Финансовые правоотношения понятия, особенности, виды

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Факультет налогов и налогообложения

Кафедра финансового права

Реферат

по дисциплине

« Финансовое право»

на тему:

«Финансовые правоотношения: понятия, особенности, виды»

Выполнила : студентка III курса

группы Н3-3

Кутузова А. А.

Научный руководитель:

доц. Шохина Э. Х.

Москва – 2010

Оглавление

[1] (далее - ГК РФ), представляется возможным трактовать его как централизованный денежный фонд, принадлежащий на праве собственности государственной или муниципальной казне.

Официальное определение термина «бюджет» закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации[2] (далее - БК РФ). Так, под бюджетом в Российском государстве принято понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Но, несмотря на многоликий характер рассматриваемого нами термина, очевидно следующее: бюджет на разных уровнях бюджетной системы Российской Федерации является финансовой основой деятельности любого современного государства или муниципального образования. Благодаря существованию бюджета публичный субъект осуществляет финансирование возложенных на него функций, реализует социально-экономические задачи. А для того, чтобы бюджет реально работал, необходимо произвести формирование его доходной части и осуществить все запланированные расходы бюджета. Такие действия осуществляются в ходе реализации публичной финансовой деятельности. В свою очередь, в процессе осуществления государством или муниципалитетом своей финансовой деятельности возникает особая разновидность общественных отношений, которые в теории финансового права именуются бюджетными правоотношениями.

В самом общем виде бюджетные правоотношения могут быть определены как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами БК РФ, которые отличаются от финансовых более узкой областью применения.

Однако в научной литературе существуют и более широкие определения бюджетных правоотношений. Например, В.А. Фомин отмечает, что «бюджетные правоотношения можно рассматривать как урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов»[3] .

Также имеет место другое определение, данное Крохиной Ю.А.: «бюджетные правоотношения — это вид общественных отношении, в которых посредством специальных методов реализуется установленная или санкционированная государственной волей система финансово-правовых норм в конкретные правоотношения относительно взаимодействия Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в бюджетной деятельности»[4] .

Отметим, что прямого определения термина «бюджетные правоотношения» в законодательстве не закреплено. Его трактовка осуществляется через призму других понятий и терминов, таких как: «бюджет», «бюджетная система Российской Федерации», «доходы и расходы бюджета», «государственные и муниципальные заимствования», «государственный и муниципальный долг» и др. Таким образом, ст. 1 БК РФ построена по принципу перечисления.

В теории финансового права сосуществует множество мнений и взглядов относительно особенностей бюджетных правоотношений. Попробуем перечислить некоторые из них.

Во-первых, бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ. Значительное количество бюджетных правоотношений возникает на основе ежегодно принимаемых законов (решений) о бюджетах разных уровней, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Во-вторых, особенности бюджетных правоотношений раскрываются сквозь призму их функционального назначения, субъектного состава, срока действия, а также самостоятельной законодательной базы .

Бюджетное законодательство Российской Федерации не дает полного перечня участников (субъектов) бюджетных правоотношений. Тем не менее, анализируя ст. 152 БК РФ и некоторые положения других актов бюджетного законодательства, можно сделать вывод о том, что таковыми могут выступать:

- сама Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в составе субъектов Российской Федерации;

- Президент Российской Федерации, а также высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации и глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и местного самоуправления;

- исполнительные органы государственной власти, а также исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований;

- федеральные органы специальной компетенции (их территориальные подразделения на местах), созданные в целях осуществления публичной финансовой деятельности и финансового контроля (например, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба России, Центральный банк Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации и др.);

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- главные администраторы и администраторы доходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств;

- кредитные организации;

- бюджетные учреждения.

Также особенностью является то, что на определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права . Объекты бюджетных правоотношений также разнообразны и включаются в сферу правового регулирования в строгом соответствии с бюджетно-правовыми стадиями.

Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта — закона о бюджете на очередной финансовый год. Финансовый год — это период, в течение которого действует утвержденный бюджет. В Российской Федерации финансовый год равен 12 месяцам. Так как закон о бюджете действует один год, то все бюджетные правоотношения носят периодический характер, т. е. также действуют в течение одного года. С момента вступления в действие нового акта о бюджете данные правоотношения возобновляются, как правило, между теми же субъектами.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Если проанализировать данное определение и положения п. 1 ст. 1 БК РФ, то можно согласиться с Лежебоковой А.А., что «бюджетные правоотношения по своей природе являются разновидностью процессуальных отношений , а значит, могут возникать, развиваться и прекращаться только в рамках бюджетного процесса»[5] .

Отметим еще, что сферой возникновения всех бюджетных правоотношений является бюджетная деятельность государства и муниципальных образований. В бюджетной сфере государство посредством права устанавливает виды доходов бюджетов, порядок их аккумулирования, определяет способы использования и методы распределения бюджетных средств и т. д.

Бюджетные правоотношения охватывают совокупность денежных отношений, связанных с аккумулированием, распределением и использованием централизованных денежных фондов соответствующего территориального уровня в целях финансового обеспечения задач и функций конкретной территории.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации»[6] определено, что государственный финансовый контроль осуществляется за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Действительно, одной из особенностей бюджетных правоотношений является то, что финансово-контрольные правоотношения выступают их составным элементом на всех стадиях бюджетного процесса. Вместе с тем справедливо заметить, что бюджетно-финансовый контроль является частью финансового контроля в целом, а бюджетные правоотношения по своему содержанию шире финансово-контрольных отношений в бюджетной сфере.

Содержание финансового контроля в бюджетной сфере выражается в следующем.

Предварительный контроль осуществляется путем подготовки экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов, смет внебюджетных фондов, проектам федеральных и региональных целевых программ, проектам иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.

Текущий контроль осуществляется путем оперативного контроля хода исполнения бюджета всех уровней, проведения проверок и ревизий распорядителей бюджетных средств, бюджетополучателей и иных участников бюджетного процесса в ходе исполнения бюджета.

Последующий контроль осуществляется путем проведения внешнего аудита отчетов об исполнении соответствующих бюджетов, смет государственных внебюджетных фондов и целевых программ.

Итак, по итогам всего вышесказанного о правоотношениях вообще и об особенностях бюджетных правовых отношений в частности можно предложить следующее определение бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения - урегулированные нормами бюджетного законодательства общественные отношения сложносоставного характера, возникающие, развивающиеся и изменяющиеся в рамках бюджетного процесса, участники которых реализуют представленные им полномочия по формированию доходов и осуществлению расходов бюджетов бюджетной системы, осуществлению государственных и муниципальных заимствований, регулированию государственного и муниципального долга, составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлению бюджетного учета, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также в процессе осуществления финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.


Заключение

Итак, по итогам данной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовые правоотношения - один из постоянных объектов правовых исследований финансового механизма. В науке финансового права наблюдается отсутствие единства взглядов на природу и структуру финансовых правоотношений.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения, но имеет и характерные специфические особенности.

Финансовые правоотношения — это урегулированные норма­ми финансового права общественные отношения, возникающие по поводу денег в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав). Одной из сторон финансовых правоотношений всегда выступает государство или муниципальное образование само непосредственно или в лице уполномоченных представителей. Другой стороной могут выступать различные государственные органы, организации, физические лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, иностранные государства, международные организации. В качестве объекта финансовых правоотношений всегда выступают деньги, аккумулируемые, распределяемые и используемые соответствующими субъектами для достижения общесоциальных целей и задач, а также денежные обязательства.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, по­ниманию их содержания и особенностей помогает их классифика­ция. Финансовые отношения можно классифицировать по разным основаниям: по кругу участников, по способам го­сударственной защиты, по длительности и др.

В зависимости от структу­ры финансовой системы РФ финансовые правоотношения бывают: бюджетные; налоговые; по поводу функционирования финансов государственных и муниципальных предприятий, по поводу ор­ганизации страхового дела, в области кредита и другие.

В зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Помимо рассмотренных видов финансовые правоотношения могут быть подразделены по структуре их юридического содержания на: простые и сложные; по своему объекту – на имущественные и неимущественные; по форме проявления — на двусторонние и многосторонние; по юридическому характеру взаимоотношений участников - на вертикальные и горизонтальные.

Существует множество мнений относительно сущности понятия «бюджет». Официальное определение данного термина закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: под бюджетом в Российском государстве принято понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В самом общем виде бюджетные правоотношения могут быть определены как совокупность общественных отношений, урегулированных нормами БК РФ, которые отличаются от финансовых более узкой областью применения. Отметим, что прямого определения термина «бюджетные правоотношения» в законодательстве не закреплено.

В теории финансового права сосуществует множество мнений и взглядов относительно особенностей бюджетных правоотношений, например бюджетные правоотношения складываются не только на основании норм БК РФ.

Также особенностью является то, что на определенных стадиях бюджетной деятельности в бюджетные правоотношения вовлекаются все субъекты бюджетного права. Возникают бюджетные правоотношения только на основе нормативного акта. По своей природе бюджетные правоотношения являются разновидностью процессуальных отношений и другие.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: ФЗ от 30 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями на 04.05.2010 г.)

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть первая: ФЗ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

4. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» (с изм. от 18 июля 2001 г.)

5. Ашмарина Е.М., Шохин С.О. Финансовое право: учебник. М.: ООО «Издательство «Элит»», 2009

6. Крохина Ю. А.. Финансовое право России: учебник. М.: Норма, 2008

7. Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений. Финансовое право, 2007, N 10

8. Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий. Финансовое право. 2004. N 4

9. Сайт Консультант + (www.consultant.ru)

10. Сайт «Финансовые правоотношения» (www.finlaws.ru)


[1] Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. (с изменениями и дополнениями на 04.05.2010 г.)

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

[3] Фомин В.А. Финансовые и бюджетные правоотношения в системе правовых категорий // Финансовое право. 2004. N 4

[4] Ю. А. Крохина. Финансовое право России: учебник. М.: Норма, 2008

[5] Лежебокова А.А. Некоторые особенности бюджетных правоотношений. Финансовое право, 2007, N 10

[6] Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 г. N 1095 О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации (с изм. от 18 июля 2001 г.)

Скачать архив с текстом документа