Город неправильных отступлений в прозе Чехова

СОДЕРЖАНИЕ: Что такое город? Это прежде всего место, где живут люди, а значит, от них зависит то, каким будет их город. Город отражает жизнь тех, кто живёт в нём. Какой же город в произведениях Чехова?

Город неправильных отступлений в прозе Чехова

Серый, скучный день. Он такой же серый и скучный, как и все остальные дни, приходя-щие в этот город. Всюду только серый цвет: серые, слишком широкие улицы, маленькие, приплюснутые дома, тоже серые, лужи, в которых, как в кривых зеркалах, можно увидеть покосившиеся, искривлённые серые дома. Небо затянуто тяжёлыми облаками, давящими на дома, на город, через которые не пробивается ни одного лучика солнца. Длинный, высокий забор с гвоздями, бойни отгораживают город от внешнего мира, не дают проникнуть в него ни новой мысли, ни солнечному свету.

По улицам ходят люди. Они тоже серые. Жители города суетятся, куда-то спешат по своим бесполезным делам. Все они являются одной серой толпой с одинаково опущенными серыми лицами. Везде грязь: на улицах, в домах, в людских сердцах. Что такое город? Это прежде всего место, где живут люди, а значит, от них зависит то, каким будет их город. Город отражает жизнь тех, кто живёт в нём. Какой же город в произведениях Чехова?

Автор не даёт ему определённого имени, называя его город N, город С. Этим он показывает обобщённость образов уездных городов, однообразие жизни, протекающей в них. Маленькие города в произведениях Чехова провинциальны не тем, что находятся в двухстах верстах от железной дороги, а тем, что в них полностью отсутствует культура, а жизнь остановилась. В некоторых произведениях в описании города присутствует один и тот же образ - длинный, серый забор с гвоздями, отделяющий город от внешнего мира, не дающий ничему новому, светлому проникать в жизнь маленьких уездных городов.

В мире делаются научные открытия, а в палате № 6 четыре прислуги спят прямо на полу, кроватей нет, вместо постелей лохмотья, вонь, клопы, тараканы. И самое страшное - ничего не меняется: проходит год, другой, десять, двадцать лет, а в городе и в жизни его обитателей всё остаётся по-старому. Для человека, приехавшего из столицы, дико жить в таком городе, где нет ни водопровода, ни канализации. Приезжие жалуются на скуку и однообразие жизни, на что местные им отвечают, что в их городе очень хорошо, что есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомство. Но потом оказывается, что библиотеки посещают только девушки и молодые евреи, вместо настоящего искусства публике нужен балаган.

Но город только отражает жизнь людей. Какой город, такие и люди оказываются в нём. Они живут только бытовым временем. Их жизнь состоит из множества пустых одинако-вых дней. Люди бездействуют. Доктор Рагин, приехав в город N, видит, что происходит в больнице, и понимает, что это учреждение безнравственное и в высшей степени вредное для здоровья жителей, но ему не хватило характера, веры в себя, чтобы что-то изменить. Он поддался бездействию, и всё осталось на своих местах: смотритель и кастелянша, грабящие больных, хирургическая рожа. Доктор Старцев становится Ионычем тоже потому, что он поддался жизни, проходящей в городе, его стали интересовать только деньги, он забыл о своём духовном развитии.

В городе N движется только календарное время, но ничего не меняется, всё остаётся на своих местах. Главы интеллигентных семейств играют старых генералов и кашляют очень смешно, их жёны пишут повести и романы о том, чего никогда не бывает в жизни, занимаются спиритизмом и гомеопатией, а их дочери громко играют на роялях, читают серьёзные книги, смеясь над смешными именами, и мечтают. Жизнь людей в городе N нельзя назвать жизнью, это - существование. Если бы люди жили по-настоящему, то их должны были бы волновать реальные проблемы. Почему в больнице вонь и грязь, почему смотритель, кастелянша и фельдшер грабят больных, почему в хирургическом отделении не переводится рожа, почему четыре прислуги спят прямо на полу - эти вопросы должны были волновать людей, а не только разговоры по-французски, участие в спектаклях, беседы о гипнотизме и игра в винт.

Люди, приезжающие в город N, понимают, каким является городское общество. Обыватели являются мирными, благодушными и даже неглупыми людьми, только пока играешь с ними в карты или закусываешь. Когда же начинается разговор о несъедобных вещах, то обыватели становятся в тупик и заводят глупую, злую философию. Общество картёжников, алкоголиков, хрипунов - это и есть люди, живущие в городе.

А самое страшное - никто из жителей ничего не делает, никто ничем не занят и никто ничего не хочет изменить в своей жизни. Никто из них не является личностью, все люди - это одна безликая толпа. Ваша праздная жизнь нечиста, безнравственна, интересны только просвещённые люди - говорят те, кто попадает из столицы в уездный город N. Серый забор с гвоздями, заросли крапивы, пустынные, безлюдные улицы, маленькие, приплюснутые, покрытые пылью дома, бойни, снова серые заборы… Неинтересные, пустые люди, живущие там…

Образ города у Чехова производит гнетущее, удручающее впечатление. Но автор не верит, что маленькие уездные города всегда будут оставаться такими. Покажите всем, что эта неподвижная, серая, грешная жизнь надоела вам, - говорит он жителям города N. Чехов верит, что от вашего города не останется камня на камне, всё изменится, и будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди.

Скачать архив с текстом документа