Формирование у младших школьников историко – обществоведческих знаний

СОДЕРЖАНИЕ: Теоретические основы общественно – исторических знаний в начальной школе. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала. Современные методики преподавания знаний истории. Тенденции и цели современного исторического образования в младшей школе.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования общественно – исторических знаний в начальной школе

1.1 Цели современного исторического образования

1.2 Тенденции современного исторического образования

Выводы по первой главе

Глава 2. Изучение опыта по формированию ценностного потенциала

2.1 Развитие методики преподавания истории в начальной школе.

2.2 Современные методики преподавания историко – обществоведческих знаний в начальной школе

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Глоссарий по категориальному аппарату

Глоссарий по персоналиям

Приложение


Введение

Актуальность исследования: современное состояние в преподавании истории и обществознания непосредственно связано с развитием и внедрением историко – обществоведческих знаний на начальном этапе. Из актуальности вытекает противоречия в решении такой проблемы. В современных условиях потребность введения в начальную школьную исторического потенциала, но в реальной практике в сельских общеобразовательных школах не вводится предмет история, поэтому возникшая потребность в исследовании, при таких условиях возможно изучение историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Цель нашего исследования является в определении, теоретическом обосновании, изучения педагогического опыта и в практическом реализации формирования историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Объект исследования: содержание историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Предмет исследования: процесс формирования у младших школьников историко – обществоведческих знаний.

Гипотеза: процесс историко обществоведческих знаний будет эффективным при введение детей в содержание обучения с III класса отдельных самостоятельных уроков истории и обществознания, где в доступной форме ученики начальной школы включены в историко – обществоведческую деятельность.

Задачи:

1) Выявить теоретические подходы к пониманию по формированию историко – обществоведческих знаний;

2) Проанализировать методику организации уроков истории и имеющийся передовой педагогический опыт в преподавании исторических знаний в начальной школе по данной проблеме;

3) Составить практические рекомендации по формированию историко – обществоведческих знаний в младшем школьном возрасте.

Теоретико - методологические основы исследования составили теоретические положения, содержащиеся в работах отечественных авторов по данной теме: таких как Данилов Д.Д., Стрелова Р.Ю., Шамигулова О.А.; сведения из периодической печати, разработки уроков и наблюдения.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, анализ педагогической, психологической, методической литературы, анкетирование, беседа; анализ данных анкетного опроса; качественная обработка полученных результатов.

Теоретическая значимость: изучение литературы по данной теме имеет глубокую направленность теоретического осмысления, имеющего потенциала применения.

Практическая значимость: практическая направленность в применении историко – обществоведческих знаний в учебной деятельности в начальной школе.

База исследования: МОУ СОШ с. Новый Курмаш Кушнаренковского района Республики Башкортостан

Апробация: выступил по данной теме на методическом объединении учителей гуманитарных предметов, педсовете школы.


ГЛАВА I . ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО – ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

1.1. Цели современного исторического образования.

Изучение историко-обществоведческих знаний в школе - база для всего гуманитарного образования и основа для формирования собствен­ной жизненной позиции человека. Объектом изучения истории является прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек, природа, общество). Предмет изучения исторической науки - прошлое в его конкретности и неповторимости. Историческое образова­ние необходимо для социальной памяти человечества, без него нарушает­ся историческая и культурная преемственность, связь времен и поколе­ний. Это - средство приобщения школьников к достижениям отечествен­ной и мировой культуры, общечеловеческим ценностям. Это - условие воспитания любви к Родине и гражданственности. Изучение истории спо­собствует формированию у учащихся собственных ценностных ориента­ции и убеждений, полезных в социальном общении и гражданском пове­дении. Исходя из данного понимания функций исторического образова­ния, обратим внимание на особенности освещения историко-обществоведческих знаний в начальной школе.

Психолого-педагогическими характеристиками младшего школьного возраста являются: эмоциональность, любознательность, в мышлении -формирование к 3-4 классу возможности построения оценочных сужде­ний, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементарной абст­ракции. Младший школьный возраст - период постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений. У ребенка вырабатываются навыки общественного поведения (ответственность за поступки, взаимопомощь и пр.), интенсивно формируются почти все интеллектуальные, со­циальные и нравственные качества.[5,27]

В этой связи необходимо выделить особую роль изучения отечест­венной истории в воспитании личности младшего школьника. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая область знаний и впечат­лений не дает такого материала для гуманного воспитания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувст­во». В мировой образовательной практике до второй половины XX века традиционной считалось, что историю изучают для запоминания истори­ческих фактов и извлечения из истории положительных примеров. Глав­ное внимание в историческом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценно­стей, в частности, в России традиционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлечении из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная при­мерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах историче­ского образования.[23,16]

До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на­чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин­терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова­ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ­ной в начальную школу.

Сегодня образовательная область «Обществознание» включена в обя­зательный предмет «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.

В соответствии с базисным учебным планом образовательный ком­понент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:

I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;

II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, природоведение и пропедевтическим курсом истории в III - IV классах.

Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие ,задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях при­родного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

- воспитание позитивного ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно- нравственной культуры, патриотических чувств.

Обязательный минимум содержания начального общего образования в этой части включает разделы: «Общество» и «История Отечества».

Раздел «Общество» нацеливает на формирование у младших школь­ников представлений о родной стране, ее законах, государственной сим­волике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многооб­разии современного мира.

Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (про­педевтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым родной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков).

Такое содержание историко-обществоведческого материала форми­рует социальные представления у школьников: понимание места человека в обществе, правила поведения в общественных местах. Дети подходят к освоению различных понятий: Родина, страна, город, закон, право, правительство и др., которые являются основой социального развития. Яркие события и явления истории позволяют осмыслить значимость изучаемых фактов для жизни человека, принять их как ценность, выстраивать свое поведение с ценностных позиций.

В современной ситуации, когда история Отечества в основной школе изучается только после цивилизаций Древнего мира и Средневековья, большое значение в воспитании у подрастающего поколения ценностного отношения к Родине, историческому прошлому, традициям и культуре приобретает изучение историко-обществоведческих знаний в начальной школе.

Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появля­ется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Ин­терес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, сво­ей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не вос­принимают его как сказку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III -IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и уме­ние различать быль от сказки - одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В соз­нании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюже­ты и герои.

В.А. Сухомлинский считал: «добиться того, чтобы воспитанника уже в детстве волновало настоящее и будущее Отчизны — одна из важнейших предпосылок предотвращения моральных срывов в годы отрочества. Гра­жданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответ­ственность - это основа человеческого достоинства», он также отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом ис­торических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, «когда в сознании ребёнка формируется первое понятие о добре и зле, справед­ливости и несправедливости, чести и бесчести».[13]

Современные методисты Ворожейкина Н.И., Студеникин М.Т., Со­ловьев В.М. также убеждают, что события отечественной истории более близки и доступны детям, чем факты истории зарубежных стран. Подобно тому, как приобщение к языку принципиально важно начинать с родной речи, к изучению истории лучше всего приступать, знакомя детей именно с отечественной историей. Здесь школьники получают первые представ­ления о долгом и трудном пути, пройденном нашим Отечеством, об иду­щих вглубь столетий корнях.

1.2 Тенденции современного исторического образования.

Современные тенденции современного исторического образования отражены непосредственно в образовательном стандарте начального общего образования по окружающему миру.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

– развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

– освоение знаний о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения, духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг.

Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать:

– название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);

– государственную символику России;

– государственные праздники.

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

– описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России. [17]

Историческая и обществоведческая тематика, заложенная в государственном стандарте для начального общего образования на уровне предмета «Окружающий мир» предполагает знакомство учащихся с культурно – историческим наследием России и мира. Таким образом, содержание, предусмотренное государственным стандартом по образовательной области «общество», является на наш взгляд, одним из источников освоения младшими школьниками ценностей общества и личности в истории в современном мире. Поэтому при выборе учебника целесообразно учитывать его информационную ценность и соответствие содержания обязательному минимуму по данной образовательной области.

Содержание учебников для второго варианта (самостоятельного) пре­подавания курса наиболее полно отражает минимум содержания государст­венного образовательного стандарта для начальной школы в области «Обществознание», что способствует формированию у учащихся целостных представлений об историческом прошлом страны, о событиях и явлениях, происходящих в современном государстве, мировом сообществе; осмысле­нию их социально-позитивной значимости. Сведения по истории структу­рированы в хронологической последовательности в отличие от интегриро­ванного курса. Это позволяет формировать у учащихся ретроспективное мышление, способствующее качественной оценке значимости событий и явлений прошлого для развития государства, человечества. Внимание к биографии исторических личностей на страницах учебников «одухотворя­ет» картины прошлого, делает исторические события более близкими и дос­тупными для понимания младшего школьника, позволяет «вжиться» в эпо­ху, осмыслить ценности других людей, установить диалог. Таким образом, перечисленные аспекты содержания историко-обществоведческих знаний являются необходимой базой для формирования ценностного отношения к окружающему миру.

Выводы по первой главе.

Исходя из вышеперечисленных целей, задач современного исторического образования и тенденций её развития внедрение в начальную школу исторического и обществоведческого материала обосновано потребностью государства и людей в области образования.


ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА

2.1 Развитие методики преподавания в начальной школе

Рассмотрим современную ситуацию, сложившуюся вокруг включения историко – обществоведческих знаний в образовательное пространство начальной школы. До недавнего времени историческое образование начиналось в ос­новной школе с V класса пропедевтическим курсом истории Отечества. Историческая пропедевтика обеспечивала переход от интегративной на­чальной ступени образования к предметной, формировала представления, связанные с основными характеристиками истории, пробуждающими ин­терес к предмету. В начале 90-х г.г., в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов, Министерство образова­ния РФ рекомендовало перенести историческую пропедевтику из основ­ной школы в начальную.

Сегодня учебный план четырехлетней начальной школы предусмат­ривает преподавание пропедевтических курсов истории и обществознания в Ш - IV классах. Две образовательные области - «Естествознание» и «Обществознание» - объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», который призван интегрировать знания о человеке, природе и обществе.

В соответствии с базисным учебным планом образовательный ком­понент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:

I - интегрированным курсом «Окружающий мир» с I по IV класс;

II - курсом «Окружающий мир» в I - II классах, естествоведческим и обществоведческим курсами в III - IV классах.

На изучение обществоведческого курса отводится по одному часу в неделю.

Образовательная область «Обществознание» представлена двумя разделами: «Общество» и «История Отечества». Раздел «Общество» на­целивает на формирование у младших школьников представлений о род­ной стране, ее законах, государственной символике и праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразии современного мира. Раздел «История Отечества» предусматривает предварительное (пропе­девтическое) знакомство учащихся с далеким и недавним прошлым род­ной страны и края (исторические события, достижения культуры, быт наших предков) чувств.

В настоящее время для начальной школы, в соответствии с различны­ми концепциями, разработано несколько УМК и образовательная область «Обществознание» в них представлена в двух вариантах:

1) обществоведческий и естествоведческий материал дается интегриро­вано, как, например, в учебниках по окружающему миру Плешакова А.А. -«Мир вокруг нас» ( УМК «Школа России»), Виноградовой Н.Ф. - «Окру­жающий мир» ( УМК «Школа XXI века»), Поглазовой О.Т. - «Окружающий мир» (УМК «Гармония»), Саплина А.И., Саплиной Е.В., Сивоглазова В.И. -«Окружающий мир» (УМК «Планета знаний»), а также Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. - «Мы и окружающий мир» (УМК для с-мы Занкова Л.В.);

2) отдельным курсом, например, вводный историко-обществоведческий курс (авторы Д.Д. Данилов, СВ. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (III класс) и «Человек и человечество» (IV класс), разработанный в рамках образовательной программы «Школа 2.100», а также курс для традиционного направления в начальной школе - «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее», автором кото­рого является Н.И. Ворожейкина (учебник для Ш класса «Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова; учебник для IV класса «Наша Родина и современный мир. Бе­седы о России» - авторы Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова, Д.В. Заяц).

Знание и ценности тесно взаимосвязаны, в отдельности от знаний цен­ности не существуют. Если говорим о знании, то подразумеваем формы его выражения в соответствующих значениях. Если говорить о системе ценно­стей, то имеем в виду их содержание наполненное смыслом. Для того чтобы вещи, явления имели значение ценности, они должны быть предварительно информационно нагруженными, т.е. субъект об этих вещах, явлениях, дол­жен иметь предварительное знание и суждение, как предпосылочное знание. Такое «предпосылочное» знание закладывается и на страницах школьных учебников, являясь при этом одним из условий формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру.

Знание истории позволяет человеку ориентироваться в современном мире, достигать взаимопонимания между людьми, представляющими раз­личные культурные, религиозные, этнические традиции, а также расширяет его мировосприятие. Для того, чтобы человек осознал себя в мировой «реке времен», важно понимать ценности людей прошедших эпох, их стремления и достижения. Этот опыт бесценен в начале XXI века, когда от выбора ис­торического пути, совершаемого каждым человеком в отдельности, зависит будущее России. Изучение исторического опыта человечества через осозна­ние ценностей общества, личностей в истории, помогает представить образ окружающего мира в ретроспективном аспекте, способствует осмыслению значимости современных социальных событий и явлений, пониманию ок­ружающих людей и себя в этом мире.

Однако, говоря о реализации ценностного воспитательного потенциала истории, возникают следующие вопросы: На какой ступени школьного обра­зования следует начинать «воспитание историей»? Как с помощью историче­ских знаний помочь ребенку самоопределить себя в окружающем мире?

История для младших школьников в том или ином виде входит в число предметов, в учебный план школы, содействуя современному развитию об­разования в России и выдвижению на первый план идеи гуманизации лич­ности, демократизации школ, всестороннего развития личности, гражданст­венности учащихся.

Известно, что условия для формирования нравственных чувств, этики поведения (что составляет базу духовно-ценностной и практической ориен­тации ребёнка) создаются в начальных классах. Начальная школа представ­ляет собой фундамент, на котором основывается обучение и воспитание. Главная идея обучения, которая закладывается на современном этапе, - это всестороннее развитие ребенка. По мнению Л.В. Занкова, в развитии мыш­ления школьников история играет значительную роль, поскольку с ее изу­чением происходит еще большее расширение объема мышления, не только в пространстве, но и во времени, что развивает способность осмысливать прошлое всего человечества, выходящее за пределы личной жизни и жизни окружающих людей. [15]

Но на пути «омоложения» изучения историко-обществоведческих кур­сов стоят психологические препятствия. Младший школьник не готов к изучению гражданской истории как самостоятельного предмета. Для этого необходим определенный социальный опыт, накопление разнообразных и содержательных представлений о современной жизни, о происходящих в ней изменениях. На этой основе зарождается интерес к прошлому. Зародыш исторического интереса, по словам Л.Н. Толстого, появляется вследствие познания современной жизни, иногда участия в ней. Интерес к прошлому проявляется очень рано. Оно привлекает новизной, своей необыкновенно­стью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети тоже удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказ­ку, хотя интерес к нему не исчезает. Ученик III - IV классов уже хочет знать, где правда, где вымысел. Стремление и умение различать быль от сказки -одна из главных предпосылок изучения истории. Без этого изучение исто­рии не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуще­ствовать сказочные и реальные сюжеты и герои.

В.А.Сухомлинский отмечал, что уже младших учащихся необходимо знакомить с широким кругом исторических событий; читать им рассказы о прошлом человечества, тогда в сознании ребёнка формируется первое поня­тие о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии.

Д.Б. Давыдов, Д.Б. Эльконин указывали, что младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, когда происходит перестройка всей систе­мы отношений ребенка с действительностью. В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установ­лено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллекту­альные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окру­жающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей. Пси­холого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении ок­ружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развитие мышления и познавательного интереса. Мышление в младшем школьном воз­расте характеризуется появлением возможности к 3-4 классу построения оце­ночных суждений, основанных на анализе и синтезе, обобщении и элементар­ной абстракции. Такие качества помогают ребенку не только отмечать тот или иной факт, но и проникать в сущность некоторых явлений, вскрывать их при­чины. Талызина Н.Ф. указывает, что в младшем школьном возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя - постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков. Важно учить детей радоваться радостью других, учить их со­переживать. В младшем школьном возрасте, по наблюдениям Л. Божович, не только возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в до­школьном возрасте, изменяют свой характер и содержание. Автор указывает на происходящее «именно в данный период развития особенно интенсивное фор­мирование моральных чувств ребёнка». [15]

Ученые-педагоги – Ш.А. Амонашвили, О.С. Богданова, В.А. Максако­ва, В.И. Петрова - констатируют у младших школьников навыки общест­венного поведения, наличие деятельностного опыта, осмысленное отно­шение к окружающему миру.

Выводы ученых ориентируют учителя начальной школы на создание ус­ловий, обеспечивающих включение учащихся в такие виды деятельности, в ко­торых младший школьник может реализовать возрастные и личностные воз­можности. Практический опыт показывает, что для такой реализации требуется введение учащихся в культурную и гражданскую жизнь социума. Именно пози­тивная контактность с социумом развивает и закрепляет позитивное ценностное отношение ребенка к окружающему миру. Объединение познавательного и культурно - гражданского пространств, в которые включен младший школьник, позволяет ему осмысливать, прочувствовать и принимать позитивные ценности общества.

В этой связи необходимо выделить особую роль изучения истории в освоении ценностей культурного и гражданского социума младшими школьниками. Еще в начале XX века отмечалось, что «никакая другая об­ласть знаний и впечатлений не дает такого материала для гуманного воспи­тания и развития ученика. Историческое чтение воспитывает историческую мысль и чувство». [3] Процесс воспитания не возможен без обращения к цен­ностям, которые являются ядром в структуре личности. Личность - это ие­рархия ценностей. Именно ценности позволяют осознавать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие общество и поведение отдельных людей, формиро­вать и развивать у детей социально-позитивные отношения к миру.

Изучение истории в начальной школе расширяет знания (представле­ния) детей о нормах, общественных образцах и ценностях в различные ис­торические периоды на примерах поступков отдельных исторических лич­ностей. Ребёнок понимает и учится оценивать поведение исторических дея­телей, события, явления с позиций «должного». Однако только знания должного недостаточно для формирования устойчивого эмоционального отношения. Важным по этому поводу является замечание А.Н. Леонтьева о том, что знания и мысли, которые усвоены мышлением, могут не стать дос­тоянием самого человека. Главное, по его мнению, заключается в том, чтобы для самого человека становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем, те чувства, которые мы у него воспитываем. [23]

Якобсон П.М. указывает, на ряд обстоятельств, которые необходимо учесть в формировании устойчивых отношений с миром: умение воспитате­ля найти то «звено» в интересах и направленности человека, опираясь на которое можно будет вызвать у него моральную восприимчивость; найти возможность эмоционально воздействовать на человека; сделать моральные чувства достоянием личности, побудительным началом его поступков.

Таким образом, речь идет о формировании опыта моральных пережи­ваний, создании упражнений в нравственных действиях. Формирование ценностного отношения, изменение эмоциональной сферы человека пред­полагает иного характера психологические процессы, чем те, которые име­ют место при усвоении знаний. Тут недостаточно одного лишь обязательно­го понимания тех фактов и явлений жизни, с которыми человек сталкивает­ся при тех или иных жизненных обстоятельствах, и мало просто знания об­щественных ценностей. К этому пониманию и знанию должны присоеди­няются иные процессы, которые в большей мере затрагивают личность че­ловека, чем обычный процесс освоения им знаний. Проблема формирования ценностного отношения - это проблема изменения, в известном смысле слова, личности человека, её жизненных установок, субъективного мира. «Человека надо подвести к чувствам, которых у него ещё нет, посредством правильного воздействия». [24] Это значит, что должна появиться такая психо­логическая ситуация, которая дает возможность возникнуть эмоционально­му отношению человека к определенному кругу явлений, и это образую­щееся эмоциональное отношение будет им пережито. Должно появиться пе­реживание, которого ранее не было в опыте человека. Будучи осознанным как определенное эмоциональное отношение, это переживание входит в эмоциональный опыт человека и начинает занимать известное место в его личности. Так определенная жизненная ситуация заставляет человека пере­жить новые эмоции, осмыслить причастность к определенным событиям. Через переживание человек приходит к познанию окружающего мира, его ценностей. Затем ценности, будучи пережитыми и осознанными, могут пе­рейти во внутренний план личности. Каковы же те жизненные ситуации, которые вызывают новые эмоции, способствуют расширению эмоциональ­но-ценностного опыта человека? Они многообразны:

1) переживание появляется в результате непосредственного прямого и опосредованного восприятия, а также осознания поведения других людей;

2) переживание возникает на основе заинтересованности, затронутости фактами общественной жизни и взаимоотношений между людьми;

3) переживание возникает как результат «сопереживания» чувств дру­гого человека, изображенных в искусстве (литература, театр, кино, живо­пись, скульптура, музыка);

4) переживание возникает в результате осуществления человеком по­ступка, который по своему характеру противоречит некоторым чувствам, при­сущим ему (таким, как страх, неуверенность, раздражение и т.д.)

Для того чтобы найти путь к появлению социально-позитивных чувств у детей младшего школьного возраста, подвергающихся нашему воздейст­вию, необходимо, прежде всего, чтобы предлагаемый для ознакомления круг жизненных фактов и событий, нравственных понятий, положений мо­рали и т. д. глубоко эмоционально затрагивал тех, кто его воспринимает. Одним из важных условий успешности воздействия педагога на эмоцио­нальную сферу ребенка служит верный тон, правильная экспрессия, от­четливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам.

Рассматривая область чувств человека и характер ее связи с лично­стью, необходимо различать: а) переживание того или иного чувства; б) по­явление у человека устойчивого эмоционального отношения, характеризую­щегося определенным содержанием и проявляющегося в различных пере­живаниях и поступках; в) появление устойчивого эмоционального образо­вания как существенного качества личности, как важного свойства лично­сти человека.

Понятно, что, когда речь идет о формировании ценностного отноше­ния, подразумевается не то, что в какой-то момент однократно появится но­вое переживание, а то, что появившееся переживание явится выражением известного сдвига и эмоциональной сфере человека, выявлением образова­ния нового чувства. Это новое чувство будет проявляться при соответст­вующей жизненной ситуации в повторных и сходных по своему характеру переживаниях, и выражаться в действиях.

Исходя из вышеперечисленных положений, характеризующих психо­лого-педагогические особенности формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру, рассмотрим образователь­ный и воспитательный потенциал историко-обществоведческих знаний как источник ценностного отношения.

В мировой образовательной практике до второй половины XX века тради­ционным считалось, что историю изучают для запоминания исторических фак­тов и извлечения из истории положительных примеров. Главное внимание в ис­торическом образовании в этот период, как правило, уделялось формированию патриотических идей, государственных ценностей, в частности, в России тра­диционно считалось, что история - это «хранилище уроков». При этом извлече­ние из истории положительных примеров и называлось «воспитанием истории». Однако, начиная примерно с 1970-х гг. в мировой педагогике начало утверждаться мнение, что главная цель изучения истории в школе заключается в формировании гражданских качеств личности, навыков социального поведения, прежде всего навыка «критического мышления». В странах демократической ориентации этот принцип постепенно возобладал в системах исторического об­разования. Соответственно, стали меняться требования и запросы к содержа­нию исторического образования.

Е.Е. Вяземский выделяет ряд факторов, которые являются определяю­щими в реализации воспитательного потенциала истории:

- история, способствующая ретроспективному мышлению учащихся, помогает человеку приобрести исторический опыт, без которого трудно объективно оценить социально-экономические, политические и культурные объекты, процессы;

- историческое образование, которое является основой для формирова­ния критического мышления учащихся;

- исторические знания, историческая компетентность, которые являют­ся неотъемлемой частью общей культуры человека, базовым основанием для формирования собственной точки зрения человека по всем актуальным для человечества проблемам прошлого и настоящего.

- демократическое образование и воспитание в духе ценностей демо­кратии, ценности прав человека, базируются на историческом фундаменте, исторических знаниях.

- гражданское воспитание как социально-педагогическое во многом ба­зируется на исторической основе. [5,27]

История занимает особое место в системе гуманитарного образования. По мнению Н.В. Загладина, человек, не знающий историю, не может ориен­тироваться в окружающем его мире, не способен адекватно реагировать на реальности социальной политической жизни. Е.Б. Евладова подчёркивает, что «обращение к истории должно стать поводом для обращения к себе, к собст­венным достоинствам и недостаткам, только так, соотнося общее и частное, по­нимая ответственность отдельного человека за свою судьбу и за судьбу страны, можно рассчитывать на становление граждан и патриотов».2

На уроках истории представляется возможность обсудить учебную информацию с разных точек зрения, привести школьника к пониманию ценностей других людей , причин отличного от «своего» взгляда на одни и те же события. На это обращает внимание О.Ю. Стрелова, указывая, что ««заговорить» или «поспорить» друг с другом, в частности на уроках исто­рии могут следующие субъекты диалога культур и поколений: главные дей­ствующие лица исторического сюжета и их современники; учебники и ис­торические герои; авторы учебников и современники «героев»; читатели (учителя и школьники) с авторами учебных книг; читатели могут вступить в диалог с персонажами прошлого; они же (педагоги и школьники) могут обсуждать волнующие их проблемы между собой». Пока мы не установим диалог с текстом, не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят. Уровень понимания и стиль общения необходимы для формиро­вания личностного ценностного отношения, раскрывают феномен ценност­ного отношения человека. [14,136] Общение порождает общность ценностей, кото­рая достигается внутренним приятием, переживанием ценностей другого человека. Механизмом ценностного общения, согласно точки зрения М.С. Кагана, является диалог.

Важное значение в характеристике освоения младшими школьниками ценностного потенциала историко-обществоведческих знаний приобретает ведущий метод воспитания советской педагогики - воспитание на примере жизни и деятельности выдающихся личностей, используемый в отечественной школе советской эпохи. В.Б. Помялов, подчеркивая актуальность использова­ния данного метода в педагогическом воздействии на становление человека, особенно в младшем школьном возрасте, отмечает, что устареть обращение к положительному примеру как методу воспитания не может, поскольку на нем строится система воспитания и обучения в любой человеческой общности. [20,76]

При разработке и реализации идеи воспитания на основе истории, Степанищев А.Т. обращает внимание на значение в воспитании иллюстрирова­ния героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан - приме­ров для подражания; формирования высоких нравственных качеств у уча­щихся; предупреждения эгоизма, проявлений высокомерного отношения к инаковым ценностям и традициям. При внедрении общечеловеческих цен­ностей в сознание учащихся через проекцию историко-обществоведческих знаний, Степанищев А.Т. указывает на необходимость учитывать ряд поло­жений: вычленение и формирование российских ценностей должно стро­иться на той же методологической основе, что и общечеловеческие; выде­ление наиболее распространённых общечеловеческих ценностей и работа с целью их осознанного восприятия учащимися; объяснение, показ реальных условий взаимопроникновения общечеловеческих и российских ценностей на научный, исходя из исторического опыта, основе.[22,65]

Обобщая сказанное, отметим, что, воспитывая учащихся на историческом опыте прошлого, педагог должен использовать ценностный потенциал каждого предъявляемого примера, каждой темы. Исторический и обществоведческий материал позволяет успешно транслировать общественные ценности, выработанные человечеством, расширять представления и понятия о таких ценностях как Права человека, Свобода, Правовое государство, Любовь к Родине, Терпимость, создавать эмоциональные ситуации на урок. Изучение истории своего Отечества является базовым основанием для воспитания патриотизма и формирования у учащихся собственной точки зрения на актуальные проблемы человечества в прошлом и настоящем.

Для того чтобы лучше понять суть методики преподавания, мы выбрали УМК «Школа ХХI века» программа курса: «Вводный историко – обществоведческий курс» ( авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин ), состоящего из двух частей: «Моё Отечество» ( III класс) и «Человек и человечество» ( IV класс )

Вводный историко-обществоведческий курс УМК «Школа 2100» (авторы Д.Д. Да­нилов, С.В. Тырин) состоит из двух частей: «Мое Отечество» (Ш класс) и «Человек и человечество» (IV класс).

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» предлагает концепцию вводного курса истории и обществознания, со­стоящего из двух частей: первая часть - «Мое Отечество» (Ш класс); вто­рая часть - «Человек и общество» (IV класс).

Задача вводного курса истории и обществознания: дать ученикам на­чальной школы предварительный минимум историко-обществоведческих знаний и обучить навыкам их использования в жизненных ситуациях. Та­ким образом, историко-обществоведческий курс должен дать ученикам начальной школы доступную их пониманию, но при этом целостную кар­тину мира с точки зрения обществознания. В средней школе эти пробле­мы будут рассматриваться подробнее в разных курсах, поэтому сначала важно сформировать общее и вместе с тем целостное представление о родной стране, о ее истории и современности. Именно с этих националь­ных государственных ценностей начинает выстраиваться обществоведче­ская картина мира для ученика. На «отечественном материале» у ученика должны сформироваться первичные представления о некоторых базовых понятиях обществознания (государство, закон и т.д.). Уже в Ш классе возможно приступить к формированию начальных навыков историческо­го мышления (осознание изменяемости, развития общества как части ок­ружающего мира, выделение я том или ином общественно-историческом явлении причины и следствия его существования и т.д.). При этом курс «Мое Отечество» должен способствовать становлению патриотического чувства, гордости за свою страну, формированию той системы ценностей, которая обеспечит активную гражданскую позицию человека в будущем.

Учебно-методический комплекс «Мое Отечество» состоит из про­граммы, учебника (в четырех частях), рабочей тетради и сборника мето­дических рекомендаций для учителей, планируется дополнить набор ил­люстративно-наглядным материалом (карты, схемы, видовые картины).

Особенности курса: все новые понятия и явления окружающего мира подаются учащимся только через знакомые им жизненные ситуации в жанре бытовых рассказов. Чтобы обеспечить личностное восприятие уче­никами материала и стилистически соотнести курс «Мое Отечество», па­раграфы учебника являются рассказами о путешествиях по прошлому и настоящему России двух главных героев: брата и сестры Илюши и Аню­ты. Весь новый материал подается как рассказы родителей и взрослых знакомых Анюты и Илюши.

Задача комплекса «Человек и человечество» - достроить элементар­ную картину мира с точки зрения общественных наук и психологии. К уровню «мое общество», «моя страна» добавляются новые уровни знаний об обществе: «внутренний психологический мир человека», «общение и общество», «человечество - как самый широкий уровень моего общест­ва». Дается общее представление о человечестве как о всех людях живу­щих и живших на земле, о неоднородности и многоликости современного человеческого общества, о том, что объединяет всех людей, об общечело­веческих ценностях. Изображается общая картина всемирной истории, которая будет изучаться в дальнейшем в средней школе в рамках разных курсов истории.

Таким образом, по замыслу авторов, на выходе из начальной школы ученик будет обладать знанием целостной элементарной картины мира и умением познавать этот мир.

Полный анализ построения учебников на примере УМК «Школа 2100» выглядит следующим образом.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (3 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

Данилов Д.Д., Тырин С.В. [8]

Окружающий мир. Учебник «Мое Отечество». Введение в обществознание. Учебник для 3-го класса (1-4). В 4-х ч. - М.: «Баласс», 1998. - Ч. 1 - 64 с., илл., ч. 2 - 48 с., илл., ч. 3 - 32 с., илл., ч. 4 - 48 с., илл.

Учебник представляет введение в историко-обществоведческий сегмент курса «Окружающий мир». На материале истории и современности нашей страны осуществляется знакомство учеников с базовыми обществоведческими знаниями (государство, история, демократия и т.п.); производится систематизация имеющихся у учеников представлений об обществе и истории; в конечном итоге, происходит формирование целостной предварительной картины мира младших школьников.

Основные отличия данного учебника:

1) Знакомство с отечественной историей имеет целью не столько запоминание каких-то отдельных событий, имен, названий, сколько формирование целостной картины истории России. Для этого история представляется в виде смены нескольких эпох: «времена Древней Руси», «времена Московского государства», «времена Российской империи», «времена Советской России и СССР», «современная Россия». Каждая эпоха - это определенное культурное единство жителей нашей страны. Задача учеников - прежде всего научиться ориентироваться во времени - располагать конкретные факты (основные события, исторические личности, памятники культуры) на ленте времени, определять их очередность, принадлежность к веку.

2) Форма подачи материала в каждом уроке - это диалог главных героев книги (брата и сестры Илюши и Анюты) с неким взрослым (папа, случайный знакомый), который выступает носителем нового знания. Дети - герои книги - попадают в какие-то житейские ситуации, в которых имеющиеся у них представления об обществе и истории вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются вопросы и в ответах на них излагается материал темы.

3) В учебник включены дискуссионные, проблемные темы, которые не имеют однозначной трактовки как в науке, так и в общественном мнении: «Почему распался СССР?», «Что такое демократия в современной России?», «При Сталине у нас в стране было создано справедливое общество?», «Преобразования Петра I принесли пользу или вред России?» и т.п. Несмотря на свою неоднозначность, эти вопросы актуальны и постоянно дискутируются в нашем обществе, благодаря чему ученики начальной школы сталкиваются с ними, и это порождает вопросы, которые требуют ответов, объяснений. Позиция авторов заключается в том, что ребят нужно прежде всего познакомить с тем, что существуют вопросы, на которые нет одного правильного ответа, а у разных людей могут быть разные мнения. Мышление детей еще во многом мифологично, сказочно и они ищут в истории и современности «добрых Иванов-царевичей» и «злых Кощеев Бессмертных». Мир же значительно сложнее и не может быть сведен к этой антиномии. Каждому человеку необходимо учиться самому определять свое мнение и при этом внимательно и уважительно относиться к мнению других людей. Осознание этого и есть главная цель при обсуждении дискуссионных проблем отечественной истории и современности.

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.

Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс», 1999. - 64 с., илл.

Рабочая тетрадь содержит практические задания по пропедевтическому курсу отечественной истории и обществознания и является приложением к учебнику «Мое Отечество», 3-й класс (1-4), авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин, Сизова Е.В., Харитонова Н.В.

Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество». 3-й класс (1-4). - М.: «Баласс», 2003. - 48 с., илл.

Самостоятельные и проверочные работы к учебнику «Мое Отечество» являются составной частью учебно-методического комплекта для 3-го класса по пропедевтическому курсу отечественной истории и обществознания, содержит дидактический материал для проведения контроля за усвоением знаний и навыков

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Родная страна. Книга для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс», 2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника»)

Книга для чтения предназначена для учащихся 3–4-го классов начальной школы, изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является пропедевтический курс истории и обществознания.

Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое Отечество».

Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам.

Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Сафиулина Н.Г.

Мое Отечество. 3-й класс (1-4). Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 1999. - 96 с. [9]

В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование уроков в 3-м классе из расчета 1 час в неделю, методические комментарии к учебнику «Мое Отечество» (авторы Д.Д. Данилов, С.В. Тырин), поурочные методические разработки.


ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (4 КЛАСС - ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ)

Окружающий мир. Учебник «Человек и человечество». Вводный курс истории и обществознания для 4-го класса в 2-х книгах. Авт. коллектив: Г.Э. Белицкая, Н.В. Иванова (книга 1); Д.Д. Данилов, С.С.Кузнецова, С.В. Тырин (книга 2). - М.: «Баласс», 2000. - Ч. 1 - 48 с., ил., ч. 2 - 96 с., илл.

Учебник является второй частью историко-обществоведческого сегмента курса «Окружающий мир». С его помощью завершается формирование целостной предварительной картины мира младших школьников. Содержание книги указывает на тесную интеграцию со второй половиной курса «Окружающий мир» - учебниками по введению в естествознание, созданными авторским коллективом под руководством А.А. Вахрушева, в частности, с учебником для 4 класса - «Человек и природа».

Первые главы двух учебников посвящены проблеме человека - в одной книге с позиции анатомии, а в другой - с позиции психологии. Далее рассматриваются различные уровни взаимодействия человека соответственно с природой и обществом. В учебнике «Человек и человечество» это - человек в непосредственном кругу общения, человек в истории человечества, человек и многоликое человечество, человек и единое человечество. Таким образом, младшие школьники осмысливают, к примеру, следующие проблемы: «Почему в обществе возникают конфликты и как их разрешать?», «Для чего нужны совесть и мораль?», «Чем отличаются люди, живущие на Земле?», «Что объединяет все человечество?». Последний урок посвящен проблеме «Как человеку жить в обществе?». На взгляд авторов, точно так же как единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой - это переход к экологическому хозяйству, во взаимоотношениях между людьми главный приоритет - формирование толерантной личности - человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относится к позициям и интересам других людей.

Допущено Министерством образования и науки РФ.

Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Харитонова Н.В., Кузнецова С.С.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь к учебнику «Человек и человечество», 4-й класс. - М.: «Баласс», 2001. - 80 с., илл.

Рабочая тетрадь содержит практические задания по вводному курсу истории и обществознания и является приложением к учебнику «Человек и человечество» для 4-го класса (1-4).

Бердинских В.А., Бердинских М.Л.

Родная страна. Книга для чтения по истории для 3–4-го классов.. - М.: «Баласс», 2005. - 144 с., илл. (Серия «За страницами учебника»)

Книга для чтения предназначена для учащихся 3–4-го классов начальной школы, изучающих курс «Окружающий мир», составной частью которого является пропедевтический курс истории и обществознания.

Данное пособие снабжено методическими указаниями, в которых поясняется, как его можно использовать параллельно с учебником по окружающему миру «Мое Отечество».

Книга для чтения может также использоваться в работе по другим образовательным системам.

Данилов Д.Д. и др. Человек и человечество. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2001. - 256 с.

В методическое пособие включены программа пропедевтического курса отечественной истории и обществознания для начальной школы, тематическое планирование, методические комментарии к учебнику «Человек и человечество», поурочные методические разработки.

Современные методики в преподавании историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Специальные методы и приемы, применяемые на уроке при изучении историко-обществоведческого содержания, способствующие созданию эмоциональной ситуации - необходимый элемент в формировании ценно­стного отношения у младших школьников к изучаемым событиям.

Словесный метод, который успешно может быть реализован посред­ством эвристической беседы, а также приема сюжетного повествования и его нетрадиционных форм - персонификации, драматизации.

Метод дидактической игры (ролевые игры, ассоциации, тренинги)

Самостоятельная поисково-исследовательская деятельность.

Беседа создаёт условия для ценностного освоения школьниками ок­ружающей действительности. Цель эвристической беседы — дать возмож­ность детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. В такой беседе с помощью вопросов, заданий, акцентов учителя ученики путем логических рассуждений подходят к открытию новых связей и от­ношений. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: - поста­новка проблемы учителем (по возможности - с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений, конкретизирую­щих обсуждаемый вопрос;

- решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснова­ние учащимися, возможная между ними дискуссия;

- подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы.

Задача учителя сконцентрировать внимание учащихся на ценностных аспектах обсуждаемого события или явления, вызвать отношение к про­блеме, вопросу и т.д.

Эффективность беседы будет выше, если учитель использует средст­ва наглядности - учебные пособия, карты, картины, меловые рисунки, ап­пликации. Важно задействовать все каналы восприятия. Внимание и ин­терес к высказываемым учениками мнениям, эмоциональность и мастерство учителя, создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает отношение к изучаемому объекту.

Фрагмент урока истории в 3-м классе Император-освободитель по учебнику Д.Д. Данилова, С.В. Тюрина Мое Отечество, Школа–2100

IV. Совместное “открытие” новых знаний.

Цель: проверить гипотезы с помощью учебника посредством побуждающего диалога.

1. Чтение вслух 1 и 2 абзацев на с. 45.

Вопросы после чтения:- Нашли ли мы ответы на поставленные вопросы?(Да. Императора звали Александр II)

- А на другие вопросы мы можем ответить? Тогда читаем дальше.

2. Чтение про себя 3 абзаца на с. 45

- Ответы на вопросы выделяйте простым карандашом.

Вопросы после чтения:

- Когда правил Александр II ?

(на слайде: Александр II, 1856-1881)

- Почему его прозвали освободителем? (освободил российских крестьян от крепостной зависимости. На слайде: отмена крепостного права)

- Что вы знаете о крепостном праве?

- Когда оно было отменено? (на слайде: 19 февраля 1861 года)

- Как вы думаете, это было важным событием для России? Почему?

(дети высказывают свои мнения)

- Если крепостное право мешало развитию всей России, значит она отставала в своем развитии? От кого? (От Европы)

- Давайте выясним, что говорится о Европе и России второй половины XIX века.

3. Чтение 4 абзаца про себя.

Вопросы после чтения:

- Что узнали о России и Европе того времени?

(Слайд 3 - Европа: много железных дорог; много фабрик и заводов; производили и продавали разные товары. Россия: одна железная дорога; мало фабрик и заводов; покупали товары в Европе)

- Смотрите, как отличалась по своему развитию Россия от Европы во второй половине XIX века.

- Но при чем же здесь крепостное право? (дети высказывают свои версии)

4. Чтение 1 абзаца на с. 46 про себя.

Вопросы после чтения:

- Почему же крепостное право мешало развитию России?

- Как вы понимаете выражение: “работать из-под палки”?

- А как обстояли дела в Европе?

(Продолжение показа слайда 3 - Россия: крепостные крестьяне; Европа: вольнонаемные рабочие)

- Александр II 19 февраля 1861 года отменил крепостное право. Крестьяне стали свободными. Значит, они зажили хорошо? (Дети высказывают свои версии)

- Прочитаем, как об этом говорится в учебнике?

5. Чтение вслух 9 абзаца на с. 46

Вопросы после чтения:

- Что узнали о жизни крестьян после отмены крепостного права? (Хорошо зажили только богатые крестьяне, большинство же с трудом могли прокормить свои семьи)

- Почему так произошло? Ваши версии?

6. Рассказ учителя

- Богатство крестьянина зависело от того, каким количеством земли он владел. Бывшие же хозяева крестьян, дворяне-помещики (на доске), при освобождении значительную часть земли оставили себе. Из-за этого крестьяне остались малоземельными. (на доске) Они с трудом могли прокормить семью, даже работая не покладая рук. В российских деревнях часто случался голод. По-прежнему дворяне-помещики жили в богатых и красивых домах, а большинство крестьян, как и до отмены крепостного права, - в темных избах.

- Какой у вас возник вопрос?

(Александр II зря освободил крестьян? Жизнь в России не изменилась?)

- Выскажите ваши версии.

- Найдите ответы на вопросы в учебнике.

7. Чтение текста на с. 47 про себя

Вопросы после чтения:

- Изменилась ли жизнь в России?

- Кто такие “капиталисты”? (на доске)

- Кем становились крестьяне?

- Найдите главное предложение в этом абзаце. (Россия стремительно догоняла развитые Европейские страны)

Персонификация - форма сюжетного повествования, в основе кото­рой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общест­венных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества, почувствовать, пережить ценности конкретной эпохи.

Драматизация - сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в об­щении двух или более людей раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты эпохи.

Использование данных методов и приемов на уроке требует опоры на возможности художественных произведений (литературы, живописи). Художественное слово способно производить глубокое впечатление, по-иному представлять мир. Художественные произведения в первую оче­редь обращены к эмоциональной сфере человека. Искусство, художест­венная литература, театр, кино, музыка, живопись представляют собой средство воспитания ценностного отношения. Именно потому, что мате­риал искусства в силу своей убедительности, образности воспринимается эмоционально, он и пробуждает в душе читателя, слушателя, зрителя наряду с мыслями о событиях и оценками их также и эмоциональные пере­живания. Раскрываемая в художественном произведении жизнь, взаимо­отношения между людьми, освещение событий автором, с одной стороны, приводят читателя, зрителя к определенным оценкам, которые вызывают соответствующее переживание: жалость, негодование, презрение, восхи­щение, уважение к героям, а с другой стороны, заставляют человека в оп­ределенной ситуации ни настоящему пережить эмоционально свое, уже сформировавшееся отношение к определенным человеческим взаимоот­ношениям. Понятно, что лишь то произведение может вызвать новые чув­ства, которое взволнует и даст возможность пережить эти чувства.

Фрагмент урока по ОМ Человек и человечество в 4-м классе (программа Школа-2100) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов и др. Эмоции — краски переживаний

Театрализация ситуации. Сценка.

Аня. Ой, такой малыш, а уже улыбается. Раз улыбается, значит ему у нас понравилось.

Илья. А почему ты думаешь, что ему понравилось? Он, что тебе это сказал?

Аня. Ну, улыбается - значит радуется.

Постановка проблемы.

Вам не кажется странным, что Анюта узнала, какие переживания испытывает пятимесячный малыш?

Рассмотрите фотографии малыша и выскажите свои догадки.

На самом деле, малыши в этом возрасте никому, ничего специально не рассказывают. Они просто улыбаются, если им хорошо, и плачут, если им плохо.

Как же люди узнают, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Ученики высказывают предположение, что малыш “рассказал” об этом Анюте не словами, а выражением лица.

3. Открытие нового.

Вживись в образ “Мордашки”

Представьте, ребята, что к нам сейчас в класс придет клоун из цирка.

Покажите, не произнеся не слова, как вы его встретите? Посмотрите, друг на друга, вы рады, вы улыбаетесь. Перед вами листочки с 3-мя кругами, нарисуйте в первом кружке, как, по-вашему, выглядит рот и глаза, радостного, веселого смеющегося человека. Покажите друг другу рисунки. Самый удачный на ваш взгляд рисунок мы повторим на доске. Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Представьте, ребята, что к нам сейчас на космическом корабле прилетит ... слонопотам... Что видите на лицах своих одноклассников? Радость, удивление, настороженность? Нарисуйте рот и глаза удивленного человека во втором кружочке.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Не будем лишний раз расстраивать друг друга, и плохих известий не буду я вам сообщать. Вспомните и нарисуйте лицо плачущего, расстроенного человека.

Озвучьте свое изображение, покажите движениями рук.

Так, что же людям помогает узнать, что происходит с другим человеком, если он сам не рассказывает о своих переживаниях?

Рисуют “мордашки” с выражением разных эмоций

Наблюдения за восприятием детьми и подростками художественных произведений показывают, какие значительные переживания могут воз­никать у них в связи с чтением произведений художественной литерату­ры, слушанием музыки и т.д. Задача воспитания чувств заключается не только в том, чтобы появилось новое содержательное переживание. Такое переживание представляет собой существенное, но лишь первое звено в формировании эмоционального мира человека.

Приведем пример эвристической беседы с опорой на отрывок из ху­дожественной литературы:

Учитель с чувством читает отрывок из повести Горбачева А. «Чудес­ный доктор» о первой сестре милосердия - Даше Севастопольской:

« Ей было семнадцать лет, когда интервенты высадились в Крыму. Даша распродала свое небогатое имущество, купила на эти деньги лоша­денку с бричкой, настирала всякого тряпья для перевозок, и поехала вслед за армией к реке Алме...До позднего вечера девушка перевязывала ране­ных. Над ее головой свистели ядра, то тут, то там с грохотом взрывались картечные гранаты и лопались бомбы... Как завороженная, перевязывала она среди огня и грохота канонады раненых солдат и офицеров...» Вы­держав паузу, учитель обращается к ученикам с вопросами: Что вы чувст­вовали, слушая рассказ? Почему Даша приняла такое решение? Что восхищает в поступке девушки? и.т.д. В ходе беседы детей можно подвести к пониманию того, что ценность поступка Даши в проявлении высших чувств во имя главной ценности - человеческой жизни. Таким образом, беседа выстраивается по принципу: «от явления жизни - к закономерно­сти - закономерность как норма жизни». Проявление милосердия по от­ношению к другому человеку должно утвердиться в качестве ценности, стать «нормой жизни», условием счастливой и достойной Жизни человека.

Одним из важных условий успешности воздействия педагога, П.М.Якобсон выделяет верный тон, правильную экспрессия, отчетливо выявляющееся отношение учителя к излагаемым фактам, экспрессию, ко­торая «дойдет» до каждого ученика, «заразит» его.

При работе с картиной, отражающей различные исторические собы­тия или явления, создать эмоциональную ситуацию на уроке можно с по­мощью приема персонификации.

Например, (при изучении Отечественной войны 1812 года) рассмат­ривая картину А.Д. Кившенко «Военный совет в Филях», детям предлага­ется рассказать событие от имени офицера Н.Н. Раевского, или адъютанта П.С. Кайсарова, или от имени самого М.И. Кутузова. Такой прием позво­ляет младшему школьнику пережить чувства, состояния героев, понять их поступки, прикоснуться к ценностям той эпохи. Воображаемый диалог, который может происходить между героями изображенными на картине, известен как прием драматизации. Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля; слова за них придумывают сами учащиеся. Для «оживления» на уроке истории необходимо подби­рать доступные пониманию младшего школьника сюжеты картин, точно и колоритно отображающие изучаемую эпоху, события. Например, Б.М. Кустодиев - «Школа Московской Руси», A.M. Васнецов - «Новгородский торг», В.И. Лебедев - «Продажа крепостных крестьян», Е.Е. Лансере -«Полтавская победа», Е.В. Ванюков - «Штурм Измаила» и другие. Ис­пользование описанных приемов в работе с произведениями живописи на уроке истории, способствует не только формированию у учащихся уме­ний анализировать изобразительный ряд, критично воспринимать уви­денное, извлекать информацию из сюжета картины, но и решению воспи­тательных задач.

В ролевых играх участники на основе жизненных или художествен­ных впечатлений, самостоятельно или с помощью организаторов, творче­ски воспроизводят социальные отношения или материальные объекты. Игры вносят творческий характер.

Таким образом, продуманная и организованная педагогом ролевая игра на основе изучаемого историко-обществоведческого материала, поможет создать ситуацию эмоционального переживания, способствующую переводу общественных ценностей во внутренний план личности.

В исследовании Махлаха Е.С. замечено, что «для развертывания ро­левой игры необходимо, чтобы дети не только хорошо знали ту область действительности, которая составляет сюжет игры, но чтобы у них было также и определенное отношение к этой области и к характерам тех лю­дей, которых они должны изображать в игре, сопереживание с героями и проникновение в их ценности». [18] Поэтому нужен эмоционально насыщенный, методически грамотный урок с привлечением наглядных и техниче­ских средств обучения. Чем выше уровень интеллектуального развития учащихся, тем более интересны для них ролевые игры. Чтобы участвовать в ролевой игре, учащиеся должны достаточно глубоко владеть знаниями по той или иной теме. Ролевой игре предшествует предварительная под­готовка, несущая большую дидактическую нагрузку. Она включает само­стоятельный поиск и восприятие информации, ее творческую переработку в соответствии с условиями ролевой игры.

Обобщая сказанное, отметим особенности организации ролевых игр на уроках в изучении историко-обществоведческого материала:

1) использование в играх образного и событийного исторического материала;

2) предварительная подготовка к игре, обеспечивающая глубокие знания школьников по темам курса;

3) проявление в игре трех уровней познавательной деятельности (воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый);

4) продолжительность но времени - урок, иногда сдвоенный урок;

5) нечастое применение (3-4 сюжетно-ролевые игры в течение учеб­ного года);

6) сюжетом ролевой игры, организованной на уроке могут быть изу­ченные исторические события или явления, деятельность исторических персоналий.

Игра «Встреча во времени». Может быть организована после изу­чения эпохи, периода правления, крупного события в истории. Класс де­лится на группы и каждая из которых представляет собой определенные слои населения, социальные группы, современников обсуждаемого исто­рического деятеля. Они получили возможность встретиться с потомками, путешествующими на «корабле времени» и рассказать им о своей эпохе. Задача группы «путешественников» - отрезюмировать: что было важным, значимым для людей того времени, какой заметный положительный след в истории оставила обсуждаемая личность.

Например, «встреча во времени» с современниками Петра I. Класс делится на пять групп: (задания для каждой группы можно сообщить предварительно)

1-я группа - путешественники во времени.

Задание: подготовить краткую общую характеристику об эпохе Пет­ра, опираясь на высказывания историков(1-2), а также вопросы к совре­менникам Петра I.

2-я группа - представители Сената.

Задание: подготовить рассказ об основных событиях, делах Петра I, изменениях в управлении страны, расходах государства.

3-я группа - дворянские дети.

Задание: рассказать о новшествах в положении дворянства, их обуче­нии, требованиях царя.

4 -я группа - рекруты-участники Северной войны.

Задание: сообщить об особенностях жизни рекрутов, об участии в Полтавской баталии, в морских сражениях.

5 - группа - крестьяне.

Задание: рассказать о положении крестьян, строительстве города Санкт-Петербурга, об участии в башкирских, восстаниях 1711 года.

Реконструкция прошлого в данной игре позволяет не только развить у учащихся историческое воображение, но и осмыслить содержание ценностей

Жизнь, Человек, Общество, Знания, Любовь к Родине в контексте того вре­мени, сформировать отношение к ним посредством «вживания» в образы.

Прием «ассоциации» целесообразно использовать как на обобщаю­щих уроках, так и иа каждом уроке для рефлексии изучаемого материала.

Учитель называет событие, обсуждаемое на уроке, или исторического деятеля, о котором шла речь. Учащиеся должны подобрать к нему из предложенного набора ценностей (на доске или на экране слова Жизнь, Человек, Права человека, Свобода, Любовь к Родине, Знание, Мир на Земле и др.) одну, с которой ассоциируется данное событие или личность, и обосновать свой выбор. Например, при изучении Киевской Руси, учи­тель указывает на Ярослава Мудрого. Ученики называют слово(ценность) из набора, с которой он ассоциируется. Ярослав Мудрый может ассоции­роваться с ценностью Знания, тогда, как правило дети объясняют, что именно он открыл на Руси до 300 учебных заведений. Другие могут на­звать ценность Права человека или Порядка., обосновывая это созданием первого свода законов «Правды Ярослава» и т.д.

Для успешного выполнения этого задания, дети должны иметь хорошие знания по рассматриваемому материалу. Набор предлагаемых ценностей рассмотрен нами в предыдущей главе. Однако, учитель, вводя на первых уроках понятие «ценность» (то, что значимо для достойной и счастливой жизни человека), в дальнейшем может дополнять список ценностей-условий. Можно предложить учащимся самостоятельно порассуждать: име­ет ли то или иное понятие ранг ценности. Например, законы. Какими они должны быть? Демократия? Свобода? Религия? Терпимость к другим? Лю­бовь? и т.д. И, наоборот, с точки зрения ценности Жизни, Человека, значимо ли то или иное изучаемое событие, поступки людей и почему?

Обозначим этапы деятельности педагога в воспитании ценностного отношения к окружающему миру:

1. Формирование у учеников понятий и представлений об изучаемом объекте через выявление значимости данного объекта для Жизни, для Че­ловека.

2. Подведение к первичному переживанию ценности, путем воздействия на эмоциональную сферу ребенка, создания эмоциональной ситуации.

3. Включение переживания в эмоциональный опыт ребенка через реализацию эмоций в действии, поступке.

4. Рефлексия. Создание ситуации для осознания ребенком своего от­ношения к другим людям, социальным явлениям, природе, миру вещей; определения раритетов, ценностей.


Заключение

Изучив теоретические основы и существующий на данный момент передовой педагогический опыт внедрения историко - обществоведческого материала по данной теме установилось то, что связь истории и обществознания, которая сейчас существует в начальной школе не отвечает современным требованиям овладения ценностями истории, человечества. Только разработанные отдельные специальные курсы для системы образования «Школа 2100» , разработанные Д.Д.Даниловым, С.В.Тырином для III-IV классов образовательных учреждений отвечают содержанию, требованиям программы и государственного стандарта образования в начальной школе. Предложенный учебник входит в систему «2100», а эта система является государственной, рекомендовано министерством образования Российской Федерации как государственная, поэтому в условиях изменения системы образования и новых подходов к образованию на основе компетентностного подхода, когда у каждого школьника нужно формировать исследовательские, базовые, личностные компетентности введения учебника способствует активному решению поставленных задач перед школой.

Таким образом, данный курс выступает содержательно – методическим обеспечением формирования у младших школьников ценностного отношения к окружающему миру и определяет содержание, формы и методы начального образования, обеспечивая личностно – смысловую наполненность исторического знания; способствуя развитию эмоционального школьников через включение в жизнь социума; стимулируя к использованию ценностей в качестве ориентира в собственных действиях и поступках.

Данная курсовая работа поставленной цели добилась и задачи выполнены в полном объеме. Был накоплен и систематизирован передовой педагогический опыт по изучению и формированию историко – обществоведческих знаний в начальной школе, анализируя построение учебников, предъявляемые к ним обязательным минимумом образования стандартом выяснилось то, что выдвинутая гипотеза на практическом уровне подтверждается, но существующие противоречия в настоящее время не дают полностью внедрить данный учебный курс в связи с различными системами образования, существующих сейчас в стране. Данные анализа методической и учебной литературы, сбор и отработка результатов собранной информации, синтеза результатов позволили выявить прямую зависимость между существующими комплексами учебников, реализующих историко – обществоведческий ценностный потенциал в начальной школе.

Итак, историко – обществоведческие знания расширяют представления младших школьников об окружающем мире; позволяют осмыслить понятия гражданственность, государство, мир, единство, многообразие культур, толерантность, свобода, справедливость, права человека и другие; осознать значение этих явлений для жизни человека. Целенаправленная деятельность педагога, направленная на формирование у учащихся понятий и представлений о ценностях, включение ценностей в эмоциональный опыт учащихся, стимулирование к реализации ценностного переживания в действии, способствуют возникновению и развитию потенциала изучения историко – обществоведческих знаний в начальной школе.

Скачать архив с текстом документа