Фрейд З. Психопатология обыденной жизни

СОДЕРЖАНИЕ: Фрейд З. М. Лекции по введению в психоанализ: Сборник произведений. – М.: Апрель-Пресс, 2001. – 528 с. 2

ФРЕЙД Я И ОНО

СОДЕРЖАНИЕ

[1] . За ней последовали не менее известные Психопатология обыденной жизни (1904)[2] , Лекции по введению в психоанализ (1910)[3] , Тотем и табу (1913)[4] ; в последней работе Фрейд попытался использовать психоаналитический метод в этнографии и антропологии. В 1921 г. была опубликована работа Групповая психотерапия и анализ Эго, в 1923 г. – Я и Оно[5] , в 1938 г. – Моисей и единобожие[6] .

Читая книгу Я и Оно, погружаешься снова в этот зыбкий и смутный, отталкивающий, но и завораживающий мир нашего Я, человеческой души, где, как в хорошем театре, кипят страсти, где переплетено и конфликтует всё: низменное (либидо) и высокое (фантазии, идеалы), устойчивое и быстро изменяющееся.

Фрейд разворачивает (и с маниакальным упорством варьирует) динамику своей метапсихологической (это его термин) картины: три главных персонажа нашей индивидуальной психики – Сверх-Я, Я и Оно – непрерывно, в процессе эволюции, схватываются и взаимодействуют друг с другом – они порождают тончайшие механизмы вытеснения, сублимации, идентификации, фиксации на избранном объекте, различного рода перверсии и т.п.

Чрезмерное давление Сверх-Я как бы провоцирует усиление мощи Оно. Пока человек живет в обществе, ему не избавиться от влияния Сверх-Я; аналогично, пока он жив и живо его тело, ему не удастся освободиться от силы инстинктов. Человеку надо найти осмысленный баланс между Сверх-Я и Оно и тем самым дать Я быть свободным, разумным и жизнеспособным.

Зигмунд Фрейд оказал огромное влияние не только на психологию, психиатрию, философию, но и на искусство, культуру, мировоззрение человечества в целом. Психоанализ быстро превратился из чисто медицинского метода лечения неврозов в общефилософскую концепцию.

После Фрейда взгляд на человека уже не мог быть таким, каким был до Фрейда. Современной наукой разделяются взгляды Фрейда на бессознательное, защитные механизмы, этиологию неврозов. Однако в целом же учение Фрейда противоречиво, в частности, психоаналитическая теория развития.

1. Я и Оно З. Фрейда.

Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах По ту сторону принципа удовольствия (1920); Массовая психология анализ человеческого Я (1921); Я и Оно (1923).

Я и Оно – труд З.Фрейда, посвященный одной из таинственных областей человеческой психики. Ученый разработал свою оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что психология является отражением мыслительных процессов. То, что происходит в подсознании и неотрывных как от глубинных уровней психической активности, так и от обыденной жизни человека[7] .

Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это – Оно (Id) , т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. Оно является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

Но, понятно, что безоглядная тяга к наслаждению, удовлетворению эгоистических потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели.

Поэтому в процессе эволюции у человека появляется Я (Ego) как сознательное начало, действующее с учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями Оно и требованиями человеческого сообщества. Я, как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного Оно с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью.

Наконец, Сверх-Я (Super-Ego) – это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. Сверх-Я воплощает в себе интернализованные индивидом родительские образы, моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле – это результат дрессировки индивида обществом. Сверх-Я описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции Сверх-Я стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

Для образного описания взаимоотношений между Я и Оно Фрейд прибегает к аналогии отношений между всадником и лошадью, подобно тому, как ранее А.Шопенгауэр использовал эту же аналогию для раскрытия взаимоотношений между интеллектом и волей. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен).

Положение Я существенно сложнее, чем положение лошади (Оно). Во-первых, Я должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, Я испытывает постоянное давление со стороны мощного Оно, и этот конфликт между требованиями внешнего мира (Сверх-Я) и потребностями глубинных уровней личности (Оно) порождает у Я постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, Я подвергается отдельному нажиму Сверх-Я, как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества[8] .

По своему положению и функциям в психике человека Сверх-Я призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов Оно в социально приемлемые виды деятельности Я. Согласно Фрейду, Сверх-Я является наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений Оно и самых важных судеб его.

Жесткая моральная цензура Сверх-Я мешает осознанию собственных глубинных мотивов и устремлений, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали. Это проявляется далеко не только в сфере сексуального, но и в обыденных поведенческих актах. Почему, скажем, завистник далеко не всегда осознает истинные причины своей ненависти к объекту зависти? Потому, что им с раннего детства усвоено, что зависть - чувство недостойное, неприличное, низменное. Если это осознать, то резко понизится своя самооценка, самоуважение. Существенно легче объяснить себе и окружающим собственные чувства действительными или мнимыми пороками и недостатками объекта зависти.

Таким образом, и отрицательные чувства сохранены и объяснены, и самоуважение не страдает. Этот итог конфликта обеспечивается действием открытых Фрейдом, так называемых, защитных механизмов[9] .

2. Я, Оно, Сверх-Я.

Согласно 3. Фрейду, Оно вместилище врожденных и вытесненных побуждений, заряженных психической энергией и требующих выхода. Оно руководствуется врожденным принципом удовольствия. Если Я – сфера осознанного, Сверх-Я – сфера социального контроля, выражаемая в совести человека, то Оно, являясь врожденным даром, оказывает мощное влияние на две другие сферы

Я по большей части образуется из идентификаций, сменяющих растворенные нагрузки Оно;…первые из этих идентификаций регулярно проявляют в Я как особая инстанция, противопоставляют себя Я как Сверх-Я, в то время как окрепшее Я позднее может проявлять больше устойчивости против таких влияний идентификации.

Сверх-Я, говорит Фрейд, имеет «способность противоставлять себя Я и преодолевать его. Как ребенок был принужден слушаться своих родителей, так и Я подчиняется категорическому императиву своего Сверх-Я.

Сверх-Я всегда близко к Оно и может в отношении Я быть его представителем. Оно глубоко погружается в Оно и поэтому больше отдалено от сознания, нежели Я. Фрейд приводит примеры из клинической практики, подтверждающие его теорию. Он говорит, что пациенты, которым дают надежду на улучшение состояния, выглядят недовольными и их состояние ухудшается вместо того, чтобы улучшаться.

Психолог объясняет это явление следующим образом: У таких лиц преобладает не воля к выздоровлению, а потребность болезни, и видит причину этого в чувстве вины, которое находит удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий. Но пациент при этом чувствует себя не виноватым, а больным. Это чувство вины проявляется лишь в виде трудно редуцируемого сопротивления собственному исцелению. Фрейд утверждает, что повышение бессознательного чувства вины может сделать человека преступником. У многих…преступников можно доказать наличие огромного чувства вины, которое имелось еще до преступления, являясь, следовательно, не его следствием, а его побуждением, как если бы возможность соединить это бессознательное чувство вины с чем-то реальным и актуальным ощущалось как облегчение.

Фрейд задается вопросом: Как это происходит, что Сверх-Я, в основном, проявляет себя как чувство вины…и при этом развивает по отношению к Я такую исключительную жестокость и строгость?

Зигмунд Фрейд полагает, что в Сверх-Я господствует чистая культура инстинкта смерти. Опасные инстинкты смерти лечат в индивиде различным образом; частично обезвреженные смешением с эротическими компонентами, частично в виде агрессии отвлеченные наружу, они, конечно, большею частью беспрепятственно продолжают свою внутреннюю работу.

Фрейд обобщает функции Я: «в силу его отношения к системе восприятий оно устанавливает последовательность психических процессов и подвергает их проверке на реальность. Путем включения мыслительных процессов оно достигает задержки моторных разрядок и владеет доступами к подвижности. Овладение последним, правда, больше формальное, чем фактическое – по отношению к действию Я занимает, примерно, позицию конституционного монарха, без санкции которого ничто не может стать законом, но который все же сильно поразмыслит, прежде чем наложить свое вето на предложение парламента.

Я обогащается при всяком жизненном опыте извне; но Оно является его другим внешним миром, который Я стремится себе подчинить. Я отнимает у Оно либидо, превращает объектные загрузки Оно в образования Я. С помощью Сверх-Я, Я неясным еще для нас образом черпает из накопившегося в Оно опыта древности.

Самой интересной зависимостью Я, считает Фрейд, является зависимость от Сверх-Я. Высшее существо, ставшее Идеалом Я, когда-то угрожало кастрацией, и эта кастрация, вероятно, является тем ядром, вокруг которого откладывается страх совести; кастрация именно то, что продолжает себя как страх совести.

Далее Фрейд обосновывает страх смерти, он считает, что механизм страха смерти может состоять только в том, что Я в значительной степени освобождается от своей нарцистической загрузки либидо, т.е. отказывается от самого себя точно так, как обычно в случае страха отказывается от другого объекта. Мне думается, что страх смерти развертывается между Я и Сверх-Я[10] .

В заключении Фрейд утверждает, что в Оно борются Эрос и инстинкт смерти, а Я находится под властью немых, но мощных инстинктов смерти, которые стремятся к покою и по указаниям принципа наслаждения хотят заставить замолчать нарушителя этого спокойствия – Эроса[11] .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в сочинении З.Фрейда, анализирующем структуру психического Я и Оно много внимания уделено отношениям Я и Оно, однако безусловное признание оно завоевало как одно из самых интересных и блестящих текстов Фрейда о социальных процессах.

В 20-е годы Фрейд предложил структурную модель психики, где главными инстанциями стали Оно, Я и Сверх-Я. Бессознательные влечения (Оно) сталкиваются не только с сознанием (Я), но также со Сверх-Я – той частью психики, которая также не осознается индивидом, откололась от Оно в раннем детстве. Наше Я оказывается между молотом и наковальней: природные влечения конфликтуют с социальными запретами (табу), значение которых осознается нами не более, чем содержание вытесненных влечений.

Термины бессознательное и предсознательное используются чаще всего как прилагательные, поскольку они относятся не только к Оно, но также к Сверх-Я и даже к некоторым частям Я (так называемые защитные механизмы).

Под всеми обретениями человеческой культуры скрывается неизменный фундамент архаичных психических процессов, унаследованных нами от первобытного человека (согласно биогенетическому закону, онтогенез повторяет филогенез, а потому детское мышление рассматривается Фрейдом по аналогии с первобытным). Древнейшую из этих провинций, или инстанций, психики мы называем Оно; к ее содержанию относится все унаследованное, прирожденное, конституционально заданное, прежде всего проистекающие из телесной организации влечения. Вторичные процессы сознания детерминированы энергией влечений. Я уподобляется всаднику, который вскочил на коня и думает, что он управляет его бегом, но в действительности тот скачет, куда хочет.

Наши представления о свободе воли иллюзорны, поскольку за нашими волевыми решениями и вообще сознательными актами скрываются совсем иные – подлинные – мотивы поступков: истолкования собственных действий чаще всего оказываются рационализациями, т.е. идеальными мотивами для слишком реальных побуждений. Этой теорией воспользовались в дальнейшем представители фрейдомарксизма, соединившие идеи психоанализа с марксистским учением об идеологии как ложном сознании.

Бессознательное лежит за порогом временного потока сознания, это как бы вечная природа (или мировая воля Шопенгауэра), вторгающаяся в мир феноменов сознания. Правда, Фрейд не отрицал относительной самостоятельности сознания, которое способно познавать мир и действовать в согласии с познанной природной необходимостью.

Фрейда оправданно считают наследником философии Просвещения, поскольку самая общая формула психоанализа такова: Там, где было Оно, должно стать Я. Иначе говоря, свет познания остается высшим благом для всякого человека, а излечение невротиков, по Фрейду, происходит вместе с самопознанием и овладением собственными иррациональными побуждениям.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999 – 375 с.

2. Гальперин П., Ждан А. История психологии ХХ в. – 2005. – 832 c.

3. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993.

4. Фрейд З. Некоторые психологические следствия анатомического различия полов: Пер. с нем. // Фрейд психоаналитические этюды. – Минск, 1991.

5. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности // Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Пер. с нем. – Тбилиси: Мерани, 1991, Кн. 2.

6. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности// Под ред. Т.Сабининой. – М.: 2000. – 320 с.

7. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. – М.: Азбука классика, 2005. – 224 с.

8. Фрейд З. Тотем и табу // Психология первобытной культуры и религии. Психологическая и психоаналитическая б-ка //Под ред. И.Д. Ермакова. Вып. VI. – М.; Пг, 1995, 170 с.

9. Фрейд З.М. Лекции по введению в психоанализ: Сборник произведений. – М.: Апрель-Пресс, 2001. – 528 с.

10. Фрейд Зигмунд Психоаналитические этюды /Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондрашенко; – Мн.: ООО Попурри, 1997.

11. Фрейд Зигмунд Толкование сновидений / Пер. с нем.; – Мн.: ООО Попурри, 1997.

12. Фрейд Зигмунд Я и Оно. – М.: Антология мысли. – 2006, 1040 с.


[1] Фрейд Зигмунд Толкование сновидений / Пер. с нем.; – Мн.: ООО Попурри, 1997.

[2] Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. – М.: Азбука классика, 2005. – 224 с.

[3] Фрейд З.М. Лекции по введению в психоанализ: Сборник произведений. – М.: Апрель-Пресс, 2001. – 528 с.

[4] Фрейд З. Тотем и табу // Психология первобытной культуры и религии. Психологическая и психоаналитическая б-ка //Под ред. И.Д. Ермакова. Вып. VI. – М.; Пг, 1995, 170 с.

[5] Фрейд Зигмунд Я и Оно. – М.: Антология мысли. – 2006, 1040 с.

[6] Андреева Г.М. Социальная психология. – М: Аспект Пресс, 1999 – 375 с.

[7] Гальперин П., Ждан А. История психологии ХХ в. – 2005. – 832 c.

[8] Фрейд Зигмунд Я и Оно. – М.: Антология мысли. – 2006, 1040 с.

[9] Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993.

[10] Фрейд Зигмунд Я и Оно. – М.: Антология мысли. – 2006, 1040 с.

[11] Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности // Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Пер. с нем. – Тбилиси: Мерани, 1991, Кн. 2.

Скачать архив с текстом документа