Государственная собственность на землю в Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, виды и разграничения собственности. Характеристика системы законов и нормативно-правовых актов, регулирующих государственную, частную и муниципальную собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений.

ПЛАН

Введение

1. Понятие и виды государственной собственности на землю

2. Разграничение государственной собственности на землю

3. Федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

Заключение

Список использованной литературы


ВВЕДЕНИЕ

Принцип многообразия форм земельной собственности получил закрепление в акте, имеющем высшую юридическую силу, а именно в Конституции Российской Федерации. Одним из видов данного многообразия является государственная собственность на землю.

Государственная собственность на землю в России практически всегда играла особую роль. В советское время она была единственно возможная. Проводимые в нашей стране реформы потребовали коренного пересмотра сложившихся за многие десятилетия подходов к решению проблем, связанных с собственностью на землю. В результате экономических и политических преобразований государственная собственность утратила свое исключительное положение и получила статус одной из форм собственности. Это повлекло за собой значительные изменения, затрагивающие всю систему правового регулирования земельных отношений в целом, в том числе новые подходы к характеристике государственной собственности на землю.

Участие государства в гражданско-правовых отношениях предполагает, что оно строится на принципе равенства субъектов. Вместе с тем государство наделено суверенными правами, политической властью.

В соответствии с положениями законодательства Российская Федерация и субъекты РФ признаются собственниками земли. Однако значительное число земель находится в неразграниченной государственной собственности, что вызывает необходимость проведения разграничения государственной собственности на землю. От того, как будет проходить этот процесс и каковы будут его результаты, зависит развитие регионов и государства в целом.

Объектом исследования данной контрольной работы является система законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих государственную собственность.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением правомочий собственника субъектом права государственной собственности на землю.

Целью данной работы является анализ правового регулирования государственной собственности на землю в настоящее время. Контрольная работа включает в себя введение, четыре главы, заключение и перечень использованной литературы.

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

В соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации[1] в нашей стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Также в статье 9 данного основополагающего документа говорится, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Земли, которые не находятся в частной собственности граждан и юридических лиц, либо в муниципальной собственности, являются государственной собственностью. Земли государственной собственности подразделяются на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность области (субъекта Федерации)[2] .

При отнесении земельных участков к той или иной форме собственности государство руководствуется определенными целями. В частности, могут быть выделены следующие цели:

1) предотвращение концентрации крупных земельных участков в руках одного лица;

2) соединение собственника земельного участка и сельскохозяйственного производителя в одном лице;

3) обеспечение выполнения экологических требований при хозяйственном использовании земли как уникального дара природы;

4) обеспечение целевого использования земельных участков в зависимости от их качественных характеристик, определяемых в соответствии с земельным кадастром;

5) регулирование рынка земли с целью минимизации негативных социально-экономических последствий[3] .

Большинство земель в РФ находится в основном в государственной собственности. Это связано, надо полагать, с тем, что государство в отличие от частных лиц выступает наиболее эффективным собственником[4] .

Еще одним элементом государственной собственности является то, что в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земли являются основой жизни и деятельности человека и общенациональным достоянием. Это выражение публично-правового интереса в земельном праве.

Таким образом, государственная собственность на землю является одной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

2. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

Начало разграничению государственной собственности положил Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах”[5] .

Этот Указ установил правило, в соответствии с которым разграничение государственной собственности на природные ресурсы определяется в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира, федеральных природных ресурсов исходя из принципа их общегосударственного значения.

В соответствии с названным Указом к федеральным природным ресурсам, например, относились земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти; земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности; земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых территорий федерального значения.

Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время регулируется Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации”[6] .

Этим законом был признан утратившим силу Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю”[7] .

В настоящее время вопросы разграничения государственной собственности на землю регулируются п. 10 ст.3 и ст.3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”[8] .

В соответствии с названным законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Следует также обратить внимание на то, что порядок государственной регистрации права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю также несколько изменился. Так, в соответствии со ст.30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”[9] государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством РФ.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»[10] .

Таким образом, при разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

3. федеральная собственность на землю. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

В соответствии с упоминавшимся Федеральным законом от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

3) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Предусмотренные Конституцией и названные выше субъекты (участники) отношений на уровне РФ функционируют на основании и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, регламентов Государственной Думы и Совета Федерации, Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”, конституций и законодательства республик, уставов и законодательства краев, областей, городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области, автономных округов[11] .

Участие органов государственной власти в регулировании и реализации общественных отношений различно. Система и порядок функционирования органов управления в области земельных отношений предусмотрены различными главами Земельного кодекса РФ[12] ; разрешение судами, арбитражными судами, иными звеньями судебной и административной системы споров и применение мер административной, уголовной, дисциплинарной и гражданско-материальной ответственности; часть полномочий РФ и ее субъектов, предусмотренных ст. 9 и 10 Земельного кодекса, реализуется законодательными и представительными органами РФ и ее субъектов.

Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные ст. 9 ЗК, основываются на ст.71 Конституции РФ. К ведению РФ согласно этой статье Конституции РФ в области земельных отношений относятся:

1) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе в области земельных отношений);

2) федеральная государственная собственность (прежде всего на земельные участки и расположенные на них сооружения, на иные природные ресурсы) и управление ею;

3) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;

4) гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране объектов землепользования, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев);

5) метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области земельных отношений, охраны окружающей среды).

Компетенция РФ и ее субъектов определяется также их совместной компетенцией, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

1) защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области земельных отношений);

2) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами;

3) разграничение государственной собственности (прежде всего на землю, на другие природные ресурсы);

4) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;

5) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ согласно ст.73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти (см. ст.10 ЗК РФ)[13] .

Это размежевание компетенции по вертикали представляется весьма важным и осуществляется на всех уровнях: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ; на уровне субъектов - правотворческими органами субъектов РФ.

Значительные полномочия предоставлены Правительству РФ. Согласно ст.18 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации” правительство организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования.

Совершенствование законодательства и реализация полномочий в области земельных отношений осуществляются в трех направлениях. Статьями 9-11 и др. Земельного кодекса разграничены полномочия между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

В подпункте 7 п. 1 ст.9 Земельного кодекса упоминаются “иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации другими федеральными законами”. К ним относится, например, Водный кодекс РФ, которым регулируются лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения). Под ними понимаются предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок и имеют прямое отношение к землепользованию[14] .

В Водном кодексе РФ и других федеральных законах предусмотрена обязанность землевладельцев - граждан и юридических лиц принимать меры по сокращению потерь и сбросов воды из мелиоративной сети, предотвращению попадания рыбы в мелиоративную сеть, осуществлять в необходимых случаях мероприятия по предупреждению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

Орошение, в том числе с использованием сточных вод нормативного качества, осушение и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с природоохранными мероприятиями, обеспечивающими защиту земельных и водных объектов и их водосборных площадей.

Таким образом, собственность Российской Федерации на землю именуется федеральной собственностью. Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные Земельным кодексом, основываются на Конституции РФ. Существует также совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений.

4. Собственность на землю субъектов Российской Федерации. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений

В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов РФ относятся:

1) земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;

2) земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

3) иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

К собственности субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга относятся земельные участки, расположенные в границах этих субъектов РФ.

Субъекты РФ сами определяют особенности распоряжения земельными участками на своей территории. В качестве примера может быть приведен такой акт, как распоряжение вице-мэра Москвы от 2 марта 1992 года N 110-РВМ “Об аренде земли как основной форме земельно-правовых отношений в г. Москве” (с изменениями от 5 сентября 1994 г., 11 января 1996 г.), утвердившее форму договора аренды земельных участков в г. Москве.

Кроме того, в г. Москве решением одиннадцатой сессии Моссовета от 12 октября 1992 года также был утвержден Порядок предоставления в аренду участков земель г. Москвы.

Реализацию компетенции субъектов РФ в сфере земельных отношений можно рассмотреть на нескольких примерах. Решением Нижегородского областного представительного органа “Об утверждении программы приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области” было начато реформирование сельского хозяйства по нижегородской модели. По этому пути пошли многие хозяйства Ростовской, Рязанской, Орловской и ряда других областей, отразивших эту модель в своем законодательстве.

Разработана и утверждена региональная Программа продолжения земельной и аграрной реформы в агропромышленном комплексе Оренбургской области. В ее развитие приняты целевые программы “Плодородие”, “Белок”, “Селекционно-племенная работа”, “Техническое перевооружение сельского хозяйства”, “О поддержке фермерского сектора Оренбургской области” и др. Коллегия Минсельхоза России своим постановлением одобрила работу Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по оценке состояния и создания организационно-правовых условий развития агропромышленного комплекса области в период перехода к рыночным отношениям. С учетом накопленного опыта рекомендовано и другим территориям активнее проявлять законодательную инициативу в указанном направлении[15] .

Природные, в частности земельные, условия в различных регионах имеют свою специфику, так же как и развитость инфраструктуры, промышленности, обеспеченность профессиональными кадрами, уровень их подготовки, состояние иных компонентов влияют на состояние землепользования и в целом на положение сельского хозяйства.

Во многих субъектах РФ их законодательство в области землепользования, охраны окружающей среды, агропромышленного комплекса в значительной степени повторяет федеральное законодательство по этому же вопросу, что не вызвано необходимостью. Наглядно это проявляется на примере нормативных актов о крестьянском (фермерском) хозяйстве, где положения федеральных законов в основном дублируются.

В Ленинградской и Московской областях, Чувашской Республике были несколько конкретизированы нормы федерального законодательства.

А в Белгородской, Тюменской и ряде других областей отдельными актами устанавливаются региональные правила регулирования внутрихозяйственных земельных отношений, которые мало затронуты в федеральном законодательстве, хотя и имеют значение для деятельности крупных сельскохозяйственных коммерческих организаций, поскольку влияют на осуществление отношений внутрихозяйственного расчета.

Поскольку федеральным законодательством не решались некоторые проблемы использования земель для складирования, переработки и перевозки отходов, их регулирование нередко осуществлялось актами субъектов РФ. Известным в этом смысле становится пример Самары, на базе которой проводятся всероссийские семинары и обмен опытом по использованию земель для утилизации и захоронения промышленных, бытовых, токсичных и иных категорий отходов.

Учитывая изменения, а в ряде случаев и отмену некоторых положений Земельного кодекса РСФСР 1991 года, субъекты РФ принимали свои земельные законы, прежде всего по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. В Республике Дагестан были приняты законы “О земле”, “О земельной реформе”, “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”, которые представляют определенный интерес, поскольку в них отражены многие современные тенденции развития земельного права в направлении более рационального и социально справедливого использования земли, предупреждения и пресечения бюрократически-централизованного режима потребления национализированных природных ресурсов, поддержки традиций и обычаев, обусловленных своеобразием региона (небольшие земельные участки в горах, террасное земледелие, многонациональный состав, уважение религии, старших).

Аналогичный закон был принят Воронежской областной думой. В нем отмечалась обязательность соответствия актов субъекта РФ и органов местного самоуправления требованиям федерального законодательства, обязательность применения к земельным отношениям не только земельного, но и гражданского законодательства, предусматривались гарантии и защита земельных прав физических и юридических лиц, вводились институты земельного сервитута и залога[16] .

Закон Свердловской области “О регулировании земельных отношений” отразил введение частной собственности на землю и сделок с землей. Этот правовой акт субъекта РФ регулирует режим несельскохозяйственных земель различных категорий более подробно, чем ЗК РФ.

Таким образом, таковы возможности реализации субъектами РФ полномочий, не отнесенных к полномочиям РФ и органов местного самоуправления. Предстоит большая работа по приведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с Земельным кодексом РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно сказать, что тема, взятая мною на изучение, раскрыта полностью, насколько позволяют рамки объёма, предусмотренные для контрольной работы.

В процессе изучения данной темы выяснилось, что государственная собственность на землю является одной из форм собственности на данный природный объект наряду с частной и муниципальной. Но всё же большинство земель в Российской Федерации находится в основном в государственной собственности.

При разграничении государственной собственности на землю законодатель выделяет собственность Российской Федерации, собственность субъекта Российской Федерации, а также собственность муниципального образования. Законодательство по данному вопросу за последнее время претерпело значительные изменения.

Собственность Российской Федерации на землю именуется федеральной собственностью. Полномочия России в области земельных отношений, предусмотренные Земельным кодексом, основываются на Конституции РФ. Существует также совместная компетенция Российской Федерации и её субъектов в области регулирования земельных отношений.

Достаточно велики возможности реализации субъектами Российской Федерации своих полномочий, не отнесенных к полномочиям Российской Федерации и органов местного самоуправления. Предстоит большая работа по приведению этих нормативных правовых актов субъектов РФ в соответствие с Земельным кодексом России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

2. Земельный кодекс РФ / Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147. (с изменениями от 14.07.2008).

3. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” / Собрание законодательства РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4148.

4. Федеральный закон от 17 апреля 2006 года N 53-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” / СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. I). Ст.1782.

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” / СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3594.

6. Федеральный закон от 17 июля 2001 года N 101-ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю” / СЗ РФ. 2001. N30. Ст.3060. (Утратил силу).

7. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 года N 2144 “О федеральных природных ресурсах” / САПП РФ. 1993. N 51. Ст.2144. (Утратил силу).

8. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2006 года № 404 «Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» / СЗ РФ, 10.07.2006, N 28, ст. 3074.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. М.: Юристъ, 2001.

10. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С.А.Боголюбов. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

11. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Проспект, 2007.

12. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учеб. М.: Юристъ, 2002.

13. Васильев В. И., Павлушкин А. В. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. М.: Городец, 2001.

14. Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Издательство МГУ, 2003.

15. Земля и право: пособие для российских землевладельцев / Отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М - Норма, 1998.

16. glavstroycomplex.ru.

17. law.edu.ru.


[1] Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

[2] glavstroycomplex.ru

[3] Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: учеб. М.: Юристъ, 2002. С. 65.

[4] Васильева М. И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: Издательство МГУ, 2003. С. 169.

[5] САПП РФ. 1993. N 51. Ст.2144.

[6] СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. I). Ст.1782.

[7] СЗ РФ. 2001. N30. Ст.3060.

[8] СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4148.

[9] СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.3594.

[10] СЗ РФ, 10.07.2006, N 28, ст. 3074.

[11] Конституция РФ. Ст. 5.

[12] СЗ РФ, 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

[13] Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. Л. А. Окунькова. М.: Юристъ, 2001.

[14] Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: Проспект, 2007.

[15] Земля и право: пособие для российских землевладельцев / рук. авт. колл. и отв. ред. С. А. Боголюбов. М.: ИНФРА-М - Норма, 1998.

[16] Васильев В. И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации. М.: Городец, 2001.

Скачать архив с текстом документа