в стремлении национального самоопределения попытается подчинить все иные этнические группы, существующие на территории данной страны.
Этноцентризм - подозрительное отношение к чужим, сочетающееся с тенденцией оценивать культуру других людей исходя из собственной культуры. Этноцентризм часто сопровождается закрытостью этнических групп. Закрытость является результатом процесса, посредством которого группа возводит границы, отгораживающие от других групп, к числу таких приемов относиться ограничение или полное запрещение смешанных браков между группами, сокращение социальных контактов и экономических связей. Иногда границы разделения взаимно навязывают друг другу группы, имеющие один социальный статус: их члены держатся отдельно друг от друга, но ни одна из групп не доминирует над другой. При таких условиях закрытость группы совпадает с характером распределения ресурсов, устанавливая неравенства в распределении богатства и материальных благ. Некоторые из самых ожесточенных конфликтов между этническими группами были вызваны именно закрытостью групп, потому что границы между ними сигнализируют в первую очередь о неравенстве отношений к богатству, власти и социальному положению. [2]
Гипертрофикация стремления ориентироваться только на национально особенно порождает серьезные издержки в развитии национальной культуры. Неоднократно выдвигавшееся требование к установлению пропорционального их представительства в органах управления, культуры стремиться к соблюдению адекватных пропорций в удовлетворении культурных, языковых и других запросов, как у коренных, так и у некоренных народов. Вследствие чего создает на уровне индивидуального и группового сознания потенциальную почву для национального высокомерия и неприязни у одних групп к другим.
Одним из самых распространенных способов межэтнического взаимодействия на всем протяжении истории были войны. Следствием войны: образование новых этнических общностей или массовое переселение народа. В мире практически не осталось однонациональных государств, этнические процессы стали характерными для всех без исключения обществ. Это обнаружилось и в Канаде (особая позиция французских жителей провинции Квебек), и в Чехословакии, и в Турции, и в Ираке, и во многих многоплеменных государствах Африки. Более того, обострились этнические противоречия в странах, которые издавна считались едиными с точки зрения нации, но располагающими этническими группами. Этнические противоречия отмечались в Бельгии и Испании. В сочетании с религиозными эти процессы наложили серьезный отпечаток на повседневную жизнь и привели к трагедии в Северной Ирландии, в Пенджабе (Индия), в Югославии. [7], [9]
Поворот к национальным, этническим проблемам происходит в глобальных масштабах. Достаточно сказать, что в войнах и вооруженных конфликтах вес этнического фактора в 1984-1989 годах достиг, по данным Д. Райта, половины (15 из 30), в то время как за весь период нового времени (с 1496 по 1983 год) только 86 из 240 войн характеризовались той или иной степенью этнической нетерпимости. Анализ реальной ситуации показывает, что удельный вес этнических вооруженных конфликтов в ближайшем будущем будет возрастать. Отражением этой тенденции стали события в Казахстане, в Нагорном Карабахе, в Грузии, в странах Прибалтики, на Северном Кавказе. Обострились проблемы крупных этнических групп и диаспор, по тем или иным причинам не имеющих своей государственности на территории СНГ: немцев, уйгуров, крымских татар, курдов.
На Земле существует около 2000 языков в 266 странах, из которых 259 являются государственными. Но более 90% населения мира в качестве государственных используют 12 основных языков, которые имеют аудиторию от 100 млн. до 1,2 млрд. человек.
Этнические проблемы и в России всегда занимали особое место в истории.
Россия - многонациональная страна, где проживают представители более 120 народов. Во многих республиках в составе РФ титульное население составляет меньшинство. Из 21 республики только в 5-титульное население превышает 50% населения данной республики (в Чувашии, Туве, Коми, Чечне, Северной Осетии). В целом во всех республиках коренное население составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10,5%. Уже этот факт говорит о том, что возможны серьезные противоречия между титульным и остальным населением в условиях провозглашенного суверенитета республик. Важным фактором, определяющим характер развития межэтнических отношений в России, является то, что русские составляют более 80% населения страны.
Главная особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена как различием соотношения русского и нерусского населения на всем этнотерриториальном пространстве, это связано тем, что национальная психология русских и активизированное национальное самосознание в некоторых своих развитиях может дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия.
В этом смысле проблему национального вопроса пытались решить в Советской России после 1917 года и в 20-х годах - признание прав всех без исключения народов. Обнародованная 2 ноября 1917 года “Декларация прав народов России” устанавливала свободное развитие, равенство и суверенность всех национальностей и народностей России. Некоторое время спустя Советское правительство в своем обращении “Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока гарантировало им полную свободу устройства жизни. Эти акты принесли определенные плоды, создав условия для доверия между народами, что стало основой для решения ряда экономических и социальных проблем и в области национальных отношений. Были осуществлены меры по развитию национальных культур, созданию письменности многих национальных меньшинств. Многообразие было утерянным в решении национальной государственности и культурной автономии до начала 30-х годов существовали не только республики и округа, но и национальные районы и даже волости (сельсоветы), многочисленные национально-культурные центры. Только в Новосибирске в 1919 году издавалось 17 газет на национальных языках, в том числе на венгерском, чешском, немецком, китайском.
В 90-е годы многие аналитики возложили вину за распад СССР, за этнические конфликты, взлет национализма и шовинизма на национальную политику, на создание национально-государственных (республики) и национально-территориальных (национальные области и округа) образований. Но ошибка состояла не в том, что, по Конституции СССР 1936 года, была создана четырехчленная система национально-государственного строительства - союзная республика, автономная республика, автономная область и национальный округ, а в том, что по мере огромных индустриальных преобразований в стране в результате большой миграции и социальных перемещений была изменена этническая карта.
Не этнополитическая ситуация в России сама по себе, не численное доминирование русского этноса порождает конфликты, а та кризисная политическая, социально-экономическая и духовная ситуация, в которой оказались все народы, в том числе русская нация. Все сферы общества охвачены противоречиями, которые своеобразно переплетаются в жизни каждой нации, деформируя их представление об интересах, потребностях, источниках их удовлетворения. [3], [8]
В национальной политике не учитывалась специфика национальных и межнациональных отношений, которая заключается в необходимости рассматривать их как своеобразные синтетические общественные отношения. Эта синтетичность проявляется в том, что, во-первых, они включают в себя отношения всех сфер общественной жизни - экономические, социальные, политические, духовные - и, во-вторых, одновременно предполагают их анализ как единства материального и идеального. Игнорирование такого подхода привело к тому, что болезненно заявили о себе стремления к национальной замкнутости, местничеству, иждивенческие настроения. Поэтому для этносоциологии большое значение имеет изучение национальных особенностей всех сфер общественной жизни.
Чрезмерная централизация экономического и социального развития, подавление инициативы и самостоятельности породили процессы, которые, с одной стороны, стимулировали губительную для гражданского общества миграцию из одной республики в другую, а с другой - стагнацию социальных перемещений, избыток рабочей силы в республиках Средней Азии и Закавказья. Несовершенство этих отношений тормозило трудовую активность и в государственном, и в кооперативном секторе, серьезно искажало структуру потребления и доходов. Все это в немалой степени способствовало распространению “теневой экономики”, имеющей нередко национальную окраску и глубоко деформирующей нравственные устои.
Что касается национального самосознания населения республик России, то его высокая степень автономности поддерживается лишь в тех из них, которые обладают значительным экономическим потенциалом (Татарстан, Якутия, Бурятия и Башкирия). Для других же идеи хозяйственной автаркии, экономического суверенитета и самостоятельности обернулись серьезными затратами.
Важным направлением в этносоциологии стала сфера национальных отношений, так как именно в ней решаются вопросы социальной справедливости, осуществляется развитие социальной структуры, создаются условия для повседневной жизни людей, функционирование общественного сознания. Именно в этой сфере сопоставляются возможности социального положения людей различных национальностей, профессионального продвижения, перспектив личной и общественной жизни.
Так, анализ просчетов в национальной политике показывает, что если интересы представителей одной нации (народности) преувеличиваются, то это ведет к ущемлению интересов других национальностей. Эти предпочтения четко фиксировались в общественном сознании, на основании чего делались выводы. Таким образом, понятая национальная политика с точки зрения поддержки интересов определенной нации привела к уменьшению населения других национальностей в ряде республик, по отношению к ним стали употребляться слова “мигрант, “инородец, что сильно затрагивало национальные чувства и нередко вело к обострению межнациональных отношений.
Заключение
На современном этапе развития человечества есть целый ряд национальных проблем, которые обострились во многих странах.
Межнациональные, межэтнические конфликты и по структуре, и по характеру формирования, и по ожесточенности противоборства, по сложности их регулирования и разрешения, занимают особое место среди других социальных конфликтов. Не только социальные противоречия, языковые и культурные проблемы, но и историческая память, мобилизованное прошлое становятся мощными факторами и основами конфликта.
Но особую значимость эти процессы приобрели для России и всех бывших союзных республик, ныне независимых государств, ибо обострение межнациональных и этнических противоречий грозит обернуться серьезными социальными потрясениями. Распад СССР, казалось бы, разрешил крупные и глубокие противоречия между нациями и открыл полосу спокойного решения культурных, языковых и иных проблем в новых государствах, появившихся на территории бывшего Союза. Но этого не произошло, прежде всего, потому, что государства возникли не на основе свободного, демократического самоопределения, а в результате решения группы верхушки политических лидеров. Межэтнические противоречия усилились, существовавшие к этому времени конфликты вспыхнули с новой силой, обострились в различных регионах бывшего Союза (Карабах, Осетия, Абхазия, Приднестровье и т.д.). Межэтнические противоречия и конфликты заняли существенное место в общественной жизни России.
Каждый конкретный конфликт на межнациональной почве имеет свои особенности, свои причины. Сама федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Очень острый конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем, заключением особого двустороннего договора. С Чечней это не удалось, и политический конфликт вылился в военный. Все указанные межэтнические конфликты, как и другие, нуждаются в особом рассмотрении.
Но одно уже вполне очевидно: все существующие и потенциально возможные межэтнические и межнациональные конфликты, прямо или косвенно затрагивающие интересы русского народа, могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах, если в полной мере учитываются в этих конфликтах рост самосознания русского этноса и психологические проявления русского национального характера. Чеченский кризис показал, что вопросы целостности Российского государства и нерушимости его границ приобрели приоритетное значение в способах регулирования межэтнических проблем.
Рассматривая национальные и межнациональные отношения, следует отметить, что в духовной сфере нет незначительных вопросов. Игнорирование даже небольших, на первый взгляд, проблем способно при определенных обстоятельствах превратить их в серьезную конфликтную ситуацию. Локальность этих конфликтов несоизмерима с их значением в идеологическом аспекте: они быстро становятся достоянием всего общественного сознания и оказывают влияние на функционирование всей общественной жизни.
Применительно к проблемам традиций, обычаев, привычек может быть сформулировано единственное требование: их существование, развитие, поддержка должны основываться на одном - уважении к человеческому достоинству, на том, чтобы специфические явления духовной жизни одного народа не ущемляли и не попирали ни в коей мере ценности других наций и народностей.
Список литературы
[1]. Бабосов Е.М. Общая социология, учебное пособие для вузов, Минск, Тетра Системс, 2002, 640 с.
[2]. Гидденс Э. Социология, перевод с англ., М., Едиториал УРСС, 2005, 632 с.
[3]. Научный журнал Вестник Московского Университета, серия 18 социология и политология №1 2005, 200с.
Автор статьи: Татунц С.А. Этносоциология в России и МГУ
[4]. Научный и культурно-просветительский журнал Полис: политические исследования №2 2005, 190 с.
Автор статьи: О.Г. О временных ресурсах постсоветского этнонационализма
[5]. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской академии наук Социс №8 2005, 160 с.
Автор статьи: Якимилей В.Н., Никовская Л.Ш. Сложносоставные конфликты атрибут постсоциалистической трансформации.
[6]. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки, М., Наука, 2003, 764 с.
[7]. Ежемесячный научный и общественно-политический журнал Российской академии наук Социс №1 2004, 160 с.
Автор статьи: Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Международное сотрудничество - альтернатива международному терроризму
[8]. Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации, учебное пособие, Дело, 2004, 400с.
[9]. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации, М., Аспект-пресс, 2003, 188 с.