Гражданство Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ: Становление и развитие института гражданства Российской Федерации. Понятие и принципы гражданства, анализ действующего законодательства. Реализация принципов гражданства Российской Федерации в Федеральном Законе О гражданстве Российской Федерации.Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет управления, экономики и права (очное отделение)
Кафедра конституционного и муниципального права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по конституционному праву Российской Федерации
на тему:
Гражданство Российской Федерации
Выполнила: студентка 2 курса
Надежда Сергеевна
Нижний Новгород
2009 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Становление и развитие института гражданства Российской Федерации
Глава 2. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации
Глава 3. Реализация принципов гражданства Российской Федерации в Федеральном Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Гражданство является одним из основных правовых институтов. Тема гражданства как никогда актуальна в наше время, так как происходит образование новых государств, объединение государств в союзы (союз России и Белоруссии).
В данной курсовой работе я преследовала цель раскрыть сущность института гражданства, его актуальность, рассмотреть все принципы гражданства РФ и их реализацию, особенности и тонкости данного правового института. Для достижения данной цели мною были поставлены задачи:
· Проанализировать становление и развитие института гражданства РФ;
· Дать понятие и определить принципы гражданства РФ;
· Определить, как происходит реализация принципов гражданства РФ в Законе 2002 г. о гражданстве
Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принятый Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Понимание гражданства и его принципов получает все большее распространение в доктрине, законодательстве и практике применения прав и свобод во многих странах мира. Гражданство все более утверждается как одно из основных прав человека. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица. Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации от 31 мая 2002г.
До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Закон О гражданстве Российской Федерации от 28 ноября 1991 года, с изменениями, внесенными Законом от 17 июня 1993 года; Законы СССР О гражданстве СССР и постановление Верховного Суда СССР от 23 мая 1990 года О порядке введения в действие Закона СССР О гражданстве СССР и другие нормативные акты.
Все вышеизложенные документы, регламентируют нормы гражданства. Действующая Конституция Российской Федерации расширила число норм, регулирующих гражданство, а наиболее важные нормы в этой области отнесены к основам конституционного строя. Закон о гражданстве внес определенный вклад в Российское законодательство, провозгласив ряд новых демократических принципов, которые до этого не были освещены в союзных законах. Этот новый подход означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделенными взаимной ответственностью.
В ходе написания данной курсовой работы мною предполагалось использование целого ряда литературы, касающейся института гражданства Российской Федерации. В ходе работы я в большей степени опиралась на Конституцию Российской Федерации, Федеральный Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31 мая 2002 года
№ 62-ФЗ и другую специализированную литературу. Это работы Авакьяна С.А. «Гражданство в Российской Федерации», «Конституционное право России»; Козловой Е.И., Кутафина О.Е. «Конституционное право России» и лекции по конституционному праву Пафнутьева А.И.
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. В законодательстве РФ, а раннее – Союза ССР традиционно используется понятие «гражданство» для обозначения правовых связей лица и государства и исключено понятие «подданство». Это естественно, поскольку в 1917 г. Россия стала Республикой, а понятие «подданство» связано с монархией – там, где есть царь, император, король и т. д., есть и его подданные.
Разумеется, речь идет не только о формально-правовом различии. Понятие «гражданство» и «подданство» могут теоретически воплощать два разных состояния человека. Граждане – это как бы свободные люди в свободном государстве, сами решающие свои дела и управляющие собою. Подданный – существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека – монарху, причем необычного человека, а «божества» или «полубожества», стоящего над всеми. Борьба за свободу в истории была зачастую и борьбой против королей, императоров, царей, за республиканское правление, считавшееся по-настоящему демократическим.
Став на путь строительства самого передового, как тогда считалось, общества, РСФСР и СССР при определении законодательных основ нового строя четко обозначали соответствующее «наполнение» категорий гражданства и подданства. Так, декретом ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» все существовавшие в императорской России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а равно и все гражданские чины упразднялись; уничтожались всякие звания и наименования гражданских чинов, и устанавливалось «одно общее для всего населения РФ наименование – гражданин Российской Республики».
Выступая с докладом на сессии ЦИК СССР в связи с принятием первого Положения о союзном гражданстве (от 29 октября 1924 г.), нарком иностранных дел СССР Г.В. Чичерин подчёркивал: Декларация прав человека и гражданина в 1791 году заменила понятие подданного, т.е. объекта навязываемой воли, чуждой ему, принудительной государственной власти понятием гражданина, т.е. участника в коллективном волеизъявлении народа, воплощаемом в виде государственной власти. Однако на почве экономического неравенства классов государство не могло осуществлять волеизъявления трудящихся масс. И Октябрьская революция впервые создала гражданина в смысле носителя частицы коллективного волеизъявления трудящихся масс, воплощаемого в Советском государстве[1] .
Безусловно, идеология отнюдь не всегда подтверждается реальной практикой. Достаточно очевидно, что «гражданин» Советского Союза не мог до самого последнего времени обрести такую же степень свободы, как «подданный» в ряде монархий.
Но и самих странах-монархиях ситуация меняется. Одни сохраняют традицию и, не смотря на большой объем прав, реальной свободы и демократии коренное население продолжают называть подданными (например, законодательство Швеции). Однако другие страны, формально оставаясь монархиями, тем не менее, предпочли категорию «гражданство» (например, Великобритания, Испания и др.). Этим подчеркивается не только степень демократии и широта участия граждан в политической жизни, но и свободное признание ими монархии как приемлемой для себя (устраивающей их) формы государственного правления.
По сравнению с последним союзным Законом 1990 г. первый Закон о гражданстве РСФСР 1991 г. ознаменовал значительное расширение демократических начал законоположений о гражданстве.
Это нашло выражение в следующих нормативных установлениях, отраженных в Законе:
1) полное отрицание возможности лишения гражданства и запрета любому гражданину Российской Федерации изменить своё гражданство;
2) определение в качестве задачи Закона обеспечить осуществление норм и принципов международного права, относящихся к гражданству и правам человека;
3) допущение возможности по ходатайству гражданина иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Недопустимость ущемления в правах таких лиц;
4) введение нормы о том, что Российская Федерация поощряет приобретение российского гражданства лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства;
5) подробная регламентация упрощенного порядка решения вопросов о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации (в порядке регистрации) и об основаниях, препятствующих приобретению гражданства Российской Федерации и выходу из него[2] …
С 1 июня 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон о гражданстве Российской Федерации, принятый 31 мая 2002 г. Необходимость разработки нового Закона была обусловлена принятием Конституции РФ 1993 года и теми сложностями, которые возникли после распада Союза ССР и были связаны с определением гражданства Российской Федерации лиц, переселяющихся в Россию из других союзных республик, ставших самостоятельными независимыми государствами.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Понятие гражданства нормативно определено в ст. 3 Федерального закона, посвященной основным понятиям: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».
В этой дефиниции выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство.
Правовой характер связи лица с государством, образующей отношение гражданства, выражается в юридическом оформлении этой связи. Гражданство – правовое, а не просто фактическое состояние.
Отношения гражданства не зависят напрямую от факта проживания человека в стране. Немало граждан России постоянно проживает за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно проживающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое[3] .
Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Они основаны на юридическом оформлении отношений гражданства.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Не случайно поэтому в Законе о гражданстве говорится о документальном подтверждении гражданства.
Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица (ст. 10).
Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты. В Конституции РФ и в Федеральном Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ закреплены принципы гражданства Российской Федерации.
Первый принцип – принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности[4] . Данный принцип изложен в (ст. 4 ч. 1) Закона 2002 г. о гражданстве, а также в (ст. 19 п.1, 2) Конституции РФ.
Второй принцип – гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения[5] . Эта норма воспроизведена в Законе 2002 г. о гражданстве (ч. 2. ст. 4) и Конституция РФ (ст. 6). Что это значит?
Прежде всего, единство и равенство гражданства следует понимать в том плане, что все лица, имеющие гражданство России, имеют одинаковый конституционно-правовой статус, обладают в равной мере правами, свободами, несут обязанности, вытекающие из российского законодательства. Категория единства и равенства применяются к самому гражданину, т. е. начинают действовать после его приобретения. Что касается желающих приобрести российское гражданство, они могут претендовать лишь на равное внимание к себе со стороны российских властей, т. е. к каждому должен быть проявлен индивидуальный подход, допускающий учёт определенных преимуществ в приобретении этого гражданства. Принцип равного гражданства означает отсутствие каких-либо различий в правовом положении лица в зависимости от оснований его принадлежности к гражданству. Не имеет значения, является ли лицо гражданином по рождению или стало им в результате натурализации, т. е. было принято в гражданство. Третий принцип – (принцип непрекращения состояния гражданства[6] ) проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации (ч. 3.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве. Данный принцип говорит о том, что предусмотрено сохранение гражданства Российской Федерации за лицами, проживающими за её пределами, - ни само по себе проживание, ни его длительность не прекращают этого гражданства. Четвёртый принцип – гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его[7] . Данная норма права зафиксирована в (ч. 4.ст. 4) Закона 2002 г. о гражданстве и (ст. 6 п. 3) Конституции Российской Федерации. Правило о том, что гражданина РФ нельзя лишить гражданства, было введено Законом о гражданстве 1991 г. впервые в отечественной истории. Лишение гражданства – это действие государства в лице его компетентного органа, прекращающего своим актом без учета воли гражданина его правовую связь со своим государством. Как говорилось в первом разделе книги, лишение гражданства – мера конституционно-правовой ответственности, конституционно-правовая санкция. Как правило, она применялась вопреки желанию лица прекратить гражданство своего государства. Документы 20-х годов связывали лишение гражданства главным образом с контрреволюционными выступлениями против советской власти. По Закону СССР 1938 г. лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка – даже если отнестись с пониманием к праву государства защищать свои интересы – давала простор усмотрению компетентных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан.
Пятый принцип – гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (ст. 4 ч. 5) Закона 2002 г. о гражданстве. Конституционно закреплён этот принцип в (ст. 61) Конституции Российской Федерации.
В юридическом смысле данный принцип особенно проявляется в двух гарантиях:
· невозможность высылки;
· невозможность выдачи другому государству.
Первая гарантия – невозможность высылки – была поднята на конституционный уровень при реформе Конституции РСФСР 1978 г., проведенной Законом от 21 апреля 1992 г. Родилась такая норма, конечно, с учетом печального опыта 70-х гг., когда лица, критически настроенные к режиму, так называемые диссиденты, по решению «компетентных властей» выдворялись из страны, чаще всего с одновременным лишением их гражданства СССР. Укоренившийся в стране политический плюрализм, возможность свободной критики различных сторон сняли вопрос об этой дискриминационной мере. Но чтобы исключить ее возникновение в будущем, конституционно запрещена сама возможность высылки из страны граждан Российской Федерации.
Что касается другой гарантии – невозможности выдачи другому государству – Конституция пошла здесь дальше Закона о гражданстве 1991 г. Последний определённым образом допускал такую выдачу – п. 3 ст. 1 гласил, что гражданин РФ «не может быть выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора» Российской Федерации. Конституция не называет никаких условий возможной выдачи и однозначно запрещает её. Отказ от выдачи нельзя понимать как неуважение нашей страны к интересам других государств. Может получиться так, что гражданин РФ, будучи за границей, совершил преступление, которое раскрылось после его отъезда. Хотя в этом случае гражданин не будет выдан, власти Российской Федерации должны содействовать расследованию преступления, включая возможность приезда иностранных следователей для допросов. Со своей стороны власти должны также возбудить уголовное дело и привлечь гражданина к ответственности, если аналогичное преступление есть в Уголовном кодексе РФ. Таким образом, отказ в выдаче не означает освобождения от наказания и сокрытия государством преступника.
Шестой принцип - Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст. 4 ч. 6) Закона 2002 г. о гражданстве.
По Федеральному закону 2002 г. (ст. 5) гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу настоящего Закона (1 июля 2002 г.);
б) лица, которые приобрели российское гражданство в соответствии с настоящим законом (после 1 июля 2002 г.).
В данном принципе уточнено: во-первых, что Россия проводит такую политику лишь в отношении тех лиц без гражданства, которые проживают в нашей стране; во-вторых, не затрагивается такой аспект, как приобретение ими иностранного гражданства. Эта норма означает, что Россия соблюдает международную Конвенцию о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г.
Седьмой принцип – наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства (ст. 4 ч. 7) Закона 2002 г. о гражданстве.
Данные принципы гражданства Российской Федерации относятся к числу основ конституционного строя (ст. 6 Конституции РФ) и основополагающим способом закреплены в Федеральном Законе 2002 г. о гражданстве.
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.
Определение в Законе гражданства как связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей, знаменовало собой утверждение новой концепции взаимоотношений личности и государства[8] . В теоретических исследованиях советского периода содержание гражданства трактовалось по-иному. Сущность гражданства сводилась к таким его признакам, как распространение на лицо суверенной власти государства и внутри страны, и за её пределами, наделение лица государством всей полнотой установленных законом прав, свобод и возложением всех обязанностей. Гражданство трактовалось также как принадлежность лица государству. В этом отражалась господствовавшая в те времена концепция о приоритете государства по сравнению с личностью, о поглощении личности государством, которое рассматривалось как всеобъемлющая, самая массовая организация трудящихся, всего народа.
Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством, исходит из признания приоритета общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделёнными взаимной ответственностью. Закон СССР о гражданстве 1990 г., принятый уже в годы перестройки, демократизации общества, впервые в правовом акте сформулировал понятие гражданства, наполнив его при этом новым содержанием, сходным с тем, которое дано в российском законе. Однако в Законе СССР гражданство определялось как политико-правовая связь лица с государством. Такая формулировка, исходившая из господствовавшей в прежние годы идеи о морально-политическом единстве всего советского народа, не была воспринята российским законом как не связанная с сущностью отношений гражданства. Последним свойствен правовой, а не политический характер.
Конституция РФ и Федеральный закон о гражданстве устанавливают те общие начала, которые определяют главные сущностные черты отношений гражданства, т. е. принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы гражданства (ст. 6 Конституции и ст. 4 Закона).
Реализация принципов гражданства Российской Федерации в Федеральном Законе «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» существует, но не в полном объеме. По-моему мнению, Российская Федерация стоит на пути к идеальной реализации принципов гражданства. Российская Федерация стремится к идеалу вообще, как в конституционно-правовом аспекте, так и в других аспектах. На мой взгляд, разработка и принятие Федерального Закона «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» является ещё одним достижением на пути к идеалу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Права человека его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Социальная и правовая защищенность человека, в конечном счете, определяется условиями экономического и культурного развития общества. Права человека это социально-экономические, политические, культурные и другие возможности свободного самоопределения и свободной жизнедеятельности человека. Свобода отдельной личности, как и общества в целом, основывается на признании человеческого достоинства как абсолютной ценности. Для свободного общества неприемлемы никакие критерии той пользы, которую человек приносит обществу. В демократически организованном обществе нет полезных или бесполезных для общества людей. Все равны перед законом и имеют равное право на защиту своих правовых интересов. В соответствии с Конституцией России общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Поэтому даже в тех случаях, когда общепризнанная норма международного пава, относящаяся к правам человека, не предусмотрена законодательством, другими нормативными актами России либо противоречит им, то действует норма международного права. В этом случае норма международного права имеет прямое действие. Права человека важнейший и неотъемлемый элемент правового статуса личности: правовой статус личности понятие более широкое, включающее общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные номами международного права и Конституцией Российской Федерации. Элементом правового статуса личности является предусмотренная указанными нормами правоспособность и дееспособность физических лиц. Права человека определяют правовой статус личности в обществе. Государство обязано учитывать требования обеспечения и охраны прав человека во всех случаях правотворческой и правоприменительной деятельности. Существенным элементом правового статуса личности является гражданство. Институт гражданства представляет собой один из важнейших элементов правового статуса личности и гарантия его свобод. Оно первооснова взаимоотношений человека и государства. Это связано с тем, что объем прав, свобод, обязанностей того или иного лица напрямую зависит от гражданства. Во всей полноте они присущи лишь гражданам соответствующего государства. Гражданство является обязательным обстоятельством, которое необходимо учитывать при характеристике правового статуса физического лица как субъекта права. Гражданство означает официальную принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, издание избирательной комиссии Нижегородской области, 2005 г., 64 с.
2. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.02 . № 62-ФЗ. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 29 с.
3. Авакьян С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - Москва, Изд-во: Юристъ, 2008г., 612с.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – Москва: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2007г. – 608 с.
5. Пафнутьев А.И. Институт гражданства Российской Федерации (конспект лекций)
[1] Авакьян С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - Москва, Изд-во: Юристъ, 2008г., 612с.
[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова., О.Е. Кутафин. – Москва: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2007г. – 608 с.
[3] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России / Е.И. Козлова., О.Е. Кутафин. – Москва: ТК Велби, Изд-во: Проспект, 2007г. – 608 с.
[4] Российская Федерация. Законы. О гражданстве: Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.02 . № 62-ФЗ. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 29 с.
[5] Там же.
[6] По Пафнутьеву А.И. Институт гражданства Российской Федерации (конспект лекций)
[7] Российская Федерация. Законы. О гражданстве: Федеральный закон Российской Федерации от 31.05.02 . № 62-ФЗ. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 29 с.
[8] Авакьян С.А. Конституционное право России / С.А. Авакьян. - Москва, Изд-во: Юристъ, 2008г., 612с.