Финансов

СОДЕРЖАНИЕ: Утверждены на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Протокол № от

РОССИСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. ЭКОНОМИКИ И

ФИНАНСОВ

Методические рекомендации

по подготовке и защите дипломной работы

по специальности 060500 « Бухгалтерский учет и аудит»

Утверждены на заседании кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Протокол № __ от «____»_____________

Зав. кафедрой, к.э.н., доцент Качкова О.Е.

___________________

Москва, 2005

Методические указания по подготовке и защите дипломных работ предназначены для студентов 5-го курса РГСУ, обучающихся по специальности 060500 « Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Авторы : к.э.н., проф. Гапоненко Н. П.

д.э.н., проф. Косолапова М.В.

д.э.н., проф. Свободин В.А.

Введение

Успешная подготовка и защита дипломного проекта - итог обуче­ния студента в РГСУ и оценка уровня его знаний.

Методические указания определяют основные требования и порядок подготовки и защиты дипломной работы студентами РГСУ по специальности 060500 « Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Выполнение дипломной работы включает следующие этапы:

- ознакомление с назначением и требованиями к дипломной работе;

- выбор темы дипломной работы;

- составление плана и структуры дипломной работы;

- подготовка дипломной работы;

- оформление дипломной работы;

- защита дипломной работы.

Данная последовательность и определила структуру Методических указаний.

1. Назначение и требования к дипломной работе

Дипломная работа студентов по специальности „Бухгалтерский учет, анализ и аудит является завершающей стадией обучения в Вузе и имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретиче­ских и практических знаний по специальности, углубленное изучение и решение одного из вопросов теории и практики данной дисциплины, овладение элементами самостоятельной исследователь­ской работы, применение этих знаний при решении научных и производственных задач.

Дипломная работа — самостоятельная работа на определенную тему, выполненная студентом под руководством преподавателя. Ее результаты свидетельствуют о специаль­ной теоретической подготовке студента, его практических навыках по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту.

Основными задачами дипломной работы являются:

1 - обоснование актуальности и значимости темы работы;

2 - теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа экономической литературы;

3 - овладение совре­менной методикой решения практических задач или вопросов, постав­ленных в дипломной работе;

4 - обоснование практической направлен­ности рекомендаций и предложений, разработанных в дипломной работе;

5 - обобщение полученных в результате проведенных исследований материалов и формулирование выводов и практических рекомендаций;

6 - выявление самостоятельного умения работать с эко­номической литературой;

7 - умение грамотно, стройно и логически обоснованно излагать результаты исследования.

Дипломная работа должна удовлетворять следующим требованиям:

- иметь высокий теоретический уровень;

- теоретическое обоснование актуальности выбранного направления;

- критический подход к действующей практике учета, экономическо­го анализа и аудита;

- использование законодательных, нормативных и инструктивных материалов;

-освещение дискуссионных вопросов теории и практики бухгалтер­ского учета, анализа и аудита с обоснованием личной позиции дипломника;

- привлечение практического материала по обозначенной проблеме,

использование бухгалтерской, статистической и оперативной информации, харак­теризующей исследуемые экономические процессы;

- аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций по совершенствованию методологии и организации бухгалтерского учета, методики проведения экономического анализа и аудита;

-литературное, логически последовательное изложение материала;

- оформление материала в соответствии с установленными тре­бованиями.

2. Выбор темы дипломной работы

Организация выполнения дипломных работ начинается с выбора темы, которому предшествует самостоятельная работа в студенческих научных кружках, подготовка и написание курсовых работ, выступление на конференциях.

Темы дипломных работ связаны с изучаемыми разделами курсов « Бухгалтерский учет», « Экономический анализ» и « Аудит», что находит отражение в их названии ( Приложение 5 ). Как правило, темы дипломных работ являются комплексными -отражают сочетание вопросов бухгалтерского учета и экономического анализа или бухгалтерского учета и аудита.

Выбор темы дипломной работы осуществляется студентами самостоятельно. Студент может сам предложить тему дипломного проекта если она соответствует учебным дисциплинам.

При выборе темы дипломной работы необходимо учитывать ее акту­альность и практическую значимость, свой опыт практической ра­боты, знание общетеоретических вопросов и специальной литературы. Целесообразно также руководствоваться опытом и знаниями, накопленными при написании курсовых работ, рефератов и научных докладов.

Допускается написание дипломной работы несколькими студентами одной группы на одну и ту же тему, но при использовании в дипломных работах различного практического материала.

Закрепление за студентами избранных тем дипломных работ произ­водится кафедрой на основе письменного заявления студента-выпускника (Приложение 1) и оформляется приказом директора ( зам. директора ) Академии информатики, экономики и права МГСУ.

Студенту выдается задание на дипломную работу, состав­ленное руководителем и утвержденное заведующим ка­федрой, с указанием срока окончания работы ( Приложение 2 ).

3. План и структура дипломной работы

При выполнении дипломной работы по специальности „ Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (060500) дипломник должен ис­пользовать знания по экономической теории, специальным методическим дисциплинам: экономико-математические методы и моделирование хозяйственных процессов, экономическая статистика и.т.д.

Студент выбирает любой вопрос, относящийся к одному из разделов курса «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Аудит».

Рассматривая выбранный вопрос, дипломник должен всесторонне исследовать данный вопрос (тему), изучить и охаракте­ризовать с точки зрения экономиста объект исследования, определить современные требования к путям и способам решения выбранного вопроса, имеющиеся недостатки и разработать предложения (ме­роприятия) для наиболее эффективного решения данного вопроса (темы дипломной работы).

Структура дипломной работы:

Титульный лист (Приложение 3)

Задание на выполнение дипломного проекта (Приложение 2)

Содержание (план)

Введение, 2-3 с. машинописного текста

1 глава - теоретические основы решаемой проблемы, 10-15 с.

2 глава - аналитическая часть, 10-15 с.

3 глава - проектная часть, 30-35 с.

Заключение - выводы и предложения, 2-3 с.

Список использованных источников

Приложения

Структура дипломной работы может быть конкретизирована следующим образом.

Введение. Обосновывается актуальность темы диплом­ной работы, ее важность, место и значение в общей системе управления, в повышении эффективности производства и качества ра­боты. Определяется цель работы и задачи, которые должен решить в ходе написания работы дипломник, указывается мето­дологическая основа работы, объект исследования.

Глава 1 . На основе изучения литературных источни­ков отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность исследуемой проблемы, анализируются различные подходы их реше­ния, излагается собственная позиция студента. Глава содержит теоретические основы решения вопро­са, их достоинства и недостатки, дипломник дает их оценку. Показывается значение и важность правильной организации бухгалтерского учета, анализа и аудита.

Рекомендуется рассматривать дискуссионные вопросы, что позволит обосновать собственную позицию и на этой основе сформулировать предложения по совершенствованию учетно-аналитической работы в исследуемом объекте.

Рассмотрение теоретических вопросов должно служить базой для разработки практических вопросов в по­следующих главах.

Глава 2 Аналитическая часть начинается с краткой характеристики объекта исследования. Анализируется динамика эконо­мических показателей развития объекта исследования за определенный период. Основное требование, предъявляемое к аналитической части дипломной работы, состоит в том, что выводы должны базироваться на результатах экономического анализа.

В данной главе критически показывается действующая практика учетно-аналитической работы объекта исследования, обосновывается необходимость её совершенствования, исходя из требований развития экономики в современных условиях и международных норм организации бухгалтерского учёта, экономического анализа, аудита.

Глава 3 Определяются современные требования к решению вопроса и разрабатываются предложения по его совершенствованию.

Проектная часть дипломной работы посвящена обосно­ванию и характеристике предложений, рекомендуемых дипло­мником. Содержание проектной части определяется особен­ностями избранной темы и спецификой конкретных производственных условий объекта исследования.

Главное требование, предъявляемое к проектной части дипломной работы, состоит в том, что в ней должны быть даны точ­ная характеристика предложений дипломника и обоснование эффективности их внедрения. Основные рекомендации дипломника должны быть посвящены решению вопросов совершенствования системы бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности, аудита.

Заключение. Делаются выводы и обобщаются результаты диплом­ной работы, полученные во всех главах, рассматриваются аспекты, на­правления или пути дальнейшего развития темы работы. Здесь же отме­чается практическая направленность и значимость работы, область ее на­стоящего (или возможного в будущем ) использования: при проведении расчетов, при составлении отчетов, при улучшении методики, при внедрении автоматизированных систем и т. д.

Заключение характеризует степень и качество выполнения поставлен­ной перед дипломником задачи, должно быть четким и лаконичным по форме, содержать основные выводы и предложения, направленные на улучшение учетно-аналитической работы исследуемого объекта в части решения тех вопросов и проблем, которые рас­смотрены в дипломной работе.

Выводы должны содержать дан­ные о суммарной эффективности рекомендуемых дипломником мероприятий, характеризовать другие их преимуще­ства (облегчение условий труда, повышение культуры производ­ства и т. п.).

Дипломная работа может содержать Приложения в виде таблиц, диа­грамм, схем, учетных регистров, форм отчетности.

4. Подготовка дипломной работы

Модель (алгоритм) содержания и последо­вательности выполнения дипломной работы состоит из следующих компонентов:

1- выбор темы дипломной работы;

2- задание на дипломную работу выдано;

3- база преддипломной работы определена;

4- учебный материал по теме проработан;

5- научный руководитель от кафедры назначен;

6- сбор материалов для расчета и анализа;

7- литературные источники и периодическая литература проработаны;

8- анализ собранного материала проведен;

9- материалы дипломной работы с руководителем обсуждены;

10- выступление на конференции;

11- расчеты и обоснования к работе проведены;

12- программа преддипломной практики выполнена, материалы к отчету о практике подготовлены;

13- аналитический обзор и список литературы оформлены;

14- дипломная работа переписана и оформлена;

15- отчет о преддипломной практике защищен;

16- аннотация к дипломной работе написана и отпечатана;

17- дипломная работа передана руководителю на проверку;

18- дипломная работа научным руководителем проверена;

19- доклад к защите дипломной работы подготовлен;

20- иллюстративные материалы к докладу на защите дипломной работы подготовлены;

21- отзыв научного руководителя о дипломной работе написан;

22- дипломная работа на внешнюю рецензию направлена;

23- дипломная работа сдана на кафедру;

24- дипломная работа защищена на заседании ГАК.

В соответствии с данной моделью составляется график подготовки дипломной ра­боты с указанием очередности и сроков выполнения определенных этапов рабо­ты.

Работа над дипломом делится на три стадии: подго­товка, исполнение, оформление.

Первая стадия заключается в сбо­ре исходных данных.

Вторая стадия состоит в разработке и экономическом обосновании мероприятий в соответствии с задачами дипломно­й работы.

Третья стадия включает оформление и окончательную доработку дипломной работы.

При выполнении дипломной работы необходимо использовать следующие документы:

• законы Российской Федерации по финансово-эконо­мическим вопросам;

• указы Президента Российской Федерации по указан­ным вопросам;

• постановления исполнительных органов власти Рос­сийской Федерации по указанным вопросам;

• инструктивные и методические материалы Министер­ства финансов РФ и других ведомств по тем же вопросам.

Работа над дипломной темой, как правило, начинается с подбора и первичного ознакомления с необходимой ли­тературой. Дипломная работа выполняется на ос­нове глубокого изучения литературы по специальности (учебников, учебных пособий, монографий, периодической литературы ).

Студенты-дипломники обыч­но уже имеют некоторые навыки составления библиогра­фии по заданной проблеме, изучения монографической и периодической литературы и других источников, которые они приобрели при написании рефератов, подготовке кур­совых работ и выполнении исследований под руководст­вом преподавателей кафедр.

Для составления библиографии по теме дипломной работы студент использует имеющиеся в библиотеках сис­тематические каталоги, в которых названия произведе­ний расположены по отраслям знания, алфавитные ката­логи, в которых карточки на книги расположены в ал­фавитном порядке фамилий авторов, предметные ката­логи, содержащие названия произведений по конкретным проблемам и специальностям, а также различные биб­лиографические справочные издания (указатели по от­дельным темам и разделам), сноски и ссылки в учебни­ках, монографиях, энциклопедических словарях и др. литературы, необходимый для работы над проектом.

Библиогра­фию специальной литературы и журнальных статей можно получить в библиотеке МГСУ.

При выполнении дипломной работы целесообразно ис­пользовать статьи в журналах - Бухгалтерский учет, Новое в бухгалтерском учете, Главный бухгалтер, Московский бухгалтер, Нормативные акты для бухгалтера и газетах - Финансовая газета, Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение).

Важным разделом дипломной работы является экономическое обоснование полученных результатов. Необходимо показать, что улучшение учета влияет на эконо­мические результаты деятельности предприятия. Так, повышение аналитичности учета имеет целью своевременное обеспечение управления производством необ­ходимой информацией; правильное экономически обоснованное рас­пределение и отнесение затрат на отдельные объекты учета повышают точность исчисления себестоимости продукции; улучшение контроль­ных функций учета способствует снижению дебиторской и кредиторс­кой задолженности и повышению эффективности использования оборот­ных средств; внедрение передовых способов и приемов обработки экономической информации удешевляет содержание аппарата управле­ния; внедрение типовой первичной документации и правильное ее запол­нение способствуют более широкому применению комплексной механи­зации учета.

После написания работы и проверки ее научным руководителем нужно получить отзыв рецензента, написать аннотацию работы, подго­товить доклад и иллюстративные материалы к защите работы перед Государственной аттестационной комиссией.

5. Особенности выполнения дипломных работ студентами вечерней и заочной форм обучения

Студенты специальности 060500, обучающиеся на вечернем и заоч­ном отделениях, выполняют дипломную работу в соответствии с учеб­ным планом своей специальности и формы обучения. Методика подготовки и процедура защиты дипломной работы студентами вечерниками и заочниками такие же, как и для студентов очного отделения. Поэтому методические рекомендации, изложенные выше, в полной мере относятся к студенту вечернего и заочного отделений.

В отличие от сту­дентов дневного обучения студенты вечернего и заочного отделений пишут дипломную работу не на основе материалов, собранных во время преддипломной практики, а по ма­териалам, которые они собирают по месту своей работы и по литера­турным источникам. Это усложняет задачи студентов вечернего и за­очного отделений при подготовке ими дипломных работ.

Если студенты вечернего и заочного обучения работают по специальности 060500 или близкой к ней, у них есть возможность выбрать тему дипломной рабо­ты и собрать соответствующий материал. Однако бывает, что студенты работают по другой специальности и на месте своей работы не могут собрать необходимый материал. В таком случае может быть несколько путей к сбору материала и выполнению дипломной работы.

Во-первых, при выборе темы дипломной работы следует в мак­симальной степени учесть и соединить специфику непосредственной работы студента с тематикой дипломных работ по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту. Может быть, целесообразно предложить студенту по согласованию с администрацией предприятия или перейти в другое подразделение, или писать дипломную работу на материале другого подразделения этого же предприятия.

Во-вторых, при невозможности соединить специфику работы студента, обучающегося по вечерней или заочной форме, с про­филем его обучения для выбора темы и сбора материала к дипломной работе студенты вечернего и заочного обучения подготовку и написание дипломной работы ведут на основе литературных источников и публикаций.

Работающим студентам, чтобы успешно подготовить дипломную работу, рекомендуется использовать свое право на льготы, предусмотренные законом.

Объем льгот и порядок предоставления их работникам, обучающимся в высших учебных заведениях, регулируются статьями 195—200 КЗоТ РФ.

Студенты вечерних и заочных отделений высших учеб­ных заведений в течение десяти учебных месяцев перед началом выполнения дипломной работы имеют при шестидневной рабочей неделе один свободный день с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы, но не ниже минимальной. При пятидневной рабочей неделе число свободных дней изменяется в зависимости от про­должительности рабочей смены при сохранении количества свободных от работы часов.

Студентам вечерних отделений высших учебных заведений на период подготовки и защиты дипломной работы предоставляется отпуск на четыре месяца.

На время отпусков, предоставляемых в связи с вечерней и заочной формой обучения в высших учебных заведениях, за работниками сохраняется средняя заработная плата.

Основанием для предоставления отпуска является справка — вызов учебного заведения.

Администрация организации оплачивает работнику 50% стоимости его проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно один раз в год для подготовки защиты дипломной работы.

6. Оформление дипломной работы

Дипломная работа должна включать: титульный лист, задание, оглавление, текстовую часть, подразделяющуюся на введение, главы, внутри которых выделяются параграфы, заключение, список литературы, приложения, оглавление. Объем работы не должен превы­шать 70-80 страниц текста, напечатанного через 2 интервала. В этот объем не входят приложения и перечень использованной литературы.

Формат бумаги для дипломной работы унифицирован. Бумага должна быть белого цвета и установленного формата листа А-4. На каждой странице должны быть оставлены поля: размер левого - 30 мм, правого - не менее 10, верхнего — не менее 15, нижнего - не менее 20 мм. В этом случае страница содер­жит 28—30 строк по 60 знаков в строке, считая каждый знак препинания и пробел между словами.

Каждая страница текста, вклю­чая иллюстрации и приложения, нумеруется, кроме титульного листа и задания на дипломную работу, по порядку без пропусков и повто­рений. Номера страниц проставляются, начиная с оглавления (третья страница). Все листы работы должны быть скреплены или сброшюро­ваны в жестком переплете.

Титульный лист оформляется на стандартном бланке и содержит название темы, фамилию, имя и отчество, группу и факультет студен­та; фамилию, имя и отчество, звание (должность) руководителя ди­пломной работы. Текст титульного листа заполняется стандартным шрифтом или печатается на машинке (Приложение 3).

Титульный лист дипломной работы подписывается студентом, руководителем диплома и заведующим кафедрой. (Дипломник под­писывается также и под Заключением — перед списком литературы.)

Задание на дипломную работу заполняется на стандартном бланке (Приложение 2). В нем указываются тема дипломной работы, целевая установка и основные вопросы подлежащие разработке. Задание подписывает научный руководитель дипломной работы, заведующий кафедрой и дипломник (Приложение 2).

Оглавление оформляется в соответствии с планом дипломной работы и включает перечень основных разделов работы: введение, главы и параграфы, заключение, приложения, литературу. По каждому пункту рубрикации в тексте оглавления проставляются страницы. Оглавление должно строго соответствовать заголовкам в тексте.

Все заголовки и подзаголовки в тексте работы следует выделять шрифтом, отличным от шрифта основного текста, но не другим цветом. Рубрикация диплом­ной работы рекомендуется двухступенчатая, деление производится на главы и параграфы. Нумерация глав дается римскими цифрами, а па­раграфы в каждой главе имеют самостоятельную (несквозную) ну­мерацию арабскими цифрами.

Текст работы . Первый лист Введения, начало каждой главы пишут­ся на отдельной странице, а параграфы не начинают с новой страницы, а продолжают сразу после предыдущего параграфа. Наименования глав и параграфов должны быть по возможности короткими. Переносы слов в заголовках не до­пускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделя­ют точкой. Текст дипломной работы необходимо разбивать на абза­цы, начала которых пишутся с красной строки. Абзацами выделяются примерно равные по объему, тесно связанные между собой и объеди­ненные по смыслу части текста. Они могут включать несколько пред­ложений. В каждом абзаце должны содержаться положения, объеди­ненные общей мыслью.

Стиль и язык изложения материала дипломной работы должен быть четким, ясным, грамотным. Простота и доступность изложения содер­жания темы являются важным достоинством дипломной работы и свиде­тельствуют о владении автором материалом исследования.

Сокращение слов в тексте и в подписи под иллюстрациями не до­пускается. Исключения составляют сокращения, установленные госу­дарственным стандартом, а также употребление таких общеизвестных сокращений, как АСУ, ЭВМ и др. Не рекомен­дуется вводить собственные сокращения обозначений и терминов. На­именования, приводимые в тексте и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми.

Графики, схемы, таблицы . Графики, схемы и таблицы должны быть органически связаны с текстом. Графики и схемы не должны иметь лишних изображений, которые не поясняются в тексте. Каждый вид иллюстраций нумеруется арабскими цифрами сквозной нумера­цией (например, рис. 1, схема 2, таблица 4 и т.д.). Для каж­дой группы графического материала применяется отдельная, самостоятель­ная нумерация, которая размещается под иллюстрацией после перечня ус­ловных обозначений.

При составлении и оформлении таблиц рекомендуется выполнять ряд требований (правил), основными из которых являются следующие:

1) таблица должна быть снабжена текстовым заголовком, который располагается над таблицей посередине полосы. Заголовок пишется с прописной буквы без точки в конце. Таблицы второстепенного, вспо­могательного характера можно не озаглавливать;

2) таблицы имеют сквозную нумерацию. Знак «№» перед цифрой не ставится. Номер таб­лицы пишется в правом верхнем углу над заголовком таблицы (напри­мер: Таблица 3). В тексте обязательно должна быть ссылка на таблицу;

3) таблицы с цифровыми данными оформляются следующим образом. В строках (горизонтальных рядах) дается полное или сокращенное наименование объекта, в первом столбце указывается размерность каждой строки, единицы измерения, последующие заголовки столбцов могут разбиваться на графы и подграфы. Допускается указывать над таблицей общую размерность данных. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы шкалы чисел во всей графе были точно одни под другими. Если есть необходимость действий над цифрами по строкам и столбцам, целе­сообразно их нумеровать арабскими цифрами;

4) если таблица состав­лена на основании данных, заимствованных из каких-либо источников, то необходимо сделать ссылку на источник с указа­нием номера по списку литературы и страниц, на которых она помещена;

5) основные заголовки и самостоятельные названия в шапке и боковике таблицы пишутся с прописной буквы, а подчинен­ные, расположенные ниже объединяющего их заголовка, - со строчной. Точка в конце их не ставится. Если таблица текстовая, то слова в гра­фах таблицы всегда пишутся с прописной буквы. В конце текста в графах точка не ставится.

6) большие по объему таблицы должны быть вынесены в приложения. В текст работы могут вводиться не­большие таблицы.

Приложение к дипломной работе . Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах после основного текста работы, располагая их в порядке появления ссылок в тексте. В него помещаются дополнитель­ные материалы, подтверждающие основные положения работы. В при­ложение могут входить таблицы исходных данных и результаты рас­четов, схемы, алгоритмы, рисунки, копии учредительных доку­ментов организации, бухгалтерские документы, балансы и статисти­ческие отчеты организации, по материалам которой вы­полнена дипломная работа и другие документы.

Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова Приложение, напечатанного пропис­ными буквами. Нумеруют приложения последовательно арабскими цифрами (без знака №), например, Приложение 3, и т.д.

Цитирование и литература. Дословное приведение выдержки из какого-либо произведения выделяется кавычками и снабжается ссыл­кой на источник. При цитировании допустимо приводить современную орфографию и пунктуацию, опускать слова, обозначая пропуск много­точием, если мысль автора не искажается.

При ссылке в тексте на литературные источники приводят порядковый номер источника по списку литературы, заклю­ченный в квадратные или круглые скобки с указанием страницы, [10, с. 15]. Такой по­рядок оформления ссылок на источник позволяет избегать повторения на­званий источников при многократном их использовании в тексте работы.

Список использованной литературы составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 Библиографи­ческое описание произведений печати (ГОСТы имеются в библиотеке Вуза, где можно также получить консульта­ции по оформлению списков литературы).

Список используемой литературы служит составной частью ди­пломной работы и показывает степень изученности проблемы студен­том. В него включаются источники, на которые в дипломной работе есть ссылки, а также другие использованные при ее подготовке ма­териалы. Установлен следующий порядок библиографического мате­риала: на первом месте указывают зако­ны РФ, затем — подзаконные акты (указы Президента, по­становления Правительства РФ, нормативные акты мини­стерств и ведомств). После законов и подзаконных актов пе­речисляют учебники, учебные пособия, источники статистических данных, мо­нографии, сборники статей, материалы научных конференций, газет­ные и журнальные статьи, авторефераты и другие источники в алфавитном порядке.

Сведения о книгах (монографии, учебники, справоч­ники и т. д.) должны содержать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место издания, издательство и год издания.

Фамилия автора указывается в именительном падеже. Книги одного, двух или трех авторов, а также сборники статей описывают под фамилиями в той последовательности, в какой они напечатаны в книге; перед фамилией последующего автора ставят запятую.

Заглавие книги (сборника) приводится в том виде, в каком оно дано на титульном листе.

Наименование места издания указывается полностью в именительном падеже; допускается сокращение названий только двух городов: Москвы (М.) и Санкт -Петербурга ( СПб. ).

Сведения о статье из периодического изда­ния включают: фамилию и инициалы автора, заглавие статьи, название издания (журнала), год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Заглавие статьи приводят в том виде, в каком оно дано в перио­дическом издании. После сведений о книге или статье ставят две косые черты (//) и дальше приводят сведения об издании, в котором помещена статья. Название издания, журнала пи­шут без кавычек. При указании номеров страниц, на которых поме­щена статья, следует приводить номера первой и последней страниц, разделенные знаком тире, например с. 32-39.

Пример оформления списка литературы- Приложение 4.

Формулы . Пояснения значений символов и числовых коэффициен­тов должны приводиться под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значения каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяс­нений начинают со слова где, двоеточие после него не ставят.

Формулы, на которые имеются ссылки в тексте, должны нумеро­ваться в пределах главы арабскими цифрами. Номер формулы должен состоять из номера главы и порядкового номера формулы, разделен­ных точкой, например 1.2 (вторая формула первой главы). Номер формулы следует заключать в скобки и помещать на правом поле на уровне нижней строки формулы. При ссылке в тексте на формулу необходимо указывать ее полный номер в скобках, например в фор­муле (1.2).

Оглавление располагается за титульным листом. В нем после­довательно указываются наименования частей дипломной работы: введение; названия глав и входящих в них параграфов; заключение; список использо­ванной литературы; приложения. Против каждого наименования частей ра­боты в правой стороне листа указывается номер страницы, с которой начи­нается данная часть. Перед названием глав и параграфов пишутся их номера.

Затем идет основная часть работы по главам и параграфам.

7. Защита дипломной работы

Полностью завершенная и надлежащим образом оформленная ди­пломная работа представляется в установленные сроки на кафедру с пись­менным отзывом научного руководителя и письменной рецензией внешнего рецензента. Студент-дипломник должен быть ознакомлен с отзывом о работе и с рецензией на нее до защиты.

На основании этих материалов заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите и делает об этом соответствующую запись в дипломной рабо­те.

Студент допускается к защите дипломной работы в Го­сударственной аттестационной комиссии, если им полнос­тью выполнен учебный план и получен допуск к защите, подписанный заведующим выпускающей кафедры.

Защита дипломных работ проводится на открытом засе­дании Государственной аттестационной комиссии с учас­тием не менее половины списочного состава комиссии.

На защите студент-дипломник делает краткое сообще­ние (в пределах 15—20 мин), в котором излагает мотивы выбора темы дипломной работы, характеризует поставлен­ные цель и задачи, предмет и методы исследования, выд­винутую гипотезу, полученные результаты и выводы, обос­новывает их и указывает теоретическую и практическую значимость. В процессе доклада дипломник использует заранее написанные тезисы и иллюстративные материалы.

Затем зачитываются отзыв руководителя и ре­цензия на работу и заслушиваются ответы дипломника на замечания, сделанные в отзыве и рецензии, после чего сту­денту задают вопросы. Студенту, защищающему диплом­ную работу, может быть задан любой вопрос по ее содер­жанию не только членами Государственной аттестационной комиссии, но и всеми присутствующими на защите. После ответа студента на заданные ему вопросы происхо­дит обмен мнениями, в котором могут принять участие члены ГАК, руководитель, ре­цензент и все желающие. В заключение автору работы предоставляется возможность в кратком выступлении за­щитить или разъяснить положения, которые встретили воз­ражения или вызвали недоумения, ответить на сделанные замечания и рекомендации, дать необходимые справки, при­вести дополнительные материалы.

Решения Государственной аттестационной комиссии об оценках дипломных работ, присвоении квалификации и выдаче дипломов об окончании института принимаются на закрытом заседании ГАК, в кото­ром обсуждаются результаты защиты и открытым голосо­ванием простым большинством голосов членов комиссии (при равном количестве голосов «за» и «против» голос председателя ГАК является решающим) дается оценка каждой защиты. Руководитель работы и рецензент, если они не входят в состав Государственной аттестационной комиссии, могут участвовать в обсуждении результатов за­щиты дипломных работ и вынесении решения об их оценке с правом совещательного голоса.

Оценка результатов защиты дипломных работ произво­дится дифференцированными отметками по четырех-бал­льной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», неудовлетворительно». При оценке дипломных работ учи­тываются их результаты, ход защиты, уровень теоретической и практической подготовки выпускни­ков. Выраженные в отметках оценки дипломных работ, установленные Государственной аттестационной комис­сией, объявляются студентам в день защиты после оформ­ления протоколов заседания комиссии. Оценки, полученные студентами на защите дипломных работ, записываются в зачетные книжки.

Если защита дипломной работы признается неудовле­творительной, Государственная аттестационная комиссия устанавливает, возможно ли представление данной рабо­ты к повторной защите после необходимой доработки, оп­ределяемой комиссией, или же студент должен разрабо­тать новую тему, которая устанавливается соответствую­щей кафедрой.

Получение неудовлетворительной оценки за дипломную работу на ее защите не лишает студента права сдавать государственные экзамены по остальным предметам, пре­дусмотренные учебным планом по соответствующей спе­циальности, однако студент, обучавшийся с отрывом от производства, т. е. на дневном отделении, получивший при защите дипломной работы неудовлетворительную оценку, отчисляется из высшего учебного заведения. В этом случае студенту вместо дипло­ма выдается академическая справка установленного об­разца.

Студентам, которые не защищали дипломную работу по уважительной причине, подтвержденной документаль­но, ректор Университета может продлить срок обучения до следующего периода работы ГАК, но не более чем на один год.

Приложение 1

Заведующему кафедрой

бухгалтерского учета и аудита

_________________(Фамилия и инициалы)

от студента___________________________

Заявление

Я, студент (ка)___ курса_____________________________________________

(фамилия, имя, отчество, форма обучения)

прошу утвердить мне тему дипломной работы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

и назначить научным руководителем __________________________________

(ф.и.о. ученая степень, ученое звание)

_____________________________________________________________________________

(занимаемая должность)

Подпись студента____________________

Согласие научного руководителя:

____________________________ РЕШЕНИЕ КАФЕДРЫ

____________________________ Протокол №___от_______г.

Зав. кафедрой

________________________

_______________________

Дата_____________________________

Приложение 2

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра бухгалтерского учета и аудита

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

____________________________

«_____» _________________200__ г.

ЗАДАНИЕ

на дипломную работу

Студенту(ке), группа____________________________________________________________

Тема дипломной работы______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

закреплена приказом ректора РГСУ от _____________________ 200__ г. №________

Основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию):

1.

2.

3.

Срок представления законченной работы: «_____» _________________200__ г.

Дата выдачи задания: «_____» _________________200__ г.

Руководитель:_______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия и инициалы)

Задание получил: «_____» _________________200__ г.

студент _______________________________________

(подпись)

Приложение 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет________________________________________________________

Кафедра__________________________________________________________

Специальность____________________________________________________

Форма обучения___________________________________________________

(очное, очно-заочное, заочное)

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Студент (ка)______________________________________________________

(Ф.И.О.)

Тема: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Научный руководитель: ____________________________

(Ф.И.О.)

Рецензент: ____________________________

(Ф.И.О.)

Работа рассмотрена

и допущена к защите

Зав. кафедрой бухгалтерского

учета и аудита _____________________________

(Ф.И.О.)

Москва 2006 г.

Приложение 4

Список использованной литературы

Гражданский кодекс РФ

Налоговый Кодекс Российской Федерации

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. , № 129-ФЗ

Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с между­народными стандартами финансовой отчетности от 6 марта 1998 г., № 283

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29 июля 1998 г., № 34н

ПБУ 1/ 98. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика органи­зации» от 9 декабря 1998 г., № 6О

ПБУ 8/98. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйст­венной деятельности» от 25 ноября 1998 г., № 57н

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и инструкция по его применению, М., Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2001

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержден­ном постановлением Правительства РФ от 05.08.92, № 552, с изменениями и дополнениями

Приложение № 4 к инструкции МНС России от 15.06.2000, № 62 (Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли»

Безруких П.С. Как работать с новым Планом счетов. — М.: Бух­галтерский учет, 2001.—112 с.

Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета / А.С. Бакаев, Л.Г Макарова, Е.А. Мизиковский и др. // Под ред. А.С. Бакаева. — М.: ИПБ-БИНФА, 2001. — 435 с

Международные стандарты финансовой отчетности, 1998; изда­ние на русском языке — М,: Аскери-Асса, 1998.

Нормативная база бухгалтерского учета: Сборник официальных материалов / Предисловие и составление А.С. Бакаева. — М.: Бухгалтерский учет, 2001. — 400 с.

Палий В.Ф. Комментарий нового Плана счетов бухгалтерского учета. 2001 г.— М.: Проспект, 2001.—200 с.

Шнейдман Л.З. Рекомендации по переходу на новый План счетов. — М.: Бухгалтерский учет, 2001. — 96 с

Введение ................................................................................................................3

1. Назначение и требования к дипломной работе ............................................3

2. Выбор темы дипломной работы ......................................................................4

3. План и структура дипломной работы .............................................................5

4. Подготовка дипломной работы ........................................................................7

5. Особенности выполнения дипломных работ студентами вечерней

и заочной форм обучения ...................................................................................9

5. Оформление дипломной работы ....................................................................10

6. Защита дипломной работы ...............................................................................14

7. Приложения ..........................................................................................................17

Скачать архив с текстом документа