Финансирование предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ: П л а н: Введение .2 Глава 1 О предпринимательстве в общем …4 1.1 История развития предпринимательства …...4 1.2 Понятие предпринимательской деятельности …..6

П л а н:

Введение………………………………………………………….2

Глава 1 О предпринимательстве в общем………………………4

1.1 История развития предпринимательства…………………...4

1.2 Понятие предпринимательской деятельности……………..6

Глава 2 Финансирование предпринимательства……………....8

2.1 Финансирование: понятие, отличительные черты………...8

2.2 Источники финансирования предпринимательства………9

2.3 Государственное финансирование………………………..12

2.4 Самофинансирование……………………………………...20

2.5 Банковский кредит…………………………………………22

2.6 Коммерческий кредит……………………………………..25

Глава 3 Поддержка государством предпринимательства…..27

Заключение…………………………………………………….31

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее врем я Россия находится на переломном этапе своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на этот который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.

Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства.

Российское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного этапа развития предпринимательства. Сегодня общество несет огромные экономические и нравственные издержки из-за нецивилизованных отношений в сфере предпринимательства. Назрела необходимость в исследовании публично -правового межотраслевого и межсистемного механизма регулирования предпринимательства

Кроме того, сегодня даже в концептуальном плане не решен вопрос о величине допустимого в стране риска для деятельности предпринимательских структур. До настоящего времени сосуществуют две точки зрения: первая состоит в том, что обеспечение своей деятельности - это имманентно присущая предпринимательству черта, а вторая сводится к необходимости регулирования и контроля вопросов предпринимательства государством. Вместе с тем пределы такого вмешательств а не имеют достаточного теоретического обоснования.

Проблема предпринимательства молода. Происходящий в последнее время взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием противоречий в развитии предпринимательства в России. До настоящего времени отсутствуют специальные комплексные исследования вопроса государственного регулирования предпринимательства, учитывающие действующую в России организ ацию власти. Это обстоятельство тормозит дальнейшее совершенствование системы безопасности в целом.

Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность в России, находится в стадии становления. Существующая правовая система России не может обеспечить прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, поэтому большая часть предпринимательской деятельности осуществляется за ее пределами. Отсутствие эффективных правовых норм ведет к право вому нигилиз му и незаконным методам ведения деятельности и разреш ения споров.

Финансирование предпринимательства очень важный вопрос в предпринимательской деятельности вообще. Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса о финансировании предпринимательской деятельности . Необходимо отметить, что на данном этапе развития страны вопрос о финансировании предпринимательской деятельности еще не достаточно разработан. однако, необходимо отметить и то, что все-таки не смотря ни на что кое какие шаги в этом направлении все же делаются.

Данная курсовая работа состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена тому или иному аспекту рассматриваемого вопроса.

Глава 1

О предпринимательстве в общем

1.1 История развития предпринимательства

Учитывая развитие предпринимательства в России, можно сказать, что роль государства традиционно всегда была определяющей в стимулировании и регулировании предпринимательства.

Связь предпринимательства с деятельностью государственного аппарата четко прослеживается на всех этапах развития российской экономики. Мысль о попечительстве предпринимательства можно найти еще в известном изречении Владимира Мономаха о необходимости и учить купечество и поддерживать его.[1] И постепенно, шаг за шагом, поддержка предпринимательства в России превратилась в одну из основных экономических функций государства.

С XIV века предпринимательская деятельность попадает в почти полную зависимость от правительства, начинает складываться поощрительная и покрови тельственная системы, приведшие к созданию монополий и деформации экономического развития.

Совершенно иными путями шл о развитие в России крупного предпри нимательства в сфере производства в период Петровских преобразовани й. В этот период им енно государство, а не частный капитал, выступало главным инициатором развития большинства направлений предпринимательской деятельности. Отличительной чертой методов государственной поддержки предпринимательства Петровского периода является их сугубо именной характер.

В послепетровское время арсенал правительственных мер поддержки предпринимательства пополнился новыми видами льгот. Использованием новых методов и средств государственной поддержки предпринимательства характеризуется первая четверть XIX века - реформы Александра 1 . Это - появление перв ых профессиональных журналов для предпринимателей (Северная почта и Журнал мануфакт ур и торговли), способствовавших распространению полезного опыта предпринимательства и и здававшихся за счет казны, а также открытие специальных школ, готовивших специалистов в области предпринимательства (Горный кадетский корпус-1804 г., Технологический институт-1826 г.). [2]

С конца XI X века в России начинается восстановление значения государственного предпринимательства; усиливается с его стороны вмешательство в предпринимательскую деятельность; проводятся крупные, прежде всего финансовые, мероприятия для обеспечения поддержки и защиты национального предпринимательства (в первую очередь, используя политику протекционизма в отношении ведущих предприятий).

1.2 ПОНЯТИЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки:

Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каж­дый собственник имущества вправе свободно им распоря­жаться по своему усмотрению себе во благо, что выража­ется, как правило, в плодах и доходах от имущества.

В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Так что же конкретно понимать под предпринимательской деятельностью? Российские нормативные акты содержат на этот счёт следующие нормативные положения. Возьмем Закон РФ Об образовании, под влиянием которого находятся практи­чески все граждане России. Согласно ст. 48 данного Закона индивидуальная трудовая педагогическая дея­тельность с получением доходов признается предпринимательской и подлежит государственной регистрации. Значит, все так назы­ваемые репетиторы, в частности школьные учителя, которые за гроши систематически помогают детям лучше освоить русский и иностранные языки, иные школьные дисциплины, являются пред­принимателями со всеми вытекающими отсюда правовыми и нрав­ственными последствиями.

Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно, например, к трудовому праву полагает систематическими нарушениями трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания (то есть в соответствии с п. 3 ст. 33 КзоТ РФ в понятие «систематичности» укладывается событие, произошедшее хотя бы два раза).

Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специ­фического предпринимательского) риска в обязательствен­ных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные послед­ствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случа­ях, кроме непреодолимой силы.

Существенным упущением законодателя в понятия предпринимательства, приведенном в Кодексе, можно считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминает­ся в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торго­вого кодекса), Германии (§ 1 Германского торгового уло­жения) и ряда других стран. Русские дореволюционные ав­торы также выделяли намерение вести торговлю как про­мысел[3] .

Подводя небольшой итог всему вышесказанному необходимо отметить, что несмотря на то, что положения о предпринимательстве постоянно разрабатываются еще слишком много пробелов существует в Законодательстве на этот счет. Наверное, имеет смысл, для того чтобы устранить юридико-технические недочёты и усечённость гражданского законодательства в вопросах предпринимательства, разработать и принять специальный закон о предпринимательской деятельности, который позволит упростить приобретение статуса и деятельность предпринимателя, оптимизировать и удешевить государственное регулирование его деятельности и надзор за нею, что, несомненно, пойдёт на пользу всему обществу и облегчит работу правоприменителя.

Глава 2

Финансирование предпринимательской деятельности

2.1 ФИНАНСИРОВАНИЕ:

ПОНЯТИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Финансирование является одним из видов обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности. Финансирование и кредитование очень похожие понятия, но все же имеют ряд отличий друг от друга. Кредитование можно рассматривать как часть финансирования. Кредитование как и финансирование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного производства.

Финансирование же является безвозмездным и безвозвратным предоставлением денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности.

Так же необходимо сказать и о том, что важной отличительной чертой финансирования выступает то, что право собственности у субъекта, который предоставил денежные средства, не возникает. К тому же финансирование может осуществляться исключительно денежными средствами. Этим финансирование отличается от инвестирования, поэтому нельзя смешивать эти понятия. И еще одной основной отличительной чертой инвестирования является получение прибыли, тогда как финансирование такой цели не преследует.

Итак, подводя небольшой итог вышесказанному, нужно отметить, что финансирование отличается от инвестирования, а так же и от кредитования. Но кредитование можно рассматривать как часть финансовых правоотношений, тогда как инвестирование нельзя смешивать с финансированием никоим образом.

Переходя к следующим главам своей курсовой работы, хотелось бы добавить, что финансирование делиться на четыре вида: государственное, самофинансирование, банковское финансирование и коммерческое финансирование.

2.2 Источники финансирования

предпринимательской деятельности

После определения необходимой суммы, необходимой для начала собственного дела или развития уже существующей деятельности, возникает вопрос: где взять капитал? Так предпринимателю требуется вся сумма с самого начала, поскольку эти средства пойдут на инвестиции, оборотный капитал в первые месяцы работы. Поэтому невозможно начинать свое дело или расширять уже существующее производство до тех пор, пока у не будет необходимого капитала.

Источников финансирования много. В этой главе будут лишь кратко упомянуты все виды финансирования предпринимательской деятельности а так же немного рассказано о достоинствах и недостатках каждого из них. Более подробно некоторые из видов финансирования будут рассмотрены в последующих главах.

В одной из книг по предпринимательскому праву я встретил такую классификацию предпринимательской детальности.

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду основа­ний. Так. в зависимости от источника финансирования, под которым следу­ет понимать источник получения денежных средств, финансирование делит­ся на:

— государственное;

— самофинансирование;

— банковское;

— коммерческое[4] .

Собственный капитал - это личные средства, вкладываемые в дело. Если бизнес не состоится, то вкладчик их потеряет. Собственный капитал является рисковым капиталом, поскольку владелец рискует своими собственными деньгами, вкладывая их в этот бизнес. Хотя это представляет риск лично для Вас, для бизнеса менее рискованно, если Вы в него вложите свои деньги. Почему? Потому, что капитал, поступивший из личных средств, будет менее обременительным для бизнеса, чем заемные деньги, так как Вам не придется производить выплаты и платить процентную ставку к определенным срокам.

Инвестировать собственные средства в дело рискованно. Также можно часть Большинство кредитных организаций, предоставляющих средства для финансирования предпринимательской деятельности, ставят одним из условий при выдаче кредитов инвестировать в дело часть собственных средств предпринимателя.

Далее речь пойдет о кредитах, как о виде финансирования предпринимательской деятельности. Кредит - это предоставление денег или товаров в долг (пользование на срок на условиях возвратности) и, как правило, с уплатой процента. Выступает как банковский и коммерческий. Особая форма кредита международный кредит.

Получение кредита для начального капитала означает, что кто-то ссужает вам деньги. вы должны платить процентную ставку по кредиту и вернуть кредит. Возможно вернуть кредит, выплачивая по частям (в рассрочку) или всю сумму сразу в зависимости от условий договоренности с учреждением, выдавшим вам кредит.

Если брать кредит для стартового капитала - это будет более обременительно для бизнеса, чем использование собственного капитала. К определенному сроку вам придется выплачивать проценты и возможно часть кредита. Это всегда представляет сложности для нового бизнеса и обычно лучше занимать как можно меньше денег для начала своего дела.

Одним из основных источников получения кредитов для начала своего дела являются банки. Большинство банков имеют отделы, куда можно обратиться за получением кредита. Эти отделы, как правило, знакомы с особыми условиями работы малого бизнеса и готовы рассмотреть заявку на получение кредита для организации предпринимательской деятельности.

Получить кредит в банке нелегко, поскольку банк предъявляет жесткие требования. Если Вы знаете, каковы требования банка и для чего он их предъявляет, Ваши шансы на получение кредита возрастут. Обычно банк предъявляет два основных требования:

1. Тщательно продуманное и четко представленное технико-экономическое обоснование с концепцией бизнеса, в которое должен поверить банк.

2. Банку потребуется определенное обеспечение выданного кредита. Банку требуется обеспечение, поскольку если дело потерпит неудачу и не будет средств на погашение кредита, банк может его продать, чтобы вернуть выданные в кредит финансовые средства.

Так же коротко я хотел бы упомянуть о правительственных кредитных схемах. Многие правительства ввели кредитные схемы для предпринимателей, пожелавших работать в малом бизнесе. Кредитные схемы зачастую действуют в рамках правительственных или неправительственных организаций в чьи функции входит оказание разнообразной поддержки малому бизнесу.

Для получения кредита по этой линии не обязательно обеспечение, однако требование к технико-экономическому обоснованию предъявляются такие же строгие, как и в банках. В большинстве случаев подобные организации оказывают поддержку при составлении технико-экономического обоснования. Они также могут предоставить вам разнообразную помощь, например, в обучении.

Еще одним видом кредитования является лизинг. Вместо покупки оборудование, можно получить его на условиях лизинга. Лизинг подобен долгосрочной аренде.

Важным условием успешного развития лизинга является его правовое обеспечение. На это следует обратить пристальное внимание, потому что лизинговые отношения чрезвычайно сложны и в разных странах квалифицируются и регулируются неодинаково, что имеет особое значение при международном лизинге.

Неправительственные кредитные схемы так же являются вариантом финансирования. Существует целый ряд неправительственных организаций, работающих по своим кредитным схемам для малого бизнеса. Часто они работают также как и правительственные организации, но иногда они помогают определенным группам предпринимателей.

Также финансирование предпринимательской деятельности может производиться из других источников. Так, например, можно взять кредит у членов семьи или у друзей. В некоторых ситуациях это может быть хорошей альтернативой, но если вы прогорите, и у вас будут трудности с погашением кредита, пострадает дружба. Иногда можно получить частный кредит у тех, кто не является членом кредитора семьи или другом. Такие кредиты часто имеют высокую процентную ставку.

Далее речь пойдет о грантах. Иногда правительственные и неправительственные организации выдают гранты потенциальным предпринимателям для начала небольшого дела. Иногда это делают организации, работающие по кредитным схемам. Грант представляет собой безвозмездную целенаправленную поддержку.

2.3 Государственное финансирование

Итак, далее речь пойдет о таком виде финансирования предпринимательской деятельности как государственное финансирование.

Сегодня государство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Все финансовые меры правительства направлены не только на прямое увеличение финансовых возможностей субъектов предпринимательской деятельности, но также имеют стимулирующий характер и призваны направить их развитие с учётом общенациональных интересов. Государство поддерживает малые и средние предприятия, как правило, в таких сферах, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение производства и опирается на разнообразный арсенал финансовых рычагов. Необходимо отметить, что данный вид финансирования является очень существенным и важным. Так же необходимо отметить и то, что данный вид финансирования в нашей стране развит пока слабо, хотя определенные шаги в этом направлении все-таки делаются, что дает надежду на то, что данный вопрос в скором будущем будет развит в совершенстве.

Конкретные методы государственного влияния на увеличение финансовых возможностей малого и среднего предпринимательства можно разделить на три группы: прямые, непрямые и финансирование через товарищества рискованного капитала.

Источником государственного финансирования являются средства феде­рального бюджета иди бюджета субъекта Российской Федерации.

Данный вид финансирования предпринимательской деятельности носит строго целевой характер, получающий закрепление в актах государственных органов. Расходование средств не по целевому назначению следует рассматривать в качестве нару­шения обязательства со стороны получателя ассигнований и может служить основанием для применения мер ответственности.

В целях обеспечения контроля за целевым использованием государствен­ных средств они отражаются на отдельных субсчетах по кредиту счета 96 «Це­левые финансирование и поступления». Для организаций, выполняющих го­сударственный заказ за счет средств федерального бюджета, предусмотрена обязанность вести раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному заказу1 .

Государственное финансирование осуществляется в нескольких формах.

Так, финансирование государством может осуществляться прямыми и непрямыми методами.

Итак, что же относится к прямым методам финансирования?

Во-первых, это субсидии. Что же такое субсидии? Это вид неоплачиваемой помощи, которая предоставляется в основном крупным фирмам. Субсидии для малых предприятий имеют региональный характер. Они выдаются местными властями и имеют целевое назначение. Наиболее распространённые из них:

- предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, вы­полняемых физическими и юридическими лицами по государственным кон­трактам;

- предоставление дотации, субсидии, субвенции физическим и юридиче­ским лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Россий­ской Федерации:

- предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям, в случае недостаточности собственных средств на выполнение плана-заказа:

- предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам (и том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек но уплате налогов и других обязательств).

Далее хотелось бы сказать о том, что одним из наиболее важных направлений государственного финансирова­ния является обеспечение денежными средствами государственных нужд. Общие правовые и экономические принципы и порядок финансирования го­сударственных нужд установлены рядом законов. Это Федеральный закон от 13 декабря 1994 г, ,\° 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных го­сударственных нужд» и другие законы.

Так что же такое государственные нужды? Дадим им определение. Итак, Государственные нужды - это потребности Российской Федерации в про­дукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безо­пасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосу­дарственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация[5] .

Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполните­лям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организаци­онно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации[6] .

Порядок разработки и реализации федеральных целевых и межгосударст­венных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, а также формы иных необходимых документов (календарный план выполнения работ по государственному контракту, протокол соглаше­ния о контрактной цене (смете) по государственному контракту, бюджетные заявки и рекомендации по их заполнению и др.) утверждены Постановлени­ем Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 584 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

В целях организации работы по выполнению целевых программ и иных го­сударственных нужд устанавливаются государственные заказчики. Их роль немного специфична, а выражается это в следующем. Дело в том, что государствен­ные заказчики не выступают в роли самостоятельных хозяйствующих субъектов, они лишь выполняют функцию по обеспечению реализации программ, иных го­сударственных нужд, действуя от имени и в интересах государства в пределах предоставленной им компетенции. Исходя их этого можно сделать вывод о том, что государственные заказчики являются главными распорядителями бюджетных средств. В заключении хотелось бы добавить, что целевые программы и государ­ственные заказчики утверждаются Правительством Российской Федерации.

Для выполнения целевых программ и обеспечения иных государственных нужд заключаются государственные контракты. Государственный контракт представляет собой такой договор, заключенный органом государственной власти или государст­венным заказчиком от имени РФ. субъекта РФ с физическими и юридичес­кими лицами в целях обеспечения государственных нужд1 .

Совокупность заключенных государственных контрактов представляет собой государственный заказ.

Утвержденные целевые программы и иные государственные нужды фи­нансируются за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъ­ектов Российской Федерации, а также привлекаемых для выполнения про­грамм внебюджетных источников: взносов участников реализации программ, целевых отчислений от прибыли организаций, заинтересованных в осуще­ствлении программ, средств внебюджетных фондов и других поступлений.

Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, при­нимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Со­брание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. Так, Перечень федеральных целевых программ, предусмотренных к финансиро­ванию из федерального бюджета на 1999 год приведен в Приложении № 3 к Федеральному закону от 22 февраля 1999 г. № 36-ФЗ «О федеральном бюд­ жете на 1999 год».

Финансирование закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федераль­ном бюджете, а также с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов. Финансирование осуществляется Министерством финансов РФ пу­тем перечисления денежных средств государственным заказчикам в пределах бюджетных назначений.

Для определения объемов бюджетного финансирования государственный заказчик ежемесячно, не позднее 20 числа месяца, предшествующего плани­руемому, представляет в соответствующий департамент отраслевого финан­сирования Министерства финансов РФ информацию (заявку) о потребности в средствах, необходимых для финансирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Полученные из бюджета средства должны расходоваться главными распо­рядителями средств строго по целевому назначению. Средства, направлен­ные не по целевому назначению, засчитываются Минфином РФ в счет теку­щего финансирования и в дальнейшем не компенсируются. Контроль за строго целевым расходованием указанных средств осуществляется Главным управлением федерального казначейства и Контрольно-ревизионным управ­лением Минфина РФ.

Отношения между государственным заказчиком и исполнителем (постав­щиком, подрядчиком) регулируются договором, в котором предусматривает­ся и порядок финансирования. Например, в договоре подряда на строитель­ство объектов для государственных нужд[7] необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календар­ным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объек­тов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточня­ется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

Кроме финансирования целевых программ и иных государственных нужд государство осуществляет мероприятия по оказанию финансовой помощи и поддержки хозяйствующих субъектов и отраслей, деятельность которых, с одной стороны, является жизненно необходимой для удовлетворения публичных интересов общества, а с другой - не может осуществляться без притока денеж­ных средств извне. Финансовая помощь и поддержка может осуществляться пу­тем финансирования определенных затрат организаций (селективное саниро­вание) или отраслей в целом, потребностей субъектов Российской Федерации путем предоставления дотаций, субсидий, субвенций. Дадим им определения.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Например, в бюджете 1998 года было преду­смотрено выделение дотаций субъектам Российской Федерации на содержа­ние и ремонт автомобильных дорог общего пользования.

Субсидии - что бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на ус­ловиях долевого финансирования целевых расходов. Государством, напри­мер, субсидируются программы и мероприятия по развитию животноводства, растениеводства и другие затраты.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уров­ня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвоз­вратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Правовые основы выделения субвенций устанавливает Закон РФ от 15 июля 1992 года № 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу».

Субвенционное финансирование хозяйственной деятельности осуществ­ляется путем выделения инвестиционных субвенций, направленных на фи­нансирование инвестиционной и инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. Условием предоставле­ния инвестиционных субвенций из федерального бюджета является недоста­точность дохода бюджетов региона для обеспечения денежными средствами инвестиционной и инновационной деятельности, что подтверждается заклю­чением Министерства финансов РФ. Субвениионное финансирование осу­ществляется только в отношении инвестиционных проектов и программ, прошедших экспертизу и получивших одобрение Министерства экономики РФ. Субвенционное финансирование осуществляется в форме долевого уча­стия федерального и регионального бюджетов и не ведет к изменению форм собственности на финансируемые с их помощью объекты.

Порядок предоставления субвенций определен законодательством. Ини­циатива п получении субвенции должна исходить от самого адресата, то есть органов представительной власти субъекта Российской Федерации. Инициа­тива реализуется путем представления запроса, включающею экспертное за­ключение, в Министерство финансов РФ до 15 августа года, предшествующе­го очередному финансовому году. В срок до 15 сентября Министерство финансов РФ выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ одоб­ренные в соответствующих комиссиях и комитетах предложения о предо­ставлении субвенций по конкретным программам. Сводное заключение о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета выно­сится на рассмотрение и утверждение Федерального Собрания в составе фе­дерального бюджета.

Основанием возникновения конкретного обязательства о предоставлении субвенции следует считать Федеральный закон о федеральном бюджете на со­ответствующий год, а также договор, заключаемый между органом, предоста­вившим субвенцию, и ее получателем. В роли органа, предоставляющего суб­венции из федерального бюджета, выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов РФ. Действия государства при этом следует рассмат­ривать как деятельность собственника средств федерального бюджета (госу­дарственной казны) по распоряжению собственностью в публичных интере­сах. В качестве получателя денежных средств, а следовательно, и стороны обязательства выступает высший орган власти субъекта Российской Федера­ции. Анализируемое правоотношение представляет собой хозяйственно-уп­равленческое обязательство.

В договоре о предоставлении конкретной субвенции должны быть зафик­сированы ее назначение, объем, получатель, порядок и условия предоставле­ния. Праву органа, предоставившего субвенцию, контролировать се исполь­зование, корреспондирует обязанность получателя субвенции отчитаться об ее использовании в течение месяца после утверждения отчета об исполнении соответствующего бюджета.

Ответственность за неисполнение условий предоставления и использова­ния субвенций во многом предопределяется целевым характером их выделе­ния. В соответствии со ст. 3 Закона субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Решение о возврате субвенции или досрочном Прекращении субвенционного финансирования оформляется решением ор­гана, ее предоставившего. Оно должно быть принято не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности. Предоставление субвенций из федерального бюджета мо­жет быть также прекращено в случае нарушения органами представительной власти субъектов РФ норм налогового и бюджетного законодательства Рос­сийской Федерации.

Особенностью ответственности в отношениях субвенционного финанси­рования следует считать бесспорный порядок ее реализации. В соответствии с действующим законодательством, возврат субвенции осуществляется в бес­спорном порядке за счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

Определенные особенности имеет финансирование казенных предприятий. Правовые основы такого финансирования закреплены в Постановлении Пра­вительства РФ от 6 октября 1994 г. N5 1138 «О порядке планирования и финан­сирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хо­зяйств)».

В основном финансирование деятельности казенных предприятий осу­ществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг). При их недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

- реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государ­ственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследова­тельских и опытно-конструкторских работ);

- содержание объектов социальной инфраструктуры;

- компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Указанные средства на финансирование казенных предприятий предус­матриваются в федеральном бюджете отдельной строкой.

Решение о выделении предприятию средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономи­ки РФ и Министерства финансов РФ. Выделение предприятию бюджетных средств производится только после представления уполномоченным органом указанным министерствам сведений об их расходовании и общих результатах хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий период.

Не использованные казенным предприятием по истечении года бюджет­ные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет. Предприятие представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выде­ленных бюджетных ассигнований.

Порядок осуществления государственного кредитования предпринима­тельской деятельности зависит от субъекта, которому предоставляются де­нежные средства.

Государственным и муниципальным унитарным предприятиям могут пре­доставляться процентные и беспроцентные бюджетные кредиты на условиях и в порядке лимитов, которые предусмотрены соответствующим бюджетом. По­лучатели обязаны вернуть бюджетный кредит, а также предоставить информа­цию и отчет о его использовании в органы, исполняющие бюджет, и контроль­ные органы соответствующих законодательных (представительных) органов. Органы, исполняющие бюджет, ведут реестры всех предоставленных бюджет­ных кредитов.

Хозяйствующему субъекту, не являющемуся государственным или муни­ципальным унитарным предприятием, бюджетный кредит предоставляется на основании договора на условиях возмездности и обеспеченности. Спосо­бами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100 про­центов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита, а также на проверку его целевого использования в любое время дей­ствия кредита. Кредит может быть предоставлен только тем юридическим ли­цам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставлен­ным бюджетным средствам на возвратной основе.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджет­ный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно в соответствии с целями кредита и в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Одной из форм государственного кредитования является изменение срока уплаты налогов и сборов (глава 9 Налогового кодекса РФ), Порядок органи­зации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сбо­ров, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, регули­руется Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н[8] .

Нормами Бюджетного кодекса РФ предусмотрена ответственность за на­рушения, связанные с предоставлением (на возвратной и безвозвратной основе) и использованием государственных денежных средств.

Мерами ответственности являются предупреждение, наложение штра­фов, взыскание пени, процентов за пользование бюджетными средствами, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств.

2.4 Самофинансирование

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйствен­ной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству про­дукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капи­тальные затраты за счет собственных источников.

Смысл инвестирования средств в производство продукции со­стоит в получении чистого дохода, и если выручка превышает себе­стои­мость, то предприятие получает его в виде прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кру­го­оборота средств, вложенных в производство, и относятся к собствен­ным фи­нансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются само­стоя­тельно. Оптимальное использование амортизационных отчисле­ний и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить произ­водство продукции на расширенной основе.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия - это многоце­ле­вой источник финансирования его потребностей, но основные направ­ле­ния ее ис­пользования можно определить как накопление и потребление. Про­порции распределения прибыли на накопление и потребление опреде­ляют перспек­тивы развития

предприятия.

Амортизационные отчисления и часть прибыли, направляемая на на­копление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финан­со­вых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной ка­питал дру­гих предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накоп­ление, на­правляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли исполь­зуется на потребление, в результате чего возникают фи­нансовые от­ношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на пред­приятии.

В современных условиях хозяйствования распределение и использо­вание амортизационных отчислений и прибыли на предприятиях не всегда сопро­вождается созданием обособленных денежных фондов. Амортиза­ци­онный фонд как таковой не формируется, а решение вопроса о распре­де­ле­нии при­были в фонды специального назначения оставлено в компе­тен­ции предприя­тия, но это не меняет сущности распределительных про­цес­сов, от­ражающих использование финансовых ресурсов предприя­тия.

Поскольку финансы предприятия как отношения являются частью эко­номических отношений, возникающих в процессе хозяйственной дея­тельности, принципы их организации определяются основами хозяй­ствен­ной деятель­ности предприятий. Исходя их этого, принципы органи­зации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятель­ность в области финансо­вой деятельности, самофинансирование, за­инте­ресован­ность в итогах финан­сово - хозяйственной деятельности, от­вет­ственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной дея­тельностью пред­приятия.

2.4 Банковский кредит

Банковский кредит очень важный источник финансирования предпринимательской деятельности.

Банковский кредит - это одна из наиболее распространенных форм кредитных отношений в экономике, объектом которых выс­тупает процесс передачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляется исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию на осуществление подобных операций от центрального банка. В роли заемщика могут выступать только юридические лица, инструмен­том кредитных отношений является кредитный договор или кре­дитное соглашение. Доход по этой форме кредита поступает в ви­де ссудного процента или банковского процента, ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормы на данный период и конкретных условий кредитования. Класси­фицируется по ряду базовых признаков.

Итак, далее речь пойдет о классификации по такому признаку, как сроках погашения.

По срокам погашения выделяют онкольные ссуды, краткосрочные ссуды, а так же среднесрочные и долгосрочные. Поговорим немного подробнее о каждом из этих видов отдельно.

Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок после поступления официального уведомления от кредитора. В настоящее время они практически не используются не только в России, но и в большинстве других стран, так как требуют отно­сительно стабильных условий на рынке ссудных капиталов и в экономике в целом.

Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств у заемщика.

Совокупность подобных операций образует автономный сегмент рынка ссудных капиталов — денежный ры­нок. Средний срок погашения по этому виду кредита обычно не превышает шести месяцев. Наиболее активно применяются крат­косрочные ссуды на фондовом рынке, в торговле и сфере услуг, в режиме межбанковского кредитования.

В современных отечественных условиях краткосрочные кредиты, получившие однозначно доминирующий характер на рынке ссудных капиталов, характеризуется следующими отли­чительными признаками:

а) более короткими сроками, обычно не превышающими од­ного месяца;

б) ставкой процента. Обратно пропорциональной сроку воз­врата ссуды;

в) обслуживанием в основном сферы обращения, так как не­доступны из-за цен для структур производственного характера.

Среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до одного года (в отечественных условиях — до трех-шести месяцев) на цели как производственного, так и чисто коммерческого характера. Наибольшее распространение получили в аграрном секторе, а также при кредитовании инновационных процессов со средними объемами требуемых инвестиций.

Долгосрочные ссуды, используемые, как правило, в инвес­тиционных целях. Как и среднесрочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, отличаясь большими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Применяются при кредитовании реконструкции, технического перевооружения, нового строитель­ства на предприятиях всех сфер деятельности. Особое развитие получили в капитальном строительстве, топливно-энергетическом комплексе, сырьевых отраслях экономики. Средний срок их пога­шения обычно от трех до пяти лет, но может достигать 25 и более лет, особенно при получении соответствующих финансовых га­рантий со стороны государства.

В России на стадии перехода к рыночной экономике прак­тически не используются как из-за общей экономической не­стабильности, так и меньшей доходности в сравнении с крат­косрочными кредитными операциями (например, в 1994 г. удельный вес ссуд продолжительностью более одного года в среднем коммерческом банке России не превышал 5—7% от общей стоимости выданных кредитов).

Так же выделяют и классификацию по способу погашения. В этой классификации выделяют следующие виды ссуд.

Ссуды погашаемые единовременным взносом (платежом) со стороны заемщика. Традиционная форма возврата краткос­рочных ссуд, весьма функциональная с позиции юридического оформления, так как не требует использования механизма исчис­ления дифференцированного процента.

Ссуды, погашаемые в рассрочку в течение всего срока действия кредитного договора. Конкретные условия (порядок) возврата определяются договором, в том числе — в части антиин­фляционной защиты интересов кредитора. Всегда используются при долгосрочных ссудах и, как правило, при среднесрочных.

По способу взимания ссудного процента так же различают следующие виды банковских кредитов.

Ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения. Традиционная для рыночной экономики фор­ма оплаты краткосрочных ссуд, имеющая наиболее функциональ­ный с позиции простоты расчета характер.

Ссуды, процент по которым выплачивается равномерны­ми взносами заемщика в течение всего срока действия кредит­ного договора. Традиционная форма оплаты средне- и долгосроч­ных ссуд, имеющая достаточно дифференцированный характер в зависимости от договоренности сторон (например, по долгосроч­ным ссудам выплата процента может начинаться как по заверше­нии первого года пользования кредитом, так и спустя более про­должительный срок).

Ссуды, процент по которым удерживается банком в мо­мент непосредственной выдачи их заемщику. Для развитой ры­ночной экономики эта форма абсолютно нехарактерна и исполь­зуется лишь ростовщическим капиталом. Из-за нестабильности экономической ситуации активно применялась в период 1993 — 1995 гг. многими российскими коммерческими банками, особенно по сверхкраткосрочным (до пяти рабочих дней) ссудам.

Вообще, необходимо отметить, что классификаций очень много. Скажу лишь кратко, банковские кредиты делят еще и по наличию обеспечения, и по целевому назначению и еще по многим параметрам.

По наличию обеспечении делят на доверительные ссуды, обеспеченные, ссуды под финансовые гарантии третьих, лиц.

По целевому назначению делят банковские кредиты на ссуды общего характера, целевые ссуды.

Так же существуют аграрные ссуды, коммерческие ссуды и другие.

2.5 КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ

Итак, далее речь пойдет о коммерческом кредите.

Одна из первых форм кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и тем самым активно способствовавшая развитию безналичного де­нежного оборота, находя практическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическими лицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основная цель этой формы кредита — ускорение процесса реализации това­ров. а следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.

Инструментом коммерческого кредита традиционно являет­ся вексель, выражающий финансовые обязательства заемщика по отношению к кредитору. Наибольшее распространение по­лучили две формы векселя — простой вексель, содержащий прямое обязательство заемщика на выплату установленной суммы непосредственно кредитору, и переводный (тратта), представляющий письменный приказ заемщику со стороны кредитора о выплате установленной суммы третьему лицу либо предъявителю векселя. В современных условиях функции век­селя часто принимает на себя стандартный договор между по­ставщиком и потребителем, регламентирующий порядок опла­ты реализуемой продукции на условиях коммерческого кредита.

Коммерческий кредит принципиально отличается от бан­ковского:

в роли кредитора выступают не специализированные кредит­но-финансовые организации, а любые юридические лица, связан­ные с производством либо реализацией товаров или услуг; предоставляется исключительно в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышленным или тор­говым, что в современных условиях нашло практическое выра­жение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур, включающий в себя предприятия раз­личной специализации и направлений деятельности;

средняя стоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период вре­мени;

при юридическом оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

В зарубежной практике коммерческий кредит получил ис­ключительно широкое распространение. Например, в Италии до 85% от суммы сделок в оптовой торговле осуществляются на условиях коммерческого кредита, причем средний срок по нему составляет около 60 дней, что существенно превышает срок фактической реализации товаров непосредственным потребите­лям. В России эта форма кредитования до последнего времени была ограничена сферой обращения. В других отраслях ее рас­пространению объективно препятствовали такие факторы, как высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, ненадежность партнерских связей, недостатки конкретного права.

В современных условиях на практике применяются в основ­ном три разновидности коммерческого кредита:

кредит с фиксированным сроком погашения;

кредит с возвратом лишь после фактической реализации за­емщиком поставленных в рассрочку товаров;

кредитование по открытому счету, когда поставка следую­щей партии товаров на условиях коммерческого кредита осу­ществляется до момента погашения задолженности по преды­дущей поставке.

Глава 3

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства, именно по этой причине я включил этот вопрос в свою курсовую работу. К тому же существенную роль в финансировании предпринимательской деятельности играет именно государство.

Анализ нормативных актов в этой сфере с позиции их вл ияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

Организационные структуры поддержки бизнеса сегодня представлены в первую очередь Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно дей ствуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

Вторую группу мер поддержки предпринимательства составляют различные фонды, источники и х финансирования, рычаги и стим улы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

В развитии предпринимательства существенную роль играет реги ональная система регулирования и поддержки малого предпринимательства. Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Большое з начение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предприни мательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и в небюджетных средств, ли бо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства.[9]

Важной сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

Деятельность субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г.:

закрепляет реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельности;

определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии предпринимательства в РФ;

устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. [10]

Государственная поддержка предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:[11]

несовершенство системы налогообложения;

нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

неразвитость механизмов финансово - кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

ограничение доступа малых предприятий к производственным мощностям и имуществу реструктуризируемых предприятий;

отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

Целью программ является обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. При этом необходимо выделить первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:[12]

открытость как при формировании государственной политики поддержки предпринимательства, так и при ее реализации: наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств, публичная отчетность об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

учет национальных, региональных и исторических особенностей; поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности, самозанятости;

постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

значительное расширение прав и возможностей субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере государственной поддержки предпринимательства при сохранении единства стратегических целей, правовой базы и информационного пространства;

ускоренное освоение современных кредитно-инвестиционных механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных инвестиционных институтов венчурного инвестирования;

использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;

формирование информационной сети, расширение информационного поля для предпринимателя; создание доступной любому предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка;

организация систематических исследований по проблемам предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого сектора экономики, тенденций его развития и подготовки рекомендаций по корректировке государственной поддержки предпринимательства;

существенное улучшение системы учета и государственной статистики предпринимательства;

обеспечение защиты предпринимателей от воздействия криминальных структур;

организация пропагандистской и образовательной кампании, направленной на стимулирование деятельности предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам, формирование соответствующего общественного мнения о предпринимателях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующая правовая система России все еще не может обеспечить защиту прав и интересов предпринимателей. Официальное право оказалось оторванным от реальных процессов, происходящих в социально-экономической жизни России. Именно поэтому большая часть экономической, в том числе предпринимательской деятельности, осуществляется за ее пределами. “Вакуум права”, отсутствие эффективных правовых норм, поддерживающих современные социально-экономические процессы, с одной стороны, приводят к правовому нигилизму, недоверию людей к государству вообще. С другой стороны, этот “вакуум” быстро заполняется неформальными и, как правило, незаконными методами ведения деятельности и разрешения споров.

Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:

стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;

развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;

развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали» (следствие принципа 2);

развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;

развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. - М.: 1996 г.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - М.:Контракт, 1996г.

3. Федеральный закон РФ О несостоятельности (банкротстве) //от 08.01.98 г.//Собрание законодательства РФ, 1998, № 2, ст. 222//.

4. Федеральный закон РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ от 14.07.95 г. № 88-ФЗ .//Собрание законодательства РФ, 1995, №25, ст. 2343//.

5. Федеральный закон РФ О некоммерческих организациях от 12.01.96 г. № 7-ФЗ //Собрание законодательства РФ, 1996, № 3, ст. 145//.

6. Постановление Правительства РФ от 28.10.96 г. № 1045 О государственном Комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства //Собрание законодательства РФ, 06.11.95 г., № 45, ст. 4320//.

7. Андреев В.К., Степанюк Л.Н. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. - М.: 1996.

8. Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Основы права для бухгалтера и аудитора. - М.: ИНФРА-М, 1997.

9. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право. - М.: Юриспруденция, 1999.

10. Рассолов И.М. Управление в сфере предпринимательства. - М.: ИКАР, 1998.

11. Гражданское право России: Курс лекций, часть-первая / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Юридическая литература, 1996.

12. Гражданское право России: Курс лекций, часть первая / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: БЕК. 1997.

13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть первая / Отв. ред. О.Н. Садиков. / - М.: 1997.

14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, часть вторая / Отв. ред. О.Н. Садиков. / - М.: 1997.

15. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Под ред. В.В. Лаптева. - М.: 1995.

16. Право (под ред. Тепловой Н.А., Малинкович М.В.) - М.: ЮНИТИ, 1998.


[1] Безопасность личности и бизнеса. Справочник // Информационное агенство AT. СПб.. 1998.

[2] Очередько В.П. Государственно-правовое регулирование безопасности предпринимательства // СПб., 1998.

[3] Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. - М., 1994, с. 61.

[4] И.В. Ершова, Т.М. Иванова, Предпринимательское право, М., 2000 года, стр. 302

[5] И.В. Ершова, Т.М. Иванова. Предпринимательское право, учебное пособие, Москва, 2000 год, стр. 303

[6] Там же, стр. 304

[7] СЗ РФ. 1999. № 19. Ст. 2302. См. также Положение об организации закупки товаров, ра­бот и услуг для государственных нужд, утвержденное Указом Президента РФ от 8 ап­реля 1ЭЭ7 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокра­щению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»//СЗРФ 1997 №15. Ст 1756

[8] Экономика и жизнь. 1999, № 47

[9] Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 1997 №4(11).

[10] Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года // Интернет.

[11] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.

[12] Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. // Интернет.

Скачать архив с текстом документа