Евтушенко Евгений Александрович

СОДЕРЖАНИЕ: Родился на станции Зима Иркутской области. Печататься начал в 1949 г. В 1951—1954 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1952 г. вышел первый сборник стихов Разведчики грядущего.

Дата рождения: 18.07.1933

Родился на станции Зима Иркутской области. Печататься начал в 1949 г. В 1951—1954 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. В 1952 г. вышел первый сборник стихов Разведчики грядущего.

Евтушенко — лидер молодой поэзии второй половины 50-х и 60-х годов. Для Евтушенко характерна самостоятельность, яркое своеобразие его поэтической интонации, на формирование которой оказали влияние и поэты-классики (Некрасов, Есенин), и современники (А. Межиров, М. Луконин, Е. Винокуров, Я. Смеляков). Гражданственность Евтушенко проявляется не только в его поэтической публицистике, но и в живом изображении подробностей повседневной жизни, а главное — в большом внимании к различным человеческим судьбам, особенно женским (Спутница, Свадьбы, Играла девка на гармошке..., По ягоды, Кассирша, В магазине, Мама, Настя Карпова, Памяти Ксении Некрасовой, Изба, Так уходила Пьяв, Старухи, Памяти Ахматовой, глава Нюшка из поэмы Братская ГЭС). Женские образы в поэзии Евтушенко отмечены печатью времени; через образы русских женщин, которые преобладают у него, поэт постигает нравственный облик России, сегодняшней и прошлой. Стихи раннего Евтушенко использовал в 13-й симфонии Д. Д. Шостакович.

Итогом раннего творчества и вступления в зрелый период стала для Евтушенко поэма Братская ГЭС (1964), в которой он выразил свой взгляд на Россию, ее настоящее и прошлое и отчасти на будущее.

В годы попыток реабилитации сталинизма, наступившие после прихода к власти Л. И. Брежнева, начинается затухание громкой, гражданской поэзии, место которой занимает тихая лирика. Евтушенко откликнулся на изменившуюся ситуацию. полемическим стихотворением Тихая поэзия (1971), которое закончил словами: Поэзия, будь громкой или тихой,—/Не будь тихоней лживой никогда! Сам поэт, не примкнув к диссидентству, возникшему в этот период, тем не менее остается инакомыслящим по отношению к официальной идеологии и сохраняет веру в свои гражданские идеалы, хотя и не тешит себя надеждой, как прежде, на их скорую реализацию. В связи с этим интонация его стиха становится более широкой и спокойной, чем раньше, но менее энергичной, динамичной и напряженной, ритм его поэтической речи все больше приближается к ритму прозы, и, конечно, не случайно он в эти годы часто обращается к спокойному поэмному повествованию: Пушкинский перевал (1965), Коррида (1967), Под кожей статуи Свободы (1968), Казанский университет (1970), Снег в Токио (1974), Просека (1975), Ивановские ситцы (1976), Северная надбавка (1977), Голубь в Сантьяго, Непрядва (1980), Мама и нейтронная бомба (1982), Фуку! (1985), начинает писать прозу: роман Ягодные места (1981), за которым несколько лет спустя последует роман Не умирай прежде смерти. Пробует Евтушенко свои силы и в кино: играет роль К. Э. Циолковского в картине С. Кулиша Взлет (1980), снимает по собственным сценариям во многом автобиографические фильмы Детский сад (1983) и Похороны Сталина (1990).

В большинстве поэм (Станция Зима, 1995, Братская ГЭС, Казанский университет, Просека, Ивановские ситцы, Северная надбавка, Непрядва, Мама и нейтронная бомба) и в фильмах Евтушенко дает свой образ России, сравнивает его с другими странами (Под кожей статуи Свободы, Фуку!). В большой авторской антологии Строфы века, насчитывающей 875 персоналий с предваряющими их характеристиками, он дал свое восприятие русской поэзии XX столетия.

В конце 80-х гг. Евтушенко становится депутатом Верховного Совета СССР, активизируется как публицист. Ныне живет и работает в США.

Скачать архив с текстом документа