Гранин Д.А.

СОДЕРЖАНИЕ: Русский советский писатель. Родился 01.01.1919 в г. Вольске Курской области. С детства жил в Ленинграде. Закончил электромеханический факультет Политехнического института (1940), работал инженером на Кировском заводе.

Гранин (псевдоним; настоящая фамилия Герман) Даниил Александрович

Русский советский писатель.

Родился 01.01.1919 в г. Вольске Курской области. С детства жил в Ленинграде. Закончил электромеханический факультет Политехнического института (1940), работал инженером на Кировском заводе. В июле 1941 г. ушел в народное ополчение, воевал на Ленинградском фронте, был ранен

Закончив Ульяновское танковое училище, Отечественную войну завершил в Восточной Пруссии командиром роты тяжелых танков, награжден боевыми орденами. После войны - начальник районной кабельной сети Ленэнерго, аспирант Политехнического института, автор ряда статей по электротехнике.

Ранние литературные опыты Гранина относятся ко второй половине 30-х гг. В 1937 г. в журнале Резец были напечатаны его первые рассказы Возвращение Рульяка и Родина, посвященные Парижской коммуне. Началом своей профессиональной литературной деятельности писатель считает публикацию в 1949 г. в журнале Звезда рассказа Вариант второй.

Первые книги Гранина - повести Спор через океан (1950), Ярослав Домбровский (1951) и сборник очерков о строителях Куйбышевской ГЭС Новые друзья (1952).

Первый роман Искатели, принесший писателю известность, издан в 1955 г.

Основная тема произведений писателя: ученые, изобретатели в современном мире, их нравственный кодекс и традиции гражданского поведения. На протяжении почти полувека Гранин последовательно исследует эту тему и в разноплановых романах (Искатели, Иду на грозу, 1962; Бегство в Россию, 1994), и в обращенных к советской повседневности повестях и рассказах (Вариант второй, Собственное мнение, 1956; Место для памятника, 1969; Кто-то должен, 1970; Неизвестный человек, 1989), и в произведениях документально-художественных, где наряду с историческими сюжетами (Размышления перед портретом, которого нет, 1968; Повесть об одном ученом и одном императоре, 1971) важное место занимают жизнеописания самобытных русских ученых - А. А. Любищева (Эта странная жизнь, 1974) и Н. В. Тимофеева-Ресовского (Зубр, 1987).

Проблема нравственной ориентации личности, духовного поиска и служения науке поставлена здесь Граниным с учетом трагических последствий атомной эры (Выбор цели, 1972), с резким осуждением милитаризма во всех его проявлениях.

Недаром у Гранина так значима и антивоенная проза. В одних случаях она имеет автобиографический подтекст (Пленные, 1964; Дом на Фонтанке, 1967; Наш комбат, 1968), в других - опирается на конкретную фактическую основу (Клавдия Вилор, 1975). Наиболее полно эту прозу представляют сборники Еще заметен след (1985) и Блокадная книга (1979, в соавторстве с А. Адамовичем), где Гранин рассуждает об истоках фашизма, о судьбе русских и немцев, больше всех пострадавших в мировых войнах, об уроках этих войн (Прекрасная Ута, 1967) и отстаивает мысль о необходимости интернационального сплочения в борьбе за мирное будущее человечества.

В 1960-80-х гг. Гранин много путешествовал, объехал всю Европу (Примечания к путеводителю, 1967; Церковь в Овере, 1969; Чужой дневник, 1982), посетил Кубу (Остров молодых, 1962) и Австралию (Месяц вверх ногами, 1966), Японию (Сад камней, 1971), Америку, Китай.

Его лирическая путевая проза интеллектуально насыщена, свободна и полемична, причем дорожные сюжеты занимают писателя куда меньше, чем фигура путешествующего рассказчика. Гранину принадлежат эссе о Пушкине (Два лика, 1968; Священный дар, 1971; Отец и дочь, 1982), Достоевском (Тринадцать ступенек, 1966), Л. Толстом (Герой, которого он любил всеми силами своей души, 1978) и других русских классиках.

Противостояние таланта и посредственности, неоднократно наблюдавшееся в книгах об ученых, здесь трансформируется в конфликт художника и власти, в единоборство гения и злодея, в спор Моцарта и Сальери. В течение долгого времени Гранин занимался общественной деятельностью (в Союзе писателей, Верховном и Президентском советах), участвовал в международных встречах и симпозиумах, касающихся науки, экологии, литературы. Им опубликованы десятки интервью и публицистических статей, малая часть из них включена в сборник О наболевшем (1988).

Плодотворно Гранин сотрудничает в кино. По его сценариям или при его участии сняты киноленты на Ленфильме: Искатели, 1957 (режиссер М. Шапиро); После свадьбы, 1963 (режиссер М. Ершов); Иду на грозу, 1965 (режиссер С. Микаэлян); Первый посетитель, 1966 (режиссер Л. Квинихидзе) ; на Мосфильме - Выбор цели, 1976 (режиссер И. Таланкин). Телевидение экранизировало Однофамильца (1978) и Дождь в чужом городе. (1979). Живет в г. Санкт-Петербурге.

Скачать архив с текстом документа