Финансирование физической культуры и спорта в РФ
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание: Введение 1.Характеристика состояния физической культуры и спорта 2. Финансирование физической культуры и спорта из муниципальных бюджетовСодержание:
Введение
1.Характеристика состояния физической культуры и спорта
2. Финансирование физической культуры и спорта из муниципальных бюджетов
2.1. В 2011 финансирование спорта будет увеличено
Заключение
Список литературы
1.Характеристика состояния физической культуры и спорта
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина.
Роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.
Тем не менее, в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождении массового спорта, массовой физической культуры.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов, в Краснодарском крае – 10 процентов.
Кроме того, о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.
Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, систематически занимающихся спортом, направленность и объем расходов из краевого бюджета далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год в Российской Федерации, составила всего 169,5 рубля, в Краснодарском крае – на 1 чел.- 137,9 руб. (с учетом расходов на команды мастеров), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов, в Финляндии – 145,3 доллара.
В настоящее время уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями в крае составляет 20 процентов от социального норматива (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N° 1063-р О социальных нормативах и нормах). Единовременная пропускная способность спортивных сооружений в крае составляет 18 процентов от социального норматива. В 22 муниципальных образованиях этот показатель ниже краевого.
Наиболее высокий показатель в Славянском районе – 29,1 процента, Калининском районе – 29 процентов. Низкие показатели в городах Армавир – 6,8 процента, Новороссийск – 9,8 процента, Сочи - 11,6 процента (в г. Сочи не учитываются спортивные сооружения здравниц).
Спортивная база края состоит из 6792 спортивных сооружений, в том числе: 83 стадиона с трибунами на 1500 мест и более, 3964 плоскостных спортивных сооружений, 1603 спортивных зала, 5 дворцов спорта, 9 легкоатлетических манежей, 63 плавательных бассейна, 346 сооружений для стрелковых видов спорта, 8 гребных баз и каналов, 1 лыжная база.
Широкому вовлечению различных категорий населения в занятия физкультурой и спортом препятствует недостаточное количество спортсооружений. Спортивные сооружения, построенные в основном в 60 -70 годы, не соответствуют современным требованиям. Большинство сооружений не имеют необходимых площадей для проведения спортивно-массовых мероприятий.
В связи с недостаточным и нестабильным финансированием физической культуры и спорта из местных бюджетов строительство спортивных объектов практически не ведется. Десятилетиями не осуществляются капитальный ремонт и реконструкция спортивных залов и бассейнов, в результате чего техническое состояние многих из них представляет угрозу для здоровья физкультурников и спортсменов.
Анализ статистических данных показывает, что число занимающихся в платных группах лишь 0,6 процента от общего числа занимающихся, а стоимость предоставляемых услуг стабильно растет. Основная часть населения не в состоянии оплачивать регулярные занятия в платных физкультурно-спортивных группах.
2. Финансирование физической культуры и спорта из муниципальных бюджетов в тыс. руб.
Нечеткое определение приоритетов в управлении и недостаточный уровень бюджетного финансирования, выделяемого на развитие отрасли, сдерживает развитие инфраструктуры для проведения занятий физической культурой и спортом. Действующее налоговое законодательство не стимулирует частные структуры вкладывать собственные средства в строительство и эксплуатацию физкультурно-спортивных объектов социального назначения.
Без поддержки федеральных и краевых органов власти, местного самоуправления Краснодарского края неудовлетворительное состояние спортивной базы массового спорта в муниципальных образованиях еще долго будет оставаться проблемой, препятствующей приобщению населения, особенно социально незащищенных категорий, к здоровому образу жизни, привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям спортом и участию в соревнованиях.
Одним из основных направлений работы департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края является сохранение и развитие сети детско-юношеских спортивных школ в крае. В Краснодарском крае работает 186 учреждений дополнительного образования спортивной направленности, из них:
- детско-юношеские спортивные школы – 96;
- специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва – 51;
- детско-юношеские клубы физической подготовки – 35;
- школы высшего спортивного мастерства – 3;
- Кубанский гандбольный клуб – 1.
Сравнительный анализ статистических данных за 2000 – 2005 годы показывает расширение сети спортивных школ, рост численности учащихся. Уменьшение спортивных школ в 2005 году связано с реорганизацией профсоюзных и муниципальных спортивных школ.
В 770 отделениях по 57 видам спорта в учреждениях дополнительного образования занимается более 132 тысяч учащихся (из них 112000 в возрасте 6-15 лет, что составляет 19 процентов от общей численности детей и подростков Краснодарского края этого возраста) под руководством 4099 тренеров-преподавателей и педагогов.
Основные проблемы в работе спортивных школ:
- несоответствие современным требованиям законодательной базы, регулирующей деятельность спортивных школ различной ведомственной принадлежности;
- наличие спортивных сооружений лишь у 62 процентов спортивных школ края;
- оснащение спортивной базы не соответствует приказу Госкомспорта от 26.05.2003 г. N° 345 Об утверждении табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем;
- недостаточное количество профессиональных тренерских кадров (снижение притока тренеров-преподавателей в муниципальных образованиях из-за низкой социальной защищенности);
- низкий уровень обеспеченности учащихся спортивных школ спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования, что противоречит приказу Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 3 марта 2004 г. N° 190/л Об утверждении Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования;
- недостаточное научно-методическое, медицинское сопровождение учебно-спортивной работы и привлечение Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма к решению этих проблем;
- финансирование муниципальных спортивных школ по остаточному принципу;
- низкий уровень агитации и пропаганды занятий физической культурой и спортом, как составляющей части здорового образа жизни.
Вместе с тем, развитие спорта высших достижений в Краснодарском крае занимает лидирующие позиции в России.
Возросло количество кубанских спортсменов-членов сборных команд России по видам спорта с 239 человек по 20 видам спорта в 2003 году, до 329 человек по 27 видам спорта в 2005 году.
В настоящее время 20 кубанских спортсменов по 10 видам спорта являются кандидатами в сборные команды Российской Федерации по различным видам спорта для участия в Играх XXIX Олимпиады 2008 года в г. Пекине (Китай) (борьба греко–римская, гандбол, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, парусный спорт, прыжки на батуте, стрельба пулевая, теннис, тяжелая атлетика и т.д.). В связи с этим была принята краевая целевая программа Развитие спорта высших достижений в Краснодарском крае на 2005–2008 годы, которая даст возможность кубанским спортсменам осуществлять планомерную, целенаправленную подготовку к очередным Олимпийским играм.
Анализируя выступления кубанских спортсменов на российских и международных соревнованиях олимпийского цикла 2000–2004 годов, необходимо отметить прогресс в результатах, показанных на первенствах России, Европы, мира среди юношей и юниоров, что дает возможность сделать ставки именно на молодежные составы сборных команд края (тяжелая атлетика, прыжки на батуте, бокс, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, легкая атлетика, современное пятиборье, греко–римская борьба, дзюдо, парусный спорт и т.д.) и вести их подготовку к Играм XXIX Олимпиады 2008 года в г. Пекине (Китай).
Однако, анализ выступлений кубанских спортсменов на Играх XXVIII Олимпиады 2004 года в Афинах (Греция) свидетельствует о снижении их результатов по сравнению с Олимпиадой 2000 года в Сиднее.
Результаты выступлений кубанских спортсменов на Олимпийских играх 2004 года выявили проблемы, которые существуют в подготовке кубанских спортсменов к соревнованиям самого разного уровня, указали на необходимость подготовки олимпийского резерва, достойной смены чемпионам и призерам всероссийских и международных соревнований прошлых лет.
На снижение результатов выступлений спортсменов края оказали влияние ряд причин:
- отсутствие на первом этапе подготовки специализированного спортивного инвентаря, оборудования и экипировки, необходимых для качественной подготовки и участия в соревнованиях высокого уровня;
- недостаточное количество спортивных баз и сооружений, а также их неудовлетворительное техническое состояние и оснащенность (спортивные школы департамента и единственное в Краснодарском крае училище Олимпийского резерва не имеют своей спортивной базы и тренируют спортсменов на арендуемых спортивных сооружениях, не всегда имеющих необходимые условия и техническое оснащение);
- низкий уровень научно-методического и медицинского обеспечения сборных команд Краснодарского края;
- недостаток средств на проведение учебно–тренировочного процесса и участие в соревнованиях российского и международного уровней, являющихся подготовительными и отборочными для участия в предстоящих Олимпийских играх, а также несвоевременное финансирование проведения и участия в спортивных мероприятиях.
Стратегия подготовки спортсменов – кандидатов в сборные команды Российской Федерации базируется на имеющемся потенциале кубанского спорта и особом внимании к развитию традиционно сильных видов спорта в крае.
Для поддержания уровня достижений кубанских спортсменов и дальнейшего развития спорта высших достижений в крае требуется серьезная организационная и финансовая поддержка спортивных организаций. Большое значение имеет приобретение современного спортивного инвентаря, оборудования и экипировки на первых этапах подготовки спортсменов, что даст им возможность пройти квалифицированную подготовку и показать высокие результаты уже на первых отборочных стартах олимпийского цикла и войти в состав кандидатов в сборные команды России для участия в Олимпийских играх. Это поставит их в равные условия со спортсменами из других территорий России и зарубежных стран, использующих в своей подготовке современный спортивный инвентарь, последние достижения науки, техники и спортивной индустрии.
2.1. В 2011 году финансирование спорта будет увеличено
В Сочи закончил свою работу семинар-совещание Роль субъектов Российской Федерации в реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года. Открытие семинара состоялось 15 сентября. Участие в нем приняли глава Минспорттуризма РФ Виталий Мутко, представители министерств и ведомств РФ, а также руководители органов исполнительной власти сферы физической культуры и спорта из 64 субъектов Российской Федерации.
15 сентября на семинаре выступили заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики РФ Юрий Нагорных, руководитель департамента по физической культуре и спорту Краснодарского края Людмила Чернова, министр молодежной политики, спорта и туризма Республики Башкортостан Александр Никерин, директор департамента по спорту и молодёжной политике Тюменской области Дмитрий Грамотин и др.
Основными темами на семинаре стали: способы эффективного взаимодействия органов исполнительной власти регионов с Минспорттуризмом РФ в ходе реализации Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года, методы по разработке региональных программ развития физкультуры и спорта и пути сотрудничества с органами управления в сфере образования по совершенствованию форм физкультурно-массовой и спортивной работы среди детей и подростков. Также участники семинара обсудили возможности создания региональных центров спортивной подготовки по базовым видам спорта.
Глава Минспорттуризма РФ Виталий Мутко заявил о том, что в 2011 году финансирование физической культуры и спорта будет увеличено. В ходе реализации Федеральной целевой программы Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы на спортивную инфраструктуру будет выделено 11 млрд рублей, на содержание отрасли еще порядка 11-12 млрд рублей.
Говоря о Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года, Министр отметил, что одной из главных задач отрасли является воссоздание в России системы подготовки и переподготовки спортивного резерва. В этом поможет решение о передаче в ведение Минспорттуризма всех резервных и детско-юношеских школ, – подчеркнул Мутко. Впервые принято решение о финансировании так называемых точек роста, – сказал он. Субъекты Российской Федерации получат задание на подготовку спортсменов для сборных команд страны. Финансировать подготовку спортсменов будет Минспорттуризм РФ.
Виталий Мутко заявил, что для успешной реализации Стратегии развития отрасли необходимо, чтобы во всех российских регионах спорт стал одним из приоритетных направлений. Регулярно заниматься физической культурой и спортом к 2020 году должны 40% российских граждан. Спорт, с точки зрения качества жизни, играет значительную роль, и для нас очень важно, чтобы все субъекты федерации это поняли, – подчеркнул Министр.
Одним из главных событий семинара стало заявление Виталия Мутко о том, что между субъектами РФ и Министерством спорта, туризма и молодежной политики выработано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в области развития физической культуры и спорта. В качестве основных направлений сотрудничества Министр назвал следующие пункты:
• Развитие видов спорта с приоритетом развития тех, которые определены инвалидов.
• Создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризация массового спорта и спорта высших достижений и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
• Строительство новых и модернизация имеющихся баз и центров подготовки для спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта.
• Организация пропаганды физической культуры и спорта.
Заключение.
Основополагающей задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Создание базы для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан в значительной степени способствует решению указанной задачи. В то же время существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого гражданина. Опыт многих развитых стран показал, что такая задача может быть решена с помощью комплексной программы.
Важнейшим моментом является также то, что роль спорта становится не только все более заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных состязаниях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, а также ее военной и политической мощи. К сожалению, в последнее десятилетие из-за недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны государственных органов этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян.
Тем не менее в последнее время на всех уровнях государственного управления растет осознание необходимости решения проблем обеспечения массовости спорта и организации пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни и развития спорта высших достижений. Не подлежит сомнению, что для улучшения здоровья, благосостояния и качества жизни граждан необходимо акцентировать внимание государственных и общественных структур на возрождении массового спорта, массовой физической культуры.
Статистика свидетельствует, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов.
Кроме того, о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой у широких масс граждан свидетельствует социально-демографическая статистика. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций, Российская Федерация находится на 143-м месте в мире (наравне с беднейшими государствами Африки и Азии) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.
Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с лицами, не занимающимися спортом, люди, активно и регулярно занимающиеся спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже - гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже - хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже - гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры и спорта бесспорен.
Несмотря на увеличение бюджетного финансирования физической культуры и спорта, а также на незначительный рост количества людей, активно занимающихся спортом, направленность и объем государственных расходов далеки от оптимальных. Так, средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила всего 169,5 рубля (данные 2003 года), в то время как, например, в Великобритании она составляет около 60 долларов.
Можно сделать вывод, что сегодня имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на развитие физической культуры и спорта, и проблем, требующих неотложного решения, в том числе:
недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой;
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития массового спорта в стране, а также ее моральное и физическое старение;
недостаточное количество профессиональных тренерских кадров;
утрата традиций российского спорта высших достижений;
отсутствие на государственном уровне активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу о здоровье будущего поколения.
Решить указанные проблемы призвана федеральная целевая программа Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы
Список литературы:
- http://www.tssr.ru
- http://www.sportspravka.com
- http://www.kubansport.ru
- http://www.rian.ru
- В.И. Ильин «Физическая культура студента и жизнь»
- Бароненко , «Здоровье и физическая культура»