Государственное регулирование сделок с недвижимостью
СОДЕРЖАНИЕ: Условия получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации права. Доверительное управление и опека.Введение
Гражданский кодекс РФ ввел (точнее, вернул) в законодательство институт укрепления прав на недвижимость в форме государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Принятый в развитие положений ГК РФ Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Закон о регистрации) установил, что такая регистрация осуществляется в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Единый реестр прав). Единый реестр прав пришел на смену поземельной книге и представляет собой по сути документ того же содержания. В него вносятся все записи о конкретных объектах недвижимости и лежащих на них правах и обременениях.
Потребность во введении норм права, устанавливающих государственную регистрацию вещных прав на недвижимые вещи (недвижимость), возникла с развитием в России рыночных отношений и заключалась она в следующем.
Во-первых, хозяйственные общества и товарищества, которые приобрели недвижимость в частную собственность в процессе приватизации, желали получить доказательство данного факта от государства, поскольку оно являлось бывшим собственником имущества.
Во-вторых, в силу сложившейся психологии участники гражданско-правовых отношений полагали, что правоустанавливающие документы на недвижимое имущество может выдать только государственный орган.
В-третьих, из-за нехватки оборотных финансовых средств приватизированные предприятия или их собственники предпринимали попытки получить кредиты от банков и иных кредитных учреждений, которым в свою очередь необходимы были весомые гарантии. В процессе переговоров с такими предприятиями банки, как правило, требовали в залог недвижимое имущество в качестве обеспечения исполнения обязательств заемщиком и, как следствие, правоустанавливающие документы на это имущество.
1. Условия получения информации о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и данных их учета.
В соответствии с Законом о регистрации Государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав (регистрационная палата), обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Таким образом, по общему правилу, любое лицо может получить следующую информацию:
а) описание объекта недвижимости;
б) зарегистрированные права на него;
в) ограничения (обременения) прав.
Краткое описание объекта недвижимости включает в себя сведения о кадастровом и (или) условном номере объекта, местонахождении (адресе), виде (названии) объекта, его площади, назначении, этажности.
Сообщение сведений о зарегистрированных правах предполагает предоставление информации об имени (наименовании) обладателя права, виде права (право собственности, хозяйственного ведения и т. п.), размере доли в праве (если объект недвижимости принадлежит кому-либо на праве общей собственности), наименовании и реквизитах правоустанавливающих документов, дате государственной регистрации.
Сведения об ограничениях (обременениях) включают в себя наименование ограничения (обременения) (сервитут, ипотека и т. п.), сроки его действия, сведения о лицах, в пользу которых ограничиваются права, сумму выданного кредита для ипотеки (залога) и т.д.
Информация предоставляется в форме выписки из Единого государственного реестра прав.
Порядок предоставления информации о государственной регистрации достаточно прост. Лицо, желающее получить ее, должно подать органу, осуществляющему государственную регистрацию прав, заявление, содержащее соответствующую просьбу. Форма заявления - письменная.
Заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт, удостоверение личности офицера, паспорт моряка и т. п.). Представитель юридического лица, желающего получить сведения о государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ней, должен предъявить документы, подтверждающие факт регистрации данного юридического лица, выданные уполномоченными на то органами в установленном указанными актами порядке.
Кроме того, представитель юридического лица обязан предъявить документ, подтверждающий его полномочия.
Сведения о содержании правоустанавливающих документов, за исключением сведений об ограничениях (обременениях), обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости, а также выписки, содержащие сведения о переходе прав на объект недвижимости, предоставляются в установленном законом порядке только:
самим правообладателям;
физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;
руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
налоговым органам в пределах территорий, находящихся под их юрисдикцией;
судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с объектами недвижимости и (или) их правообладателями;
лицам, имеющим право на наследование имущества правообладателя по завещанию или по закону;
федеральному антимонопольному органу и его территориальным органам в пределах территорий, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов.
Председателю Счетной палаты Российской Федерации, его заместителю и аудиторам Счетной палаты Российской Федерации для обеспечения деятельности Счетной палаты Российской Федерации (ч.3 ст.7 Закона о регистрации)
Единственным условием предоставления информации о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества, указанным в ст. 8 Закона о регистрации, является то, что она предоставляется за плату, если иное не установлено Законом. В настоящее время бесплатно представляется информация только организации, ответственной за учет указанного объекта, в том объеме, который необходим для ее работы. А так же по запросам следующих организаций:
правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам;
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
налоговых органов на территории, находящейся в их юрисдикции;
государственных органов по контролю за использованием и охраной земель и других природных ресурсов;
органов государственной статистики;
федерального антимонопольного органа и его территориальных органов на территориях, находящихся под юрисдикцией указанных территориальных органов;
Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;
организаций, определенных законами Российской Федерации.
Таким образом, для получения информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество необходимо подать в регистрирующий орган письменное заявление (как правило, установленного образца) с приложением квитанции об оплате государственной пошлины за предоставление информации.[1] Кроме того, для получения информации о правах отдельного субъекта, лицу, запрашивающему информацию, необходимо соответствовать условиям, предусмотренным ч.3 ст. 7 Закона о регистрации.
В течении пяти дней с даты подачи заявления регистрирующий орган выдает выписку из государственного реестра прав, в которой содержится запрашиваемая информация, или указывается, что информация о запрашиваемом объекте недвижимости в Едином реестре прав отсутствует.
В случае несоблюдения указанных условий регистрирующий орган (регистрационная палата) отказывает в выдаче информации.
2. Исправление технических ошибок, допущенных при государственной регистрации права
Поскольку в регистрирующем органе работают обычные люди, они также могут допускать ошибки. В соответствии со ст. 21 Закона о регистрации технические ошибки в записях, допущенные при государственной регистрации прав, исправляются
по решению регистратора прав после обнаружения ошибки,
после получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях,
по решению суда, арбитражного суда.
Исправление ошибок осуществляется в трехдневный срок. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав, в такой же срок в обязательном порядке в письменной форме получают информацию об исправлении технической ошибки.
Законодатель не конкретизирует понятие технической ошибки, указывая только на основное требование: чтобы исправление технической ошибки не могло причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи. Таким образом, в каждом конкретном случае на государственном регистраторе лежит обязанность определения, можно ли исправить допущенную техническую ошибку самостоятельно или потребуется решение суда.
Технические ошибки, допускаемые при регистрации можно разбить на несколько групп.
К техническим ошибкам первой группы, исправляемым по решению регистратора, можно отнести, безусловно, грамматические ошибки, незначительные опечатки как в тексте, так и в описании объекта регистрации. Например, если вместо общей площади объекта 85,6 кв. м в свидетельстве указано 85,5 кв. м, эта ошибка в силу своей незначительности не может нарушить интересов правообладателей или третьих лиц, которые полагались на эту регистрационную запись.
Технические ошибки при государственной регистрации прав могут быть допущены как при внесении записей в реестр, так и при выдаче свидетельства о государственной регистрации права. Закон не устанавливает способов исправления технических ошибок, видимо, оставляя право регистратору определить их в зависимости от вида ошибки. При исправлении записей в реестре об этом должна быть сделана запись в графе Особые отметки регистратора с указанием даты исправления ошибки, подписью регистратора и печатью. При исправлении технических ошибок в свидетельстве о государственной регистрации необходимо помнить требование Правил ведения реестра (п.76) о недопустимости исправлений, подчисток и приписок в тексте свидетельства. Из него следует, что исправление ошибок в свидетельстве влечет выдачу нового свидетельства, естественно, с изъятием ранее выданного свидетельства с ошибкой.
Ко второй группе технических ошибок можно отнести, ошибки, допускаемые компьютером или принтером, используемым при изготовлении свидетельств (например, сдвиг строк). Такие ошибки обнаруживаются и исправляются, как правило, работниками регистрирующего органа.
К третей группе можно отнести ошибки, возникшие в результате неверного указания сведений о субъекте или объекте регистрации лицом, подавшим заявление на регистрацию.
К четвертой группе относятся ошибки, исправляемые по решению суда, арбитражного суда, в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда.
В случае обнаружения учреждением юстиции ошибки, для исправления которой необходимо судебное решение, заявление в судебные органы подается этим учреждением юстиции. Если же ошибка обнаружена заинтересованным лицом, об этом подано заявление в учреждение юстиции, но для исправления ошибки требуется судебное решение, то учреждение юстиции не может самостоятельно внести исправление. В таких случаях учреждение юстиции сообщает заявителю о невозможности исправления регистрационных записей без судебного решения. Вопрос о том, кто должен обращаться в судебные органы, законом не решен. Полагаем, что в судебные органы в подобных случаях могут обращаться как учреждение юстиции, так и заинтересованное лицо, обнаружившее ошибку.
Информацию об исправлении технической ошибки учреждение юстиции обязано в трехдневный срок в письменной форме направить участникам отношений, возникающих при государственной регистрации прав. Участниками отношений в соответствии со ст.5 Закона о регистрации являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных, подлежащих государственной регистрации прав на него. Регистратор прав устанавливает перечень участников для направления информации в каждом конкретном случае. У регистратора должны остаться документы, подтверждающие передачу информации, например, почтовые квитанции или подпись уполномоченного лица о получении соответствующего документа.
3. Доверительное управление и опека, связанная с недвижимым имуществом
В соответствии со ст. 30 Закона о регистрации
а) при передаче недвижимого имущества доверительному управляющему по договору доверительного управления;
б) при последующем распоряжении доверительным управляющим переданным ему имуществом;
в) при распоряжении опекуном недвижимостью подопечного -
государственная регистрация прав (сделок) с этим имуществом проводится только при наличии достаточных доказательств существования отношений по доверительному управлению либо опеке.
При доверительном управлении недвижимостью таким доказательством служит прежде всего надлежаще оформленный договор. Согласно ст.1012 ГК РФ это договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая обязуется осуществлять управление имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). При этом передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к управляющему, что позволяет относить доверительное управление к видам ограничения (обременения) права собственности.
Общий порядок заключения, исполнения и прекращения договора установлен в гл.53 ГК РФ. Наибольшее значение для соблюдения процедуры государственной регистрации передачи недвижимости от собственника к управляющему при заключении договора имеет ст.1017 ГК РФ. Она включает в себя два важнейших требования к форме договора доверительного управления недвижимостью: а) его форма должна соответствовать форме договора продажи недвижимости; б) передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности. Несоблюдение этих двух требований влечет за собой недействительность договора.
С учетом положений ГК, посвященных продаже недвижимости, это означает следующее. Государственной регистрации подлежит не сам договор, а передача недвижимого имущества в доверительное управление. С точки зрения процедуры она аналогична государственной регистрации перехода права собственности при продаже недвижимости и начинается с подачи учредителем управления и доверительным управляющим заявления о регистрации передачи имущества в доверительное управление. К заявлениям должны быть приложены подписанные оригинал договора и акт приема-передачи имущества, а также оригиналы правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности учредителя управления на передаваемое в управление имущество.
Если право собственности учредителя управления на передаваемое имущество возникло и было зарегистрировано до вступления в силу Закона о регистрации, право собственности подлежит государственной регистрации по правилам, введенным этим Законом. Правообладатель должен подать самостоятельное заявление о государственной регистрации его права собственности, причем она не может быть проведена позднее регистрации передачи имущества в доверительное управление.
Вместе с заявлениями учредителя управления и доверительного управляющего и правоустанавливающими документами учредителя управления должна быть предъявлена квитанция об оплате государственной регистрации.
Договор доверительного управления имуществом, как и договор продажи недвижимости, должен иметь письменную форму; он составляется в виде одного документа (ст.550 ГК). В нем обязательно должны присутствовать существенные условия договора, к которым ГК относит:
а) состав имущества, передаваемого в доверительное управление; при этом объекты, находящиеся в управлении, должны быть максимально обособлены от личного имущества учредителя управления, а также от личного имущества управляющего;
б) наименование юридического лица или имя гражданина, в интересах которых осуществляется управление имуществом (учредителя управления или выгодоприобретателя);
в) размер и форма вознаграждения управляющему, если его выплата предусмотрена договором;
г) срок договора (ст.1016 ГК).
До регистрации передачи государственный регистратор обязан проверить наличие этих условий в договоре, поскольку при их отсутствии договор будет считаться незаключенным (п.1 ст.432 ГК).
Государственная регистрация передачи имущества в доверительное управление должна заканчиваться внесением записи об этом в Единый государственный реестр прав и выдачей доверительному управляющему Свидетельства о государственной регистрации права[2] .
Важно иметь в виду, что для регистрации передачи в доверительное управление предприятия к акту или иному документу о его передаче должны быть приложены: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и срока их требований (ст.561 и 563 ГК).
Доверительное управление недвижимым имуществом как вид ограничения (обременения) права собственности по общему правилу возникает на основании сделки. Поэтому запись о нем необходимо производить в подразделе III-4 Единого государственного реестра прав(регистрация обременений). Согласно определению договора его целью служит управление имуществом в интересах учредителя управления или выгодоприобретателя. Казалось бы, именно эти лица и должны быть указаны в подразделе III-4 Единого государственного реестра прав в качестве лиц, в пользу которых ограничивается право собственности. На самом деле в пользу этих лиц учреждается лишь управление недвижимым имуществом. Каких-либо самостоятельных прав на недвижимость они как получатели дохода от управления ею не приобретают.
Реально право собственности (владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью) ограничивается в пользу только одного лица - доверительного управляющего (п.4 ст.209 ГК). Именно он, как представляется, и должен быть указан в качестве того, в чью пользу такое ограничение (обременение) вводится.
Согласно ст.1026 ГК доверительное управление имуществом может быть учреждено по основаниям, предусмотренным законом.
К наиболее распространенным из них относятся:
а) доверительное управление вследствие необходимости постоянного управления недвижимым имуществом подопечного (ст.38 ГК). В этом случае договор заключается между управляющим и органом опеки и попечительства. Последними согласно п.1 ст.34 ГК являются органы местного самоуправления, а именно: районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация.
Регистратор вправе потребовать от заявителей помимо обычных документов (заявления, квитанции об оплате регистрации и т. п.) оригинал договора, акт приема-передачи имущества, а также постановление (решение) главы местной администрации об установлении опеки или попечительства и назначении конкретного лица опекуном или попечителем (ст.35 ГК). При этом доверительный управляющий и опекун или попечитель в одном лице совпадать не должны;
б) доверительное управление недвижимым имуществом гражданина, над которым установлено попечительство в форме патронажа, регулируется ст.41 ГК, которая предусматривает возможность установления патронажа по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, не способного по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
При передаче в доверительное управление такого имущества регистратор вправе потребовать от заявителей оригинал договора, акт приема-передачи имущества, а также постановление органа опеки и попечительства об установлении попечительства в форме патронажа и назначении конкретного лица попечителем. В соответствии с указанной статьей договор в этом случае заключается между подопечным и попечителем, который одновременно становится доверительным управляющим подопечного;
в) доверительное управление имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим. Статья 43 ГК, установившая данное основание, предусматривает две возможности заключения договора с доверительным управляющим.
Наиболее типична ситуация, при которой договор заключается после принятия судом решения о признании гражданина безвестно отсутствующим. В этом случае в учреждение юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним должны быть представлены, помимо обычных, следующие документы:
- решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим (ст.42 ГК);
- постановление (решение) органа опеки и попечительства о назначении конкретного гражданина доверительным управляющим недвижимого имущества безвестно отсутствующего;
- договор доверительного управления недвижимым имуществом безвестно отсутствующего, заключенный между органом опеки и попечительства и управляющим, и акт приема-передачи такого имущества, подписанный обеими сторонами.
Во втором случае договор доверительного управления недвижимым имуществом отсутствующего гражданина может быть заключен и до истечения одного года со дня получения последних сведений о месте его пребывания (п.2 ст.43 ГК). Такой договор заключается между органом опеки и попечительства и управляющим на основании постановления (решения) органа опеки и попечительства о назначении управляющего;
г) доверительное управление недвижимым имуществом умершего, возникшее на основании завещания, в котором назначен исполнитель завещания (душеприказчик).
В этом случае к договору о доверительном управлении недвижимым имуществом умершего, заключенному между исполнителем завещания и доверительным управляющим, должно быть приложено нотариально заверенное либо приравненное к нотариально удостоверенному завещание умершего с соответствующей надписью на завещании либо с отдельным заявлением исполнителя завещания, выражающими согласие стать душеприказчиком умершего.
Перечень установленных законом оснований не является исчерпывающим.
При регистрации сделок, совершаемых управляющим с переданным ему в управление недвижимым имуществом (например, при продаже последним нежилого помещения учредителя), необходимо исходить из следующего.
Сама возможность распорядиться имуществом учредителя возникает у управляющего только после государственной регистрации передачи такого имущества в управление с выдачей ему Свидетельства о государственной регистрации права.
Кроме того, согласно ст.1020 ГК распорядиться недвижимостью он вправе в тех случаях, которые прямо предусмотрены в договоре. Следовательно, если возможность продать, сдать в аренду, передать в залог недвижимое имущество учредителя в договоре предусмотрена не была, в государственной регистрации сделки должно быть отказано (п.1 ст.20 Закона о регистрации).
Согласно п.3 ст.1012 ГК сделки по распоряжению недвижимым имуществом управляющий обязан совершать от своего имени. При этом в договоре после имени или наименования доверительного управляющего должна быть проставлена отметка Д.У.. Доверительный управляющий должен осуществлять управление имуществом лично. Соответственно не только сделка по распоряжению недвижимостью, но и подача документов на государственную регистрацию сделки, как правило, осуществляется им лично. Подтверждением полномочий доверительного управляющего в этом случае служит договор доверительного управления и свидетельство о государственной регистрации его права на недвижимое имущество.
Исключения из общего правила осуществлять доверительное управление лично перечислены в п.2 ст.1021 ГК и являются исчерпывающими. Отличительная особенность такой передачи полномочий состоит в том, что доверительный управляющий продолжает отвечать за действия поверенного как за свои собственные.
При проведении государственной регистрации сделок, совершаемых доверительным управляющим, чьи права возникли по основаниям, предусмотренным законом, необходимо обращать внимание также на отдельные ограничения этих прав, содержащиеся в законе. Например, отдельные ограничения прав доверительного управляющего имуществом подопечного содержатся в пп. 2 и 3 ст.37 ГК.
Если же доверительный управляющий не распоряжается имуществом учредителя, а приобретает новую недвижимость на доходы, полученные от управления ею, то проверять его специальные полномочия распоряжаться недвижимостью не следует. Тем более, что по закону она поступает в собственность учредителя управления (п.2 ст.1020 ГК). В этом случае необходимо проводить общую правовую экспертизу документов и сделки (п.1 ст.13 Закона).
Помимо регистрации прав, вытекающих из договора доверительного управления имуществом, статья 30 Закона о регистрации посвящена регистрации прав на недвижимость, возникающих из опеки. Действующее законодательство об опеке и попечительстве (ст.31-43 ГК, ст.121-124 СК РФ, Федеральный закон от 4 декабря 1996г. (21 декабря 1996г.) О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // СЗ РФ. 1996. № 52) не предусматривает обязательной государственной регистрации передачи недвижимости опекуну как вида ограничения (обременения) права собственности подопечного. Это объясняется тем, что согласно ст.31-33 ГК опека и попечительство устанавливаются над гражданином, а не над его имуществом.
По этой же причине органы местного самоуправления, даже обладая информацией о недвижимости подопечного, в постановлении (решении) об установлении опеки и попечительства и назначении гражданина опекуном (попечителем) имущество, принадлежащее подопечному на праве собственности или ином вещном праве, не называют.
Сказанное, как представляется, не исключает возможности проведения государственной регистрации опеки добровольно, по заявлению органов опеки и попечительства или опекуна. Более того, проведение добровольной государственной регистрации опеки над недвижимостью подопечного значительно облегчит работу по регистрации сделок, совершаемых опекуном с имуществом подопечного, в дальнейшем - в процессе самой опеки. Дело в том, что в соответствии с п.2 ст.37 ГК опекун не вправе совершать какие-либо сделки по распоряжению недвижимым имуществом подопечного без предварительного разрешения на это органа опеки и попечительства. Причем это распространяется не только на сделки по обмену, дарению недвижимого имущества, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, но и на сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного.
Кроме того, опекуну, его супругу(ге) и близким родственникам запрещено совершать сделки со своим подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок между подопечным и супругом опекуна и их близкими родственниками (п.3 ст.37 ГК). При этом под близкими родственниками подразумеваются дети (в том числе усыновленные), родители, родные братья и сестры.
Таким образом, проведение добровольной регистрации передачи недвижимости под опеку позволило бы избежать случаев совершения опекуном сделок по распоряжению имуществом подопечного от своего имени и в своих интересах, а также совершения сделок самим подопечным либо его незаконными представителями.
При проведении государственной регистрации передачи недвижимости под опеку необходимо исходить из того, что опека может быть установлена в двух случаях:
а) над малолетними в возрасте до 14 лет;
б) над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
В первом случае к заявлению органов опеки и попечительства или опекуна о регистрации опеки как ограничения (обременения) права собственности или иных вещных прав подопечного должны быть приложены правоустанавливающие документы на недвижимость и постановление (решение) органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном.
Во втором случае данный перечень должен быть дополнен решением суда о признании лица недееспособным.
В каждом случае запись об опеке вносится в раздел III-6 Единого государственного реестра прав, содержащий записи о прочих ограничениях (обременениях) права собственности.
Государственную регистрацию передачи недвижимости под опеку, проводимую в добровольном порядке, необходимо отличать от обязательной регистрации сделок, совершаемых опекуном с недвижимостью подопечного.
В этом случае, получив согласие органа опеки и попечительства на совершение конкретной сделки по отчуждению недвижимого имущества подопечного (например, на продажу гаража), опекун обязан представить в регистрирующий орган следующие документы:
а) подписанные им от имени подопечного заявление о регистрации и договор;
б) согласие органа опеки и попечительства на совершение сделки, оформленное в виде постановления (решения, распоряжения) главы местной администрации;
в) правоустанавливающие документы, подтверждающие, например, принадлежность гаража подопечному на праве собственности;
г) квитанцию об оплате регистрации.
В подтверждение своих полномочий опекун обязан также предъявить опекунское удостоверение либо постановление (решение) органа опеки и попечительства о назначении его опекуном.
Если опекунами подопечных, помещенных в учреждения социальной защиты, воспитательные, лечебные и иные аналогичные учреждения, выступают эти учреждения, выполнение обязанности опекунов возлагается на их администрацию (директора, главного врача и т. п.). Соответственно, все эти документы подписывает и подает конкретное должностное лицо.
Согласно ст.40 ГК опека над совершеннолетним гражданином прекращается после вынесения судом решения о признании его дееспособным, а над малолетним - по достижении последним 14-летнего возраста. В этом случае гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без вынесения об этом дополнительного решения.
Действующее законодательство помимо опеки как формы защиты прав граждан, которые по возрасту либо по состоянию здоровью не могут в полной мере участвовать в гражданских отношениях, предусматривает и другую форму - попечительство. В соответствии со ст.33 ГК попечительство, как и опека, устанавливается в двух случаях:
а) над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет;
б) над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (о патронаже как особой форме попечительства над совершеннолетним дееспособным гражданином см. выше).
Основное различие между опекой и попечительством заключается в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который, в свою очередь, определяется степенью дееспособности их подопечных. Применительно к сделкам с недвижимым имуществом подопечного это различие проявляется в том, что попечитель, в отличие от опекуна, непосредственно в сделки не вступает. В соответствии с п.2 ст.33 ГК он лишь дает согласие на совершение самим подопечным сделок по распоряжению его недвижимостью.
Соответственно, при приеме документов на государственную регистрацию сделок, совершаемых гражданином, над которым установлено попечительство, их перечень во многом соответствует тому, который обязан предъявить опекун. Однако поскольку при попечительстве сделку совершает сам подопечный, то в этом случае, во-первых, он и подписывает сделку, а во-вторых, к оригиналу сделки должно быть приложено согласие на ее совершение со стороны попечителя. При этом форма согласия должна соответствовать форме, требуемой для самой сделки.
Попечительство над гражданином, признанным ограниченно дееспособным, прекращается после отмены ограничения дееспособности решением суда.
Попечительство над несовершеннолетними прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетними 18 лет, также при вступлении их в брак и в других случаях приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21 и ст.27 ГК).
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ
2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с изм. и доп. от 5 марта, 12 апреля 2001 г., 11 апреля 2002 г.)
3. Постатейный комментарий к Федеральному закону О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Под общ. ред. П.В.Крашенинникова)
4. Комментарий к Федеральному закону О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
[1] В различных регистрационных округах ставки пошлины могут быть разными. Размер госпошлины утверждается распоряжением главы субъекта Российской Федерации, в котором находиться соответствующий регистрационный округ.
[2] п.1 ст.14 комментируемого Закона, приложение № 14 к Правилам ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998г. N 219