Государственные унитарные предприятия как форма управления государственной собственностью

СОДЕРЖАНИЕ: В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты федеральных государственных унитарных предприятий, их видовые характеристики. Автором исследуются некоторые вопросы создания унитарных предприятий, выделения им имущества на праве хозяйственного ведения, и возможности его использования, а также особенности его фирменного наименования и государственной регистрации.

Государственные унитарные предприятия как форма управления государственной собственностью

Н.В. Бандурина

В условиях развития новых экономических отношений, постепенного укрепления государственного сектора в рыночных отношениях повышается роль и значение государственных предприятий, наделенных полномочиями по управлению государственной собственностью.

Государственные унитарные предприятия различаются по своим видам и юридическим характеристикам. Так, согласно ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Кроме того, имущество может быть закреплено за унитарным предприятием либо на праве хозяйственного ведения, либо – оперативного управления.

Унитарные предприятия всегда создаются собственником-государством (субъектом РФ); Во-вторых, устав является единственным учредительным документом государственных унитарных предприятий. Кроме того, государственное унитарное предприятие в соответствии с федеральным законодательством является коммерческой организацией, имеющей специальную (целевую), а не общую правоспособность, как иные коммерческие организации.

Особенностью создания государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является то, что оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа РФ на базе государственной собственности. Собственник имущества в лице соответствующего органа определяет предмет и цель деятельности государственного унитарного предприятия и утверждает его устав, решает вопросы о реорганизации или ликвидации предприятия, назначает руководителя, контролирует использование по назначению и сохранность закрепленного за предприятием имущества.

Рассматривая исторический аспект, следует указать, что до принятия ГК РФ государственные федеральные предприятия создавались по решению Госкомимущества РФ. Такой порядок был установлен в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»1, в котором указывалось, что правом распоряжения государственным имуществом обладают исключительно Госкомимущество РФ (по согласованию с министерствами и ведомствами) и комитеты по управлению имуществом (в отношении имущества, принадлежащего субъектам Федерации).

Как указано в законе, в настоящее время от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»2.

Как определено в Постановлении Правительства РФ от 03.12.2004 № 7393, решения по вопросам, связанным с созданием и обеспечением деятельности федерального государственного унитарного предприятия, принимаются федеральными органами исполнительной власти в отношении подведомственных ему предприятий, за которыми закреплено в хозяйственном ведении имущество, с учетом мотивированной позиции Федерального агентства по управлению государственным имуществом, которая в письменной форме представляется в федеральные органы исполнительной власти не позднее 10 рабочих дней со дня получения от них соответствующих предложений.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом уведомляется о принятых по вопросам, в течение 5 рабочих дней со дня их принятия.

Согласно ст. 295 ГК РФ собственник имущества, переданного государственному унитарному предприятию, имеет право принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации государственного унитарного предприятия, определять предмет и цели его деятельности, получать часть его прибыли, контролировать деятельность предприятия.

Безусловно, государственные унитарные предприятия обладают определенной хозяйственной самостоятельностью. Однако она ограничивается предметом и целями деятельности, предусмотренными в уставе предприятия. В этих пределах государственное унитарное предприятие самостоятельно решает вопросы своей хозяйственной деятельности. Государственные органы не должны вмешиваться в компетенцию унитарных предприятий.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, строит свои отношения с государственными органами, иными предприятиями и организациями на договорных началах.

Оно самостоятельно определяет направления использования, прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, за исключением прибыли, подлежащей перечислению собственнику в установленном порядке, открывает расчетные и другие счета.

Как любое юридическое лицо, ведущее внутреннее делопроизводство, унитарные предприятия, независимо от того, основаны они на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, должны иметь круглую печать, оттиском которой удостоверяются подписи уполномоченных лиц унитарных предприятий, а соответствующие локальные акты приобретают юридическую силу4.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. В качестве примера можно привести Федеральное Государственное Унитарное Предприятие - Российский научный центр «Прикладная химия», Федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)», Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина», Муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства» Ступинского района и т.д.

За унитарным предприятием закрепляется определенное имущество на праве хозяйственного ведения на балансе, позволяющем владеть, пользоваться и распоряжаться в определенных законодательно границах.

Ст. 11 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» определяет, что имущество унитарного предприятия формируется за счет:

* имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

* доходов унитарного предприятия от его деятельности;

* иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Государственные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения могут создавать дочерние предприятия. Последние образуются также в качестве унитарных предприятий и действуют на праве ограниченного хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним головным предприятием имуществом. Таким образом, государственное унитарное предприятие получает имущество в хозяйственное ведение от собственника, а затем само передает его в хозяйственное ведение дочерним предприятиям. При этом требуется согласие собственника — государства, субъекта Федерации.

Дочернее предприятие действует также на основе устава, утверждаемого государственным унитарным предприятием-учредителем. Руководитель дочернего предприятия назначается создавшим его государственным предприятием.

Кроме того, на основании ст. 5 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие по согласованию с собственником его имущества может создавать филиалы и открывать представительства.

Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств на территории Российской Федерации осуществляются с соблюдением требований указанного федерального закона и иных федеральных законов, а за пределами территории Российской Федерации также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Собственник имущества, на базе которого создано государственное предприятие, не отвечает по обязательствам последнего. Это касается и отношений между государственными унитарными предприятиями и образованными ими дочерними предприятиями.

ГК РФ определяет государственное предприятие на праве хозяйственного ведения в качестве полноправного участника коммерческой деятельности, обладающего достаточными правомочиями во взаимоотношениях с кредиторами. Для обеспечения прав кредиторов введено правило обеспечения уставного капитала чистыми активами, аналогичное хозяйственным обществам.

При разрешении споров по поводу имущества необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным предприятием на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.

Реорганизация и ликвидация государственного унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Ликвидация производится по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти и судебных органов (в случае банкротства). Оставшееся после расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого государственного унитарного предприятия используется по решению собственника.

Государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, в залог, вносить в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом государственное унитарное предприятие распоряжается самостоятельно. Собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия.

Таким образом, в рамках, установленных ГК РФ, должно быть разработано нормативное регулирование деятельности государственных унитарных предприятий, которые являются активными субъектами рыночных отношений. Необходимо обеспечить этим предприятиям широкую самостоятельность и практически те же права, что и иные коммерческие организации. Только в таких условиях можно надеяться на конкурентоспособность унитарных предприятий как полноценных управляющих федеральной собственностью.

Список литературы

1 Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» // Российская газета, № 8, 11.01.1992

2 Федеральный закон от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078

3 Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» // СЗ РФ, 13.12.2004, № 50, ст. 5074

4 См.: Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 14.11.2002 № 161-ФЗ О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2008. – С. 7.

Скачать архив с текстом документа