Филатов Леонид Алексеевич
СОДЕРЖАНИЕ: Он был актером так называемого второго призыва. Пополнение Таганки на рубеже 60-70-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской команде первой пятилетки.Народный артист России
Родился 24 декабря 1946 года в городе Казани. Отец - Филатов Алексей Еремеевич (1910г.рожд.). Мать-Филатова Клавдия Николаевна (1924г.рожд.). Супруга - Филатова (Шацкая) Нина Сергеевна (1940г.рожд.), актриса театра и кино, окончила ГИТИС имени А.В.Луначарского. Имеет сына.
Еще будучи учеником 10-го класса средней школы в г. Ашхабаде, Леня Филатов сообщил всем знакомым, что поступает на режиссерский факультет ВГИКа. Сомнений в том, что он поступит, у юного Филатова не было. Сразу после выпускного бала он приехал в Москву с группой одноклассников. Все это было от провинциальной наглости, а не от уверенности в собственных силах, -вспоминал он потом. - Я понял, как огромна Москва и как в ней много таких гавриков, как я. Выяснилось, что во ВГИКЕ меня никто не ждет. Потерпев неудачу в попытке стать режиссером, он по совету своего одноклассника начал сдавать экзамены на актерский факультет Щукинского училища и был туда принят.
Окончил театральное училище имени Б.Щукина (1965-1969), курс В.К.Львовой и Л.Н.Шихматова. Когда в 1969 году 22-летний выпускник этого знаменитого вуза при Вахтанговском театре был приглашен в любимовскую Таганку, многие его отговаривали: Тебе тишина нужна, а там все грохочет, гремит, все орут. Но он ни о чем не пожалел и никогда не раскаивался в своем выборе.
Он был актером так называемого второго призыва. Пополнение Таганки на рубеже 60-70-х годов ни по количеству, ни по качеству имен не уступало любимовской команде первой пятилетки. Леонид Филатов, Виталий Шаповалов, Иван Дыховичный, Наталия Сайко, Борис Галкин, Александр Пороховщиков - такого талантливого набора, как тот, который влился тогда в труппу, в театре больше не было.
В Таганке Филатов был принят и признан безоговорочно с первой же работы - роли Ведущего в спектакле по роману Н. Чернышевского Что делать?. А повинны в этом были его обаяние, которого не отнимешь, и прирожденный артистизм, которому не научишь. Но о своих первых шагах по таганковской сцене сам Филатов вспоминал впоследствии с большой теплотой и неподдельной самоиронией: Я мечтал стать мировой знаменитостью, осчастливить собой все человечество и навсегда остаться в памяти благодарных современников. Этого не получилось. И все-таки я счастлив... Таганка была для меня самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране. Здесь я видел и знал людей, даже о мимолетном знакомстве с которыми можно было только мечтать. Юрий Любимов, Владимир Высоцкий, Юрий Трифонов, Белла Ахмадулина, Федор Абрамов, Сергей Параджанов, Альфред Шнитке, Булат Окуджава... Таганка - это университет. Здесь вблизи видел замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью. Именно в этом доме я научился жалеть и прощать... Другое дело, что в пору юности я наивно думал, что и весь окружающий меня мир так же нормален и прекрасен, как Таганка.
Талант Филатова-актера, по признанию многих его коллег, - это талант вулканического происхождения, хотя по этому счету природный вексель не оплачен и наполовину. Хотя Ю.Любимов быстро проникся уважением к новобранцу, и нельзя сказать, что обижал его ролями, недоглядел или был нечуток к молодому дарованию, но все-таки сыграл Л.Филатов на таганской сцене не так уж и много. Ведущий в Что делать?, Горацио в Гамлете, Кульчицкий в Павших и живых, Федерциони в Жизни Галилея, эпизодические роли в Десяти днях, Часе пик, центральные - в Доме на набережной, Пристегните ремни, Пугачеве, Антимирах, Мастере и Маргарите, Товарищ, верь - все добротно и успешно для нормального актера. Но полигона для вулканической породы все-таки маловато.
Был бы Филатов только актером - может, взроптал бы, нашел бы себе другой театр, где мог утолить свои премьерские амбиции, вполне законные для такого мастера. Но помешали ему в этом (и помогли Таганке) нетривиальные черты характера: умение дорожить честью братства, способность к самоиронии, любовь к таганскому дому и к каждому из домочадцев. Отсюда и горячее сострадание Ю.Любимову за его мытарства, за мучительную цену, которую платили театр и его создатель временщикам-чиновникам. Здесь ярко проявилась способность Л.Филатова к самоограничению во имя важного вклада всего репертуара театра в судьбу Отечества. Составные его портрета можно назвать коротко и просто -интеллигентность, добропорядочность, патриотизм. Из года в год оттачивался творческий почерк актера, четче становился внутренний и внешний рисунок его ролей.
Л.Филатов становится полноправным членом таганского соавторства. Не только актив творческих предложений по ходу репетиций, не только внерабочее сочинительство, но и сам характер владения материалом пьесы, поэтическое мышление соучастника спектакля в целом сразу поставили его в ряд с ведущей группой актеров-авторов, где каждый по-своему помогал Любимову: В.Высоцкий, В.Золотухин, А.Демидова, Б.Хмельницкий, И.Дыховичный. Неудивительно, что в перечне имен создателей одного из спектаклей Таганки - Под кожей статуи Свободы значилась и фамилия Л.Филатова.
В тот период, когда Таганку возглавил А.Эфрос, Леонид Филатов в течение двух лет работал в театре Современник (1985-1987). В 1987 году он вновь вернулся в Таганку.
Еще в 1970 году Филатов начал сниматься в кино, а к 1973 году сознательно или интуитивно обрел вторую актерскую профессию. Киноактер Филатов начал теснить театрального близнеца. Нерастраченное на сцене должно было быть востребовано на экране. За годы работы в кинематографе он сыграл главные роли в фильмах: Избранные (Б.К., реж.С.Соловьев, 1983), Грачи (реж.С.Ершов), Забытая мелодия для флейты (реж. Э.Рязанов), Экипаж (Скворцов, реж. А.Митта, 1980), Город Зеро (реж. К.Шахназаров), Чичерин (Чичерин, реж. А.Зархи), Успех (Режиссер, реж.К.Худяков, 1985), а также роли в картинах Капитанская дочка (Швабрин, 1976), Иванцов, Петров, Сидоров (Петров, 1979), Ярослав Мудрый (воевода Твердислав, 1982), Из жизни начальника уголовного розыска (реж.С.Пугинян), Шаг (реж. А.Митта), Претендент (СССР-Словакия, реж. К.Худяков), Загон (реж. И.Гостев), Европейская история (реж. И.Гостев), Исповедь его жены (реж. Грикявичюс), Женщины шутят всерьез (реж. К.Ершов), Соучастники.
В начале 90-х годов вся энергия и заботы Филатова посвящаются новому увлечению - режиссуре. Я люблю самое разное кино - Бунюэля, Бергмана, Брессона, Тарковского, Малля, Фассбиндера, Херцога, Германа, Михалкова, Соловьева, Формана, Паркера, да мало ли кого еще! Но больше всех люблю Феллини, признался он однажды. В 1991 году снял по своему сценарию и сыграл одну из ролей в фильме Сукины дети, который получил первую премию на фестивале Кинотавр.
К исходу 1989 года Л.Филатов уже приобрел всесоюзную славу актерского лидера последнего пятилетия, устойчивый авторитет среди кинодеятелей, почетное звание, титул секретаря Союза кинематографистов, международные премии, фестивальные призы... И наряду с этим - издерганность, подорванное здоровье, неспособность бросить курить в день по нескольку пачек сигарет, разочарованность и обиды.
Серьезные проблемы со здоровьем заставили его в середине 90-х годов отойти от активной актерской и режиссерской работы. Но многогранность яркого таланта проявилась на другой стезе - литературной. Его всегда, еще в юности, отличала редкостная начитанность. Поэтические опыты молодости, еще в Ашхабаде, дали возможность его землякам-почитателям сложить целый том филатовских произведений стихов и переводов. Этим он занимался постоянно, но особенно плодотворно трудится в литературе все последнее десятилетие. Л.Филатов пишет стихи, песни, пьесы, пародии. В предисловии к сборнику его стихов Уважайте удачу А.Володин пишет: Перед нами большой, ни на кого не похожий Поэт. Читаешь его стихи... и кажется, что он уже все сказал и о себе, и о нас, читателях... Но оказывается - нет: вот еще о себе и еще о нас. Это Поэт, которого знали тысячи и тысячи людей, любящих кино и театр. Артист Леонид Филатов. Какими разнородными талантами он одарен! Яркий кинорежиссер. Блистательный пародист. Сказочник. И все, что он делает - и печальное и мудрое, - на радость нам. И все же - он не разный в своих дарованиях. Он - единое явление. Его поэзия создает образы душевной жизни людей, не похожих друг на друга, даже противостоящих друг другу. Это свойство истинного искусства. Мир - это театр, - по слухам, говорил Шекспир. Читая стихи Леонида Филатова, каждый может сказать: мир - это и поэзия.
Одна из последних книг Л.Филатова - Театр Леонида Филатова, вышедшая в 1999 году, в которую включены пьесы Про Федота-стрельца удалого молодца, Большая любовь Робина Гуда, Часы с кукушкой, Любовь к трем апельсинам, Лизистрата, Возмутитель спокойствия, Опасный, опасный и очень опасный, песни к спектаклям Театр Клары Газуль, Мартин Иден, Когда-то в Калифорнии, Геркулес и Авгиевы конюшни, а также пародии Таганка-75.
В наше неблагодарное время память о людях стремительно улетучевается. Те, кого еще вчера страна носила на руках, старятся и умирают в безвестности, одиночестве и зачастую в забвении. Многие из любимцев публики прошлых лет уже умерли десять и более лет назад, а зритель зачастую об этом даже не подозревает. В основном талантливые люди, да еще и не совпавшие с официальным временем, живут мало. Ушли из жизни О.Даль, В.Дворжецкий, И.Извицкая и многие, многие... Кто же о них вспомнит, если не свой брат актер! Поэтому с 1994 года Л.Филатов стал вести на телеканале ОРТ передачу Чтобы помнили, посвященную известным и любимым артистам, которых уже нет в живых, которых стали забывать. Это без преувеличения можно назвать не только его новым творческим достижением, но поистине гражданским подвигом.
В 1989 году Л.Филатов был избран секретарем Союза кинематографистов СССР. Он - Народный артист России (1996), лауреат премии Триумф, лауреат премии МКФ в Карловых Варах за фильм Чичерин, где играл главную роль. В настоящее время занят литературным творчеством.
Не так давно Филатов перенес тяжелейшее заболевание, но он по-прежнему энергичен, полон творческих сил и планов. Любит стихи отечественных и зарубежных авторов, особенно Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Б.Ахмадулиной, О.Чухонцева, Ю.Мориц. Из музыки предпочитает сочинения В.А.Моцарта и Э.Грига, а также советских композиторов Н.Богословского и Б.Мокроусова. Любимые актеры и режиссеры - Н.Михалков, А.Баталов, Е.Евстигнеев, Е.Леонов, В.Этуш, З.Гердт, О.Борисов, Т.Догилева, Е.Майорова, Е.Цыплакова, Л.Ахеджакова, М.Неелова, Н.Гундарева, Т.Васильева и др. Любимая кошка - Анфиса.