Сравнительная характеристика налогообложения инноваций в нефтяной отрасли Россия - Норвегия
СОДЕРЖАНИЕ: А.С. Мустафина, Использование новых технологий, новых видов техники, а также новых методов организации управления и производства обеспечивает, как известно, снижение производственных затрат, ведет к снижению цен, увеличению размера прибыли, к стимулированию новых потребностей, к росту репутации (имиджа) компании и к завоеванию новых рынков сбыта.Сравнительная характеристика налогообложения инноваций в нефтяной отрасли: Россия - Норвегия
А.С. Мустафина,
Использование новых технологий, новых видов техники, а также новых методов организации управления и производства обеспечивает, как известно, снижение производственных затрат, ведет к снижению цен, увеличению размера прибыли, к стимулированию новых потребностей, к росту репутации (имиджа) компании и к завоеванию новых рынков сбыта. Учитывая эти возможности, организации нефтегазового комплекса стремятся проводить инновационную политику.
Как свидетельствует статистика, в последние годы крупнейшие нефтяные компании России существенно увеличили финансирование НИОКР (рис. 1). При этом характерной особенностью является то, что основной объем инвестиций приходится теперь не на фундаментальные исследования, как это было в прежние годы (в последнее десятилетие ХХ века), а преимущественно на определенный сегмент производственного процесса, в частности, на разведку и добычу.
Затраты нефтяных компаний на финансирование НИОКР
Рис. 1
Проведя анализ действующей системы налогового стимулирования научной и инновационной деятельности, выявлены следующие основные проблемы:
· отсутствует комплексность, меры налогового стимулирования вводятся фрагментарно и охватывают отдельные сегменты (виды) инновационной деятельности;
· нет стыковки между мерами общего налогового регулирования и льготными режимами, вследствие чего налоговые льготы могут терять свое значение;
· недостаточное число льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности, а также неоднозначность трактовки действующих условий применения налоговых льгот. Это приводит к различной интерпретации возможностей их использования, создает ситуацию нестабильности и усложняет отношения организаций с налоговыми органами;
· имеется целый ряд терминологических пробелов и неясностей, что сужает спектр возможных приложений действующих налоговых льгот и тормозит введение новых налоговых стимулов;
· система налогового администрирования сильно забюрократизирована. Проблема заключается не только в отсутствии каких-либо льгот, а в сложности их использования. Предприятиям проще работать вне льготного режима, чем доказывать налоговым органам право на использование льгот. Соотношение выгод от возможного применения льгот и рисков дополнительных проверок и прохождения через различные бюрократические процедуры пока вынуждает компании к отказу от налоговых льгот;
· практически отсутствует налоговое стимулирование организаций-посредников, то есть таких организаций, которые содействуют установлению связей между организациями науки и предприятиями (финансовые, консалтинговые, экспертные организации, образовательные (тренинговые) центры, в том числе расположенные в технопарках, инновационно-технологических центрах и др.)
Среди негативных факторов особо выделяется непредсказуемость государственной политики, частый пересмотр мер без оценки прошлого опыта. Это не позволяет предприятиям планировать свою работу на долгий срок. Между тем инновационная деятельность и затраты на нее являются долгосрочными вложениями.
Государственная политика Норвегии по стимулированию инновационной деятельности может представлять интерес для России в силу нескольких причин. Во-первых, в обеих странах существует проблема старения ресурсной базы, истощения запасов и вследствие этого необходимость разработки новых месторождений, находящихся в труднодоступных регионах. Во-вторых, с ростом издержек на добычу актуальным вопросом в России и Норвегии является развитие и использование новых технологий. В-третьих, норвежское государство, как и российское, играет немалую роль в нефтедобывающей промышленности.
Норвегия – крупная нефтедобывающая и экспортирующая страна, лидер по ряду направлений научно-технического прогресса в сфере нефтедобычи.
Расходы на НИОКР в Норвегии зафиксированы примерно на одном уровне за последние несколько лет и составляют 1,5% ВВП. Такой же показатель был и в 2005 г. В 2004 г. эта цифра составляла 1,6%, а в 2003 г. - 1,7% (здесь надо учитывать, что ВВП сильно вырос за счет резкого повышения цен на нефть). Если сравнивать с другими скандинавскими государствами, доля расходов на НИОКР в ВВП Норвегии значительно ниже. Объяснение состоит в том, что большую долю ВВП Норвегии составляют низко- и среднетехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности, нефтегазовая промышленность (она не считается высокотехнологичной), сфера услуг и рыболовство.
В целях создания благоприятной среды для развития инновационной деятельности норвежское правительство поощряет различные формы сотрудничества компаний, занимающихся инновациями. Наряду со стремлением развивать институциональные основы здоровой инновационной политики и увеличить расходы на НИОКР в приоритетные направления норвежской политики входит поощрение частного акционерного и венчурного капитала, развитие различных форм сотрудничества с национальным и международным бизнесом.
Постоянным приоритетом норвежской политики было создание отечественного научно-технического потенциала. С самого начала становления нефтяной промышленности Норвегия сотрудничала с иностранными компаниями в силу отсутствия собственной базы для развития отрасли. При этом лицензионные соглашения стимулируют передачу технологий от иностранных компаний к норвежским. Предусматривается поощрение и вознаграждение иностранных компаний, которые вносят вклад в создание национального научно-технического потенциала в нефтяной промышленности.
Большое значение в становлении нефтегазовой промышленности Норвегии имеет готовность ключевых игроков к инвестированию в НИОКР. Наряду с компаниями, заинтересованными в разработке и использовании новых технологий, немалую роль в этом процессе играет и государство. Министерство нефтяной промышленности и энергетики инициировало финансируемую государством пятилетнюю программу развития НИОКР в сфере увеличения извлечения нефти, целью которой провозглашены создание научной среды мирового уровня и накопление в Норвегии знаний в области нефтедобычи.
Государство поставило задачу к 2020 г. стать ведущим международным центром нефтяной и газовой отрасли за счет привлечения к инвестированию международных компаний и позиционирования Норвегии как экспортера ценных технологий, которые могут поддержать глобальную деятельность по разведке и добыче.
Для поощрения развития НИОКР в промышленности предусмотрена система налоговых льгот.
Налогообложение нефтяных компаний основывается на стандартном корпоративном налоге (28%) и дополняется специальным налогом (50%) на сверхприбыль от нефтяной деятельности. Компании имеют право на льготы для покрытия расходов на НИОКР, по геологоразведке, операционным расходам и затратам, связанным с выводом из эксплуатации производственных мощностей.
Налоговый режим учитывает финансовые риски компаний, связанные с расходами на разведку. Возмещение расходов может достигать уровня нефтяного налога, если компании не могут открыть ресурсы в своей лицензионной зоне. Такой механизм поощряет вхождение в сектор новых компаний, устраняя риск того, что им придется нести 100% расходов на разведку в случае безуспешного бурения 60.
Другой мерой налоговой политики является компенсация дефицита финансов при завершении производственной деятельности. Было внесено изменение в систему амортизации для краткосрочных активов, касающееся ускоренного списания капитальных затрат для активов со сроком службы менее шести лет. Все эти меры направлены на освоение новых ресурсов, расположенных вблизи существующей инфраструктуры, на разведку неосвоенных территорий и добычу из зрелых месторождений, где требуются незначительные инвестиции в инфраструктуру.
Согласно обзорам недавние налоговые поощрения достигли желаемого результата, поскольку привели к активизации бурения и стимулировали выход малых компаний на шельф. Прогнозируется увеличение уровня добычи из месторождений, которые иначе остались бы неосвоенными. Помимо этого поиску новых инновационных решений способствовало введение одного из самых высоких в Европе налогов на выбросы двуокиси углерода. Это подтолкнуло отрасль к выработке технологических решений, которые сделали Норвегию мировым лидером по улавливанию и хранению углерода.
Столкнувшись с проблемой постепенного снижения уровня добычи нефти, старения месторождений и необходимостью разработки новых месторождений в труднодоступных территориях, норвежское государство постепенно и планомерно взяло курс на создание системы, направленной на развитие технологической базы страны. Была сделана ставка на сотрудничество компаний-операторов, занимающихся разведкой и добычей, крупных международных сервисных компаний, малых поставщиков, сервисных компаний, являющихся пионерами в разработке новых технологий, исследовательских
институтов, соответствующих правительственных структур, что должно способствовать созданию благоприятных условий для развития передовых технологий.
Норвегия выбрала путь отраслевого сотрудничества и координации с развитым частно-государственным партнерством.
В ближайшие годы Норвегия намерена наращивать финансирование фундаментальных исследований. В правительстве есть понимание того, что способность промышленности разрабатывать новые методы добычи и пионерские технологии зависит от долгосрочных обязательств в области исследований, взятых на себя государством. В свою очередь, нефтяные компании, кроме финансового участия, должны предоставлять пилотные площадки для испытания новых технологий.
Таким образом, опыт Норвегии свидетельствует о том, что участие государства может способствовать эффективному развитию нефтедобывающей отрасли. Помимо координирующей роли и финансового участия, существенной функцией является создание соответствующих условий для работы всех участников сектора нефтедобычи.