Газета-листовка Мужыцкая прауда
СОДЕРЖАНИЕ: Газета пользовалась большой популярностью у читателей. Ее идеи находили живой отклик в сердцах широких масс крестьянства Беларуси, недовольных реформой 1861г. Причем, это вынуждены были признать даже русская реакционная пресса.-
«МУЖЫЦКАЯ ПРАУДА»
60-е года – один из самых важных периодов в истории России 19 века. Это было время, когда на объявленную царским правительством «волю», крестьянство ответило очередью восстаний, охвативших всю Европейскую часть страны.
Подъем массового движения крестьян в начале 60-х сопровождался также и революционным подъемом среди демократической интеллигенции. Идеологами крестьянской революции стали великие русские революционеры-демократы – Чернышевский, Добролюбов, Герцен, неистово зазывавшие в своих произведениях к борьбе против царизма и демократической крестьянской революции.
Широкое распространение революционно-демократическое движение получило и в Беларуси. Причем, большинство из революционеров, которые действовали на территории Беларуси, были тесно связаны с русскими революционными демократами, а то и вовсе входили в состав тайных русских организаций. До таких деятелей можно отнести Сераковского, Домбровского, Мацкевича, и, конечно же, Кастуся Калиновского. Влияние идей русских революционеров-демократов на передовую общественно-политическую мысль Беларуси особенно яркое проявление нашли в деятельности Кастуся Калиновского – выдающегося революционера-демократа, известного руководителя восстания 1863г., бесстрашного борца против крепостничества и самодержавия.
Летом 1862г. Калиновский вместе с активным руководителем восстания 1863г. Валерием Врублевским и другими революционерами, стал издавать нелегальную газету листовку на белорусском языке «Мужыцкая прауда», которая отыграла немалую роль при подготовке к восстанию. Всего вышло 7 номеров, из них 6 в 1862г. и еще один в начале 1863г., когда и вспыхнуло восстание.
«Мужыцкая прауда» - яркий прием агитационной революционно-демократической прокламации того времени, обращенной непосредственно на крестьянскую массу. Написанная простым, образным языком, она разоблачала грабительский характер царского самодержавия и призывала белорусский народ к вооруженной борьбе за лучшую долю. Поэтому неслучайно, что появление газеты-листовки вызвало сильный испуг среди местных представителей самодержавной власти и в высших петербургских кругах.
Первые номера «Мужыцкай прауды» появились в Брестском повете в середине июля 1862г. Об этом известил гродненский губернатор министру внутренних дел 10 августа 1962г. Царский министр сразу же потребовал расследования с целью разузнать «кем и откуда распространяется и где именно печатаются листки «МП»». В своем докладе министру от 17 сентября 1962г. гродненский губернатор оповестил, что были проведены самые усердные поиски, которые так не к чему и не привели.
«МП» печаталась в подпольной типографии сначала в Белостоке, а потом в Вильни. Автором и редактором большей части ее номеров был К. Калиновский. Вместе с ним принимали участие в издании и распространении газеты В. Врублевский, Б. Шварц, Ф. Рожанский, Ф. Томашевич, М.
-
Петровский и другие участники восстания. Причем, Томашевич и Петровский за распространение «МП» были сурово наказаны царским правительством. Они были лишены всех прав имущества и сосланы на каторжные работы на заводах, на 6 и 4 года соответственно.
Интересные факты об издании и распространении «МП» приводит в своей книге «К. Калиноуски у паустанни 1863г.» А. П. Смирнов. На основании анализа богатого архивного материала автор убедительно показал, что «МП» была известна на территории почти всей Беларуси. Ее тираж составлял 3000-4000 экземпляров. Первые шесть номеров выходили периодичностью приблизительно один номер на месяц.
«МП» печаталась на белорусском языке латинским шрифтом на двух боках бумаги размером около печатного листа. Каждый номер начинался характерным обращением до читателей – «Дзяцюки!» - и подписывался популярным псевдонимом К. Калиновского – «Яська – гаспадар з-пад Вильни».
Цели и задачи издания – рассказать белорусскому крестьянину правду об его жизни, о царском правительстве и воле – сформулирована во вступительных абзацах самого первого номера «МП» . Газета писала:
«Дзяцюки!
Минула ужо тое, кали здавалася усим, што мужыцкая рука здольна тольки для сахи, цяпер – настау час, што мы сами можам писаць, и то писаць прауду такую справядливую, як бог на небе. О, загрымиць наша прауда и як маланка праляциць па свеце! Няхай ведаюць, што мы можам не тольки кармиць сваим хлебам, але и яшчэ вучыць сваей мужыцкай праудзе».
Каждый номер «МП» был посвящен преимущественно какому-либо одному с насущных вопросов того времени. Так первый номер газеты дает резкую критику реформе 1861г., показывает, что обещания царя дать землю и волю народу – это полная ложь, пустые слова. Вот отрывок из этого номера: «Шэсць год ужо минула, як пачали гаварыць аб свабодзе мужыцкай. Гаварыли, талкавали и писали многа, але ничога не зрабили. А гэты манифест, што цар з сенатам и панами для нас написау, то таки дурны, што чорт яго ведае, да чаго ен падобны, - ниякай у им няма прауды, няма ад яго для нас ниякай карысци. Парабили канцылярый, зрабили суд. Парабили писарау, пасрэдникау, а усе за мужыцкия грошы и вяликия грошы – чорт их ведае для чаго».
Так газета наводила читателя на мысль, что белорусскому народу не надо ждать земли и свободы от царя и панов, а их надо добыть собственными руками. Газета зазывала крестьян держаться друг за друга и давать отпор угнетателям. Она систематически и настойчиво проводила мысль о том, что только вооруженное восстание крестьян должно стать той самой силой, которая сметет самодержавно-крепостнические порядки и установит в России справедливый общественный строй.
Второй номер «МП » был полностью посвящен разъяснениям причин социальной неровности в самодержавном обществе и несправедливости сбора с крестьян налога и различных поборов. Газета призывала готовить силы для борьбы с царским правительством, чтобы «николи, ниякай, никаму мужыки паншчыны не служыли и ниякога у казну аброку не плацили и каб навеки вякоу народ наш быу вольны и шчасливы».
-
Третий номер «МП» посвящен борьбе за политическую свободу крестьян. Авторы «МП» четко показывают, что «свобода», которую пообещал царский манифест, не имеет нечего общего с той настоящей свободой, за которую борется белорусский крестьянин. Газета решительно выступает против понимания реформы 19 февраля 1861г., как царской милости. Она показывает, что только благодаря всероссийскому освободительному движению, которое активизировалось в то время, народу удалось буквально вырвать у царя реформу.
Четвертый номер «МП» посвящен разоблачению антинародной сущности самодержавной власти. Настоящее правительство, должно быть слугой народа, слушать его и делать так, как народу лучше, считают авторы газеты. «МП» эффектно разоблачает очень распространенное в то время среди народа иллюзорные представления относительно царя. Она показывает, что царь заодно с помещиками, что весь самодержавный аппарат – войско, суд, чиновники и другие – существуют для того, чтобы держать народ в неволе, ехидно смеяться и издеваться над ним. Заканчивается же этот номер суровым предупреждением царю и его слугах на местах: «Дзяры з нас, цар, дзярыце з нас – чыноуники яго, хоць бы апошнюю шкуру; але и помнице, што и на вас прыдзе пара, помнице, што кали мужык разгуляецца, о як свет шырок, крой ваша пальецца».
В пятом номере «МП» специально останавливается на разъяснении роли армии в крепостнической России, призывает срывать рекрутские наборы. Газета объясняет, что царю войско нужно не для того, чтобы защищать народ от врагов, а главным образом для того, чтобы держать его в послушании и утихомиривать бунты. «За мужыцкую прауду стойце смела, усе разам, а кали хто захоча пакрыудзиць вас, выцягнуць рэкрута, то вы яго штурхнице мужыцкай рукой, - и будзе вольнасць и рэкрута не будзе» , - так писали авторы газеты.
Шестой номер «МП» сильно отличается от всех предыдущих, как по содержанию, так и по форме толкований. Он посвящен защите униатской веры, и весь насыщен религиозно-мистическим духом. Ярко-выраженная религиозно-католическая окраска, постоянные обращения к Богу, до папы римского ставят шестой номер «МП» в один ряд с теми многочисленными религиозно-католическими гимнами, которые распространялись по Беларуси накануне восстания 1863г. Авторы считали, что единственной справедливой верой надо считать униатскую, веру наших дедов и прадедов. Автор шестого номера обращается за помощью к богу и призывает своих читателей тоже молиться, чтобы «всевышний» смиловался над ними и подарил свободу.
Седьмой и последний номер «МП» вышел в свет весной 1863г., после значительного перерыва. Объясняя причину долгого молчания, «Яська гаспадар з-пад Вильни» писал: «Доуга маучау я, не гаварыу з вами ничога, бо хацеу агледзецца добра, ды разабрацца, што гэта робицца у свеце, каб давесци вам па-справядливасци, што нам цяпер рабиць трэба. Чакаць моучки больш няма силы»! Дальше газета подводит, будто бы заключение всем своим прежним размышлениям об антинародной сущности самодержавно-крепостнического строя и призывает белорусов поддержать восстание, которое началось в Польше. Этот номер заканчивается следующими словами: «Падумайце добра, ды, памалиушыся богу, станем дружна разам за нашу вольнасць. Таму трэба нашым хлоп
-
цам спящыць з вилами ды з косами туды, дзе дабиваюцца воли ды прауды, а мы, их бацьки ды жонки нашы асцярожны будзем и ад душы дапамагаць усими спосабами дзяцюкам нашым, якия за нас пойдуць змагацца. И будзе у нас вольнасць, якой не было, якой не было нашым дзедам и бацькам».
Следует сказать о том, что «Мужыцкая прауда» пользовалась большой популярностью у читателей. Ее идеи находили живой отклик в сердцах широких масс крестьянства Беларуси, недовольных реформой 1861г. Причем, это вынуждены были признать даже русская реакционная пресса.
Оценивая роль и место «МП» К. Калиновского в истории белорусской журналистики, надо сказать, что на протяжении продолжительного времени она являлась объектом острых идейных споров. Представители разных лагерей общественного мнения, стремились дать каждый свою оценку деятельности группы Калиновского и его печатного органа.
Разноречивость общественной действительности, в которой разворачивалась деятельность Калиновского, вызвала противоречивость, непоследовательность и время от времени серьезные ошибки в его взглядах и практической деятельности. Об этом говорит то, что на страницах «МП» мы находим идеализацию прошлого белорусского народа, неправильное объяснение причин появления крепостнического права, восхваления униатской веры. «МП» допускало ошибку в оценке характера польского восстания 1863г. Шляхетское национально-освободительное восстание газета отождествляла широкие крестьянские восстания в Беларуси. Газета также переоценила значение манифеста польского Местного Народного правительства, которое обещало о передаче крестьянам только той земли, которая находилась в их постоянном пользовании, в то время как русские революционные демократы стояли за полную ликвидацию шляхетского землевладения, за передачу крестьянам всей земли без всякого выкупа.
Тем не менее, при всех слабостях и узости мировоззрения, К. Калиновский был и остается искренним и самоотверженным борцом за счастье белорусского народа, учеником и последователем великих русских революционеров демократов, а «Мужыцкая прауда», которую он писал, редактировал и распространял – примечательным документом героической эпохи 60-х годов в Беларуси.
-
Институт парламентаризма и предпринимательства
Реферат по истории белорусской журналистики
Газета-листовка «Мужыцкая прауда»
Реферат
по истории белорусской журналистики
газета листовка «Мужыцкая прауда»
выполнил студент группы № 11711
Валентина Тригорлов
Минск, 2003