Сравнительный анализ бюджета Пензенской области за 2008-2010гг

СОДЕРЖАНИЕ: ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА, ФИНАНСЫ И МЕНЕДЖМЕНТ»

«Сравнительный анализ бюджета Пензенской области за 2008-2010гг.»

Выполнил:

студент

гр. 07ЭФ1

Гайнуллин И.Д.

Проверил:

В.М. Каргин

Пенза 2009


Содержание

Введение. 3

1. Анализ доходов бюджета Пензенской области за 2008-2010 гг. 6

2. Расходы бюджета Пензенской области за 2008-2010 гг. 8

Заключение. 11

Введение.

Бюджетная система области представляет собой совокупность областного бюджета и местных бюджетов, основанную на экономических отношениях и юридических нормах.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, в том числе посредством регулирующих налогов, дотаций, субвенций и трансфертов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Составление бюджета производится на основе концепции социально-экономического развития Российской Федерации, налогового и бюджетного законодательства, законов области, утвержденных Законодательным Собранием, целевых программ, прогнозных, ценовых и объемных показателей деятельности юридических и физических лиц, прогноза социально-экономического развития области, районов и городов области.

К ведению исполнительных органов государственной власти (администрации области) относятся составление проекта соответствующего бюджета, исполнение этого бюджета и контроль за исполнением выделенных бюджетных ассигнований. К ведению Законодательного Собрания относятся рассмотрение проекта соответствующего бюджета, утверждение этого бюджета, контроль за его исполнением, утверждение отчета об его исполнении. Вмешательство иных органов и организаций в процесс составления проекта, утверждения и исполнения бюджета не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Администрация области на основе анализа социально-экономической ситуации в области с учетом данных об исполнении консолидированного и областного бюджетов разрабатывает прогноз экономического и социального развития области и целевые программы.

Предприятия, организации и учреждения всех форм собственности, расположенные на территории области, включая финансовые органы, налоговые службы и органы статистики, в порядке, установленном законодательством, обязаны предоставить сведения, необходимые для составления прогноза экономического и социального развития области, сводного финансового баланса и целевых программ.

Бюджетно-финансовая политика в области проводится согласованно с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

В части доходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

— в определении темпов роста доходов бюджета области;

— в расчете соотношений между отдельными видами доходов;

— в установлении категорий налогоплательщиков, налогообложение которых может быть ослаблено или усилено;

— в обосновании налоговых ставок по федеральным и областным налогам.

В части расходов бюджетно-финансовая политика области выражается:

— в определении темпов роста бюджетных расходов, как в целом, так и по отдельным отраслям;

— в установлении приоритетов в расходовании средств и составе защищенных статей бюджета;

— в расчете соотношения текущих расходов и расходов развития;

— в выработке механизма поддержки местных бюджетов;

— в обосновании выделения бюджетных ассигнований на областные программы.

Работу по составлению проекта областного бюджета и бюджета области осуществляет администрация области. Законодательное собрание рассматривает проект закона Об областном бюджете и готовят свои заключения с замечаниями и предложениями. Законодательное собрание при принятии закона вправе внести в него изменения при условии согласования их с администрацией области. Принятый закон Об областном бюджете является основанием для выделения ассигнований из областного бюджета. Администрация области организует исполнение областного бюджета, обеспечивает поступление доходов и осуществляет контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из областного бюджета ассигнований.

Контроль за исполнением областного бюджета осуществляется контрольной комиссией областной Думы путем проверки текущей бюджетной отчетности и в процессе рассмотрения годового отчета об исполнении областного бюджета. Информация об исполнении областного бюджета представляется областным финансовым управлением, ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Контрольная комиссия представляет материалы проверок в комитет по бюджету, финансово-экономическому и налоговому законодательству областной Думы.


1. Анализ доходов бюджета Пензенской области за 2008-2010 гг.

Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регул ирования их финансового состояния

Вид доходов

2008г

2009г

Недобор финансирования

2010г

Сумма, тыс. руб.

Удель-ный вес,%

Сумма, тыс. руб.

Удель-ный вес,%

По сумме, тыс. руб.

По удель-ному весу,%

Сумма, тыс. руб.

Удель-ный вес,%

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

6 860 393,6

44,50%

8 391 050,1

53,63%

-1 530 656,50

-9,13%

8 908 140,5

54,64%

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

3 693 379,7

23,96%

2 828 933,0

18,08%

864 446,70

5,88%

2 527 108,8

15,50%

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

1 261 726,2

8,18%

1 365 521,6

8,73%

-103 795,40

-0,54%

1 474 249,4

9,04%

Иные межбюджетные трансферты

337986,6

2,19%

186104,6

1,19%

151 882,00

1,00%

240306,9

1,47%

Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

2 907 090,6

18,86%

2 670 997,0

17,07%

236 093,60

1,79%

2 895 540,8

17,76%

Иные межбюджетные трансферты

337986,6

2,19%

186104,6

1,19%

151 882,00

,00

1,00%

240306,9

1,47%

Прочие субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации

17 349,6

0,11%

17 349,6

0,11%

0,00

0,00%

17 349,6

0,11%

Итого

1541512,9

100%

15815182,0

100%

-230 147,60

16062696,0

100%

В целом финансирование остается на прежнем уровне (по принятым документам), на деле же дефицит бюджета достигает 3 млрд. рублей 2009 году. Что влечет за собой внесение поправок в уже принятый бюджет и не может положительно сказываться на применении бюджета.
2. Расходы бюджета Пензенской области за 2008-2010 гг.

Расходы бюджета субъекта РФ – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). В соответствии с законодательством РФ (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

— содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

— обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

— проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

— реализацию региональных целевых программ;

— формирование государственной собственности субъектов Федерации;

— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

— содержание и развитие предприятий, учреждений т организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

— оказание финансовой помощи местным бюджетам;

— прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ).

Наименование

2008

2009

2010

тыс. руб.

в %ах к общему объему расхо-дов

тыс. руб.

в %ах к общему объему расхо-дов

Измене-ния по отноше-нию к преды-дущему году

тыс. руб.

в %ах к общему объему расхо-дов

Измене-ния по отноше-нию к преды-дущему году

Общегосударственные вопросы

1279472,6

4,4

1131048

3,5

-0,2

1066510,5

3,0

-16,7

Национальная оборона

19644,1

0,1

19760,5

0,1

-0,9

20783,7

0,1

-1,1

Мобилизационная подготовка экономики

19644,1

0,1

19760,5

0,1

-0,1

20783,7

0,1

-1,7

Национальная экономика

4960377,6

16,9

3405554,4

10,6

-0,4

3527509

10,1

-27,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

607161

2,1

2329917,6

7,2

2,5

1752548,4

5,0

1,0

Охрана окружающей среды

36177,6

0,1

43430,9

0,1

0,1

47961,5

0,1

0,4

Культура, кинематография, средства массовой информации

1041359,9

3,5

481941,1

1,5

-0,6

504435

1,4

-3,5

Здравоохранение, физическая культура и спорт

4184119,5

14,3

4979622

15,5

0,1

5246314,7

15,0

172,1

Стационарная меди- цинская помощь

1193440,8

4,1

1283836,8

4,0

0,0

1270270,8

3,6

-201,8

Межбюджетные трансферты

12034146

41,0

11519759,1

35,8

-4,3

12139927,4

34,6

-9,1

Всего по бюджету

29341736

100,0

32143802,6

100,0

35089657,1

100,0

В целом мы видим что по итогам 2009 года снизилось финансирование по некоторым статьям, в рамках нехватки финансирования и из-за условий кризиса, были свернуты или заморожены некоторые программы. Например, мы видим уменьшение финансирования обороны, общегосударственных вопросов. В других же разделах, например, ЖКХ, здравоохранение, мы видим увеличение финансирования, что не может не говорить о положительной динамике развития Пензенской области.

Налицо небольшой рост расходов на здравоохранение, спорт и медицинскую помощь, и значительное снижение расходов на культурные статьи бюджета (в 2 раза с 2008 по 2009 год)
Заключение.

Общие тенденции формирования бюджета Пензенской области таковы, что на фоне кризиса и нехватки финансирования, в бюджете все равно прослеживается увеличение финансирования социальных статей, хоть и путей урезания других. Происходит увеличение финансирования , хоть и незначительное, здравоохранения, ЖКХ, охраны окружающей среды. Из будущих целей нужно выделить одну, самую важную – сохранить тенденции увеличения финансирования социальных статей бюджета.
Список использованной литературы и источников.

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

2. Официальный портал Правительства Пензенской области http://www.penza.ru/acts/budget

3. Сайт Законодательного собрания Пензенской области http://zspo.ru/

Скачать архив с текстом документа