Государственное управление, как объект административно-правового регулирования

СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и принципы государственного управления, заключающегося в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни. Управление государственной безопасностью в РФ.

Содержание

Введение

1. Понятие и основные черты государственного управления

2. Принципы государственного управления

3. Управление государственной безопасностью в Российской Федерации как подсистема государственного управления

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Государственное управление является одним из основных видов или форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности она заметно отличается своим содержанием, формами, в которых проявляется, органами, от которых исходит. Данный вид деятельности государства призван обеспечить организацию всех важнейших сторон жизни развивающегося российского общества. Именно организация составляет содержание деятельности по управлению, так как сама по себе она предполагает объединение людей для совместной работы, согласование отдельных работ, контроль работы. Процесс государственного управления направлен на внутреннюю упорядоченность, продуманное устройство, согласованность, эффективное взаимодействие в той или иной степени автономных частей государства. Цель написания данного реферата состоит в детальном рассмотрении государственного управления как объекта административно – правового регулирования.

Задачи:

1. дать определение государственного управления;

2. определить основные черты государственного управления;

3. выявить основные принципы государственного управления;

4. рассмотреть подсистему государственного управления – управление государственной безопасностью Российской Федерации.

Объектом исследования в данной работе является форма государственной деятельности – государственное управление, предметом – наиболее общие признаки, принципы и методы данного вида государственной деятельности. Для написания реферата были использованы Конституция России, Законы Российской Федерации, а также учебники по административному праву таких авторов, как Ю.М. Козлов, Д.Н. Бахрах, В.И. Махинин.


1. Понятие и основные черты государственного управления

Государственное управление заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства. Таким образом, государственное управление - это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно-властное воздействие государства на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.

Основные черты государственного управления:

– государственное управление есть исполнительно-распорядительная деятельность;

– государственное управление носит ярко выраженный организационный характер, это организация деятельности людей. В процессе государственного управления организуются отношения между людьми и коллективами, осуществляется объединение и координация общественного труда в масштабе государственного управления. Организационный характер проявляется также в том, что ставится и решается вопрос, как лучше организовать деятельность людей по ускорению экономического и социального развития и обеспечения наиболее полного использования людей в процессе и т.п.;

– это практически организующая деятельность. Деятельность практически выражается в разработке органами государственного управления программ управления, установления основных направлений функций всех элементов системы, оперативно-руководящих связей, налаживании оперативного контроля за системой;

– государственное управление осуществляется непрерывно, это обусловлено объективно-экономическими факторами. Производство должно быть непрерывным, также как общество не может перестать потреблять, также оно не может не производить;

– государственное управление является активной и целенаправленной деятельностью. Подобные качества она приобретает благодаря тому, что осуществляется применительно к важным сферам жизни общества;

– государственное управление имеет в качестве непосредственных объектов отрасли хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

– оно носит юридически властный характер. Управление - это административная деятельность предполагающая подчинение объекта субъекту управления. Юридически властный характер государственного управления определяется как властностью, присущей управлению вообще, так и тем, что оно реализуется от имени государства. Для этого органы государственного управления наделены распорядительно-властными правами (каждый субъект управления), с помощью которых и достигаются цели управленческой деятельности;

– подзаконность государственного управления. Только законное, правомерное действие органа государственного управления или его должностного лица, представляющего орган может быть правильным. Государственные органы или должностные лица могут принимать подзаконные акты, которые имеют меньшую юридическую силу, чем закон, они проходят обязательную регистрацию в министерстве юстиции;

– экономичность государственного управления. Эта черта в нашем государстве работает лишь в теории, т.к. весь управленческий аппарат РФ в два раза больше, чем был управленческий аппарат СССР;

– динамизм государственного управления. Каждый год система органов исполнительной власти в нашем государстве кардинально меняется, и это уже далеко не положительная черта, это скорее говорит об отсутствии стабильности, чем динамизме.

Система государственного управления представляет собой слаженную взаимосвязанную систему разноуровневых и разнопрофильных исполнительных органов, с четкими и рационально распределенными юридически - властными полномочиями, с разумным сочетанием необходимой централизации управленческих функций в общефедеральном масштабе с реальной децентрализацией в процессе их реализации на региональном и местном уровнях.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что государственное управление представляет собой систему государственных органов, служащих для осуществления законодательных предписаний и руководства различными областями общественной жизни, удовлетворения непосредственных нужд государства.

2. Принципы государственного управления

При осуществлении государственного управления используется ряд принципов. Под ними в юридической литературе понимаются основополагающие начала, руководящие установки, которые определяют организационное построение и функционирование аппарата государственного управления.

В систему принципов государственного управления входят социально – политические (конституционные) и организационные принципы. Все они тесно связаны между собой и касаются различных сторон одного и того же явления - государственного управления. Вместе с тем каждый из принципов государственного управления отражает некоторые определенные закономерности данного явления. Соблюдение одних принципов объективно способствует реализации других. В то же время нарушение какого - либо одного принципа влечет за собой нарушение других.

Социально – политические (конституционные) принципы государственного управления отражают основные тенденции и закономерности управления, его сущность, определяют главные направления организации и функционирования всех органов государственного управления. Особое внимание уделяется проявлению в государственном управлении таких принципов как законность, равноправие национальностей, партийное руководство, принцип участия в управлении государством, научность и других. Основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Государственный служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Организационные принципы государственного управления имеют более узкую сферу применения и определяют организацию лишь отдельных звеньев аппарата управления по отраслевым, территориально - производственным, функциональным и другим признакам.

Основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в измеримой форме. Основная проблема организации государственного управления состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах.

Вместе с тем организационные принципы тесно связаны с принципами социально - политическими и способствуют их реализации. На этом основывается понятие система принципов государственного управления.

Общепризнанной классификации принципов государственного управления не существует, поэтому классификация, приведенная выше, имеет условный характер.

Таким образом, можно выделить следующие основные принципы государственного управления:

– принцип верховенства права;

– принцип следования воле народа;

– принцип следования цели получения нужного социально- экономического результата.

От реализации этих основных принципов зависит качество государственного управления.

3. Управление государственной безопасностью в Российской Федерации, как подсистема государственного управления

Под государственной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей и государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Управление государственной безопасностью в Российской Федерации имеет своей целью обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера.

Основными направлениями деятельности государства и общества в этой сфере являются:

– объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности во всех сферах их направления;

– определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности в сферах экономики, внешней и внутренней политики, общественной безопасности и правопорядка, обороны, в информационной и духовной сферах и т.д.;

– организация работы законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

– поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства.

Государственное управление в области безопасности осуществляется Российской Федерацией в лице ее высших органов государственной власти непосредственно и через создаваемые ими федеральные органы исполнительной власти.

Президент Российской Федерации руководит в пределах своих полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению безопасности в различных сферах; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения безопасности.

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности, основными задачами которого является:

– определение жизненно важных интересов общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;

– разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства и организация подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения;

– подготовка рекомендаций Президенту России для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики страны;

– подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций.

Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение целевых федеральных программ в этой области; осуществляет меры по обеспечению финансовыми и материальными ресурсами сил, средств и органов национальной безопасности.

Также, существуют специальные службы обеспечения безопасности.

1. Федеральная служба безопасности (ФСБ России) возглавляет центральную систему специальных органов, призванных осуществлять контрразведывательную деятельность, борьбу с преступностью и разведывательную деятельность. ФСБ России проводит оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической и диверсионной деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены к их ведению. В задачи органов ФСБ также входит выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ, групп и отдельных лиц, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти.

Руководство деятельностью ФСБ осуществляет Президент и Правительство России. Непосредственно ФСБ управляет Директор ФСБ России с органами государственной власти Российской Федерации.

Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов: контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; управлений: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное управление; собственной безопасности; коллегии ФСБ; территориальных органов безопасности: управлений (отделов) по регионам и субъектам; органов безопасности в войсках.

2. Служба внешней разведки (СВР России) осуществляет специальный вид деятельности, направленный на добывание и обработку информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

Руководство органами внешней разведки осуществляет Президент России. В систему этих органов входят органы внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации (ФАПСИ) при Президенте России, Федеральной пограничной службы (ФПС России). Во взаимодействии с органами внешней разведки осуществляется разведывательная деятельность и органами Федеральной службы безопасности. Каждый из указанных органов внешний разведки имеет свою сферу деятельности.

3. Федеральная служба охраны (ФСО России) обеспечивает безопасность Президента Российской Федерации и предоставляет государственную охрану лицам, занимающим государственные должности в течение срока их полномочий: Председателю Правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю государственной Думы и др. ФСО России обеспечивает также безопасность глав иностранных государств, правительств и иных лиц иностранных государств во время пребывания их на территории Российской Федерации. ФСО в пределах своих полномочий обеспечивает организацию и функционирование президентской связи, участвует в борьбе с терроризмом, выявляет, предупреждает и пресекает преступления и иные правонарушения на охраняемых объектах.

Руководство ФСО России осуществляет Президент и Правительство Российской Федерации. Непосредственное управление ФСО возглавляет руководитель ФСО России, в состав ФСО входят Служба безопасности Президента Российской Федерации и Президентский полк.

4. Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ России) обеспечивает специальными видами связи и информации Президента России и другие высшие органы государственной власти.

ФАПСИ находится в непосредственном ведении Президента России. Возглавляет ФАПСИ и руководит ее деятельностью Генеральный директор. ФАПСИ представляет собой централизованную систему федеральных органов правительственной связи и информации, в которую также входят органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах Российской Федерации, войска.

5. Федеральная пограничная служба (ФПС России) обеспечивает национальные интересы и безопасность Российской Федерации на ее Государственной границе и в пограничном пространстве, а также решает задачи по охране морских биологических ресурсов территориального моря, континентального шлейфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, организует защиту государственных границ государств – участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений), организует пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации и т.д.

ФПС России подведомственна Президенту и подчиняется Правительству России. ФПС непосредственно возглавляет директор, который по должности является Главнокомандующим Пограничными войсками ФПС. Система органов и войск ФПС состоит из: 1. органов пограничной службы: пограничного контроля; внешней разведки; оперативных органов, осуществляющих разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности; пограничной стражи; морской охраны; 2. Пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации; 3. Пограничные округа, пограничные группы и региональное управление ФПС России.

Деятельность всех органов, обеспечивающих государственную безопасность страны, регламентируется «Концепцией национальной безопасности Российской Федерации», Законом «О безопасности» и другими Федеральными законами Российской Федерации.

Государственное управление в области безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности государства, осуществляется по средствам системы высших органов государственной власти и служит для обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства.


Заключение

Все стороны существования и деятельности человека, общества и государства создают благоприятный и рациональный образ жизни, только будучи сведенными в целостную, динамичную, гармоничную систему. Несмотря на то, что имеются естественные взаимосвязи между всеми явлениями и процессами, должную системность, развитие, производительность, экономичность и безопасность общественной жизни придает именно система государственного управления. Только она, в совокупности с другими объектами административно – правового регулирования, обладает единством законных полномочий организации и регулирования.

Институт государственного управления служит интересам практической и эффективной реализации задач, стоящих перед государством. Одной из таких задач является управление безопасностью страны. Государство является основным субъектом обеспечения безопасности и осуществляет свои функции в этой области через специально сформированные для этих целей, взаимосвязанные и наделенные властными полномочиями органы, которые регулярно преобразуются с целью наибольшей эффективности их работы. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разработана и постоянно совершенствуется система правовых норм, которая определяет приоритетные задачи деятельности государства в этой сфере, а также регламентирует механизм контроля и надзора за деятельностью органов, посредством которых осуществляется государственное управление.


Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юнити, 2002. – 39 с.

2. Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации [Текст] (от 17.12.1997 г. № 1300) // Сбор. законодательства Рос. Федерации.- 1997.- № 52.- Ст. 5909.

3. О безопасности: закон Российской Федерации [Текст]: (от 05.03.1992 г.) // Сбор. законодательства Рос. Федерации.- 1998.- № 7.- Ст. 847.

4. Бахрах Д.Н. Административное право [Текст]: учеб. для вузов / Д.Н. Бахрах.- М.: БЕК, 2000.- 416 с.

5. Административное право [Текст]: учеб. / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова.- М.: Юристъ, 2000.- 728 с.

6. Махинин В. И. Основы управления в органах безопасности [Текст] / В.И. Махинин.- М.: Проспект, 2001.- 368 с.

Скачать архив с текстом документа