Формы правления в зарубежных странах. Статус федерального канцлера ФРГ
СОДЕРЖАНИЕ: Правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве) - определяющий признак формы правления. Типичные черты основных форм правления. Статус и объем полномочий федерального канцлера ФРГ.КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
Конституционное право зарубежных стран
Тема: Формы правления в зарубежных странах.
Статус федерального канцлера ФРГ.
МОСКВА - 2009
Содержание
1. Общая часть. Формы правления в зарубежных странах
2. Особенная часть. Статус федерального канцлера ФРГ
3. Заключение
4. Список использованной литературы
1. Общая часть. Формы правления в зарубежных странах
Форма государственного правления - комплексный конституционно-правовой институт, являющийся элементом формы государства. Принцип организации государственной власти, характеризующийся структурой и правовым положением высших органов власти (глава государства, парламент, правительство), способом их образования, распределением компетенции, порядком организации взаимоотношений их между собой и с населением. Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве).
Таким образом, форма правления показывает:
· как создаются высшие органы власти в государстве,
· их структуру,
· какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
· как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
· в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан,
· степень участия населения в формировании высших органов государства.
Как уже сказано в определении, необходимо отличать понятие форма правления от понятий форма государственного (государственно-территориального) устройства и политический режим. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.
В некоторых основных законах стран мира термина форма правления нет, но всегда закрепляется главный принцип правления - монархия (например, Конституция Испании 1978 г.) или республика (Основной закон ФРГ 1949 г.). Лишь единичные государства не имеют в официальном названии слов монархия или республика (например, Государство Израиль).
Монархия и республика - собственно и есть две формы государственного правления, наиболее характерные для современных государств.
Монархия - (от греческого monarchia - единовластие, единодержавие, где monos - один и archia - власть) - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху - и передается по наследству. Монарх (фараон, король, царь, шах, султан и т.п.) выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.
Типичные черты классической монархической формы государственного правления:
а) существование единоличного носителя верховной государственной власти;
б) династическое наследование верховной власти;
в) пожизненная принадлежность власти монарху: законы монархии не предусматривают отстранения монарха от власти ни при каких обстоятельствах;
г) власть монарха предстает как непроизводная от власти народа (власть приобретается милостью Божией);
д) отсутствие юридической ответственности монарха за свои действия как главы государства (так, по Воинскому уставу Петра I Государь - самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен).
Образование той или иной формы правления во многом зависит от типа общества. Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. Монархия является весьма гибкой и жизнеспособной формой государственного правления, несомненно, имеющей ряд позитивных качеств, не утративших значения для современности. Так, несмотря на имевшие место после Второй мировой войны случаи смены форм государственного правления с монархии на республику (например, в таких странах, как Болгария, Италия, Румыния, Греция, Афганистан) в новейшей истории отмечены и обратные процессы. В частности, после смерти 20 ноября 1975 года правителя и диктатора Испании генерала Франсиско Паулино Эрменехильдо Теодуло Франко Баамонде по результатам плебисцита, проведенного в том же году, монархия в Испании была восстановлена.
Хотя монарх - глава государства, на деле ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а иногда и неформальными структурами (семейный совет, высшее духовенство, совет аш-шура при монархе в некоторых мусульманских странах, особенно если этот совет принимает единогласные решения). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную, дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически, а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие - конституционные (ограниченные) монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в разной степени.
В условиях абсолютной монархии как формы государственного правления монарх по закону обладает всей полнотой верховной государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. В таком государстве нет парламента - законодательного органа, избираемого населением; нет конституционных актов, ограничивающих власть монарха. Такой монархией длительное время была Российская Империя до принятия 23 апреля 1906 года Главного Закона - Конституции 1906 года. Абсолютной монархии присущ авторитарный режим.
федеральный канцлер форма правление
В настоящее время в своей чистой форме абсолютных монархий уже нет. В эмиратах и султанатах Персидского залива - Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ - Советом эмиров), во-вторых, их действие часто приостанавливается, в-третьих, они иногда устанавливают, что вся власть - законодательная, исполнительная, судебная - исходит от монарха (есть также положения о власти Аллаха и народа), в-четвертых, над конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда (Кувейт) избираемые населением (только мужчинами), но и такой парламент монарх нередко разгоняет. Кроме того, это, по существу, законосовещательные органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. Например, в Катаре парламент так и называется: Консультативное собрание - и действует по мусульманской традиции аш-шура - совещания правителя с наиболее уважаемыми лицами. Таким образом, наличие конституции и (или) парламента на деле не всегда ограничивают власть монарха. Такие формы государственного правления представляют собой если не юридически, то фактически абсолютные монархии. Их можно было бы назвать полуабсолютными .
Особое значение в системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных (полуабсолютных) монархиях имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет - это неформальное, но весьма важное учреждение, состоящее из членов правящей семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов (от арабского улама, во множественном числе - от алим, буквально - знающий, учёный) - мусульманских богословов и законоведов. Так, в Саудовской Аравии семейный совет низлагал короля (в том числе за отсутствие должного благочестия, что устанавливалось улемами) и назначал на его место нового из той же семьи. В подобных станах король - это одновременно высшее духовное лицо - имам, а ислам - государственная религия. Светская власть короля соединяется с духовной. Таким образом, существующие в наше время полуабсолютные монархии являются теократическими с некоторыми внешними конституционными элементами.
По своему социальному характеру современные полуабсолютные монархии не представляют собой полностью феодальные государства. Господствующий класс, хотя он и сформировался на базе феодальной аристократии, существует не за счет феодальной эксплуатации крестьянства, а за счет государственной эксплуатации нефтяных богатств, доходы от чего идут, прежде всего, шейхам. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупной, преимущественно финансовой, буржуазии.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха по конституции и фактически ограничена представительным органам. Конституционная монархия возникла в период становления буржуазного общества. В настоящее время существует в Англии, Дании, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Японии и др. Государства этой формы правления функционируют в демократическом режиме.
В дуалистической монархии организация высших органов государственной власти носит двойственный характер: монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту. (При этом, однако, монарх обладает правом налагать абсолютное вето на законы, принятые парламентом.)
Такой монархией была, например, царская Россия после создания в ней Думы. В настоящее время - Марокко, Иордания, Кувейт, Бахрейн и некоторые другие страны.
Для парламентарной монархии характерны следующие черты:
а) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;
б) исполнительная власть осуществляется правительством, которое в соответствии с конституцией ответственно перед парламентом, а не монархом;
в) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах;
г) главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;
д) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет собой формальный акт.
В парламентарной (парламентской) монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата). Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Например, Конституция Японии 1946 г. (вступила в силу в 1947 г.) прямо запрещает Императору делать это. В других странах (например, в Великобритании) монарх лишен властных полномочий на основе норм, сложившихся в порядке обычая в процессе государственной практики.
Правительство в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. По конституции оно обычно назначается монархом, но на деле формируется лидером партии большинства в парламенте, которого глава государства назначает премьер-министром. Назначить другого премьер-министра он не может, так как другой состав кабинета не получит вотума доверия (утверждения) в парламенте при представлении парламенту правительственной программы. Лишь в тех случаях, когда в парламенте нет большинства какой-либо партии и политические партии не договорились о создании коалиционного правительства, монарх может играть более самостоятельную роль в подборе кандидатуры премьер-министра (это иногда имеет место в Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах).
В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к принятым парламентом законам и должен подписывать их, даже если у него имеются личные возражения (Япония), либо не применяет его. Так, более трехсот лет монарх не применял вето в Великобритании, в результате чего сложилась конвенциональная (от латинского соnventio - соглашение, конвенция) норма неприменения вето.
Особая форма парламентарной монархии существует в некоторых государствах - членах британского Содружества (Австралия, Барбадос, Канада, Новая Зеландия, Папуа - Новая Гвинея, Ямайка и др.). Считается, что их главой является британский монарх, который представлен в этих странах назначаемым им генерал-губернатором. На деле же кандидатуру генерал-губернатора называет местное правительство, а иногда его избирает местный парламент. В республиках, входящих в Содружество (например, Индия, Пакистан), генерал-губернатора нет, избирается президент - глава государства.
Более широкое распространение, чем монархия, имеет в современном мире республиканская форма правления. Республика (от латинского respublica - общественное дело, всенародное от res - дело и publicus - общественный, всенародный) - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми квалификациями (определении возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.).
Исторически республиканская форма правления возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах).
История становления республиканской формы государственного правления знает также такие ее разновидности, как демократическая (Афинская демократическая республика) и аристократическая (Спартанская, Римская). Существовали и феодальные города-республики, которые в результате укрепления своего могущества перешли от городского самоуправления к суверенитету государства. Такими городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии, Новгород и Псков - на Руси. Вольные города были также в Германии, Франции, Англии.
Для республиканской формы государственного правления характерны следующие черты:
а) выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный (коллективный) характер;
б) наличие выборного главы государства;
в) избрание органов верховной государственной власти на определенный срок;
г) производность государственной власти от суверенитета народа: respublica est res populi (государство - всенародное дело);
д) юридическая ответственность главы государства.
Современная республика может быть президентской и парламентской.
Для президентской республики характерно:
а) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти (США, Аргентина, Бразилия, Мексика);
б) президент избирается населением или его представителями на выборах (выборщиками), как правило, независимо от парламента (например, в Мексике прямым голосованием избирателей, в США - косвенным);
в) президент самостоятельно (не исключен парламентский контроль) формирует правительство (например, в США или Бразилии, но в США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента - сената);
г) в некоторых президентских республиках (Египет, Перу, Сирия и др.) президент назначает также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент;
д) как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом, а не парламентом, и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте. Это является главным признаком президентской республики;
е) президент наделен такими полномочиями, которые в значительной степени позволяют ему контролировать деятельность высшего законодательного органа (право роспуска парламента, право вето и др.), брать на себя в экстренных случаях функции парламента.
Типичный пример президентской республики - США.
В новейшей истории наблюдались также факты возникновения суперпрезидентских республик (в основном в странах Латинской Америки), где в руках президента, опиравшегося непосредственно на национальные вооруженные силы, сосредотачивались значительно бо льшие полномочия по сравнению с традиционными президентскими республиками.
Однако, в Азии и Африке наблюдался феномен республик, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Заир при президенте Мобуту). Многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены конституциями или иными актами пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монократическая республика , форма президентского абсолютизма.
Особой формой республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов (Чили). В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган - военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель - лидер переворота - провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними действуют военные трибуналы, которые по определенным составам преступлений судят и гражданских лиц. В условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах, но они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитарная республика.
В отдельных странах можно наблюдать такую форму правления, как полупрезидентская (смешанная) республика - президентская республика с развитыми элементами парламентаризма. Эти элементы характеризуются тем, что в президентской республике президент избирается непосредственно гражданами, независимо от парламента (как и в президентской республике), но в ней предусматривается возможность вотума недоверия правительству и (или) министрам, которые остаются в то же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, в президентской республике такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, который возглавляет кабинет (кабинет президента) и под началом которого работают министры. Кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять министра даже после вотума недоверия парламента.
Правительство в полупрезидентской республике может и само поставить вопрос о доверии. Этим оно обычно пытается укрепить свои позиции или провести в парламенте закон, угрожая в противном случае своей отставкой. Учитывая роль парламента и правительства (премьер-министра), полупрезидентскую республику нередко называют президентско-парламентской или премьер-президентской.
В качестве примеров полупрезидентских республик можно привести Российскую Федерацию или Финляндию.
Парламентарная (парламентская) республика, особенно в ее чистом виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. К парламентским республикам можно отнести Грецию, Италию, Австрию, Германию, Индию и ряд других государств.
Главной отличительной особенностью парламентской республики является принцип политической ответственности правительства перед парламентом. В целом же она характеризуется следующими чертами:
а) верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением;
б) президент является главой государства, но не главой правительства;
в) правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции;
г) правительство ответственно перед парламентом;
д) президент избирается либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом;
е) наличие должности премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
ж) правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты), а в случае утраты такой поддержки оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов;
з) президент как глава государства обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Особая форма республики - теократическая (или клерикальная) республика , где правит духовенство.
В Иране, наиболее ярко выраженной теократической республике, подобная форма государственного правления возникла 1 апреля 1979 года в результате исламской революции и проведенного в марте 1979 года референдума о новом политическом устройстве.
В декабре того же года была принята новая конституция страны, в которой было специально оговорено, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице высшего религиозного деятеля - имама Хомейни (Сейед великий аятолла Рухолла Мусави Хомейни), после его смерти должна перейти к его преемнику (с 3 июня 1989 по настоящее время - Сейед аятолла Али Хосейни Хаменеи), а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер.
Пост Руководителя государства создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом представляет собой компромисс между традиционной исламской монархией (так или иначе восходящей к принципам халифата или национальным традициям) и европейским принципом республиканского строя. На этот пост назначается лицо, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства.
К исламским республикам относятся также Афганистан, Коморские острова, Мавритания и Пакистан.
Следует отметить, что теократия (от греческого theokratia, буквально - власть бога, от theos - бог и kratos - сила, власть), не являет собой феномен 20 века. В древние века она была основой правления всех развитых государств того времени (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). Так, все древние фараоны Египта были жрецами и провозглашали себя Богами или сыновьями Богов, в древней Греции решения принимались на основе прорицаний оракулов (особых предметов, явления в которых разъяснялись специальными толкователями - жрецами или жрицами) и к оракулам правящие круги посылали специальные посольства (теории), а так же на основе гаданий и прорицаний собственных пророков. Такой же теократией была и древняя римская республика, в которой высшие должностные лица (консулы и другие) одновременно были жрецами и имели обязанность совершать жертвы, выясняя по ним лучший способ действий. Элементы теократии имелись и в более поздние времена - в средние века и в новое время.
Первым термин теократия использовал в своих сочинения Иосиф Флавий. Он писал, что в то время, как для греков есть всего три формы правления (аристократия, монархия и анархия), то у иудеев сложилась иная система, не попадающая ни в одну из греческих категорий.
Рассмотрев вопрос о двух основных формах государственного правления в зарубежных странах, необходимо отметить, что в современных условиях некоторые различия этих форм стираются, наряду с формами республики и монархии возникают смешанные, соединяющие некоторые черты и той, и другой.
Примером такого слияния может служить принцип выборности монарха в Малайзии, где главу государства выбирают на пять лет. Он избирается не гражданами и не парламентом, а Советом правителей штатов, в состав избирательной коллегии которого входят султаны 9 штатов из 13. Обычно на пост монарха султаны штатов избираются по очереди. Таким образом, Малайзия представляет собой своеобразную форму правления - выборную (или ротационную) монархию .
Элементы выборности существуют и в ОАЭ, которая является коллективной монархией , возглавляемой Советом эмиров. Эмиры семи объединившихся эмиратов выбирают на пять лет председателя Совета эмиров, которого нередко называют президентом. Председатель Совета эмиров выполняет многие функции главы государства, особенно церемониальные. По своим полномочиям он ближе к президенту, чем к монарху абсолютной монархии. В отличие от Малайзии в ОАЭ председателем Совета эмиров постоянно выбирают монарха крупнейшего эмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории государства. Очередности занятия поста главы государства в этой стране нет. Решения (в том числе законы) принимаются Высшим Советом эмиров (семь эмиров - субъектов Федерации), но эмиры двух крупнейших эмиратов (Абу-Даби и Дубай) имеют право вето.
Наряду с этим, имеет место и феномен республики с монархическими элементами . В качестве такового можно привести бывшую Югославию, в которой для первого президента страны Иосипа Броз Тито впервые в истории была введена должность пожизненного президента. В КНДР сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны (но не президентом) в 1994 г. Позднее, поправкой к Конституции 1972 года от 1998 года Ким Ир Сен объявлен вечным президентом.
Институт пожизненного президента и особенно фактически придание этому посту наследственного характера сближают данную республиканскую форму правления с монархией.
2. Особенная часть. Статус федерального канцлера ФРГ
Согласно Основному закону Германии, принятому 23 мая 1949 года, Федеральный канцлер (нем. Bundeskanzler) является председателем федерального правительства Германии. Бундесканцлер избирается Бундестагом (парламентом Германии) по предложению федерального президента сроком на 4 года.
Бундесканцлеры Германии с 1949 года |
||||
№ |
Фамилия |
с |
по |
Партия |
1 |
д-р Конрад Аденауэр |
15 сентября 1949 |
15 октября 1963 |
ХДС |
2 |
д-р Людвиг Эрхард |
16 октября 1963 |
30 ноября1966 |
ХДС |
3 |
д-р Курт Георг Кизингер |
1 декабря 1966 |
20 октября 1969 |
ХДС |
4 |
Вилли Брандт |
21 октября 1969 |
7 мая 1974 |
СДПГ |
5 |
Гельмут Шмидт |
16 мая 1974 |
1 октября 1982 |
СДПГ |
6 |
д-р Гельмут Коль |
1 октября 1982 |
26 октября 1998 |
ХДС |
7 |
Герхард Шрёдер |
27 октября 1998 |
22 ноября 2005 |
СДПГ |
8 |
д-р Ангела Меркель |
22 ноября 2005 |
11 ноября 2009 |
ХДС |
Избранным считается получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней после выборов Бундестаг может избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг (ст.63 Основного закона).
Только федеральный канцлер имеет право формировать правительство: он отбирает министров и выдвигает обязательное для федерального президента предложение об их назначении или увольнении. Канцлер решает, сколько министров будет в кабинете, и определяет сферу их деятельности.
Бундестаг может сместить канцлера путем выражения ему так называемого конструктивного вотума недоверия. Суть его заключается в том, что, во-первых, ответственность перед нижней палатой парламента несет не все правительство, а только его глава (канцлер). Отдельным министрам недоверие не может быть выражено, они назначаются и смещаются главой правительства (только в случае отставки канцлера правительство также уходит в отставку, что предусмотрено ст.69 Основного закона). Во-вторых, Бундестаг имеет право выразить вотум недоверия главе правительства только при условии, что проект резолюции, внесенный в парламент, будет содержать два пункта: предложение о недоверии действующему канцлеру и предложение о кандидатуре для избрания нового главы правительства. В ФРГ подобная процедура была полностью реализована и повлекла смену канцлера только один раз - в 1982 г.
Известна и форма контроля в виде вотума доверия. Вопрос о вотуме доверия ставится канцлером. Если предложение федерального канцлера о выражении ему доверия не встречает согласия большинства членов Бундестага, то федеральный президент может по предложению федерального канцлера в течение 21-го дня распустить Бундестаг. Право на роспуск прекращается, как только Бундестаг большинством своих членов изберет другого федерального канцлера.
Основной закон ФРГ устанавливает принцип несовместимости должностей. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства (а без согласия Бундестага - и в состав наблюдательного совета) какого-либо предприятия, имеющего целью получение прибыли (ст.66 Основного закона).
Как уже говорилось, роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру. Особая роль канцлера в управлении государством видна и в том, что для действительности актов федерального президента необходима их контрассигнатура (от позднелатинского contrasignatura - министерская скрепа, подпись) федеральным канцлером или компетентным министром (за исключением актов об увольнении федерального канцлера, о роспуске Бундестага).
Вследствие особого положения федерального канцлера и объема его полномочий Германию вследствие этого нередко именуют канцлерской республикой.
Полномочия федерального канцлера и порядок его замещения определяются регламентом 1951 г. в редакции 1987 г.
3. Заключение
Завершая данную контрольную работу, в контексте выше рассмотренного вопроса о статусе канцлера ФРГ представляется небезынтересным упомянуть материал, опубликованный в 4-м номере газеты Дуэль за 16 июня 2009 года под названием Незамечаемая сенсация. В нем газета со ссылкой на издаваемый в Германии ежемесячник Независимые новости (Unabhangige Nachrich-ten) сообщает следующее. В июле 2007 года в Австрии издана и сейчас находится в продаже, в том числе и по каналам Интернета, книга генерала Герда-Гельмута Комоссы Немецкая карта. Скрытая игра секретных служб (Gerd-Helmut Komossa. Die Deutsche Karte), в которой он поведал о том, что знал в бытность шефа армейских спецслужб ФРГ.
В частности, Комосса сообщает, что 21 мая 1949 года США подписали с временным правительством ФРГ секретный государственный договор, в котором на период до 2099 года (!) прописаны условия государственного суверенитета Федеративной Республики Германии. Поверженным немцам там предписаны три обязательных условия.
1. Каждый новый канцлер ФРГ обязан в обязательном порядке подписать в США так называемый канцлеракт. Что скрывается в этом сверхсекретном документе, неизвестно. Однако об этом нетрудно догадаться в контексте остальных двух условий и самого факта наличия как секретного государственного договора, так и дополнительного канцлеракта.
2. США осуществляют полный контроль за германскими средствами массовой информации - за радио и телевидением, печатными изданиями (газеты, журналы, издательства), кинопродукцией, театром, музыкой, школьными воспитательными программами, учебными планами и т.д.
3. США продолжают хранить весь государственный золотой запас ФРГ в американских хранилищах.
Анализируя ситуацию, аналитики Независимых новостей подчеркивают, что действительно все прежние канцлеры ФРГ, включая и нынешнего - Ангелу Меркель, - свой первый государственный визит осуществляли в США.
4. Список использованной литературы
1. В.Е. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. - М.: Юристъ, 2007.
2. A. A. Мишин. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996.
3. Сборник Конституции зарубежных государств. Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. Учебное пособие. Составитель В.В. Маклаков. Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: БЕК, 1999.
4. Сборник Конституции зарубежных государств. Конституции государств Центральной и Восточной Европы. Ответственный редактор Н.В. Варламова. - М.: Центр конституционных исследований Московского общественного научного фонда, 1997.
5. Сайт Гипертекстовая информационно-справочная система по конституционному праву зарубежных стран (http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/auk/index.html). Лекции по курсу Конституционное право зарубежных стран (http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/auk/vybor_lek.html). Тема № 15 Основы конституционного права ФРГ (http://www.econsafety.ru/academ/kaf/gpd/auk/tex15.html)
6. Большая советская энциклопедия. Издание 3-е. - М.: Советская энциклопедия, 1975.
7. Свободная интернет-энциклопедия Википедия. http://ru. wikipedia.org.
8. Сайт Словари и энциклопедии (http://dic. academic.ru/)
9. Газета Дуэль № 4 от 16 июня 2009 года (http://www.duel.ru/200924/? 04_1_2).