Государственные доходы источники их формирования. Методы мобилизации
СОДЕРЖАНИЕ: 1. Источники формирования доходов Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств: - первый метод: это прямое изъятие доходов из государственного сектора. - второй: получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг. - третий: перераспределение доходов среди юридических и физических лиц с помощью налогов. - четвертый: привлечение ссуд, кредитов.1. Государственные доходы: источники их формирования. Методы мобилизации
Источники формирования доходов
Доходы бюджета могут формироваться на основе четырех методов централизации денежных средств:
- первый метод: это прямое изъятие доходов из государственного сектора.
- второй: получение доходов от государственных угодий, имущества и услуг.
- третий: перераспределение доходов среди юридических и физических лиц с помощью налогов.
- четвертый: привлечение ссуд, кредитов.
Раскроем суть первого метода формирования доходов бюджета.
В государственном секторе само государство осуществляет предпринимательскую деятельность и как предприниматель, оно имеет право на получение предпринимательского дохода – прибыли. Но определенные права на эту прибыль имеет и коллектив предприятия. Поэтому практически никогда вся прибыль государственного сектора не изымается в бюджет. При этом во взаимоотношениях государственных предприятий с бюджетом может использоваться как прямое изъятие доходов ( путем платежей и прибыли), так и налогообложение прибыли на общих основаниях.
В условиях рыночной экономики, когда преобладает частный сектор, государство изымает лишь налоги, в то время как в условиях административной экономики преобладает прямое изъятие доходов в бюджет.
В Украине ныне поступления от государственного сектора незначительны. Это объясняется двумя причинами.
- первая причина: государство, как правило, работает в непривлекательных для частного бизнеса сферах деятельности.
- вторая причина: деятельность государственных предприятий носит, как правило, неприбыльный характер, и она направлена на производство необходимых региону определенных товаров услуг, а не на получение прибыли.
Сущность второго метода состоит в том, что доходы от государственных угодий, имущества и услуг формируются в зависимости от объемов собственности государства. Так, в Украине до сих пор существует общенародная собственность на землю, все угодья, недра, полезные ископаемые принадлежат государству. А значит, и доходами от их использования являются платежи за ресурсы, а именно: лесной доход, плата за специальное использование пресных водных ресурсов, плата за использование недр при добыче полезных ископаемых. Вместе с тем поступления от государственной собственности в Украине минимальны и составляют около 2 процентов от общего объема поступлений в бюджет.
Третий метод, налоговый метод, он формирует доходы в бюджет, а через них перераспределяет доходы юридических и физических лиц. Причем прямое изъятие доходов в государственном секторе может осуществляться только на основании законов.
И четвертый, ссудный метод, который формирует доходы в бюджет на возвратной основе. Как правило, основу бюджета составляют налоги ( 95-98 %), а ссуды лишь 2-5%.
Кроме реальных доходов бюджета, которые формируются на основе вышеперечисленных методов, государство может использовать для исполнения бюджета эмиссионный доход. Но в период эмиссии инфляция увеличивает денежную массу, а реальная стоимость финансовых ресурсов не изменяется, что и приводит к экономическому кризису в стране.
Внутренними источниками формирования доходов бюджета выступают:
- созданный валовой внутренний продукт (ВВП)
- национальное богатство (накопленные материальные ценности и разведанные природные ресурсы). Национальное богатство должно использоваться тогда, когда не хватает ВВП имеется определенный излишек природных ресурсов.
Что касается внешних источников формирования доходов бюджета, то они могут быть как внутренними, так и внешними. Внешние характеризуют международное перераспределение финансовых ресурсов и могут формироваться на основе таких методов как:
- прямое перераспределение (например, репарация);
- международный кредит;
- налогообложение экспортно-импортной деятельности (таможенные платежи);
- валютное регулирование (отклонение установленного курса валют от реального их соотношения);
- ценовой механизм ( в мире сложился определенный масштаб цен на товары, который приводит к международному перераспределению ресурсов, некоторым государствам не выгодно производить ряд товаров и они охотно их покупают в других странах, где производство этих товаров обходится дешевле).
Государственные доходы и методы их мобилизации
При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:
1) мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур;
2) использование их на различные государственные потребности. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии
государственных доходов , второй - государственных pacx одов .
Государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур) и государственных предприятий . При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий - децентрализованных.
Централизованные государственные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные - образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Деление государственных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении государственных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияние государственных доходов на эффективность хозяйствования.
В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение сре дств в п ользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
К централизованным государственным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов -с оциального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования.
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия государственных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично - национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. В качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи с которых являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.
Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход. Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.) в качестве источника государственных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция государственных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации государственных доходов являются налоги (в разных их формах), займы и эмиссии. Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов: содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюнктурой, конкретной экономической и социальной ситуацией, степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Совокупность всех видов государственных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов. Система государственных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи - стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования - предприятий (объединений, организаций).
Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. И, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.
Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования сре дств в г осударственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в период экономического кризиса может даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.
Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов: федеральном, республиканском и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.
Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные с погашением займов и выплатой процентов по ним, обусловливают необходимость повышения налогов. Последнее , может быть обеспечено как за счет повышения ставок действующих налогов, так и путем введения новых видов налоговых платежей. Существует и обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно н аталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.
Третьим методом мобилизации государственных доходов является эмиссия, причем не только бумажно-денежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажно-денежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.
2. Бюджетные права государственных и городских органов власти и управления
Понятие и значение государственного бюджета.
Бюджет – центральный институт финансовой системы. Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Понятие «государственный бюджет» составляет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.
По экономической сущности государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
По своему материальному содержанию государственный бюджет представляет собой общегосударственный фонд денежных средств.
С правовой точки зрения государственный бюджет – это нормативный акт, обладающий повышенной юридической силой, содержащий роспись доходов и расходов денежных средств государства на определенный период времени.
В целом бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов власти.
Бюджетное право представляет совокупность правовых норм, устанавливающих структуру бюджетной системы государства, объемы отдельных бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок их распределения между бюджетами различного уровня, а также нормы, устанавливающие бюджетный процесс, т.е. порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и порядок составления и утверждения отчетов об их исполнении.
Бюджетные права государственных и местных органов власти и управления определяются в соответствии с разграничением между ними экономических и управленческих функций.
Бюджетные отношения могут быть объединены в три группы:
1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами различных уровней.
3. Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета.
Нормы бюджетного права подразделяются соответственно на материальные, регулирующие первые две группы отношений, и процессуальные. Совокупность бюджетно-правовых норм образует институт финансового права, активное развитие которого позволяет некоторым ученым говорить о формировании новой подотрасли права – бюджетном праве.
Бюджетная система.
Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.
В соответствии с декларациями о государственных суверенитетах было принято соответствующее законодательство о формировании бюджетов всех уровней на территориях бывших союзных республик. .
Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Единство бюджетной системы обеспечивается:
· единой правовой базой;
· использованием единых бюджетных классификаций;
· единством формы бюджетной документации;
· общими принципами бюджетного процесса;
· единством денежной системы;
· взаимодействием бюджетов всех уровней;
· единством социально-экономической, в том числе налоговой политики.
Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и поступления.
Реальность бюджетной системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов.
Самостоятельность бюджетов заключается в том, что:
· их утверждают соответствующие представительные органы власти;
· исполнение бюджетов осуществляется соответствующими исполнительными органами власти;
· каждый бюджет имеет собственные источники доходов, расходуемые в соответствии с целями развития конкретного региона.
Принцип гласности состоит в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно.
Структура бюджета.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета представляют собой часть государственных доходов и имеют централизованный характер, так как поступают в непосредственное распоряжение государства, использующее их в своей деятельности. Доходы являются финансовой базой деятельности государства.
Расходная часть бюджетов подразделяется на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития.
К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.
К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территории, на собственные экологические программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на расширенное воспроизводство. Расходы являются базой для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Дотации – суммы, выделяемые из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня.
Субвенции – суммы, выделяемые на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития и соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования.
Бюджетный процесс.
Бюджетный процесс – это процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также составления и утверждения отчетов об их исполнении.
Все стадии бюджетного процесса регламентируются процессуальными нормами бюджетного права. Таким образом, с юридической точки зрения бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и управления по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов.
Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти; рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов – функциями соответствующих представительных органов власти.
Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, складывающихся из ряда этапов.
На первой стадии бюджетного процесса составляется проект бюджета.
Заканчивается данная стадия рассмотрением проекта бюджета вынесением соответствующим представительным органом власти решения о санкционировании бюджетных расходов. На основании этого решения исполнительный орган власти дорабатывает проект бюджета.
Третья стадия бюджетного процесса заключается в утверждении проекта бюджета. Стадия начинается рассмотрением уточненного проекта бюджета соответствующим представительным органом власти и заканчивается утверждением бюджета в форме закона или решения.
Составление проектов бюджетов и их утверждение осуществляется в соответствии с единой бюджетной классификацией.
Четвертая стадия бюджетного процесса – исполнение бюджета – равна бюджетному году и длится с 1 января до 31 декабря. В соответствии с названными законодательными актами исполнение бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы.
Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных бюджетом доходов и в финансировании соответствующих мероприятий.
Пятой, последней стадией бюджетного процесса является стадия рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующим представительным органом власти.
Отчет об исполнении бюджета готовят исполнительные органы управления и представляют на утверждение соответствующим органам представительной власти.
Время с начала бюджетного процесса, то есть составления проекта бюджета до утверждения отчета о его исполнении, называется бюджетным периодом.
Бюджетное право Украины утверждено в Конституции Украины. В соответствии с п. 4 статьи 85 Конституции Украины, к Верховной Рады Украины принадлежитизменений в него, контроль за . При этом, в соответствии со статьей 92 Конституции, исключительно законами Украины устанавливаются Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины. В соответствии со статьей 95, бюджетная система Украины строится на основах справедливости и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами. Исключительно законом о Государственном бюджете Украины определяются любые расходы государства полномочиям утверждение Государственного бюджета Украины и внесение выполнением Государственного бюджета Украины, принятие решения относительно отчета об его выполнении на общественные потребности, размер и целевое направление этих расходов.
Государство стремится к сбалансированности бюджета Украины, а отчеты о доходах и расходах Государственного бюджета должны быть преданы огласке.
Статьей 96 Конституции Украины предусматривается, что Государственный бюджет Украины утверждается ежегодно Верховной Радой Украины на период с 1 января по 31 декабря, а при особыхСледовательно, бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. обстоятельствах - на другой период.
Кабинет Министров Украины не позже 15 сентября каждый год подает в Верховную Раду Украины проект закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Вместе с проектом закона направляется доклад о ходевыполнениягода. Государственного бюджета Украины текущего
В соответствии со статьей 97, Кабинет Министров Украины подает в Верховную Раду Украины отчет о выполнении Государственного бюджета Украины.
Контроль за использованием средств Государственного бюджета Украины, согласно со статьей 98 Конституции Украины, от имени Верховной Рады Украины осуществляет Счетная палата.
Конституцией Украины не только утверждено положение относительно государственного бюджета, но и определено, в соответствии с п. 4 статьи 138, что Автономная Республика Крым имеет право разрабатывать, утверждать и выполнять бюджет Автономной Республики Крым на основании единой налоговой и бюджетной политики Украины.
Аналогично, в соответствии со статьей 143 Конституции Украины, областных и районных ради утверждают областные и районные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета и соответственно распределяются между территориальными общинаминаправляются на выполнениекоторойгосударство участвует врасходы местного самоуправления, которые возникли вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством. совместных проектов. Это положение подтверждается и статьей 142 Конституции, согласно формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансовое поддерживает местное самоуправление. В этой связи необходимо подчеркнуть положение, утвержденное в Конституции, о то, что
Государственный бюджет Украины утверждается законом Украины, республиканский бюджет Автономной Республики Крым утверждается ее Верховной Радой, а местные бюджеты соответственно областной, городской, районной, районной в городе, поселковой, сельской советами.
Бюджетные права - это совокупность юридических норм, которые определяют бюджетное устройство, состав доходов и расходов бюджетов, регулируют права органов государственной власти и управления по составлению, утверждению и выполнению бюджета, а также порядок утверждения отчетов о выполнении бюджетов.
Общие основы бюджетных прав Украины, Автономной Республики Крым и местных советов народных депутатов установленные Конституцией Украины. Бюджетные права регулируются Законом Украины О бюджетной системе Украины и Законом Украины о местном самоуправлении.
В соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, к ведению государственной исполнительной власти и исполнительных органов местных советов народных депутатов принадлежатсоставление проекта бюджета согласно основным направлениям бюджетной политики (назначеннымивыполнение соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым, местными советами народных депутатов), бюджета и контроль за целевым, экономным и эффективным использованием выделенных бюджетных средств.
Верховная Рада Украины определяет основные направления бюджетной политики специальным постановлением, которое в общем виде очерчивает приоритеты бюджетной политики государства на следующий бюджетный год.
Вмешательство других органов и организаций всоставления, утверждение и выполнение процесс бюджета не допускается, кроме исключений, установленных законами Украины.
Все доходы и расходы бюджета классифицируются по однородным признакам, что обеспечивает общегосударственную и международную сравнимость бюджетных данных.
Положения, закрепленные в Конституции Украины в отраслирастет роль Государственного бюджета в развитии экономики и социально-культурной сферы и правового регулированияв отрасли бюджетных отношений и законодательных и нормативных актах, свидетельствуют, что в современных условиях резко отношений, которые существуют бюджетной деятельности.
Правовое регулирование бюджетных отношений - это регулирование отношений, которые возникают между различными ветвями власти и управления при определении бюджетов , формировании доходов и расходов и распределении и перераспределении средств между различным звеном бюджетной системы, а также государства отношений, которые возникают при проведении бюджетного процесса.
Бюджетно-правовым регулированием являются все формы законодательного нормативного влияния государства на органы управления всех уровней в отрасли бюджета, начиная с утверждения государственного бюджета Верховной Радой Украины принятия ли решения местными советами об утверждении местных бюджетов и к , которые возникают между органами управления и бюджетными учреждениями и служебнымцами (распорядителями кредитов). правоотношений
В Законе об утверждении Государственного бюджета и в решениях местных органов власти об утверждении местных бюджетов устанавливаются правовые нормы, которые предусматривают возможность органов государственного управления и бюджетных учреждений действовать определенным действующим, а такжезапрещения. Разрешение и запрещение в отрасли бюджета имеют характер. разрешения категорический
Государство, таким образом, определяет правила поведения государственных органов и служебные лица втакжев ходе контроля за их поступлением, а в случае невыполнение этих правил обеспечивает реализацию своих прав принудительно. процессе утверждения и целевого использования бюджетных средств, а
Бюджетно-правовая норма определяет права и обязанности органов управления административных территорий и указывает обстоятельства, за которых участники этих отношений становятся исполнителями данных прав и обязанностей, а также предусматривает ответственность за невыполнение этих требований.
За характером действия бюджетно-правовые нормы можно разделить на такие, которые действуют:
- на территории Украины;
- на территории Автономной Республики Крым и областей;
- на территории административно-территориальных единиц (города, района, поселка, села).
Регулирование предоставляет экономическим отношениям государственную территориальную защиту; экономические отношения приобретают при этом силу прав и обязанностей, вграницах которых действуют государственные органы. бюджетной деятельности при помощи правовых норм
Можно выделить три особенности бюджетно-правовых отношений:
- они возникают и действуют в бюджетной сфере деятельности, предопределяются состоянием экономики и связаны с распределением валового внутреннего продукта;
- одним из сторон в них является государство местные органы власти;
- они возникают, меняются прекращаются только на основании законодательных нормативных актов.