Государственное регулирование рынка труда и занятости населения
СОДЕРЖАНИЕ: Специфика рынка труда и его составляющие. Концепции неоклассического и кейнсианского направления регулирования занятости. Основные принципы государственной политики в сфере труда. Разработка активных и пассивных мер противодействия росту безработицы.Оглавление
Введение
Глава 1. Специфика рынка труда
Глава 2. Концепции регулирования
Глава 3. Роль государства в регулировании рынка труда
Глава 4. Методы государственного регулирования
Глава 5. Социальная направленность политики государства
Глава 6. Меры обеспечения занятости населения
Глава 7. Содействие занятому населению
Глава 8. Роль государства в механизме социального партнёрства
Заключение
Список библиографии
Введение
Ещё совсем недавно понятия «рынок труда», «безработица» и «занятость» были для нас абстракцией, сегодня же они стали реальностью. Рынка труда в стране как такового никогда не существовало. Юридически в Конституции СССР была провозглашена и зафиксирована обязательность труда в общественном производстве. Фактически имелась единая государственная собственность, а государство было единственным работодателем. Переход к рыночной экономике основательно изменил ситуацию.
Как известно, рыночная экономика помимо финансового, товарного и других рынков в качестве составляющего включает и рынок труда.
Возникновение в России новых форм собственности, и появление на их основе других форм занятости, главным образом имеет связь с проблемами формирования российского рынка труда, возникновением безработицы.
Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров. Если рыночную сделку представить с экономической точки зрения, то она представляется в виде акта товарно-денежного обращения. С юридической же стороны – это действие граждан и юридических лиц, обретающее форму договора купли-продажи.
Рынок труда – сфера взаимоотношений продавцов рабочей силы и покупателей-работодателей. На нём взаимодействуют те, кто имеет желание работать (к ним относятся как занятые, так и безработные) и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.
Рынок труда исследователи относят к списку самых несовершенных рынков.[1]
Данная тема занимает одно из первых мест в спектре современных экономических проблем, поскольку занятость является значительным сектором социально-экономического развития общества, сочетающим в себе социальные и экономические результаты функционирования всей экономической системы. А рынок труда, в свою очередь, – один из главных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой – через него в значительной мере осуществляется социальная функция государства.
Целью моей работы служит исследование государственной деятельности, нацеленной на регулирование рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.
Информация заимствовалась из материалов, журнальных статей и научных трудов ученых специалистов, изучающих проблемы рынка труда и мировой экономики. Все приведённые в этой работе данные являются подлинными и взяты из экономических источников.
Глава 1. Специфика рынка труда
Как на всяком рынке, количество реализуемого товара (в рассматриваемом случае – это уровень занятости) и его цена (заработная плата) устанавливаются вследствие взаимодействия спроса и предложения. Всё же рынок труда значимо отличается от других рынков, например, рынка обычных товаров и услуг. В чём специфика рынка труда?
1. Неотделимость труда от его обладателя . На рынке труда покупатель приобретает право на использование трудовых услуг и в то же время вступает в контакт с человеком, права которого обязан соблюдать.
2. Длительная продолжительность контакта продавца и покупателя .
3. Существенная роль неденежных аспектов договора . Покупатель должен соблюдать регламентированные условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы карьерного и профессионального роста, микроклимат в коллективе и т.д. Неденежные аспекты могут быть не менее, а в ряде случаев более значимы, чем сумма заработков.
4. Наличие немалого числа институциональных структур специфического рода . К ним относят:
- система трудового законодательства, регламентирующая условия найма, оплаты и увольнения работников;
- разнообразные организации и службы регулирования занятости;
- государственные программы в сфере труда и занятости;
- профсоюзы и прочие организации наёмных работников различных уровней.
5. Высокая степень индивидуализации сделок . Каждый работник в своём роде уникален, а всякое рабочее место в той или иной степени отличается от другого и запрашивает к претендентам свои специфические требования.[2]
Спецификой рынка труда современной России является высокая интенсивность движения рабочей силы, большая степень увольнений, что естественно в условиях долгосрочного экономического спада вплоть до 2000 года, и значимый уровень найма новых работников. С началом рыночных реформ резко возросло число новых предприятий, как правило, небольших по размеру, но, тем не менее, предоставивших новые рабочие места. На начало 2001 года, например, в Нижегородской области зафиксировано свыше 55 тыс. субъектов хозяйственной деятельности.
Глава 2. Концепции регулирования
Известно несколько теорий функционирования рынка труда, и каким является механизм его регулирования. Можно выделить два главных подхода к решению данного вопроса.
Первая концепция – неоклассическое направление регулирования занятости.
Эта концепция родилась в период расцвета капитализма. Представители неоклассического подхода (американские и английские экономисты Дж. Перри, А. Лаффер, М. Фелдстайн, Д. Гилдер, Р. Холл и др.) выступали за либерализацию экономических отношений и избавление от государственного вмешательства в эту сферу. Согласно данному подходу главным рыночным регулятором выступает цена рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью зарплаты регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. При определённых условиях равновесие нарушается и тогда вероятно возникновение такого негативного явления как безработицы. К условиям, способствующим отклонению заработной платы от её равновесного значения, представители неоклассической теории относят государство, профсоюзы и крупные корпорации.
Вторая концепция – кейнсианское направление регулирования занятости. Неоклассическая теория в трудах Дж. Кейнса подверглась критике и модификации.
Рынок труда, по мнению Кейнса, находится в состоянии постоянного неравновесия. Регулирование подобного рынка за счёт ставок заработной платы и гибкости цен не представляется возможным, поскольку цена рабочей силы (заработная плата) жёстко фиксирована. Полная занятость (предельно достижимая на практике занятость при наличии определённого уровня безработицы – структурной, фрикционной) обеспечивается путём регулярного вмешательства в экономику государства, которое, увеличивая или уменьшая совокупный спрос (объем производства), может устранить имеющееся неравновесие на рынке труда. При этом нужно тщательно выбирать направления и средства осуществления государственной политики на рынке труда, соблюдать баланс между экономическим ростом и гуманными принципами развития общества.
Глава 3. Роль государства в регулировании рынка труда
Какова же может быть оценка роли государства на российском рынке труда в настоящий период?
«Ситуация в сфере занятости в Российской Федерации свидетельствует о том, что способность рынка труда к саморегулированию на сегодняшний момент всё ещё незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования в этой сфере».[3]
Основные принципы государственной политики в сфере применения труда выражает российская Конституция. Статья 37 Конституции признаёт право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать вид деятельности и профессию, право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации, право на труд в условиях, соответствующих требованиям безопасности и гигиены, право на защиту от безработицы, право на отдых.
В статье 5 Федерального Закона «О занятости населения в Российской Федерации» конкретизированы важнейшие направления государственной политики в сфере занятости населения. Согласно данной статье государство ведёт политику содействия реализации прав граждан, направленную на полную, плодотворную и свободно избранную занятость. В частности, государственная политика нацелена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в осуществлении права на добровольный труд и свободный выбор занятости, обеспечение социальной защиты в области занятости населения, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места и другие мероприятия.
При переходе к рыночным отношениям государство утрачивает своё монопольное положение как единственного работодателя, но приобретает функцию регулирования рынка труда. Поскольку российский рынок труда находится в этапе формирования, государственное регулирование рынка рабочей силы необходимо для того, чтобы не допустить перерастания безработицы в хроническую и массовую. Отказ от такого регулирования может привести к тяжёлым социальным последствиям. Необходимость государственного регулирования рынка труда в России в настоящий период обусловливается также особенностью нашего массового сознания. Привычку находиться под непрерывным наблюдением, содействием, руководством государства в массовом сознании нелегко искоренить за столь короткий период реформ.
Глава 4. Методы государственного регулирования
труд кейнсианский занятость безработица
В целях уменьшения остроты социальных проблем, вызванных ростом безработицы, и создания условий экономического роста государством разрабатываются меры противодействия росту безработицы и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда. Вся совокупность употребляемых форм и методов при этом подразделяется на две группы: меры активного и пассивного характера.
Активный метод содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, расширение производственного потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение безработных, привлечение их к активной трудовой деятельности, меры по сохранению занятости на функционирующих предприятиях.
Пассивный метод охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное оформление пенсий, предоставление неоплачиваемых отпусков.
Активные меры оказывают содействие заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивные меры выполняют функцию социальной поддержки.
Глава 5. Социальная направленность политики государства
Политику государства на рынке труда можно охарактеризовать как составную часть социальной политики. Социальная политика любого государства – одно из немаловажных направлений его деятельности. Вопросы социальной политики в целом и политики на рынке труда, в частности, являются традиционными для государств, экономика которых основана на соблюдении законов рынка. Формирование социальных ориентиров развития общества неразрывно связано с обеспечением социальной защищённости всех граждан. У личности нет более надёжного защитника, чем государство!
Понятие «социальное государство» впервые применено в Конституции 1993 года. Введение данного термина в текст Конституции подчёркивает обязанность государства проводить определённую социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей и свободное развитие всякого человека.[4]
Социальная деятельность государства возникла существенно раньше возникновения понятия «социальное государство». Государство никогда не было только «ночным сторожем». Элементы социального государства существовали всегда, так как оно выполняло некоторые «общие дела», но такие элементы были нередко ничтожны и незаметны.[5]
Стоящие пред социально ориентированным государством трудности связаны с тем, что государство должно соблюдать баланс между свободной экономикой и определёнными способами воздействия на распределительные процессы в духе справедливости, «выравнивания социальных неравенств». Отказываясь от односторонней роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается дерзкое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства… Стараясь создать «общество всеобщего благосостояния», государство не может применять административно-командные средства. Его задача – применять такие экономические методы, как гибкое налогообложение и создание социальных программ.[6]
Государство должно принимать меры, чтобы сгладить остроту социального неравенства, несмотря на то, что устранить его совсем невозможно. Оно обязано создавать социальную стабильность в обществе, обеспечивать социальную защищённость личности и нормальные условия для всех членов общества. Профессор Хропанюк В.Н. в своей работе указывал на то, что вся функциональная деятельность государства обращена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищённости личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности.[7]
Никакой иной формы социальной защиты, кроме создания для человека условий, гарантирующих ему определённый доход и достойные условия жизни, не имеется.
Глава 6. Меры обеспечения занятости населения
Важнейшим направлением деятельности государства на рынке труда служит разработка и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.
Для осуществления государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации в 1991 году была создана государственная служба занятости населения.
Государственная служба занятости является структурой особых государственных органов, призванных обеспечить решение вопросов занятости населения, координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки и оказании социальной поддержки безработным. Служба занятости работает как организация публичной власти в силу прямого указания закона, и рассматривается как универсальный поставщик государственных услуг соискателям работы. Например, за годы её существования в службу занятости Нижегородской области обратилось почти 1 млн. граждан. В период с 1991 по 1999 годы при поддержке службы занятости нашли постоянное место работы около 570 тыс. человек. За этот же срок служба занятости направила на профессиональное обучение более 66 тысяч безработных граждан. Особое положение в деятельности службы занятости занимает работа со слабо защищёнными категориями населения на рынке труда: инвалидами, молодёжью, одинокими и многодетными безработными родителями, лицами предпенсионного возраста, гражданами, долгое время не имеющими работу.
Для представителей вышеперечисленных социальных групп служба занятости разрабатывает и реализует специальные программы. Так, например, реализация запланированных мероприятий способствовала организации занятости в 2000 году 41 тыс. человек в возрасте 16-29 лет (81% от общего числа обратившейся молодёжи). На условиях временной занятости по итогам 2000 года трудоустроено 25,7 тыс. несовершеннолетних из числа особо нуждающихся в социальной защите и «трудных» подростков.
Значительное внимание службой занятости отводится работе с инвалидами, составлению индивидуальных программ профессиональной реабилитации, трудоустройству с учётом имеющихся медицинских противопоказаний. В 2000 году из 1965 инвалидов, обратившихся за помощью в службу занятости, трудоустроено (без учёта прошедших профессиональное обучение) 1485 человек, или 75,6%. Основной формой их трудоустройства служит квотирование рабочих мест (установление минимальной численности граждан, подлежащих трудоустройству в той или иной организации). 89, 2% трудоустроены в счёт квоты. Кроме того, 187 инвалидов по направлению службы занятости прошли профессиональное обучение с дальнейшим трудоустройством под конкретное рабочее место.
Одной из форм социальной поддержки безработных граждан, обеспечивающейся государством, является выплата пособий по безработице. Пособия по безработице и другая материальная поддержка безработных – это главный источник средств существования для лиц, потерявших работу.
Стабильное функционирование системы выплаты пособий обеспечивается наличием достаточных финансовых средств в региональном фонде занятости, что позволяет выплачивать пособия в полном размере и вовремя.
Обратимся к мировому опыту государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах обширно применяются разнообразные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.
Влияние государственного регулирования в сфере занятости идёт по следующим важнейшим направлениям:
1) программы по стимулированию повышения занятости и увеличению числа рабочих мест в госсекторе;
2) программы по подготовке и переподготовке рабочих кадров;
3) программы содействия найму рабочей силы.
Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа с неполной рабочей неделей.
Для снижения безработицы практикуется досрочный уход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. срок трудовой активности был сокращён для 23% лиц предпенсионного возраста. В Англии было основано 750 тыс. рабочих мест за счёт досрочного выхода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она реализуется несколькими способами: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.
а) Пособие по безработице – это наиболее крупное материальное поощрение. Его получают зарегистрированные на бирже труда лица, имеющие определённый стаж работы и делающие взносы в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; дотации бюджета; взносы самих работников.
Но всё же, пособие по безработице не дотягивает до прожиточного минимума. В силу большого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в США – 30 недель, Япония – 40, ФРГ – 100.
б) Денежная поддержка. Это вторая ступень финансовой помощи гражданам, не имеющим работы. В некоторых странах она представляется твёрдо установленной ставкой (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определённую долю заработка (например, в ФРГ – это примерно 60%). В отдельных странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка несёт частичный, разовый характер.
в) Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какому-либо основанию:
1. получать пособие и денежную поддержку;
2. найти работу;
3. срок получения пособия истёк,
То государство выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; выдаёт талоны на питание; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату и т.д. Все это проводится, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума.
По моему мнению, при всей значительности работы по оказанию материальной поддержки безработным и их трудоустройству наиболее эффективная мера, направленная на предупреждение и амортизацию последствий безработицы – профессиональная подготовка, переподготовка и переобучение безработных.
Расширение переподготовки безработных, как одно из основных направлений активной государственной политики занятости, должно сопровождаться их ориентацией на обучение только по перспективным специальностям в соответствии с приоритетами развития национальной экономики.
Глава 7. Содействие занятому населению
Регулирующая функция государства на рынке труда не может ограничиваться содействием трудоустройству незанятого населения, а охватывает и область «занятого» наёмного труда. Политику занятости нельзя сводить лишь к помощи безработным, так как пространство рынка труда – это ещё и вся совокупность отношений в сфере занятости. «Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные – вакансии, а охватывает всю сферу наёмного труда, имеет сугубо практическое значение. Из этого следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлечённых в него лиц».[8] Политика же помощи безработным обязана являться лишь узкой частью общей стратегии политики государства на рынке труда.
Политика занятости призвана задействовать весь спектр факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат размер заработка, продвижение по службе, стабильность занятости, возможность переобучаться и повышать свою квалификацию непосредственно на производстве.
Если заострить внимание на области трудовых отношений, участниками которых являются работник и работодатель, то и здесь, если общество желает достичь результативного взаимодействия этих субъектов, необходимо вмешательство государства. В этом случае государство обеспечивает защиту интересов работника, как менее сильного партнёра, в рамках законотворческой деятельности, путём установления гарантированного минимума трудовых прав работников и максимума его обязанностей, учреждая правила приёма и увольнения работников. Так, например нормы Кодекса законов о труде Российской Федерации доскональное регламентируют основания и порядок прекращения трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, предусматривает компенсации при увольнении работника, ограничивает условия привлечения к материальной ответственности работника и виды дисциплинарных взысканий.
Говоря о связи работодателей и государства на рынке труда, подобает отметить деятельность государства по стимулированию работодателей к сохранению и организации новых рабочих мест, развитию предпринимательской активности, участию в процессе социального партнёрства. Так, например, Департаментом службы занятости сообща с Администрацией Нижегородской области и города Нижнего Новгорода был организован областной конкурс работодателей – женщин, создающих новые рабочие места для безработных граждан. В конкурсе принимали участие 34 женщины, уже имеющие личное дело. По итогам конкурса трём предпринимательницам была выражена финансовая помощь в размере 550 тыс. рублей для создания 32 рабочих мест.
Государство оказывать влияние на работодателей путём привлечения их к юридической ответственности, если ими допускаются нарушения трудовых договоров, коллективных договоров, ущемление социальных и экономических интересов работников. Такие нарушения приводят к социальной напряжённости и конфликтам, а их предупреждение или разрешение – форменная обязанность государства.
Глава 8. Роль государства в механизме социального партнёрства
Нельзя не заострить внимание на роли государства в механизме социального партнёрства. Государственное регулирование коллективно-договорного процесса ставит целью:
1) упорядочить связи социальных партёров;
2) стимулировать развитие коллективно-договорного регулирования;
3) содействовать достижению фактического равенства партнёров путём установления определённых гарантий для представителей работников.[9] При этом государство находить решение главной задачи – задачи посредничества между работниками и работодателями.
Необходимость вмешательства государства в сферу занятости вызвана также предохранением национального рынка труда. Организация работы по выдаче разрешений организациям и предприятиям на право получения лицензии для реализации деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, а также по выдаче разрешений на право выдачи документов работодателям, привлекающим и использующим в России труд иностранных граждан, реализуется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 №2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы»[10] и Положением, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.95 №1095 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей».[11]
Учитывая состояние современного рынка труда в России, необходимо признать активную роль государства в этой сфере. Решение проблем занятости обусловливается общей экономической и активной социальной политикой государства. Все государственные меры призваны умерить или нейтрализовать негативные последствия экономических преобразований, происходящих в России.
Заключение
В современных условиях экономического и социального развития необходимость государственного регулирования рынка труда не порождает сомнений. Отдельно следует отметить, что те меры, предпринимаемые государством, путём воздействия на рынок труда, должны соответствовать интересам и наёмных работников, и предпринимателей. Государству на рынке труда надлежит выступать в качестве законодателя и арбитра, не выказывая предпочтений ни одной, ни другой стороне. Соблюдение этого принципа является неимоверно важным с точки зрения гармонизации социально-трудовых отношений и создания реальных предпосылок, обеспечивающих действительное равенство сторон на рынке труда.
Государство должно стать катализатором в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов и местных органов власти в обеспечении наибольшей и результативной занятости. Многое можно осуществить в рамках предприятий, но при содействии органов власти. Это – решение проблем избыточной рабочей силы путём создания альтернативной занятости, переобучения, расширения производства предметов потребления, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличения сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, укорачивает период вынужденной безработицы.
Государственная политика устремлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
Список библиографии
1. Закон Р Ф О занятости населения в Р Ф.
2. Программа соде йствия зан ятости населения Нижегородской области на 1998 год.
3. Экономика труда. Социально-трудовые отношения: учебник. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М: ЭКЗАМЕН, 2006.
4. Котляр А.Н. О понятии рынка труда. / Вопросы экономики. 1998.
5. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. / Под ред. Л.А. Кузнецовой, И.Ю. Нестеренко, А.П. Мельникова. Челябинск, 1994. – 91 с.
[1] Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М., 1964. С. 613.
[2] Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1995. С. 121-123.
[3] Трудовое и социальное право России. Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. Анисимова Л.Н. М., 1999. С. 79.
[4] Конституционное право. Учебник / Под ред. Лазарева В.В. М., 1999. С. 180.
[5] Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 1999. С. 75.
[6] Общая теория прав человека. / Под ред. Лукашевой Е.А. М., 1996. С. 109.
[7] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995. С. 136.
[8] Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений. М. 1995. С. 121.
[9] Нуртдинова А.Ф. Роль государства в механизме социального партнерства. // Журнал российского права. 2000. №2. С. 16.
[10] САПП РФ. 1993. №51. – Ст. 4933.
[11] СЗ РФ. 1995. №46. Ст. 4451.