Гарантии прав профсоюзных объединений при осуществлении ими своих функций

СОДЕРЖАНИЕ: Профсоюзное объединение как субъект трудового права 2 История развития профсоюзного движения 5 Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций 8

План

Профсоюзное объединение как субъект трудового права............................................... 2

История развития профсоюзного движения 5

Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций......... 8

Правовые гарантии деятельности профсоюзных объединений.................................................... 17

Список использованной литературы:... 21

Профсоюзное объединение как субъект трудового права

Профсоюзные объединения — это организация трудящихся, со­зданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Уже в первом КЗоТ России 1918 г. профсоюзы были при­знаны субъектами трудового права, так как их права в сфере труда были закреплены в КЗоТ. КЗоТ 1922 г. эти права значительно расширил, что имело место и в дальнейшем. В 1930 г. при ликвидации Нарком труда СССР от него профсоюзам были переданы функции руководства госу­дарственным социальным страхованием и его фондом, а также право­вая и техническая инспекции с их функциями государственного надзо­ра и контроля за трудовым законодательством и охраной труда.

Действующий КЗоТ РФ предусматривает права профсоюзов в отдельной главе XV, которая значитель­но изменена по пяти из 10 имеющихся в ней статей. Статья 230 КЗоТ, ранее перечислявшая основные права профкома предприятия, учреж­дения, организации, теперь стола отсылочной, указывая, что права со­ответствующего выборного профсоюзного органа на производстве и гарантии его деятельности определяются законодательством, уставом производства, коллективными договорами и соглашениями. Но если внимательно изучить статьи КЗоТ РФ, то можно обнаружить по различ­ным институтам трудового права, что в каждом из институтов есть статьи, предусматривающие участие профкома в правоприменительных действиях администрации или совместное, или путем дачи согла­сия на конкретные правоприменительные действия администрации. Таких статей в КЗоТ РФ более двух десятков. Кроме того, ряд законов России (о коллективных договорах и соглашениях, о занятости и др.) также предусматривает отдельные права профсоюзов, их органов.

Ныне основные права профсоюзов в сфере трудового права и их правовой статус определяет кроме указанного еще и Федераль­ный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея­тельности» от 12 января 1996 г. О нем будет подробно сказано далее в главе 6 учебника.

Субъектом трудового права является не сама эта массовая органи­зация трудящихся, а именно ее органы на всех уровнях, начиная с низового — профкома и кончая 4едеральным — Советом Федерации независимых профсоюзов (СФНП) или другим федеральным профсо­юзным органом.

Статья 225 КЗоТ РФ предусматривает, что профсоюзы действуют в соответствии с принимаемыми ими уставами и не подлежат регистра­ции в государственных органах.

Государственные органы, организации обязаны всемерно содейст­вовать профсоюзам в их деятельности. Эта обязанность возлагается и на администрацию организации. Так, она обязана предоставлять проф­кому помещения, транспортные средства, средства связи и т.д. (ст. 233 и 234 КЗоТ), а также отчислять им денежные средства на культурно-массовую и физкультурную работу (ст. 232 КЗоТ).

Профсоюзы представляют интересы своих членов. Но разнообра­зие профсоюзов на производстве практически не привилось. Соци­ально-экономические вопросы на практике затрагивают, как правило, всех работников и работу производства, его доходы и т.п. Но теперь (по новой редакции гл. XV КЗоТ РФ) профсоюзы участвовать в ор­ганизации и управлении производством не могут. Однако через них работники могут осуществлять свое право на участие в -управлении организациями, поскольку ст. 227 КЗоТ РФ, закрепляя это право, указывает, что оно осуществляется через общие собрания трудового коллектива, советы трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные органы, уполномоченные коллективом вносить предложения по улучшению работы организации, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания. Администрация работодателя обязана создавать условия для осуществления этого права работников (ст. 228 КЗоТ РФ).

Профсоюзы контролируют жилищно-бытовое обслуживание ра­ботников, участвуют в управлении государственным социальным стра­хованием и управляют находящимися в их ведении санаториями, про­филакториями, домами отдыха, культурно-просветительными, турист­скими и спортивными сооружениями (ст. 226 КЗоТ).

Коллективным договором и социально-партнерским соглашением может быть предусмотрена более широкая компетенция деятельности профкома в управлении организацией или в вопросах труда и быта, чем указано в законодательстве. Профсоюзам обеспечивается администра­цией работодателя их деятельность в организации.

Выборному органу профсоюзов передаются в бесплатное пользова­ние здания, помещения, сооружения, сады и парки для культурно-про­светительной, оздоровительной, физкультурной и спортивной работы среди работников данного производства и членов их семей, в том числе и арендованные предприятием. Их содержание и ремонт производится за счет организации.

Профсоюзы как субъекты трудового права участвуют в установле­нии условий труда и оплаты на всех уровнях их органов, начиная с профкома, участвующего в создании локальных норм трудового зако­нодательства, и до высших федеральных профсоюзных органов по со­циально-партнерским соглашениям. Таким образом, профсоюзы явля­ются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирова­ния труда, т.е. при создании норм трудового законодательства, при их применении по многим вопросам, при профсоюзном контроле за со­блюдением трудового законодательства. При этом во взаимоотношени­ях с администрацией они имеют права, а обязанности по содействию их осуществлению лежат на администрации.

История развития профсоюзного движения

Первые профессиональные союзы (тред-юнионы — trade-union) были созданы еще в конце XVIII в. в Англии в целях защиты профес­сиональных интересов своих членов. Их появление вызвало сильное сопротивление не только предпринимателей, но и государства. Для подавления профсоюзного движения применялось антирабочее зако­нодательство, вводилась уголовная ответственность для организаторов профсоюзов. Так, по английским законам о сообществах (1799 и 1800 гг.) объединение в профсоюз рассматривалось как преступный заговор. Во Франции в 1791 г. для подавления профсоюзов был принят Закон Ле-Шапелье. Профсоюзы впервые начали рассматриваться как «пре­ступный заговор» еще в прецедентном судебном общем праве (common law). И основываясь на имевшем место ранее прецеденте, суды Англии запрещали деятельность профсоюзов. Рабочее движение вынудило го­сударство отменить уголовное преследование организации профсо­юзов и забастовок. Это произошло в Англии в 1824 и 1825 гг., во Фран­ции — в 1864 г., в Италии — в 1896 г.

Под давлением рабочего движения впервые профсоюзы были при­знаны английским законом о профсоюзах от 29 июня 1871 г., который дал определение профсоюзов и разделил их на зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). Зарегистрирован­ные профсоюзы получили по данному закону некоторые права (права собственности, право иметь льготы по налогам и др.). Этот закон про­должает действовать до сих пор. В 1868 г. был создан Британский конгресс тред-юнионов, объединивший разрозненные профсоюзы. Основной функцией профсоюзов во всех странах, в том числе и профсо­юзов России, является их защитная функция, направленная на защиту социально-экономических интересов своих членов. Например, в ряде стран профсоюзы в отдельных случаях добиваются образования так называемого закрытого цеха, т.е. оговаривают условие, по которому на данное производство принимают только членов данного профсоюза.

С образованием Международной организации труда (МОТ) и раз­витием международно-правового регулирования труда появились кон­венции и рекомендации МОТ по созданию и признанию профсоюзов государствами — членами МОТ.

Так, Конвенция МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., Конвенция МОТ № 154 «О содействии кол­лективным переговорам» 1981 г. и дополнившая ее одноименная реко­мендация № 163 предусматривают принятие мер для создания и разви­тия свободных и независимых профсоюзов трудящихся и их призна­ние. В Советской России уже первый КЗоТ 1918 г. закрепил права профсоюзов. Во втором КЗоТ РСФСР 1922 г. была уже целая глава о профсоюзах, значительно расширившая их права. В ныне действую­щем КЗоТ РФ профсоюзам посвящена гл. XV, в которой закреплено право работников на объединение в профсоюзы (ст. 225), права проф­союзов (ст. 226), их полномочия по контролю за соблюдением трудово­го законодательства и жилищно-бытовым обслуживанием работников (ст. 231) и ряд гарантий их прав и деятельности.

Эта глава КЗоТ РФ подлежит ныне изменению в соответствии с Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности» от 12 января 1996 г.КЗоТ РФ имеет и в других главах ряд статей, предусматривающих права профсоюзов (ст. 22, 35, 46, 51, 52, 54, 57, 61, 63,73, 74, 83, 84,103 и др.).

Права профсоюзов по обеспечению занятости и трудоустройства предусмотрены также в Федеральном законе «О занятости населения в Российской Федерации» в ред. от 20 апреля 1996 г.2 (см. ст. 21), а их права по охране труда закреплены также в Основах законодательства Российской Федерации об охране труда 1993 г. в ред. от 18 июля 1995 г/ (см. ст. 25). Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право созда­вать профсоюзы для защиты своих интересов». Она гарантирует и сво­боду деятельности общественных объединений, в том числе и профсо­юзов.

Конвенция МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию» предусматривает право трудящихся создавать по своему выбору организации, а также право вступать в такие органи­зации для выражения и защиты своих интересов. Такое же право имеют и предприниматели.

Все закрепленные в указанных актах права профсоюзовопределя­ют правовое положение или правовой статус профсоюзов.

Правовой статус профсоюзных объединений и реализация ими основных функций

Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Федеральный закон о профсоюзах со­стоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I. Общие положения (ст. 1—10), гл. II. Основные права профсоюзов (ст. 11—23), гл. III. Га­рантии прав профсоюзов (ст. 24—28), гл. IV. Защита прав профсоюзов (ст. 29, 30), гл. V, Ответственность профсоюзов (ст. 31), гл. VI. Заклю­чительные положения (ст. 32—33). Закон установил правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности. Он регулиру­ет отношения профсоюзов с органами государственной власти, местно­го самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ас­социациями), юридическими лицами и гражданами. В ст. 2 закреплено легальное понятие профсоюзов: «Профсоюз — добровольное общест­венное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов». Все профсоюзы имеют равные права. Они независимы в своей деятельности от органов власти, местного самоуправления, рабо­тодателей, их объединений, политических партий и других обществен­ных объединений.

Законодательство субъектов Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные фе­деральными законами.

Уставы профсоюзов и их объединений (ассоциаций), положения о первичных профорганизациях утверждают сами профсоюзы. Эти акты предусматривают цели и задачи профсоюза, его структуру, другие во­просы деятельности профсоюза, их объединений.

Правоспособность профсоюзов, их объединений, первичной проф­союзной организации возникает как правоспособность юридического лица с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Минюсте России или его территориальном органе. Но они вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица.

Профсоюзы в России строятся по производственно-территориаль­ному принципу. Они могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающе­му про4зессиональную специфику. Различаются их объединения и ор­ганы общероссийские, межрегиональные, территориальные (респуб­лик, областей, городов, районов). Все эти органы могут быть представителями работников при соответствующих коллективных перегово­рах и заключении социально-партнерских соглашений.

Статья 3 Закона о профсоюзах дает понятия: первичной профорга­низации, общероссийского профсоюза, общероссийского объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегионального профсоюза и их объеди­нений, территориального профсоюза и их объединений, профсоюзного органа и профсоюзного представителя.

Профсоюзный представитель — это профорганизатор, профгру­порг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на пред­ставительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсо­юзов, положением о первичной профсоюзной организации или реше­нием соответствующего профсоюзного органа. Профсоюзные предста­вители вправе беспрепятственно посещать организации и рабочие места, где работают члены его профсоюза для реализации профсоюзных задач и прав. Они имеют право участвовать в работе различных представительных органов работников и право непосредственно обра­щаться к работодателям по вопросам, затрагивающим интересы членов профсоюза,

Профсоюзы со своими членами имеют не правовые, а общественно-профсоюзные отношения в соответствии с их уставом. Взаимоотноше­ния между различными органами профсоюзов также регулируются их уставами и другими актами профсоюзов. Все это не правовые, а внутрипрофсоюзные отношения. Но отношения профсоюзов с другими ор­ганами и в первую очередь с работодателями, их администрацией по вопросам труда, социально-экономическим вопросам регулируются трудовым правом на всех уровнях социально-партнерских отношений. Здесь они выступают и как представители работников, и как органы, наделенные определенными правами по защите интересов трудящих­ся. Эти отношения профсоюзов (как указывалось в гл. 1) являются организационно-управленческими отношениями.

Из легального понятия профсоюзов видно, что его основными на­правлениями деятельности, т.е. функциями, является функция пред­ставительства работников, и ее он осуществляет на всех уровнях его органов, и функция защитная по защите и повышению социально-тру­довых прав и интересов работников.

В числе основных прав профсоюзов, закрепленных Законом о них, право на участие в правовом регулировании труда (в нормотворчестве, правоприменении, профилактике от трудовых правонарушений).

Чтобы профсоюзы могли осуществлять главную свою функцию — защитную по защите интересов трудящихся, государство закрепило за ними ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении, в контроле за трудовым законодательством, в разрешении коллективных и некоторых индивидуальных трудовых споров.

Права профсоюзов — это большое социальное завоевание трудя­щихся нашей страны, реальная ценность в сфере труда. Они представ­ляют и защищают в государственных, муниципальных, хозяйственных органах, перед работодателями экономические и социальные интересы трудящихся, связанные с их трудом и бытом.

Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (т.е. на правовой основе) по защите трудовых прав и законных интересов трудящихся, охране их от нарушений, по восста­новлению нарушенных прав, по установлению более высокого уровня условий труда и быта трудящихся. Эта функция профсоюзов проявля­ется ими в соответствии с законодательством на всех этапах правового регулирования: при создании норм трудового зррава, при их примене­нии и охране от нарушений, при восстановлении нарушенных прав и привлечении к ответственности должностных лиц — нарушителей.

Она также направлена и на защиту профсоюзов от нарушений, так как лишь имея права профсоюз может осуществлять защиту социаль­но-трудовых прав и интересов работников. Но кроме двух указанных основных функций профсоюзы осуществляют и другие функции: по воспитанию своих членрв, они вправе участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (со­юзами, ассоциациями), органами государственной власти и органами местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также системы коллективных договоров, социально-партнерских со­глашений на всех уровнях вплоть до федерального.

Профсоюзы по уполномочию работников вправе иметь своих пред­ставителей в коллегиальных органах управления организацией (пред­приятием, учреждением, организацией независимо от форм собствен­ности и подчиненности).

Основные права профсоюзов и их классификация

Все права профсоюзов классифицируются по сфереих деятельнос­ти. При этом основными (статутными) правами профсоюзов являются:

1. Право представительства работников.

2. Право на участие в нормотворческой и правоприменительной де­ятельности.

3. Право на защиту социально-трудовых прав и интересов работни­ков, в первую очередь по защите права на труд.

4. Право на содействие занятости.

5. Право на ведение коллективных переговоров, заключение согла­шений, коллективных договоров и контроль за их выполнением.

6. Право на коллективные трудовые споры и участие в их урегули­ровании.

7. Право профсоюзного контроля за соблюдением трудового зако­нодательства.

8. Права в области охраны труда и окружающей природной среды.

9. Права на социальную защиту работников, на участие в управле­нии государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Во всех этих основных правах профсоюзы реализуют свою защит­ную функцию. Основные права профсоюзов на практике трансформи­руются в субъективные права их органов. И, как доказала И.О. Снегирева, если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, то дееспособностью, т.е. способностью своими действиями осущест­влять предоставленные им права, обладают не профсоюзы в целом, а только их органы. Она же выделила новую юридическую категорию: прав-обязанностей профсоюзов как сплава их юридических полномо­чий в сфере труда.

Право представительства работников закреплено за профсоюзами ст. 226 КЗоТ РФ и Законом «О коллективных договорах и соглашени­ях». Они представляют интересы своих членов по вопросам труда и другим социально-экономическим вопросам. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» в ст. 2 закрепил более широкое право проф­союза представлять не только членов своего профсоюза, но и всех ра­ботников, если не члены профсоюза уполномочили его представлять их интересы. Право на ведение коллективных переговоров предоставляет­ся профессиональным союзам в лице их соответствующих органов.

Профсоюзы участвуют в правовом регулировании социально-тру­довых отношений на всех этапах этого регулирования; в правотворчестве, в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляя профсоюзный контроль за соблюдением трудового зако­нодательства, а также и в восстановлении нарушенных индивидуаль­ных или коллективных трудовых прав, принимая участие в рассмотре­нии трудовых споров, защищая при этом права работников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзы наделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении, правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законода­тельства.

Так, проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских проф­союзов и их объединений (ассоциации). Такие же проекты рассматри­ваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсо­юза. Таким образом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые права работников, должны пройти перед их принятием апро­бацию профсоюзов, которые могут сделать по ним замечания, предло­жения.

Все нормативные условия социально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются с участием профсоюзов.

Первичный профсоюзный орган на производстве — профком в со­ответствии с КЗоТ РФ принимает участие в правоприменении.

На практике до сих пор почти на всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингент совпадает, как правило, с со­ставом трудового коллектива, поскольку почти все члены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как не привились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производст­ве. Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива и профсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих в рамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственные ей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессе управления социальными делами предприятия.

Профсоюзы представляют интересы работников не только коллек­тивные, но и индивидуальные, когда, например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия на его увольнение по сокращению штата.

Используя право представительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, которая является важнейшей гарантией тру­довых прав и законных интересов всех работников и каждого из них в отдельности.

3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся в вопро­сах обеспечения занятости, приема на работу (службу), увольнения, предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законода­тельством.

4. Соответствующие органы профсоюзов должны быть предвари­тельно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о пред­стоящем массовом высвобождении работников в связи с рационализа­цией производства, совершенствованием организации труда, ликвида­цией, перепрофилированием производства, полной или частичной приостановкой производства по инициативе органов управления, рабо­тодателя.

5. Органы управления, работодатели по предложению профсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их ито­гам могут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.

6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправе требо­вать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости.

7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовым высво­бождением работников, направленные в соответствующие органы власти и управления и работодателям, подлежат рассмотрению в уста­новленном порядке.

Указанные права профсоюзы ныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всех уровнях социально-партнерских отношений.

Закон «О коллективных договорах и соглашениях» предоставил профсоюзам право от имени работников вести коллективные перегово­ры, заключать социально партнерские соглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением, что будет более подробно раскрыто далее в гл. 8.

Права профсоюзов по социальной защите работников предусмот­рены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права в области социального страхования и охраны здоровья, социаль­ного обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов со­циальной защиты работников и предусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных про­грамм, в разработке мер по социальной защите работников, в определе­нии основных критериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в этой сфере.

Право профсоюзов участвовать в управлении государственным социальным страхованием . В 1993 г. Правительство РФ вернуло себе право управления Фондом государственного социального страхова­ния, ранее (в 1932 г.) переданное профсоюзам. Профсоюзы теперь имеют право участвовать в этом управлении, лишь выдавая по-преж­нему бесплатно или с частичной оплатой путевки в санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному социальному стра­хованию — за счет Фонда в соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ. Профко­мы совместно с администрацией определяют право работников на пен­сию и делают соответствующие представления в органы социального обеспечения о назначении пенсий.

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении домами отды­ха, пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами, спортив­ными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями. У профсоюзов есть своя профсоюзная собственность на эти учреждения. Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в между­народные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

Статья 20 Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматривают права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этим вопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ и в раз­работке нормативно-правовых актов.

Постановление профкома по поводу составления или содержания акта о несчастном случае на производстве является обязательным для администрации.

При отраслевых профсоюзных органах имеются техническая ин­спекция труда, осуществляющая профсоюзный контроль за охраной труда на подведомственных производствах, а также правовая инспек­ция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдением трудового законодательства. Обе эти профсоюзные инспекции действуют пока на основании соответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц админи­страции, виновных в трудовых правонарушениях.

Профсоюзный орган не ниже районного имеет право, согласно ст. 37 КЗоТ РФ, требовать смещения руководящих работников адми­нистрации за нарушение трудового законодательства, коллективных договоров, волокиту и бюрократизм.

Права профсоюзов по надзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства имеют все органы профсо­юзов. Так, профком осуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовым законодательством, участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и соответствующим образом реаги­рует на них. Совместно с администрацией разрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их соблюдение.

Правовые гарантии деятельности профсоюзных объединений

Для успешной реализации профсоюзами предоставленных им прав законодательство предусмотрело материальные и юридические гаран­тии этих прав, а также дополнительные специальные гарантии защиты права на труд профсоюзных выборных работников.

Материальные и юридические гарантии прав профсоюзов и их дея­тельности предусматриваются в гл. III (ст. 24—28) Федерального зако­на о профсоюзах, ст. 232,233, 234 и 249 КЗоТ РФ.

Эти гарантии заключаются в следующем:

1. Все работодатели, администрация, государственные и хозяйст­венные органы, общественные организации, должностные лица обя­заны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности. За нарушение этой обязанности виновные лица несут правовую от­ветственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. В упомянутом выше За­коне подчеркнута роль профсоюзов в выражении и защите социаль­но-экономических интересов трудящихся, указано на необходимость строгого соблюдения их прав и всемерного обеспечения их деятель­ности в соответствии с законодательством и общепризнанными нор­мами международного права. Необходимость такого подчеркивания роли профсоюзов ныне особенно назрела, поскольку многие работо­датели, должностные лица администрации нарушают права проф­союзов.

2. Организации обязаны отчислять денежные средства профсоюз­ным органам на культурно-массовую и физкультурную работу среди работников.

3. Организации обязаны предоставить соответствующему выборно­му в них профсоюзному органу бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого органа и для проведения собраний работников.

4. Администрация предоставляет профкому бесплатно транспорт­ные средства и средства связи.

5. Здания, помещения, сооружения, сады и парки, предназначенные для ведения культурно-просветительной, оздоровительной, физкуль­турной и спортивной работы с работниками и членами их семей, а также детские лагеря находятся на балансе организации, но передаются профкому в бесплатное пользование (включая и арендование). Хозяй­ственное их содержание, ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана . и оборудование производится за счет организации. В собственности профсоюзов могут также находиться земельные участки, научные и образовательные учреждения, издательства, типографии, ценные бума­ги и иное имущество для их уставной деятельности.

6. Гарантируется признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав на­равне с правами других юридических лиц. Финансовый контроль за средствами профсоюзов органы власти не осуществляют, кроме средств от предпринимательской деятельности. Имущество профсо­юзов может быть отчуждено лишь по решению суда.

7. Администрация, государственные и хозяйственные органы, об­щественные организации, должностные лица не вправе препятствовать представителям профсоюзов посещать предприятия, на которых рабо­тают их члены, для реализации уставных задач и предоставленных законодательством прав. Коллективный договор и соглашения могут предусматривать создание иных материальных условий для профкома.

8. Профсоюзы имеют право осуществлять в соответствии с их уста­вами и задачами внешнеэкономическую деятельность, создавать проф­союзные банки, страховые и акционерные общества, совместные ком­мерческие предприятия, заниматься издательской деятельностью, фор­мировать необходимые фонды солидарности и иные необходимые фонды.

Для выборных профсоюзных работников, не освобожденных от производственной работы, установлены следующие специальные до­полнительные юридические гарантии их права на труд, обеспечиваю­щие их независимость от администрации в профсоюзной деятельности (ст. 25—27 Федерального закона о профсоюзах, ст. 235 КЗоТ РФ).

1. Они не могут быть переведены на другую работу и подвергнуты дисциплинарному взысканию без предварительного на то согласия профсоюзного органа, членами которого они являются (цехкома, проф­кома, совета профсоюзов и т.д.), а руководители выборных профсоюз­ных органов в подразделениях (цехах, отделах и т.д.) — без предвари­тельного согласия профкома организации, руководители же профко­мов организаций и профорганизаторы — без предварительного согла­сия органа соответствующего объединения профсоюзов, т.е. вышесто­ящего профсоюзного органа.

2. Увольнение по инициативе администрации этих работников (хотя бы и по их вине) допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия: а) членов цехкомов, профгрупоргов — с согласия цехкома, а при его отсутствии с согласия профкома; б) председателей и членов профкомов организаций — с со­гласия соответствующего вышестоящего профсоюзного органа.

3. Членам указанных выборных профсоюзных органов, а также уполномоченным по охране труда, не освобожденным от производст­венной работы, по коллективному договору (соглашению) может предоставляться свободное от работы время с сохранением среднего заработка для выполнения профсоюзных обязанностей в интересах коллектива или для профсоюзной учебы.

4. Освобожденным от производственной работы профсоюзным вы­борным работникам по окончании их выборных полномочий предо­ставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — равно­ценная другая работа (должность) на той же или, с согласия работника, в другой организации. Если же невозможно предоставить ему работу по прежнему месту работы из-за ликвидации организации, то за ним профсоюз сохраняет его средний заработок на период трудоустройства, но не более шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.

5. Нельзя увольнять по инициативе администрации лиц, избирав­шихся в профсоюзные органы, в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, только в случае полной ликвидации орга­низации или совершения работником виновных действий, являющих­ся основанием увольнения. Но такое увольнение возможно лишь с согласия соответствующего профсоюзного органа

6. Члены выборных профсоюзных органов освобождаются от про­изводственной работы с оплатой среднего заработка за счет средств профсоюза на время участия в качестве делегатов на съездах, конфе­ренциях профсоюзов, а также в работе их пленумов и президиумов.

Указанные дополнительные юридические гарантии права на труд профсоюзных активистов позволяют им смело выступать в защиту прав трудящихся, не боясь, что работодатель за это их может уволить или подвергнуть переводу, незаконно наложить дисциплинарное взыскание

Глава 4 Федерального закона о профсоюзах предусматривает га­рантии судебной защиты прав профсоюзов и ответственность за на­рушение прав профсоюзов (дисциплинарную, административную, уго­ловную) должностных лиц, допустивших такое нарушение.

Пункт 2 ст. 30 этого Закона предусмотрел, что органы общерос­сийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, пер-вичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглаше­нием.

Список использованной литературы:

1.Федеральный закон от 12 января 1996г «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

2.Комментарий к КЗоТ РФ М., Юристъ-2000

3.Трудовое право России, ученик, М., Юристъ-1997.

4.Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. М., 1988.

Скачать архив с текстом документа