Горький м. - Развитие темы

СОДЕРЖАНИЕ: Тема маленького человека в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в Медном всаднике и Станционном смотрителе А. С. Пушкина.

Тема маленького человека в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в Медном всаднике и Станционном смотрителе А. С. Пушкина. Вообще же образ маленького человека таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаянья человек. При этом это человек не просто не чинованный, а это социально-психологический тип, то есть человек, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест К бунту маленького человека всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста - безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях (Нос, Невский проспект, Записки сумасшедшего, Портрет, Шинель). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт. Петербург поразил Гоголя картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. По Гоголю, Петербург - город, тде человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а таланты гибнут. Это город, где, ...кроме фонаря, все дышит обманом. Именно в этом страшном, безумном городе происходят удивительные происшествия с чиновником Поприщиным. Именно здесь нет житья бедному Акакию Акакиевичу. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности. Человек и нечеловеческие условия его общественного бытия - главный конфликт, лежащий в основе петербургских повестей. Одна из наиболее трагических повестей, несомненно, - Записки сумасшедшего. Герой произведения - Аксентий Иванович Поприщын, маленький, обижаемый всеми чиновник. Он дворянин, очень беден и ни на что не претендует С чувством достоинства он сидит в кабинете директора и очинивает перья его высокопревосходительству, преисполненный величайшего уважения к директору. Все ученость, такая ученость, что нашему брату и приступа нет... Какая важность в глазах... Не нашему брату чета! - отзывается о директоре Поприщин. По его мнению, репутацию человеку создает чин. Именно тот человек порядочен, кто имеет высокий чин, должность, деньги, - так считает Аксентий Иванович. Герой нищ духом, его внутренний мир мелок и убот; но не посмеяться над ним хотел Гоголь, Сознание Поприщина расстроено, и в его голову неожиданно западает вопрос: Отчего я титулярный советник? и почему именно титулярный советник?. Поприщин окончательно теряет рассудок и поднимает бунт: в нем просыпается оскорбленное человеческое достоинство. Он думает, почему он так бесправен, почему что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. По мере усиления безумия в Поприщине растет чувство человеческого достоинства. В финале повести он, нравственно прозревший, не выдерживает: Нет, я больше не имею сил терпеть. Боже! что они делают со мною!.. Что я сделал им? За что они мучают меня?. Блок заметил, что в вопле Поприщина слышен крик самого Гоголя.Записки сумасшедшего - вопль протеста против несправедливых устоев обезумевшего мира, где все смещено и спутано, где попраны разум и справедливость. Поприщин - порождение и жертва этого мира. Крик героя в финале повести вобрал в себя все обиды и страдания маленького человека. Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является Акакий Акакиевич Башмачкин - герой повести Шинель. Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться, - так говорит о Башмачкине Гоголь. Автор не скрывает ироничной усмешки, когда описывает ограниченность и убожество своего героя. Гоголь подчеркивает типичность Акакия Акакиевича: В одном департаменте служил один чиновник Башмачкин -робкий, задавленный судьбой человек, забитое, бессловесное существо, безропотно сносящее насмешки сослуживцев. Акакий Акакиевич ни одного слова не отвечал и вел себя так, как будто бы никого и не было перед ним, когда сослуживцы сыпали на голову ему бумажки. И вот таким человеком овладела всепожирающая страсть обзавестись новой шинелью. При этом сила страсти и ее предмет несоизмеримы. В этом ирония Гоголя: ведь решение простой житейской задачи вознесено на высокий пьедестал. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к значительному лицу. Значительное лицо - обобщенный образ представителя власти. Именно сцена у генерала с наибольшей силой обнаруживает социальную трагедию маленького человека. Из кабинета значительного лица Акакия Акакиевича вынесли почти без движения. Гоголь подчеркивает общественный смысл конфликта, когда бессловесный и робкий Башмачкин только в предсмертном бреду начинает сквернохульничать, произнося самые страшные слова. И только мертвый Акакий Акакиевич способен на бунт и месть. Привидение, в котором был узнан бедный чиновник, начинает сдирать шинели со всех плеч, не разбирая чина и звания. Мнение критиков и современников Гоголя об этом герое разошлось. Достоевский увидел в Шинели безжалостное издевательство над человеком. Критик Апполон Григорьев - любовь общую, мировую, христианскую. А Чернышевский назвал Башмачника совершенным идиотом.Как в Записках сумасшедшего нарушены границы разума и безумия, так и в Шинели размыты границы жизни и смерти. И в Записках, и в Шинели в конечном итоге мы видим не просто маленького человека, а человека вообще. Перед нами люди одинокие, неуверенные, лишенные надежной опоры, нуждающиеся в сочувствии. Поэтому мы не можем ни беспощадно судить маленького человека, ни оправдать его: он вызывает и сострадание, и насмешку. Именно так изображает его Гоголь.


Скачать архив с текстом документа