Финансовый анализ и планирование деятельности туристических фирм 1 Финансовый анализ въездного и выездного туризма в Ярославской области 2 Направления привлечения инвестиций в туризме

СОДЕРЖАНИЕ: Цены на туристические услуги и их влияние на эффективность работы туристических фирм

Содержание

Введение

1. Финансовые ресурсы в туризме

1.1 Экономическая сущность финансов в туризме

1.2 Источники финансовых ресурсов в туризме

1.3 Основные финансовые показатели работы туристских предприятий

2 Финансовый анализ и планирование деятельности туристических фирм

2.1 Финансовый анализ въездного и выездного туризма в Ярославской области

2.2 Направления привлечения инвестиций в туризме

2.3 Цены на туристические услуги и их влияние на эффективность работы туристических фирм

3 Оценка финансовых результатов въездного и выездного туризма и их влияние на социально-экономическое развитие региона

3.1 Основные пути совершенствования и развития инфраструктуры туризма.

3.2 Финансовое обеспечение разработки и реализации туристских программ и маршрутов

3.3 Государственные инвестиции, как важнейший фактор развития отрасли туризма в регионе

Заключение

Список используемой литературы

Приложения


Введение

Туризм играет все более заметную роль в мировой эконо¬мике, поэтому во многих странах мира туризм является бурно развивающейся отраслью.

Современная западная экономическая наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Экономические пробле¬мы анализируются, как правило, в контексте общественного и экологи¬ческого аспекта жизнедеятельности туризма.

Актуальность дипломной работы. В последнее десятилетие значительно активизировались между¬народные связи туристских организаций России.

Туризм сегодня - мощная мировая индустрия, занимающая до 10% валового продукта. Это крупный бизнес, без которого невоз¬можно представить современную экономику.

Причем туризм - это категория не только экономическая, но и политическая, и социальная.

Новой формой коммерческой работы стало создание смешанных туристских предприятий и фирм.

Организации приема туристов в этих фирмах предшествует участие зарубежных партнеров в реконструкции отечественных гостиниц, которые станут базой для их приема.

Современное технологическое оборудование, компьютерные сис¬темы управления, подключение гостиниц к международным системам резервирования мест способствуют обеспечению высокого уровня обслу¬живания туристов.

С либерализацией выезда российских граждан из страны возник новый мощный рынок выездного туризма, значительная часть открывших¬ся туристских фирм стала заниматься исключительно отправкой турис¬тов за рубеж.

Однако, задачи, стоящие перед туристическими фирмами невозможно решить, не изучая психологию человека и предпосылки мотивации поступков и принятия решений.

В ближайшие годы специалисты прогнозируют значительный рост отрасли в России за счет расширения внешнеэкономических связей, улучшения транспортной инфраструктуры и материально-технической базы гостиничного хозяйства, повышения качества предоставляемых услуг отечественными турфирмами.

В этой связи особую актуальность приобретает оптимизация механизма ценообразования в туристской отрасли, выявление факторов, оказывающих влияние на стоимость туристического продукта.

Совокупность обозначенных выше проблем обусловили цель работы - экономическое обоснование стоимости туристического продукта (на примере Ярославской области).

В работе решались следующие задачи:

1. Ознакомиться с понятием и рассмотреть основные тенденции современного международного туризма.

2. Охарактеризовать Ярославскую область как объект международного туризма.

3. Осуществить анализ деятельности турфирмы «Вояж».

4. Привести экономическое обоснование стоимости турпродукта.

5. Показать, как влияет стоимость туристического продукта на стратегические цели развития турпредприятия.

Теоретической и информационной базой работы послужили:

Результаты экономических и социологических исследований, проведенных авторитетными учеными и ведущими научными учреждениями, занимающимися проблемами туризма (Акаде¬ми¬ей туризма, Университетом гостиничного туристского и ресторан¬ного бизнеса, НИИ комплексных социальных исследований Ярославской области государственного университета; правительственные докумен¬ты, сборники статей, учебная и специальная литература, материалы финансово-хозяйственной деятельности ООО «Вояж».

1. Финансовые ресурсы в туризме

1.1 Экономическая сущность финансов в туризме

Функционирование туризма, как и любой другой отрасли народнохозяйственного комплекса, связано с развитием финансовых отношений и организацией финансового механизма.

Финансы - это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств. Финансовые отношения - отношения, возникающие при денежном потоке, то есть при протекающем непрерывно во времени обороте денег.

Сущность финансов выражается в следующих функциях.

1. Формирование денежных фондов, то есть доходов (капитала).

2. Использование денежных фондов, то есть доходов (капитала).

3. Контрольная функция.

Первые две функции связаны с образованием и использованием капитала.

Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли.

Источником капитала являются доходы от предпринимательской деятельности, которые формируются в денежные фонды и наличные денежные средства.

Денежные фонды представляют собой обособившуюся часть денег, имеющую целевое назначение, и относительную самостоятельность функционирования.

Денежные средства - это деньги, которыми можно свободно распоряжаться по своему усмотрению.

Содержание первой функции финансов состоит в распределении валового внутреннего продукта (ВВП) на различные денежные фонды. ВВП - это рыночная стоимость продукции (работ, услуг), произведенной во всех отраслях экономики и предназначенной для конечного потребления, накопления и экспорта.

Под воздействием труда, капитала (средств производства), земли (природного фактора) и организационных способностей предпринимателя формируется стоимость, которая затем распадается на отдельные денежные фонды (доходы).

Это распределение проявляется в форме получения денежной выручки от реализации товара (услуг, работ) и распределения ее на денежные фонды: возмещения израсходованных средств производства, оплаты труда, амортизационный фонд, региональный фонд, налоги, фонд потребления, накопления, резервный фонд.

В своей первой функции финансы обслуживают и процессы дальнейшего распределения стоимости между производственной и непроизводственной сферами, а также административно-территориальными образованиями и т.п.

Функция использования денежных фондов заключается в конкретном расходовании денежных фондов и наличных денежных средств на определенные цели.

В основе такого расходования лежит двухстороннее движение стоимости в товарной и денежной формах. В результате этих процессов происходит распределение совокупного общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости.

Следовательно, критерием отнесения финансовых отношений к той или иной функции является движение стоимости - или одностороннее в денежной форме, или двухстороннее, опосредованное актами обмена Д-Т и Т-Д.

Контрольная функция финансов заключается в создании и использовании системы финансового контроля за соблюдением стоимостных пропорций в процессе формирования и расходования денежных фондов и наличных денежных средств.

Контрольная функция органически присуща финансам, как и любой экономической категории. В основе ее лежат финансовые (денежные) отношения, которые возникают между экономическими субъектами финансового рынка и приводящие к созданию финансового механизма.

Финансовый контроль возникает вследствие того, что финансовые отношения можно планировать и регулировать, так как имеются конкретные субъекты финансовых отношений, нормы, нормативы и цели использования финансовых ресурсов, объемы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия, установленные в законодательном порядке.

Проявление финансового контроля самое разнообразное. Он действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредита, налогообложения, залога и т.п.

Так, покупатель осуществляет финансовый контроль за деятельностью продавца, оплачивая покупаемые товары лишь при соответствии их условиям контракта. Продавец осуществляет финансовый контроль за деятельностью покупателя через векселя, различные формы расчетов.

Кредитор выполняет финансовый контроль за деятельностью заемщика через залоговое право, страхование, систему финансовых санкций и др. Государство и местные органы власти контролируют деятельность предпринимателей через систему налогов, пошлин, квот и др.

Сущность и функции финансов являются общими для всех отраслей народнохозяйственного комплекса.

Особенности же финансов в отдельных отраслях, в том числе и в туризме, проявляются не в их сущности и функциях, а в специфичности организации финансовых отношений и функционирования финансового механизма.

Финансы туристской фирмы - это финансы хозяйствующего субъекта. Задачами финансов туристской фирмы являются формирование денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

В ходе производственно-обслуживающего процесса туристских фирм возникают финансовые отношения:

• турагента с туроператором по расчетам за полученные туристские путевки и по другим платежам;

• турагента с другим турагентом при реализации путевок данного турагента;

• туристской фирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг;

• туристской фирмы с органами муниципального управления при выплате арендной платы за земельный участок, часть лесного фонда и т.д.;

• туристской фирмы со своими работниками по выплате заработной платы, премий, дивидендов по акциям и т.п.;

• туристской фирмы с банковской системой при получении и погашении кредита, покупке и продаже валюты, при других банковских операциях;

• туристской фирмы с бюджетом, внебюджетными фондами и налоговой службой при внесении налогов и других платежей;

• туристской фирмы со страховыми компаниями по операциям страхования;

• туристской фирмы с негосударственными пенсионными фондами по взносам (вкладам);

• туристской фирмы с органами государственного управления (МИД, МВЭС, таможней и др.) по различного рода платежам;

• туристской фирмы с финансовыми учреждениями, небанковскими кредитными организациями и т.п. при осуществлении трастовых, залоговых и трансфертных операций, лизинга и т.п.

Эти отношения в туризме имеют свои особенности, которые обусловлены организацией финансов туризма.

Ниже мы рассмотрим эти особенности.

1. Для туризма характерна особая схема кругооборота оборотных средств.

Она обусловлена тем, что, во-первых, объектом деятельности туризма является человек (турист), который покупает туристские впечатления исходя из своего интереса; во-вторых, в туризме процессы производства, реализации и организации потребления туристского продукта соединены вместе в единый производственно-обслуживающий процесс.

Эти факторы определяют своеобразие кругооборота оборотных средств в туризме, который значительно отличается от кругооборота средств в промышленности, торговле, общественном питании.

Так, в промышленности кругооборот оборотных средств совершается по схеме:

Д-Т...П...Т,-Д1, где

Д - денежные средства, авансированные на покупку товара (сырья,

материалов);

Т - товар (сырье, материалы);

П - производство;

Т, - готовая продукция, включающая добавленную стоимость;

Д, - денежные средства, полученные от продажи продукции;

Означает, что обращение средств прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере производства.

В торговле кругооборот оборотных средств происходит по схеме:

Д-Т-Д1, где

Д - денежные средства, авансируемые на покупку товара;

Т - товар;

Д1 - денежные средства, полученные от продажи товара и включающие добавленную стоимость.

В общественном питании Кругооборот оборотных средств соединяет в себе схемы оборота средств в промышленности и в торговле:

Т-Д-Тс...П...Т1-Д1-Т, где

Д - денежные средства, авансированные на покупку сырья и товаров;

Тд - сырье;

Т - товар (продукт, готовый к потреблению без переработки или доработки);

П - производство;

Т, - готовая продукция, включающая добавленную стоимость;

Д - денежные средства, полученные от продажи продукции и товара и включающие добавленную стоимость; означает, что обращение средств, вложенных в сырье, прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере производства.


Выдержка из работы

Рис. 10 Ограничения для привлечения иностранных инвестиций

Считается, что воздействие инвестиций на экономику предприятия или корпорации в общем и целом благоприятно.

Что касается аргументов в пользу зарубежных вкладов, то иностранные прямые инвестиции заслуживают того, чтобы их иметь, ибо увеличивают экспорт принимающей страны или уменьшают потребности в импортных товарах.

Если данная иностранная инвестиция не выполняет ни одну из этих функций, то она способствует, по крайней мере, росту местного производства o и усиливает международную конкурентоспособность принимающей корпорации, косвенно способствуя получению корпорацией дохода от иностранного обмена.

Однако ситуация на российском рынке свидетельствует о неоднозначности вышеупомянутых утверждений, поскольку:

1. Идет активное наступление на российский туристский рынок (мы работаем на вывоз: вывоз - 15 млрд долл. США, ввоз - 1 млрд долл. США, т. е. соотношение 15:1, в то время как оптимальное соотношение по рекомендациям ВТО: 1 + 1 = 4)( Формула 1 + 1=4 туриста предполагает: на одного выезжающего из страны приходится один въезжающий в страну турист, при этом на это число (1 + 1) должно приходиться 4 туриста, путешествующих по стране (внутренний туризм).

Сложившаяся ситуация в России складывается не в пользу внутреннего и въездного туризма: 15 + 1 = 1.)

2. Возрастает количество иностранных фирм на российском рынке (из 4 тысяч фирм - только 10% отечественных, т. е. 85-90 % туристского рынка принадлежит иностранным фирмам).

В итоге: капитал вывозится; нет возврата в виде налогов; людские ресурсы остаются за пределами туристской занятости; собственно российский туристский рынок не инвестируется.

3. Россия дотирует Запад и Восток. Все это происходит в силу того факта, что туризму в России не уделяется должного внимания со стороны государства, правительства и субъектов Российской Федерации. Незначительно это внимание и на уровне местных муниципальных органов самоуправления.

Обратная сторона медали - отрицательные стороны инвестирования для принимающей страны или корпорации. Что касается потоков прямых инвестиций в совокупности, то их общее влияние на баланс платежей принимающих корпораций является не настолько благоприятным, как предполагается в большинстве случаев.

В частности, американское туристское сообщество иностранных инвесторов поддерживает это утверждение. Так, на слушаниях Конгресса в середине 90-х гг. по программам администрирования и в целях обуздания оттока частного долгосрочного капитала по каналам туризма представитель туристской общественности утверждал, что иностранное прямое инвестирование в туризм, отнюдь не обременяя американский баланс платежей, фактически усиливает его.

В качестве аргументов приводились следующие факты:

- общий доход от прямых инвестиций за границей опережает отток долгосрочного капитала;

- этот отток стимулировал значительную часть текущего американского невидимого экспорта по услугам туризма;

- отток был оплачен только на треть за счет новых прямых инвестиций за границей (остальное финансировалось реинвестициями дохода и местными займами);

- объем денежных переводов прибыли был направлен на ее значительное увеличение в последующие годы.

Поскольку американский излишек на счету прямого инвестирования должен был быть сформирован из дефицита других стран - участников туристского сотрудничества с организациями США.

Было высказано соображение о нецелесообразности последовательно повышать вышеупомянутый параметр без одновременного соблюдения паритета между интересами этих стран, заключающимися в получении прямых потоков капитала, и растущими задолженностями их собственных платежных балансов.

Существуют различные ограничения пропускной способности корпорации к поглощению прямых инвестиций из-за границы. И хотя определить их количество трудно, они должны рассматриваться как реальные и важные.

Эти ограничения по существу являются политическими. Некоторые корпорации могут позволить себе быть безразличными к фактическому или потенциальному иностранному контролю над ведущими операциями в сфере туризма.

Нельзя также игнорировать всегда широко освещаемые в прессе конфликты между национальными интересами принимающей корпорации, в частности, и корпоративной политикой в целом.

Фактические или потенциальные конфликты ограничивают продолжение роста иностранного прямого инвестирования, поскольку чем больше иностранного капиталовложения имеет корпорация, тем больше вероятность того, что комплексное воздействие таких конфликтов приведет к ограничительным действиям самой корпорации.

По этим причинам во многих странах нынешний рост прямых инвестиций из-за границы не может продолжаться неограниченно.

Рано или поздно он сталкивается с экономическими ограничениями, налагаемыми платежным балансом принимающей страны и политическими ограничениями, вводимыми местными влиятельными силами и группами как на государственном и территориальном уровнях, так и в частном секторе туризма.

Поскольку деятельность туристских агентов по существу является посреднической и не требует больших инвестиций, то в отличие от других отраслей экономики в туризме наблюдается более активный рост субъектов малого бизнеса.

Из 12 тыс. туристских фирм, действующих в России, 80% являются предприятиями малого бизнеса, которые, как правило, очень малы по штатам, но с другой стороны, коллективы малых предприятий проявляют много изобретательности, работают более рентабельно и реализуют содержательные программы отдыха.

Кроме того, малый бизнес выигрывает в конкурентной борьбе благодаря опережающей реакции на изменение рыночной конъюнктуры, достаточно оперативно заполняя ниши, возникающие в результате сдвигов в потребностях населения.

Малый бизнес играет важную роль и в ослаблении монополизации экономики, создании новых сфер приложения труда, в привлечении отечественных и зарубежных инвесторов.

Конечно, успехи малого предпринимательства зависят прежде всего от самих предпринимателей, их инициативы и предприимчивости, разумного коммерческого риска. Но государственная поддержка должна помочь им выработать своего рода «иммунитет выживаемости» в условиях конкуренции и рынка.

Государство в этой связи призвано определять приоритеты и формы поддержки малого предпринимательства, начиная от условий их создания и заканчивая налоговыми, кредитными и другими льготами.

Сегодня в Ярославской области условия для развития малого бизнеса в туризме малоблагоприятные.

Согласно закону «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором определены основные категории субъектов малого предпринимательства, пользующихся государственной поддержкой, туризму места не нашлось.

Хотя, как уже отмечалось, поддержка развития туризма признана сегодня одной из приоритетных задач государства.

Между тем именно государство в состоянии оказать реальную помощь и поддержку предприятиям сферы туризма и в первую очередь тем, которые функционируют на внутреннем сегменте рынка. Эта поддержка может выражаться в следующем.

Освобождение предприятий сферы туризма (гостиниц, санаториев, кемпингов и т.п.) от уплаты таможенных пошлин за оборудование, стройматериалы, ввозимые из-за рубежа для ремонта и строительных работ на туристских объектах.

Освобождение от уплаты части федеральных налогов с объемов капитальных вложений, инвестируемых в материальную базу туристско-санаторных комплексов.

Предоставлении льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование и развитие материально-технической базы туристских объектов с отсрочкой платежей по ним на срок от 2 до 10 лет.

Сложившаяся в настоящее время система налогообложения недостаточно четко регламентирует порядок налогообложения туристской деятельности, которая в силу объективных особенностей финансовых платежей, складывающихся в сфере туризма, предъявляет особые требования к налогообложению.

Налогообложение, на наш взгляд, должно стать базой для дальнейших инвестиций в сферу туризма. В настоящее время количество инвестиций явно недостаточно для быстрого подъема данной индустрии.

В таблице приведена структура отдельных источников финансирования инвестиций в туризм в Ярославской области.


Список литературы

1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий. (Н.П.Любушин, В.Б.Лещева,В.Г.Дьякова):Уч.пособие для ВУЗов.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 471 с.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.Изд.4-е – М.: Финансы и статистика, 2002 .-416 с.

3. Балабанов И.Т Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. – М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2000г.

5. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа- М.: ИНФРА –М, 2001 г.-222 с.

6. Бочаров В.В.Финансовое моделирование- СПб:Питер,2000.-208 с.

7. Бухгалтерская отчетность и налогообложение в 2000 году.Сборник ИНСЭИ.Выпуск 1.-СПб; Изд-во СПбГУЭФ, 2000 г.

8. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003г.

9. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – М.-СПб.: «Невский фонд», 2000.

10. Биржаков М.Б., Биржаков К.М. Железнодорожные туры. В спра¬вочнике «Туристские фирмы». - Вып. 16. - СПб.: ОЛБИС, 2002г.

11. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 2004г.

12. Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет: Финансы и статистика, 2000.

13. Ефимова Д.В. Финансовый анализ. – М.: Бух. Учет, 2001.

14. Доклад Лиги Наций. Экономический комитет «Исследование ту¬ристской поездки как международного фактора». - Женева, 2000.

15. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статисти¬ка, 2007г.

16. Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник - М.: Финансы и статистика, 2005.

17. Ковалев В.В. Управление финансами: Учебное пособие. - М.,2001.

18. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 2002.

19. Козлова Е.П., Парашютин Н.В., Бабченко Т.Н. Бухгалтерский учет. - М.,2000.

20. Козырев В.М.Туристская рента: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика, 2001 .-112 с.

21. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М.:Дело и Сервис, 2001.

22. Кузьмина Л.П. Краткий конспект лекций по курсу «Теория экономического анализа» Часть 1.- Пятигорск: МКА, 2005.

23. Маслова Д.В., Вазагов В.М., Васильев Ю.В., Кузьмина Л.П. Учетная политика предприятия (для бухгалтеров и предпринимателей. – Пятигорск: ИнЭУ Учебно-Научный Центр «Ноллидж», 2003.

24. Менеджмент туризма:Экономика туризма : Учебник.-М.6 Финансы и статистика, 2001.-320 с.

25. Менеждмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.-М.6Финансы и статистика, 2007.-272 с.

26. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов.Официальное издание.Утв.Минэкономики РФ,Минфином РФ, Госстроем РФ 21 июня 1999 г. - М.:Экономика, 2000

27. Налоговое законодательство и новые стандарты бухгалтерского учета.Сборник нормативных документов ИНСЭИ.Выпуск 3, часть 11.СПб: Изд-во СПьГУЭФ, 2004.

28. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие. - М.: Высшая школа,2003.

29. Отдых и путешествия, №7 (9), май 2001.

30. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: Учебник для вузов. –М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001.

31. Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства.-М.6Экономика 2000.-207 с.

32. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. – М.: Информационное агенство ИПБ-БИНФА, 2001.

33. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению. – М.: Финансы и статистика, 2007.

34. Путешественник.-2001.-№ 7.

35. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Минск: ООО «Новое знание», 2000.

36. СоболеваЕ.А.,СоболевИ.И. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, 2000 .-128 с.

37. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: «Ось-89», 2005.

38. Справочник выезжающего за границу.2-е издание исправ. и дополн.-М.,”Книга”,2006.

39. Справочник.Страны мира.-СПб., 2002.

40. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособобность: экономика, стратегия, управление.- М.6ИНФРА-М.-2000.-312с.

41. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие.изд.3-е –М.: Инфра М, 2002.-208 с..

42. Экономические анализ: ситуации, тесты, примеры:Учебное пособие (Под ред.Баканова М.И., Шеремета А.Д.).-М.:Финансы и статистика, 2007 .-656 с.

43. Документы ООО “Вояж”.

Скачать архив с текстом документа