Градостроительная и архитектурно-художественная характеристика Борисоглебска
СОДЕРЖАНИЕ: История Борисоглебска, типичного провинциального города юга России. Формирование города (крепость и посад) и его слободы. Преобразование планировочной структуры города на основе применения регулярного градостроительства. Территориальный рост города.История Борисоглебска, типичного провинциального города юга России, насчитывает три этапа развития архитектурно-планировочной структуры.
I этап. На первом этапе, в конце 17-начале 19в., формировался город (крепость и посад) и его слободы, складывалась свободная, обусловленная ландшафтом местности, композиция поселения.
II этап. На втором этапе, в первой половине 19 в., произошло преобразования планировочной структуры города на основе применения регулярного градостроительства.
III этап. Для третьего этапа, во второй половине 19-начале 20в., был характерен территориальный рост города, дальнейшее формирование его функциональной структуры, а также архитектурно-пространственной среды, которая в значительной мере сохранилась до сегодняшнего дня.
Природный ландшафт местности, где в 1698 г. была поставлена Павловская крепость, как нельзя более подходил для строительства будущего города, отвечая удобству обороны и торговли. Река Ворона, примерно в семи-восьми километрах выше своего впадения в реку Хопёр, плавно изгибалась, охватывая с запада и севера невысокий открытый участок плато, с юга омываемый Хопром. Правый её берег - высокий, сплошь покрытый лесом, - получил название Теллермановской рощи.
Строители крепости выбрали место на одном из участков плато, с севера и юга прорезанного глубокими береговыми оврагами, а с запада ограниченного руслом протоки. Крепость, как и во многих русских городах, явилась планировочным ядром будущего города. Её территория имела в плане форму неправильного квадрата, в углах которого возвышались крепостные башни. Западная крепостная стена проходила над краем береговой террасы Вороны, южная соединяла крепостные башни, стоявшие на бровках склонов берега и южного оврага. В центре северной стены возвышалась проезжая башня, обращенная в сторону большой дороги в Тамбов .
По мере формирования посада, перед северной и восточной стенами крепости на открытых пространствах, постепенно образовалась торговая площадь. К ней в дальнейшем стали сходиться почти все улицы города, кварталы которого сначала имели неправильную форму. По мере формирования посада, перед северной и восточной стенами крепости на открытых пространствах, постепенно образовалась торговая площадь. К ней в дальнейшем стали сходиться почти все улицы города, кварталы которого сначала имели неправильную форму.
С севера и юга от города за оврагами постепенно вырастали пригородные слободы: Солдатская (северная) и Станичная (южная). К востоку от Солдатской слободы уже в начале 18 в. было заложено городское кладбище.
К середине 18 в. корабельная верфь города потеряло своё значение и превратилась в торговую пристань. Тогда же пришли в ветхость деревянные крепостные стены. Проезжая дорога была продлена и прошла южнее крепости (ныне ул. Народная). При этой дороге в пойме реки строились кузницы, хлебные магазины, мельницы. Административная часть города во второй половине 18 в. сохранялась в пределах территории, занимаемой ранее крепостью. Здесь стояли деревянные здания, в которых размещались: канцелярия городничего, нижний земский и уездный суд, тюремная изба, денежная кладовая, городская ратуша. Центром активной жизни города стала торговая площадь с ровными рядами лавок, винных и соляных магазинов, питейных домов, выстроенных в основном после пожара 1766г.
1806г. ознаменовал начало второго этапа развития города, полностью изменившего существовавшую более ста лет планировочную структуру. 19 октября 1806 года был утвержден регулярный план Борисоглебска, чему предшествовала длительная и кропотливая работа местных землемеров. В архивах сохранилось множество рабочих вариантов плана города. Интересен один из них, содержащий подробную роспись градостроительной комиссии о том, как надо размещать отдельные городские объекты.
По утвержденному регулярному плану территория города ограничивалась с юга и востока валом (ныне ул. Свободы и ул. Гагарина). Сетка улиц была запроектирована по широтному и меридиональному направлениям. На плане было сохранено сложившееся в 18 в. деление города на 3 части.
Средняя часть (территория до регулярного города в границах нынешних улиц Павловского и Народной) была разбита на 8 кварталов прямоугольной и 4 квартала трапециевидной формы, объединенных тремя площадями. На главной широтной планировочной оси (ул. Советская) в центре размещалась большая квадратная Торговая площадь. Западнее, параллельно реке, проходила меридиональная планировочная ось (ул. Садовая) с двумя также исторически сложившимися площадями: с юга - Соборной, с севера - Казанской. Кварталы застройки рядом с Соборной площадью отводились по плану под присутственные места и прочие казенные строения, а в районе Казанской - под каменные обывательские дома с лавками.
Северная часть города включавшая 10 прямоугольных кварталов и 1 площадь, была запроектирована вновь на территории Солдатской слободы (в границах улиц Устиновской и Октябрьской), при этом слобода была передвинута дальше на север. Южная часть города расположилась на территории Станичной слободы (между улицами Народной и Гагарина), пересекаясь по диагонали улицей, ориентированной на Соборную площадь (ул. Печковского). В этой жилой части города кварталы были трапециевидной формы.
Строительство общественных, жилых и промышленных зданий в 1806-40 гг. осуществлялось строго в соответствии с генеральным планом. Так, в квартале, отведенным под казенные строения(в границах улиц Советской, Садовой, Народной), до середины 19в. располагались здания тюрьмы городской думы, присутственных мест, больницы. У реки и в её пойме размещались воскобойный, мыловаренный, пивной, винный, кожевенный заводы, шерстомойни и водяные мельницы. За городской вал, в восточном направлении, были вынесены салотопенные заводы, ветряные мельницы. Кузницы были сконцентрированы в северном овраге, дав название улице Кузнечной.
Экономическое развитие города в середине 19в. привело к росту численности населения, что в свою очередь, вызвало необходимость увеличения территории Борисоглебска. Поэтому в конце 1860-х годов разрабатывается второй генеральный план, который был утверждён 7 марта 1867г. в Техническо-строительном Комитете Сената. По этому плану город получил развитие в восточном направлении.
На планах 1867, 1904, 1914 гг. видно чёткое разделение города на западную часть, которая сформировалась в первой половине 19в., и восточную, образованную во второй половине 19-начале 20в. Восточная часть города имеет форму правильного квадрата, ограниченного с юга железной дорогой, с востока ул. Кладбищенской (ул. Чкалова), с запада ул. Большой (ул. Свободы), с севера территории завода (ул. Октябрьская). Кварталы здесь значительно мельче, чем в старой части города, а площади - крупнее. На востоке городскую территорию ограничивали постройки запасного кавалерийского полка.
Для пригородных слобод Борисоглебска, вынесенных в начале 19 в. за черту города, генеральных планов не разрабатывали, и поэтому они развивались, с одной стороны, свободно, подчиняясь главным трассам движения и рельефу местности, а с другой стороны - структуре самого Борисоглебска.
Солдатская слобода (нынешняя северная часть города) имела небольшие кварталы прямоугольной формы, полукольцом охватывающие северные заболоченные пойменные территории и располагающиеся далее к северу-востоку, вдоль дороги на с. Чигорак. Большинство меридиональных улиц города.
Станичная слобода (нынешняя южная часть города) располагалась за железной дорогой. Первоначально, в первой половине 19 в., она формировалась по бровке надпойменной террасы рек Вороны и Хопра, о чем свидетельствует, напоминающая лучевую, планировка с небольшими кварталами неправильной формы. После строительства железной дороги слобода получила развитие в юго-восточном направлении. Кварталы этой части - правильной прямоугольной формы, расположились параллельно железной дороге.
В 1904 году но правом берегу р. Ворона в одной версте от города (ныне на въезде в город из Воронежа, севернее автодороги) был открыт Борисоглебский Хренниковский Александро- Невский монастырь. Монастырский комплекс включал церковь Николая Чудотворца, четыре здания келий, богадельню, странноприимный дом. В 1909 г. рядом был построен кирпичный завод. До настоящего времени сохранились лишь руины этих зданий.
После 1917г. город развивался в соответствии со специально разработанными генеральными планами, последний из которых был утверждён в 1993г. За эти годы было снесено несколько культовых построек, полностью уничтожено старинное городское кладбище на ул. Свободы, застроены площади: Новособорная, Хлебная, Сенная, Дровяная, Старособорная. Однако в целом историческая планировка города и значительная часть исторической застройки сохранилось, что позволило включить Борисоглебск в число исторических городов России.
Застройка города вплоть до конца 18 в. была в основном деревянной.
Деревянные крепостные башни и церкви были доминантами застройки.
Застройка Борисоглебска первой половины 19 в. тесно связана с так называемыми образцовыми проектами.
Однако каменное строительство в Борисоглебске в первые два десятилетия 19 в. практически не велось. Исключение составили Казанская церковь на территории бывшей Солдатской слободы и образцовый двухэтажный жилой дом на Торговой площади (пер. Студенческий, 1). В 1830 - 40-е гг. на Торговой площади были поставлены еще три каменных дома (пер.Суровикина, д.2, 6; ул. Дубровинская, д. 73). К 1847 г. во всем городе насчитывалось около 20 каменных строений. Внешний вид сохранившихся зданий этого периода свидетельствует об использовании образцовых проектов 1809-12 гг., изданных под названием Собрание фасадов Его Императорским Величеством высочайше апробированных для частных строений в городах Российской Империи.
В конце 1840-х - начале 1850-х гг. для Борисоглебска был разработан проект здания присутственных мест, которое предполагалось разместить западнее Успенского собора, на одной оси с ним. Однако двухэтажное здание, выполненное по образцовому проекту, было построено лишь в 1862 г. севернее первоначально предполагаемого участка (ул.Садовая, д. 19).
В 1850-е гг. на Торговой площади были сооружены двухэтажные здания магазинов в три оси по главному фасаду (см. пер. Суровикина, 4; ул.Ленинская, 82, 84), проекты которых заимствованы из альбомов образцовых фасадов 1843-45 гг. В северной части плота пи воздвигнута Преображенская церковь.
К середине 50-х гг. действующие прежде жесткие нормы регулярной планировочной системы застройки значительно упрощаются. Это совпадает с периодом повышения экономического благосостояния жителей Борисоглебска. В результате в центре города, особенно вблизи Торговой площади (с 1859 г. - Новособорной), начинается массовое строительство одно-, двухэтажных кирпичных жилых домов, лавок, трактиров.
После утверждения нового плана в 1867 г. начинается застройка ул. Большой (ул. Свободы) и Хлебной площади, в 1870-е гг. формируются Привокзальная площадь и прилегающие улицы. На конец 19 - начало 20 в. приходится возведение основной части сохранившихся до сегодняшнего дня жилых домов, административных, банковских, торговых, учебных и промышленных зданий.
К началу 20 в. сложилось определенное функциональное зонирование застройки города. Так, в старой части были сконцентрированы основные общественные сооружения: банки, магазины, лавки, гостиницы, почта, училища и гимназия, библиотека, административные здания. Жилые постройки, расположенные при Новособорной площади и ул.Дворянской, были представлены доходными домами и особняками. Здания по ул. Большой (на участке, прилегающем к Хлебной площади) имели торговое назначение, к югу от них образовался своеобразный культурный центр, включающий электро-театр и частную гимназию, к северу располагались типография, колбасная фабрика Линке, Александровская мужская гимназия, земская больница. Северные и южные кварталы старой части города и кварталы восточной (новой) части в основном были жилыми с редким включением общественных (окружной суд, городская больница) и промышленных (преимущественно небольших) зданий. Привокзальная часть города представляла собой отдельный район со своей больницей, училищем, церковью, лавками и магазинами, жилыми и промышленными корпусами. Кроме того, на восточной окраине находились воинские казармы (ныне Военное авиационное училище им. В.П. Чкалова).
К периоду с 1873 по 1901 г. относится возведение таких культовых построек, как церковь-часовня иконы Божьей Матери (в северной части ул. Большой), церкви Знамения (в привокзальной части), Казанской иконы Божьей Матери (в бывшей Солдатской слободе) и Сретения (на Хлебной площади), которые в совокупности с церквями Успения, Казанской, Преображения, домовыми церквями Александровской мужской гимназии и технического железнодорожного училища, а также крупными зданиями Народного дома, вокзала и паровых мельниц составили целостную структуру планировочных и визуальных доминант города.
Перекрестки, особенно в парадной центральной части города, акцентировались зданиями со скругленными углами, аттиками, башенками. Такими были все угловые постройки Новособорной площади: дом Общества взаимного кредита, Воронежский коммерческий банк, женское ремесленное училище, дом № 65 по Дубровинской улице.
Вследствие того, что интенсивное строительство в Борисоглебске пришлось на относительно небольшой отрезок времени (конец 19-начало 20 в.), сложившаяся в городе застройка обладает сомасштабностью и стилистическим единством, а также однотипностью объемно-планировочных композиций и основных видов зданий.
Самую обширную группу построек составляли жилые дома. Их основной объем возводился в один или два этажа вытянутым в глубину участка. К этому объему примыкали сени (или лестничная клетка) с входами с улицы и со двора, главный фасад которых акцентировался декоративными элементами. Внутри здания от сеней шел коридор, чаще Г-образный в плане, разделяющий внутреннее пространство дома на три части: парадные комнаты со стороны главного фасада (как правило, одна из них имела голландские печи), жилые и хозяйственные комнаты - со стороны боковых фасадов.
Доходные дома, типичные для архитектуры второй половины 19 в., только в Борисоглебске (в отличие от других городов области) объединялись с магазинами, лавками и т.п.
Вторая широко распространенная в городе группа построек - торговые здания. Их список был довольно разнообразен: от небольших одноэтажных лавок до крупных магазинов и торговых домов, таких, например, как торговый дом Дерибезова, включавший в себя магазины, гостиницу, банк. Строительство магазинов велось с использованием однотипных проектов (например, на бывшей Новособорной площади сохранилось три идентичных здания). Большинство торговых зданий в центре города были сходны по стилистическому убранству фасадов (торговый ряд по ул.Свободы, дом Дерибезова, меблированные комнаты Россия).
Сохранились четыре банковских здания. Они также сходны по планировочной структуре, в декоративной отделке их фасадов в основном использованы классические формы.
Учебные здания города - интереснейшие историко-архитектурные памятники. Среди них можно найти постройки как с традиционными симметричными объемами (Мариинская женская гимназия), так и сложные по композиции: Александровская мужская гимназия и техническое железнодорожное училище с домовыми церквями, женское ремесленное училище, частные гимназии Е.В. Забниной, С.А. Товаровой и др. Все учебные заведения имеют выразительные фасады.
В городе присутствуют, и произведения новой архитектуры начала 20 в., не характерные для области. Это - электро-театр Модерн и Народный дом.
В целом стилистика фасадов зданий была обусловлена господствовавшими в архитектуре России второй половины 19 - начала 20 в. эклектикой и модерном. Однако в архитектуре Борисоглебска эти направления приобрели своеобразные провинциальные черты. В декоративном убранстве подавляющего большинства зданий города сочетаются элементы классицизма, русского стиля, романтизма, модерна. Стилистически однородными можно назвать лишь несколько общественных и жилых зданий, в том числе Мариинскую гимназию, Народный дом, особняк Полякова и др. Практически все постройки промышленного назначения, а также принадлежащие железнодорожным службам и войсковым частям, выполнены в так называемом кирпичном стиле. Сохранилось несколько жилых домов 1930-х гг. в стиле конструктивизма.
На сегодняшний день историческая застройка города практически не изменилась. Однако имеется ряд невосполнимых потерь, которые отрицательно сказались на облике исторической городской среды.
Утрачены три церкви.
Церковь Преображения была построена в 1859 г. с использованием элементов классицизма и русского стиля. К четверику храма с массивным луковичным куполом на цилиндрическом барабане и полукруглой апсидой примыкали трапезная и трехъярусная колокольня с высоким восьмигранным шатром.
Церковь-часовня иконы Божьей Матери была построена в 1873 г. с использованием мотивов русской архитектуры 17 в. Компактное здание, крестообразное в плане, имело восьмигранный барабан с шатром и луковичной главкой, а также маленькие луковичные главки, венчающие апсиду, притвор и боковые ветви креста.
Церковь Сретения, построенная в 1901 г. с использованием русско-византийских мотивов, была самой крупной культовой постройкой города, соответствующей масштабу Хлебной площади, на которой она стояла. Композиция приближалась к пятиглавым крестово-купольным храмам с ризалитами, акцентирующими ветви креста, и подвышениями-закомарами, большой центральной восьмигранной главой с шатром, подобными меньшими угловыми главами, западные из которых были звонницами, с входом, подчеркнутым крыльцом с навесом на столбах, и также увенчанным шатром с главкой.
Современные здания, поставленные на месте утраченных церквей (сельскохозяйственный техникум на месте Преображенской церкви, гостиница и четырехэтажные жилые дома на месте Сретенской церкви, а также здания музея и райисполкома на ул. Большой, многоэтажные дома на Привокзальной площади и др.), явились чужеродными элементами в архитектуре застройки города и нарушили целостность его исторической среды.
УЛИЦА СВОБОДЫ (Большая)
Проходит по границе города 18 - середины 19 в.
Начинается у железной дороги и тянется на север до ул. Октябрьской. Застройка однородна по своему характеру, что обусловлено различным функциональным назначением отдельных участков городской среды, через которые проходит улица.
Так, в южной части застройку образуют преимущественно одноэтажные деревянные, реже - кирпичные жилые дома.
В центральной части (в границах ул. Народной и Советской), где улица проходила по западной стороне Хлебной площади, здания кирпичные, одно-, двухэтажные с выразительным декоративным убранством. Между улицами Советской и Павловского застройка также отвечает требованиям центра города. Далее на север улица тянулась по границе городского кладбища и Ярмарочной площади, поэтому небольшими домами застроена лишь западная ее cтopона.
Южная часть улицы берет начало от железнодорожного вокзала и заканчивается площадью перед Народным домом - своеобразной границей между жилой и общественной ее частями. Единственным объектом общественного назначения здесь является здание земской управы (№ 158).
Жилые дома в начале улицы небольшие, в три-пять осей по главному фасаду, деревянные, украшенные резьбой (№№ 142, 144). Выделяется своими размерами и декоративным убранством дом № 152. Начиная от пересечения с ул.Пролетарской, дома становятся крупнее, появляются кирпичные здания (№№ 164, 185, 187). В этой части расположен особняк Полякова (№ 162) - яркий образец архитектуры провинциального модерна. При доме № 172 coxранились оригинальные деревянные ворота с луковичными главками.
Центральная часть улицы Свободы начинается на юге небольшой площадью перед Народным домом.
На ее западной стороне размещаются здания общественного и культурно значения - гимназия С.В. Оржевской (бывший купеческий клуб), электро-театр Модерн, городская управа. Застройка образована также кирпичными торговыми зданиями в один-два этажа (№№ 201, 203). Далее стояли восемь магазинов: четыре двухэтажных и четыре одноэтажных (на их месте сейчас построено здание горадминистрации). На углу квартала, при пересечении с ул.Советской находится бывший Торговый дом Л.В. Дерибезова - одно из красивейших сооружений города. Все здания западной стороны центральной части улицы образуют фронт сплошной застройки. Они сомасштабны друг другу, а также близки стилистически, несмотря на некоторый временной диапазон в их строительстве, равный 20-40 годам.
Застройка восточной стороны улицы (бывшей Хлебной площади) в конце 19 в. состояла лишь из небольших деревянных лавок. В начале 20 в. на их месте были выстроены: магазин Маслова с производственным корпусом; гостиница Беляевой - двухэтажное здание на углу ул.Третьяковской, возведенное в 1912 г. в стиле модерн, но ныне утратившее все его признаки; корпуса лабазов (ныне завод). В 1930-е гг. на площади перед Народным домом было выстроено четырехэтажное здание в стиле конструктивизма.
ЖИЛЫЕ ДОМА
ул. Свободы, 142
Построен в начале 20 в. Представляет собой типичный образец застройки южной части улицы.
Одноэтажное деревянное здание с кирпичным цоколем завершено четырехскатной крышей. Прямоугольный в плане объем дом вытянут во двор и дополнен сенями. Резная декоративная отделка сосредоточена на уличном фасаде. Карниз большого выноса опирается на фриз с накладной пропильной резьбой. Зубчатая кайма проходит внизу фриза и подоконной полки. Углы акцентированы филенчатыми пилястрами с резьбой. Наличники с глухой резьбой в фигурных накладках завершены треугольными фронтонами. В наличники включены бутылочки, полотенца по краям резных фартуков. Полотнища дверей -филенчатые с накладными ромбами. Над входом - зонт; решетка в его основании составлена из колец и завитков.
В здании - жилые помещения.
ул. Свободы, 175-177
Два небольших жилых дома, построенные примерно в одно и то же время, на рубеже 19-20 вв., размещаются на западной стороне улицы и представляют собой типичный образец частной жилой застройки города этого периода. Повторяемость объемно-планировочной структуры зданий, их фасадных композиций (в пять осей с боковыми сенями), а также обильная резьба позволяют считать эти постройки типовыми, хотя каждый дом имеет индивидуальные особенности.
Дом № 175 - одноэтажный деревянный, с кирпичным цоколем, в плане прямоугольный.
Входы ведут в дом с улицы и со двора. Главный вход акцентирован фронтоном. На уличном фасаде, обшитом тесом, сосредоточен весь декор. Карниз большого выноса дополне пропильным подзором. Второй ряд подзора украшает фриз. Перерубы закрыты резными лопатками. Окна прямоугольные в резных наличниках с глухой резьбой в тимпанах, наборные стойки - под шипцовой бровкой. Под окнами - пропильные фартуки. Двускатный навес над входом украшен подзором.
Внутри здания - две комнаты со стороны улицы, остальные - со стороны двора. Все они объединены коридором. Сени включены в объем дома.
В здании - квартиры.
Дом № 177 - одноэтажное, деревянное, с кирпичным цоколем здание. Под домом - подвал. Основной прямоугольный в плане объем вытянут в глубину двора. С юга примыкают сени парадного входа. Их продолжает открытая терраса вдоль всего южного фасада. С севера пристроена небольшая веранда с выходом во двор. К уличному фасаду с юга примыкает кирпичная ограда с калиткой и воротами.
Декор сконцентрирован на главном фасаде. Венчающий карниз большого выноса украшен по всему периметру пропильным подзором перед гладким фризом. Фасад фланкируют пилястры с обшивкой в елочку. Окна прямоугольные, в резных наличниках с фигурными стойками и глухой резьбой в завершающей щипцовой бровке. Под окнами - фигурные пропильные фартуки. Полка на уровне подоконников отделяет верхнюю горизонтальную обшивку простенков от нижней вертикальной. Сени на уличном фасаде акцентированы ступенчатым аттиком с двойным подзором под верхним обрезом. Над входом - двускатный навес на фигурных металлических кронштейнах и ажурный фронтон. Дворовые фасады декоративных элементов почти не имеют. На южной стороне сохранилась двустворчатая металлическая дверь в подвал. Накладной ковровый узор полотнищ состоит из спиралей, окружностей и ромбов.
Внутренняя планировка дома традиционна: парадные помещения с окнами на улицу и жилые - со стороны двора. Все комнаты соединены широким коридором. От сеней и
парадного входа через террасу можно выйти в южную часть двора, а через веранду - в северную. Подвал разделен на четыре помещения с лучковыми сводами и распалубками над проемами и нишами.
Примыкающее к дому массивное кирпичное обрамление калитки декорировано рустом и завершено парой филенчатых тумб по бокам щипцового фронтончика. В здании - жилые помещения.
ЗЕМСКАЯ УПРАВА
ул. Свободы, 158
Здание расположено на пересечении с ул. Пролетарской. Стоит с отступом от красной линии ул. Свободы. Построено в 1870-е гг., перестроено в начале 20 в. Главный фасад обращен к ул. Свободы (в настоящее время отделен от нее забором).
В конце 19 - начале 20 в. здесь размещалась земская управа. Земские управы - исполнительные органы земства - были созданы по Положению о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. В их ведении находились хозяйственные вопросы местного значения - устройство земских школ, больниц, содержание местных путей сообщения, земской почты, заведование продовольственным делом, организация поземельного кредита. Земская управа состояла из председателя и нескольких членов, избираемых на трехлетний срок, и действовала постоянно, так что члены управы получали определенное жалование. В разные годы в Борисоглебске председателями земской управы избирались: уездный предводитель дворянства Д.В. Садомцев(1866), статский советник М.М. Филиппов(1876), надворный советник В.В. Измайлов(1903), отставной штабс-капитан Н.А. Гусев(1914). Членами управы являлись: коллежский асессор Л.М. Кондырев(1869-80 и 1886-1906), потомственный почетный гражданин А.И. Хренников(1876), надворный советник В.А. Колобов(1886), коллежский секретарь И.М. Выдрин(1866), государственный крестьянин Е.П. Жоголов(1866), статский советник М.М.Филиппов(1903), крестьянин И.А. Романов(1903), инженер Г.А Колобов(1914), мещанин И.Л. Долгов (1914) и др.
Здание земской управы, именовавшееся в городе как дом земсва, служило местом проведения различных совещаний и собраний земских учителей, заседаний борисоглебского медицинского общества. В годы первой мировой войны здесь размещался лазарет для раненых воинов.
Здание двухэтажное, кирпичное, в плане П-образное. Выступающие во двор боковые части на главном фасаде акцентированы ризалитами. Одноосные участки ризалитов раскрепованы и завершены фронтонами. Фасады расчленены лопатками и междуэтажным поясом с сухариками. Окна (в первом этаже - прямоугольные, во втором - с лучковой перемычкой) завершены сандриками. Внутренняя планировка - коридорная.
В здании - казармы войсковой части.
ОСОБНЯК ПОЛЯКОВА
ул.Свободы, 162
Расположен в южной части улицы с отступом красной линии, ранее перед домом была площадка с круглой клумбой. Построен в начале 20 в. В выразительном облике здания различные направления эклектики соединены с ярко выраженными формами раннего модерна.
К одноэтажному кирпичному прямоугольному в плане объему, вытянутому в глубину двора, примыкает с востока деревянная остекленная веранда, с севера - крыльцо входа со двора, а с запада (со стороны улицы) - открытая терраса с полукруглой в плане лестницей перед главным входом. К северу главный фасад продолжен воротами с кирпичными столбами и металлическими решетчатыми створками в формах модерна.
Композиция фасадов слагается из частей с различной стилистикой форм (русский и восточный стили, подражание классицизму, модерн). Главный фасад условно делится на три части. Центральная - входная, акцентирована портиком: две тосканские колонны, стоящие на постаментах, объединенных изящной балюстрадой, несут антаблемент с триглифами и метопами во фризе. Над карнизом возвышается четырехскатная кровля типа епанчи с ажурным гребнем и пиками. Фасадная грань кровли дополнена металлическим картушем с килевидным верхом. Колонны портика фланкируют входной проем с двустворчатой дверью. Верх створок застеклен, филенки и расстекловка имеют плавные очертания. Портал аналогичен наличникам трех близко прорезанных окон с трапециевидными перемычками. Простенки, наличники и фриз в этой части фасада графично орнаментированы с использованием восточных мотивов. В отделке применены керамические вставки и разноцветная штукатурка. Эта тонко прорисованная часть фасада контрастирует с изгибающейся парадной лестницей, массивное бетонное ограждение которой напоминает застывшую волну. Южная и центральная части фасада объединены террасой, навес которой начинается от портика и поддерживается на углу третьей тосканской колонной. Балюстрада на этом участке сменяется оштукатуренным парапетом с круглыми накладками и волнообразным профилем. Южный участок стены прорезан большим подковообразным окном, в расстекловке которого доминирует килевидныЯ мотив. Все части фасада объединены общими декоративными деталями: разноцветными керамическими вставками, ступенчатыми накладками на лопатках, надцокольным карнизом с частыми кронштейнами, ажурной парапетной решеткой в стиле модерн. Дворовый северный фасад оштукатурен. Перед входом - крыльцо с двускатным навесом на деревянных резных столбах. Окна здесь прямоугольные, без наличников. Выделяется большое трехчастное окно, рисунок стекловки которого составлен из подковообразных элементов. Мелко масштабный переплет восточной веранды составлен из окружностей и прямоугольников.
Внутри сохранилась первоначальная планировка. Вход с улицы ведет в центральный коридор, направленный к веранде. По обе стороны коридора - две парадные комнаты. В южной (с подковообразным окном) сохранился великолепный угловой камин с изразцовой облицовкой. Он состоит из двух частей - широкой нижней, завершенной карнизом, и верхней, также завершенной карнизом и увенчанной своеобразной короной. Изразцы цветные, со сложным растительным орнаментом. На потолках парадных комнат - лепные карнизы и розетки.
В здании - картинная галерея.