Гражданско-правовые меры противодействия коррупции в РФ

СОДЕРЖАНИЕ: Содержание Введение 3-4 Глава 1 . История коррупции в РФ ..5-6 Глава 2. Общая характеристика коррупции .7-13

Содержание

с.

Введение ………………………………………………………………....3-4

Глава 1 . История коррупции в РФ……………………………………..5-6

Глава 2. Общая характеристика коррупции………………………….7-13

2.1. Понятие коррупции……………………………………….....7-8

2.2. Виды коррупции……………………………………………….8

2.3. Коррупция на современном этапе………………………...8-10

2.4. Рынок коррупционных услуг……………………………10-13

Глава 3. Причины и методы борьбы с коррупцией в РФ………….14-23

3.1. Причины возникновения коррупции……………………..14-17

3.2. Вред от коррупции………………………………………...17-18

3.3. Меры, направленные на предупреждение коррупции…..18-20

3.4. Методы борьбы с коррупцией в РФ и объективные трудности……………………………………………………………………..20-23

Заключение ……………………………………………………………24-25

Список использованных источников и литературы………………...26-27

Введение

Борьба с коррупцией поставлена Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым как общегосударственная задача. Что вполне закономерно. Высказанные в этой связи суждения наших крупных ученых, парламентариев, представителей общественности, руководителей субъектов Федерации позволяют определить нынешний уровень коррупции как угрозу национальной безопасности России.

Действующие на сегодняшний момент Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (начало действия документа -10.01.2009) и Закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае» (начало действия документа-26.01.2009) впервые определяют само понятие «коррупция», дают перечень ее признаков, не содержавшихся ранее в нашем законодательстве (ранее понятие слова «коррупция» (от лат. corrumpere — «растлевать») являлось неюридическим термином, единственным официальным документом, который как то определял данное понятие был Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.08г. Пр-1568).

Сложность написания курсовой работы связана с тем, что на данный момент нет полноценных комментариев специалистов к вышеуказанным актам, а также иной другой литературы, в полном объеме раскрывавших бы понятие «коррупция».

Следовательно, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в наше время данная тема очень актуальна.

Текст курсовой работы опирается на официальные источники и современную нормативно-правовую базу, со всеми изменениями и поправками.

Предметом исследования данной работы является определение причин возникновения коррупции, мер и способов борьбы с рынками коррупционных услуг в России.

Цель написания курсовой работы заключается в том, чтобы точно и полно дать определение понятию «коррупция», определить круг нормативных актов, которые на сегодняшний день регламентируют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в рамках исследования предмета курсовой работы.

Также, сделаны попытки выявить недостатки в российском законодательстве, которое регулирует вопросы коррупции.

Глава 1. История коррупции

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

В России коррупция исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», т.е., на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции.

В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.

В настоящее время отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением.

Глава 2. Общая характеристика коррупции

2.1.Понятие коррупции.

Коррупция – определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение деяний, указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица[1] .

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

2.2.Виды коррупции.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

2.3.Коррупция на современном этапе

Современные оценки коррупции

CorruptionPerceptionsIndex по России

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

2,58 2,27 2,4 2,4 2,1 2,3 2,7 2,7 2,8 2,4 2,5 2,3 2,1

В 2000 году рейтинг был в два раза меньше. Наилучший результат в 2004-м - 2.8 балла. В современной России широко распространено мнение, что сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны.

Объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл. Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток.

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

Наблюдается тенденция увеличения доходов чиновников, занятых в органах власти. В 2005 году их доходы выросли на 44,1%. Это значительно превосходит рост доходов населения, который составил 21,3%. Косвенные сведения о нелегальных доходах можно получить, сравнивая уровень жизни чиновников с их официальными доходами. Составляющие значительную часть населения малоимущие слои от распространения коррупции проигрывают в наибольшей степени, так как имеют меньше финансовых возможностей, чем их более обеспеченные сограждане.

26 сентября 2007 года организация Transparency Int опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нём 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла. По мнению руководителя российского отделения организации Елены Панфиловой, на сегодняшний момент в России существует «коррупционная стабилизация», в следствии чего позиции России в рейтинге не сильно меняются (в 2005 — 2,4 балла и 126 место из 158, в 2006 — 2,5 балла и 121 место из 163). Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана

2.4. Рынок коррупционных услуг. Области обогащения

Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции — между членами одной организации — придаёт ей черты организованной преступности.

Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников», то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией, в упрощённой форме описывается следующей моделью:

Начальник Подчиненный
плюсы минусы плюсы минусы
Процент от взяток подчинённых — стабильный доход Если подчинённого поймают — тот может выдать начальника Шире возможности — больше взятки Организованная группа — отягчающее обстоятельство
Нет непосредственного участия в даче взятки Организованная группа — отягчающее обстоятельство Под покровительством начальника брать взятки безопаснее Отдаёт процент от взяток
Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст

Данная система достаточно устойчива и этим обеспечивает стабильность коррупционной деятельности. Например, можно столкнуться с принципом презумпции добросовестности правоохранительных органов, который означает, что шансы уличить их сотрудника в неправомочных действиях ничтожно малы.

На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков.

Области обогащения

Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы.

Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определённые группы получали ренту («государственную ренту») от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.

Государственные (муниципальные) закупки , как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.

Внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары, определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников.

Среди других областей, наиболее прибыльных в плане коррупции, следует выделить:

- Налоговые льготы

- Продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных

- Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли

- Добыча природных ресурсов

- Продажа государственных активов, в особенности приватизация государственных предприятий

- Предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности

- Контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.)

- Назначение на ответственные посты в органах власти

Глава 3. Причины и методы борьбы с коррупцией

3.1. Причины коррупции

Производство любых благ требует расхода определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу расходов, покрываемых в конечном итоге за счёт потребителя, однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда потребитель получает необходимую услугу или товар от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по своему усмотрению.

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна. Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями, в распоряжение которых она передаёт необходимые ресурсы, для которых она устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

Консервативность закона . На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

Невозможность всеохватывающего контроля . Надзор требует затрат, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная рента преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с представительной демократией состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

Большинство специалистов сходится на том, что основными причинами высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

- двусмысленные законы.

- незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

- зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

- профессиональная некомпетентность бюрократии.

- кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

- отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

- низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Выдвигались и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции: низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором; государственное регулирование экономики; зависимость граждан от чиновников, монополия государства на определённые услуги; оторванность бюрократической элиты от народа; экономическая нестабильность, инфляция…

Однако данные гипотезы не получили прямого подтверждения.

Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет позитивный эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.

Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополиста. Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а следовательно, возможности для поиска ренты. Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.

3.2. Вред от коррупции

Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:

- неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

- неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;

- потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

- потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

- разорение частных предпринимателей;

- снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

- понижение качества общественного сервиса;

- нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

- неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;

- рост социального неравенства;

- усиление организованной преступности - банды превращаются в мафию;

- ущерб политической легитимности власти;

- снижение общественной морали.

В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан. Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает эффективность рынка в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль.

3.3. Меры, направленные на предупреждение коррупции

Законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ определено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление установленных сведений может являться основанием для отказа в приеме гражданина на государственную или муниципальную службу, для освобождения служащего от замещаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения[2] .

Также данным Законом предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Такое уведомление является должностной (служебной) обязанностью служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В отношении граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, Закон предусмотрен ряд ограничений, налагаемых при заключении трудового договора.

Так, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. В течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение указанного требования влечет прекращение заключенного трудового договора. Также установлено, что работодатель, при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора по последнему месту его службы.

3.4. Методы борьбы с коррупцией РФ и объективные трудности

Методы борьбы с коррупцией в РФ включают в себя:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах[3] .

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что данные методы создают широкую программу правового обеспечения борьбы с коррупцией, усиливают роль практически всех сфер государственной и общественной деятельности на нужном направлении.

Объективные трудности

Одним из важнейших сдерживающих факторов для коррупции является уголовное законодательство. На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями, — чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет.

Другая трудность, в особенности проявляющаяся при масштабной коррупции, когда большинство частных лиц дают взятки, известна в психологии и теории игр как «дилемма заключённого». С одной стороны, если все лица перестанут давать взятки, то они все от этого выиграют. Однако если только одно частное лицо откажется от взяток, то оно поставит себя в крайне невыгодные условия.

Наконец, серьёзной проблемой является упомянутая выше устойчивость коррупционных рынков.

Заключение

Изучив законодательство РФ в области противодействия коррупции, справочные материалы, судебную практику можно прийти к следующему выводу: одним из больших, минусов в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», является отсутствие в нем требования об обязательности антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов. Думается, что ужесточение этой нормы не станет таким уж затратным. Более того, уже во многих субъектах Федерации такие нормы приняты (в т.ч. в Пермском крае).

Значительный простор для разработки правовых механизмов предупреждения коррупции дает реализация некоторых методов борьбы с ней, где говорится о совершенствовании системы и структуры государственных органов, создании механизмов общественного контроля за их деятельностью, введения антикоррупционных стандартов и единой системы запретов, ограничений и дозволений. Однако акцент на возможность наступления ответственности служащего за коррупционные действия в основном тогда, когда они уже совершены. Ведь инструментом контроля остае6тся только обязанность декларировать доходы и имущество и последующая проверка этих документов.

Если коррупция понимается как угроза национальной безопасности России, то видимо, следует законодательно закрепить обязанности чиновника в области социальной деятельности путем определения конкретного исчерпывающего перечня документов, представляемых гражданином при обращении его в орган управления, установки обязательного срока выдачи гражданину требуемого документа и ответственности чиновника за нарушение этих норм (данный опыт уже нарабатывается в органах ГИБДД).

Также кроме изменений в законы о государственной и муниципальной службе целесообразно внести коррективы и в избирательное право. Суть этого заключается в том, что известны факты выдвижения на выборные должности лиц потенциально или фактически «коррупционно опасных», а то и криминализованных. Установленные против этого законодательные барьеры явно слабы. Вместе с тем лица, избираемые на определенные должности, автоматически получают доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. А это уже само по себе опасно как с коррупционной, так и с общегосударственной точки зрения.

Возможен вариант, чтобы в избирательном законодательстве было прописано обязательное согласие баллотирующегося лица на процедуру допуска к гостайне еще до регистрации избирательной комиссией. Нечто подобное существует в ряде зарубежных стран и не вызывает протеста в обществе.

Реализация антикоррупционного закона началась и идет по разным направлениям. Например, утвержден план мероприятий Совета Федерации по данной проблеме на нынешний и следующий годы. Важное место в нем должен занять мониторинг действенности закона, в том числе и в регионах.

Список использованных источников и литературы

1. Нормативно-правовые акты

1 . Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета, N 7, 21.01.2009;

2. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Российская газета, N 266, 30.12.2008;

3. О первоочередных мерах о предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд: УКАЗ Президента РФ от 08.04.1997 N 305 // Российская газета, N 74, 15.04.1997;

4. О противодействии Коррупции в Пермском крае: ЗАКОН Пермского края от 30.12.2008 N 382-ПК // Российская газета, N 3, 15.01.2009

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Текст с имениями и дополнениями на 1 октября 2008г. – М.: Эксмо, 2008.- 464с.

2. Литература

1. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Издание 5-е, дополненное и переработанное/Под ред. М.Ю. Тихомирова.-М.: 2002-972с.

2. Уголовное право России. Части общая и особенная: учеб. М.П. Журавлев, А.В. Наумов и др. – 5-е изд., перераб. и доп.-М.: ТК Велби. Изд-во проспект, 2004.-696с.

3. Судебная практика

1 .ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 08.11.2007 N 13817/07 по делу N А34-7996/2006

4. Справочные системы

1. КОММЕНТАРИЙ К Федеральному Конституционному Закону от 17 декабря 1997 Г. N 2-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации// СПС КонсультантПлюс.


[1] О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Российская газета, N 266, 30.12.2008

[2] КОММЕНТАРИЙ К Федеральному Конституционному Закону от 17 декабря 1997 Г. N 2-ФКЗ О Правительстве Российской Федерации// СПС КонсультантПлюс.

[3] О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Российская газета, N 266, 30.12.2008;

Скачать архив с текстом документа