Государственное образование: органы, образовательная политика в разные периоды развития государства: от Древней Руси до наших дней
СОДЕРЖАНИЕ: Система образования русского государства в период самодержавия и в период выдающихся научных открытий (конец XIX–начало XX в.). Образование РСФСР в первое послеоктябрьское десятилетие, ликвидация неграмотности. Деятельность системы образования в СССР.РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт социального менеджмента
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра государственного, муниципального управления и социальной инженерии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «История государственного управления России»
На тему: «Государственное образование: органы, образовательная политика в разные периоды развития государства: от Древней Руси до наших дней»
Выполнил:
Студентка 3 курса заочного отделения
Специальности «ГМУ»
Васильева Е.Ю.
_______________
Руководитель
Байнова М.С.
г. Москва, 2009г
Содержание:
1. Образование в России до XVIII в
2. Система образования русского государства
2.1 Период самодержавия XVIII – XIX вв
2.2 Период выдающихся научных открытий (конец XIX–начало XXв)
2.3 Образование РСФСР в первое послеоктябрьское десятилетие
2.4 Система образования в СССР
Литература
1. Образование в России до XVIII в
Учить на Руси стали при Владимире Святом. В ХI в. Ярослав Мудрый повелел создавать школы для мальчиков «из лучших людей» и поповичей. На Руси за короткий срок была сформирована образовательная система с достаточно сложным содержанием. Основы содержания образования, разработанные в начале XI в., просуществовали в русской школе едва ли не до конца XVII в.
В XIV в. на Русь начали ввозить бумагу. С ее появлением книг стало больше и они стали дешевле. Возрастает потребность общества в грамотных людях. В 1551г на Стоглавом соборе было принято решение об открытии в Москве и других городах «книжных училищ» при монастырях, церквях. По инициативе И.Грозного и при поддержке церкви возникает книгопечатание. В 1563-1564гг в Москве на Печатном дворе (казенная типография) И.Федоров с П.Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол». А в 1565г был издан «Часловец» - первая русская книга для обучения грамоте.
Из смутного времени (конец XVI - начало XVII века) русский народ вышел духовно обновленным. В этот период достаточно быстро идет развитие грамотности. Начальные, элементарные школы открываются как в городах, так и на селе. К концу века не только большинство духовенства и дворянства, но и многие горожане были грамотными. Возрастает доля грамотных среди свободных крестьян, но сокращается среди крепостных. Возрождаются государственные школы: правительственная и школы при приказах, при Оружейной палате (1665), создаются греко-латинские школы. В 1687г открывается Славяно-греко-латинское училище, ставшее первым ВУЗом России - академией. Прием туда был разрешен для всех сословий.
В XVIII-середине XIX вв. были заложены основы современного европейского образования в России.
Реформы Петра I носили не только политический, но и просветительский характер. С его именем связано приобщение российской школы к европейской культуре. Главное отличие школ петровских времен от прежних – светский характер обучения и соединение его с практикой.
Петром I создается сеть школ: начальные - цифирные, русские, адмиралтейские, гарнизонные, горнозаводские; средние и высшие - школа математических и навигационных наук, иноязычные, медицинские, артиллерийская, инженерная школы, морская академия. В губерниях было открыто 42 светских цифирных школы, где 2000 детей изучали арифметику и начала геометрии. Дети духовенства обучались в епархиальных школах, а дети солдат – в гарнизонах. В 1725 г. была открыта Петербургская академия с университетом и гимназией.
Новым явление стало зарождение общеобразовательной школы. Стала формироваться сеть закрытых учебных заведений для дворянских детей и детей купцов.
В 1755г по инициативе Ломоносова открылся Московский университет. Обучение там было доступно для детей всех сословий.
Большую заботу о развитии воспитания и просвещения проявляла Екатерина II.
Однако действия всех правителей носили характер личной инициативы. До определенного момента (до 1802г) не было никаких законодательных документов, регулирующих деятельность системы образования и управления данной системой.
2. Система образования русского государства
В конце XVIII-начале XIX в России законодательно оформилась сословная система образований. В 1802г было учреждено Министерство народного просвещения, а с 1804г по распоряжения Александра I страна была разделена на 6 учебных округов. Центрами округов стали университеты , при них в губернских городах открывались гимназии , а в уездных – училища. Открывались специализированные учебные заведения: кадетские корпуса, Техническое училище, Строгановское училище, Педагогический институты, медико-хирургическая академия и т.д. Низшей ступенью образования стали одногодичные приходские училища, в которых обучались государственные крестьяне. Образцовым учебным заведением был Царскосельский лицей , программа в нем практически соответствовала университетской.
Стали появляться женские гимназии (средние учебные заведения), в которых обучение длилось 7-8 лет. Но поступать в университеты женщинам было запрещено; в 70-80гг их допустили туда на правах вольных слушательниц. А в 70-е годы на частные пожертвования были организованы высшие женские курсы с университетской программой в Москве, Казани, Киеве, Петербурге.
К концу 50-гг годов всего 6% населения России умело читать и писать. Ситуация стала меняться к лучшему после 1864г, когда был принято «Положение о народных училищах». В этом же году открылись учительские семинарии (педучилища), получили распространение 3-х годичные земские школы, крестьянские школы грамотности.
Однако, в 1866г, когда пост Министра народного просвещения занял Толстой Д.А., либеральный дух реформ пропал. Началась борьба с реформами предшественника: был введен институт инспекторов народных училищ с полицейскими функциями, во главе Советов училищ были поставлены предводители дворянства, не имеющие ничего общего с педагогикой. Земские школы противопоставили церковным школам, на развитие которых с 1884г отпускались значительные средства из бюджета.
Средним звеном образования считались гимназии и прогимназии двух типов: реальные и классические. Однако в 70-е годы исключение из гимназий достигло 60% детей, вершиной борьбы в 1887г стал циркуляр «о кухаркиных детях», который имел место для широкого толкования и лишал среднего образования большое количество детей.
Конец XIX – начало XX вв..
В это время большинство крестьян еще остается неграмотным. В 80-90-е годы возрастает количество воскресных школ. Основным звеном начального образования были государственные, земские и церковно-приходские школы с 2-3 летним обучением.
Средними учебными заведениями оставались гимназии, реальные и коммерческие училища. При этом в университет можно было поступить только из гимназии. Государственных гимназий (женских и мужских) было очень мало. Высокая плата за обучение делала его недоступным для больших слоев населения. С 1896г на средства торговой и промышленной буржуазии стали создаваться коммерческие училища.
К 1897г в стране 21% населения умел читать (при этом среди женщин число грамотных было ниже, около 13%).
После революции 1905-1907гг в развитии образования наступил период реакционных мер : была упразднена университетская автономия, прекратили прием женщин – вольных слушательниц, на преподавателей составлялись политические характеристики, многие подверглись увольнению, а студенты – исключению, запрещалось вести прогрессивное образование.
В тоже время, в Москве открываются Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея. Возрастает число общественных и частных библиотек. Благодаря отмене цензуры (в ходе революции 1905г) возрастает число газет. В 1912г ежедневно выпускалось 1131 газета на 24 языках. Крупные успехи произошли в биологии и медицине. Нобелевскими премиями за выдающийся вклад в развитие науки были отмечены И.И. Мечников (1908г – «пожирающие клетки»), И.М. Сеченов (1904г – за научные исследования нервной системы человека).
И.П. Павлов выпускает труды по условным рефлексам, К.А, Тимирязев исследует явление фотосинтеза, Мичурин создает новые сорта методом гибридизации, В.И. Вернадский способствует появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии, А.С, Попов открывает радио (1895г), А.Н. Лодыгин - лампу накаливания и т.д. В это время закладываются основы российского самолетостроения. В 1916г. в своей книге Жуковский Н.Е. излагает основы аэродинамики, а по проекту Сикорского И.И. в 1913г был построен первый самолет-биплан с двумя крыльями). Происходят научные открытия К.Э. Циолковского.
В целом, именно это время, этот период истории является периодом выдающихся научных открытий.
Образование в первое послеоктябрьское десятилетие
После революции 1917г ситуация в стране была сложной. Это время коренных реформ всех сфер России, в том числе и образования. В этот период был осуществлен переход к национальному содержанию образования, создана массовая народная школа, получила развитие система массового женского образования, профессионального и высшего. Расширяется сеть высших учебных заведений
В конце 1917-начале 1918г был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви , а также Декрет о национализации всех учебно-воспитательных учреждений и передаче их в ведение Наркомпроса. Общее руководство народным просвещением, согласно Декрета ВЦИК и СНК РСФСР, было возложено на Государственную комиссию по образованию , которую возглавил Луначарский.
Реорганизация образования началась с упразднения гимназий, реальных училищ, церковно-приходских и земских школ. На их месте, согласно Положения ВЦИК «О единой трудовой школе РСФСР», предусматривалось обучение всех детей от 8 до 17 лет в школах 1 и 2 ступени. Срок обучения был 5 лет и 4 года.
В 1919г был принят декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» , по которому все граждане от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, обязаны были обучаться. На время обучения рабочий день сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Процесс обучения контролировала ВЧК совместно с Наркомпросом. Создавалась кружки, пункты ликбеза, общественные организации. В 1923 году организовалось добровольное общество «Долой неграмотность!», председателем был Калинин.
В середине 20-х годов правительство приняло закон о всеобщем начальном обучении. По данным переписи 1926 года, численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет составляла 51,1%, причем в РСФСР – 55%.
К середине 20-х годов школьное образование представляло собой следующую систему: начальная 4-х летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи (ШКМ), школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на базе начальной школы, школа II ступени (5-9 классы) с профессионализированными 8-9 классами в ряде школ. Профессионально-техническое образование находилось в ведении Главпрофобра.
В Высшей школе в это время был проведен ряд преобразований: зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов об образовании, преимущества были при поступлении у молодежи из рабочих и крестьян; отмена платы за ВУЗ, установление денежных стипендий для нуждающихся студентов; с 1919г созданы рабфаки; Наркомпрос разрешает пополнять студенческую кассу доходами от кооперативов с целью помочь выйти высшей школе их финансового кризиса; в качестве обязательных предметов вводятся исторический материализм, история пролетарской революции, экономическая политика диктатуры пролетариата, история Советского государства и права.
В стране создается широкая сеть библиотек (их реквизируют и национализируют) и клубов. В декабре 1918г ВЦИК образует Государственное издательство. За 3 года национализируются более 1 000 типографий, бумажных фабрик и т.д. Вместо частных, появляются государственные, ведомственные, партийные издательства.
В 1918-1920гг было открыто свыше 40 самостоятельных институтов (в их числе аэрогигродинамический, рентгенологический, радиологический), входящих в состав Академии научных институтов и ВУЗов.
Для централизации и планирования развития науки, в 1918г при Наркомпросе создается Отдел мобилизации науки , затем - научный отдел . При ВСНХ в марте 1918г образован научно-технический отдел (НТО), в котором к концу 1919г работало свыше 200 академиков и профессоров, 300 инженеров и 240 других специалистов. В составе НТО было 12 НИИ, несколько технических бюро, издавался журнал.
В 1929г была создана Всероссийская Академия сельхоз. наук (ВАСХНИЛ) и 12-ю институтами, создана Белорусская Академия наук.
В 1918г Совнарком РСФСР утвердил положение о Социалистической академии общественных наук , в 1920г открылся Институт научной методологии . В 1925г РАН стала именоваться Академией наук СССР.
В 1930г было приято постановление XVI съезда ВКП(б) « о введении всеобщего обязательного начального образования для детей в СССР», а в 1937г началось введение семилетнего школьного обучения. Продолжился рост 10-летних школ. Была создана единая для всех политехническая школа. В республиканских школах занятия велись на родном языке, но русский был обязательным к изучению.
Согласно переписи населения от 1939г, процент грамотного населения старше 9 лет достиг 81,2% (мужчины – 90,8%, женщины – 72,6%).
В 1940г в СССР работало 460 ВУЗов, а концу второй пятилетки страна вышла на 1-е место в ми ре по количеству студентов и учащихся.
В 1941г прием студентов в ВУЗы был сокращен вдвое, срок обучения составлял 3-3,5 года. К концу войны за счет прима в ВУЗы большого числа женщин, численность студентов приблизилась к довоенной.
После войны страна продолжила переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Также большая часть молодежи получала образование через систему профессионально-технического обучения. В 1945-1949гг в стране было открыто 160 новых ВУЗов, широкие масштабы стало приобретать вечернее и заочное обучение. Возрастает количество денег, выделяемых бюджетом на образование.
В 1946г Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР.
К 1937 году в стране было 867 НИИ и их филиалов, где работало 37600 научных сотрудников. В 1950г в ЦК ВКП (б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений.
Начиная с 50-х годов, главной целью школьного образования стало «укрепление связи школы с жизнью». В 1955-1956гг были введены новые учебные планы. С принятием закона « Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР» в 1958г по стране вводилось обязательно всеобщее 8-летнее образование. Полное среднее образование увеличивалось с 10 до 11 лет. При этом школьники старших классов должны были совмещать учебу и работу. В 1958г вместо ремесленных и ФЗШ и училищ появилась единая сеть ПТУ со сроком обучения от 1 до 3 лет.
В 1974г Сессией ВС РСФСР было принято постановление « О мерах по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию в РСФСР».
В 1983-1984гг были сделаны попытки провести комплексную реформы школы: перепрофилирование ее в связи с потребностями экономики, однако в 1985-1986гг реформа была свернута.
В это время происходит дальнейшее расширение системы ВУЗов. К 1985г в стране насчитывается уже 69 университетов. Создаются новые научные учреждения, расширяется сеть Академии наук СССР, в стране действует около 250 НПО.
Советская власть провозгласила всеобщее право на образование, что объективно требовало строительства единой, общеобразовательной, трудовой и политехнической школы. В советский период отечественной истории у нас в стране была единая достаточно стройная и эффективная система образования, что позволило ей выдвинуться в разряд самых просвещенных государств.
Литература