Философия Нидерландов
СОДЕРЖАНИЕ: До конца 16 - начала 17 вв.- времени выделения собственно Нидерландов в самостоятельное государство голландская философия, как и вся наука и культура Нидерланды, была составной частью общенидерландской.До конца 16 - начала 17 вв.- времени выделения собственно Нидерландов в самостоятельное государство голландская философия, как и вся наука и культура Нидерланды, была составной частью общенидерландской. В числе видных представителей этой общенидерландской философии были в 14-15 вв. Гертде Гроте, Фома Кемпийский, выступавшие против схоластицизма с позиций пантеистической мистики. Острую критику схоластики дал Р. Агрикола, сыгравший видную роль в развитии гуманистических умонастроений. Крупнейший представитель гуманизма эпохи Возрождения - Эразм Роттердамский, синтезировавший достижения античной науки и искусства с христианской этикой. Последователи Эразма пытались объединить его учение с элементами стоицизма (Юстус Липсиус) и эпикуреизма (Путеанус). После образования независимых Нидерланды впервые появляется философское сочинение на голландском языке - Этика Д. Корнхерта (1586), проповедовавшего веротерпимость и учение о свободе воли человека.
Оживление голландской философии в 17 в. было связано с политическим и экономическим подъемом в Нидерландах после Нидерландской буржуазной революции 16 в., а также с тем, что свобода вероисповедания привлекала в Нидерланды из др. европейских стран многих мыслителей, преследовавшихся там по политическим и религиозным мотивам (У. Акоста, П. Бейль, Дж. Локк, Р. Декарт). Учение Декарта - картезианство получило значительное распространение в Нидерланды (Х. Гюйгенс, Х. Де Руа); А. Гейлинкс, родоначальник окказионализма, истолковал его в духе позднейшей лейбницевской концепции предустановленной гармонии. Деятельность другога ученика Декарта, Б. Беккера, была посвящена борьбе с суевериями и эмансипации философии от теологии. Материалистическая и рационалистическая система Б. Спинозы (17 в.) оказала огромное влияние на развитие европейской мысли. И. Альтузий был в числе первых, выдвинувших концепцию естественного права, разрабатывавшуюся Гуго Гроцием, одним из основателей науки о международном праве. Видными представителями Просвещения в Нидерландах были в 18 в. Й. Люлофс и Ф. Хемстерхейс, создавший концепцию непосредственного знания и оригинальную систему этических взглядов, которые оказали влияние на нем. романтизм. Первыми голландскими кантианцами были П. ван Хемеарт, И. Кинкер, И. Баккер, Л. Шредер. Рост интереса к античной философии в конце 18 - начале 19 вв. отразился в историко-философских и логических работах Д. Вейттенбаха и Ф. ван Хесдс, утверждавшего основным философским принципом здравый смысл (Сократическая школа, 1834-39).
В середине 19 в. в философии Нидерландов возобладал позитивизм с естественно-научным уклоном (К. Опзомер и его школа). В это же время получает распространение гегельянство (П. ван Герт, Й. Корф). В трудах историков философии И. ван Влотена, Я. Ланда и К. Мейнсма, а также И. Биренса де Хана и др. была предпринята попытка возродить спинозизм и соединить его с дарвинизмом (А. Пирсон) или же, позднее, интерпретировать его в рационалистическом (В. ван дер Так) или мистико-идеалистическом (И. Карп) духе. Важное место в философии Нидерландов конца 19 - начала 20 вв. занимает эмпирико-психологическая школа Г. Хейманса, основавшего в 1893 при Гронингенском университете первую в Нидерланды лабораторию экспериментальной психологии и оказавшего своими работами влияние на научную мысль также и за пределами Н, (в Германии, Франции). Труды учеников Хейманса (Л. Полак, Х. Брюгманс, И. Аортман) во многом определили характер голландской философии 20 в. Многие позитивисты (например, ван дер Вик) эволюционировали к неокантианству, первоначально к учению баденской, затем марбургской школы, идеи которой стали господствующими в Нидерландах в 1900-1910-х гг. Ее сторонниками были П. ван дер Гюлден, Соппер, а также Б. Овинк и его ученики, которые в 1923 основали общество критической философии - крупнейшее философское общество в Нидерландах Виднейшим представителем неогегельянства в Нидерланды был Г. Болланд; его ученики (Я. Хессинг, Х. тен Брюггенкате, П. ван Схалфгарде и др.) основали в 1922 гегельянское Болландовское общество. Спинозисты создали в 1928 свое философское общество - Спинозовский дом.
В 1920-30-х гг. многие сторонники марбургской школы перешли к феноменологии (Х. Пос), диалектической теологии К. Барта (Й. Франкен), к онтологии Нидерланды Гартмана (Р. Кортмюлдер, А. Хартог). Развиваются неотомизм (Й. де Грот, И. Бейсенс, А. Доткорте и П. Хунен) и религиозная философия кальвинизма (Г. Дойеверде). Для послевоенной философии Нидерланды характерно известное усиление влияния экзистенциализма (В. Лендерц, Р. Берлинг; в психологии и психиатрии - Ф. Бейтендейк, А. Янсе де Йонге, Д. ван Леннеп, И. Линсхотен, Х. Вейнгарден). Виднейшие представители протестантской версии персонализма - Ф. Констамм, Д. М. Воленховен; католического неотомизма - Л. де Реймекер. Крупнейшим историком философии и культуры был Й. Хейзинга, проводивший идеи об исторической посреднической роли Нидерланды (в составе Бургундского государства) между Центральной и Западной Европой, между германской и романской культурой. Ряд монографий по истории голландской философии принадлежит Ф. Сассену.