Финансовая система России и перспективы ее развития
СОДЕРЖАНИЕ: Оглавление Оглавление 2 Введение 2 Глава I. Финансовая система. Её составляющие и их характеристика. 4 1.2. Финансовые институты. 9 Приложения 32 Приложение №1. 32Оглавление
[1] .
Структура финансовой системы представлена на рис. 1.
Рис. 1. Финансовая система Российской Федерации
1.2. Финансовые институты.
Финансовые институты – это финансовые учреждения и все структурные подразделения Государственной налоговой службы РФ.
К финансовым институтам относятся: банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании и др.
Большинство этих институтов действуют как финансовые посредники.
Финансовый посредник – экономический субъект, который аккумулирует денежные средства граждан и хозяйствующих субъектов, преумножает эти средства за счёт прибыльной (доходной) деятельности и эффективности их мобилизации в материальное производство.
Содержание деятельности финансовых учреждений
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:
· привлечение денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов во вклады;
· размещение этих средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности;
· открытие и ведение счетов граждан и хозяйствующих субъектов.
Банк призван накапливать временно свободные денежные средства, предоставлять кредиты, проводить операции с ценными бумагами, взаимными платежами и расчётами между хозяйствующими субъектами и гражданами.
В РФ функционирует 2-уровневая банковская система: Центральный банк РФ; коммерческие банки.
Небанковская кредитная организация – имеет право осуществлять отдельные банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности (например расчётно-кассовые центры Центрального банка РФ).
Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг и др. активов.
Торги биржевыми активами производятся в специально оборудованном помещении и специально обученным персоналом.
Биржа выполняет функции:
· мобилизации временно свободных денежных средств путём обмена их на биржевой товар;
· установления рыночного курса финансовых активов.
Биржа создаётся в форме некоммерческого партнёрства (не должна извлекать прибыли от своей биржевой деятельности). Она организует торговлю только между членами биржи. Другие лица могут совершать операции на бирже только через посредство членов биржи[2] .
Глава II . Состояние отдельных элементов финансовой системы РФ.
2.1 Государственный долг.
Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг — это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. В 1995 г. на обслуживание государственного долга было выделено почти 23 трлн. руб. бюджетных средств.
Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т. е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстояло выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
В свете сложившегося положения дел Министерство финансов РФ заявляло о том, что в 2009 году нашей стране, скорее всего, придется прибегнуть к внешним заимствованиям, которых уже не было в последние годы.
Внешний долг Российской Федерации в январе - июне 2009 года Таблица 1. |
1 января 2009 г. | 1 апреля 2009 г. | 1 июля 2009 г. | |
Всего: | 480,5 | 447,1 | 475,6 |
Краткосрочные обязательства | 73,0 | 59,0 | 64,1 |
Долгосрочные обязательства | 407,4 | 388,1 | 411,5 |
Органы государственного управления | 29,5 | 27,4 | 30,0 |
Краткосрочные обязательства | 1,7 | 1,6 | 1,6 |
Текущие счета и депозиты | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Прочие долговые обязательства | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Просроченная задолженность | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Долгосрочные обязательства | 27,8 | 25,8 | 28,4 |
Долговые ценные бумаги | 17,6 | 16,1 | 18,9 |
Ссуды и займы | 10,2 | 9,7 | 9,5 |
Прочие долговые обязательства | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Органы денежно-кредитного регулирования | 3,3 | 2,5 | 11,0 |
Краткосрочные обязательства | 3,3 | 2,5 | 11,0 |
Ссуды и займы | 0,6 | 0,0 | 8,0 |
Наличная национальная валюта и депозиты | 2,8 | 2,5 | 3,1 |
Банки (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) | 164,6 | 144,9 | 140,2 |
Краткосрочные обязательства | 42,8 | 33,5 | 29,9 |
Долговые ценные бумаги | 1,6 | 1,3 | 1,4 |
Ссуды и займы | 21,3 | 16,1 | 12,9 |
Текущие счета и депозиты | 17,1 | 13,1 | 12,8 |
Прочие долговые обязательства | 2,9 | 3,1 | 2,9 |
Просроченная задолженность | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Прочее | 2,9 | 3,1 | 2,9 |
Долгосрочные обязательства | 121,8 | 111,4 | 110,3 |
Долговые ценные бумаги | 2,0 | 1,7 | 1,8 |
Ссуды и займы | 103,4 | 94,8 | 92,3 |
Депозиты | 15,8 | 14,2 | 15,7 |
Прочие долговые обязательства | 0,6 | 0,7 | 0,5 |
Прочие секторы (без участия в капитале и долговых обязательств перед прямыми инвесторами) | 250,4 | 239,1 | 250,8 |
Краткосрочные обязательства | 25,2 | 21,4 | 21,5 |
Ссуды и займы | 22,4 | 18,9 | 16,4 |
Прочие долговые обязательства | 2,9 | 2,5 | 5,1 |
Долгосрочные обязательства | 225,1 | 217,7 | 229,3 |
Долговые ценные бумаги | 8,6 | 8,1 | 9,4 |
Ссуды и займы | 216,5 | 209,7 | 220,0 |
Банки и прочие секторы – долговые обязательства перед прямыми инвесторами | 32,7 | 33,2 | 43,4 |
Банки | 1,7 | 1,5 | 1,4 |
Прочие секторы | 31,0 | 31,7 | 42,0 |
Приведенные в таблице данные показывают, что во втором квартале 2009 года произошло снижение внешнего долга более чем на 30 млрд. долл. США. Но в третьем квартале ситуация ухудшилась и произошел рост более 24 млрд.долл. США. Что обусловлено не стабильной ситуацией во всей финансовой системе связанной с кризисом.
Таблица 2.
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | ||
млн. рублей | ||
По состоянию на 01.12.2009 г. |
||
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации - всего, | 1 962 409,635 | |
в том числе: | ||
государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации | 139 839,799 | |
Таблица 3 |
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО) (млн. руб.) на 1 декабря 2009 года |
1 816 403,237 |
Планируемые аукционы в декабре 2009 года | ||
Дата проведения аукциона |
Вид бумаги | Объем выпуска, млн. руб. |
02.12.2009 | ОФЗ-ПД № 25071 | 20 000,00 |
09.12.2009 | ОФЗ-ПД № 25063 | 10 000,00 |
ИТОГО: | 30 000,00 |
Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
2.2 Изменения в бюджете России на 2009 г.
Согласно закона «О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 20.11.09г.[4] :
«Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 24 ноября 2008 года № 204-ФЗ О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 16 изложить в следующей редакции:
1. Правительство Российской Федерации в целях проведения обмена облигаций федерального займа на привилегированные акции банковских кредитных организаций обеспечивает эмиссию облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом со сроком погашения в 2019 году и выплатой купонного дохода один раз в год и их размещение путем заключения договора мены облигаций федерального займа на привилегированные акции банковских кредитных организаций в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом
от 18 июля 2009 года № 181-ФЗ Об использовании государственных ценных бумаг Российской Федерации для повышения капитализации банков;
2) часть 2 статьи 25 дополнить пунктом 29 следующего содержания:
29) принятие Правительством Российской Федерации решений о перераспределении бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствии с частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона на повышение капитализации банковских кредитных организаций, на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения, а также других мер социальной политики в соответствии с частью 6 настоящей статьи.;
5) в приложении 19:
1.таблицу 19 изложить в следующей редакции:
Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и города Байконура на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, включая расходы по осуществлению этих полномочий, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I О занятости населения в Российской Федерации на 2009 год (подробные данные в приложении № 1)
(тыс. рублей)
Нераспределенный резерв | 1 338 991,9 | |
ВСЕГО | 43 462 126,8; |
2. таблицу 22 изложить в следующей редакции:
Распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2009 год (подробные данные в приложении № 2)
(тыс.рублей)
Нераспределенный резерв | 219 329,8 | |
ВСЕГО | 85 165 500,0; |
6) приложение 21 изложить в следующей редакции:
Программа государственных внутренних заимствований
Российской Федерации на 2009 год
(тыс. рублей)
Государственные внутренние заимствования | 541 885 640,2 | |
в том числе: | ||
государственные ценные бумаги | 541 885 640,2; |
Несмотря на то, что год практически закончился вносятся изменения в бюджет. Это связанно с неравномерностью расходования денежных средств на протяжении всего года. Подобная ситуация проецируется на местные бюджеты, где так же в третьем и четвертом кварталах года происходит основное расходование бюджетных средств. Такое положение дел отрицательно сказывается на выполнении социальных программ, но заметных изменений в данной сфере не происходит.
Внесенные изменения позволяют поддержать регионы в условиях спада экономики. Они призваны стабилизировать социальную политику и не допустить негативных последствий отставания в социально-экономических проектах федерального значения.
Глава III . Цели и задачи развития элементов финансовой системы.
3.1 Цели и задачи бюджетной стратегии на 2010–2012 годы и дальнейшую перспективу
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи...
Основа для решения социальных проблем — высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны.Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономической свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиации, судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития. Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Основные задачи бюджетной политики при формировании проекта федерального бюджета на 2010 – 2012 годы и стратегии на долгосрочную перспективу:
• превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования;
• обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета;
• дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования;
• обеспечение исполнения расходных обязательств;
• проведение анализа эффективности всех расходов бюджета;
• переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений;
• применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов, расширение полномочий главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг;
• повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе;
• решение проблемы несбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
• содействие опережающему социально–экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.
Бюджет 2010 – 2012 годов направлен на повышение уровня жизни населения и выполнение всех обязательств перед гражданами, поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности, создание потенциала для устойчивого развития страны.
3.2 Бюджет РФ на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов..
Согласно Федеральному закону № 380-ФЗ от 20.11.2009 года «О Федеральном бюджете на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» :
« Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2010 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года):
1) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 6 950 010 032,5 тыс. рублей, в том числе прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 3 194 681 720,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 9 886 920 940,1 тыс. рублей;
3) объем нефтегазового трансферта в сумме 1 943 415 000,0 тыс. рублей;
4) нормативную величину Резервного фонда в сумме 4 318 700 000,0 тыс. рублей;
5) верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3 301 795 464,0 тыс. рублей;
6) верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро;
7) дефицит федерального бюджета в сумме 2 936 910 907,6 тыс. рублей.»[5] .
Согласно
данным приведенным в законе в течение следующих трех лет будет наблюдаться дефицит федерального бюджета. Это естественный процесс в сложившейся экономической ситуации. Но достижении наибольшего экономического результата, способного переменить ситуацию, остается приоритетным направлением в развитии экономики.
Источники финансирования дефицита федерального
бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов[6] Сумма (тыс. рублей)
Наименование | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА | 2 936 910 907,6 | 1 934 113 566,8 | 1 611 353 397,8 |
ИСТОЧНИКИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА | 2 507 330 610,0 | 1 419 717 127,4 | 1 036 508 018,8 |
Разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение | 568 382 355,7 | 748 597 978,0 | 236 514 368,3 |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года | 2 245 870 113,4 | 762 400 000,0 | 812 900 000,0 |
в том числе: | |||
изменение остатков средств Резервного фонда | 1 860 103 725,1 | 0,0 | 0,0 |
изменение остатков средств Фонда национального благосостояния | 385 766 388,3 | 762 400 000,0 | 812 900 000,0 |
Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета | -306 921 859,1 | -91 280 850,6 | -12 906 349,5 |
ИСТОЧНИКИ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА | 429 580 297,6 | 514 396 439,4 | 574 845 379,0 |
Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение | 552 509 670,1 | 612 134 737,1 | 680 139 992,5 |
Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц | - 54 628 361,0 | - 46 722 023,2 | - 45 061 254,9 |
Иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета | - 68 301 011,5 | - 51 016 274,5 | - 60 233 358,6 |
Как видно, финансирование дефицита будет осуществляться за счет ранее накопленных средств фондов и средств полученных путем размещения ценных бумаг.
3.3 Стратегия развития финансового рынка России на период до 2020 года.
Настоящая Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка на период до 2020 года. При этом в настоящей Стратегии не затрагиваются вопросы развития банковского и страхового секторов, а также вопросы их регулирования, контроля и надзора.
Целью настоящей Стратегии является обеспечение ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.
Условия развития мирового финансового рынка осложняются в 2008 году ухудшением его конъюнктуры и обострением кризисных явлений в мировой экономике. На этом фоне отчетливо проявляются тенденции экспансии действующих в рамках крупнейших финансовых центров финансовых институтов в страны с развивающимися экономиками. Это постепенно ведет к формированию на мировом финансовом рынке зон влияния таких финансовых центров. В результате растет вероятность того, что число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать независимые и полноценные финансовые рынки, будет постепенно сокращаться. В ближайшее 10-летие немногочисленные национальные финансовые рынки будут либо становиться мировыми финансовыми центрами, либо входить в зону влияния уже существующих глобальных центров. Поэтому наличие самостоятельного финансового центра в той или иной стране станет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит, и политического суверенитета. В этой связи обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка и формирование в России самостоятельного финансового центра не могут рассматриваться как сугубо отраслевые или ведомственные задачи. Решение этих задач должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики.
Задача создания самостоятельного финансового центра в России предполагает совершенствование налогообложения на финансовом рынке. Без формирования благоприятного налогового климата невозможно качественно повысить ликвидность рынка финансовых инструментов и привлекательность долгосрочных инвестиций, расширить спектр инструментов, обращающихся на финансовом рынке, перечень операций и оказываемых услуг, а также создать условия для преимущественного развития организованного рынка финансовых инструментов.
В настоящее время необходимо принятие мер, направленных на создание более привлекательного режима налогообложения на российском финансовом рынке, чем налоговые режимы, существующие в странах, в которых действуют конкурирующие финансовые центры. Такие меры найдут отражение в основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на долгосрочный период.
Целью настоящей Стратегии является формирование конкурентоспособного самостоятельного финансового центра.
До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:
· повышение емкости и прозрачности финансового рынка;
· обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры;
· формирование благоприятного налогового климата для его участников;
· совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется:
· внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
· расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка;
· создание возможности для секьюритизации широкого круга активов;
· повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается:
· унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка;
· создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры;
· создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента;
· повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.
Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям:
· совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость;
· совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка;
· совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.
В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо:
· повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями;
· снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
· обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке;
· развитие и совершенствование корпоративного управления;
· принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.
Помимо решения указанных задач необходимо повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по финансовым рынкам, проводить постоянный анализ применения норм законодательства Российской Федерации и на этой основе совершенствовать нормативную правовую базу[7] .
Заключение
Экономике РФ, как и финансовой системе, соответственно еще нет 10 лет. И вполне очевидно, что сформировать устойчивую и четко отлаженную финансовую систему за столь короткий промежуток времени невозможно. Но не стоит забывать того, что Россия всегда развивалась по определенному самобытному пути, и, следовательно, в условиях быстрого перехода к рыночной экономике сумела быстро приспособиться.
За прошедшее время был сформирован костяк финансовой системы, на основе которого происходит развитие её отдельных элементов. В рамках каждого из них необходима детальная проработка механизмов функционирования, нормативной базы, системы связей. Все это происходит в последние годы путем реформирования, разработки новых законодательных актов, внедрения современных технологий.
В современном мире финансовая система становится глобальным механизмом. Поэтому она должна развиваться не только внутри страны как обособленная система, но и как составной элемент глобальной финансовой машины.
Как сказано выше, одним из приоритетных направлений развития финансовой системы является формирование финансового центра. Это очень важная задача, поскольку в ее отсутствии России придется «играть по чужим правилам». То есть стать частью финансовой системы Евросоюза или Азиатской финансовой системы, а не войти в состав мировой системы как самостоятельная составляющая.
Для решения внешних задач развития необходимо иметь стабильный внутренний механизм. В первую очередь это касается бюджетной системы. От стабильности и эффективности функционирования которой зависит финансирование всех остальных проектов. Для этого согласно стратегии развития, которую оглашает Президент в ежегодном бюджетном послании, необходимо развивать и стабилизировать механизмы наполнения казны и механизмы распределения средств.
Проанализировав состояние финансовой системы за 2009 год, можно сделать выводы:
· экономика страны в целом показала достаточно хорошее развитие, несмотря на падение ВВП. Это обоснованно тем, что экономика России за свое не долгое существование переживает уже второй кризис, и не смотря ни на что не дает чрезмерного падения или дефолта.
· за 2009 год в бюджете удалось изыскать дополнительные средства для поддержания регионов и смягчения последствий кризиса для населения;
· ранее накопленные средства государства позволили сделать масштабные вливания ликвидных средств в экономику;
· кризис показал слабые места финансовой системы, что дает возможность для их скорейшего устранения и укрепления ее.
Финансовая система в условиях глобализации и века информации является не просто системой экономических институтов и отношений, она становится частью повседневной жизни. Знания элементарных основ ее элементов необходимо для правильного использования личных финансов.
Список использованных источников и литературы
1. Налоговый кодекс РФ. Правовая информационная система «Консультант Плюс».
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-Ф3
3. ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308 – ФЗ от 20.11.2009г
4. Закон «О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 20.11.09г.
5. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. - М.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2001 г.
6. Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
7. Финансы: Учебник/ Под ред. В. М. Родионовой, М.: Финансы и статистика, 1993 г.
8. Мамедов О. Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г.
9. Булатов А. С., Экономика, М.: «БЕК», 1997 г.
10. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000 г.
11. Юткина Т. Ф. «Налоги и налогообложение: Учебник» - М.: «ИНФА-М», 1999 г.
12. Е. Ф. Борисов. Экономическая теория: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М, 2000 г.
13. В. Д. Камаев. Экономическая теория.: Учебник для студентов высших учебных заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2000 г.
14. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика. 2002 г.
15. www.cbr.ru – официальный сайт ЦБ РФ
16. www.minfin.ru – официальный сайт Министерства Финансов РФ
17. www.zanimaem.ru
Приложения
Приложение №1.
Таблица 19
приложения 19
(в редакции Федерального закона
О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на
2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов)
Распределение субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации и города Байконура
на осуществление переданных полномочий Российской Федерации
в области содействия занятости населения, включая расходы
по осуществлению этих полномочий, в соответствии с Законом
Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-I
О занятости населения в Российской Федерации на 2009 год
(тыс. рублей)
Наименование субъекта Российской Федерации |
Сумма |
1 | 2 | |
Республика Адыгея (Адыгея) | 206 370,9 | |
Республика Алтай | 147 646,0 | |
Республика Башкортостан | 880 622,6 | |
Республика Бурятия | 301 352,7 | |
Республика Дагестан | 938 934,2 | |
Республика Ингушетия | 849 004,1 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 464 029,3 | |
Республика Калмыкия | 146 684,2 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 160 428,3 | |
Республика Карелия | 346 641,1 | |
Республика Коми | 488 393,6 | |
Республика Марий Эл | 150 086,5 | |
Республика Мордовия | 191 573,8 | |
Республика Саха (Якутия) | 566 525,3 | |
Республика Северная Осетия - Алания | 262 454,5 | |
Республика Татарстан (Татарстан) | 762 838,8 | |
Республика Тыва | 267 277,3 | |
Удмуртская Республика | 497 289,2 | |
Республика Хакасия | 236 845,3 | |
Чеченская Республика | 3 006 201,9 | |
Чувашская Республика - Чувашия | 293 607,6 | |
Алтайский край | 1 464 371,4 | |
Забайкальский край | 517 991,0 | |
Камчатский край | 358 340,7 | |
Краснодарский край | 637 173,0 | |
Красноярский край | 1 318 479,6 | |
Пермский край | 793 472,6 | |
Приморский край | 952 120,1 | |
Ставропольский край | 612 272,9 | |
Хабаровский край | 803 900,4 | |
Амурская область | 671 761,6 | |
Архангельская область | 604 740,7 | |
Астраханская область | 253 980,4 | |
Белгородская область | 311 411,5 | |
Брянская область | 326 386,3 | |
Владимирская область | 436 409,9 | |
Волгоградская область | 577 463,0 | |
Вологодская область | 393 330,7 | |
Воронежская область | 561 188,4 | |
Ивановская область | 377 244,0 | |
Иркутская область | 880 571,1 | |
Калининградская область | 233 373,5 | |
Калужская область | 200 102,9 | |
Кемеровская область | 1 238 894,1 | |
Кировская область | 597 917,3 | |
Костромская область | 182 441,8 | |
Курганская область | 357 228,5 | |
Курская область | 243 538,1 | |
Ленинградская область | 286 344,0 | |
Липецкая область | 212 322,1 | |
Магаданская область | 249 953,5 | |
Московская область | 903 283,9 | |
Мурманская область | 493 937,0 | |
Нижегородская область | 492 655,4 | |
Новгородская область | 147 035,7 | |
Новосибирская область | 688 627,8 | |
Омская область | 580 036,9 | |
Оренбургская область | 417 364,6 | |
Орловская область | 214 706,4 | |
Пензенская область | 275 704,7 | |
Псковская область | 214 124,1 | |
Ростовская область | 865 377,1 | |
Рязанская область | 235 755,0 | |
Самарская область | 610 268,5 | |
Саратовская область | 585 817,9 | |
Сахалинская область | 268 535,3 | |
Свердловская область | 1 102 187,4 | |
Смоленская область | 220 941,8 | |
Тамбовская область | 366 879,9 | |
Тверская область | 258 043,1 | |
Томская область | 506 896,5 | |
Тульская область | 269 027,7 | |
Тюменская область | 275 843,9 | |
Ульяновская область | 349 659,9 | |
Челябинская область | 903 202,9 | |
Ярославская область | 395 194,8 | |
город Москва | 1 032 351,5 | |
город Санкт-Петербург | 567 740,3 | |
Еврейская автономная область | 70 420,0 | |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 565 946,9 | |
Чукотский автономный округ | 102 849,5 | |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 300 312,9 | |
город Байконур | 22 873,3 | |
Нераспределенный резерв | 1 338 991,9 | |
ВСЕГО | 43 462 126,8 ; |
Приложение № 2.
Таблица 22
приложения 19
(в редакции Федерального закона
О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на
2009 год и на плановый период
2010 и 2011 годов)
Распределение субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату
жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям
граждан на 2009 год
(тыс.рублей)
Наименование субъекта Российской Федерации |
Сумма |
1 | 2 | |
Республика Адыгея (Адыгея) | 203 712,9 | |
Республика Алтай | 217 688,2 | |
Республика Башкортостан | 1 698 154,9 | |
Республика Бурятия | 783 554,0 | |
Республика Дагестан | 1 059 651,4 | |
Республика Ингушетия | 475 876,8 | |
Кабардино-Балкарская Республика | 233 982,6 | |
Республика Калмыкия | 85 303,4 | |
Карачаево-Черкесская Республика | 366 518,1 | |
Республика Карелия | 507 231,9 | |
Республика Коми | 552 669,7 | |
Республика Марий Эл | 350 073,2 | |
Республика Мордовия | 512 190,0 | |
Республика Саха (Якутия) | 950 559,7 | |
Республика Северная Осетия - Алания | 355 014,7 | |
Республика Татарстан (Татарстан) | 1 905 467,2 | |
Республика Тыва | 217 678,2 | |
Удмуртская Республика | 748 737,4 | |
Республика Хакасия | 194 875,5 | |
Чеченская Республика | 207 485,3 | |
Чувашская Республика - Чувашия | 466 847,1 | |
Алтайский край | 1 315 835,7 | |
Забайкальский край | 499 072,3 | |
Камчатский край | 325 704,3 | |
Краснодарский край | 2 111 100,4 | |
Красноярский край | 2 001 175,8 | |
Пермский край | 1 114 970,0 | |
Приморский край | 1 248 097,5 | |
Ставропольский край | 1 333 719,7 | |
Хабаровский край | 944 172,9 | |
Амурская область | 787 119,7 | |
Архангельская область | 891 157,1 | |
Астраханская область | 345 410,8 | |
Белгородская область | 1 187 989,3 | |
Брянская область | 825 960,6 | |
Владимирская область | 982 202,6 | |
Волгоградская область | 1 337 028,1 | |
Вологодская область | 754 164,4 | |
Воронежская область | 1 278 505,3 | |
Ивановская область | 556 605,3 | |
Иркутская область | 1 506 559,9 | |
Калининградская область | 519 693,8 | |
Калужская область | 582 173,2 | |
Кемеровская область | 1 269 468,3 | |
Кировская область | 810 817,9 | |
Костромская область | 444 050,9 | |
Курганская область | 500 870,7 | |
Курская область | 472 972,0 | |
Ленинградская область | 1 736 489,8 | |
Липецкая область | 606 987,3 | |
Магаданская область | 91 045,1 | |
Московская область | 4 144 823,1 | |
Мурманская область | 547 890,0 | |
Нижегородская область | 2 157 797,7 | |
Новгородская область | 628 451,6 | |
Новосибирская область | 1 304 340,9 | |
Омская область | 878 654,2 | |
Оренбургская область | 1 616 125,0 | |
Орловская область | 442 454,4 | |
Пензенская область | 615 341,0 | |
Псковская область | 396 549,3 | |
Ростовская область | 2 517 399,9 | |
Рязанская область | 853 197,4 | |
Самарская область | 2 022 767,3 | |
Саратовская область | 929 316,2 | |
Сахалинская область | 400 470,2 | |
Свердловская область | 1 642 109,7 | |
Смоленская область | 549 270,3 | |
Тамбовская область | 881 615,2 | |
Тверская область | 906 953,7 | |
Томская область | 528 996,2 | |
Тульская область | 1 323 861,9 | |
Тюменская область | 869 475,4 | |
Ульяновская область | 643 841,9 | |
Челябинская область | 1 645 964,6 | |
Ярославская область | 718 970,3 | |
город Москва | 9 775 508,0 | |
город Санкт-Петербург | 4 622 989,8 | |
Еврейская автономная область | 133 767,2 | |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 488 251,0 | |
Чукотский автономный округ | 42 518,1 | |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 242 105,8 | |
Нераспределенный резерв | 219 329,8 | |
ВСЕГО | 85 165 500,0 ; |
[1] Финансы: Учебник /Под ред. В.В. Ковалева М:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008
[2] Мамедов О. Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007 г.
[3] www.cbr.ru
[4] Закон «О внесении изменений в Федеральный закон О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» от 20.11.09г.
[5] ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308 – ФЗ от 20.11.2009г
[6] www.minfin.ru
[7] «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года» от 29 декабря 2008 г. № 2043-р