Государственная финансовая поддержка малого бизнеса 2

СОДЕРЖАНИЕ: Федеральное агентство по образованию ГОУ ВТО Восточно-Сибирский государственный технологический университет Институт экономики и права Экономический факультет

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВТО

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Институт экономики и права

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и Кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Финансы»

на тему:

«Государственная финансовая поддержка малого бизнеса»

Выполнил(ла): студент гр.558-2

Сунграпова А.С.

Научный руководитель к.э.н.

Монголова Наталья Валерьевна

г. Улан-Удэ

2009

СОДЕРЖАНИЕ

страница

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы понятия малого бизнеса………….…….……..5

1.1 Понятие малого бизнеса…………………………………………………5

1.2 Современное состояние малого бизнеса……………………………...10

1.3 Проблемы развития малого бизнеса…………………………………..16

Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства………...23

2.1 Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса…………………………………………………23

2.2 Финансирование мероприятий по государственной поддержке

малого бизнеса……………………………………………………………...28

2.3 Упрощенная система налогообложения……………………………....30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

Список используемой литературы……………………………………………..38

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг.

Актуальность темы настоящей курсовой работы, называемой “Государственная финансовая поддержка малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Цель работы – проанализировать основные направления государственной поддержки малых предприятий в России и разработать направления их совершенствования. Реализация заданной цели требует постановки следующих задач :

– привести критерии малого бизнеса в российской экономике;

– проанализировать современное состояние малого бизнеса;

– изучить проблемы развития малого бизнеса;

– рассмотреть формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства;

– рассмотреть упрощенную систему налогооблажения.

Объект исследования – малый бизнес. Предмет исследования – механизм государственной поддержки малого бизнеса в России.

Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Герчикова И.Н., Дробозина, Орлов А.В., Пархачева М.А., Ковалева А.М. и др.), а также периодические и электронные источники.

В соответствии с поставленными задачами в работе выделяется 2 главы. В первой главе рассматриваются понятие малого бизнеса, его современное состояние и проблемы развития малого бизнеса. Во второй главе рассматриваются законодательство РФ по государственной поддержке малого бизнеса, финансирование мероприятий по государственной поддержке и упрощенная система налогообложения.

Глава 1. Теоретические основы понятия малого бизнеса.

1.1. Понятие малого бизнеса.

Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.

Для малого и среднего предприятия ха­рактерно:

– юридическая независимость;

– управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;

– небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);

– численность персонала.

Мелкие и средние предприятия не являются уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляют собой особую модель со специфическими чертами и законами развития. Для них характерны особенности в управлении и используемых экономических методах. Их можно свести к следующим:

– высокая степень централизации и персонализации управления. Руководитель-собственник сосредоточивает в своих руках финансовые, экономические, социальные функции и полномочия, что ставит предприятие в зависимость от его деловых и личных качеств;

– высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;

– дефицит финансовых ресурсов — как собственных, так и заемных.

Вместе с тем малому бизнесу присущи: быстрая реакция на требования рынка; высокий уровень специализации; возможность мобилизации ресурсов на перспективных направлениях.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие преимущества малого предпринимательства:

– увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса – главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;

– рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;

– селекция наиболее энергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнес становится первичной школой самореализации;

– создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания;

– трудоустройство работников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социально уязвимых групп населения (беженцев из «горячих точек», инвалидов, молодежи, женщин);

– подготовка кадров за счет использования работников с ограниченным формальным образованием, которые приобретают свою квалификацию на месте работы;

– разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств (стремясь выжить в конкурентной борьбе, малые формы чаще склонны идти на риск и осуществлять новые проекты);

– косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков, которые солидные фирмы считают недостаточно емкими (из недр малого бизнеса вырастают не только крупные компании, но и наиболее современные наукоемкие отрасли и производства);

– ликвидация монополии производителей, создание конкурентной среды;

– мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались бы невостребованными, а также более эффективное их использование;

– снижение фондовооруженности и капиталоемкости при выпуске более трудоемкой продукции, быстрая окупаемость вложений; например, в США у компаний с числом занятых менее 100 чел. продажи на доллар активов больше, чем у крупных компаний, не только в таких отраслях, как сервис, финансовое страхование, оптовая торговля, но и на транспорте, а также в обрабатывающей промышленности;

– улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

Однако, как уже было упомянуто во введении, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:

– более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

– зависимость от крупных компаний;

– недостатки в управлении собственным делом;

– слабая компетентность руководителей;

– повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;

– трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;

– неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.

Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В развитых европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, а на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации в нашей стране статус малого предприятия могут получить те организации, деятельность которых соответствует следующим критериям:

– доля государства, общественных, религиозных, благотворительных организаций в уставном капитале малого предприятия не должна быть менее 25%;

– доля финансовых ресурсов посторонних юридических и физических лиц в уставном капитале малого предприятия не должна быть более 25%;

– средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

• в промышленности – 100 человек;

• в строительстве – 100 человек;

• на транспорте – 100 человек;

• в сельском хозяйстве – 60 человек;

• в научно-технической сфере – 60 человек;

• в оптовой торговле – 50 человек;

• в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

• в остальных отраслях – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Общая численность малых предприятий в России в 2004 году составила 946 тысяч. Рост, по сравнению с 2003 годом составляет 10%. Вклад малого бизнеса в национальный валовой продукт насчитывает, по разным оценкам, от 10 до 12%. На тысячу жителей в России приходится 7 малых предприятий. Кроме того, в малом бизнесе занято около 19% от всех экономически активных жителей страны.

Лидером в части развития малого бизнеса остаются США. Здесь с 1987 по 1992 годы вообще 100% новых рабочих мест были созданы малым бизнесом, а 99% всех предприятий страны относятся к малым, 98% из них - коллективы со штатом не более 25 человек. Эти компании выпускают 55% новых товаров, 50% всех товаров, произведенных в частном секторе США, и осваивают до 20% ассигнований, выделяемых в рамках госзаказа.

В нашей стране реально малое предпринимательство имеет более крупные масштабы по сравнению с вышеприведенной статистикой, поскольку значительная масса микропредпринимателей не состоит на учете в налоговых и иных контрольных органах. По мнению специалистов, число самозанятых граждан сравнимо с количеством малых предпринимателей, а возможно, даже превосходит его. И для развития стимулов таких категорий граждан к «легализации» своих доходов требуются активные действия со стороны государства.

Уже упомянутый Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, в котором даны основные направления государственной поддержки малого бизнеса.

1.2. Современное состояние малого бизнеса

Сравнительный анализ состояния малых предприятий показывает, что с IV квартала 2008 г. фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал у этих субъектов предпринимательской деятельности. Принятые и реализуемые во II квартале 2009 г. меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно ориентированы на стимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры российской экономики.

О состоянии малых предприятий в I квартале 2009 г.

Таблица 1.1. Динамика числа предприятий и численности занятых на малых предприятиях в 1 квартале 2009г.

Число предприятий, тыс.ед-ц Численность работников, тыс. человек.
1января 2009г 1апреля 2009г 1января 2009г 1апреля 2009г
РФ 282,7 227,6 6217,1 5741,7
Центральный ФО 82,1 73,1 1678,4 1674,5
Северо-Западный ФО 31,4 31,1 812,7 668,8
Южный ФО 39,9 27,4 872,5 707,7
Приволжский ФО 58,8 47,1 1406,5 1295,3
Уральский ФО 11,2 13,8 360,8 402,1
Сибирский ФО 45,4 25,6 842,4 736,3
Дальневосточный ФО 13,9 9,5 243,8 256,9

На фоне резкого изменения условий функционирования российской экономики под влиянием мирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономики с IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест на МП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1 апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесе существенно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияние на ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращение занятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано в Южном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском (111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. В Уральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны более высокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятых увеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.

Анализ распределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономической деятельности показывает, что в промышленности (разделы C+D+E) в I квартале 2009 г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с начала года почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих мест на 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усилении спада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительстве в I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0 тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мер принятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создавать малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой контрактной подготовки студентов старших курсов на основе договоров с предприятиями.

В рамках создания более 2,5 тыс. МП ожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, для выпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в малом бизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью. В целом по стране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятых по виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В I квартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс. человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всех федеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалось сокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видов деятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшение объемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборота относительно предыдущего периода.

Очевидно, что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российской экономике объемов строительства на 19,3% , оборота розничной торговли на 1,1% и оптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характер функционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборот МП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности в российской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности «строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, в сельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%.

В российской экономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формировалась предприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннем потребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позиции малого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельности предприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном, федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютного уменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.

Таблица 1.2. Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности в действующих ценах, в млрд руб..

2008 г. В том числе по кварталам 2009 г.
1 2 3 4
Всего 10093,5 2072,9 2550,1 2751,9 2718,6 1832,5

С/х,охота,

Лес. х-во

170,7 32,8 35,2 50,7 52 37,7

Рыболовство,

рыбоводство

23,1 4,8 6,1 6,5 5,7 5,1
Промышленность 1418,7 280,6 365,8 403 369,3 242,2
Добыча полезных ископаемых 59,8 10,5 13,9 19,7 15,7 7,9
Обрабатывающие производства 1311,3 258,7 340,9 372,1 339,6 219,1
Производство и распределение э/э,газа и воды 47,6 11,4 11 11,2 14 15,4
Строительство 1228,4 183 300,1 353,6 391,7 161,7
Гостиницы и рестораны 106,7 23,1 28,4 27,9 27,3 32
Транспорт и связь 306,7 61,7 75,1 94,4 75,5 61,9
Оптовая и розничная торговля 6095,5 1332,5 1551,3 1615,8 1595,9 1120,6
Операции с недвижимым имуществом 627,4 131 157,9 168,3 170,2 142,8

Свертывание масштабов экономической деятельности изменило ситуацию в инвестиционном секторе. По итогам I квартала 2009 г. объем инвестиций в основной капитал в целом по экономике сократился на 15,6%, в том числе по крупным и средним предприятиям – на 5%. Наиболее существенное снижение инвестиций в основной капитал – более чем на 40% – зафиксировано в сегменте малых предприятий.

Изменение структуры инвестиций в основной капитал малых предприятий в территориальном разрезе в I квартале 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года определялось повышением доли Центрального, Южного и Уральского федеральных округов при значительном сокращении инвестиционной поддержки малого бизнеса в Приволжском и Сибирском федеральных округах. В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности в январе–марте 2009 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2009 г. будет направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2008 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд руб.

В 2009 г. впервые предоставляется возможность авансового перечисления регионам субсидий из федерального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса – до 60% в течение I–III кварталов текущего года. Распределение субсидий федерального бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства будет осуществляться пропорционально доле малых и средних компаний, действующих на территории региона. При определении уровня софинансирования будет учитываться расчетная бюджетная обеспеченность субъекта Российской Федерации. Это означает, что для 78 субъектов за счет федерального бюджета будет финансироваться ориентировочно до 80% расходов на поддержку малого и среднего предпринимательства Требование об обязательной квоте (до 20%) для малого предпринимательства в государственных закупках распространено не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков. Это позволит, по оценкам, увеличить спрос на продукцию МП на 25 млрд руб.

1.3. Проблемы развития малого бизнеса

Выделим две группы причин, сдерживающих развитие малого предпринимательства. Первая – это причины общеэкономического характера, заложенные в экономической политике государства; вторая – частного, преимущественно организационного, характера. Рассмотрим аспекты экономической политики, выступающие причинами первой группы.

Главная сложность при анализе этой политики в том, что изначально не была чётко определена концепция развития рыночных отношений. Мировая практика свидетельствует, что в развитии рыночных отношений возможны две тенденции: формирование регулируемого рынка или стихийного, носящего спекулятивный характер.

Особенность стихийного рынка – функционирование главным образом в сфере обращения, а не в сфере материального производства. Большие доходы в этом случае имеет лишь незначительная часть населения; большинство населения имеет низкую покупательную способность; у производителя нет стимула производить товары, так как они не находят сбыта. Это ведёт к сворачиванию производства.

Характер рынка напрямую влияет и на характер вложений. При стихийном рынке основу капитала составляют спекулятивные деньги, получившие в сфере предпринимателей название “коротких” денег. Они “делаются” в короткое время и обладают большой подвижностью. В отличие от них так называемые “длинные” деньги вкладываются в производство на более длительный срок; отдачу от них нельзя получить сразу, поскольку это долгосрочные вложения, требующие определённых стабильных условий, правового обеспечения, что характерно для регулируемого рынка.

Одна из причин формирования в России деформированного типа рынка – некритическая осмысление и непродуманное перенесение опыта западных стран в отечественную практику. Именно так произошло с реализацией модели “шоковой терапии”. Концепция “шоковой терапии” применительно к российским условиям оказалась несостоятельной. Наоборот, эта стройная научная теория оказалась весьма результативной в ряде стран.

Опыт западных стран свидетельствует, что одна из целей введения “шоковой терапии” состоит в потребности скрыть “узкие” места, сдерживающие развитие экономики, куда незамедлительно устремляется предприниматель. Налаживая соответствующие производства (нередко при государственной поддержке), предпринимательская сфера “расшивает тромбы” в экономике и в короткие сроки выводит её из кризиса.

В России “шоковая терапия” проводилась, когда ещё не сформировалось главное условие её положительной результативности – малое предпринимательство. В сфере материального производства оно практически отсутствовало, а его деформированный характер в сфере обращения не мог существенно повлиять на улучшение ситуации.

Использование мирового опыта, безусловно, важно, но при непременном учете собственных условий и возможностей, что в большей степени может обеспечить отечественная наука.

Другая причина, сдерживающая развитие производственного предпринимательства, - снижение покупательского спроса и свёртывание внутреннего потребительского рынка.

Для каждого общественного строя характерны определенные общественные группы, т.е. относительно стабильные слои населения, со свойственными им ценностями, представлениями, запросами и поведением. В западных странах, при существовании большого разнообразия таких групп, основная масса населения относится к среднему классу. Покупательные возможности этого класса обеспечивают устойчивый спрос на большинство товаров.

Очевидно, что сформировать средний класс в России не удалось, т.е. в сране складывается ситуация, когда большинство населения располагает ограниченными покупательскими возможностями.

Отметим два обстоятельяства, отрицательно влияющих на покупательскую способность населения и понижающих мотивацию труда производителей:

·рост потребительских цен опережает повышение оплаты труда, т.е. спрос акцентируется преимущественно на продовольственных товарах; промышленные товары остаются не востребованными;

· уровень разрыва доходов между полярными группами населения.

Опыт западных стран свидетельствует, максимально допустимое соотношение доходов между бедными и богатыми 1:6 – 1:9; если оно выше, то это ведет к социальной нестабильности и деформирует общую систему спроса и предложения. В 1999 году в России это соотношение приблизилось к 1:15 против 1:5 в 1991 году.

Сдерживающий фактор развития промышленного предпринимательства – сужение внутреннего потребительского рынка – обусловлен сокращением общей платёжеспособности населения, приобретающим всё более ощутимый характер.

В условиях свёртывания внутреннего рынка отечественный производитель промышленных товаров вынужден ориентироваться на экспорт. Но пробиться на мировой рынок со своей продукцией из-за её слабой конкурентоспособности и насыщенности рынка нелегко. И это ещё один фактор, отрицательно влияющий на развитие отечественного производственного предпринимательства. Усугубляет ситуацию на фоне снижения платёжеспособности населения неплатёжеспособность промышленных предприятий.

Причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство в промышленной сфере, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведённому Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятия в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенства налогов и их высокий уровень.

Налоговая политика, в большей степени носящая фискальный, а не стимулирующий характер, обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, кроме производственной.

Главные её недостатки:

· чрезмерно высокий уровень налогов, они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения необходимо;

· нестабильность налоговой системы;

· множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры, поэтому производством конкретных товаров заниматься не выгодно.

Вполне очевидно, что пока в стране существуют источники обогащения вне сферы производства, дающее огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет.

Отрицательно влияет на предпринимательство общая криминализация экономики, приобретающая устойчивый характер. Отличительная особенность малого предпринимательства – высокая его доля в «теневом» секторе экономики. По разным оценкам она составляет от 30% до 50% реального оборота всех субъектов малого предпринимательства*.

С криминализацией экономики особую остроту приобретает проблема личной безопасности предпринимателей, что подрывает мотивационные основы деятельности и вынуждает искать выход из складывающегося положения.

Создание собственной службы безопасности дорогостоящее занятие, и из-за недостаточного профессионализма её работников она не обеспечивает надёжной защиты.

Причины организационного характера. Первые сложности наступают на стадии создания предпринимательских структур в связи с разрешительным характером этой процедуры.

Законодательными и особенно подзаконными актами предусматривается множество положений и правил, существенно затрудняющих образование новых предприятий. Такое же влияние оказывают различные постановления и многие действия органов власти и управления всех уровней. Это касается всевозможных сложностей при регистрации, предоставлении производственных мощностей и помещений, при установлении квот и т. д.

Серьёзные административные барьеры возникают в связи с субъективным пониманием и толкованием правовых актов со стороны местных властей, что ведёт к произволу и установлению своих правил вхождения в предпринимательство. Особенно жёсткими условиями и требованиями обставлена процедура получения лицензии на предпринимательскую деятельность: необходимо предоставлять не только многочисленные справки, сведения, отчеты и другие документы, но и оплачивать по завышенным расценкам услуги по оформлению учредительных документов.

Существенно затрудняет создание и развитие предпринимательства производственного направления отсутствие в политике протекционизма четкой ориентации на поддержку именно производственного вида деятельности. Нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства. Политика поддержки предпринимательства «вообще», а не базовых отраслей приводит к серьёзным перекосам в структуре его развития, не обеспечивает максимально возможных результатов.

Серьёзный фактор, тормозящий развитие предпринимательской деятельности, - отсутствие необходимой достоверной информации, дающей возможность осуществлять глубокий анализ деятельности предпринимательских структур.

Отчетность предприятий малого бизнеса далека от полной достоверности из-за желания смягчить удушающую силу налогов и боязни раскрыть производственную или коммерческую тайну, опасаясь потерь от утечки сведений к конкурентам.

Ограниченная информация не дает полного представления о предприятии, усложняет взаимный выбор нужных партнеров и установление между ними эффективных связей.

Доступ предпринимателей к информации затруднен из-за того, ее сбором, обработкой и хранением занимаются многие структуры.

Информационное поле сейчас представлено следующими уровнями:

-общегосударственным – сбором информации занимается Госкомстат России, Росинформресурс, Роскоминформ, ФАПСИ и др.;

-ведомственным – сбором информации занимаются отраслевые министерства, налоговые службы, регистрационные ведомства;

-местным, где действуют информационные службы областных местных администраций;

-коммерческими информационными системами в виде возможных агентств, предпринимательских структур, реализующих информацию на основе коммерческого спроса.

Из-за разнотипности применяемых информационных систем информация этих ведомств не стыкуется, что затрудняет её использование.

До настоящего времени не выработаны морально-этические нормы и правила, обеспечивающие доверительные, партнерские отношения. Пока таковые отсутствуют и не сформирована четкая система информационного обеспечения, предпринимателям во взаимоотношениях и при обмене информацией приходится полагаться на собственную интуицию.

Наряду с вышеназванными организационными факторами, сдерживающими развитие предпринимательства в производственной сфере, следует назвать ещё один – это слабое кадровое обеспечение в сфере предпринимательской деятельности. Большинство ныне действующих предпринимателей начинали и осуществляют свою деятельность без должных знаний и опыта, что нередко становится причиной разорения и распада предприятий.

Таким образом, здесь можно говорить о серьезном дисбалансе в проводимой государством политике поддержки малого предпринимательства, в результате которой наиболее востребованные виды помощи являются наименее доступными для предпринимателей. Представляется, что одним из довольно ярких проявлений данной ситуации является относительно высокая пассивность предпринимателей в получении каких-то льгот и поддержки, их оценка качества работы государственных и местных властей в данной области.

Глава 2. Государственная поддержка малого бизнеса

2.1. Законодательство Российской Федерации по государственной поддержке малого бизнеса

Как следует из преамбулы Федерального закона № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», его целью является реализация установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законодательством, экономической деятельности. Кроме того, закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Учитывая сложность (по сравнению с крупным бизнесом) деятельности субъектов малого предпринимательства, использование закона должно облегчить их работу.

Основные направления поддержки малого предпринимательства, определенные в Законе, можно разделить на три основные группы.

1. Меры поддержки «прямого» действия, т.е. меры, прямо определенные самим законом, для использования которых нужно просто ссылаться на Закон. Они заключаются в том, что субъекты малого предпринимательства при государственной регистрации своей деятельности получают полное право не выполнять устанавливаемые субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительные требования и условия при регистрации.

2. Меры поддержки, осуществляемые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К данной категории мер поддержки можно отнести следующие:

2.1. Обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд.

Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства.

По данному вопросу принято постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. № 523 «Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд», которым утверждено дополнение к Порядку подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

2.2. Учреждение государственных и муниципальных, в том числе специализированных, фондов поддержки малого предпринимательства;

2.3. Оказание поддержки в участии субъектов малого предпринимательства в экспортно-импортных операциях, а также осуществление поддержки по участию этих субъектов в реализации программ и проектов в области внешнеэкономической деятельности, содействию их участию в международных выставках и ярмарках;

2.4. Разработка и осуществление комплекса мероприятий по содействию в обеспечении субъектов малого предпринимательства современным оборудованием и технологиями, в создании сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства;

2.5. Осуществление мер по размещению заказов на производство и поставки специализированного оборудования и иных видов продукции для субъектов малого предпринимательства, содействие в создании и организации деятельности субъектов малого предпринимательства, специализированных оптовых рынков, ярмарок продукции субъектов малого предпринимательства, в том числе путем предоставления зданий, сооружений, оборудования, производственных и служебных помещений, иного имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

2.6. Осуществление мер по созданию соответствующей информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информацией органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2.7. Обеспечение развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства;

2.8. Оказание поддержки в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства;

2.9. Создание советов по развитию малого предпринимательства в регионе.

3. Меры поддержки, которые отнесены Законом к предмету иных Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

3.1. Законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации утверждаются льготы для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. В качестве таких льгот можно рассматривать специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства. В частности, субъектами малого предпринимательства могут применяться:

а) система налогообложения на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Использование такой системы предполагает некоторые ограничения. Так, существует определенный перечень видов деятельности (ст. 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), подпадающий под ее действие. Кроме того, возможность применения системы налогообложения на основе единого налога на вмененный доход на территории отдельного субъекта РФ определяется на основании специального нормативно-правового акта (закона) регионального уровня, принятие которого субъектом Российской Федерации не является обязательным. Во всех регионах исследования приняты и действуют законы, вводящие систему налогообложения субъектов малого предпринимательства на основе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

б) упрощенная система налогообложения: применение предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. В качестве объекта налогообложения субъект малого предпринимательства самостоятельно может выбрать доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

3.2. Правительство Российской Федерации утверждает порядок представления малыми предприятиями государственной статистической и бухгалтерской отчетности, предусматривающий упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения.

Бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.

В соответствии с приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н субъектам малого предпринимательства рекомендуется:

а) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, не представлять дополнительные расшифровки и пояснения по группам статей бухгалтерского баланса (форма № 1) и статьям «Отчета о прибылях и убытках» (форма № 2);

б) субъектам малого предпринимательства, не применяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и обязанным проводить независимую аудиторскую проверку, не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), «Отчет о движении денежных средств» (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), если отсутствуют соответствующие данные.

Субъекты малого предпринимательства, использующие на предприятии систему налогообложения на основе единого налога на вмененный доход, представляют налоговым органам налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Субъекты малого предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговым органам утвержденную приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 21 ноября 2003 г. № БГ-3-22/647 налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также для отчетности субъекты малого предпринимательства обязаны вести книгу учета расходов и доходов предприятия.

Рассмотрим практическое применение государственной поддержки малого бизнеса.

2.2. Финансирование мероприятий по государственной поддержке малого бизнеса.

В 2009 году, несмотря на непростую ситуацию в экономической сфере, финансирование плана мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства возросло более чем в 2 раза, и составило порядка 1,2 млрд рублей бюджетных средств с учетом привлечения дополнительного финансирования из федерального бюджета. В 2008 году на весь план мероприятий было выделено 514,1 млн руб.

В настоящее время в рамках реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, утвержденного постановлением правительства Санкт - Петербурга, реализуется 16 специальных программ. Следует отметить, что особенностью принятого и реализуемого плана мероприятий является наличие большого количества специальных программ, направленных на прямое субсидирование затрат, произведенных субъектами малого предпринимательства: «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», «Субсидирование платы за технологическое присоединение к электросетям», «Субсидирование арендной платы для отдельных категорий арендаторов объектов нежилого фонда, относящихся к субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные для Санкт - Петербурга виды деятельности», «Приобретение основных средств в лизинг», «Выставочно-ярмарочная деятельность», «Сертификация продукции, работ, услуг», «Аутсорсинг», «Бизнес-инкубатор».

Всего на план мероприятий в 2009 году выделено 1,2 млрд рублей, из них:

- на прямые субсидии - 450 млн рублей (программы прямого субсидирования)

- Фонду содействия кредитования малого бизнеса – 700 млн рублей

- косвенная поддержка - 50 млн рублей (в т.ч. инфраструктурная поддержка).

Помимо прямых субсидий в рамках плана осуществляется также и косвенная, в том числе инфраструктурная поддержка малого бизнеса. Кроме вышеперечисленных программ, планом мероприятий предусмотрены и реализуются специальные программы: «Региональный университет малого бизнеса», «Женский центр предпринимательства», «Внедрение информационных и коммуникационных технологий для субъектов малого предпринимательства», «Основы предпринимательства для школьников», «Выходим в регионы».

Работает Агентство по развитию малого бизнеса, летом был открыт Дом предпринимателя, где любой предприниматель сможет оперативно получить подробную информационную и методическую поддержку, в том числе подробные консультации по всем интересующим вопросам, связанным с ведением бизнеса и действующими механизмами государственной поддержки. Также в Доме предпринимателя работает консультационный центр по программам господдержки, где предприниматели смогут ознакомиться со всеми специальными программами, реализуемыми в рамках Плана мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы.

Как сообщалось ранее, в рамках работы XIII Петербургского международного экономического форума Губернатор Санкт-Петербурга и Министр экономического развития РФ подписали соглашение о предоставлении Санкт-Петербургу в 2009 году субсидий для развития и поддержки малого предпринимательства. В этом году город в очередной раз стал победителем конкурса, проводимого Минэкономразвития России по отбору субъектов Российской Федерации для предоставления им в 2009 году субсидий из федерального бюджета. По результатам конкурса в 2009 году из федерального бюджета в форме субсидии бюджету Санкт-Петербурга выделяется 282,5 млн рублей.

Недавно в соответствии с поручением губернатора Санкт-Петербурга была проанализирована эффективность специальных программ по развитию и поддержке малого предпринимательства. Поэтому в связи с возросшим спросом со стороны малого бизнеса и особой актуальностью в период непростой ситуации в финансовой сфере было принято решение о выделении дополнительных средств из Резервного фонда правительства СПб Фонду содействия кредитованию малого бизнеса в размере 200 млн рублей. Также в настоящее время 200 млн рублей планируется привлечь из средств федерального бюджета.

Таким образом из федерального бюджета в этом году будет привлечено дополнительно 482,5 млн рублей. Сообщает Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.

2.3. Упрощенная система налогообложения.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством РФ как мера поддержки малого бизнеса. Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектами малого предпринимательства на добровольной основе.

Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НКРФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ.

Условием перехода на упрощенную налоговую систему является соответствие требования ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ, а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации не превысил 11 млн. рублей.

Не попадают под действие упрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию, организации, имеющие филиалы или представительства, организации, занимающиеся игорным бизнесом, кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности, а также некоммерческие организации.

Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе признаются доходы, полученные за отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Упрощенная система налогообложения имеет свои определенные достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести:

- снятие с субъектов обложения единым налогом обязанность уплаты единого социального налога, что делает ее существенно более выгодной.

- снижение ставок единого налога. Для субъектов малого предпринимательства применяющих упрощенную систему налогообложения устанавливаются ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению в федеральный бюджет - в размере 10% от совокупного дохода, в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 20% от совокупного дохода.

- удобен тем, что в качестве объекта налогооблажения можно выбрать доход, уменьшенный на величину расходов.

К недостаткам упрощенной системы налогообложения можно отнести:

- юридические лица теперь обязаны уплачивать транспортный налог на и налог на рекламу.

- серьезные проблемы упрощенной системы налогообложения связаны с налогом на добавленную стоимость. Фирма, перешедшая на упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС. Дело в том, что у них в результате сделок с фирмами, которые работают по упрощенной системе налогообложения, значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет.

- другая проблема применения УСН может возникнуть в том случае, если фирма взяла за объект налогообложения доходы. Возникает она у тех фирм, которые в обмен на свои товары, работы или услуги получают не деньги, а другое имущество или имущественные права, то есть совершают товарообменные операции. Дело в том, что доход по такой операции возникает дважды. Первый раз, когда фирма получает от покупателя товары или, скажем, векселя третьих лиц, а второй раз - когда она их перепродает. На деле же получается, что фирма дважды уплачивает налог с одного и того же дохода от продажи своих товаров (работ, услуг).

Таким образом, исследование применяемой в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения позволяет сделать вывод о том, что данный налоговый режим улучшает положение налогоплательщика.

Однако и в новой упрощенной системе налогообложения есть свои минусы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малое предпринимательство представляет собой совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, под малым предприятием в основном понимается предприятие с числом занятых не более 100-200 человек, в уставном капитале которых доля участия государства и (или) других юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не более 50%.

Необходимо подчеркнуть основные характеристики, позволяющие малому бизнесу динамично развиваться. К ним относятся:

–быстрое реагирование на конъюнктуру;

–решение социальных вопросов, например, возможность быстро создавать новые рабочие места;

–противодействие монополизму в экономике;

–активизация структурной перестройки экономики.

Таким образом, трудно переоценить значимость развития малого бизнеса для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг (в первую очередь – для малообеспеченного большинства населения) с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Объективности ради необходимо отметить, что экономический риск в сфере малого предпринимательства как правило выше чем крупных компаний. Вот почему мелкое и среднее предпринимательство должно находить все более широкую поддержку государства.

В соответствии с с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации данная поддержка предоставляется в виде:

– организационно-инфраструктурной формы (упрощенный порядок регистрации, обучение и переподготовка кадров, стимулирование связей между крупным и малым бизнесом на основе механизмов франчайзинга, субподряда и лизинга и т. д.);

– имущественной формы (научно-технологическая поддержка, льготирование условий предоставления в аренду помещений и оборудования, находящихся в государственной собственности, а также формирование государственных лизинговых компаний и т. д.);

– финансовой формы (введение льготного режима налогообложения и кредитования, обеспечение госзаказом, стимулирование банков и страховых компаний к кредитованию и страхованию малых предприятий и т. д.);

Следует особо отметить особенности льготного налогообложения малых предприятий в нашей стране, которое постоянно совершенствуется. Начиная с 2003 года, значительно снижены налоговые ставки для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (соответственно с 10% до 6% по налогу на доходы и с 30% до 15% по налогу с доходов, уменьшенных на величину расходов).

Однако действующая упрощенная система налогообложения обладает и некоторыми недостатками:

1. Фирма, перешедшая на упрощенную систему, рискует тем, что с ней перестанут сотрудничать покупатели - плательщики НДС, т.к. у них в этом случае значительно возрастают суммы НДС, которые нужно перечислить в бюджет. Решение данной проблемы видится во введении НДС в упрощенную систему налогообложения с сохранением действующего порядка его уплаты, но с зачетом уплаченных сумм в счет единого налога. При этом необходимо принимать в расчет долевое распределение уплачиваемых НДС и единого налога между бюджетами разных уровней. При расчете единого налога из налогооблагаемой базы следует вычитать уплаченный НДС в целях устранения двойного налогообложения, а затем сопоставлять его величину с начисленным единым налогом на доход.

2. Если фирма взяла за объект налогообложения доходы, то у фирм, которые в обмен на свои товары, работы или услуги получают не деньги, а другое имущество или имущественные права, то доход по такой операции возникает дважды. Первый раз, когда фирма получает от покупателя товары или, скажем, векселя третьих лиц, а второй раз - когда она их перепродает. И получается, что фирма дважды уплачивает налог с одного и того же дохода от продажи своих товаров (работ, услуг). В целях недопущения двойного налогообложения единым налогом на доходы в данной ситуации следует исключить из перечня доходов те из них, которые были получена по бартеру, а в дальнейшем используются для перепродажи.

Исправление приведенных пробелов в законодательстве «Об упрощенке» позволит значительно улучшить финансовое положение налогоплательщика – субъекта малого предпринимательства.

Помимо налогообложения, существует множество и других нерешенных проблем малого бизнеса, требующих государственного регулирования. В системе целевых установок государственного регулирования экономики задача поддержки малого бизнеса вступает в противоречие с задачей достижения оптимальных макроэкономических показателей, фискальными механизмами наполнения бюджета, затратными методами решения социальных проблем. Однако следует отметить попытку государства изменить существующую ситуацию к лучшему путем введения новой программы по государственной поддержке малого бизнеса.

По результатам рассмотрения оценок субъектов малого предпринимательства и представителей органов государственной власти и организаций инфраструктуры поддержки предложений по совершенствованию федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» можно сделать следующие основные выводы:

Необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малого бизнеса, отмечается всеми субъектами малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства в целом поддерживают почти все предложения по совершенствованию Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства», но при этом в большей степени интересуются теми, которые позволяют либо сохранить используя льготы денежные средства (сохранения льготного режима налогообложения, либо получить их льготным путем (льготные кредиты). Также отмечается заинтересованность субъектов малого предпринимательства в ведении ответственности должностных лиц за препятствование созданию и развитию малого бизнеса.

Опрошенные представители органов власти и организаций инфрастуктуры поддержки в целом расставили такие же приоритеты в предложенных изменениях законодательства, что и субъекты малого предпринимательства.

Сопоставление двух последних таблиц еще раз подтверждает, что взгляды экспертов и субъектов малого предпринимательства на данную проблему в целом совпадают.

Реализация вышеперечисленных мероприятий будет способствовать прочному развитию малого бизнеса в нашей стране.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баженов Ю.К.. Малое предпринимательство. - М.: Владос, 2002. – 317 с.

2. Герчикова И.Н.. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. - М.: Консалтбанкир, 2004. –298 с.

3. Иоффе А. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / Бизнес для всех - № 10 – 2006. - с. 23-29.

4. Истратова М.В. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации для малых предприятий (с учетом изменений, внесенных Федеральными законами от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ). - Статус-Кво 97, 2002 г. – СПС «Гарант»

5. Колесникова Л.А.. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: Новый Логос,2007. - 277 с.

6. Лапуста М.Г. Предпринимательство.- М.: ИНФРА-М,2002. - 496с.

7. Малый бизнес: налоги и отчетность (под ред. Оганесова А.Р.). - Главбух, 2004 г. – СПС «Гарант».

8. Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.:Бизнес и банки, 2005. – 327 с.

9. Пархачева М.А. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 г. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

10. Предпринимательство: /Под ред. М.Г. Лапусты – М.: ИНФРА-М, 2003. – 422 с.

11. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Кн.2. М.: Высшая школа экономики, 2007. - 344 с.

12. Викторов Д.. Хроники уходящего года. - М: Бином, 2004. Бизнес-журнал.

13. Квасюк В.. Большая забота о малом бизнесе / Российская газета, № 30, 2004.

Скачать архив с текстом документа