Георгий Петрович Федотов

СОДЕРЖАНИЕ: История жизни христианского мыслтеля.

Родился 1 октября 1886 г. в Саратове.

Отец Петр Иванович, управляющий канцелярией саратовского губернатора. Мать Елизавета Андреевна (рожденная Иванова), учительница музыки.

Учился в 1-й воронежской гимназии, причем последнее время на казенный кошт, ибо отец слабого, застенчивого юноши рано умер.

Окончил Ф. гимназию (1904) с золотой медалью и богатым запасом прочитанных тогда книг: Белинского, Добролюбова, Михайловского Горького, Чехова, Андреева и др. Это, разумеется, способствовало знакомству Ф. с социал-демократией, что определенно сказалось на перипетиях дальнейшего жизненного пути.

В Петербурге, скоропалительно предпочтя естественно-научное направление религиозно-нравственному, Ф. поступил на механическое отделение Технологического института. Марксистское самообразование и пропаганда среди рабочих захватили его. Однако, революция 1905 г. не просто лишила Ф. возможности продолжать учение, но и заметно отрезвила, арест и ссылка (куда он не попал благодаря умягчительной политике П.Святополк-Мирского) завершились для него двухгодичной высылкой за границу.

В 19061908 гг. Ф. изучал историю и философию в университетах Берлина и Йены, фактически хорошо подготовив себя и к поступлению на историко-филологический факультет Петербургского университета (1908), и к плодотворной научной деятельности.

До 1914-1915 гг., когда Ф. выдержал магистерские экзамены и стал приват-доцентом по кафедре средневековой истории Петербургского университета, он еще раз подвергался политическим преследованиям и укрывался в Италии. Впрочем, Ф. уже как бы примерил на себя формулу, которую, еще в XIX веке мимоходом изрек мудрец: Я невысокого мнения о человеке, который в 20 лет не был республиканцем, а в 40 остался таковым

1917 г. стал порубежным и для Ф., он отошел от преподавания гуманитарных дисциплин и поступил на работу в исторический отдел Публичной библиотеки. Здесь он сблизился с А.Карташовым и А.Мейером, вовлекшими его в процесс христианского осмысления происходящего. И хотя полное воцерковление Ф. произошло в первой половине 20-х годов, но библиотечные посиделки решительно не оставили места в его мировоззрении никаким чужеродным влияниям.

При большевиках Ф. входил в религиозный кружок Воскресение и Братство Христос и свобода. В 1918 г. он и его сотоварищи стали издавать журнал Свободные голоса, в первом номере которого Ф. опубликовал свое знаменитое и во многом программное эссе Лицо России, где он декларировал свое желание облечь плотью великую душу России.

В 1919 г. Ф. женился на участнице мейеровского кружка Е.Н.Нечаевой, которая выхаживала его во время болезни тифом и всячески поддерживала в последующей тяжелой жизни в Саратове.

По возвращению в Петербург в 1923 г. Ф. застал нэповский расцвет культурной жизни, благодаря чему он стал работать переводчиком в частных издательства, писать и публиковать свои статьи по медиевистике (т.е. истории средних веков), уделять повышенное внимание церкви в ее небесном и земном воплощении.

В 1924 г., под редакцией профессора И.Гревса, учеником которого в университете был некогда Ф., вышла в свет его единственная на родине книга Абеляр. Подход Ф. к осмыслению своего времени со стороны горького опыта религиозной личности все более осложнялся и входил в прямой конфликт с положением человека и гражданина в советской стране.

В сентябре 1925 г., под предлогом научных занятий в иностранных библиотеках, Ф. выехал по французской визе в Париж.

Хотя надеждам Ф. на удачное трудоустройство заграницей поначалу не суждено было сбыться, но зимой 1926 г. в журнале Версты появились две замечательные статьи: Три столицы и Трагедия интеллигенции. Они открыли целую серию статей, рецензий, эссе и других работ Ф. в Пути Н.Бердяева, Новой России А.Керенского, в журналах: Современные записки, Вестник РСХД, Православная мысль и пр.

Подобная всеядность безусловно талантливого и оригинального христианского мыслителя, по праву ставшего ведущим преподавателем парижского Православного богословского института (с 1926 г. Ф. читал здесь лекции по истории Западной церкви, латинскому языку и агиологии), неизбежно выдвинула его в число активных деятелей экуменического движения. С 1931 по 1939 гг. Ф., совместно с Ф.Степуном и И.Фондаминским, издавал журнал Новый Град, прокламировавший переустройство общество на христианских основах.

До начала Второй мировой войны Ф., постепенно облекая в духовные ризы заблудшую культуру, униженный национальный вопрос и даже многогрешную революцию, написал и издал много книг: Святые древней Руси (1931), И есть и будет (1932), Стихи духовные (1935), Эсхатология и культура (1938), Русский человек (1938), Создание элиты (1939)

В конце 30-х годов Ф. подвергся резкой критике в стенах Богословского института, где давно усматривали непозволительно левый уклон в его статьях. Н.Бердяев, в свою очередь, в статье Есть ли в православии свобода мысли и совести встал на защиту Ф., обвинив всех его критиков в политизированности

Поле оккупации Парижа и недолгих, но тяжких скитаний, Ф., с помощью Американского Еврейского рабочего комитета, получил возможность выехать в США. 12 сентября 1941 г., отмучившись почти 8 месяцев в морской дороге, Ф. вступил на берег Нового света.

Через два года бесчисленных тревог и волнений на чужбине Ф. был приглашен на должность профессора истории в только что открывшейся Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Это надежно способствовало его устойчивому положению в обществе до конца жизни, как, впрочем, и новому, заключительному периоду творчества.

В крупнейшем периодическом органе эмиграции Новом журнале Ф. опубликовал, по мнению Ф.Степуна, свои самые лучшие и самые спорные статьи: Новое отечество и Загадки России (1943), Россия и свобода и Запад и СССР (1945), Народ и власть и Христианская трагедия (1949, 1950) Ф. сотрудничал также в эсеровском журнале За свободу, в некоторых американских изданиях.

Ф., несмотря на прогрессирующую болезнь сердца, ставил себе и более серьезные задачи: составлял антологию A Treasury of Russian Spirituality, корпел над The Russian Religious Mind главным трудом своей жизни по истории русской духовной культуры XXX вв. (успел издать лишь первый том по Киевской Руси и оставил в рукописи незавершенный второй, изданный посмертно под ред. И.Мейендорфа).

В августе 1951 г. здоровье Ф. катастрофически ухудшилось и его поместили в госпиталь г. Бэкон в штате Нью-Джерси. Но и здесь, несмотря на запрещение врачей и усиливающуюся слабость, до последних земных минут Ф. читал в оригинале Вильгельма Мейстера Гете

Скончался 1 сентября 1951 г.

Список литературы

Алехин Ю.В. Георгий Петрович Федотов

Скачать архив с текстом документа