Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя Ревизор

СОДЕРЖАНИЕ: Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя Ревизор Автор: Гоголь Н.В. Некоторые современники Гоголя считали, что драматург — по цензурным соображениям — написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи — Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория.

Город темной стороны в произведении Н.В.Гоголя Ревизор

Автор: Гоголь Н.В.

Некоторые современники Гоголя считали, что драматург — по цензурным соображениям — написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи — Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория. Сила пьесы — не в иносказательных намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений. Свой уездный город писатель однажды назвал сборным городом всей темной стороны. В частности, он уделил большое внимание его устройству.

Драматург считал, что в его комедии и сцена, и место действия идеальны, хотя трудно представить себе что-либо более конкретное и более национальное, чем гоголевский город.

Широта обобщения в Ревизоре возрастала и благодаря следующей особенности творческой манеры Гоголя. Обычно комедиографы до Гоголя противопоставляли порочным и развращенным персонажам мир настоящей, честной жизни. Противопоставляли или прямо, вводя в действие так называемых добродетельных героев, или скрытно, когда присутствие этих героев чувствовалось за сценой. Гоголь не сделал ни того, ни другого. Мало сказать, что он отказался от идеальных, добродетельных персонажей, — драматург не оставил для них возможности существования и за сценой, вне действия комедии.

В Ревизоре нет даже намека на то, что где-либо, в каком-либо дальнем или близком углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в городе, по иным законам и правилам. Все в пьесе предстает как общепринятое. И городничий и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием ревизора. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза. Эти средства и раньше оправдывали себя, при наезде других высокопоставленных лиц; помогут они и на этот раз. Конечно, вполне могло бы случиться и так, что ревизор не взял бы. Но тот, с кем случилось бы подобное, знал бы, что это просто его личное невезение. (Мало ли какие бывают соображения у ревизора. Например, городничий, не умея вначале найти подход к Хлестакову, мог подумать, что тот просто набивает себе цену.) В правильности же и эффективности выбранных мер никто из чиновников не сомневается.

Не сомневаются в этом и купцы, мещане — те, кто выступает в пьесе в роли обиженных и просителей. Купцы жалуются ревизору на городничего не за то, что он берет взятки (мы уж порядок всегда исполняем), а за то, что он чересчур лютует в своей алчности — не по поступкам поступает. Зная порядок, они и к ревизору явились с подношением.

Гоголь говорил позднее, что на сценическую площадку Ревизора из разных углов России стеклись... исключения из правды, заблуждения и злоупотребления. Но сконцентрированные в пьесе исключения из правил приобрели характер обыденности, нормы. Словом, мы опять сталкиваемся с необычайной широтой гоголевского обобщения и снова убеждаемся, что перед нами не простой город, а сборный.

Гоголевский город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. Гоголь создает тем самым общую завязку пьесы, которую он сознательно противопоставлял частной. Пример частной завязки — любовная интрига, затрагивающая, самое большое, интересы нескольких людей: молодых любовников, а также их родных или слуг, помогающих (или препятствующих) соединению любящих. Вот почему Гоголь считал, что любовная завязка — точный узелок на уголке платка. Ревизор же, говоря словами драматурга, вяжется всей своей массою в один большой, общий узел.

Иначе и не могло быть в пьесе, в поле зрения которой — не семья, не дружеский круг, а целый город, да еще сборный!

Скачать архив с текстом документа