Гигиена детей и подростков 2
СОДЕРЖАНИЕ: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Цель занятия — ознакомление с анатомофизиоло-гическими особенностями детей и подростков, методикой антропометрических измерений и оценки физического развития учащихся, а также с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному строительству и внешней среде в школах.
ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Цель занятия — ознакомление с анатомофизиоло-гическими особенностями детей и подростков, методикой антропометрических измерений и оценки физического развития учащихся, а также с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному строительству и внешней среде в школах.
Методика антропометрических измерения
Измерение роста в положении стоя. Для измерения роста в положении стоя употребляется станковый деревянный ростомер или металлический складной.
При измерении роста в положении стоя ребенок встает на площадку ростомера спиной к вертикальной доске, касаясь ее пятками, ягодицами и межлопаточным пространством. Пяткн должны быть вместе, носки врозь, колени выпрямлены. Голову надо держать так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились на одной горизонтальной плоскости.
Когда измеряемый установлен соответствующим образом, на голову опускается подвижная планшетка ростомера так, чтобы она касалась наиболее высокой точки головы.
Измерение роста в положении сидя. Для измерения роста в положении сидя деревянный ростомер снабжен откидным сиденьем, расположенным на высоте 40 см от уровня площадки ростомера.
Для измерения роста в положении сидя ребенка усаживают на откидное сиденье ростомера так, чтобы крестец и межлопаточная область касалась доски ростомера. Положение головы при измерении роста в положении сидя сохраняется такое же, как и при измерении роста в положении стоя. Ноги должны быть согнуты под прямым углом. Руки лежат вдоль бедер.
Определение веса. Взвешивание производится при помощи рычажных весов. Наиболее употребительны обычные медицинские весы. При взвешивании учащийся должен стоять спокойно на середине площадки весов, предварительно сняв одежду и обузь.
Измерение окружности грудной клетки. Измерение окружности грудной клетки производится при помощи сантиметровой ленты (желательно стальной).
Окружность грудной клетки измеряется в трех положениях: в паузе, при максимальном вдохе и выдохе. При наложении ленты измеряемый должен стоять прямо, пятки должны быть сдвинуты вместе, колени выпрямлены, руки подняты кверху. Ленту нужно накладывать у детей и мужчин сзади под углами лопаток, а спереди ода должна захватывать нижний край околососковых кружков. У девочек с формирующейся грудной железой и женщин ленту накладывают спереди надгрудными железами, на уровне четвертой пары ребер, а сзади под углами лопаток. Лента должна плотно прилегать, но вместе с тем не следует ее чрезмерно натягивать и вдавливать в тело. После того, как лента наложена, измеряемому предлагают руки опустить и задают какой-нибудь вопрос или предлагают считать и в это время отмечают окружность груди в паузе. Затем измеряемому предлагают сделать максимальный вдох, не меняя положения тела. Измерение повторяют и записывают наибольшую цифру. После этого измеряемому предлагают сделать максимальный выдох. Наименьшую цифру измерения груди в этот момент записывают как величину окружности груди при выдохе.
О величине окружности груди судят по показателям измерения в паузе, показатели же окружности груди при максимальном вдохе и выдохе служат для вычисления экскурсии грудной клетки и для проверки правильности измерения грудной клетки в паузе.
Для наиболее полного представления о физическом развитии детей и подростков производят спирометрию и динамометрию.
Методика оценки физического развития
Оценка физического развития отдельных лиц производится на основании данных измерения основных показателей: роста в положении стоя, веса, окружности груди в паузе.
Полученные при измерении показатели сравнивают со средними арифметическими для данного возраста и пола, принятыми как оценочные. В качестве оценочных могут быть взяты или средние арифметические данного обследуемого коллектива, если он включает достаточное число лиц, или средние арифметические роста, веса и окружности груди данной возрастно-половой группы населения того города или района или области, в котором родился и проживает обследуемый, с учетом его национальности. При сравнении с оценочными средними выясняется, насколько данный индивидум отстает от этих средних по росту, весу и окружности груди или превышает их.
Разница между индивидуальными показателями и оценочными средними выражается в сигмах или долях сигмы.
Пример. Предположим, что средние показатели для роста, веса и окружности груди, согласно оценочным таблицам физического развития для мальчиков 8 лет, следующие:
М —роста = 118,4 ем при с±5,0 см
М — веса=20,5 кг при о±3,2 кг
М —окружность груди=59,6 см при т±3,1 см
Данные обследования 8-летнего мальчика 8 следующие:
Рост=124 см
Вес =16,8 кг
Окружность груди в паузе=60 см
Сравнивая эти данные со средними для этого возраста, устанавливаем, что рост исследуемого мальчика па 5, 6 см больше против среднего роста. Чтобы узнать, на сколько сигм его рост уклоняется от средтгего роста, следует эту разницу разделить на численное значение сигмы нашего стандарта (т. е. на 5), тогда получим:
+ 5,6:5 = +1,12 з.
Сравнивая вес исследуемого со средней веса М., видим, что исследуемый весит на 3,7 кг меньше, чем эта средняя. Делим эту разницу на численное значение сигмы веса: —3,7 : 3,2 = — 1,6 о. Окружность груди больше средней арифметической для данного возраста на 0,4 см, что составляет +0,4 : 3,1 = +0,13 а.
Таким образом, мы имеем следующую характеристику физического развития мальчика Б.
1. Рост больше среднего на 1,12 о* (М±],12т).
2. Вес меньше среднего на 1,16 о* (М —1,16г).
3. Окружность груди равна (М+0,13а).
На основании этих данных производится оценка физического развития.
Для наглядности можно эти данные изобразить графически в виде профиля физического развития данного лица.
Профиль физического развития обследуемого представляет собой графическое изображение отклонений от средних для данного возраста и пола, величин роста, веса, окружности груди. Профиль вычерчивается следующим образом.
1. Проводятся три горизонтальные параллельные линии, одна из которых соответствует росту, другая —¦ весу, третья — окружности груди.
2. Перпендикулярно к ним наносится средняя линия, на которой располагаются средние величины (М), затем параллельно ей вправо и влево через одинаковые промежутки откладывают по три вертикальных линии. дый образующийся промежуток (клетка) вправо и влево от средней линии численно равен 10.
Таким образом, для каждого измеренного признака можно найти точку, соответствующую величине отклонения, выраженной в сигмах, с соответствующим знаком (+ или —).
Для вычерчивания профиля физического развития учащегося Б. вычисленные сигмальные отклонения его роста, веса, окружности груди откладывают на график вправо или влево от средней арифметической (М) в зависимости от знака сигмы и точки соединяют линиями. Полученный график дает изображение профиля физического развития. В данном случае профиль наглядно показывает отставание веса от роста.
Оценка физического развития в целом, т. е. с учетом всех основн-ых его признаков (роста, Deca, окружности груди) производится исходя из следующих положений.
1. Если рост находится в пределах М±1,0а, а вес и окружность груди соответствуют росту, то такое физическое развитие считается средним.
2. Если рост больше, чем М±о, то говорят, что рост выше среднего или высокий, соответственно он может быть ниже среднего или низким. Одновременно выясняется, следуют ли отклонения веса или окружности груди от своих средних в той же мере, как и рост.
3. Если отклонения веса и окружности груди от своих средних будут того же порядка, что и отклонения роста, то можно говорить о пропорциональности всех сторон физического развития. При пропорциональности телосложения точки веса и окружности груди на графике находятся на одной вертикали с точкой роста или уклоняются от этой вертикали не более чем на 1.
СХЕМА САНИТАРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЫ
I. Общие сведения
1. Месторасположение школы, краткая характеристика местности (окружение, озеленение, радиус обслуживания) .
2. Здание школы специальное или приспособленное, требуется ремонт, текущий, капитальный. 3. Используется ли помещение школы не по назначению.
4. Имеется ли при школе участок, размер его, как используется.
II. Число учащихся, состав помещений, их оборудование
1. Общее число учащихся в школе.
2. Сколько смен занятий проводится в нжоле .
3. В какую смену занимаются дети младшего возраста
4. Каков гигиенический режим для детей 1-х и 2-х классов (количество учебных часов в день, обеспеченность партами в соответствии с ростом учащихся, обеспеченность горячим питанием и т. д.).....
5. Какое среднее число учащихся в классе в первую и во вторую смену.......
6. Имеется ли физкультурный зал,ето оборудование, где проводятся занятия по физкультуре ....
7. Освещение естественное, искусственное, удовлетворительное . . , ., нет.....все ли окна застеклены.
8. Средняя площадь на ученика в классе , рекреционных помещениях . . ., раздевальне , физкультурном зале . . . ., обеспеченность школы партами . . . ., сколько не хватает . . ., проводится ли рассаживание детей по партам в соответствии с их ростом . . . ., указать Имеющиеся номера парт.
9. Какие имеются мастерские, их оборудование, площадь, санитарное состояние.
10. Где раздеваются дети, имеется ли специальное помещение, краткое описание.
11. Имеется ли столовая, буфет, их оборудование, пропускная способность .
12. Организованы ли горячие завтраки для всех учащихся, их состав и калорийность.
13. Как снабжаются учащиеся водой для питья. Условия хранения питьевой воды, обеспеченность приборами для питьевой воды.
14.- Санитарное состояние умывален и уборных .
15. Система отопления, имеются ли вентиляционные установки, какие
16. Как.проводится уборка помещения и сколько раз в день .
Медико-санитарное обслуживание учащихся
1. Имеется ли в школе врач, медицинская сестра, сколько рабочих часов в день заняты в школе. Есть ли график работы врача, медицинской сестры .
2. Выделен ли медицинский кабинет и каково его оборудование (наличие антропометрического оборудования, аптечки и т. п.).
3. Кем и где проводятся углубленные медицинские осмотры учащихся участвуют ли в осмотре врачи-специалисты, проводятся ли лабораторные исследования (рентгеноскопия, реакция Пирке и другие диагностические исследования).
4. Проводятся ли профилактические прививки (против брюшного тифа, дифтерии, оспы и т. п.)
5. Сколько детей получило соответствующее лечение
6. Состояние здоровья и заболеваемости (включая и инфекционные, по отчетным данным врача за последний год).
7. Состояние медицинской документации, где и кем обрабатываются данные физического развития и заболеваемости детей в школе.
8. Делаются ли сообщения врачом, медицинской сестрой на педагогических советах, в районных отделах народного образования и других организациях о результатах медицинского осмотра, о физическом развитии и заболеваемости детей в школе.
Э. Кто ведет наблюдение за личной гигиеной учащихся 10. В чем выражается работа санитарно-эпидемиологической станции в отношении школы.