Государственное регулирование РЦБ
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России. Место рынка ценных бумаг в системе рынков. Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем. Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России.Бузулукский финансово-экономический колледж
Курсовая работа
На тему: «Государственное регулирование РЦБ»
Бузулук 2005 г.
Содержание
Введение............................................................................................................ 3
1 Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России........... 4
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков.......................................... 4
1.2 Общая характеристика и структура рынка............................................... 6
1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем........................................................................................................................... 9
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ............................... 13
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг......................... 13
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг.......................... 15
2.4 Проблемы современного РЦБ России..................................................... 25
3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития.............................................................................. 28
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг..................... 28
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России....... 29
Заключение...................................................................................................... 35
Список использованных источников............................................................. 36
Введение
В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Сейчас в Российской Федерации активно функционируют такие биржи, как ММВБ, РТС1 и РТС2, Санкт-Петербургская Фондовая и Валютная биржа, а также Сибирская, Уральская, Ростовская, Самарская, Нижегородская биржи… Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.
Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных и зарубежных ученых, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ и Министерства Финансов, а также другой методический материал по изучаемым вопросам.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно - логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, описательный, использовались основные приемы анализа.
Информационную основу работы составили годовые отчеты, данные статистической отчетности, специальная литература по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов.
Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.
Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.
Задачи: определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России; ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ; выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.
1 Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России
1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков
По структуре финансовый рынок делится на три взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынка:
Денежный рынок - рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (векселя, чеки и т. д.).
Рынок ссудного капитала или рынок долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Он охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления кредитными учреждениями платных и возвратных ссуд, не связанных с оформлением таких документов, которые могли бы самостоятельно обращаться на рынке: покупаться или продаваться, погашаться.
Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут обращаться на рынке.
Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года) и в свою очередь подразделяется на учетный рынок, межбанковский рынок и валютный рынок. На учетном рынке основными объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя и другие краткосрочные ценные бумаги, межбанковский рынок функционирует за счет предоставления кредитов банками друг другу (использование временно свободных денежных средств) сроками от одного дня до пяти лет, валютный же рынок обслуживает международный платежный оборот.
Рынок ссудных капиталов включает операции частных кредитно-финансовых институтов, государственных учреждений, иностранных институтов и рынок ценных бумаг, который в свою очередь делится на внебиржевой (первичный) и биржевой оборот, а также рынок через прилавок - “уличный” рынок. Первичный внебиржевой оборот охватывает в основном облигации новых эмиссий. На фондовой бирже обращаются исключительно акции, а также некоторое количество ранее выпущенных облигаций, как частных, так и государственных.
Государство в лице кредитных институтов является не только продавцом ценных бумаг, но и покупателем, участвуя, таким образом, в перераспределении денежного капитала. Операции кредитно-финансовых институтов на рынке капитала не всегда связаны с приобретением ценных бумаг, поэтому их деятельность не следует отождествлять ни с биржевым, ни с внебиржевым оборотом фиктивного капитала. В ряде случаев финансирование ими корпораций осуществляется без покупки ценных бумаг путем прямого кредитования. В то же время и внебиржевой оборот и фондовая биржа – это сферы, где большую роль играют кредитно-финансовые институты. Кроме того, на национальные рынки ссудных капиталов все чаще вторгается иностранный банковский капитал.
Постоянное взаимное предложение и спрос на ссудный капитал создают рынок ссудных капиталов. Под механизмом его функционирования следует понимать накопление, движение, распределение и перераспределение денежного капитала под воздействием спроса и предложения, а также существующих процентных ставок.
Механизм рынка, как правило, определяется спросом и предложением действующих субъектов рынка: частных предприятий, государства и индивидуальных лиц. Деятельность данных субъектов формирует уровень процентных ставок и его колебание в зависимости от рыночной конъюктуры: усиление спроса повышает ставки и снижает предложение и, следовательно, сокращает трансформацию денежного капитала в ссудный; наоборот, преобладание предложений над спросом понижает ставки и усиливает движение ссудного капитала с рынка.
Единство и обезличивание рынка ссудных капиталов выражается в том, что он развивается и движется через посредство ценных бумаг, т.е. фиктивного капитала. Так, заимодавец, в роли которого могут выступать корпорации, частное лицо или государство, представляет полученный им ссудный капитал как претензию на доход. Это объясняется тем, что денежный капитал, инвестированный в ценные бумаги, в любой момент может быть превращен в форму денег путем реализации ценных бумаг.
В современных условиях возрастает единство рынка ссудных капиталов, так как аккумуляция денежного капитала и сбережений осуществляется в основном кредитной системой, широко действует акционерная форма предприятий и более полно происходит сведение дивиденда к ссудному проценту.
В то же время на рынке действуют противоположные тенденции, подрывающие его единство, к которым следует отнести дальнейшую монополизацию рынка наиболее крупными кредитными институтами; процесс интернационализации, связанный с миграцией денежных капиталов между национальными рынками; а также циклическую нестабильность экономической конъюнктуры и инфляционные процессы. Поэтому рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой так называемого фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.
В настоящее время практика показывает, что импульсивное замедление или ускорение операций рынка ценных бумаг существенно сказывается на движении ссудного капитала, его рыночной структуре и функционировании. Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капитала и прочими рыночными механизмами. Более того, приостановка действия рынка ценных бумаг в ряде случаев может носить довольно трагические экономические и политические последствия для страны.
1.2 Общая характеристика и структура рынка
Образование фиктивного капитала связано с появлением ссудного капитала. Фиктивный капитал возникает как следствие приобретения ценных бумаг, дающих право на получение определенного дохода (процента на капитал). Первоначальной формой фиктивного капитала в период домонополистического капитализма и «свободной конкуренции» служили облигации государственных займов.
Трансформация капитализма свободной конкуренции (laessfaire) в монополистический, с образованием и ростом акционерных обществ, способствовала появлению нового вида ценных бумаг — акций. По мере развития капитализма акционерные общества стали превращаться в сложные монополистические объединения (концерны, тресты, картели, консорциумы). Их развитие в условиях острой конкурентной борьбы и развития научно-технической революции обусловило привлечение не только акционерного, но и облигационного капитала. Это обусловило выпуск и размещение частными компаниями и корпорациями, помимо акций, еще и облигаций, т.е. осуществление облигационных займов. Структура фиктивного капитала складывается из трех основных элементов: акций, облигаций частного сектора и государственных облигаций. С развитием капитализма и превращением его в государственно-монополистический капитализм частный сектор и государство все больше привлекает капитал путем эмиссии акций и облигаций, увеличивая таким образом фиктивный капитал, который существенно превышает действительный, реальный капитал, Необходимый для капиталистического воспроизводства. В условиях спекулятивных сделок фиктивный капитал, представляющий ценные бумаги, в современном рыночном хозяйстве приобретает самостоятельную динамику, не зависящую от реального капитала.
В то же время фиктивный капитал отражает объективные процессы дробления, перераспределения, объединения действующих реальных производительных капиталов. Если в монополистичес-
кой стадии капитализма фиктивный капитал концентрировался на фондовой бирже, то в условиях государственно-монополистического капитализма значительная его доля сосредоточивалась в банках и других кредитно-финансовых учреждениях. В самой структуре фиктивного капитала резко вырос удельный вес государственных облигаций, что обусловлено, во-первых, кризисом государственных финансов и, во-вторых, усилением вмешательства государства в экономику. В странах Западной Европы, Японии и ряде развивающихся стран государственные займы в определенной степени отражают также развитие государственной собственности. Разбухание фиктивного капитала за счет выпуска государственных займов для покрытия дефицитов бюджета служит источником развертывания инфляционных процессов, обесценения денег, а значит, и валютных потрясений.
Самостоятельное движение фиктивного капитала на рынке приводит к резкому отрыву рыночной стоимости от балансовой, увеличивая разрыв между реальной стоимостью материальных ценностей и их относительно фиксированной стоимостью, представленной в ценных бумагах.
Дальнейшее увеличение объема фиктивного капитала усиливает фетишизацию экономических отношений в современном рыночном хозяйстве капитализма. Источники получения доходов по различным элементам фиктивного капитала полностью замаскированы. В условиях часто меняющейся конъюнктуры фиктивный капитал — один из самых неустойчивых показателей рыночной экономики. Особенно чувствителен фиктивный капитал к колебаниям и изменениям на рынке ссудных капиталов, движению и накоплению денежного капитала, а также потрясениям в кредитно-финансовой сфере. Особо негативное воздействие на понижательные тенденции фиктивного капитала оказывает рост банковских ставок, спекулятивные операции с ценнымибумагами и валютой. Несоответствие, диспропорции в динамике фиктивного и реального производительного капитала сопровождаются обесценением фиктивного капитала, приводя к падению курсов ценных бумаг и биржевым крахам (финансовые потрясения 1970, 1987 и 1997 гг., а также 2000—2001 гг.).
Рынок ценных бумаг отражает все колебания фиктивного капитала, огромное количество спекулятивных операций с ценными бумагами, особенно с дериватами.
В настоящее время в ведущих западных странах с развитой рыночной экономикой существуют, действуют и развиваются три рынка ценных бумаг: внебиржевой (первичный); вторичный (фондовая биржа); уличный рынок, или рынок «через прилавок» (covertheconnter). Все они представляют собой весьма необходимый и важный элемент рыночного хозяйствования, особенно его кредитно-финансовой надстройки.
Указанные рынки, составляющие структуру рынка ценных бумаг, противостоя друг другу, взаимно дополняют друг друга. Данное противоречие обусловлено тем, что выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг и мобилизации капитала, они руководствуются специфическими методами отбора и реализации ценных бумаг. Внебиржевой первичный рынок охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций. Последние через инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома вступают в непосредственный контакт с кредитно-финансовыми институтами, которые и приобретают эти ценные бумаги. Наоборот, на бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и главным образом акции торгово-промышленных корпораций. Если через внебиржевой оборот осуществляется в основном финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций происходит захват контроля над корпорациями и фирмами, идет формирование и перераспределение контроля между различными финансовыми группами. Через биржу также осуществляется определенная часть финансирования (в основном через мелких и средних вкладчиков).
Особенность биржи состоит в том, что здесь доминирует индивидуальный вкладчик, хотя идет процесс монополизации ее операций со стороны кредитно-финансовых институтов. На внебиржевом рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов с долгосрочными резервами денежных средств (страховые компании, инвестиционные компании, частные пенсионные фонды, коммерческие банки). На протяжении всего послевоенного периода как в практическом, так и теоретическом плане довольно остро стоял вопрос о соотношении внебиржевого и биржевого оборота.
Особое место в структуре рынка ценных бумаг занимает уличный рынок, возникший в 60—70-х гг. прошлого века в ряде западных стран (США, Японии) и первоначально рассчитанный на акции вновь создаваемых небольших компаний, которым первичный биржевой рынок был недоступен.
В 60-х гг. XX в. обнаружилась тенденция к росту значимости внебиржевого первичного оборота, так как широкий процесс обновления основного капитала обусловил огромные потребности в
выпуске новы* эмиссий ценных бумаг. Однако биржа не сумела восстановить в полной мере свой механизм, разрушенный в период Второй мировой войны.
Начавшиеся процессы слияний, поглощений, а также общие масштабы централизации капитала в развитых странах, обусловленные потребностями производства, научно-технической революции и просто борьбой различных монополистических группировок, происходивших после так называемого восстановительного периода, существенно оживили деятельность фондовой биржи. К ее операциям стали широко привлекаться средние и мелкие индивидуальные вкладчики. При этом впечатление о снижении роли биржи стало складываться из-за активного проникновения в ее операции крупных кредитно-финансовых институтов. Однако финансово-промышленные группы использовали подконтрольные ей банки и другие кредитно-финансовые институты для расширения своих операций на бирже в целях реорганизации производственной структуры хозяйства.
Внебиржевой оборот, как и биржа, обладает собственными методами торговли ценными бумагами, в основном облигациями. В 90-х гг. широкое распространение получили новые методы размещения корпоративных ценных бумаг, так называемый андеррайтинг, -прямое размещение (directplacement), публичное предложение, конкурентные торги (competitivebidding), - позволяющие осуществлять более тесные связи между эмитентом ценных бумаг и их покупателем (инвестором). Организующим посредником здесь выступают инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома, брокерские фирмы. Новые методы внебиржевого оборота нашли широкое применение в США, Канаде, Западной Европе и Японии.
1.3 Участники рынка ценных бумаг и виды профессиональной деятельности на нем
Состав участников рынка ценных бумаг зависит от той ступени на какой находится производство и банковская система, а также каковы экономические функции государства. Этим определяется способ финансирования производства и государственных расходов. Важным является также и объем накопления средств у населения сверх удовлетворения необходимых текущих потребностей. Если мелкое производство финансируется за счет собственных накоплений и капиталов собственников - владельцев производства и банковских кредитов, то крупное акционерное производство финансирует свои капитальные затраты почти полностью за счет эмиссии акций и облигаций. Результатом является отделение собственности и финансирования предприятий от самого производства. Государство в лице центрального правительства и местных органов власти со временем все в большей степени прибегает к заимствованию средств для финансирования бюджетных расходов в дополнение к взиманию налогов, а также в интервалах между поступлениями налогов. Главную массу эмитентов акций составляют нефинансовые корпорации. Они же выпускают среднесрочные и долгосрочные облигации, предназначенные как для пополнения их основного капитала, так и для реализации различных инвестиционных программ, связанных с расширением и модернизацией производства.
Правительство выпускает долговые обязательства широкого спектра сроков от казначейских векселей сроком в 3 месяца до облигаций сроком 30, а иногда и 50 лет.
Таким образом, эмитентами ценных бумаг являются те, кто заинтересован в краткосрочном или долгосрочном финансировании своих текущих и капитальных расходов и при этом может доказать, что ему как заемщику, должнику и предпринимателю можно доверять.
В принципе эмитенты ценных бумаг могут сами разместить (то есть продать) свои обязательства в виде ценных бумаг. Однако сложный механизм эмиссии в условиях конкуренции, потребность в гарантированном размещении ценных бумаг требует не только больших расходов, но и профессиональных знаний, специализации, навыков. Поэтому эмитенты в подавляющем большинстве случаев прибегают к услугам профессиональных посредников - банков, брокеров, инвестиционных компаний. Все они в данном случае, как организаторы и гаранты, являются посредниками на рынке ценных бумаг.
Те, кто вкладывает средства в ценные бумаги с целью извлечения дохода, являются инвесторами. На рынке денежных ценных бумаг в качестве инвесторов доминируют банки, которые в то же время как посредники частично размещают краткосрочные бумаги у своих клиентов (например, коммерческие банки одних корпораций предлагают другим корпорациям). На рынке капитальных ценных бумаг наблюдается историческая эволюция от преобладания индивидуальных инвесторов к доминированию институциональных инвесторов. Появление институциональных инвесторов - важный этап в развитии рынка ценных бумаг., Возникает возможность чрезвычайного расширения круга покупателей финансовых инструментов , а соответственно рассредоточения риска помещения средств в ценные бумаги.
Частные лица, как масса, население начинают вкладывать средства в ценные бумаги лишь тогда, когда они достигают достаточной степени личного богатства, которым нужно управлять, то есть держать в форме капитала - финансовых активов, приносящих доход.
Траст-департаменты коммерческих банков стали первыми институциональными инвесторами, которые стали вкладывать в ценные бумаги средства, доверенные им их клиентами для доходного помещения. Так, в США в конце 80-х годов траст-департаменты банков управляли активами частных лиц и деловых предприятий на сумму порядка 775 миллиардов долларов.
Крупнейшими инвесторами сначала в США, а затем и в других развитых странах стали страховые компании и пенсионные фонды - государственные, местных органов власти, корпоративные. Все свои свободные средства они инвестируют в наиболее надежные ценные бумаги, извлекая огромные доходы. Активы пенсионных фондов в США в конце 80-х годов составляли примерно 2,4 триллиона долларов.
Большую роль в качестве инвесторов приобретают так называемые взаимные фонды, или инвестиционные фонды - крупные финансовые учреждения, возникшие еще в 20-х годах текущего века, но особенно быстро развившиеся за последние 20 лет. Фонд - это управляемый портфель ценных бумаг. Отдельные инвесторы покупают долю в этом фонде, получая в свое распоряжение некий усредненный актив, приносящий доход с усредненным риском. В США после второй мировой войны чистые активы всех взаимных фондов составили сумму порядка 1 миллиарда долларов, в конце 1980-х годов они превысили 800 миллиардов долларов.
Операции на биржах проводят только профессионалы, объединенные биржевым комитетом. Вначале это были простые посредники - маклеры, но впоследствии среди них произошла четкая специализация по различным видам биржевой деятельности. Посредников в биржевых операциях называют по-разному: биржевые маклеры, куртье, комиссионеры, брокеры и стокброкеры. Все они работают за вознаграждение - куртаж, выраженный в процентах или долях процента от общей суммы сделки. Маклеры ведут расчетные записи - бродеро, которые подписывают обе стороны. Они обязаны быть беспристрастными, не должны за свой счет участвовать в коммерческих делах клиентов, не могут передавать кому-либо свои функции.
Важнейшую посредническую роль на рынке ценных капитальных бумаг играют инвестиционные банки - особые финансовые институты, которые занимаются организацией и гарантированием реализации публичного размещения прежде всего акций. В качестве консультанта по всем финансовым вопросам, связанным с эмиссией, банк вместе с потенциальным эмитентом определяет реальные и наиболее экономичные возможности выхода на конкретный рынок, а затем в качестве ведущего гаранта берет на себя обязанность организовать синдикат или другую группу, которая обеспечит полное размещение выпущенных ценных бумаг. В случае неправильной оценки ситуации банк рискует не разместить бумаги, оставить их у себя, а затем продать со скидкой. В США старейшей (с 1885 года) и крупнейшей компанией - инвестиционным банком - является Мерилл Линч. На конец 80-х годов у нее было несколько миллионов клиентов в США и за рубежом, в том числе частные лица, фирмы и правительства, она имеет около полусотни отделений в 40 странах мира.
На российском рынке ценных бумаг также допускается деятельность посредников (финансовых брокеров и дилеров), специализированных инвестиционных компаний, занимающихся организацией выпуска ценных бумаг, выдачей гарантий по их размещению и куплей – продажей ценных бумаг от своего имени и за свой счет.
В настоящее время в качестве дилерско-брокерской сети действует Центральный банк (около 90 территориальных управлений) и Сберегательный банк России (42 тысячи территориальных банков, отделений, филиалов). А с 1993 г. многие банки приступили к созданию сети филиалов, специализирующихся на операциях с ценными бумагами.
Кроме того, в середине 1993 г. в России официально были признаны более 60 фондовых и товарно-фондовых бирж, фондовых отделов товарных бирж. Крупнейшие 5 бирж расположены в Москве. Растет сеть институциональных инвесторов. Созданы первые саморегулирующиеся организации: две федерации фондовых бирж, ассоциация коммерческих банков, ассоциация небанковских инвестиционных институтов. Быстро развивается депозитарно-клиринговая сеть, в том числе на основе телекоммуникационных сетей, действующих в национальном масштабе.
Важнейшими структурами рынка ценных бумаг как финансовой категории являются участники рынка ценных бумаг, осуществляющие свою профессиональную деятельность, об этом и пойдет далее речь.
Профессиональная деятельность - это специализированная деятельность на рынке ценных бумаг по перераспределению денежных ресурсов на основе ценных бумаг, по организационно- техническому и информационному обслуживанию выпуска и обращения ценных бумаг.
Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на следующие виды:
- перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество,
- брокерская деятельность,
- дилерская деятельность,
- деятельность по организации торговли ценными бумагами,
- организационно-техническое обслуживание операций с ценными бумагами,
- депозитарная деятельность,
- консультационная деятельность,
- деятельность по ведению и хранению реестра акционеров,
- расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам,
- расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам (в связи с операциями с ценными бумагами).
На основании Указа Президента РФ от 4.11.1994 г. О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации и закона О рынке ценных бумаг можно дать следующие определения каждого вида деятельности и указать основные типы профессиональных участников, которые ей соответствуют:
- Брокерской деятельностью признается совершение сделок с ценными бумагами на основе договоров комиссии и поручения (финансовый брокер).
- Дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, путем публичного объявления цен покупки и продажи ценных бумаг с обязательством покупки и продажи этих ценных бумаг по объявленным ценам (инвестиционная компания).
- Деятельность по организации торговли ценными бумагами - это предоставление услуг, способствующих заключению сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг (фондовые биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, организованные внебиржевые системы торговли ценными бумагами).
- Депозитарной деятельностью признается деятельность по хранению ценных бумаг и/или учету прав на ценные бумаги (специализированные депозитарии, расчетно-депозитарные организации, депозитарии инвестиционных фондов).
- Консультационной деятельностью признается предоставление юридических, экономических и иных консультаций по поводу выпуска и обращения ценных бумаг (инвестиционный консультант).
- Деятельность по ведению и хранению реестра - это оказание услуг эмитенту по внесению имени (наименования) владельцев именных ценных бумаг в соответствующий реестр (специализированные регистраторы).
- Расчетно-клиринговой деятельностью по ценным бумагам признается деятельность по определению взаимных обязательств по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами (расчетно-депозитарные организации, клиринговые палаты, банки и кредитные учреждения).
2 Система государственного регулирования РЦБ в РФ
2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг
Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:
- государственное регулирование;
- регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
- общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:
- поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
- защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
- обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
- создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;
- формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;
- достижение каких-либо общественных результатов (например, повышение темпов роста экономики, снижение уровня безработицы и т.д.).
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:
- создание нормативной базы функционирования рынка — разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
- отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;
- контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;
- систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:
- разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка—с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором — отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
- выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных — выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;
- максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;
- обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
- разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;
- обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;
- соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;
- оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.
Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:
- идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
- концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;
- установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);
- контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
- создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;
- формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
- предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискально-го, налогового);
- предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).
Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:
- крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);
- макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;
- крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.
2.2 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
- инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;
- эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
- профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
- регулятора — при написании законов и подзаконных актов;
- верховного арбитра в спорах между участниками рынка - через систему судебных органов.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.
Система государственного регулирования рынка включает:
- государственные и иные нормативные акты;
- государственные органы регулирования и контроля.
Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономическое, управление.
Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
- установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;
- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
- поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:
- систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождение от налогов);
- денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
- государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
- государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
Структура государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг на федеральном уровне, достаточно сложна. Подобную сложность обусловливают:
- смешанная (банковская и небанковская) модель рынка, в результате в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы;
- масштабная приватизация, в ходе которой значительная часть государственных предприятий превратилась в акционерные общества, возникли инвестиционные фонды, произошло в огромных масштабах первичное размещение акций приватизированных предприятий. Все это привело к активному вмешательству в регулирование рынка приватизационного агентства (Мингосимущества России);
- неустойчивость и конкуренция российских властных структур.
К основным государственным органам, регулирующим рынок ценных бумаг в России относятся:
а) Главное правовое управление и Контрольное управление Администрации Президента РФ - первое непосредственно участвует в работе Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг; второе осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента РФ, связанных с приватизацией и рынком ценных бумаг;
б) Правительство РФ - Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а также федеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работу головных исполнителей по подготовке нормативных актов (Мингосимущество, Минфин, Минэкономики России и т.д.). Порядок указанной работы утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994 г. № 733;
в) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) - образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314, согласно которому ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФСФР принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах. Решения Федеральной службы принимаются в форме постановлений.
ФСФР России издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральных лицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии с федеральным законом. Распоряжения ФСФР России принимаются при согласии не менее половины ее членов и подписываются председателем ФСФР России или его первым заместителем. Распоряжения ФСФР России подлежат опубликованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
г) Министерство финансов РФ (Минфин России) -Министерство финансов выступает на рынке ценных бумаг в качестве:
- представителя эмитента государства, выполняющего все функции по выпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне;
- государственного органа регулирования рынка.
В качестве эмитента государства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпуска ценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказывает организационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидного вторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот, обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т.п.
Будучи государственным органом регулирования рынка, Минфин РФ:
- устанавливает правила совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей);
- аттестует специалистов на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;
- регистрирует выпуски ценных бумаг (за исключением ценных бумаг банков и акций чековых инвестиционных фондов);
- регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;
- ведет Единый государственный реестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков и чековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
- контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ:
- лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;
- ведет государственный реестр акционерных обществ;
- ведет реестр инвестиционных институтов;
- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.
Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего государственного долга в форме ценных бумаг.
Банк России использует операции с государственными ценными бумагами в качестве инструмента денежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков — профессиональных участников рынка ценных бумаг, а зачастую — консультантом Правительства и парламентских органов, координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговли ценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочными облигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке, трасте, векселях.
Согласно Законам РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации», Банк России на рынке ценных бумаг осуществляет:
- установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами;
- регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами;
- аттестацию специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами;
- регистрацию выпусков ценных бумаг банков;
- регулирование выпуска и обращения государственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);
- ведение реестра ценных бумаг банков;
- регистрация и ведение реестра акционерных обществ — банков;
- подготовку специалистов по ценным бумагам через систему банковских колледжей.
Кроме того, в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 14 июля 1992 г. Банк России регулирует обращение ценных бумаг — валютных ценностей в части банковских и небанковских операций.
Значительную часть регулирующих функций по рынку ценных бумаг Центральный банк передал своим территориальным управлениям.
Особая сфера ответственности Банка России -- «операции на открытом рынке», инструментом которых являются ценные бумаги, а целью — регулирование объемов денежной массы в обращении;
д) Министерство государственного имущества РФосуществляет:
- регулирование выпуска и обращения приватизационных чеков;
- установление правил, регистрацию и контроль за преобразованием государственных предприятий в акционерные общества при приватизации;
- лицензирование, регулирование и контроль за деятельностью чековых инвестиционных фондов (в том числе чековых фондов социальной защиты) и аттестацию их специалистов;
- лицензирование, регулирование и контроль управляющих чековыми инвестиционными фондами, регистрацию выпусков ценных бумаг чековых инвестиционных фондов;
- установление правил учета и отчетности чековых инвестиционных фондов;
- разработку российской телекоммуникационной финансовой системы (совместно с рядом других ведомств).
Кроме того, Мингосимущество России:
- определяет совместно с Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг порядок создания и функционирования депозитариев и регистрационной сети, правил ведения реестров акционеров;
- регулирование порядка применения доверительной собственности (траста), определяет содержание и порядок заключения трастовых договоров;
- осуществляет совместно с Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства регулирование, создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества;
- регулирует операции с ценными бумагами подотчетного ему Российского фонда федерального имущества;
- определяет порядок операций с ценными бумагами при реорганизации или ликвидации предприятий по делам, находящимся в ведении Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве);
е) Российский фонд федерального имущества - выполняет на рынке ценных бумаг такие функции, как:
- продажа акций в процессе приватизации;
- управление портфелем акций, находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочий собственника на собрании акционеров;
- приобретение от имени государства участия в акционерных капиталах;
ж) Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) - в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и рядом нормативных актов в области ценных бумаг МАП России осуществляет:
- согласование крупнейших выпусков ценных бумаг;
- определение порядка признания юридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% или более акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосов акционеров;
- согласование создания холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, определение пакета акций как контрольного;
- согласование создания акционерных обществ путем добровольных объединений государственных предприятий;
- согласование создания финансово-промышленных групп;
- контроль рекламной деятельности в области ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту прав потребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий на право операций с ценными бумагами по результатам контроля;
- регулирование обращения товарных, фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам;
з) Министерство экономического развития и торговли РФ - Минэкономики России традиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределение централизованных инвестиций. С 1993 г. происходит последовательное усиление деятельности Минэкономики России на рынке ценных бумаг в:
- разработке политики формирования рынка в рамках общеэкономической политики;
- законотворческой области;
- стремлении создать и в последующем регулировать схему инвестирования централизованных государственных средств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги;
- экспертизе и согласовании создания финансово-промышленных групп.
2.3 Система государственной регистрации ценных бумаг
Система государственной регистрации ценных бумаг построена на присвоении их выпуску номера государственной регистрации. Известно, что с передачей ценной бумаги новому владельцу переходят все права, удостоверяемые данной ценной бумагой. В случаях с именными ценными бумагами для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре, называемом реестром акционеров. Обычно этот реестр ведется в компьютеризованном виде.
Рассмотрим системы регистрации ценных бумаг, принятые на территории Российской Федерации для следующих видов ценных бумаг:
- государственных ценных бумаг;
- корпоративных ценных бумаг;
- ценных бумаг акционерных обществ;
- ценных бумаг, эмитированных банками.
Государственные ценные бумаги
Структура номера государственной регистрации определена приказом по Министерству финансов РФ от 21 января 1999 г. № 2н «О порядке формирования государственного регистрационного номера, присваиваемого выпускам государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг». Государственный регистрационный код состоит из одиннадцати значащих разрядов
- Корпоративные ценные бумаги
Структура номера государственной регистрации корпоративных ценных бумаг описана в инструкции «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации», введенной в действие инструктивным письмом Министерства финансов РСФСР от 3 марта 1992 г.
XlX2X3X4X5X6X7X8X9XlОX11 где:
XlX2 - буквенный код, указывающий на принадлежность эмитента Российской Федерации
X3X4 - тип ценой бумаги, срок обращения и вид дохода по ценной бумаге:
21 - для бескупонных государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года;
22 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года и переменным купонным доходом;
23 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года и постоянным купонным доходом;
24 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 1 до 5 лет с переменным купонным доходом;
25 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 1 до 5 лет с постоянным купонным доходом;
26 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 5 до 30 лет с постоянным купонным доходом;
27 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 5 до 30 лет с переменным купонным доходом;
28 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, условия выпуска которых предполагают их погашение преимущественно неденежными средствами, со сроком обращения от 1 года до 5 лет;
29 - для государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации или муниципальных ценных бумаг, условия выпуска которых предполагают их погашение преимущественно неденежными средствами, со сроком обращения от 5 до 30 лет.
X5X6X7 - порядковый номер выпуска ценных бумаг данного вида эмитента
X8X9XlО - буквенный код, указывающий на эмитента ценных бумаг
X11 - резерв.
Структура кода государственной регистрации государстнепиых цепных бумаг:
В качестве примера рассмотрим ценную бумагу с номером государственной регистрации 73-1-0289. Эта ценная бумага является акцией, зарегистрированной в регистрирующем органе под номером 289. Следовательно, номер государственной регистрации корпоративных ценных бумаг несет информацию о виде ценных бумаг и позволяет
определить, где они были зарегистрированы. Так, если первые две позиции 77-, то данная ценная бумага зарегистрирована в г. Москве.
Х1Х2-ХЗ-Х4Х5Х6Х7.
Х1Х2 - Номер кода территории по административно-территориальному делению Российской Федерации
ХЗ - Информация о виде ценных бумаг:
1 - акции акционерных обществ
2 - облигации
3 - облигации органов государственной
власти и управления 6 — жилищные сертификаты
4Х5Х6Х7 - Номер регистрации по порядку для данного вида ценных бумаг.
Структура кода государственной регистрации корпоративных пенных бумаг:
При регистрации документов, например на выпуск жилищных сертификатов, выдается акт государственной регистрации жилищных сертификатов с указанием даты и кода государственной регистрации. Код государственной регистрации строится следующим образом.
Например:
ХХ-6-ХХХХХ, где
- первая позиция указывает на код территории по административно-территориальному делению Российской Федерации;
- вторая позиция (цифра 6) указывает на вид ценных бумаг -жилищные сертификаты;
- третья позиция указывает порядковый номер государственной регистрации выпуска жилищных сертификатов в реестре регистрирующего органа.
В настоящее время рассмотренная методика присвоения кода государственной регистрации не используется.
Ценные бумаги кредитных организаций:
Структура номера государственной регистрации ценных бумаг, выпускаемых кредитными организациями, определена в приложении № 6 к инструкции № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации», введенной в действие Центральным банком России 17 сентября 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Государственный регистрационный номер ценных бумаг, выпускаемых кредитными организациями, состоит из девяти значащих разрядов. Каждый из них несет определенную смысловую нагрузку, и присутствие его в регистрационном номере обязательно. Данный номер можно характеризовать как смешанный, так как при его формировании используются и цифровое, и буквенное обозначения. Причем для банков и небанковских кредитных организаций регистрационный номер имеет свои отличительные особенности, например:
Х-ХХ-Х-ХХХХ-В - для банков;
Х-ХХ-Х-ХХХХ-С - для небанковских кредитных организаций.
Структура регистрационного номера имеет вид
Х1-Х2Хз-Х4-Х5Х6Х7Х8-Х9
Х1 - Вид ценной бумаги:
1 - для акций, эмитированных банком
2 - для облигаций
3 - 9 - зарезервированы для других видов ценных бумаг
Х2Х3 - порядковый номер типа одного и того же вида ценных бумаг
Х4 - 1 - для конвертируемых ценных бумаг, 2 - 9 - резерв для любых ценных бумаг
Х5Х6Х7Х8 - номер банковской лицензии эмитента
Х9 - обозначения:
В - для банков-эмитентов
С - для кредитных учреждений-эмитентов
Структура регистрационного номера ценных бумаг,выпускаемых кредитными организациями:
Так, ценная бумага, имеющая номер государственной регистрации 10301396В, обозначает третью эмиссию акций банка, имеющего банковскую лицензию № 1396.
Коммерческий банк с лицензией номер 132657 выпускает привилегированные акции, которые являются четвертым по счету типом акций, выпускавшихся данным банком. Государственный регистрационный номер данного типа акций будет следующим: 1040132657В.
Приведем еще один пример. Коммерческий банк с лицензией номер 7421 выпускает облигации, которые являются первым по счету типом облигаций, эмитированных данным банком. Государственный регистрационный номер данного типа ценных бумаг будет следующим: 20107421В.
Следовательно, информация, которая содержится в номере ценной бумаги, выпущенной банком, позволяет определить ее вид и тип, а также установить эмитента (по номеру банковской лицензии).
Таким образом, каждая эмиссия ценных бумаг, осуществляемая в Российской Федерации, подлежит государственной регистрации с присвоением выпуску государственного регистрационного номера. Регистрации подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от статуса эмитента, будь то государственные органы управления, субъекты Федерации или органы местного самоуправления, акционерные общества, банки и иные кредитные организации.
Государственными регистрирующими органами в настоящее время являются Министерство финансов РФ, Федеральная служа по финансовым рынкам и Центральный банк Российской Федерации. Государственный регистрационный номер входит в состав реквизитов ценной бумаги; отсутствие этого номера делает ее ничтожной.
Государственные ценные бумаги:
Важным элементом российского рынка ценных бумаг является его финансовое наполнение, т.е. совокупность финансовых инструментов, допущенных к обращению. Всю совокупность российских ценных бумаг можно разделить на две большие группы: государственные и корпоративные ценные бумаги. Государственные ценные бумаги являются финансовым инструментом, обслуживающим государственный внутренний долг, и представляют собой облигации и векселя Министерства финансов РФ. Корпоративные ценные бумаги на российском рынке представлены в основном акциями.
Х1-Х2 ХЗ-Х4Х5 Хб Х7 Х8-Х9
Х1 - Вид эмисионной ценной бумаги:
1 - обыкновенные акции
2 - привилегированные акции
3 - конвертируемые акции
4 - облигации
5 - конвертируемые облигации
6 - опционные свидетельства на покупку
7 — опционные свидетельства на продажу
8; 9 — резерв
Х2Х3 - Порядковый номер вы пуска данного вида ценных бумаг
Х4Х5 Хб Х7 Х8 -код эмитента
Х9 - Часть кода эмитента, обозначающая ценную бумагу:
В — банка
С — небанковской кредитной организации
A, D, Е, F — открытого акционерного общества
Н, J, К, N, Р — закрытого акционерного общества
Y — инвестиционного фонда
Z — страховой организации
R, S, Т — иной организации
L, G, M, Q, U, V, W, X - резерв
2.4 Проблемы современного РЦБ России
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг.
Можно выделить следующие ключевые проблемы развития российского фондового рынка, которые требуют первоочередного решения:
- преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности;
- целевая переориентация рынка ценных бумаг с первоочередного обслуживания финансовых запросов государства и перераспределения крупных пакетов акций на выполнение своей главной функции - направление свободных денежных ресурсов на цели восстановления и развития производства в России;
- улучшение законодательства и контроль за выполнением этого законодательства;
- повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
а) создание государственной долгосрочной концепции и политики действий в области восстановления рынка ценных бумаг и его текущего регулирования (окончательный выбор модели фондового рынка (в настоящее время преобладает ориентация на фондовый рынок США),а также определение доли источников финансирования хозяйства и бюджета за счет выпуска ценных бумаг);
б) формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
- проблема защиты инвесторов, которая может быть решена созданием государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь;
- опережающее создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов;
- реализация принципа открытости информации через расширение объема публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций), создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных бумаг и т.п.
Для того чтобы оценить потенциальные возможности российского фондового рынка как механизма форсирования экономического роста, рассмотрим более подробно его основные сегменты.
В последние годы основным видом ценных бумаг, с помощью которого предприятия реального сектора могли привлекать деньгина развитие собственного производства, были корпоративные облигации. Быстрые темпы расширения рынка этих бумаг убедительно доказывают высокую эффективность подобного способа привлечения финансовых ресурсов. По итогам 2003 г., именно этот сектор стал на ММВБ лидером по росту оборотов. Совокупный объем новых размещений достиг почти 4 млрд. долл., что в 2,1 раза выше, чем в 2002 г. В результате инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций заметно возросла: доля этих инструментов в валовом объеме инвестиций в российскую экономику увеличилась с 2,7% в 2002 г. до 3,6% в 2003 г.
Однако, несмотря на очевидные успехи, возможности рынка корпоративных облигаций реализованы не полностью. По нашим оценкам, сегодня в России не менее 700—1000 предприятий имеют перспективные проекты и способны разместить на фондовом рынке собственные облигации. Это в 5—6 раз превосходит число компаний, уже разместивших собственные займы, что свидетельствует о значительном нереализованном потенциале данного сектора.
Если инвестиционная эффективность рынка корпоративных облигаций растет достаточно быстро, то в секторе акций подобной тенденции не наблюдается, хотя в 1999—2003 гг. российский рынок продемонстрировал очень высокий рост. На ММВБ (а на долю этой биржи приходится около 85—90% всего оборота организованного рынка акций России) объем сделок с данными инструментами в 2003 г. увеличился более чем в 2 раза по сравнению с 2002 г. и почти в 30 раз по сравнению с 1999 г. Индекс ММВБ вырос за2003 г. более чем на 60%, а за I кв.2004 г. еще на 25%, что ставит российский рынок в ряд наиболее прибыльных в мире. Капитализация рынка акций достигла 200 млрд. долл., что составляет более 40% ВВП. По этому показателю российский рынок приблизился к развитым рынкам Западной Европы.
Вместе с тем инвестиционная эффективность рынка акций, реализуемая через IPO, остается практически нулевой. За исключением компаний «Росбизнесконсалтинг» и «Аптечная сеть 36,6» сумевших в апреле 2002 г. и январе 2003 г. через публичное размещение своих акций {1Р0) привлечь 13,3 млн долл. и 14,4 млн долл. соответственно, российские предприятия так и не рискнули выйти на рынок с подобными предложениями.
В чем причины такой ситуации? Отчасти это связано с нежеланием самих предпринимателей поступиться частью собственности, но, видимо, не меньшее значение имеют и некоторые перекосы в структуре российского фондового рынка.
Прежде всего речь идет об очень высокой концентрации рыночного оборота. Сегодня 98% всех сделок на организованном рынке акций осуществляется с бумагами 10 крупнейших эмитентов. На остальные бумаги, а это почти 250 акций, торгуемые на ведущих биржах, приходится менее 2% оборота. В странах с развитыми фондовыми рынками значение этого показателя на порядок выше. Например, в США на бумаги, не входящие в первую десятку, приходится около 85% оборота рынка, во Франции - более 55%. В результате инвесторы, участвующие в IР0, при подаче заявок на покупку вынуждены заранее закладывать в стоимость приобретаемых бумаг значительную премию для компенсации риска низкой ликвидности. Это, в свою очередь, уменьшает цену размещения и сокращает объем средств, привлеченных эмитентом.
Еще одним перекосом является чрезвычайно низкая доля бумаг, находящихся в свободном обращении (freefloat). Для 8 крупнейших корпораций России этот показатель в среднем не превышает 12%, а в целом по рынку составляет 25—30%. Для сравнения: в странах с развитыми рынками этот показатель достигает 80—90%.
3 Реформирование системы государственного регулирования РЦБ России и перспективы его развития
3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг
Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:
- концентрация и централизация капиталов;
- интернационализация и глобализация рынка;
- повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;
- компьютеризация рынка ценных бумаг;
- нововведения на рынке;
- секьюритизация;
- взаимодействие с другими рынками капиталов.
Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов(концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.
Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.
Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка – государством.
Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.
Нововведения на рынке ценных бумаг:
- новые инструменты данного рынка;
- новые системы торговли ценными бумагами;
- новая инфраструктура рынка.
Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.
Новые системы торговли – это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.
Новая инфраструктура рынка- это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.
Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.
Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой – перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.
3.2 Реформы в системе государственного регулирования РЦБ России
Сложившуюся в России систему государственного регулирования фондового рынка не критиковал разве что только самый ленивый. И надо сказать, что критика во многом была объективной. Специалистами отмечались недостатки как базового законодательства, регулирующего фондовый рынок, так и нормативно-правовых актов государственных органов власти, регламентирующих различные аспекты функционирования фондового рынка в стране, и прежде всего ФКЦБ России. Бесспорно, наибольшее количество нареканий со стороны профессионального сообщества вызывала сложившаяся система органов государственной власти, осуществляющих регулирование отечественного фондового рынка.
Начиная с 1996 г. основным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере рынка ценных бумаг, являлась Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России). На самом деле регулирующие и надзорные функции за фондовым рынком и его участниками были распределены между целым рядом различных министерств и ведомств. Помимо ФКЦБ, контролирующие функции выполняли Банк России (кредитные организации), Минфин (страховые организации и отдельные профессиональные участники рынка ценных бумаг), Минтруда (негосударственные пенсионные фонды, отдельные участники рынка ценных бумаг) и другие. Схема существовавшей до недавнего времени системы органов государственного регулирования фондового рынка и финансового рынка в целом представлена на рисунке.
Подобная сложная и запутанная структура приводила к тому, что функции различных министерств и ведомств по регулированию и надзору за фондовым рынком пересекались и дублировались, что нередко становилось причиной конфликтов между различными регулирующими органами. Достаточно вспомнить имевшие в свое время место конфликты между ФКЦБ России и Банком России из-за контроля деятельности кредитных организаций в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг или недавний конфликт между ФКЦБ России и МАП России по поводу регулирования рынка срочных инструментов. Вполне очевидно, что такая ситуация не способствовала повышению эффективности системы государственного регулирования российского фондового рынка и стала тормозом развития этого важнейшего сектора экономики страны.
Не содействовала развитию фондового рынка и его нормативно-правовая база. Дело в том, что подготовленное еще в начале 1990-х годов базовое законодательство до сих пор существует в форме общих, «рамочных» законов, а большинство аспектов деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основе многочисленных ведомственных нормативных актов, которые, как показывает практика, нередко противоречат друг другу. Так, например, нормативные акты, контролирующие размещение средств инвестиционных фондов, средств паевых фондов и резервов страховых компаний, значительно различаются, хотя по идее должны были бы совпадать. В подобных условиях затруднено создание сложных, комплексных финансовых продуктов, поскольку участник финансового рынка должен одновременно соответствовать требованиям различных регуляторов, а финансовые инструменты из одного сектора финансового рынка могут разрешаться или не разрешаться к использованию регулятором другого сектора. Такая ситуация служит объективной причиной для проведения реформы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Как показывает мировой опыт, один из наиболее радикальных путей реформирования системы государственного регулирования рынков — не только фондовых, но и финансовых — создание так называемого мегарегулятора финансового рынка, представляющего собой единый государственный орган поупорядочению различных сегментов финансового рынка. По такому пути в свое время пошли Норвегия (1986), Канада (1987), Дания (1988), Швеция (1991), Великобритания (1997), Япония (1998), Корея (1998), Австралия (1998), Исландия (1999), Южная Африка (1990), Венгрия (1996), Сингапур и др. По сути, мега-регулятор создан и в Швейцарии. В то же время следует отметить, что, например, США, которые, по всеобщему признанию, обладают наиболее развитым фондовым рынком, выбрали иное направление реформирования системы государственного регулирования своего рынка. США пошли по пути развития принципа функционального управления финансовыми рынками, сохранив несколько регулирующих органов. При этом в соответствии с принятым во второй половине 1999 г. законом «О модернизации финансового законодательства» лицензирование и контроль за кредитными организациями, действующими на фондовом рынке США, были переданы в ведение SEC. Обзор международной практики создания мегарегуляторов на финансовых рынках представлен в таблице.
Надо сказать, что идея создания мегарегулятора не нова и для России. Впервые она была озвучена компанией CadoganFinancial еще в конце 1999 г. Среди причин, вызвавших необходимость создания подобного суперведомства, назывались неравномерность, фрагментарность и непоследовательность нормативно-правовой базы; незначительный размер рынков капитала; недостаточная независимость органов регулирования; низкая оплата труда и недостаток ресурсов, характерные для большинства органов регулирования; отсутствие четкой карьерно-иерархической структуры. CadoganFinancial предлагала в рамках проекта программы технической помощи создать единый мегарегулятор. Основным реципиентом должна была стать ФКЦБ России, что предполагало формирование мегарегулятора на базе Комиссии. О необходимости концентрации функций по регулированию фондового рынка речь шла и в программном документе «Концептуальные основы развития рынка ценных бумаг в России», подготовленном Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР) в 1999 г.1 Однако по целому ряду объективных и субъективных причин эта идея не получила дальнейшего развития.
Действительно реальные шаги по созданию мегарегулятора финансового рынка в России были сделаны только в начале марта 2004 г. в рамках радикальной административной реформы, начало которой было положено указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314). Данным документом была ликвидирована ФКЦБ России, а все ее функции были переданы новому государственному органу - Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Кроме того, новому регулятору российского финансового рынка были переданы некоторые направления деятельности и других ликвидированных государственных структур. Так, от Минфина к ФСФР перешел контроль и надзор за формированием и инвестированием пенсионных накоплений, а от упраздненного Министерства по антимонопольной политике — контроль за биржами и срочным рынком, от Минтруда - надзор за негосударственными пенсионными фондами.
Окончательно структура и статус нового регулятора российского финансового рынка были установлены в постановлении Правительства РФ № 206 от 9 апреля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам» (далее - Постановление № 206), принятым в развитие Указа № 314. Согласно данному постановлению ФСФР — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору на финансовых рынках, находящийся в ведении Правительства РФ и подчиняющийся непосредственно премьер-министру страны. При этом ФСФР имеет следующие функции:
- осуществляет государственную регистрацию выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрацию проспектов ценных бумаг;
- обеспечивает раскрытие информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ;
- осуществляет в рамках установленных федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами России функции контроля и
надзора в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда РФ, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж;
- обобщает практику применения законодательства РФ в сфере своей компетенции и вносит в правительство предложения о его совершенствовании, разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.
Кроме того, до внесения изменений в действующее законодательство на ФСФР были возложены функции по руководству и обеспечению работы Комиссии по товарным биржам.
Для обеспечения реализации своих функций в ФСФР созданы 9 управлений. Предельная численность сотрудников центрального аппарата будет составлять 301 единицу. Для обеспечения функций ФСФР в субъектах РФ ей переданы региональные отделения упраздненной ФКЦБ России. Всего на момент принятия решения о ликвидации ФКЦБ России на территории Российской Федерации действовало 14 региональных отделений. В территориальных органах ФСФР работают 800 человек.
ФСФР — совершенно особая структура в системе органов государственной власти. Такая особенность обусловлена тем, что, в отличие от других федеральных служб, которые подчиняются министерствам, ФСФР находится в прямом подчинении премьер-министру РФ. Контролируя значительную часть финансового рынка страны, ФСФР, по сути, уже сегодня является его мега-регулятором. В то же время ФСФР пока и не мегарегулятор в классической модели: вне ее прямого влияния остаются страховые компании (они отданы в ведение Федеральнойслужбы страхового надзора), аудиторы (Минфин) и банки (Банк России). Впрочем, как считают многие специалисты, вопрос о передаче регулирования этих сегментов финансового рынка ФСФР - дело времени. По мере укрепления системы государственного регулирования оставшиеся сегменты финансового рынка, по-видимому, будут переданы в ведение ФСФР. Кстати, на этом этапе административной реформы ее инициаторами рассматривалась возможность передачи ФСФР функций надзора за этими секторами финансового рынка. Однако передаче ФСФР функций, например, по банковскому надзору помешала позиция Банка России.
Вместе с тем, являясь мегарегулятором финансового рынка страны, ФСФР по своему статусу — федеральная служба, т. е. орган государственной власти, лишенный возможности издавать нормативные акты, регулирующие отношения во вверенной ему сфере. Как известно, в соответствии с п. 5 Постановления № 206 ФСФР только разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов. Однако разработка проектов правовых актов - это еще не принятие их. При этом остальные федеральные службы находятся в подчинении конкретным министерствам, которые и занимаются нормотворчеством. Очевидно, непосредственное подчинение ФСФР премьер-министру указывает на единственный возможный для нее в сложившейся ситуации путь нормотворчества -через постановления Правительства РФ. Надо сказать, что такое положение дел полностью соответствует духу административной реформы: разделение функций по установлению правил и контролю за их применением и передача их независящим друг от друга органам исполнительной власти.
Однако в случае с регулированием фондового рынка возникает вполне очевидное противоречие с законом «О рынке ценных бумаг», где установлено, что уполномоченный в сфере рынка ценных бумаг государственный орган соединяет в себе правоустанавливающую и правоприменительную функции. Разграничение этих функций способно привести к снижению эффективности государственного регулирования финансового рынка и, как следствие, к снижению эффективности функционирования последнего.
Все-таки от наличия у государственного органа, регулирующего такой динамичный рынок, каким является финансовый рынок в целом и рынок ценных бумаг в частности, права оперативно изменять правила игры на нем, корректируя существующие нормы или устанавливая новые, в определенной ситуации может зависеть стабильность финансовой системы страны и экономики в целом.
Решить возникшую проблему способно совмещение функций нормотворчества, надзора и регулирования в рамках ФСФР. При этом соблюдение базового принципа административной реформы, разделяющего функции нормотворчества и контроль за их соблюдением, можно обеспечить путем разграничения функций внутри самой ФСФР. Для этих целей нормотворчество можно вынести за рамки этого органа, создав коллегию ФСФР — аналог коллегии ФКЦБ России. Формирование коллегии ФКЦБ России было предусмотрено ст. 41 закона «О рынке ценных бумаг». Принимая за основу структуру коллегии ФКЦБ России, коллегия ФСФР должна состоять из 15 членов, в том числе 6 сотрудников ФСФР и 9 человек «со стороны». Причем в число последних должны быть включены представители Минфина и Центробанка, а также представители профессиональных объединений участников фондового рынка.
Таким образом, по уровню концентрации контроля финансовой сферы ФСФР может стать мегарегулятором российского финансового рынка, отвечающим классическим канонам этого понятия, подобно британскому финансовому мегарегулятору — Управлению финансовых услуг (FinancialServiceAuthority, FSA). Однако для этого предстоит еще многое сделать, например изменить статус ФСФР вывести из подчинения правительства и сделать независимым государственным органом, подконтрольным непосредственно президенту страны и подотчетным парламенту, действующим на основании своего специального закона, определяющего его статус, права, обязанности и т. п.
Заключение
Несмотря на большие трудности, особенно, законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства, сам рынок есть, он функционирует и развивается; он оказывает влияние на положение дел в государстве и способствует развитию предпринимательства в России. По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:
- развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы;
- консультационные и управленческие услуги, способствующие государственным капиталовложениям в инвестиционные фонды, страхование вкладов и других видов сбережений требуют соответствующей законодатель-ной, регламентационной, образовательной и технической поддержки;
- законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций;
- особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.
С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.
Из рассмотренного материала я сделал вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и я надеюсь, что политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.
Список использованных источников
1 Федеральный Закон РФ от 22.04.1996г. № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.94 г., часть 1.
3 Указ Президента РФ от 07.10.1992г. № 1186 “О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий”.
4 Указ Президента РФ от 01.08.1996 №1008 “Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации”.
5 Распоряжение Правительства РФ от 12.12.1998г. №.1787-р“О новации по государственным ценным бумагам”
6 Бердникова Т.Б Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.:ИНФРА-М, 2000.
7 Шестаков А.В и Д.А Рынок ценных бумаг. – М.: 2000.
8 Шаблин А.О. Государственная политика в области ценных бумаг// ЭКО. – 2002. - № 9. - с. 43 – 50.
9 Вавулин Д.А. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг// ФБК. – 2003. - № 7. – с. 73 – 82.
10 Фролов В. Рубль на вес золота// Эксперт. – 2003. - № 11. – с. 24 – 28.
11 Обухова Е. Учет государственных ценных бумаг// Аудит. – 2004. - № 9. – с. 20 – 27.
12 Потемкин А. Пути повышения стабильности государственного РЦБ// РЦБ. – 2004. - № 4. – с. 35 – 37.
13 Беленькая О. Фондовый рынок: итоги и прогнозы// РЦБ. – 2004. - № 1. – с. 38 – 42.
14 Афонин. Небывалый интерес к ценным бумагам отечественных компаний// Финансы России.-2003.-№7.-с. 40-42.
15 Маковецкий М. Ю. РЦБ как фактор активизации инвестиционного процесса// Финансы и кредит. – 2003. - № 1. – с. 65 – 67.
16 Динамика фондового рынка: факторный анализ// Финансы. – 2003. - № 2. – с. 52 – 56.
17 Сизов Ю. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка// Вопросы экономики. – 2003. - № 7. – с. 26 – 43.
18 Минашкин В. Г. Развитие российского РЦБ в зеркале статистики// Вопросы статистики. – 2003. - № 10. – с. 53 – 56.
19 Килячков А.А.Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело – М.: ЮРИСТ, 2002.
20 Голанов В.А. Рынок ценных бумаг – М.: Финансы и статистика, 2004.