Грибоедов а. с. - Дух времени в
СОДЕРЖАНИЕ: Герой и эпоха. Образованный человек своего времени ас г дов еще в молодости увлекался историей миро вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художественные достижения русских и западноевро пейских литераторов.Герой и эпоха. Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художественные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии Гоу отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий - это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе дух времени, правду жизни, цель которой - свобода. Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, делу, а не лицам, а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, три года не писал двух слов, а затем чуть свет Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно. Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, Нестором негодяев знатных. Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего от матерей, отцов отторженных де-тей из своего театра. Он не согласен принять за образцы и считать оте-чество отцами таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить высочайшую улыбку. Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему и дым Отечества ... сладок и приятен. Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то французик из Бордо рад тому, что ни звука русского, ни русского лица не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец. Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него ум с сердцем не в ладу. Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: век нынеш-ний и век минувший. Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить век нынешний. И можно смело сказать, что в Чацком выразился дух времени.