Инфляция и антиинфляционное регулирование 3
СОДЕРЖАНИЕ: Дисциплина «Экономическая теория» КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Инфляция и антиинфляционное регулирование» Альметьевск 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение …...3Дисциплина «Экономическая теория»
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему:
«Инфляция и антиинфляционное регулирование»
Альметьевск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Особенности инфляции в России
1.1. Развитие инфляции в переходной экономике……………………………………….4
1.2. Основные источники инфляции в российской экономике…………………………8
1.3. Социально-экономические последствия инфляции……………………………….12
Глава 2. Антиинфляционное регулирование в России
2.1. Антиинфляционная политика………………………………………………………18
2.2. Антиинфляционные методы………………………………………………………..20
2.3. Модель антиинфляционной политики в России…………………………………..24 Заключение……………………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………………...31
ВВЕДЕНИЕ
Инфляция - это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку. Действительно, мы редко ощущаем последствия безработицы, экономического роста или улучшения платежного баланса страны. Зато повышение цен и ухудшение своего материального положения заметит каждый. Наиболее традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Переход экономики России на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного обращения стали основными как в практических мероприятиях по реконструкции экономики страны, так и в теоретических исследованиях. Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение. Непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт России показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению баланса материальных и денежных потоков. Кроме того, наличие сформировавшегося слоя управленцев в период первоначального накопления капитала ведет к тотальной коррупции чиновников органов государственной власти и управления.
Но в каждой стране инфляция имеет свои особенности, поэтому она исследуется экономистами многих стран мира, однако это обстоятельство не снижает актуальность этой темы как в настоящее время, так и в последующем.
Цель курсовой работы:
1. раскрыть особенности инфляции в России;
2. проанализировать антиинфляционное регулирование в России.
Глава 1. Особенности инфляции в России
1.1. Развитие инфляции в переходной экономике.
«Шоковая терапия» как попытка России совершить переход к рыночной экономике потерпела «шокирующий провал». Сущность реформы сводилась к преобразованию централизованной плановой экономики в рыночную с помощью известной «триады»: либерализация, макроэкономическая стабилизация и приватизация. Именно эта программа, была взята на вооружение правительством Е.Гайдара.
Применение «шоковой терапии» вызвало внезапное разрушение элементов командной системы. При этом ожидалось, что соответствующие элементы рыночной системы возникнут на их месте как бы сами собой. Провал, случившийся здесь, может быть отнесен на счет государственного вмешательства, включая нежелание парламента поддерживать достаточно строгую версию шоковой терапии.
Макроэкономическая стабилизация не только не стабилизировала экономику, но привела к сочетанию спада промышленного производства и инфляции, обесценивания рубля и долларизации экономики. Инфляция уничтожила сбережения и не дала возможности подняться среднему классу. Среди других последствий – истощение инвестиций с вытекающей отсюда эрозией основного капитала и “бегством” накоплений, намного превышающим по своим объемам помощь, полученную Россией от Запада.
В годы советской эры цены были непоколебимы и плохо отражали экономические реалии. Их главной функцией было удовлетворение нужд плановиков из центра, чьей главной и отвергающей все остальное заботой было выполнение производственных квот. Цены на продовольственные товары и жилье, являвшиеся предметом социальной политики, устанавливались намного ниже реальной стоимости.
Повышение самостоятельности предприятий, происшедшее накануне развала Советского Союза без каких-либо изменений цен, привело к распространившимся повсюду нехваткам. Внезапное устранение контроля над ценами в январе 1992 года обещало быстрое наведение порядка. Товары снова появились на полках магазинов, но повышение цен было чудовищным. Мне кажется, что освобождение цен принесло бы большую пользу, если бы сначала были предприняты стабилизационные меры. Большой дефицит государственного бюджета, этот главный инфляционный фактор, следовало уменьшить. «Рублевый навес» (большие депозиты личных сбережений) мог бы быть трансформирован посредством принудительного обращения крупных сбережений в долгосрочные государственные долговые обязательства. Были нужны механизмы для наблюдения за ценами, которые устанавливали предприятия, пользуясь значительными правами, предоставленными рынком. Радикальные перемены в структуре цен явились сами по себе разрушительным шоком для экономики. Подтягивание цен к мировому уровню потрясло промышленность, которая действовала на основе технологий, рассчитанных на другую структуру цен. Пострадали государственные доходы, поскольку поток прибылей промышленности, прежде текший в казну, решительно сократился, на какое-то время рост цен следовало ограничить посредством государственного контроля. Если бы это было сделано, то можно было бы проводить политику по ликвидации рублевого навеса, усилению конкуренции и сокращению дефицита госбюджета.
Политика, касающаяся энергетических цен, оставалась рискованной. В течение начального периода радикальных реформ здесь было несколько ограничений, и пошлина на экспорт энергии (впоследствии отмененная под давлением МВФ) временно удерживала внутренние энергетические цены на уровне ниже мировых. Но крутой рост энергетических цен произвел опустошительный эффект в промышленности и сельском хозяйстве. В то время как сокращение внутреннего потребления расширило экспортные возможности, доходы потекли в руки богатой элиты.
Либерализация цен привела к тому, что в российской действительности цены вопреки теории устанавливались не столько рынками, сколько монополиями, мафиозными группировками и коррумпированными чиновниками. Такая либерализация при отсутствии эффективной приватизации и конкуренции ведет не к эффективному производству, а к созданию условий для обогащения лиц, находящихся у власти.
Советская экономика, хотя и не была рыночной, но могла быть описана как имеющая низкую рыночную плотность. Большинство продукции поставлялось монополиями, и только ограниченный круг товаров был общедоступен. Здесь не было оптовых торговцев или других легальных рыночных посредников. В наличии оказался только «черный рынок», который был в состоянии «вылечивать» незапланированные дефициты.
С шоковой терапией были связаны надежды, что конкурентные рынки появятся сразу же после того, как расцветут вновь приватизированные предприятия и на сцену выйдут зарубежные конкуренты. Но вместо этого раскалывание монополий на части и прекращение централизованного планирования перерезало каналы снабжения, сократило экономическую активность и усилило криминальный контроль за рынками.[1]
Мы считаем, правительству следовало бы обуздать новые антиконкурентные структуры. Особенно важно было оградить тылы оптовиков и комиссионеров от просачивания в них мафии. Ведь до тех пор пока рыночная плотность недостаточна, государство должно продолжать гарантировать нормированное возмещение производственных затрат и, при нужде, предоставление потребительских товаров первой необходимости.
Макроэкономическая стабилизация, делающая российский рубль стабильной валютой, стала центром экономической политики в то же время, когда были возведены два других столпа радикальной реформы (внезапная либерализация и спешная приватизация). В результате действия стабилизационной программы после 1995 г. инфляция устойчиво снижалась. С середины 1997 г. она более не представляла серьезной проблемы, и ВНП начал слегка расти, впервые со времени распада Советского Союза. Макроэкономическая стабилизация навязчиво рекламировалась как важнейший последний шаг в создании здоровой рыночной экономики. Но достижения оказались иллюзорными, когда 17 августа 1998 г. рубль был внезапно девальвирован, и страна отказалась от уплаты своих долгов.
Мы считаем, стабилизационная программа была продумана кое-как. Кроме пренебрежения распределительными и институциональными надобностями, она ушла от рассмотрения важных макроэкономических вопросов. Её главной целью было быстро остановить инфляцию.
Приватизация, в результате которой новыми собственниками оказались бывшие менеджеры госпредприятий, обусловила появление частных монополий с соответствующим монополистическим поведением и стремлением новых собственников к получению личных краткосрочных выгод даже за счет ликвидации активов. Урок, который следует извлечь из российской приватизации: её проведение без должного правового регулирования и действенной юридической системы создает стимулы не к росту эффективности, а к криминализации экономики. К этому мнению в той или иной степени присоединяются большое число аналитиков.
Таким образом, можно отметить ряд ошибок, совершенных при проведении данной политики:
- сокращение бюджетных расходов, которое привело к уменьшению количества денег в обращении, кризису неплатежей, ухудшению положения населения, росту доходов мафиозной экономики;
- ограничение сферы государственного управления предприятиями, которые продолжали оставаться в собственности государства;
- “ликвидация” сбережений населения, которая вызвала резкий скачок цен и от которой пострадали миллионы людей;
- масштабный разрыв хозяйственных связей внутри бывшего СССР и внутри РФ;
- использование ограниченного набора инструментов (включающего макроэкономическую стабилизацию, либерализацию торговли и приватизацию) для достижения относительно узкой цели – экономического роста, в его недостаточности и отсутствии комплексности, игнорировании таких факторов, как наличие надежных финансовых рынков и действенное финансовое регулирование; и другие.
1.2. Основные источники инфляции в российской экономике.
Источники инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием; опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; другими факторами.
Повышение цен и появление излишнего количества денег – это лишь внешние проявления инфляции; ее глубинной причиной является нарушение пропорций национального хозяйства, т.е. нарушение общего равновесия.
Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991года, однако проводилась реформа не совсем продуманно. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе, а розничные цены изменились только в апреле. Тем самым прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль предприятий, что позволило им увеличить выплаты заработной платы. Результатом стало разбалансирование товарного рынка и развитие тотального дефицита, усугубленного инфляционными ожиданиями. Одновременно возрастал бюджетный дефицит (31% ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный денежный навес, готовый захлестнуть нарождавшийся рынок. Реализация данной политики осложнялась значительными трудностями. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от концепции постепенной реформы. 2 января 1992 г. было отпущено 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение розничных цен за первые три месяца 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые цены уже за первые 2 месяца возросли почти в три раза. Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным.
В то время как цены выросли в 5-7раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25%. Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. Поскольку рост заработной платы при этом почти вдвое отставал от роста потребительских цен, а общая денежная масса повышалась еще медленнее, резкое падение спроса стала одной из главных причин сокращения производства.[2]
В конце 1991 г. произошел распад СССР, сопровождавшийся нарушением многих производственных связей. Незадолго до того прекратил свою деятельность Совет Экономической Взаимопомощи, в рамках которого прежде происходила значительная интеграция рынков социалистических стран. Перечисленные обстоятельства внесли дополнительный вклад в сокращение производства. Последовавший спад в свою очередь стал одним из генераторов инфляции.
В административной системе колоссальная дифференциация характеризовала и предприятия обрабатывающей промышленности. Так, рентабельность предприятий электротехнической промышленности СССР в середине 80-х годов охватывала диапазон 50-230%. Подобное положение достигалось за счет централизованного перераспределения финансовых ресурсов. В результате современное оборудование, наиболее качественный металл и лучшие кадры направлялись в военно-промышленный комплекс и тяжелую промышленность в ущерб легкой и пищевой, а так же сельскому хозяйству. В условиях перехода к рыночной экономике, предполагающей выравнивание цен, межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация эффективности производства оказывается мощным фактором, вынуждающим убыточные и низкоэффективные предприятия сохранять высокие темпы роста цен на свою продукцию (отраслевые цены формируются на уровне предельных издержек).
Другой важный источник инфляции мы видим в исходных диспропорциях внутренних и мировых цен. Сложившиеся в рамках административной системы цены имели существенные перекосы: энергия и сырье были сравнительно дешевыми, а продукция обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства - дорогими.
Советский Союз имел сравнительно низкую интегрированность в мировую экономику. Экспорт и импорт охватывали довольно узкий и неизменный круг продукции (поставки преимущественно нефти, газа, леса, военной техники и закупки зерна, оборудования, товаров легкой промышленности).
Открытие экономики в ходе экономических реформ, введение частичной конвертируемости рубля привели к сближению первоначально очень далеких друг от друга систем цен, что также стало одним из главных источников инфляции. Переход к рыночному определению обменного курса привел к его неадекватному скачку в начале 1992 г. и сделал все внутренние цены в долларовом выражении на порядок меньшими мирового уровня. Вследствие этого вся экономика испытывала инфляционное давление со стороны цен экспортируемых товаров.
Как уже отмечалось, важную роль в поддержании инфляции сыграл также происшедший за годы реформ глубокий спад производства. Часть спада объясняется такими упоминавшимися внешними причинами, как дезинтеграция единого рынка бывшего СССР и распад СЭВ, однако другая - тесно связана с проводимыми реформами и стабилизационной политикой. Значительная часть спада, обусловлена быстрым открытием экономики, в результате чего многие предприятия легкой и пищевой промышленности, бытовой электроники и т.д. оказались потеснены на отечественном рынке.
Взаимосвязь спада производства и инфляции проявляется в следующем:
1. В процессе сокращения производства значительно растут издержки на единицу продукции, поскольку существенную их долю составляют фиксированные затраты. В частности, спад не сопровождался адекватным сокращением численности занятых. Таким образом, уменьшение объемов производства создает затратное давление на цены.
2. В рамках стабилизационных программ правительство вынуждено идти на уменьшение своих расходов, сокращая тем самым конечный спрос. Это влечет за собой дополнительное уменьшение выпуска и, следовательно, дальнейшее снижение поступления налогов.[3]
Традиционное представление об оптимизирующем воздействии рыночных механизмов на структуру производства основано на предпосылке о свободном перетоке ресурсов из депрессивных отраслей в более эффективные. Что касается трудовых ресурсов, то их территориальная мобильность в России была всегда резко ограничена из-за дефицита жилья и отсутствия его рынка, больших расстояний между промышленными центрами. О перетоках капитала бессмысленно говорить в условиях, когда объем производственных капитальных вложений снизился в 4 раза по сравнению с предреформенными годами. Неопределенность, непредсказуемость даже близкого будущего, неурегулированность прав собственности и т.д. явились тормозом для отечественных и зарубежных инвестиций, а, следовательно, и для перестройки производственной структуры. В результате дисбаланс спроса и предложения разрешался только одним способом: снижением предложения.
Ослабление инфляции совпало по времени с периодом ослабления промышленного спада - можно предположить, что здесь имеется и некоторая причинная связь. Вместе с тем ужесточение монетарной политики в 1995 г. привело в октябре-ноябре к локальному конъюнктурному спаду. Соотношения цен существенно приблизились к соотношениям цен на мировых рынках. Перераспределение добавленной стоимости, происходившее в рамках инфляции, определялось преимущественно силой сторон в переговорах о ценах поставок. Здесь играли роль следующие факторы:
- соотношение между внутренней и мировой ценой. Сырьевые отрасли, имеющие благоприятные соотношения этих цен, получили возможность экспортировать свою продукцию по ценам, значительно превышающим внутренние. Это не только усилило их переговорные позиции, но и привело к тому, что до недавнего времени они нередко вообще не были заинтересованы в сохранении покупателя на внутреннем рынке (какая бы цена ни была согласована, экспортные поставки все равно были выгоднее).
- монопольная структура российской экономики. Средний размер промышленного предприятия в нашей стране в 10 раз выше, чем в США. Если там средняя численность работающих на одном предприятии составляет 80 человек, то в России - 800.[4] Стоит заметить, что степень монополизации, грубо характеризуемая размерами предприятий, заметно различалась по отраслям: она была максимальной в отраслях тяжелой промышленности и минимальной в отраслях потребительского сектора и сельском хозяйстве.
В настоящее время процесс образования в России финансово-промышленных групп и крупных корпораций только начался. Отсутствие юридически оформленных межотраслевых корпораций - еще одна важная причина, затрудняющая формирование согласованной рациональной системы цен.
Данные о межотраслевых ценовых пропорциях полностью объяснимы приведенными факторами. Несколько выпадает на первый взгляд из общей тенденции лишь пищевая промышленность. Однако ее сравнительно высокий уровень цен может быть объяснен тем, что предприятия этой отрасли являются, как правило, локальными монополистами, что позволяет им диктовать цены производителям сельскохозяйственного сырья.
1.3. Социально - экономические последствия.
Последствия инфляции сложны и разнообразны. Термин “социальные” стоит впереди не случайно. Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учёта ожидаемого уровня инфляции. Она ведёт к перераспределению национального дохода по различным направлениям:
1. между разными сферами производства и регионами в силу неравномерного роста цен;
2. между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская необеспеченные товарами бумажные деньги, государство фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действия эффекта инфляционного налогообложения;
3. между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства – неизбежные спутники инфляции, которая негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям – через сбережения и текущее потребление.
Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относиться к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается с прямым снижением жизненного уровня беднейших слоёв населения. Склонные к сбережению большей части своих доходов богатые теряют лишь сберегаемую часть, при этом их текущее потребление не только не страдает, но может возрастать.
Инфляция особенно опасна для категории населения, получающих фиксированные доходы. Именно у этих людей преобладающую роль в активах играют наличные деньги и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость уменьшается.
Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от её размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит, более того, её снижение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она даже может вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса даёт толчок к расширению производства.
Высокая инфляция активно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40 % и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем обычно выше темпы экономического роста, причём они максимальны при минимальных темпах инфляции. Это подтверждается исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в большинстве стран современного мира, которые придерживались разных моделей экономической политики.
Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП, поскольку внедрение в производство новой техники обходиться всё дороже. Причина использования устаревшего, но более дешевого оборудования и старой трудоёмкой технологии состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.
Наблюдается общее замедление экономической активности. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.
Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что в свою очередь нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.[5]
Выше перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеет место и внешнее. Обесценение денег внутри страны приводит к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).
Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция, в процессе которой государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твёрдой – иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах.
Вышесказанное в первом и втором пунктах данной работы позволяет сделать выводы о том, что социально-экономические последствия инфляции выражаются в:
-перераспределении доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;
-обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;
-постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;
-неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;
-искажении структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;
-закреплении стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;
-сокращении инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;
-обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;
-возрастании спекулятивной игры на ценах, валюте и т.д.;
-активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;
-снижении покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;
-социальном расслоении общества, обострении социальных отношений.
Подводя итоги по первой главе нашей работы можно сделать следующие выводы.
Переход экономики России на рыночные отношения резко повысил значение денег. Непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубили имеющиеся трудности, усилили инфляционные процессы.
Сущность реформы сводилась к преобразованию централизованной плановой экономики в рыночную с помощью известной «триады»: либерализация, макроэкономическая стабилизация и приватизация. Применение «шоковой терапии» вызвало внезапное разрушение элементов командной системы.
Для того, чтобы наглядно проследить динамику в России рассмотрим следующую таблицу.
Динамика инфляции в России 1991-2010 гг.[6]
Таблица 1.
Год | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
Инфляция, % | 160,4 | 2508,8 | 839,9 | 215,1 | 131,3 | 21,8 | 11,0 | 84,4 | 36,5 | 20,2 |
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010* |
Инфляция, % | 18,6 | 15,1 | 12,0 | 11,7 | 10,9 | 9,0 | 11,9 | 13,3 | 8,8 | 7-8 |
Как мы видим из таблицы, инфляция в России достигла небывалых размеров в 1992 г. – 2508,8%. Затем уровень инфляции снижается до 1998 г., а дефицит бюджета неуклонно растет. Государство пытается покрыть его государственными краткосрочными обязательствами, в результате чего внутренний долг государства к середине 1998 г. составил свыше 25% ВВП. Начиная с 1999 г. темп инфляции неуклонно снижается и в 2006 г. он составил лишь 9%. Однако, с 2007 г. снова наметилось повышение темпов инфляции. В 2008 г. инфляция увеличилась еще на 1,4 %. По данным Росстата, инфляция в 2009 г. составила 8,8%, оправдав этим оптимистичные прогнозы экономистов. За 2008 г. цены выросли на 13,3%. Напомним, что Минэкономразвития официально прогнозирует инфляцию в 2010 г. в 7-8%.
К основным, по большей части специфическим причинам инфляции следует отнести:
1. катастрофический спад производства;
2. глубокие структурные диспропорции в экономике, проявляющиеся в преобладании тяжелой промышленности и сложном положении в сельском хозяйстве;
3. долларизацию денежного обращения, значительный приток инвалют способствовал росту цен;
4. экономическую и социальную нестабильность;
5. огромный отток материальных и валютных ресурсов за границу;
6. вытеснение импортом отечественных товаров;
7. огромный внутренний и внешний долг;
8. либерализацию валютного законодательства, внутреннюю конвертируемость рубля, которые вызвали мощную спекуляцию на валютном рынке и быстрое падение курса рубля;
9. сокращение бюджетных расходов, которое привело к уменьшению количества денег в обращении, кризису неплатежей, ухудшению положения населения, росту доходов мафиозной экономики;
10. ограничение сферы государственного управления предприятиями, которые продолжали оставаться в собственности государства;
11. “ликвидация” сбережений населения, которая вызвала резкий скачок цен и от которой пострадали миллионы людей;
12. масштабный разрыв хозяйственных связей внутри бывшего СССР и внутри РФ;
13. использование ограниченного набора инструментов (включающего макроэкономическую стабилизацию, либерализацию торговли и приватизацию) для достижения относительно узкой цели – экономического роста, в его недостаточности и отсутствии комплексности, игнорировании таких факторов, как наличие надежных финансовых рынков и действенное финансовое регулирование.
Государство пока освоило ограниченное число методов борьбы с инфляцией. В ходе реформ единственным активным инструментом макроэкономического регулирования деятельности хозяйствующих субъектов была денежная политика, характер которой колебался от умеренного до жесткого. С её помощью постепенно была подавлена инфляция спроса и частично погашены инфляционные ожидания.
Глава 2. Антиинфляционное регулирование в россии
2.1. Антиинфляционная политика
Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
· уменьшение денежной эмиссии;
· повышение учетной ставки по сбережениям населения;
· сокращение государственных расходов;
· повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.
Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая включает набор взаимосвязанных мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные меры:
· сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
· повышение налогов;
· снижение объемов кредитования коммерческих банков;
· увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
· повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
· фиксация обменного курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.[7]
Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных расходов вносить изменения в экономическое законодательство. Это касается, например, закона, запрещающего Центральному банку выдавать кредиты правительству или коммерческим банкам. В частности, принятие такого закона в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению инфляции за несколько месяцев.
За последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985 г., Мексика в 1987 г., Польша в 1990 г., Аргентина в 1991 г., Эстония в 1992 г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.
Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года — в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».[8]
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
2.2. АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
Правительство каждой страны, находящейся в экономическом кризисе, должно в первую очередь проводить антиинфляционную политику. При этом крайне желательно, чтобы правительство, одной рукой борясь с инфляцией (в том числе и за счет простых граждан), другой рукой не усугубляло ситуацию в экономике своими непродуманными или даже своекорыстными действиями. Методы борьбы с инфляцией могут быть как прямыми, так и косвенными.
Прямые методы регулирования покупательной способности национальной денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (в том числе и по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы (эта мера должна сочетаться с поддержанием жесткой фискальной дисциплины, иначе зарплаты «уходят в тень»);
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
К подобного рода мерам прибегать в России не рискуют, считая их почему-то «нерыночными», хотя все остальные страны «с рыночной экономикой» с успехом их применяют.
К косвенным методам относятся:
1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком (регулируя собственно денежную массу не следует забывать, что государственные ценные бумаги это тоже по сути деньги – и те, и другие эмитируются государством);
2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком, при этом в условиях борьбы с инфляцией необходимо поддержание жесточайшей финансовой дисциплины;
3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Именно эти меры были использованы Центробанком России под управлением Т.Парамоновой для обуздания инфляции в 1995 г.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным антиинфляционным мерам относятся следующие:
1. Обеспечение страны в достатке продовольствием. Это первейшее условие любых реформаторских усилий. Для налаживания продовольственного дела в стране следует оказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов, исключающую возможность даже временного падения сельскохозяйственного производства:
а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая (подобная практика действительно была введена, и именно она, а не мифические «фермеры» и «инвесторы», позволила сохранить реальное сельскохозяйственное производство), государственная поддержка сельских хозяйств, работающих на удовлетворение потребностей рынка продовольствия;
б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы (в первую очередь – электроэнергию и энергоносители) на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
2. Воссоздание разрушенного инвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо прежде всего восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.
3. Налаживание снабженческо-сбытовых связей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры могут функционировать в рамках отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.
4. Взамен налога на добавленную стоимость, стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции и крайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежом в бюджет налог на прибыль или налог с продаж, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли (некоторое время в России успешно сосуществовали налог с продаж и налог на добавленную стоимость, чего кстати, не было ни в одной другой стране. В результате почему-то отменили именно налог с продаж, хотя его собирать проще всего).
5. На время кризиса необходимо централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:
а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен (обязательное страхование является действительно целесообразным, попутно это действенная мера против «фирм-однодневок»);
б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить их экономику. Потребкооперация будет способствовать нормализации цен и вне кооперативного сектора. Собственно говоря, стихийно такие структуры уже давно возникли, необходимо просто легализовать их существование и оказать им необходимую государственную поддержку.
7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие экспортные операции на комиссионных налогах.[9]
2.3. Модель антиинфляционной политики в России
Цель антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными методами) в интересах подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост.
Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен. Реформа цен являлась одной из задач правительственной программы 1991 г., но как мы помним из предыдущей главы, она проводилась не совсем продуманно. Либерализация цен вызвала рост цен в 26 раз за 1992 г.
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей.
Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г. антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
· ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
· сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
· сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.[10]
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 г. и до августа 1998 г. включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. (в 2003 г. инфляция составила 12%) удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (хотелось бы напомнить, что государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.
В отличие от 2004 г., с середины 2005 г. наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 г. темпы роста потребительских цен были более чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 г. сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 г. против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 г. по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 г., рост импорта мясных и других продовольственных товаров.
В 2006 г. инфляция снизилась до 9%, однако, с 2007 г. снова наметилось повышение темпов инфляции. Причиной инфляции 2007 г. явился рост цен на зерно. Хлеб подорожал на 7% и все продукты питания по минимуму – на 17%. В то же время неуклонно росли цены на жилищно-коммунальные услуги. Продуктовая инфляция 2007 г. потянула за собой рост цен во всей сфере экономических отношений. Однако министр финансов по поводу инфляции 2007 г. заявил, что такое повышение тарифов, особенно на газ, вполне оправдано, например тем, что «Газпром» доходами извне покрывает свои внутренние убытки, а во-вторых, в недалеком будущем нам все равно придется жить в условиях более высоких тарифов. Довольно эгоистичное заявление, ведь тогда тарифы на услуги будут расти сравнительно с уже существующим положением, а не наравне.
В 2008 г. инфляция составила 13,3%. Аналитики, опрошенные агентством Интерфакс, считают, что причинами высокой инфляции в 2008 г. стали масштабный приток капитала в 2007 г. и первой половине 2008 г., высокий рост тарифов на услуги монополий и существенный рост бюджетный расходов.
По данным Росстата, инфляция в 2009 г. составила 8,8%, общее замедление инфляции в 2009 г. аналитики объясняют последствиями экономического кризиса: снижением платежеспособности населения и, соответственно, спроса.
В середине декабря Минэкономразвития понизило официальный прогноз инфляции в 2010 г. с 9-10% до 6,5-7,5%. Согласно последним расчетам Минэкономразвития, инфляция в 2010 г. составит 7-8%, а рост потребительских цен по итогам года может составить 8,2%. Согласно последним расчетам Минэкономразвития, инфляция в 2011 г. - 6-7%, в 2012 г. - 5-6%. Прогнозы аналитиков оптимистичны, но учитывая особенности нашей страны данные прогнозы могут измениться как под давлением одного отдельного фактора, так и под несколькими (как, например, аномально жаркое лето, которое никто не предвидел и не ожидал).[11]
Подводя итоги можно сделать следующие выводы по 2 главе нашей работы.
Правительство каждой страны, находящейся в экономическом кризисе, должно в первую очередь проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть как прямыми, так и косвенными.
Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к равновесию.
В 1994 г. для подавления инфляции был выбран монетаристский подход. Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. курсовой политики, направленной на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля. Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 г. и до августа 1998 г. включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета, что в итоге привело к валютно-финансовому кризису в 1998 г., давшему толчок новому витку инфляции, доказав неэффективность монетаристских методов подавления инфляции.
Начиная с 1999 г. инфляция неуклонно падала и достигла своего однозначного значения – 9% в 2006 г. В 2007 - 2008 гг. наблюдалось повышение темпов инфляции. Но с 2009 г. темпы инфляции вновь начали уменьшаться, и согласно последним расчетам, инфляция в 2010 г. составит 7-8%, в 2011 - 6-7%, в 2012 - 5-6%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы необходимо сделать следующие выводы.
Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат. Это один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом.
Инфляция представляет собой обесценение бумажных денег; в рыночной экономике этот процесс, как правило, связан с ростом цен; в командно-директивной экономике или в экономике, в которой продолжают большую роль играть нерыночные факторы, инфляция выражается и в росте цен, и в дефиците многих товаров и услуг. Инфляция, понимаемая таким образом, носит многофакторный характер: на ее оказывают воздействие и факторы денежного обращения и факторы производства и предложения товаров.
И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что непрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.
Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.
В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г. преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм (пусть рынок сам регулирует), либо государственное регулирование экономики.
Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.
При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Так как умеренная инфляция предполагается самим рыночным механизмом и не может быть полностью искоренена в нем; то целью государственной антиинфляционной политики является не ликвидация, а управление инфляцией, чтобы ее уровень оставался достаточно умеренным.
Таким образом, антиинфляционная политика является постоянной функцией государства в рыночной экономике. По своему значению она не уступает любой другой политике государства (например, социальной или научно-технической). Разработанный и проверенный на практике комплекс действенных мер антиинфляционного регулирования рыночной экономики в развитых странах заслуживает внимательного изучения и умелого использования в условиях России, для дальнейшего снижения темпов инфляции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никитин С.М. и др. Что такое “шоковая терапия”? //МЭ и МО:1995, № 3
2. Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997
3. Домбровский М. и др. Инфляционные последствия девальвационного кризиса в России и на Украине. // Вопросы экономики. – 1999.
4. Поумер, Маршалл. К пониманию переходной экономики // Экономическая наука современной России. 1999. № 2. 1999г.
5. А. Амосов «Инфляция и кризис: пути выхода. -М.» Пресса, 2000 г.
6. Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000 г.
7. Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 2003 г.
8. Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4.
9. Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы // Деньги и кредит. - 2006. - N 9.
10. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2007 г.
11. Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2007 г.
12. http://www.minfin.ru – Министерство финансов РФ.
13. http://www.rg.ru – Российская газета.
14. http://www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.
15. http://www.rian.ru – РИАНовости
[1] Поумер, Маршалл. К пониманию переходной экономики // Экономическая наука современной России. 1999. № 2. 1999г. [С. 66-70].
[2] Поумер, Маршалл. К пониманию переходной экономики // Экономическая наука современной России. 1999. № 2. 1999г. [C. 61-64]
[3] Теория переходной экономики под ред. Герасименко В.В.// МГУ:1997 [C. 17-22].
[4] Гамза В.А. Инфляция в России: аналитические материалы // Деньги и кредит. - 2006. - N 9. [С.58-70]
[5] Орлов А. О социально-экономической природе современной инфляции // Общество и экономика. -2005. -№ 4. [C.95-105].
[6] Таблица составлена автором по данным Росстата и Минэкономразвития
[7] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2007 г. [С. 552-559]
[8] Учебник по основам экономической теории. Под ред. Камаева В.Д., М.: Владос, 2003 г. [С. 416-441]
[9] Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2007 г. [С. 552-559]
[10] Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика. 2000 г. [С. 130 - 138]
[11] Анализ составлен на основе данных Министерства экономического развития РФ – http://www.economy.gov.ru и Федеральной службы государственной статистики – http://www.gks.ru