Философия Швеции
СОДЕРЖАНИЕ: В средние века развитие философской мысли в Швеции было тесно связано с христианской мистикой и схоластикой. С конца 16 в. распространяется учение французского философа П. Раме, последователи которого выступали против схоластического метода.В средние века развитие философской мысли в Швеции было тесно связано с христианской мистикой и схоластикой. С конца 16 в. распространяется учение французского философа П. Раме, последователи которого выступали против схоластического метода. Зарождение самостоятельной светской философии в Швеции произошло в 17 в., когда начался процесс секуляризации культурной жизни. Первым значительным шведским философом и поэтом был Г. Шернъельм, в работах которого эклектически соединяются идеи пифагореизма, неоплатонизма, натурфилософии Возрождения и другие.
Против средневековой схоластики выступили сторонники Р. Декарта, который в 1649 переселился в Стокгольм. Рационалистические идеи в области этики и теории познания развивал А. Рюделиус. В 18 в. широкое распространение получили идеи материалистического эмпиризма и сенсуализма (П. Кришернин, М. Фремлинг, К. Г. Леопольд, Н. фон Розенштейн). Близок к просветительству Т. Турильд, полемизировавший с кантианством с позиций динамического пантеизма.
Э. Сведенборг перешел от механистически-материалистических воззрений в 1-й период своей деятельности к мистической философии (с 40-х гг. 18 в.). Д. Боэтиус - первый последователь Канта в Швеции- положил начало повороту от сенсуалистических и материалистических течений (в духе английских и французских мыслителей) к немецкой идеалистической философии. Видным представителем кантианской философии был Б. Хейер.
В 1-й половине 19 в. философская мысль находилась под влиянием романтизма (течения фосфористов и етицизма). Крупнейший шведский историк и поэт Э. Г. Гейер был также самобытным философом, эволюционировавшим в своих социальных взглядах от консервативно-романтических воззрений к идеям буржуазного либерализма и демократизма. Философию личности как специфическую шведскую форму идеализма развивали Н. Биберг, С. Груббе и особенно К. Я. Бострем, взгляды которых носили спекулятивно-теистический характер.
В начале 20 в. обозначился кризис спекулятивных систем (прежде всего бостремизма), растущий интерес к позитивизму и экспериментальной психологии. Одни из учеников Бострема перешли на позиции неокантианства и философии жизни (В. Норстрем), другие - логического позитивизма (П. Викнер). К 1910 сложилась новая упсальская школа, представлявшая собой раннюю форму логического позитивизма; основатели школы А. Хегерстрем и А. Пален предвосхитили в основных чертах многие идеи Венского кружка.
Выразителем антипозитивистских настроений известной части шведских ученых, поэтов и писателей был Х. Ларсон, подвергший критике теорию нигилизма ценностей Хегерстрема и развивавший учение об интуиции в рационалистическом духе. Проблемы аксиологии разрабатывал А. Ваннерус. Близок к А. Бергсону историк философии Е.Ландквист. После 2-й мировой войны в Швеции усилился процесс интеграции буржуазной философии на базе неопозитивизма (А. Ведберг, К. Марк-Вогау, М. Моритц, И. Сегельберг, И. Хедениус и др.). Большое распространение получили эмпирическая социология и психология. Г. Аспелин исследует историю идей в их связи с социальной средой. Попытку выйти за узкие рамки позитивистских концепций предпринял в социологии Т. Сегерстедт. Неопозитивистской философии науки противостоит также неопротестантская философия человека, многие представители которой, однако, испытывают влияние принципов логического анализа (А. Нюгрен, Т. Симонсон и др.).
Проникновение марксизма в Швецию началось в середине 19 в. и усилилось с 80-х гг. (А. Пальм, А. Вермелин и др.). Методы исторического материализма и научного коммунизма впервые были применены к анализу социальных условий в Швеции в работах А. Даниельсона.