Государственное регулирование как функция управления

СОДЕРЖАНИЕ: Административно-правовое регулирование в сфере экономики Паненков К.А. Государственное регулирование как функция управления Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий.

Государственное регулирование как функция управления

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование - одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

Содержание и механизм осуществления государственного регулирования включает:

-нормативное регулирование путем установления общих правил;

-его оперативную корректировку в соответствии с реальными задачами, которые надлежит решать управлению;

-контроль за исполнением правовых норм, регулирующих те или иные отношения;

-государственную защиту прав и интересов участников общественных отношений, урегулированных соответствующими правилами;

-координацию и общее направление их деятельности;

-содействие ее успешному осуществлению;

-определение приоритетов в структурной политике;

-государственные контракты (договоры);

-регистрацию;

-лицензирование и др.

ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

Понятие и цели организации управления

Административно-правовая организация управления есть закрепленная нормами административного права система субъектов, призванных осуществлять управление, их статус, включая взаимоотношения этих субъектов внутри и вне этой системы,

Элементами административной организации управления являются:

-органы исполнительной власти;

-другие органы управления, входящие в разветвленный организационный механизм осуществления функций исполнительной власти;

-нормы административного права, устанавливающие соответствующий статус всех звеньев системы управления, в том числе из служащих;

-важнейшие параметры их отношений, очерченных административным правом;

-правовая ответственность субъектов, вытекающая из их административно-правового положения.

Понятием организации управления охватывается как государственное, так и негосударственное управление в той мере, в какой оно регламентируется административным правом.

Правовые основы организации управления

Виды правовых актов по организации управления по юридической силе:

-Конституция Российской Федерации, закрепляющая в общем виде структуру экономики, социально-культурной и административно-политической деятельности;

-законы Российской Федерации;

-постановления палат Федерального Собрания;

-конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Уставы субъектов Российской Федерации, кроме республик, имеют большое значение для организации управления на уровне этих субъектов. В уставах, принимаемых законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов Российской Федерации, решаются важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса;

-подзаконные акты Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти.

По содержанию различаются:

-общие правовые акты, распространяющие свое действие на общественные отношения независимо от того, в какой сфере или отрасли они возникают;

-специализированные, регламентирующие вопросы организации управления в отдельных отраслях и сферах.

Межотраслевые начала в управлении

Федеральными органами межотраслевого управления являются:

Министерство экономики РФ
Министерство финансов РФ
Государственный таможенный комитет РФ
Мингосимущество России
Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Госстандарт России
Госкомстат России
Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействия) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Недобросовестная конкуренция - любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам - либо нанести ущерб их деловой репутации.

Естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на эти виды товаров.

К числу естественных монополий относятся:

-транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-транспортировка газа по трубопроводам;

-услуги по передаче тепловой и электрической энергии;

-железнодорожные перевозки;

-услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

-услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

Федеральным Законом О естественных монополиях 1995 года установлены следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

-ценовое регулирование;

-установление обязательных потребителей и минимального уровня их обслуживания;

-контроль за совершаемыми сделками;

-применение мер пресечения и ответственности за незаконную деятельность.

Органы государственного управления отраслями промышленности

Министерство топлива и энергетики РФ
Федеральная энергетическая комиссия РФ
Министерство экономики РФ
Министерство РФ по атомной энергии
Госкомитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ

Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью

Федеральный горный и промышленный надзор России
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
Органы энергетического надзора
Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению

Местное самоуправление и промышленность

Промышленные предприятия могут находиться в собственности органов местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 года Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью, в том числе муниципальными предприятиями.

Органы местного самоуправления вправе:

-создавать предприятия для осуществления хозяйственной деятельности, реорганизовывать и ликвидировать их;

-определять условия и порядок их деятельности, утверждать их уставы, назначать руководителей;

-регулировать цены и тарифы на продукцию этих предприятий.

Органы государственного управления сельским хозяйством

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ
Федеральная продовольственная корпорация при Минсельхозпроде России

Организационно-правовая система государственного управления

строительством и жилищно-коммунальным хозяйством

Государственный Комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике
Главная государственная жилищная инспекция Госстроя России и инспекции субъектов РФ

УПРАВЛЕНИЕ КОММУНИКАЦИЯМИ

Организационно-правовая система

государственного управления коммуникациями

Министерство путей сообщения РФ
Министерство транспорта РФ
Федеральная авиационная служба России
Федеральная дорожная служба России

Межведомственная комиссия по использованию воздушного пространства

и управления воздушным движением РФ

Министерство связи РФ

Органы государственного управления связью

Государственный Комитет РФ по связи и информатизации
Государственная фельдъегерская служба РФ при Правительстве РФ

Государственный контроль на транспорте и связи

ГИБДД МВД России
Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники при Минсельхозпроде России
Речной регистр и Морской регистр при Минтрансе России
Российская транспортная инспекция
Росаэронавигация

Уполномоченные должностные лица железнодорожного, морского, речного,

воздушного, городского, электротранспорта

Органы государственного управления природопользованием

и охраной природных ресурсов

Министерство природных ресурсов РФ
Госкомитет РФ по охране окружающей среды
Государственный земельный комитет РФ
Федеральная служба России по геодезии и картографии
Федеральная служба лесного хозяйства России
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Государственный контроль (надзор) в области природопользования

и охраны природных ресурсов

Министерство природных ресурсов РФ
Госкомитет РФ по охране окружающей среды
Госкомзем
Федеральный горный и промышленный надзор России
Рослесхоз
Росгидромет
Министерство здравоохранения РФ

Органы государственного управления торговлей

Министерство торговли РФ
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И КРЕДИТОМ

Организационно-правовая система государственного управления

финансами и кредитом

Финансовая деятельность государства - это особый вид деятельности государственной власти, содержанием которой является непосредственная организация выполнения задач пополнения государственных фондов денежными средствами, справедливого их распределения и законного использования. Распределение государственных средств осуществляется методами финансирования и кредитования.

-Финансирование - это безвозвратное, безвозмездное выделение денежных средств (в основном, государственным организациям);

-Кредитование - это возвратное, возмездное, срочное предоставление денежных средств как государственным, так и негосударственным организациям.

Основными разновидностями финансовой деятельности государства являются:

-бюджетная (образование и расходование денежных средств для обеспечения функций государства);

-налоговая (налоговый учет, налоговый контроль и государственное принуждение в случаях налогового законодательства);

-кредитная (регулирование денежно-кредитных отношений, в том числе в процессе банковской деятельности);

-страховая (формирование денежных фондов, предназначенных для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий - страховых случаев - за счет взносов, уплачиваемых страхователями, или за счет бюджета);

-валютная (регулирование валютных операций, поддержание национальной валюты, формирование валютных резервов страны, валютный контроль);

-организация денежного обращения и расчетов (защита и обеспечение устойчивости рубля, денежная эмиссия, организация производства, хранения, инкассации наличных денег).

Органы государственного управления финансами

Министерство финансов РФ
Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
Федеральное казначейство
Российская финансовая корпорация

Организация кредитного дела

Банки - это коммерческие учреждения, являющиеся юридическими лицами, которым представлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и от своего имени размещать их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять другие банковские операции. Образуются они на основе любой формы собственности (в том числе и с привлечением иностранного капитала) и осуществляют свою деятельность на коммерческой основе.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком Российской Федерации и находится в ее собственности.

Основные задачи ЦБ:

-регулирование денежного обращения;

-обеспечение устойчивости рубля;

-проведение единой федеральной денежно-кредитной политики;

-надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;

-выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков (эмиссия);

-организация изготовления денежных знаков.

Организация налогового дела

Основные функции Министерства РФ по налогам и сборам:

-контроль за изданием министерствами и ведомствами и другими организациями нормативных документов, связанных с налогообложением, и в необходимых случаях постановка вопроса об отмене не соответствующих действующему законодательству актов;

-возврат излишне взысканных и уплаченных налогов в бюджет через банки и иные финансово-кредитные органы;

-проведение проверок денежных документов в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях и организациях любой формы собственности, у граждан, включая иностранцев и лиц без гражданства;

-обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков.

Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения; предупреждать, выявлять и пресекать коррупцию в налоговых органах. Руководство единой централизованной системой органов налоговой полиции по выполнению возложенных на нее задач осуществляет Федеральная служба налоговой полиции РФ (ФСНП России), являющаяся федеральным органом исполнительной власти. Систему налоговой полиции составляют помимо ФСНП органы налоговой полиции в субъектах Российской Федерации (департаменты, управления, отделы - например, районные и межрайонные).

Финансовый контроль

В осуществлении финансового контроля в разнообразных организационно-правовых формах активно участвуют все финансовые, кредитные и налоговые органы.

Контрольно-ревизионное управление Минфина России
Аудиторские фирмы

Органы государственного управления

внешнеэкономической деятельностью

Министерство торговли РФ
Министерство РФ по делам СНГ
Государственный таможенный комитет

Организация таможенного дела

В этой сфере ведущая роль принадлежит Государственному таможенному комитету Российской Федерации (ГТК России), действующему на основе положения о нем, утвержденному Указом Президента Российской федерации от 25 октября 1994 года.

ГТК - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в стране. Действует он непосредственно или через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Государственный контроль

в сфере внешнеэкономической деятельности

Минфин России
Органы таможенного контроля

Скачать архив с текстом документа