Государственно-правовой политический режим
СОДЕРЖАНИЕ: БИЛЕТЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА составитель неизвестен (кто-то с кафедры ИТГП), сканирование - С.Т.; обработка - А.М. 22. Государственно-правовой (политический) режим.
БИЛЕТЫ ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
составитель неизвестен (кто-то с кафедры ИТГП), сканирование - С.Т.; обработка - А.М.
22. Государственно-правовой (политический) режим.
Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе. Государственно-правовой (политический) режим бывает двух видов - демократический и авторитарный.
Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.
Авторитарный режим - абсолютномонархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.
Уясняя понятие государственного режима, нужно иметь в виду, что демократические и авторитарные режимы не существуют в чистом виде. В реальных государствах демократические и авторитарные режимы могут на некоторое время переплетаться (особенно в государствах переходного типа), дополняться различными факторами, обусловленными конкретными историческими условиями жизни того или иного государствообразующего народа.
16. Понятие механизма государства
Механизм государства - это система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства состоит из государственных учреждений, государственного аппарата и государственных предприятий.
3. Объекты права и правоотношений.
Объект права - это материальные и нематериальные блага, на которые направлены правоотношения.
Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Объектами правоотношений выступают предметы духовного творчества (например, объект авторского права - созданное автором произведение), различные нематериальные блага (право на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.).
28. Понятие и сущность права. Объективная потребность в праве.
Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных, в конечном счете, материальными и духовно-культурными условиями жизни общества. Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.
История человечества располагает достаточными доказательствами того положения, что любое общество может процветать и оптимально развиваться, лишь опираясь на идеи правовой (справедливой) организации своей жизни, на признании верховенства права. Оттого человечество и осознало необходимость строительства правового государства, что все остальные известные истории типы государства и права (классовые, расовые, этнократические, религиозные и др.) не могли и не могут обеспечить гражданский мир и согласие.
17. Понятие государственного органа.
Государственный орган:
• осуществляет от имени государства его функции;
• имеет определенную компетенцию;
• обладает властными полномочиями;
• характеризуется определенной структурой;
• имеет территориальный масштаб деятельности;
• образуется в порядке, установленном законом;
• устанавливает правовые связи личного состава.
Виды государственных органов:
1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования, либо и порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно- распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)
2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы) 3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).
4) коллегиальные и единоличные.
5) по принципу разделения властей; законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.
52-53. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения
существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц.
По общем правилу нормативные акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.
Действие нормативного акта во времени - это момент вступления нормативного акта в законную силу:
- в результате указания в тексте нормативного акта на конкретную дату, с которой документ вступает в силу;
- в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа (“с момента подписания”, “с момента опубликования”);
- в результате применения общих правил:
• законы РБ, другие нормативные акты высших представительных органов гос. власти вступают в силу на всей территории РБ одновременно;
• нормативно-правовые акты Президента РБ со дня их официального опубликования;
• акты министерств и ведомств со дня их официального опубликования подлежат государственной регистрации в Минюсте.
Порядок вступления в силу актов субъектов РБ, муниципальных образований определяются ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
• истечения срока, на который был принят документ;
• объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену которое может содержаться в специальном акте);
• принятие управомоченным органом нового нормативного акта равной или больше) юридической силы, регулируемых этот круг общественных отношений;
• устаревания документа в связи с истечением обстоятельств, которые подлежали регулировании (нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов).
Нормативный акт не имеет обратной силы - нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключение – уголовное законодательство, в котором правило: уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяния.
Нормативный акт может утратить силу, но его отдельные положения могут применяться к фактах имеющим место во времени его действия (регулирование длящихся отношений).
Действие нормативного акта в пространстве - территориальное ограничение его действия - когда нормативный акт применяется на той территории, на которой распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующего органа. Акты федеральных органов государственной власти распространяются на всю территорию РБ, акты субъектов РБ - на территории субъектов РБ, акты муниципальных образований - на территорию административных единиц.
Действие нормативных актов по кругу лиц.
Все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают.
46. Понятие нормативно-правового акта.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентным органам государства (субъектом правотворчества), устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Это внешнее выражение нормы права. Нормативно-правовой акт может быть издан оперативно, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные изменения в обществе.
Они систематизированы определенным образом, что позволяет легко осуществлять поиск нужной нормы права. Позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает избежать произвольного толкования. Нормативно-правовые акты
охраняются государством.
Признаки нормативно-правового акта:
1) Издается компетентным органов, уполномоченным (наделенным правотворческой компетенцией на это государством. Нормативно-правовые акты принимаются не всеми государственными органами, строго определенными в рамках компетенции. Т.е. министр может принять только приказ, и не уполномочен принимать постановление.
2) Содержит нормы права. Именно это делает его нормативным и общеобязательным.
3) Обладает юридической силой.
4) Имеют определенную форму и реквизиты.
5) Имеют пределы действия: временные, пространственные, субъектные.
6) Принимаются с соблюдением определенной процедуры
7) Находятся в определенной иерархии, построенной на юридической силе.
5. Методы теории государства и права.
Методы теории государства и права - это приемы, способы, подходы, которые используются теорией государства и права для познания своего предмета и получения научных результатов.
Выделяются следующие методы:общенаучные - общие методы, выработанные общественными и естественными науками:
- материалистический подход - позволяет проследить связь государства и права с реальными процессами, выявить и исследовать их возможности для упрочнения материальных основ и увеличения экономического потенциала общества;
- диалектический метод - учение об общих закономерных связях развития бытия и сознания;
- метод перехода от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному - например, процесс познания формы государства переходит от абстрактной формы государства к его видам - форма правления и форма государственного устройства, затем к их видам;
- исторический метод - изучение исторических традиций, социально-культурных корней государства и права;
- системный метод - исследование объекта как системы - упорядочивание множества элементов.
Основные элементы государства - органы государства, основные элементы права - нормы права;
К общенаучным методам относятся и логические приемы:• анализ - выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними
• синтез - используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа свойств и принципов изучаемых явлений.
• индукция - познание отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которых затем даются обобщения различного уровня;
• дедукция - обратный прием - познание от общего к частному: сначала познаются общие закономерности и свойства государства и права, затем, разделяя их на определенные группы, им дается определение.
гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией.
2. частнонаучные
• формально-юридический метод - исследование внутреннего строения правовых норм и права в целом, анализ источников права, методы систематизации нормативного материала, правила юридической техники, анализ форм государства, определение и юр. оформление компетентности органов государства. Т.е. он помогает описать, классифицировать, систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их формы
• метод государственного и правового регулирования - суть - между различными государственно-правовыми явлениями имеется определенное сходство, поэтому, зная свойство одного из них (модель) можно судить о других.
• конкретно-социологический метод - помогает выявить степень эффективности функционирования всех ветвей государственной власти, правового регулирования, состояний законности и правопорядка в государстве. Используется такие приемы: наблюдение, анкетирование, эксперимент.
1. Причины и условия возникновения государства и права. Пути и формы возникновения государства и права.
Проблема возникновения государства и права остается в науке дискуссионной, т.к. в основе этой проблемы - различные идеи и течения, а также появление новых материалов в исторических науках о причинах происхождения государства и права.
Современная материалистическая наука связывает возникновение государства и права с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике, что привело к разделению общественного труда - отделению скотоводства от земледелия, ремесла и появления купцов. Родовые общины начинают делиться на патриархальные семьи (земледельцев, скотоводов, ремесленников).
Наступает время специализации, повышение производительности труда, появляется экономическая возможность для обмена и присвоения результатов чужого труда, возникновение частной собственности, социальное расслоение первобытнообщинного общества, образование классов, зарождение государство и права.
Причины возникновения государства и права кроются не только в материальном производстве, но и в воспроизводстве человека. В частности, запрет способствовал выживанию и укреплению человеческого рода и оказало воздействие на развитие общества, структуру его внешних и внутренних отношений, культуру.
Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел различными путями.
Один из основных путей - восточный путь возникновения государства (азиатский способ производства) - вначале Древний Восток, потом - Африка, Америка.
Здесь устойчивыми оказались земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становится важнейшей функцией родоплеменной знати. Восточные государства все абсолютно деспотичные монархии, имеющие мощный чиновничий аппарат, экономическую основу составляла государственная собственность; государство выступало организатором производства.
Другой исторический путь - возникновение государства на территории Европы.
Главный фактор - классовое расслоение общества, которое обусловлено формированием частной собственности на землю, скотоводческих работ.
Яркий пример - Древний Рим, где на возникновение государства оказало влияние борьба патрициев и плебеев. В результате победы плебеев в Риме утвердились демократические порядки: равноправие свободных граждан.
Причины и условия возникновения права аналогичны причинам, породившим государство. Вековые, обычаи рассматривались как данные свыше и нередко казались правом. Наиболее ценные из них стали важными источниками права (обычное право). Например, законы Хаммурапи, законы 12 таблиц, законы Соломона. Право возникло в результате усложнения общественных взаимодействий, обострения социальных противоречий.
17. Понятие государственного органа.
Государственный орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.
Государственный орган:
• осуществляет от имени государства его функции;• имеет определенную компетенцию;
• обладает властными полномочиями;
• характеризуется определенной структурой;
• имеет территориальный масштаб деятельности;
• образуется в порядке, установленном законом;
• устанавливает правовые связи личного состава.
37. Классификация норм права.
Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Нормы нрава классифицируются по отраслям права; по юридической силе; по способам воздействия на поведение участников общественных отношений; по характеру содержащихся предписаний и т.п.
По отраслям права нормы права делятся на: нормы конституционного права, гражданского права, уголовного права, административного права и т.д.
По юридической силе: законы и подзаконные акты.
По способам воздействия на поведение участников общественных отношений: управомачивающие, обязывающие, запрещающие.
По характеру содержащихся предписаний: нормы-принципы, общие нормы, конкретные нормы.
19. Понятие формы государства.
Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти.
Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим. По форме правления государства подразделяются на деспотию, монархию и республику. По форме государственного устройства государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (империя, конфедерация, федерация). Выделяется два вида государственного режима: демократический и авторитарный.
48. Классификация нормативно-правовых актов.
Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права.
Классификация нормативно-правовых актов
По юридической силе:
1) законы (акты, обладающие высшей юридической силой);
2) подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения, и др.
По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты:
1. акты референдума (непосредственного народного волеизъявления);
2. акты органов гос. власти
3. акты органов местного самоуправления
4. акты Президента
5. акты органов управления
6. акты должностных лиц государственных и негосударственных органов.
При этом может быть акты:
1. принятые одним органом (по вопросам общего ведения )
2. совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения)
По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.)
По сфере действия:
1. Акты внешнего действия (общеобязательны для всех - охватывают все субъекты, например федеральные законы, федеральные конституционные законы).
2. Внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности)
Различают действие нормативно-правовых актов:
1. по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт)
2. по времени ( вступление в силу - как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы)
3. в пространстве ( как правило, на всю территорию)
В РФ действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные НПА (НПА органов гос. власти субъектов РФ) - действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.
49. Закон: понятие и разновидности.
Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органов гос. власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Классификация законов:
1) по значимости и юридической силе: конституционные федеральные законы и
обыкновенные (текущие) федеральные законы. Главный конституционный закон - сама
Конституция. Федеральные конституционные законы - это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции (Федеральный конституционный закон о: Конституционном суде, референдуме, правительстве).Все остальные законы - обыкновенные (текущие).
2) По органу, принимающему закон: законы общефедеральные и законы субъектов РФ (действуют только на территории субъекта и не могут противоречить общефедеральным).
3) По объему и объекту регулирования: общие (посвящены целой сфере общественных отношений - например - кодекс) и специальные (регулируют узкую область общественных отношений).
8. Признаки государства.
Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.
1) Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория – это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.
2) Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.
3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.
4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.
5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает государственная власть - верховная и неразделимая с кем-либо власть.
9. Функции права.
Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм. Общесоциальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях:
1. регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; правоспособности физических и юридических лиц.
2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей.
3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.
4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чего-либо, решений поступков.5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.
40. Понятие источника (формы) права. Виды источников права.
Источник права - это специальная юридическая категория, которая используется для обозначения формы внешнего выражения правовых норм, формы их бытия, объективирования. С точки зрения науки теории государства и права выделяются четыре вида источников:
нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы международного права.
Нормативно-правовые акты – это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы, нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам:
По юридической силе (законы и подзаконные акты). Законы по форме выделяются: основной закон (конституция) страны, законы-поправки к конституции, конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов федерации.
По видам законы можно классифицировать: законы-основы, законы кодексы, обычные законы.
Подзаконными нормативно-правовыми актами являются нормативные указы, постановления правительства, различные положения, инструкции и т.д.
По субъектам издания нормативно-правовые акты подразделяются на акты: органов
государственной власти, (акты, принятые референдумом), органов Местного самоуправления, общественных организаций и коллективов трудящихся.
Нормативно-правовые акты классифицируются также по отраслям права. К ним относится деление актов на акты гражданского права, административного, экологического и т.д.
Принято различать действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
2. Санкционированные обычаи и деловые обыкновения. Эти источники в российской правовой системе используются в очень редких случаях.
3. Судебный и административный прецеденты как источники права широко используются в странах с англосаксонской правовой системой.
4. Нормы международного права.
36. Понятие норм права. Норма права и статья закона.
Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения. Норма права содержит в себе государственное веление, она рассчитана на регулирование не какого-то отдельного, единоличного отношения, а на неоднократное применение к заранее не определенным лицам, вступающим в определенные виды общественных отношений.
Любая логически завершенная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - это та часть нормы, где речь идет о том, когда, при каких обстоятельствах данная норма действует.
Диспозиция - часть нормы, где излагается ее требование, то есть что запрещается, что дозволяется и т.д.
Санкция - часть нормы, где речь идет о неблагоприятных последствиях, которые наступят в отношении нарушителя требований этой нормы.
Те дефиниции которые включается в закон, являются правовой нормой. Несовпадение статьи закона с нормой права известно давно. Следует избегать отождествления любой статьи закона, содержащей дефиницию, с формой выражения норм. Статья закона может просто что-то объяснять, определять и при этом не быть формой выражения какой-либо части правовой нормы.
В статье закона может быть несколько норм права. В статье закона может быть часть нормы права.
1-3. Предмет теории государства и права. Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками.
Предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение, функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
Соотношение теории государства и права с гуманитарными и юридическими науками.С гуманитарнымиа) теория государства и права и философия
Теория государства и права имеет с Философией самые глубокие и прочные связи. Использование достижений Философии обуславливает общенаучный уровень учения о государстве и праве, который свою очередь позволяет философии формулировать общие принципы развития свободы и социального процесса. Использование достижений философии при изучении проблем государства и права позволяет избежать ошибок мировоздания, способствовать правильной постановке новых проблем и более осознанному решению вопросов государства и права.
Зависимость между философией и теорией государства и права прослеживается на протяжении всей истории. Например, философское мировоззрение какого-либо мыслителя может быть использовано для прогрессивного влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право.
Например, идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии способствовала распространению антидемократичных взглядов на государство. В то же время диалектика Гегеля стала источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве.
б) теория государства и права и экономические науки
Экономические науки изучают способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения, раскрывают влияние эк. базиса на социальные и политические интересы.
Связь с теорией государства и права выражается в том, что каждый способ производства функционирует успешнее, если ему больше простора дают государственно-правовые механизмы.
в) Теория государства и права и социология.
Социология связана с управлением, осуществляемым посредством государства и права. Она также изучает закономерности соц. поведения людей, его мотивацию. Используя достижения социологии, теория государства и права решает проблемы повышения социальной эффективности норм права, способов и гарантий совершенствования гос. аппарата.
г) Теория государства и права и политология
Политология изучает политику, политические интересы, систему и процессы.
Государство и право неотделимы от политики и политической жизни общества. Политическая жизнь в целом связана с государством и его деятельностью, государственным властью, с ее содержанием, формами и методами деятельности. Политика (древние греки) - искусство управления государством.
Политическая (гос.) власть - венец политики, основа порядка в обществе. С политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с Г и П.
д) Теория государства и права и социальная психология
Связь проявляется в изучении формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его воздействия на сознание, волю и поведение людей. Социальная психология позволяет Теории государства и права установить наиболее типичные последствия деятельности государственно-правовых институтов.
Система юридических дисциплин делится на следующие группы:
1.историко-теоретические науки (Теория государства и права, История государства и права, История политических и правовых учений) - также изучают государство и право в целом, историю развития политической и правовой мысли. Теория государства и права использует выводы и достижения этих наук, исторический материал как основу.
2.отраслевые науки (Конституционное право, Гражданское право, Трудовое право, Административное право. Уголовное право, Гражданско-процессуальное право) - по отношению к ним Теория государства и права выступает как обобщенная наука.
3.прикладные науки - (криминалистика, суд. медицина) - в меньшей степени взаимосвязаны, т.к. эти науки содержат данные естественных наук, технических, и не в полной мере относятся к юр. наукам. Например, криминалистика опирается на достижения технических наук, суд. медицина – использование в судебной деятельности мед. наук.
1. Основное назначение теории государства и права.
Теория государства и права является фундаментальной наукой, поскольку изучает проблемы возникновения, природы, сущности государства и права; их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности и тенденции ее развития, политико-правовых процессов и их отражение в сознании людей.
Теория государства и права развивается в сторону развития теории правового государства, права человека становятся на первый план. Сегодня Теория государства и права более демократична, уделяет больше внимания материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина.
Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности и также рассматривает их в связи с экономикой, политикой, моралью, культурой др.
Предметом Теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования.
Государство и право связаны друг с другом, поэтому Теория государства и права - единая наука, которая подразделяется на 2 структурные части: теорию государства и теорию права.
33-34. Социальные кормы и их классификация.
Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила, регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.
Классификация социальных норм:
1. По сферам действия (в зависимости от содержания жизни общества, в которых они действуют, с характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования):
• политические
• экономические
• религиозные
• экологические
2. По механизму (регулятивным особенностям):
• нормы морали
• нормы права
• обычаи
• корпоративные нормы
11. Основные теории происхождения государства и права и их анализ.
Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф. Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л-Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).
Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в “естественном” состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается и завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.
Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, “действительным” правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится “живое право”, тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права, исходит из того, что право есть общее убеждение, общий “национальный” дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.
31.ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.
3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из естественного (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.
4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.
5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.
6. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.
32.Право как регулятор общественных отношений.
Право – особый, официальный, государственный регулятор общественных
отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные
отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате
чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид –
становятся правовыми. По сравнению с другими общественными
регуляторами, право – наиболее эффективный, властно-принудительный и в
месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут
всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом
общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.
Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных
отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только
санкционирует общественные отношения. Законодательство всего лишь
протоколирует, выражает экономические потребности»1. Есть правоотношения,
которые существуют только, как правовые и в другом качестве
существовать не могут.
Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и
др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в
«чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и
тип общественных отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право
создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.
Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные
отношения, имеющие существенное значение для интересов государства,
общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего
отношения собственности, власти, социально-экономического устройства,
прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые,
имущественные, семейно-брачные отношения и т.п. Остальные либо не
регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев,
традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных
прав, в семье есть и сугубо личные).
Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1)
регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не
регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично
регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое
отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и
необходимость во многих случаях не возникает.