Государственный долг 8
СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 1 Государственный долг 2 Внешний государственный долг Управление государственным долгом 3.1 Экономические последствия государственного долгаСодержание
Введение
1 Государственный долг
2 Внешний государственный долг
3 Управление государственным долгом
3.1 Экономические последствия государственного долга
3.2 Ограничения на заимствование
3.3 Прогнозирование объемов заимствования и развития долговой ситуации
3.4 Расчет лимитов предоставления правительственных гарантий
Заключение
Список использованной литературы:
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Введение
Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.
Государственные финансы играют важнейшую роль в перераспределении национального дохода, развитии общественного воспроизводства, формировании экономической структуры общества, совершенствовании производственных сил. Финансовые ресурсы государства используются для осуществления социальных программ, содержания государственного аппарата и вооруженных сил, осуществления внешнеэкономической деятельности.
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.
Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства.
Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.
1 Государственный долг
Государственный долг - это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам (включая начисленные проценты). В зависимости от рынка размещения, валюты займа и других характеристик подразделяется на внутренний и внешний государственный долг. Различают также капитальный и текущий государственный долг. Капитальный - представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по их погашению, срок оплаты которых наступил.
Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Государственный долг погашается государством за счет средств государственного бюджета.
Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета.
Наличие внутреннего государственного долга не является исключением в экономике, а в большей степени - правилом: экономически развитые страны имеют значительный государственный внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. В развитых странах государственный долг и вызвавшие его дефициты бюджета представляют собой встроенные в экономический цикл факторы стабилизации экономики и ее развития. Взятые взаймы у населения, корпораций, банков, других финансовых и кредитных учреждений денежные средства используются производительно и рассматриваются как активы перечисленных заемщиков. Государственный долг рассматривается как «заем нации самой себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия внутреннего долга в виде необходимости уплаты процентов по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развития экономики страны. Утечек национального дохода и богатства при нарастании внутреннего долга не происходит, что, конечно, не исключает ряда негативных последствий, связанных с перераспределением доходов, которые сводятся к следующим:
1. Погашение задолженности и выплата процентов производятся за счет бюджетных средств, то есть за счет налогоплательщиков: таким образом происходит переток доходов к владельцам государственных ценных бумаг, как правило, состоятельным слоям общества.[1]
2. При действиях государства по уменьшению госдолга путем увеличения налогов включаются макроэкономические зависимости: сокращение совокупного спроса ведет к уменьшению равновесного чистого национального продукта, снижаются стимулы к вложению средств со стороны предпринимателей, сокращается инвестирование средств в экономику.
3. Действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Данное явление вызвано тем, что государство, выходя на ссудный рынок с целью покрытия дефицита бюджета или долга, усиливает конкуренцию на денежном рынке, в результате чего увеличиваются процентные ставки на денежный капитал. Это лишает частный сектор части инвестиций, а снижение инвестиционных расходов уменьшает равновесный чистый национальный продукт.
Негативный эффект подобных действий может быть ограничен, если государство направит отвлеченные с денежного рынка средства в инвестиционные товары, а не на потребительские цели, если экономика функционировала не при полной занятости.
В практике Казахстана дефициты бюджетов и государственный долг существенно отличаются по формам финансирования и вызываемым последствиям. Значительная часть государственного долга представлена в форме задолженности по государственным казначейским обязательствам, представляющим своеобразную «финансовую пирамиду», выстраиваемую правительством. Суммы, заимствованные государством под действующий высокий дисконт (оседавший в качестве дохода коммерческих банков и других структур), постоянно увеличивают внутреннюю задолженность.
К другим формам внутреннего государственного долга относятся:
- задолженность Национальному банку по ранее полученным кредитам для покрытия бюджетного дефицита;
- долг по займам у населения, хозяйствующих субъектов, оформленный выпуском облигаций и других ценных бумаг
В Казахстане, с начала его самостоятельного развития, были своеобразные формы внутреннего государственного долга:
списанная задолженность бюджета по возмещению разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, сырье для легкой промышленности и выплатам дифференцированных надбавок к закупочным ценам на сельхозпродукцию, что явилось результатом ценовых диспропорций в условиях административных методов распределения;
списанная задолженность сельскохозяйственных предприятий и организаций водного хозяйства по ссудам банков вследствие бесхозяйственности, нарушения принципов кредитования и хозрасчетных методов хозяйствования;
накопленная задолженность в форме так называемых «директивных» кредиторов, а также по обслуживанию и погашению обязательств внутриреспубликанского зачета. Директивные кредиты выдавались Национальным банком под гарантии Министерства финансов предприятиям и отраслям для поддержания их хозяйственной деятельности в условиях кризиса. Внутриреспубликанский зачет проводился для погашения взаимных долгов предприятий и организаций по дебиторской и кредиторской задолженности. В связи с негативными последствиями по результатам использования директивных кредитов и взаимозачетов эти формы внутреннего кредитования в дальнейшем не используются.
2 Внешний государственный долг
Внешний государственный долг - сумма финансовых обязательств страны по отношению к иностранным кредиторам на определенную дату, подлежащая погашению в установленные сроки. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение государственного долга становится опасным. Привлечение во все больших масштабах внешних займов может привести - а также уже случалось с рядом стран - к экономической и политической зависимости от стран-кредиторов.
Для относительной характеристики величины государственного долга в мировой практике используются специальные показатели -относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей (по погашению и обслуживанию долга) к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение менее 18%; умеренным -18-30%. Другими показателями такой характеристики являются:
отношение валового внешнего долга к ВВП - менее 48% -низкая, 48-80% - умеренная задолженность;
отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 132%-низкая, 132-220%-умеренная;
отношение платежей вознаграждения к экспорту товаров и нефакторных услуг - менее 12% - низкая, 12-20% - умеренная.
Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» определены следующие понятия.
Валовой внешний долг - сумма полученных (освоенных) и непогашенных на определенную дату государственных и негосударственных внешних займов, а также долговых обязательств резидентов Республики Казахстан по контрактам с нерезидентами.
Внешний государственный долг - составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства, местных исполнительных органов и Национального банка Республики Казахстан перед кредиторами - нерезидентами Республики Казахстан.[2]
Гарантированный государством долг - сумма полученных и непогашенных на определенную дату негосударственных займов, имеющих государственные гарантии Республики Казахстан.
Наличие внешнего долга означает необходимость передачи части созданного продукта за пределы страны. Процентные платежи по государственному долгу имеют тенденцию быстро расти, что воспроизводит долг «сам себя». Такие выплаты сдерживают будущее экономическое развитие и еще больше усугубляют дефицит бюджета страны-реципиента.
Рост внешнего долга также снижает международный авторитет страны-реципиента и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Негативные последствия крупных и хронических дефицитов и наличия государственного долга связываются с нарушениями макроэкономической стабильности.
Помимо «эффекта вытеснения» инвестиций, высокий уровень процента по государственным ценным бумагам привлекает иностранный капитал, но такой приток средств означает прирост внешнего долга. Предпочтительность иностранных инвестиций в отечественные ценные бумаги повышает спрос на национальную валюту (на которую можно приобрести ценные бумаги) и вызывает рост ее курса на международном валютном рынке. Увеличение курса валюты приводит к удорожанию экспорта и удешевлению импорта, в результате чего экспорт сокращается, а импорт увеличивается. Торговый баланс сводится с отрицательным сальдо. Поскольку чистый экспорт (превышение экспорта над импортом) является компонентой совокупного спроса, его сокращение или отрицательное сальдо оказывает сдерживающее воздействие на национальное производство.
В этой связи возможно законодательное вмешательство государства, в лице его представительного органа, в рассмотренные процессы путем установления пределов бюджетного дефицита и государственного долга, установление права вето по отдельным статьям расходов бюджета.
Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» установлены лимиты заимствования для соответствующих государственных структур:
1) лимит правительственного долга;
2) лимит внешнего долга Национального банка Республики Казахстан;
3) лимит долга местного исполнительного органа.
Эти лимиты представляют собой планируемые, соответственно, в республиканском бюджете, Национальном банке, местном бюджете, фиксированные суммы полученных и непогашенных займов, которые не должны превышать фактический долг соответствующей структуры на заданную дату (конец финансового года). Так, лимит внешнего долга Национального банка устанавливается на уровне 50% чистых золотовалютных активов банка, кроме случаев привлечения Национальным банком программных займов от международных финансовых организаций.
Лимит заимствования Правительства Республики Казахстан устанавливается Законом о республиканском бюджете, в котором утверждается как лимит правительственного долга, так и объемы средств, направляемых на его обслуживание.
Лимит долга местного исполнительного органа не должен превышать 25% доходов местного бюджета на соответствующий год; объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% доходов местного бюджета на год. Кроме того, для местных исполнительных органов предусмотрен лимит заимствования, установленный в местном бюджете на соответствующий год предельный объем привлечения местным исполнительным органом займов на принятых в установленном Правительством порядке условиях и ограничениях. Лимит заимствования местного исполнительного органа на год не должен превышать 10% доходов местного бюджета на данный год.
Законом устанавливается лимит представления государственных гарантий- фиксированная сумма, утверждаемая в составе республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, в пределах которой могут быть выданы государственные гарантии Республики Казахстан.
Государственная (правительственная, суверенная) гарантия Республики Казахстан - обязательство Правительства перед кредитором полностью или частично погасить задолженность в случае неуплаты заемщиком - резидентом Республики Казахстан причитающейся с него суммы в установленный срок.
3 Управление государственным долгом
Управлением государственным долгом называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. При этом проводится мониторинг государственного долга, как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга.
Управление государственным долгом включает в себя:
1. Ежегодную оценку состояния и прогноза на предстоящий десятилетний период государственного и гарантированного государством заимствования и долга с определением в ней показателей, в соответствии с которыми устанавливаются объемы погашения и обслуживания, лимиты правительственного долга, заимствования и долга местных исполнительных органов, предоставления государственных гарантий.
Подготовка этого документа осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан совместно с Национальным банком Республики Казахстан и уполномоченным за разработку Программы государственных инвестиций государственным органом на основе долгосрочного прогноза экономического развития страны, объемов и структуры накопленного государственного и гарантированного государством долга, прогнозов изменений на рынках ссудного капитала;[3]
2. Определение Министерством финансов Республики Казахстан объемов, форм и условий заимствования Правительством Республики Казахстан лимитов и объемов погашения и обслуживания правительственного долга, лимитов заимствования и долга местных исполнительных органов, утверждаемых в республиканском и местных бюджетах на соответствующий год. По займам Национального банка Республики Казахстан эти процедуры осуществляются Национальным банком Республики Казахстан;
3. Регистрацию Министерством финансов Республики Казахстан займов Национального банка Республики Казахстан, Правительства и местных исполнительных органов Республики Казахстан, контроль и мониторинг условий правительственных займов и займов местных исполнительных органов и их изменений;
4. Осуществляемые Министерством финансов Республики Казахстан контроль и мониторинг получения, погашения и обслуживания займов Правительства Республики Казахстан и местных исполнительных органов;
5. Подготовку и реализацию мероприятий по оптимизации структуры долга, в том числе по государственным ценным бумагам, по реструктуризации государственного долга, управлению рисками государственного заимствования.
Обслуживание государственного долга представляет собой совокупные выплаты во времени вознаграждения (интереса), комиссионных и иных платежей, вытекающих из условий заимствования.
Погашение долга - возврат (амортизация) заемщиком полученных сумм займа в установленном договорами (соглашениями) с кредиторами (заимодателями) порядке, выполнение в установленном порядке других составляющих долг обязательств.
Управление государственным долгом включает также такие методы: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения займа, отказ (аннулирование) от государственного долга.
Рефинансирование означает погашение имеющейся государственной задолженности за счет выпуска нового займа. При этом облигации нового займа выдаются взамен ранее выпущенных в одинаковом стоимостном соотношении без учета курсовой разницы.
Конверсией называется изменение условий ранее выпущенного займа по доходности как в меньшую сторону, так и в большую. В первом случае правительство поступает при значительных расходах по долгу, во втором - при наличии инфляции или с целью усиления заинтересованности населения в приобретении облигаций займа.
Консолидацией является изменение первоначальных условий займа по срокам - с их продлением или сокращением.
Унификация означает объединение нескольких займов в один, что упрощает управление государственным долгом.
Обмен облигаций по регрессивному соотношению проводится в случае дефляции национальной денежной единицы, и государству
невыгодно рассчитываться по займам более «дорогими деньгами», чем они были при выпуске займа.
Отсрочка погашения займов применяется при значительной государственной задолженности, а также связанными с ними финансовыми затруднениями, и правительство объявляет о перенесении сроков погашения займов и выплаты доходов по ним на поздние сроки.
Отказ от уплаты государственного долга (аннулирование) происходит при смене политического режима в стране и непризнании нового правительства выполнять прежние обязательства по причинам их неправомерности. Отказ может быть следствием банкротства государства.
Перечисленные методы управления государственным долгом могут применяться в различных сочетаниях одновременно, например конверсия, консолидация и унификация или конверсия и унификация и т.д.
В числе мер по оздоровлению финансов, в том числе снижению темпов роста государственного долга, возможна реализация части государственной собственности, то есть отказ от части активов путем продажи частному сектору; это снижает нагрузку, которую несет государство по поддержанию малоэффективной собственности.
Развитие национальной экономики невозможно без иностранных кредитов, инвестиций в сырьевые отрасли, привлечения передовых технологий в экспортные и импортозамещающие отрасли, в аграрный сектор и производство потребительских товаров. Но привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует обоснованного подхода в части высокоэффективного их использования, должной отдачи заемных средств: выплата суммы основного долга и процентов требует в данном случае передачи части реального продукта в распоряжение других стран. Увеличение значительного внешнего долга могут вызвать долговременные отрицательные экономические последствия, связанные с изменением курса национальной валюты, соотношения экспорта и импорта, затруднениями в развитии отечественной экономики.
3.1 Экономические последствия государственного долга
Государственный долг в больших объемах не приводит к банкротству государства, так как могут применяться следующие действия правительства:
1. Рефинансирование. На практике правительство не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил (в условиях депрессивной экономики такая политика была бы ошибочной). Оно рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций.
2. Налогообложение. Правительство имеет право облагать налогами и собирать их. При финансовых крахах частные хозяйства и корпорации не могут получать доходы за счет сбора налогов, а правительство может; таким образом, частные хозяйства и корпорации могут обанкротиться, а правительство -не может.
3. Создание денег. Правительство имеет возможность печатать деньги, которыми может заплатить за основную сумму долга и проценты, но это будет иметь инфляционный эффект.[4]
Но такие действия правительства вызовут негативные последствия:
а) увеличение неравенства в доходах, так как имеются разные группы населения по величине доходов. И поскольку налоговая система может быть незначительно прогрессивной, она не «выберет» излишние доходы в результате перераспределения процентных доходов от обладания облигаций.
б) процентные платежи требуют увеличения налогообложения, что снизит стимулы к инновациям, инвестициям, работе, что подорвет экономический рост. Отношение процентных платежей по долгу показывает тот уровень налогообложения, который необходим для выплаты процентов по долгу.
в) эффект вытеснения. Предположив, что экономика функционирует при полной занятости и бюджет сбалансирован, то в случае, если правительство увеличивает расходы, по кривой производственных возможностей экономика сместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны частные товары.
Частные товары могут быть либо потребительскими, либо инвестиционными:
1) если предложение уменьшится за счет сокращения потребительских товаров, то снизится уровень жизни нынешнего поколения населения, а уровень инвестиций сохранится, и будущие поколения не затрагиваются;
2) если же снижение затронет инвестиционные товары, то уровень потребления нынешнего поколения не изменится, а в будущем будет меньше уровень доходов.
Возможны два сценария развития событий:
1) увеличение правительственных расходов финансируется ростом налогообложения, тогда потребительские расходы снизятся, и бремя правительственных расходов падает на нынешнее поколение;
2) увеличение правительственных расходов финансируется за счет увеличения государственного долга. Последствия: правительство выходит на денежный рынок, конкурирует с частными заемщиками, увеличивается процентная ставка, происходит сокращение инвестиций. Будущие поколения унаследуют меньший экономический потенциал и будут иметь более низкий уровень жизни.
Но имеются два ограничения:
1.Государственные инвестиции. Если прирост правительственных расходов происходит за счет увеличения потребительских расходов, то увеличение долга перекладывает его бремя на будущие поколения. А если при этом увеличиваются государственные инвестиции, то это укрепит будущий производственный потенциал экономики, изменится структура капитала в пользу государственного.
2. Безработица. Если до этого общество находилось в условиях функционирования экономики при полной занятости, то при неполной она находится внутри пределов производственных возможностей. Рост правительственных расходов может переместить экономику ближе к кривой без всяких жертв со стороны текущего потребления и накопления капитала. Следовательно, если первоначально существует безработица, дефицитное финансирование, это обязательно вызовет рост бремени на будущие поколения в форме сокращения размеров экономического потенциала.
Имеется 5 основных факторов, которые определяют дефолт приемлемым практическим решением для государства:
1) потеря руководством страны политической поддержки со стороны общества;
2) падение доходов от экспорта;
3) увеличение долгового бремени;
4) отсутствие доступа к международным рынкам капитала;
5) продолжающийся экономический спад;
6) готовность международных финансовых организаций реструктурировать задолженность.
То есть дефолт по внешнему долгу может быть результатом стратегического решения руководства страны, если оно считает, что выгоды от объявления дефолта превышают связанные с ним санкции. Важным фактором является также превышение суммы платежей на обслуживание внешнего долга над золотовалютными резервами страны. Положительным следствием дефолта является облегчение всей расходной части бюджета, что может дать возможность его выполнить. Отказ от выплат по внешнему долгу дает возможность правительству увеличить расходы по другим статьям бюджета, например по социальной сфере, что позволит частично вернуть доверие к правительству. Но будет снижен кредитный рейтинг и осложнится заимствование на международных рынках.
Таким образом, показатель отношения платежей по погашению и обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг в Казахстане превышает минимальный уровень.
3.2 Ограничения на заимствование
Необходимость определения ограничений на заимствование вытекает из задач обеспечения экономической безопасности - стабильного и устойчивого развития. Для этого производится оценка динамики роста долга и ее соотношения с динамикой других основных макроэкономических показателей. В мировой практике для стран со средним уровнем дохода на душу населения, к которым в настоящее время относится Республика Казахстан, при управлении долгом в качестве ограничений используются следующие показатели: отношение текущей стоимости накопленного валового внешнего долга страны к ВВП не должно превышать 80%; норма обслуживания валового внешнего долга (отношение совокупных платежей по погашению и обслуживанию валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг) не должна превышать 25%; отношение начисляемых за год процентов по валовому внешнему долгу к экспорту товаров и услуг не должна превышать 10%; темпы роста обслуживания валового внешнего долга не должны превышать темпы роста экспорта товаров и услуг; отношение правительственного долга к ВВП (не выше 60%); отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам республиканского бюджета. Главным ограничением правительственного заимствования и, следовательно, роста правительственного долга является показатель, характеризующий отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам республиканского бюджета, поскольку последним обеспечиваются все долговые обязательства Правительства Республики Казахстан как перед внешними, так и перед внутренними кредиторами. Кроме того, для ограничения объема краткосрочного долга, образуемого в результате выпуска 3-х, 6-ти месячных государственных ценных бумаг, и затрат на его обслуживание целесообразно ограничение допустимого уровня ставки эффективной доходности по таким бумагам ставкой рефинансирования, устанавливаемой Национальным Банком Республики Казахстан.
3.3 Прогнозирование объемов заимствования и развития долговой ситуации
Прогнозирование заимствования и оценка результатов осуществляются путем проведения расчетов с помощью построенной модели на основании задаваемых входных параметров, ограничений и регулируемых показателей. Входные параметры: макроэкономические и другие показатели в динамике 1999-2008 годы - валовой внутренний продукт (ВВП), экспорт товаров и услуг, дефицит государственного бюджета, объем государственных доходов, показатели инфляции, курсы валют, объемы и потоки частного негарантированного правительством внешнего долга, оценка возможной динамики изменения кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов по прямым договорам; правительственный и гарантированный правительством долг по состоянию на 1 января 1999 года, а так же показатели изменения и обслуживания существующего портфеля внешних и внутренних обязательств. Макроэкономические показатели, используемые в модели, приняты с учетом сложившегося и прогнозируемого, принимая во внимание влияние финансового кризиса в Юго-Восточной Азии и России, социально-экономического положения страны, влияния объема и структуры накопленного правительственного долга. Основные исходные показатели приведены в приложении 1. Накладываемые ограничения: степень покрытия дефицита бюджета; отношение платежей по обслуживанию правительственного долга к доходам государственного бюджета; остаток средств бюджета, направляемых на обслуживание гарантированного правительством долга. Рассматриваются сценарии 100%-го покрытия заданных объемов дефицита бюджета и его покрытие при ограничении обслуживания правительственного долга 15% к доходам республиканского бюджета. Регулируемые (переменные) параметры: структура заимствования - соотношение внутреннего и внешнего рынков заемного капитала, групп инструментов и отдельных инструментов заимствования в покрытии дефицита бюджета; стоимость заимствования на рынках для каждого из инструментов (формы) заимствования; объем финансирования дефицита бюджета; объем предоставления правительственных гарантий. Задаваемая структура заимствования приведена в приложении 2. В условиях продолжающегося мирового финансового кризиса объемы внутреннего заимствования для бюджета 1999 года составляют 40%, внешнего - 60% привлекаемых для покрытия дефицита бюджета средств. Прогнозируется постепенное выравнивание объемов заимствования на внешнем и внутреннем рынках ссудного капитала (в 2008 году прогнозируется порядка 50% привлечение средств внутренних источников, 50% - внешних). Кроме того, в структуре внутреннего заимствования прогнозируется рост доли долгосрочных инструментов (от соотношения почти 100% финансирования за счет краткосрочных государственных ценных бумаг в 1998-1999 годах перейти к 67% среднесрочных в 2008 году), во внешнем - увеличение доли ценных бумаг по сравнению с займами до 25% в 2008 году. В структуре прогнозируемого внешнего заимствования займы разделяются на группы по срокам предоставления: до 5 лет, до 10 лет, до 20 лет при средней ставке 8% годовых. Отдельно представлена группа льготных займов со сроком погашения до 30 лет при ставке 5% и льготным периодом в 10 лет. Так же дифференцируются инструменты выхода на международный рынок капитала путем эмиссии государственных ценных бумаг, в составе которых выделены ценные бумаги со сроком обращения до 3, 5, 7 и до 10 лет. Динамика развития долговой ситуации при заданных исходных параметрах и предполагаемой структуре заимствования (поступления средств займов) показывает, что, государственный долг по отношению к ВВП находится на 30%-ном уровне, увеличиваясь темпами, пропорциональными изменению ВВП. При этом, учитывая большие сроки займов, привлекаемых на внешнем рынке, по сравнению с внутренними займами, динамика изменения доли внутреннего долга в правительственном долге показывает постепенное ее снижение в течение прогнозируемого периода (с 21% в 1999 до 18,1% в 2008 году), динамика изменения внешнего долга, наоборот, имеет более высокие по сравнению с внутренним темпы прироста и доводит его долю в 2008 году до уровня более 80%. По прогнозу в 2008 году правительственный долг на 18,1% будет состоять из внутренних обязательств и на 81,9% - внешних. Обслуживание правительственного долга возрастет с 1,08% в 1999 году до 2,3% к объему ВВП в 2008 году. Вместе с тем, по отношению к доходной части республиканского бюджета прогнозируется рост обслуживания от 8,67% в 1999 году до 15% в 2008 году с достижением уровня, близкого к 15% уже к 2002 году и удержание его в дальнейшем. Таким образом, при заданных показателях развития экономики (ВВП) и бюджета (доходы, дефицит республиканского бюджета) выполняется принятое в модели ограничение, по которому затраты на обслуживание правительственного и гарантированного правительством долга не должны превышать 15% доходов республиканского бюджета. Указанное обстоятельство делает возможным без нарушения пропорций бюджета не только обслуживание правительственного долга, но предоставление правительственных гарантий в объемах, приведенных ниже. Результаты расчетов по правительственному заимствованию и долгу приведены в приложении 3. Оценка валового внешнего долга (приложение 4)[5] в сравнении с основными макроэкономическими показателями развития экономики по прогнозным расчетам показывает, что, достигая в 2001 году 75,3%, к 2008 году валовой внешний долг страны составит примерно 59,9% по отношению к ВВП. В структуре валового внешнего долга правительственный внешний долг и долг Национального Банка, составит 41,1%, гарантированный правительством - 0,4%, частный негарантированный долг и задолженность по прямым контрактам - 38,6%. Темпы роста валового внешнего долга будут выше темпов роста экспорта в 1999-2001 годах, затем с 2002 года темпы роста экспорта превышают темпы роста валового внешнего долга. Обслуживание валового внешнего долга в 2008 году составит 17,6% ВВП, в том числе процентные платежи составят 9,0% экспорта страны, однако данные показатели в 1999-2002 гг. будут возрастать от порядка 17,9% и 7,6% в 1999 году до 25,5% и 10,2% в 2002 соответственно, с последующим снижением к концу прогнозируемого периода. При этом основные индикаторы обремененности долгом не превышают критических порогов.
3.4 Расчет лимитов предоставления правительственных гарантий
Формирование кредитного рейтинга казахстанских финансовых институтов и предприятий реального сектора требует времени, поэтому только отдельные из этих хозяйствующих субъектов в настоящее время могут привлекать кредиты на инвестиционные проекты под свои собственные гарантии. Ограничение (лимит) на выдачу правительственных гарантий по внешним займам в настоящей Программе вытекает из возможностей республиканского бюджета обеспечить выполнение перед кредиторами гарантийных обязательств за несостоятельных заемщиков. При этом, в рамках соблюдения ограничения по норме обслуживания правительственного долга в доходной части республиканского бюджета, в первую очередь обеспечивается обслуживание правительственного долга, гарантированных правительством иностранных кредитов, обслуживание которых решениями Правительства Республики Казахстан предусмотрено из республиканского бюджета на возвратной основе, гарантированных правительством иностранных кредитов, при вступлении в силу обязательств Гаранта ввиду несостоятельности заемщиков. Выдача новых гарантий возможна лишь в той степени, в которой будет иметь место остаток от ограниченных и расходуемых указанным образом средств бюджета (приложение 5). При этом задавалась тенденция снижения коэффициента обслуживания гарантированного правительством долга из бюджета (с 0,1 до 0,05). Такое прогрессивное изменение возможно при улучшении финансового состояния предприятий-заемщиков, расширения и укрепления частного, в том числе финансового сектора, квалифицированной экспертизе и отборе инвестиционных проектов, финансируемых за счет негосударственных внешних займов под правительственные гарантии. Прогнозные расчеты возможных объемов представления правительственных гарантий проведены исходя из пропорций бюджета, предусматривающих 15%-ный уровень обслуживания правительственного и гарантированного правительством долга к доходной части бюджета.[6]
Заключение
Итак, на настоящий момент Казахстан относится к странам, относительно слабо обремененным долгом.
Проведенный анализ заимствования показывает, что не выходя за безопасные значения бремени долга, можно осуществлять необходимое для рассматриваемого периода заимствование, находясь в жестких рамках ограничения затрат на обслуживание правительственного и гарантированного правительством долга.
Программа правительственного и гарантированного правительством заимствования должна осуществляться в контексте жесткой ориентированности на программу углубления экономических реформ.
Заимствование, особенно на внешних рынках, должно быть тесно увязано с вопросами эффективного использования заемных ресурсов.
Оно подразумевает:
финансирование рентабельных инвестиционных проектов (максимально по возможности - при правительственном заимствовании и обязательно - при заимствовании под правительственную гарантию);
направление заемных средств главным образом в экспортоориентированные и импортозамещающие отрасли (заимствование на внешних рынках капитала, влекущее обслуживание внешнего долга в иностранной валюте, ограничивается поступлением валюты от экспортных операций и не может превышать определенного значения, при котором обслуживание займет значительную часть поступлений от экспорта);
совершенствование механизма возврата (если таковое предусматривается) конечными заемщиками, определение приемлемых типов обеспечения и их оценка. Работа с конечным заемщиком в отношении определения условий и сроков возмещения в бюджет средств должна начинаться не после подписания с кредитором соглашения о займе, а на этапе подготовки такого соглашения;
при предоставлении займов международными финансовыми организациями в большинстве случаев требуется софинансирование проектов из национальных источников (это могут быть как собственные средства заемщика, так и средства бюджета). Такая практика используется МБРР, ЕБРР, OECF.
Поэтому необходимо учитывать возможность бюджета обеспечить такие расходы, наладить эффективный механизм контроля за целевым использованием средств бюджета, направляемых на софинансирование инвестиционных проектов, обеспечения возвратности конечными заемщиками выделенных средств.
Для обеспечения повышения и поддержания на достаточном уровне объемов финансирования бюджета за счет внутреннего заимствования необходимо осуществлять диверсификацию внутреннего заимствования за счет эмиссии средне- и долгосрочных долговых обязательств.
Учитывая высокую чувствительность и изменчивость рынков капитала, необходимо постоянно осуществлять анализ и мониторинг конъюнктуры международных рынков капитала.
Рост объемов правительственного долга, диверсификация его структуры, увеличение объемов его обслуживания усиливают влияние различных факторов риска (валютных, процентных, трансфертных) и требуют принятия специальных мер по созданию эффективного механизма управления рисками, развитию инструментов хеджирования.
Укрепление банковской системы Казахстана позволит, с одной стороны, в ряде случаев заменить правительственные гарантии гарантиями ведущих казахстанских банков (в части коммерческих рисков), с другой стороны, использовать банки как контр-гаранты для Правительства, что позволит обеспечить экспертизу и возвратность привлекаемых кредитов.
Следует также рассмотреть возможность предоставления комбинированной гарантии экспортно-страховым агентствам: гарантии политического риска, предоставляемой Всемирным банком, MIGA, ОР1С и др., с гарантией платежа, предоставляемой казахстанскими банками (часто гарантии политического и регулятивного риска может быть достаточно), что позволит не использовать правительственное гарантирование при привлечении данного вида кредитных ресурсов.
Список использованной литературы:
Актуальные проблемы рыночных отношений на пороге ХХI века: Сб. научн. трудов. - Алматы: Экономика, 2001. - 213 с.
Курс экономической теории: Учеб. для вузов. - Алматы: Кайнар, 2003. - 479 с.
Мамыров Н. К. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). - Алматы: Экономика, 2002. - 248 с.
Мамыров Н.К. Менеджмент и рынок: казахстанская модель. - Алматы: аза энциклопедиясы, 1998. - 432 с.
Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д. Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. - 512 с.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 июня 1999 г. N 702 О Программе правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы.//БД «Юрист», 2005.
Райзберг Б.А. Основы экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 408 с.
Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003. - 528 с.
Социально-экономическое развитие Казахстана на пороге ХХI века: Матералы научно-практич. конференции: В 3-х ч. - Алматы: Экономика, 2004. - 182 с.
Экономика Казахстана на пороге ХХI века. - Алматы: Экономика, 2004. - 825 с.
[1] Курс экономической теории: Учеб. для вузов. - Алматы: Кайнар, 2003. - 479 с.
[2] Курс экономической теории: Учеб. для вузов. - Алматы: Кайнар, 2003. - 479 с.
[3] Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д. Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. - 512 с.
[4] Мельников В. Д. Финансы: Учебник/ В. Д. Мельников, К. К. Ильясов. - Алматы, 2001. - 512 с.
[5] Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 июня 1999 г. N 702 О Программе правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы.//БД «Юрист», 2005.
[6] Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 июня 1999 г. N 702 О Программе правительственного и гарантированного Правительством заимствования на 1999-2008 годы.//БД «Юрист», 2005.