Философия Дании
СОДЕРЖАНИЕ: Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике.Для развития датской философии характерны переработка идей, заимствованных из Германии и Англии, отсутствие склонности к систематическим построениям, тяготение к этической и психологической проблематике. В средние века философия была тесно связана с европейской схоластикой (А. Сунесен, 13 в.). В 18 в. распространяется просветительство, видными представителями которого были моралист, поэт и драматург Л. Хольберг, теоретик права и этики Е.С.Снедорф, вольфианцы Е. Крафт и Ф. К. Эйльскоу (последний разработал датскую философскую терминологию).
В конце 18 в. в Данию проникает кантианство, однако преимущественно как нравственная философия, а не в виде гносеологической методологии. Кантианские позиции заняли К. Хорнеман, А. Гамборг (за 2 года до Канта высказавший принцип этической автономии) и А. С. Эрстед; против Канта выступили Ю. Буйе и др. С начала 19 в. философия испытала влияние немецкого романтизма (философ Х. Стеффенс, поэт Е. Баггесен, физик Х. К. Эрстед и др.).
В 30-х гг. началась реакция на романтизм, выразившаяся, отчасти, в проникновении гегельянства, сторонниками которого в Дании выступили И. Л. Хейберг, Р. Нильсен, Х. Брёкнер. Философия Гегеля вызвала сопротивление как со стороны трезвых реалистов (П. М. Мёллер) и материалистов (врач Ф. Дрейер), так и в среде иррационалистической и религиозной философии, наиболее ярко представленной Ф. К. Сибберном и особенно С. Кьеркегором - предшественником экзистенциализма.
С 70-х гг. 19 в. в Дании началось распространение марксизма; Л. Пио, К. Брике, П. Й. Гелефф поддерживали непосредственную связь с К. Марксом. С конца 19 в. рабочее движение оказалось во власти реформистской идеологии, особенно бернштейнианства. С начала 70-х гг. и вплоть до 20-х гг. 20 в. господствующими становятся идеи классического позитивизма, пользовались популярностью теория эволюции Г. Спенсера, дарвиновский принцип развития.
Особняком стояла философия мелких радостей Л. Фейльберга. К середине 20 в. наиболее влиятельные направления - логический позитивизм и аналитическая философия (А. Томсен, Х. Иверсен, И. Йёргенсен, Б. Шульцер, И. Витт-Хансен). Широко развёрнутая работа кьеркегороведов (Н. Тульструп, Г. Маланчук и др.) сосредоточена вокруг журнала Kierkegaardiana (с 1948).
Центры философской науки: Датское общество философии и психологии (основано в 1965), издаёт Danish Yearbook of Philosophy (с 1964); философский факультет Копенгагенского университета.