Гоголь н. в. - Гротеск и фантастическое начало в ранних произведениях гоголя
СОДЕРЖАНИЕ: С элементами фантастики и гротеска в творчестве. Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений. Вечера на хуторе близ. Д иканьки. Писатель подчинил фольклорно этнографические материалы задаче воплощения духовной сущн. С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений Вечера на хуторе близ Д иканьки. Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям.
Тематика Вечеров... - характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства (Сорочин-ская ярмарка, Вечер накануне Ивана Купалы, Майская ночь), казачества (Страшная месть) и мелкого поместного дворянства (Иван Федорович Шпонька и его тетушка).
Герои Вечеров... находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт из повести Ночь перед Рождеством спереди - совершенный немец, а сзади - губернский стряпчий в мундире. И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду.
Фантастика органически вплетена писателем в реальную жизнь. Она приобретает в Вечерах... прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта. Но при всем том религиозность самого Гоголя не исчезает, а постепенно растет. Более полно, нежели в других произведениях, она выразилась в повести Страшная месть. Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочно страшной силе противопоставлена православная религия, вера во все побеждающую власть божественного закона. Таким образом, уже в Вечерах... проявились мировоззренческие противоречия Гоголя.
Вечера... изобилуют картинами природы, величественной и пленительно-прекрасной. Писатель награждает ее самыми мажорными сравнениями. Снег... обсыпался хрустальными звездами (Ночь перед Рождеством) эпитетами: Земля вся в серебряном свете, Божественная ночь! (Майская ночь, или Утопленница). Пейзажи усиливают красоту положительных героев, утверждают их единство, гармоническую связь с природой и в то же время подчеркивают безобразие отрицательных персонажей. И в каждом произведении Вечеров... в соответствии с его идейным замыслом и жанровым своеобразием природа принимает индивидуальную окраску.
Впечатления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых Петербургских повестях, созданных в 1831-1841 годах. Все повести связаны общей проблематикой: власть чинов и денег. Всем им присущ типичный главный герой - разночинец, маленький человека. Ведущий пафос повестей - развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы. Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов XIX века.
Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что истинный эффект заключен в резкой противоположности. Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.
Так, в Невском проспекте Гоголь показал шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, кипящей меркантильности (Пирогов) столичного города.
В повести Нос рисуется чудовищная власть чинопочитания. Писатель показывает всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, геряет всякое значение. И здесь Гоголь искусно использует фантастику.
Петербургские повести обнаруживают эволюцию от социально-бытовой сатиры (Невский проспект) к социально-политической памфлетно-сти (Записки сумасшедшего), от романтизма и реализма при преобладающей роли второго (Невский проспект) к все более последовательному реализму (Шинель).
В повести Шинель запуганный, забитый Башмачкин проявляет свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, в состоянии беспамятства, в бреду. Но автор, будучи на стороне героя, защищая его, осуществляет протест в фантастическом продолжении повести. Гоголь наметил в завершении повести реальную мотивировку. Некто, смертельно напугавший Акакия Акакиевича, едет по неосвещенной улице после выпитого у приятеля на вечере шампанского, и ему, в страхе, вор может показаться кем угодно, даже мертвецом.
Николай Васильевич Гоголь создал в своем раннем творчестве сплав сатиры и лирики, он обогатил реализм достижениями романтизма. Со всей мощью своего таланта он рисовал действительность, взращивая при этом мечту о прекрасном человеке и будущем своей страны. Тем самым он поднял критический реализм на новую, высшую ступень по сравнению со своими предшественниками.